УДК 378.6
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В.М. Мушарова
Аннотация. В статье обоснована актуальность формирования межэтнической толерантности как общекультурной компетенции у студентов технического вуза; определены задачи высшей школы сегодня. Подчёркнута значимость формирования межэтнической толерантности для будущих специалистов и потенциальных руководителей, призванных регулировать межэтнические отношения в коллективах. Рассматриваются основные направления учебно-воспитательной работы Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) по формированию межэтнической толерантности в студенческой среде. Обобщается опыт работы Клуба дружбы народов университета.
Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность, общекультурная компетенция, история культуры Татарстана, история и культура народов Татарстана, Клуб дружбы народов.
THE MAIN DIRECTIONS OF FORMATION INTERETHNIC TOLERANCE
AS A CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY
V. Musharova
Abstract. Author substantiates the urgency of formation of interethnic tolerance as a cultural competence of students of technical University, the challenges facing higher education today were underlined. The importance of formation of interethnic tolerance for future professionals and potential leaders mars them capable to regulate ethnic relations in groups was accentuated. Author discusses the main directions of educational work of Kazan national research technological University of formation of ethnic tolerance among students and generalizes the experience of the Club of people's friendship of University.
Keywords: tolerance, interethnic tolerance, cultural competence, history of culture of the Tatarstan, history and culture of peoples of Tatarstan, the club of friendship of peoples.
Накопившиеся в прошлом глобальные проблемы сегодня выплёскиваются в виде кризисов, войн, революций. К планетарным угрозам примыкает опасность столкновения исламской и западной цивилизаций (по С. Хантингтону). Межэтнические конфликты часто окрашиваются в религиозные тона. Миграционная активность последнего времени привела к всплеску этнической идентичности. В этой ситуации угроз со стороны международного экстремизма и терроризма, обострения мигрантофобий и ксенофобий условием выживания человечества выступает
толерантность, признание ценности другого [5; 6]. Она значима и для России, для Татарстана, где проживают представители 173 народов, и для Казани, превратившейся в уникальный полиэтнический центр, в том числе, в результате увеличения количества мигрантов и роста числа иностранных студентов. Нарастание
миграционных потоков у некоторых россиян вызывает страх перед возможным ущемлением собственных прав, своего национального достоинства, что может привести к усилению агрессивности, распространению в обществе
нацистских идей. Уже сегодня есть печальные случаи проявления враждебности и нетерпимости среди молодежи, факты избиения и даже убийства темнокожих студентов.
Понятие толерантность широко вошло в отечественную науку сравнительно недавно. Среди ученых нет единства в понимании сущности толерантности. В философском энциклопедическом словаре толерантность определяется как терпимость к иным взглядам, нравам, привычкам [7, с.457]. Такое понимание толерантности допускает восприятие другого, но не ориентирует на целесообразность взаимодействия.
К рассматриваемому понятию активно стали обращаться социологи и психологи, изучая его через личность, включенную в этническую группу, то есть это понятие применяется исследователями межэтнических отношений. Толерантность рассматривается ими не как позиция самоограничения и намеренного невмешательства, согласия на взаимную терпимость, а как принятие других такими, какие они есть и готовность взаимодействовать с ними [3, с.103-104].
Н.М. Лебедева отмечает, что этническая толерантность является не следствием ассимиляции как отказа от собственной культуры, а характеристикой межэтнической интеграции, для которой характерно принятие или позитивное отношение и к этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Такое понимание базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой [1].
Толерантность - не врожденное групповое или индивидуальное свойство, а постоянное и направленное усилие на конструирование и осуществление определенных личностных общественных ценностей и норм поведения. «Общественная толерантность есть сумма индивидуальных толерантностей, когда личность культивирует в себе установку на самоограничение, согласие и сотрудничестве, и когда общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и целенаправленную педагогику толерантности», - утверждает В.А. Тишков [4, с.23].
В решении этой задачи велика роль высшей школы, призванной обеспечить стандарт образования как гаранта современного цивилизованного развития полиэтничного общества. Концептуальным основанием федеральных стандартов высшего
профессионального образования определен компетентностный подход. При этом компетенция трактуется как объединяющая в себе интеллектуальную и навыковую составляющие результата образования, то есть как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей выпускников, обеспечивающая их готовность к компетентному выполнению профессиональной деятельности.
Современные тенденции в
совершенствовании подготовки специалистов инженерного профиля связаны с требованием обеспечения не только их профессиональных знаний, но и с усилением гуманитарной её составляющей, формированием общекультурной основы личности, общекультурных компетенций. Подготовка специалистов XXI в. должна базироваться на синтезе профессионально-компетентного и духовно-гуманитарного, национально-патриотического и планетарного мышления.
В стандартах нового поколения в числе общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник, подчеркнуты способности понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов
культурных коммуникаций; осознавать ценность российской культуры, её место во всемирной культуре, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, быть готовым к сознательному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству в толерантности.
Дополнительные возможности для решения этих задач, стоящих перед системой образования Республики Татарстан, отличающейся уникальным этнокультурным многообразием, открывает реализация национально-
регионального компонента гуманитарного образования через преподавание дисциплин «История культуры Татарстана» и «История и культура народов Татарстана» автором данной статьи. Дисциплины служат инструментом формирования компетенций стандартов нового поколения, связанных с овладением студентами качествами креативности, мобильности, конкурентоспособности, умениями соотнести свою профессиональную деятельность с особенностями конкретной этнокультурной среды. Будущим специалистам и потенциальным руководителям важно овладеть системой знаний, понятий о человеке как представителе того или иного народа, включая характерные для данного народа средства, приемы, принципы коммуникации, то есть культурную сферу общения этноса, которые связаны с обрядами, обычаями, традициями. Это необходимо для успешного регулирования межличностных отношений как в студенческих, так и трудовых коллективах в будущем.
Дисциплины «История культуры Татарстана» и «История и культура народов Татарстана» позволяют осмыслить этнокультурные традиции народов Республики Татарстан в контексте межкультурных коммуникаций. В ходе их изучения студенты знакомятся с этапами государственности и культуры татарского народа и народов Татарстана, с уникальностью процессов и форм взаимодействия народов и культур в Татарстане. При этом история культуры татар рассматривается в тесной связи с культурой других народов, издревле живущих на территории республики, духовно обогащающих друг друга. Это способствует формированию у студентов навыков анализа социально значимых этнических, культурных и общественно-политических процессов в историческом контексте с обращением к важнейшим персоналиям. Благодаря концептуальному лейтмотиву об уникальности взаимодействия этносов и культур в Поволжье, традиций добрососедских межэтнических отношений,
взаимного уважения и толерантности у них формируются способность к диалогу, предполагающему освоение ценностей иных культурных миров, цивилизаций, готовность к кооперации с коллегами разной этнической принадлежности. При этом стимулируется стремление к саморазвитию, и формируется иммунитет против ксенофобии, а также потребность в межэтническом общении в молодёжной среде.
Опыт преподавания этих курсов в КНИТУ позволяет сделать вывод о том, что в процессе изучения их предметов у студентов формируются также такие необходимые качества, как человечность, любовь к Отечеству, родным местам, языку, культуре, уважение ко всем народам, стремление жить в мире, согласии, сотрудничестве [2, с.4].
Освоение теоретических проблем истории культуры Татарстана в нашем вузе сочетается с приобщением студентов к образцам национальных культур во внеучебной работе через деятельность Клуба дружбы народов, созданного автором этих строк ещё в 1988 г. Клуб целенаправленно занимается воспитанием уважения к духовным ценностям разных народов, стремясь преодолеть национальный нигилизм-отчужденность от национальных языков, традиций, обычаев. Клубом возрождены и ежегодно проводятся такие народные праздники как Масленица, Навруз, Нардуган, организуются литературные встречи с писателями, поэтами, деятелями культуры Татарстана и других республик. Клуб дружбы народов создаёт условия для проявления национального в среде интенсивных межэтнических контактов, развития творческих способностей, предоставляет возможность живого и творческого общения, самовыражения, самоутверждения и реализации интеллектуального и личностного потенциала студентов. В нашем вузе обучается более полутора тысяч иностранных студентов, прибывших из стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, что требует больших усилий по успешной их адаптации в новой социокультурной среде. Клуб дружбы
народов играет важную роль в этой адаптации. Потребность в творчестве выступает одним из мотивов участия в Клубе дружбы народов, который предоставляет возможность студентам проявить творческие способности в самых разных жанрах и направлениях. Проведение фестиваля дружбы народов с исполнением национальных песен, танцев, поэтических произведений, сцен из литературной классики и другие формы творчества невозможны без привлечения к мероприятиям и начинаниям талантов. Студенты сами пишут стихи и песни, ставят танцевальные номера для фестивалей и национальных праздников.
Наш Клуб дружбы народов превратился в феномен культурной жизни не только студентов КНИТУ, но и всего города Казани. С начала деятельности клуб выступает центром, объединяющим студентов разных
национальностей вузов города. Клубом апробированы новые формы и методы интегрирования студенческой молодежи в культурно-массовую работу по формированию межэтнической толерантности в масштабах городов Татарстана, республик Поволжья, Приуралья и других регионов России. Ежегодные межвузовские фестивали дружбы народов, проводимые клубом с 2009 г., обрели Поволжский статус. Они стали яркой демонстрацией высокой межэтнической толерантности и средством развития диалога, раскрытия дарований и площадкой для сотрудничества, культурных связей между студентами-представителями различных рас и национальностей (Вьетнама, Китая, Ирака, Йемена, Судана, Палестины, Анголы, Замбии, Нигерии, Конго, Боливии, Колумбии и др.).
Подобная творческая работа по формированию межэтнической толерантности как общекультурной компетенции студентов, по воспитанию у них деликатности, терпимости в любых, даже конфликтных ситуациях, по объединению всех интересующихся историей культуры своего и иных народов региона, страны, мира проводится на протяжении 28 лет. Ныне она обрела прочные традиции.
Литература:
1. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических мигрантов / Н.М. Лебедева. - М., 1993.
2. Мушарова В.М. История культуры Татарстана / В.М. Мушарова. - Казань. - Магариф, 2010. - 287 с.
3. Тагиров Э. Планетарная цивилизация в зеркале глобалистики / Э. Тагиров. - Казань: Татарское книжное издательство, 2014.
4. Толерантность и согласие; под ред. В.А. Тишкова. - М, 1997.
5. Теория и практика поликультурного образования: результаты проекта ALLMEET программы TEMPUS: коллективная монография / Ф.Ш. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, М. Куконато и др.; отв. ред. О.Г. Смолянинова, Т.М. Трегубова. -Красноярск: Гротеск, 2017. - 172 с.
6. Трегубова Т.М. Международные проекты в области поликультурного образования студентов в ситуации террористических угроз / Т.М. Трегубова //
Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1(108). - С. 48-53.
7. Философский энциклопедический словарь. -М., 1997. - 457 с.
Сведения об авторе:
Мушарова Венера Мирзаевна (Казань, Россия), доцент кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета, e-mail: kgl2006@list.ru
Data about the author:
V. Musharova (Kazan, Russia), associate Professor of Department of humanitarian disciplines, Kazan national research technological University, e-mail: kgl2006@list.ru