Научная статья на тему '«Кавказский диалог» как способ педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности в рамках формирования общекультурных компетенций'

«Кавказский диалог» как способ педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности в рамках формирования общекультурных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Николаевна, Фролова Марина Ивановна

В статье рассматривается использование потенциала международной научно-практической конференции как способа педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности в рамках формирования общекультурных компетенций. Проанализированы характерные особенности научного мероприятия, которое позволяет интегрировать различные интерактивные методики, создавая условия, в процессе которых происходит преобразование социального опыта обучающегося для успешной адаптации личности к жизни и конструктивному взаимодействию в поликультурном многоформатном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Елена Николаевна, Фролова Марина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Caucasian dialogue" as a method of pedagogical support of process of tolerance education within the forming of cultural competence

The article discusses the use of the potential of international scientifically-practical conference as a way of pedagogical support of the process of tolerance education within the forming of cultural competences. Characteristic features of scientific events are analyzed, that allows you to integrate a variety of interactive methods, creating the conditions in which there is a transformation of the social experience of the student for successful adaptation of the individual to life, and constructive interaction in multicultural, multi-format world.

Текст научной работы на тему ««Кавказский диалог» как способ педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности в рамках формирования общекультурных компетенций»

же время в полной мере современным, занять лидирующие позиции в мировом образовательном и спортивном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блеер, А.Н. Конкурентоспособность российских специалистов в условиях глобализации: курс на прогностическое образование / А.Н. Блеер, А.В. Скотникова // Вестник спортивной науки. - № 2. - 2016. - С. 3-10.

2. Демография хромает? Минобрнауки ожидает дефицита абитуриентов [Электронный ресурс] // Образование. - 2015. - № 27-28. // URL : http://www.poisknews.ru/theme/edu/15148 - Дата обращения 15.05.2016.

3. Дзигуа, Д. В. Отраслевой университет как кадровая база сферы физической культуры и спорта / Д.В. Дзигуа, И.Ю. Люлевич // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 03 (45). - С. 172-178.

4. Калаков, Н.И. Центр глобалистической прогностики в системе прогнозирования развития российского образования в условиях трансформаций и инновационного обновления общества / Н.И. Калаков, И.Э. Куликовская, А.В. Скотникова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 7. - С. 20-25.

5. Калаков, Н.И. Стратегия развития прогностического образования в России / Н. И. Калаков, И. Э Куликовская, А. В. Скотникова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. - № 4. - С. 27-35.

REFERENCES

1. Bleer, A.N. and Skotnikova, A.V. (2016), "Russian Specialists' Competitive Abilities under Globalization Conditions: Focus on Future Education", VestnikSportivnoy Nauki, No. 2, pp. 3-10.

2. "Demography Goes Lame? Ministry of Education Expecting Deficiency in High School Graduates", (2015), Obrazovaniye, No.27-28, available at: http://www.poisknews.ru/theme/edu/15148.

3. Dzigua, D.V. and Lyulevich, I.Yu. (2016), "Branch University as a Human Resource Base for Physical Training and Sports", Problemy Sovremennoy Nauki i Obrazovaniya, No. 03 (45), pp. 172-178.

4. Kalakov, N.I., Kulikovskaya, I.E. and Skotnikova, A.V. (2012), "Globalist Prognostics Center in the System of Russian Education Development Forecast under Conditions of Society Transformations and Innovative Renovation", Izvestiya Yuzhnogo Federalnogo Universiteta. Pedagogicheskie Nauki, No. 7, pp. 20-25.

5. Kalakov, N.I., Kulikovskaya, I.E. and Skotnikova, A.V. (2014), "Future Education Development Strategy in Russia", Izvestiya Yuzhnogo Federalnogo Universiteta. Pedagogicheskie Nauki, No. 4, pp. 27-35.

Контактная информация: askotnikiva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.08.2016

УДК 378

«КАВКАЗСКИЙ ДИАЛОГ» КАК СПОСОБ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В

РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Елена Николаевна Сорокина, кандидат педагогических наук, доцент, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт (НГГТИ), Невинномысск, Марина Ивановна Фролова, кандидат педагогических наук, докторант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (КЧГУ),

Карачаевск

Аннотация

В статье рассматривается использование потенциала международной научно-практической конференции как способа педагогического сопровождения процесса воспитания толерантности в рамках формирования общекультурных компетенций. Проанализированы характерные особенности научного мероприятия, которое позволяет интегрировать различные интерактивные методики, создавая условия, в процессе которых происходит преобразование социального опыта обучающе-

гося для успешной адаптации личности к жизни и конструктивному взаимодействию в поликультурном многоформатном мире.

Ключевые слова: научно-практическая конференция, толерантность, общекультурные компетенции.

"CAUCASIAN DIALOGUE" AS A METHOD OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROCESS OF TOLERANCE EDUCATION WITHIN THE FORMING OF CULTURAL

COMPETENCE

Elena Nikolaevna Sorokina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute, Nevinnomyssk, Marina Ivanovna Frolova, the candidate of pedagogical sciences, doctoral, Karachaevo-Cherkessk State University named after U. D. Aliyev, Karachaevsk

Annotation

The article discusses the use of the potential of international scientifically-practical conference as a way of pedagogical support of the process of tolerance education within the forming of cultural competences. Characteristic features of scientific events are analyzed, that allows you to integrate a variety of interactive methods, creating the conditions in which there is a transformation of the social experience of the student for successful adaptation of the individual to life, and constructive interaction in multicultural, multi-format world.

Keywords: scientific-practical conference, tolerance, and cultural competence.

Социокультурные перемены в жизни общества сопровождаются активным поиском форм и способов самоидентификации этнических групп (особенно в сфере искусства, культуры и образования), с учетом новой модели образования, построенной на идеях патриотического воспитания [5] и национальных традициях [9].

Новые целевые установки государственной политики сформулированы в статье 12 Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными социокультурными ценностями» [7].

Личность человека выходит на первый план, а главная задача - исследовать возникающий новый мир и решать зачастую непростые личностные и профессиональные проблемы. В этой связи формируются новые научные трудности взаимоотношений современного человека и общества, их постоянная оптимизация, переосмысление, поиск новых подходов и активное выстраивание, их текущие образовательные программы, научные исследования и учебные планы.

В связи с вышеизложенным, приобретает актуальность проблема формирования толерантности личности в рамках общекультурных компетенций, как одного из важнейших качеств, детерминирующих успешность адаптации индивида жить, конструктивно взаимодействуя в многоформатном поликультурном мире. Формирование общекультурных компетенций и толерантности студента осуществляется под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешним фактором выступает система образования, создающая условия формирования у студента аксиологической триады: знания, отношения, поведения. В качестве внутреннего фактора, являющегося источником формирования личностных качеств обучающегося, выступает образовательная деятельность, организация которой опирается на принципы формирования умственных действий П.Я. Гальперина [4] и психологическое учение об интериоризации Л. С. Выготского [3]. В этой связи обеспечение системности формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов не только в учебном процессе, но и во внеучебной деятельности будет более успеш-

ной при организации соответствующего педагогического сопровождения, позволяющего реализовать весь потенциал поликультурной среды вуза.

На единстве учебного и воспитательного процессов традиционно строится воспитательная работа в вузе. Но вместе с тем целесообразно выделить и разные формы данной работы: воспитание во время обучения, которое определяется, главным образом, личностью педагога, традициями вуза, его авторитетом и воспитание во внеучебное время, требующее конкретных мероприятий, способных стать привлекательными для студентов и решающих конкретные задачи, поставленные организаторами [6].

Новые подходы в образовании предъявляют требования естественным образом к изменениям традиционных форм проведения научных конференций, которые должны представлять динамический широкомасштабный проект. Научные мероприятия проекта должны выходить за пределы узкого круга лиц, привычных дискуссионных площадок ограниченные одной тематикой, рассматривающей только один аспект научного исследования. Новый формат динамичных площадок современного коммуникационного типа представляет собой международная научно-практическая конференция «Кавказский диалог», мобилизуя в себе критические подходы восприятия достигнутого, анализируя взгляд на возникающие новые проблемы и практические потребности, трансформация новой информации и передача новых знаний на языке понятной большинству аудитории практических работников. Особое значение это имеет для образовательных учреждений, реализующих стандарты нового поколения, готовящих специалистов как гуманитарного, так и технического профиля. Таким образовательным учреждением является государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномыс-ский государственный гуманитарно-технический институт» (далее НГГТИ).

С одной позиции именно системное и динамическое взаимодействие во всех аспектах современного образования влияет на повышение качества образования групп ученых, преподавателей, аспирантов, магистрантов, докторантов, бакалавров с научной средой образовательного учреждения (институт, университет и т.д.). С другой позиции такая площадка важна для региона, представляющего собой поликультурное многообразие, таковым и является Северо-Кавказский Федеральный округ. Как отмечает Л.А. Волова, Северокавказский регион является целостным культурным образованием (субъектом культуры), представляющим собой согласованное «множество в единстве»» [1]. Следует отметить, что традиционный подход в освещении межэтнических контактов зачастую сводится к показу того, что и в каких количествах друг у друга заимствовали народы. Мы разделяем мнение Н.Н. Великой, что такой взгляд почти не применим к рассматриваемому региону. Н.Н. Великая указывает, что «ведущей тенденцией здесь были не массовые заимствования, а межэтническая интеграция, приводившая к созданию единого экономического и социально-политического пространства, к выработке однородных черт культуры» [2, 8].

Такой средой, по нашему мнению, является обновленная по содержанию и технологическим подходам проведения международная научно-практическая конференция «Кавказский диалог», проводимая уже в течение нескольких лет в г. Невинномысске Ставропольского края.

Стратегической целью данной конференции является продвижение идей толерантности среди молодежи Северного Кавказа через раскрытие общности этнических культур.

Основной задачей данного научного мероприятия является обоснование использования научной конференции как формы педагогического сопровождения формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов с учетом психолого-педагогических условий построения внеучебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированного, диалогового, культурологических подходов.

Научная новизна заключается в том, что конференция рассматривается как форма педагогического сопровождения формирования общекультурных компетенций и толе-

рантности студентов, что позволило интегрировать различные интерактивные методики, создавая для обучающегося ситуационные условия, в процессе которых происходит преобразование социального опыта, передача и восприятие информации и культурных ценностей для успешной адаптации личности к жизни и конструктивному взаимодействию в многоформатном поликультурном мире.

Конференция проводится по инициативе кафедры профессионального обучения ГАОУ ВО НГГТИ и при поддержке администрации города Невинномысска.

Данное мероприятие существует уже более 6 лет на базе вуза, что свидетельствует о неиссякаемом интересе как отечественных, так и зарубежных научных работников и преподавателей вузов, учреждений дополнительного профессионального образования, докторантов, аспирантов, педагогических работников образовательных организаций, представителей общественности и др., проявляющих интерес к рассматриваемым проблемам

С 2010 по 2015 год в конференции «Кавказский диалог» приняли участие более 800 человек, представлено более 550 докладов, общим объемом 167,4 п.л. Отмечено 19 зарубежных участников (Азербайджан, Германия, Израиль, Италия, Турция, Украина). Среди участников более 40 докторов наук, 100 кандидатов наук, аспиранты и соискателей, 200 студентов. По профессиональным интересам это ученые, члены общественной палаты РФ, а также профессиональные экономисты, менеджеры, юристы, предприниматели, государственные служащие и др.. Международная научно-практическая конференция «Кавказский диалог» стала площадкой, на которой третий год подряд проходит заседание консультативного совета администрации города Невинномысска по вопросам национально-этнических отношений председателем консультативного совета и модератором, которого является глава администрации города Невинномысска.

В течение последних шести лет на разноплановых площадках представлена целая серия разноаспектной тематики конференции: секции, круглые столы, публичные лекции, переговорно-консультационные площадки, мастер-классы, выставки, на которых участники обсуждают актуальные вопросы и злободневные темы современного общества: вопросы толерантности в межкультурной, межконфессиональной и межнациональной среде. За время работы конференции были организованы и проведены:

- мастер-классы «Рекреационный потенциал региона Северного Кавказа в рамках фитнес-методики «BODY SCULPT» и «Изготовление кукол в народной традиции»;

- семинар: «Сохранение национально-культурных традиций средствами народно-художественных промыслов»;

- дискуссионные площадки «Россия в условиях модернизации и глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы» и «Трансформация профессионального образования в новых организационно-экономических условиях»;

- выставки - дегустации кухни народов Северного Кавказа, которые были организованы студентами кафедры профессионального обучения и технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров НГГТИ и обучающимися Кочубеевского гуманитарно-технического колледжа - филиала НГГТИ;

- выставки декоративно-прикладного творчества, предметов быта народов Северного Кавказа в которых приняли участие: ГАОУ ВО НГГТИ; ГОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева ( далее КЧГУ им. У. Д. Алиева.); МБОУ СОШ № 11 г. Невинномысска; МОУ СОШ № 16 с. Казьминское; «Галерея мастеров» г. Невинномысск; ГБОУ НПО «Профессиональное училище» № 39 г. Зелено-кумск; фотоконкурс «Кавказский диалог», участниками которого стали более 160 человек, представивших более 400 фоторабот.

Большой интерес вызывает интерактивная площадка, которая ежегодно открывает работу «Кавказского диалога» - это ознакомление с обрядами этносов проживающих на территории Северного Кавказа (например, открытием VI конференции был обряд «Взятие под бурку» ансамбль казачьей песни «Степной дозор», руководитель педагог допол-

нительного образования МБУ ДО «Дворец детского творчества» рук. Л.В. Константинова), в ходе которого сами участники конференции становятся непосредственно участниками обряда, узнавая в рамках своей культурной идентичности культуру других этносов.

Немало важен тот факт, что каждый из нас чуждую ему культуру рассматривает через призму своих знаний, систему убеждений, опыта, предрассудков, стереотипов, культурной идентичности, культурно-исторических традиций, духовных и морально-нравственных ценностей. Именно отсутствие и недостаток информации, знаний о чем-либо, особенно у молодого поколения вызывает неверную интерпретацию, фобию перед культурой, традициями или верованиями других этносов. И зачастую образовавшийся информационный вакуум заполняется стереотипами восприятия иных культур навязанных извне различными средствами коммуникации или средствами массовой информации.

Всем: семье и обществу, бизнесу и государству нужны активные, креативные, яркие личности с высокой культурой и толерантностью, свободным сознанием, способные решать проблемы, как на личностном, так и на общественном и на профессиональном уровне. Поэтому ключевой темой «Кавказского диалога» был и остаётся вопрос личности обучающегося - её развитие является знаковой для обновляющегося образования, реагирующего на вызовы времени. К этому нацеливают обсуждение приоритетных вопросов для образования - создание условий и технологий развития личности во всех системах от дошкольного до профессионального образования с учетом специфики Северного Кавказа.

Необычным по формату является участие зарубежных представителей, которые отмечают, что проблемы, поднятые на площадках «Кавказского диалога» являются и их проблемами и решать их необходимо сообща, делясь опытом решения вопросов толерантности и общей культуры молодежи в разных аспектах рассмотрения. В настоящее время на конференции представлено более 150 докладов из Белоруссии, Германии, России, Сербии, Армении, Абхазии. Украины. Так же зарубежными участниками конференции отмечается, что обсуждение идей формирования толерантности целесообразно не только с позиции культуры, этнокультурных ценностей, но и с позиции экономики, энергетики, экологии, использования информационных технологий, организации рабочих мест для молодежи, единства обсуждения проблем толерантности от дошкольника до уже состоявшегося специалиста.

Простое рассуждение о толерантности, что и как делать, это подход, который не позволяет увидеть изменения в данной проблематике. Именно обновлённый, более разнообразный как состав участников, так и тематика площадок «Кавказского диалога» существенно повышает установку на долгосрочное взаимодействие как внутри, так и вне площадки вуза, расширяя, модернизируя педагогические и социальные практики и политику вуза. При этом позволяя сам процесс формирования общекультурных компетенций продвижение идей толерантности среди молодежи Северного Кавказа раскрытие через общности этнических культур привести в действие с положительным результатом.

Вовлечение студентов организацию и работу научно - практичной конференции такого формата необходимо и эффективно, потому что роли преподавателя и студентов в данном аспекте меняются. Студенты из безынициативных, инертных, пассивных исполнителей превращаются в активных участников, которые самостоятельно обозначают проблему, производят отбор необходимого материала, изучают и анализируют его. Студенты были не просто участниками разных площадок, но и выступали модераторами ряда дискуссионных площадок и мастер - классов.

Например, мастер - класс «Изготовление кукол в народной традиции», который был проведен в рамках реализации гранта Северо-Кавказского молодежного форума «Машук-2013 (модератор: студентка И.Н. Ниминущая - член творческого союза дизайнеров России, дизайнер авторских игрушек).

В разрезе фотоконкурса «Кавказский диалог», студентами ИКИ КЧГУ им. У.Д. Алиева был представлен цикл фотографий, в которых иллюстрировались традиции и

обычаи народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики - для популяризации межкультурного взаимодействия народов республики, привлечения внимания к их жизни и формирования основ толерантности в многонациональном обществе России.

У студентов формируются навыки работы как в микрогруппе, так как и в социуме. Участие в конференции такого плана позволяет обучающимся расширить свои знания, связи и отношения, способствует приобщению к народному искусству как фактора для эффективного формирования общекультурных компетенций и толерантности, межэтнического взаимодействия, взаимопонимания, диалога, передачи и восприятия информации и культурных ценностей и успешной адаптации личности в поликультурной среде. Им приходится учиться толерантным отношениям, сглаживать индивидуальные особенности своего темперамента и характера, которые могут стать барьером для получения положительных результатов для достижений общей цели.

Таким образом, реализация представленного проекта международной конференции «Кавказский диалог» и последующая учебная и внеучебная деятельность, позволяют студентам с помощью практического опыта ознакомления с этнокультурными ценностями, которые способны заполнить вакуум внутреннего мира обучающегося, рассмотреть круг проблем межэтнического и межкультурного взаимодействия, получить навыки толерантного отношения, которые невозможно приобрести только в процессе учебных занятий, что в свою очередь создает условия для формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов в процессе внеучебной деятельности в вузе.

В целом из проведенных выше мероприятий хорошо прослеживается, что в последнее время в образовательном пространстве вуза происходит переход к новой парадигме современного образования, который заключается не только в обучении, но в созидании личности человека нового времени.

Все это: широкий круг партнеров; разноплановость и актуальность тематики, высокий уровень проведения и активность студентов в организации и проведении конференции создаёт хорошие предпосылки, динамично развивающейся площадке международной научно практической конференции «Кавказский диалог», которая планирует перейти в статус международного форума «Кавказский диалог». Именно диалога во всех аспектах понимания этого значения, создав благоприятную среду для развития и продвижения идей толерантности среди молодежи Северного Кавказа через раскрытие общности этнических культур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волова, Л. А. Коммуникативные процессы в полиэтничном социокультурном пространстве : дис. ... д-ра филос. наук / Волова Л.А. - Ставрополь, 2005. - 328 с.

2. Великая, Н.Н. Политические, социально-экономические и этнокультурные процессы в Восточном Предкавказье (ХУШ-ХГХ вв.) : дис. ... канд. ист. наук / Великая Н.Н. - Ставрополь, 2001. - 519 с.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1982-1984. Т. 1 : Вопросы теории и истории психологии / Под. ред. А. Р. Лурия, М. Г. Яро-шевского. - 1982. - 488 с.

4. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в современной психологии. Сб. научн. трудов. - М. : Наука, 1966. - С. 236-276.

5. Машенцева, Н.В. Патриотическая установка русского менталитета: философско-образовательный аспект / Н.В. Машенцева, Д.В. Полежаев // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. - № 3 (13). - С. 193-200.

6. О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях: Из опыта работы отраслевых вузов. Ростов-на-Дону : Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2001. - 180 с.

7. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] Режим доступа Ийр://273-фз.рф. - Дата обращения 01.06.2016.

8. Триус, Л.И. О современных подходах к изучению вопросов межкультурного взаимодействия на Северном Кавказе / Л.И. Триус // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 77. -С. 186-192.

9. Шелекета, В.О. Концепция «Образование через всю жизнь» - интегративная модель образования и проблемы ценностной регуляции развития общества и культуры / В.О. Шелекета, И.С. Дмитриева, С.И. Копылов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -2013. - № 2 (23). - С. 82-85.

REFERENCES

1. Volova, L.A. (2005), Communication processes in multi-ethnic socio-cultural environment, dissertation, Stavropol.

2. Velikaya, N.N. (2001), Political, socio-economic and ethno-cultural processes in Eastern Caucasus (XVIII-XIXcenturies), dissertation, Stavropol.

3. Vygotsky, L.S. (1982), Psychological systems, collected works in 6 Vol., Pedagogic, Moscow.

4. Galperin, P.Ya. (1966), "The Psychology of thinking and teaching about the gradual formation of mental actions", Research of thinking in modern psychology, Science, Moscow, pp. 236-276.

5. Mashentseva, N.V. and Polezhaev, D.V. (2010), "Patriotic setting of the Russian mentality: philosophical educational aspect", Messenger of Volgograd institute Business, Education. Right, No. 3 (13), pp. 193-200.

6. Higher education activities on the organization and implementation of educational process in modern conditions: From the experience of the higher education institutions (2001), RGUPS, Rostov-on-Don

7. Federal Law No. 273 "The education in Russian Federation" (2012), available at: http://273-

фз.рф.

8. Trius, L.I. (2008), "Modern approaches to the study of cross-cultural issues in the North Caucasus", News of the Herzen state pedagogical University, No. 77, pp. 186-192.

9. Sheleketa, V.A., Dmitriev, I.S. and Kopylov, S.I. (2013), "The Concept of "Education through life - integrative model of education and issues of value regulation of the development of society and culture", Volgograd institute Business, Education. Right, No. 2 (23), pp. 82-85.

Контактная информация: mmi.frolova@yandex.ru; elenasorokin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.08.2016

УДК 796.856.2

СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВОВ ПО ОЦЕНКЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент,

Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент,

Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Настоящая статья отражает результаты одного из этапов исследования, проведённого в рамках выполнения государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы «Разработка модельных характеристик специальной подготовленности на этапах годичного цикла и совершенствования системы педагогического контроля (на примере видов спорта: бокс, тхэквондо)». (Приказ Минспорта России от 07 апреля 2015 года №318). Указанный этап исследования был направлен на сбор и анализ данных, отражающих уровень физической подготовленности высококвалифицированных тхэквонди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.