Научная статья на тему 'Изучение народного искусства Северного Кавказа как педагогическое условие формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов'

Изучение народного искусства Северного Кавказа как педагогическое условие формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ART EDUCATION / GENERAL CULTURAL COMPETENCIES / TOLERANCE / FOLK ART / COGNITIVE ACTIVITIES / ETHNOCULTURAL VALUES / NATIONAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Марина Ивановна

В статье рассматривается народное искусство Северного Кавказа одной из древнейших мировых цивилизаций и культуры, уникального многонационального и поликонфессионального региона России, которое является пластом для создания соответствующих педагогических условий эффективного формирования общекультурных компетенций и толерантности и представлено как система, гармонизирующая личность изнутри и влияющая на успешную адаптацию в поликультурной среде. Акцентируется важность художественного образования в области народного искусства как трансляция в современный социум лучших региональных и общероссийских народных традиций, влияющих на развитие духовной сферы и конкретной личности, и общества в целом. Представлено содержание пропедевтического курса проектирования среды, который позволяет обучающимся расширить знания, связи и отношения, способствует приобщению к народному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE FOLK ART OF NORTH CAUCASUS AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR FORMING GENERAL CULTURAL COMPETENCIES AND TOLERANCE OF STUDENTS

The article considers the folk art of North Caucasus that is one of the world's most ancient civilizations and cultures, a unique multinational and multi-confessional region of Russia. It is a basis for creating corresponding pedagogical conditions of the effective formation of common cultural competencies and tolerance, which is represented as a system, harmonizing the personality internally, and influencing a successful adaptation in a multicultural environment. The article focuses on the importance of art education in the field of folk art as a translation of the best regional and national folk traditions into the modern society, which influence the development of the spiritual sphere of both a concrete person and a society as a whole. The article also presents the content of the introductory course in the design of the environment that allows students to expand their knowledge, connections and relationships and contributes to the introduction to folk art.

Текст научной работы на тему «Изучение народного искусства Северного Кавказа как педагогическое условие формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов»

ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНОГО ИСКУССТВА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

THE STUDY OF THE FOLK ART OF NORTH CAUCASUS AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR FORMING GENERAL CULTURAL COMPETENCIES AND TOLERANCE OF STUDENTS

М.И. Фролова

M.I. Frolova

Художественное образование, общекультурные компетенции, толерантность, народное искусство, познавательная деятельность, этнокультурные ценности, национальные традиции. В статье рассматривается народное искусство Северного Кавказа - одной из древнейших мировых цивилизаций и культуры, уникального многонационального и поликонфессионального региона России, которое является пластом для создания соответствующих педагогических условий эффективного формирования общекультурных компетенций и толерантности и представлено как система, гармонизирующая личность изнутри и влияющая на успешную адаптацию в поликультурной среде. Акцентируется важность художественного образования в области народного искусства как трансляция в современный социум лучших региональных и общероссийских народных традиций, влияющих на развитие духовной сферы и конкретной личности, и общества в целом. Представлено содержание пропедевтического курса проектирования среды, который позволяет обучающимся расширить знания, связи и отношения, способствует приобщению к народному искусству.

Art education, general cultural competencies, tolerance, folk art, cognitive activities, ethnocultural values, national traditions.

The article considers the folk art of North Caucasus that is one of the world's most ancient civilizations and cultures, a unique multinational and multi-con-fessional region of Russia. It is a basis for creating corresponding pedagogical conditions of the effective formation of common cultural competencies and tolerance, which is represented as a system, harmonizing the personality internally, and influencing a successful adaptation in a multicultural environment. The article focuses on the importance of art education in the field of folk art as a translation of the best regional and national folk traditions into the modern society, which influence the development of the spiritual sphere of both a concrete person and a society as a whole. The article also presents the content of the introductory course in the design of the environment that allows students to expand their knowledge, connections and relationships and contributes to the introduction to folk art.

История показывает, что ни один народ не развивался в условиях изоляции от других, не мог никогда полностью обходиться только своими ценностями [Воло-ва, 2005 с. 111, 150; Триус, 2008]. Все народы в той или иной мере включены в историю цивилизации. Северный Кавказ - один из древнейших очагов мировых цивилизаций и культуры, уникальный многонациональный и поликонфессиональный регион России. Исторические судьбы народов Северного Кавказа ни-

когда не были изолированы, они переплетались между собой, и в результате происходило взаимодействие культур и традиций, что помогало их этногенезу. Этническая культура народов Северного Кавказа имеет общие исторические закономерности развития, и диалог нескольких культур на каждом этапе развития общества помогает лучше понять национальное своеобразие народов, при котором многона-циональность служит взаимовлиянию и обогащению культур. Культура выступает необходи-

мой предпосылкой функционирования общества, своеобразным (родовым) механизмом, гарантирующим передачу всеобщих человеческих сущностных сил посредством мышления, чувств, воли, толерантности, и поэтому способствует развитию этноса.

Л.А. Волова отмечает: «Северокавказский регион является целостным культурным образованием (субъектом культуры), представляющим собой согласованное "множество в единстве"» [Волова, 2005, с. 211]. Следует отметить, что традиционный подходе освещении межэтнических контактов зачастую сводится к показу того, что и в каких количествах друг у друга заимствовали народы. Мы разделяем мнение H.H. Великой, что такой взгляд почти не применим к рассматриваемому региону. H.H. Великая указывает, что «ведущей тенденцией здесь были не массовые заимствования, а межэтническая интеграция, приводившая к созданию единого экономического и социально-политического пространства, к выработке однородных черт культуры» [Виликая, 2001, с. 330; Триус, 2008].

Основным критерием, выступающим в контексте любого национального развития, является стремление людей к взаимодействию с культурой других народов. Именно народное искусство эстетически утверждает этнос. Особое значение в сохранении самобытности культуры и менталитета, а также способности противостоять негативным тенденциям насаждения антикультуры, антиценностей имеет художественное образование в области народного искусства как трансляция в современный социум лучших региональных и общероссийских народных традиций, влияющих на развитие духовной сферы и конкретной личности, и общества в целом. С другой позиции, проблема современного общества с учетом изменений в социально-политической жизни, внешняя и внутренняя политика нашего государства приводят к актуализации преодоления агрессии и национальной нетерпимости к носителям иных культур, вероисповеданий, поскольку незнание, непонимание ведут в результате к неприятию самой культуры и ее носителей.

Исходя из вышеизложенного, приобретает актуальность проблема формирования общекультурных компетенций и толерантности личности как важнейших качеств, детерминирующих успешность адаптации индивида к поликультурной среде, и развития гуманистического общества, что является одной из главных задач образования, в том числе и художественного. Мы разделяем точку зрения И.Н. Крыловой, что «художественное образование - это не только национальное культурное достояние, но и единственная в своем роде возможность воздействия на духовное развитие человека. Отечественные культурно-исторические ценности выступают незаменимым фактором формирования у подрастающего поколения национального самосознания, межкультурного взаимодействия и чувства ответственности за будущее процветание страны» [Крылова, 2011].

Этнические ценности, представляющие совокупность культурных традиций этноса, которые подчеркиваются самим этносом в качестве наиболее специфичных в контексте исторического, культурного своеобразия, являются составляющими национальной культуры в целом. Специфичность культурного ландшафта - отличительная черта Северного Кавказа, представляющего собой миниатюрную модель многообразия культур всего мира, цивилизаций Востока и Запада: хеттской, вавилонской, древнегреческой, древнеримской, византийской, арабской, славянской, западноевропейской и др. [Золото-ва, 2004]. Это влияние непосредственно отразилось в народном искусстве. В декоративно-прикладном искусстве, включая традиционное народное искусство, сосредоточен огромный потенциал духовных, нравственно-этических и эстетических ценностей. Воспитательная роль этих ценностей в условиях поликультурной среды реализуется путем ознакомления обучающихся с народно-прикладными видами искусства народов Северного Кавказа, в том числе Карачаево-Черкесской Республики.

Изучение ценностных ориентаций является важным, поскольку они не только отражают отношение личности к некоторым аспектам

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

[109]

S

X

н и

щ м

социальной системы, но также выполняют регулятивную роль в поведении. Составляющие систему ценностей цели жизнедеятельности и средства их достижения направляют потребности и интересы человека и главным образом обусловливают мотивацию его действий и поступков [Хачатрян, 2013, с. 262; Золотова, 2004].

Крупнейший специалист в области народного искусства B.C. Воронов пишет: «...задача настоящего времени - проложить новые пути и отыскать новые формы, в которые могла бы естественно перелиться здоровая художественная сила, которая когда-то до краев наполняла крестьянское бытостроительство. Нужно сберечь ту художественную внутреннюю энергию и то огромное, веками накопленное и сейчас еще живое техническое мастерство, которым было уходящее искусство крестьянства» [Воронов, 1927, с. 6-9].

В практической деятельности педагогов подтверждается теоретический постулат, что содержание художественного образования должно базироваться на единстве и многообразии культуры различных этносов.

Немаловажен тот факт, что каждый из нас чуждую ему культуру рассматривает через призму своих знаний, систему убеждений, опыта, предрассудков, стереотипов, культурной идентичности, культурно-исторических традиций, духовных и морально-нравственных ценностей. Именно отсутствие и недостаток информации, знаний о чем-либо, особенно у молодого поколения, вызывает неверную интерпретацию, фобию перед культурой, традициями или верованием других этносов. И зачастую образовавшийся информационный вакуум заполняется стереотипами восприятия иных культур, навязанных извне различными средствами коммуникации или массовой информации.

Поэтому одной из целей нашего исследования является создание соответствующих педагогических условий в вузе для приобщения к народному искусству как фактору формирования общекультурных компетенций и толерантности личности студента, обогащения его внутреннего мира.

Для эффективного формирования общекультурных компетенций и толерантности знания о культуре, традициях и обычаях других этносов имеют ключевое значение.

Именно в произведениях народного искусства сфокусированы все особенности национальной действительности, национальной истории, менталитета, психологии, исторических, природных и иных условий. Но любой народ не живет обособленно, поэтому, на наш взгляд, произведения народного искусства следует анализировать в соответствии с особенностями культуры других народов, живущих рядом. В связи с этим в рамках нашего исследования при формировании общекультурных компетенций и толерантности в процессе художественного образования учитывались следующие аспекты: 1) культурного релятивизма - подчеркивание различий между культурами; 2) абсолютизма - абсолютизация сходств между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются любые различия между ними; 3) универсализма -единство психики с возможными, достаточно существенными внешними различиями.

В современных исследованиях, посвященных проблеме взаимодействия общечеловеческой и национальной культуры, подчеркивается, что культура - развивающееся явление, которое зависит от этнических, исторических традиций, имеет национальное оформление и выражение.

В данной статье мы не претендуем на всесторонний анализ понятий общекультурных компетенций и толерантности в силу многоаспектное™ и многофункциональности. Отметим, что в настоящее время в условиях поликультурной среды меняется общая парадигма образования.

Толерантность - ценность, представляющая собой культуру личности, ее отношение к окружающему миру, т.е. такие личностные качества, как доброжелательность, сдержанность, понимание. Формирование толерантной личности студента как процесс изменения личности обучающегося посредством вхождения его в поликультурную образовательную среду, предполагающий ориентацию на ценности толерантно-

сти с целью осознания ее значимости, приобщение к толерантным ценностям, моральной и духовно-нравственной культуре, является эффективным средством межэтнического взаимодействия и успешной адаптации личности в поликультурной среде.

Сегодня в педагогической и образовательной практике в основном применяются следующие направления деятельности в сфере формирования толерантности: просветительская работа, индивидуальная диагностика и консультирование учащихся с оказанием помощи по оптимизации стиля общения, мотивационные тренинги, упражнения по формированию толерантности, психологические игры [Зиновьев, 2011, с. 215].

В связи с вышеизложенным необходимо выработать новые подходы и методы в художественном образовании, потому что именно педагог закладывает тот основной фундамент, который личность впоследствии развивает на протяжении всей жизни.

Включенность студентов в разные направления деятельности, в том числе и познавательную, препятствует замкнутости студента, способствует расширению его связей и отношений, приобщению к общим традициям, нормам, правилам поведения не только в микрогруппе, но и социуме в целом. Обеспечение творческого характера деятельности делает эмоционально привлекательным участие в ней для обучаемого, нацеливая не только на достижение внешнего результата, но и на реализацию процессов творческого познания окружающего мира, что является важным аспектом для эффективного формирования общекультурных компетенций и толерантности.

Именно деятельность человека является необходимым и ведущим условием его развития. Только в процессе деятельности человек способен приобрести жизненный опыт, познать окружающую действительность, усвоить знания, выработать умения и навыки, сформировать личностные качества. Ценностный мотив познавательной деятельности формируется в процессе ее осуществления. Являясь практически действенным, он создает направленность инте-

ресов и обеспечивает становление потребности в образовании на протяжении всей жизни [Калашникова, 2013; Чиганова, 2015, с. 167].

Одним из примеров является разработанный в рамках нашего исследования пропедевтический курс «Проектирование дизайн-среды», объединенный с изучением национально-региональных традиций, который проводился на базе института культуры искусства КЧГУ. Ведение данного курса не только позволит ознакомить обучающихся с базовыми знаниями по проектированию дизайн-среды, но и в процессе познавательной деятельности поможет более эффективно сформировать общекультурные компетенции и толерантность. Процесс обучения проектированию дизайн-среды мы сочли целесообразным представить в форме различных по содержанию и методам обучения образовательных модулей. Первые два модуля представлены линейной методикой подачи материала, что позволяет рассматривать изучаемую дисциплину развернуто, как составленную из отдельных элементов, выстроенных в строгой последовательности. В данной логической последовательности рассматриваются всевозможные составляющие компоненты дисциплины, этапы функционирования и протекания разноплановых процессов. Программа третьего модуля представляет системный способ подачи материала, состоящий из элементов и системообразующих связей между ними. Четвертый модуль - работа над проектом.

Первый модуль - историко-искусство-ведческий - включает: 1) изучение краткой истории региона; 2) истории традиционного проектирования среды в регионе. В рамках данного модуля проводятся экскурсии в историко-краеведческий музей, ставящие целью изучение музейных экспонатов народного искусства, выполнение эскизов и набросков традиционной утвари, предметов быта, изучение их технологических особенностей и декоративной обработки. Проводится сбор информации полевого материала, например: эскизы орнамента, формы предметов быта; изучение и анализ элементов орнамента как символов, знаков и сопоставле-

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

[111]

S

X

Н U

м

ние этих значений у других народностей; цветовой колорит как язык общения, расположение предметов быта в интерьере, их смысловое значение; анализ сырья, используемого народными мастерами; утилитарное назначение вещи и художественное оформление; встречи с народными мастерами. Полученную информацию студенты анализируют и используют для выполнения заданий в последующих модулях.

Второй модуль-теоретический: изучение теории основ проектирования среды (краткой истории возникновения; видов; задач дизайна); этапов работы над проектом дизайн-среды (постановка конкретной задачи); сбор и накопление информации по заданной проблеме; выбор оптимальных средств решения проблемы; создание целостного образа, обобщение; применение методов эвристики и проектирования (трансформация и кинетизм); модульное проектирование.

В третьем модуле учебные задачи были разделены по методике решения и уровню их воздействия на развитие компетентности студентов. Задания, основанные на аналитических задачах, не только направлены на формирование каждого действия в отдельности, но и дают возможность выделить простые составляющие (этапы) решения, отследить ход умственных операций обучаемого.

Для выполнения задания четвертого модуля постановка задач осуществляется самим студентом, а не педагогом, что требует от обучаемого высокой степени самоорганизации и самообразования [Фролова, 2015].

В процессе данных занятий обучающийся погружается в особую атмосферу истории, культуры, национальных традиции и обычаев, что дает больше возможностей, средств и методов воздействия на развитие личности, и в частности на формирование общекультурных компетенций и толерантности, в отличие от тренинга или упражнения.

Также в рамках курса нами проводился на базе института культуры и искусства Карачаево-Черкесского государственного университета широкомасштабный проект «В объективе - национальные традиции», который состоит из мини-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проектов. Например, изготовление узорных войлоков, характерное для многих народов. В нашей республике этим промыслом в основном занимались карачаевцы, абазины, ногайцы в силу главенствующего значения обработки шерсти. В технологии изготовления изделий используются разнообразные элементы орнамента, композиции, цветовое решение.

Искусство войлочных ковров уходит в далекую древность. Они были главным и обязательным украшением жилища: их вешали на стены, ими устилали полы. Их практическая функция базировалась на применении утилитарных свойств шерсти, а именно утепляющих качествах. Они были выполнены с учетом законов декоративно-прикладного искусства и формировали эстетическую атмосферу интерьера, что делало их очень востребованными. Но для этого вида народного искусства настало трудное время: узорные войлоки вытеснены из обихода и быта горцев яркими покупными коврами и другими изделиями. В домах горцев можно встретить изделия 25-35-летней давности. Сейчас последние мастерицы уже в преклонном возрасте. Искусство создания узорных войлоков не передается по наследству, оно потихоньку умирает.

В рамках проекта «Войлок - из прошлого в настоящее» студентами решалась задача не только сохранить этот вид народного искусства, увидеть его красоту, найти применение в новых условиях, но и найти общее в изделиях такого плана у других народностей. Через представление и раскрытие всего национального своеобразия возможна реализация народного искусства того или иного народа. Национальное искусство позволяет выявить специфический, присущий ему образ, родовые, генетические черты, в образной форме утвердить свойственное ему национальное самосознание.

Представленный образовательный курс позволяет студентам не только расширить знания по проектированию дизайн-среды, но и приобщиться к народному искусству, решению проблем межэтнического и межкультурного взаимодействия, развитию навыков толерантного отношения, что способствует эффективному фор-

мированию общекультурных компетенций и толерантности.

В заключение отметим, что изучение истоков народного искусства является пластом для создания соответствующих педагогических условий эффективного формирования общекультурных компетенций и толерантности, рассматривается как система, гармонизирующая личность изнутри и влияющая на успешную адаптацию в поликультурной среде.

Библиографический список

1. Великая H.H. Политические, социально-экономические и этнокультурные процессы в Восточном Предкавказье (XVI11—XIX вв.): дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2001. 519 с.

2. Волова Л.А. Коммуникативные процессы в полиэтничном социокультурном пространстве: дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2005. 328 с.

3. Воронов B.C. Крестьянское искусство и крестьянская промышленность // Вестник промысловой кооперации. 1927. № 9 /14.

4. Зиновьев Д.В. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М.: Смысл, 2011. 352 с.

5. Золотова Б.Х. Культура межэтнического общения: региональный аспект: дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. 173 с.

6. Калашникова A.B. Формирование ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Красноярск, 2013. 22 с.

7. Крылова И.Н. Основные направления развития художественного профессионального образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 3. С. 168-173.

8. Триус Л.И. О современных подходах к изучению вопросов межкультурного взаимодействия на Северном Кавказе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. № 77. URL: http:// cyberleninka.ru (дата обращения: 7.06.2016).

9. Фролова М.И. Аспекты экодизайна в системе обучения студентов художественных специальностей на занятиях проектирования среды как инструментарий формирования толерантности // Кавказский диалог: матер. VI межд. науч.-прак. конф. (27 ноября 2015 г.).

10. Хачатрян И.А. Метаанализ формирования ценностных ориентаций личности в этнокультурном аспекте // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 262-269. Невинномысск: НГГТИ, 2015. С. 384-386.

11. Чиганова Е.А. Ценностный мотив познавательной деятельности личности как предмет теоретического анализа // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 166-172.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

[113]

S

X

Н U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.