Научная статья на тему 'Отечественный опыт социализации молодежи: история и современные подходы'

Отечественный опыт социализации молодежи: история и современные подходы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1476
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ / СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОДАРЕННЫЕ ПОДРОСТКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / YOUTH SOCIALIZATION / SOCIAL EVOLUTION / ACTIVITY-BASED APPROACH / SOCIAL-PEDAGOGICAL APPROACH / SOCIAL AND PEDAGOGICAL VICTIMOLOGY / UPBRINGING SYSTEMS / ECONOMIC SOCIALIZATION / POLITICAL SOCIALIZATION / SOCIAL EXPERIENCE / DEVELOPMENTAL SOCIALIZATION / GIFTED TEENAGERS / PROFESSIONAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трубина Галина Филипповна

Статья посвящена ретроспективе точек зрения на проблему социализации различных зарубежных ученых, представлены основные идеи концепций социализации. Обозначены механизмы социализации, теории психоанализа, социального действия и социальных систем, когнитивного развития, экологическая теория. Рассмотрено содержательное пространство понятия «социализация», приведены конкретные примеры воспитания социального поведения обучающихся с учетом опыта предыдущих поколений зарубежных стран. Зарубежные разработки теории социализации последних лет представляют процесс социализации как акт продуктивной переработки внешней и внутренней реальности. В последние годы социализация рассматривается не только как процесс включения индивида в систему общественных отношений посредством приобретения необходимых социально-типичных, социально-значимых черт (социальная адаптация), но и как процесс приобретения неповторимых, уникальных свойств личности (индивидуализация). Процесс социализации выражает взаимодействие личности и общества, результатом которого является согласование обоюдных требований и ожиданий. Представляется крайне важно проводить процесс социализации в соответствии с существующими социально-экономическими условиями. Некритическое копирование зарубежного опыта социализации может привести к отрицательным результатам, так как в России слабее и материально-экономическая, и правовая базы образовательной деятельности. Актуальность проблемы социализации молодежи в современном обществе определяется особенностями социального и духовно-нравственного развития государства, глобализацией всех процессов в мировом пространстве, с одной стороны, и индивидуализацией личности с другой, девальвацией морально-нравственных идеалов в общественном сознании в течение длительного времени, утратой молодежи многих подлинных ценностных ориентаций, преобладание прагматических взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC EXPERIENCE OF YOUTH SOCIALIZATION: HISTORY AND MODERN APPROACHES

The article is devoted to retrospective points of view of various foreign scholars on the problem of socialization, and presents basic ideas of the conceptions of socialization. The paper outlines mechanisms of socialization, theories of psychoanalysis, social action and social systems, cognitive development, and an ecological theory. The article considers the content space of the concept of «socialization», provides specific examples of control of social behavior of students taking into account the experience of previous generations of foreign countries. Foreign developments in the theory of socialization in recent years present the process of socialization as an act of productive processing of external and internal reality. In recent years, socialization has been considered not only as the process of inclusion of the individual in the system of social relations through the acquisition of the necessary socio-typical and socially significant features (social adaptation), but also as the process of acquiring specific and unique properties of the individual (individualization). The process of socialization reflects the interaction between the individual and society, the result of which is the coordination of mutual requirements and expectations. It is extremely important to carry out the process of socialization in accordance with the existing socio-economic conditions. Uncritical copying of foreign experience of socialization can lead to negative results, since the material, economic and legal basis of education is weaker in our country. The urgency of the problem of socialization of young people in modern society is determined, on the one hand, by the peculiarities of social, spiritual and moral development of the state, globalization of all processes in the world and the individualization of the individual, and, on the other hand, by the devaluation of moral ideals in the public consciousness for a long time, the loss of many genuine value orientations by the young people, and the prevalence of pragmatic views.

Текст научной работы на тему «Отечественный опыт социализации молодежи: история и современные подходы»

УДК 37.013.42:316.663.23-053.6

ББК Ч466.46+С543.172 ГРНТИ 15.41.25 Код ВАК 19.00.05

Трубина Галина Филипповна,

кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет; 620144, г. Екатеринбург, ул. 8-е Марта/Народной воли, 62/45; e-mail: gft@e-tagil.ru.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социализация молодежи; социальная эволюция; деятельностный подход; социально-педагогический подход; социально-педагогическая виктимология; системы воспитания; экономическая социализация; политическая социализация; социальный опыт; субъектно-развивающая социализация; одаренные подростки; профессиональная социализация.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена ретроспективе точек зрения на проблему социализации различных зарубежных ученых, представлены основные идеи концепций социализации. Обозначены механизмы социализации, теории психоанализа, социального действия и социальных систем, когнитивного развития, экологическая теория. Рассмотрено содержательное пространство понятия «социализация», приведены конкретные примеры воспитания социального поведения обучающихся с учетом опыта предыдущих поколений зарубежных стран. Зарубежные разработки теории социализации последних лет представляют процесс социализации как акт продуктивной переработки внешней и внутренней реальности. В последние годы социализация рассматривается не только как процесс включения индивида в систему общественных отношений посредством приобретения необходимых социально-типичных, социально-значимых черт (социальная адаптация), но и как процесс приобретения неповторимых, уникальных свойств личности (индивидуализация). Процесс социализации выражает взаимодействие личности и общества, результатом которого является согласование обоюдных требований и ожиданий. Представляется крайне важно проводить процесс социализации в соответствии с существующими социально-экономическими условиями. Некритическое копирование зарубежного опыта социализации может привести к отрицательным результатам, так как в России слабее и материально-экономическая, и правовая базы образовательной деятельности. Актуальность проблемы социализации молодежи в современном обществе определяется особенностями социального и духовно-нравственного развития государства, глобализацией всех процессов в мировом пространстве, с одной стороны, и индивидуализацией личности — с другой, девальвацией морально-нравственных идеалов в общественном сознании в течение длительного времени, утратой молодежи многих подлинных ценностных ориентаций, преобладание прагматических взглядов.

Trubina Galina Filippovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia.

DOMESTIC EXPERIENCE OF YOUTH SOCIALIZATION: HISTORY AND MODERN APPROACHES

KEYWORDS: youth socialization; social evolution; activity-based approach; social-pedagogical approach; social and pedagogical victimology; upbringing systems; economic socialization; political socialization; social experience; developmental socialization; gifted teenagers; professional socialization.

ABSTRACT. The article is devoted to retrospective points of view of various foreign scholars on the problem of socialization, and presents basic ideas of the conceptions of socialization. The paper outlines mechanisms of socialization, theories of psychoanalysis, social action and social systems, cognitive development, and an ecological theory. The article considers the content space of the concept of «socialization», provides specific examples of control of social behavior of students taking into account the experience of previous generations of foreign countries. Foreign developments in the theory of socialization in recent years present the process of socialization as an act of productive processing of external and internal reality. In recent years, socialization has been considered not only as the process of inclusion of the individual in the system of social relations through the acquisition of the necessary socio-typical and socially significant features (social adaptation), but also as the process of acquiring specific and unique properties of the individual (individualization). The process of socialization reflects the interaction between the individual and society, the result of which is the coordination of mutual requirements and expectations. It is extremely important to carry out the process of socialization in accordance with the existing socio-economic conditions. Uncritical copying of foreign experience of socialization can lead to negative results, since the material, economic and legal basis of education is weaker in our country. The urgency of the problem of socialization of young people in modern society is determined, on the one hand, by the peculiarities of social, spiritual and moral development of the state, globalization of all processes in the world and the individualization of the individual, and, on the other hand, by the devaluation of moral ideals in the public consciousness for a long time, the loss of many genuine value orientations by the young people, and the prevalence of pragmatic views.

В нашей стране проблема социали-з ации стала рассматриваться с конца 60-х годов ХХ века. До этого различные ее аспекты освещались в русле психологии

развития (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.), а также в работах таких педагогов, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

© Трубина Г. Ф., 2018

М. В. Демин, Н. П. Дубинин и А. Ф. Полис рассматривали социализацию как процесс социальной эволюции человека, в котором происходит разрешение противоречия между биологическим началом и социальным путем преобразования биологического. В соответствии с данной теорией Б. Г. Ананьев относит социализацию «ко всем процессам формирования человека как личности, ее социального становления, включения личности в различные системы социальных отношений, институтов и организаций, усвоения человеком исторически сложившихся знаний, норм поведения и т. п.» [2]. Он пришел к выводу «о противоречиях в самих основах социальной жизни, о неправомерности отрицания того, что растущая личность не просто испытывает потребность, а постоянно стремится быть активным субъектом собственной жизни» [2]. Соглашаясь, мы считаем, что социализация и воспитание должны не только устанавливать рамки и сдерживать некие отрицательнее проявления в человеке, но и помогать ему проявлять творчество, собственную уникальность, выражать сложившуюся позицию.

В 70-80-е гг. начались исследования, посвященные взаимосвязи социализации с индивидуализацией, изучающие развитие и социализацию личности с позиции дея-тельностного подхода. Педагогическому аспекту социализации уделено внимание в работах Б. М. Бим-Бада, В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, С. Н. Гаврова, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Н. Д. Никандрова, Л. И. Новиковой и др.

Социально-педагогический подход является отчасти продолжением идей Б. Г. Ананьева. Он определяет социализацию как развитие человека в течение всей жизни в процессе освоения и воспроизводства им социального опыта, культуры общества и дальнейшей самореализации. Развитие личности с этих позиций можно представить как многоэтапный процесс включения человека в различные социально-культурные институты, виды культурной деятельности, способствующие социализации. Б. М. Бим-Бад основным институтом социализации считает семью и рассматривает исторические изменения с точки зрения макросоциальных и экономических изменений в обществе, а также перемен в воспитании, обусловливающих изменения целей и приемов социализации и инкультурации человека [3]. В. Г. Бочарова является одним из авторов социально-педагогической парадигмы реформирования образования, направленной на гармонизацию отношений человека и социума [4].

И. С. Кон, автор социальной психологии, теории личности в российской интерпретации, участник программы исследова-

ния «Личность и ценностные ориентации», много внимания уделял гендерным различиям в процессе социализации личности. Он являлся научным консультантом проекта «Половое воспитание российских школьников» [8].

А. В. Мудрик является основоположником научной школы «Социальное воспитание в контексте социализации». Данная школа сформировалась в 70-е годы ХХ века на базе исследований различных аспектов воспитания учащихся, и сейчас определяет концептуальные подходы к рассмотрению аспектов процесса социального воспитания. Он разработал новый раздел социальной педагогики — социально-педагогическую виктимологию, изучающую воздействие на личность неблагоприятных условий социализации, которые, безусловно, необходимо учитывать любому педагогу в процессе бучения и воспитания молодежи. С его точки зрения, воспитание может быть только частичным механизмом социализации, потому что воспитывающие общности имеют несовпадающие задачи, цели, содержание, методы; между этими общностями нет и не может быть жесткой или просто отлаженной связи, кооперации, координации, преемственности [9].

На наш взгляд, изначально такой отлаженной связи действительно нет, но она может быть выстроена и поддерживаться на всех уровнях общества от семьи до государства и мирового сообщества. Именно организация связей между целями, содержанием и технологиями социализации на различных ее стадиях и должна являться предметом современных исследований в области социальной педагогики.

Н. Д. Никандров занимался сравнительной педагогикой, обобщая механизмы и опыт социализации разных стран. Его работы интересны с точки зрения накопившегося опыта социализации молодежи, вычленения типовых ошибок и распространения передового положительного опыта [10].

Л. И. Новикова представляла процесс социализации и развития ребенка через коллектив. Она указывает на двойственную природу коллектива как организации и психологической общности, рассматривая его как инструмент воспитания таких аспектов личности школьника как самоутверждение, самосознание, развитие творческой индивидуальности, общительности, индивидуальных интересов, которые актуальны и сегодня, особенно когда требуется творческая работа в команде, когда какие-то серьезные задачи в одиночку решить невозможно [11].

Наибольшей заслугой Л. И. Новиковой в педагогическом аспекте социализации

стала разработка идей теории воспитательных систем, которые впоследствии послужили основой для создания концепции воспитательного пространства. Она считала, что именно воспитание является основным механизмом социализации и позволяет управлять процессом формирования и развития личности путем создания для нее благоприятных условий. При этом развитие личности ребенка определяется детским коллективом, который представляет собой сложную социально-психологическую систему, единство организации и психологической общности. Воспитательная система, с точки зрения Л. И. Новиковой, представляет собой целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий совокупностью интегративных характеристик, таких как образ жизни коллектива и его психологический климат. Наряду с воспитательной системой эффективным механизмом социализации является воспитательное пространство, которое представляет собой созданную педагогами среду для реализации определенных педагогических целей. Концепция Л. И. Новиковой о воспитательном пространстве находит свое отражение в современных условиях, потому что только специальным образом организованная среда, включающая все необходимые условия, может служить залогом успешной социализации, особенно в детском возрасте. В настоящее время молодежь считает приоритетом для себя комфортные условия существования и развития, поэтому правильно подобранные и контролируемые условия социализирующей среды могут стать основой требуемого результата воспитания личности в соответствии с потребностями общества, а не только отдельного индивида.

Более современными исследователями в области социализации являются А. Ф. Ами-ров, К. Ш. Ахияров, В. П. Воробьев, А. П. Вят-кин, Т. В. Дробышева, Ю. И. Кривов, Л. Г. Пак, С. Г. Разуваев и др.

А. Ф. Амиров является автором теории допрофессиональной трудовой социализации учащейся молодежи. Им были выделены специфические условия протекания данного вида социализации, описаны механизмы трудовой социализации и обосновано научно-педагогическое сопровождение, опирающееся на закономерности и принципы социального и индивидуального развития активной творческой личности. Наибольший интерес представляет предложенная А. Ф. Амировым концептуальная си-стемно-деятельностная модель допрофесси-ональной трудовой социализации школьников, методологическим фундаментом кото-

рой является концепция единства допро-фессиональной трудовой социализации и индивидуализации личности школьников, основанная, в свою очередь, на теории волновой ее природы [1].

Идея волновой природы социализации нашла отражение во многих исследованиях: цикличность процесса социализации объясняется цикличностью времени, импульсом продолжения социализации являются, как правило, либо какие-то кризисные ситуации, либо, наоборот, ситуации успеха, что может учитываться и контролироваться в процессе воспитания.

На основе разработанной концепции исследования А. Ф. Амировым может быть предложен алгоритм построения полиструктурного личностно развивающего комплекса допрофессиональной трудовой социализации школьников в современных условиях функционирования образования. Комплекс должен включать содержание, формы и методы трудовой деятельности школьников, соответствующие их способностям, возможностям и интересам; обеспечивать формирование социально и экономически значимых качеств личности, таких как инициативность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность, честность, предприимчивость, расчетливость, бережливость и др.; умений и навыков организации основ собственной трудовой деятельности, в том числе целепо-лагание, планирование, выбор методов, средств и технологий осуществления деятельности, выполнение деятельности, рефлексию и самооценку. Именно предложенные идеи полиструктурного личностно развивающего комплекса могут быть использованы для построения социализирующего пространства на базе образовательной организации.

В. П. Воробьев рассматривает особенности экономической и политической социализации в переходном российском обществе. Особое внимание он уделяет значению исторического знания в процессе социализации российской молодежи и формирования государственно-ориентированной личности. Он считает, что изучение истории в правильном контексте может стать основой ценностной переориентации. Среди нерешенных проблем, мешающих становлению «общепринятой версии отечественной истории», автор выделяет отсутствие внятной методологии, которая позволила бы примирить принципы правового общества с задачей сознательного влияния государства на процесс социализации [5].

Полагаем, что предложенные идеи В. П. Воробьева актуальны сегодня и требуют дальнейшего развития, потому что даже

уже накопленный в истории человечества социальный опыт далеко не всегда эффективно используется в дальнейшем. Необходимо более полное исследование исторического опыта и его осмысленное связывание с актуальными в настоящее время проблемами общества с учетом того, что далеко не все современные ситуации могут найти аналогию в прошлом.

Экономической социализации в своих работах уделили внимание А. П. Вяткин и Т. В. Дробышева. А. П. Вяткин определил, что психологические факторы и механизмы социализации, выработанные в стабильных социальных условиях, оказались малоэффективными в условиях изменяющегося общества, поэтому необходима новая стратегия экономической социализации, направленная на формирование психологической готовности к экономической деятельности в условиях постоянно реформирующегося общества (такие факторы, как экономическая направленность личности, экономическая «Я-концепция», субъективная экономическая рациональность, личностно-экономическое конструирование и соответствующие им психологические механизмы) [6].

А. П. Вяткин представил концепцию экономической социализации, ее модель, в основе которой лежит принцип деятель-ностной социализации, выявил закономерные связи психологических факторов и механизмов с социально-экономическим статусом субъекта, разработал системный критерий психологической готовности к экономической деятельности, позволяющий по диагностическим оценкам психологических факторов и механизмов определять уровень частной и общей готовности субъекта. Кроме того, им обоснована экономическая роль, представляющая социальный институт, и принята как единица анализа экономической деятельности и функциональная единица социализации, что позволило реализовать теоретическое положение о дея-тельностной социализации в экономических ролях [6].

Идея деятельностной природы социализации вполне правомерна и должна получить свое дальнейшее развитие (уточнение механизмов, факторов, структуры, используемых технологий), в том числе и в нашем исследовании. Социализации может проходить эффективно только при получении определенного опыта, что обязательно требует от субъекта деятельности активного участия в каком-то процессе.

В отличие от него Т. В. Дробышева рассматривает экономическую социализацию с точки зрения ценностного подхода. Особенность заявленной идеи заключается в том, что указание на формирующуюся лич-

ность в контексте экономической социализации жестко не связывается с возрастным фактором. Автор подчеркивает, что взрослые люди в периоды радикальных социально-экономических изменений в обществе повторно включаются в процессы экономической социализации, усваивая то, что позволяет им успешно адаптироваться к новым экономическим условиям и реализовывать функции экономического субъекта. При этом составляющие экономической социализации личности — экономические представления, экономические мотивы и интересы, отношение к экономическим объектам, предпочитаемые стратегии поведения рассматриваются в связи с системой ценностных ориентаций личности. Теоретическая модель исследования основана на концепции Б. Ф. Ломова о системной детерминации психики. Данный подход позволил автору обосновать многофакторную модель детерминации изменений в ценностной системе личности в процессе социализации.

Соглашаясь и поддерживая позицию автора, можно заключить, что ценностные ориентации личности являются системообразующим элементом социальной психологии человека, который определяет характер ее связей с социальной средой. Поэтому разные виды динамики ценностных ориен-таций формирующейся личности в условиях мега-, макро-, мезо- и микросоциальных воздействий (социально-экономические условия развития общества в разные исторические периоды) рассматриваются как критерии успешности определенного вида социализации [7].

Л. Г. Пак исследовала процесс социализации молодежи на примере студентов вузов. Она ввела понятие субъектно-развивающей социализации студента, разработала педагогическое обеспечение студента вуза, включающее дискурс социальных и индивидуальных подсистем, стимулирующих самомотивированное стремление студента к новым социокультурным знаниям, избирательно-оценочное овладение комплексом способов, моделей лич-ностно-средового взаимодействия, приобретение нового социального опыта на основе позитивного отношения к социальным нормам и ценностям, когда внутреннее принятие социальных ориентиров регулирует внешнюю социальную деятельность. Ей предложена концепция субъектно-развивающей социализации студента и соответствующая ей процессная модель, а также субъектно-развивающая технология социализации студента, в том числе педагогические средства: «Познание» (образовательно-информационные занятия, электронная трибуна, лекция-визуализация,

информ-интернет-клубы); «Социально-профессиональное общение» (социальные дискуссии, творческие встречи-диалоги, интеркультурные объединения, научно-исследовательские сообщества); «Социальная практика» (творческие лаборатории, инициативные группы, социальные проекты и акции, волонтерство) [12]. Идея субъектно-развивающей социализации в настоящее время становится все более актуальной в связи с требованиями ФГОС, внедряемого на всех уровнях образования, с одной стороны, и растущей инфантильностью молодежи — с другой стороны. В связи с тем, что ведущей технологией субъектно-развивающей социализации является развивающее обучение, предложенная Л. Г. Пак концепция социализации будет еще больше востребована на уровне общего образования в школе, когда развитие личности протекает наиболее интенсивно. Вследствие этого идею Л. Г. Пак о субъектно-развивающей социализации можно считать основой приобретения социального опыта в процессе обучения как синтеза социальных умений и навыков, знаний, способов деятельности и социоориентиро-ванного мышления, что должно найти свое отражение не только на уровне вузовского, но и школьного образования. Особо ценным для современного этапа развития образования является предложенная Л. Г. Пак субъектно-развивающая технология социализации, включающая в себя легко адаптируемые под школьное образование педагогические средства [12].

С. Г. Разуваев изучал профессиональную социализацию обучающихся в учреждениях профессионального образования в условиях многоуровневого образовательного комплекса (МОК). Он разработал концептуальные основы проектирования и организации процесса профессиональной социализации обучающихся в условиях МОК, а также соответствующую теоретическую модель, включая: цель (достижение в процессе профессиональной социализации социально-профессиональной компетентности личности); концептуальные и технологические принципы профессиональной социализации личности; содержательную стратегию (амплификация деятельностного коммуникативного и рефлексивного репертуара в образовательном процессе МОК); интерперсональные и интраперсональные механизмы профессиональной социализации; этапы профессиональной социализации личности и их содержание; критерии профессиональной социализации (учебно-профессиональные, социальные и личностные) и соответствующие им показатели ее результативности [13].

Наиболее значимой в работе

С. Г. Разуваева, на наш взгляд, является организация многоуровневого образовательного комплекса, обеспечивающего необходимые условия успешной профессиональной социализации, эта идея может легко адаптироваться для профориентации учащихся школ. Кроме того, дальнейшее распространение должна получить идея о разносторонней оценке (построении многокритериальной шкалы) итогов социализации. Следует отметить, что предложенные С. Г. Разувае-вым критерии очень узко направлены и могут использоваться пока только в системе профессионального образования.

Анализ диссертационных исследований последних лет в области социализации позволил обобщить следующие результаты.

Работы по социологии в области социализации направлены на анализ ее отдельных видов. Так, И. В. Стрельников занимался идеологической социализацией в современных условиях; Я. А. Асланов работал в направлении политической социализации, показав, что воспитание патриотических установок социального сознания в среде студенческой молодежи зависит от эффективности их образовательной деятельности и предрасположенности к адекватной оценке социальной действительности; Р. А. Уколов вел исследование в области трудовой социализации молодежи в условиях трансформации трудовых ценностей, показав необходимость формирования креативной личности; Е. А. Нижник раскрыл социали-зационные процессы в условиях новой российской реальности. При этом ни один из авторов не уделил должного внимания месту рассматриваемого вида социализации, не выделил критериев для классификации и образования подобного или противоположного вида социализации. На наш взгляд, в современных работах социологов недостаточно внимания уделяется классификации видов социализации, что приводит к ее однобокому рассмотрению.

Часть педагогических исследований в области социализации посвящена школьному периоду и связана с формированием социальной ответственности (Р. К. Абубакирова изучала данный вопрос относительно современного сельского подростка, а О. А. Лавре-ньева — относительно педагогической деятельности в целом, М. В. Слабоспицкая показала социализирующий потенциал ученического самоуправления для активизации эмоциальной ответственности у воспитанников лицея-интерната). Социальная ответственность является лишь одним из волевых результатов социализации, которого недостаточно для успешной социализации личности в целом. При этом предлагаемые авторами структурно-функциональные модели

рассматриваемого процесса заслуживают внимания, может оказаться востребован и используемый потенциал ученического самоуправления — как саморазвивающейся общественной организации.

Появились работы по социализации в период детства. Так, А. Н. Смолонская доказала, что для оптимальной адаптации и социализации необходимо обеспечить преемственность формирования жизненных компетенций у детей предшкольного и младшего школьного возраста с учетом прогнозирования возможностей применения результата для решения как текущих, так и перспективных задач. Ей установлено, что личностно-средовой подход в этом возрасте обеспечивает формирование необходимых гуманистических социальных установок, овладение жизненными компетенциями. Ф. Гулмадов акцентирует внимание на воспитании духовно-нравственных убеждений младших школьников в процессе их социализации, доказывает широту дополнительных смысловых значений понятия «нравственная смелость» в качестве национального компонента реалии и современной интерпретации категории ценностного нравственного воспитания. На наш взгляд, этап ранней социализации является очень важным периодом в жизни ребенка, при этом последующий этап является еще более важным, потому что на фоне всех происходящих физиологических новообразований и неустойчивой психики подростку предстоит сделать огромное количество выборов, которые будут играть важную роль в его дальнейшей жизни.

Несколько работ посвящено социализации отдельных групп обучающихся. Социализации одаренных подростков посвятила работу В. В. Казарина, подчеркнув значимость нравственного воспитания в условиях современной школы. Она обосновала необходимость и сущность педагогического сопровождения, направленного на приобретение одаренным подростком опыта решения проблем личностного и социально-психологического характера. Л. В. Хорошко был изучен процесс формирования социальных компетенций у выпускников учреждений интернатного типа. Более подробно процесс социализации в учреждениях интернатного типа рассмотрел С. М. Савин, обратив внимание на выпускников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Он разработал специализированную образовательную программу «Вектор жизни», представляющую собой персональное сопровождение выпускников по различного рода инстанциям (учреждениям государственной власти, органам социального обеспечения, правозащитным структурам и

т. п.). Предложенные авторами этих работ механизмы социализации имеют практическую направленность и могут быть использованы для решения разного рода ситуаций.

Более традиционные направления в социализации школьников у Е. Е. Горностаевой, Н. Е. Скриповой, А. В. Стрелковой, которые отразили в своих работах разные аспекты самоопределения старшеклассников. Так, Е. Е. Горностаева впервые дала определение культурного самоопределения старшеклассника, представила его структуру и степень реализации деятельностных аспектов культурного самоопределения школьника. В работах А. В. Стрелковой показана эффективность применения метода кейсов в целях формирования социальных компетенций старшеклассников и их успешного самоопределения. Образовательная технология кейс-стади нашла отражение и в работе многих педагогов, потому что кейс несет в себе описание реальной жизненной ситуации с уже определенным социальным опытом, который будет передан учащимся даже независимо от хода ее решения. Н. Е. Скрипова разработала аксиологическую концепцию ориентации школьников на рабочие профессии, что приобретает особую актуальность в большинстве регионов нашего государства в современных условиях. Она описала закономерности развития ценностной ориентации на рабочие профессии, определяемые возрастными психологическими особенностями школьников на этапе начального, основного и старшего школьного образования, разработала модель для всех ступеней школьного обучения, процесс приобщения школьников к пониманию важности ценности рабочих профессий.

Изучением процесса социализации молодежи в студенческие годы занимались Е. С. Белова, Ф. К. Тугуз, И. В. Петрова, В. И. Горшенин.

Е. С. Белова показала необходимость педагогической поддержки социализации студента вуза, открывающее перспективы проектирования и совершенствования программно-технологической основы конструирования содержания социального становления обучающегося с учетом требований, вносимых процессом модернизации системы высшего образования. На наш взгляд, педагогическая поддержка социализации требуется на любом ее уровне и играет очень важную роль на этапе школьного обучения. Ф. К. Тугуз обратилась к социализационной миссии классического университета сквозь призму влияния геополитических, исторических и идеологических детерминант в его культурнообразова-тельном пространстве, в условиях проявлений кризиса классического образования.

И. В. Петрова обосновала возможность социализации студентов в условиях современной системы высшего образования посредством объект-субъектного (государственно-

общественно-личностного) направления познания, путем реализации идеи самоорганизующейся группы (в авторской разработке социальной технологии «Колесо группового развития»), что вполне актуально для решения прикладных задач социальной адаптации. В. И. Горшенин своей работе поднимает вопрос о необходимости создания и развития социокультурной среды образовательной организации (совокупность образовательно-профессиональной, социально-воспитательной, интеракционно-коммуникативной и предметно-пространственной составляющих, в рамках которой происходит формирование общих и профессиональных компетенций будущего специалиста среднего звена, развитие его профессиональных качеств, необходимых для жизни и успешного построения профессиональной карьеры) для успешной профессиональной социализации студентов колледжа. Кроме того, с позиций средового подхода уточнено содержание понятия профессиональной социализации будущего специалиста среднего звена как многоуровневого процесса личностно-средового взаимодействия, предусматривающего формирование устойчивого положительного отношения будущего специалиста к избранной профессии, принятия ее социокультурных ценностей и норм, накопление опыта работы по специальности на основе расширения знаний в области конкретных профессиональных работ, организации деятельности первичных трудовых коллективов, обусловливающего успешность интеграции обучающегося в профессиональное сообщество и оптимальность достижения жизненных и профессиональных целей. В качестве инструментария успешной профессиональной социализации в условиях социокультурной среды образовательной организации В. И. Горшенин предлагает социальные и производственные практики. На наш, взгляд особого внимания в данной работе заслуживает описание социокультурной среды и предлагаемый автором практико-ориентированный подход для успешной социализации, неизбежно приводящий к накоплению необходимого социального опыта на любом уровне образования.

Отдельные аспекты социализации студентов раскрыты в работах М. А. Сапуголь-цевой, которая рассматривала творческо-проектную деятельность студентов-дизайнеров, а также А. Г. Красноперовой, которая уточнила понятие «профессионально-трудовая социализация» относительно студентов технического колледжа. В рамках нашего исследования творческо-

проектная деятельность может быть основой социализации на любом уровне образования, такой вид деятельности носит субъ-ектно-развивающий характер и вполне согласуется с современной концепцией ФГОС. С введением понятия «профессионально-трудовая социализация» трудно согласиться, потому что обоснованное А. Ф. Амиро-вым понятие трудовой социализации значительно шире и распространяется на все группы обучаемых, в том числе и студентов.

Сегодня практическая каждая школа имеет свой конкретный план социализации, который отражает существующие условия функционирования образовательного

учреждения, т. е. это программа социализации обучающихся, встроенная в образовательные программы школы.

Приведем конкретные примеры опыта социализации молодежи в различных образовательных учреждениях страны. Ростов-на-Дону, как и многие другие города России, испытывает дефицит высококвалифицированных рабочих. Для решения данной проблемы в Ростовской области сделали ставку на правильное самоопределение школьников в процессе социализации в школе. На базе действующих лицеев были созданы два ресурсных центра, которые стали готовить рабочие кадры (сварщик, токарь, рабочий тепличного хозяйства, швея, водитель, слесарь др.), востребованных на рынке труда. Их цель — наладить контакт со школами, заинтересовать в сотрудничестве и дать школьникам востребованную профессию до получения аттестата. Некоторые крупные предприятия открыли на своей базе обучающие центры и предложили своим будущим работникам стипендию во время получения необходимого профессионального образования.

В ряде сел России для того, чтобы молодежь не уезжала в города, также ведется работа по ранней профессиональной подготовке и обеспечению возможности получения социального опыта трудовой деятельности. Так, например, в селе Покровском Неклиновского района в школе № 2 мальчики получают специальность слесаря по ремонту сельхозтехники, девочки — швеи. На базе учебного учреждения организован центр психолого-медико-социального сопровождения, который помогает учащимся определить свою склонность к той или иной профессии. Похожие центры профессиональной направленности личности существуют во многих городах России, здесь учащиеся могут лучше сориентироваться в последующем выборе профиля обучения, доступных профессиях и даже в некоторых из них получить ее.

В хуторе Волченском Каменского райо-

на на сельскохозяйственный труд школьников ориентируют уже с начальной школы. Учащиеся изучают полеводство, садоводство, цветоводство, птицеводство. Учебные программы школы являются практико-ориентированными для того, чтобы познакомить школьников с основами ведения фермерского хозяйства. На уроках труда младшие школьники учатся сажать рассаду, ухаживать за цветами. На уроках химии учащиеся основной школы изучают азы агрохимии, на уроках биологии — основы ветеринарии, на математике решают практи-коориентированные задачи.

Школа имеет собственный участок земли, теплицу. Летом при школе работает трудовой лагерь, в котором организованы производственные бригады овощеводов, птицеводов, полеводов, строителей, садоводов и цветоводов. Учащиеся работают в бригадах, занимаются с учителями, играют, гуляют, ездят на экскурсии. Педагогический коллектив школы отметил положительное влияние такой организации учащихся в летние каникулы. Они стали осознанно относиться к учебе после того, как увидели, что полученные знания можно использовать в реальной жизни, дома, в своем хозяйстве. Учащиеся дают советы мамам и бабушкам как правильно закладывать яйца в инкубатор, какой корм наиболее полезен для домашних животных, какие удобрения, когда, как и в каком количестве использовать для огорода. Часть выпускников школы пошли учиться в аграрные вузы, другие — работать, создали собственное дело, фермерские хозяйства. Для старшеклассников организованы элективные курсы: «Водитель сельхозмашин», «Хозяйка сельского дома», «Мой компьютер» и «Швея». Школьники имеют возможность изучать основы профессий столяра, плотника. В рамках национального проекта «Образование» приобретен новый автомобиль, организован автокласс и автодром с дальнейшей подготовкой водителей легкового автомобиля. Институт испытания металлов в г. Нижнем Тагиле Свердловской области создал Нижнетагильский центр творчества молодежи (НТЦТМ), оборудовал специализированные лаборатории для старшеклассников, где они осваивают физику, химию, математику и основы технического творчества, так как все в большем объеме возрастает роль инженерных кадров в современной экономике России. Институт испытания металлов уделяет большое внимание подготовке будущих инженерных кадров: для школьников, имеющих интерес к точным наукам и инженерным профессиям, для этого созданы условия, приближенные к реальной работе технических специалистов. Четыре лабора-

тории центра с привлечением опытных преподавателей — инженеров Института испытания металлов и администраторов — работают со школьниками. Под их руководством учащиеся учатся читать схемы, чертежи, создают технические изделия, знакомятся с устройством различных сложных механизмов. Так, например, на площадке лаборатории компьютерных технологий и робототехники была создана почти реальная модель маленького «лунного» вездехода. В лаборатории компьютерных технологий и программ учащимися были созданы несложные игровые схемы, в лаборатории технического моделирования школьники собирали простые, летающие модели самолетов. «Технотворческая» работа осуществлялась в лаборатории компьютерных технологий и радиоэлектроники, где школьники научились собирать рабочие, функциональные радиосхемы на базе модульных «конструкторов» — «Знаток». По итогам работы в данном центре учащиеся получают официальные свидетельства и имеют возможность продолжить учебу в вузе. «Технотворчество» в рамках центра помогает школьникам сделать правильный выбор будущей профессии и получить первый социальный опыт трудовой деятельности в инженерном деле.

Таким образом, представленные конкретные примеры современного опыта социализации школьников с целью их успешного самоопределения указывают на то, что эта проблема существует и должна решаться на многих уровнях, так как от результатов решения зависит развитие экономики государства и общества.

Рассмотрев ключевые теории социализации в рамках отечественной школы, выделим идеи, которые могут быть использованы для дальнейшего исследования социализации. Процесс социализации — это индивидуальный путь развития каждого человека, обусловленный, с одной стороны, его активностью, с другой стороны — особенностями социальной среды, причем развитие индивида происходит в результате постоянного взаимодействия субъекта и среды. Социализация является перманентным процессом и продолжается на протяжении всей жизни человека. В условиях глобализации, увеличения темпов изменений в культуре, политической и экономической нестабильности социализация как процесс передачи знаний и культурных ценностей становится избирательным, обусловленным выбором самого человека. В современных условиях проблема социализации рассматривается в аспекте индивидуального подхода: социальные институты и роли не являются чем-то догматичным, существует возможность их выборочного наследования.

Обобщая все изложенное выше, выделим основные проблемы в процессе социализации современной российской молодежи.

Рассматриваемые проблемы напрямую связаны с видами деятельности и социальным положением молодежи.

Как правило, для молодежи характерно завершение учебной деятельности и вступление в трудовую жизнь. Социальное положение молодежи характеризуется мобильностью и постоянным освоением новых социальных ролей (студент, рабочий, сотрудник, избиратель, родитель, участник общественной организации), что приводит к активному поиску своего места в жизни. С одной стороны молодежь — это работоспособная часть населения страны, определяющая ее дальнейшие перспективы развития, а с другой — одна из наименее защищенных социальных групп населения современной России.

Одной из проблем молодежи является получение качественного, доступного образования и поиск работы по выбранной профессии. По мнению В. В. Путина, российскую систему образования нужно модернизировать, сделать более практико-ориентированной, но при этом сохранить ее лучшие традиции.

Молодежь в большей своей массе недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, зависит от финансовой помощи родителей, зачастую не может найти достойную, хорошо оплачиваемую работу (даже те, кто окончил престижные высшие учебные заведения с отличием).

Дискриминация молодежи на рынке труда является актуальной для российской рыночной экономики, все работодатели хотят получить специалиста с опытом работы, но не хотят ничего для этого делать.

Государство не гарантирует и не предоставляет молодым людям трудовую занятость, что также может способствовать асоциальному поведению в молодежной среде. Необходимо уделять внимание проблемам трудоустройства молодого поколения, так как решение данного вопроса будет способствовать решению других проблем современной молодежи. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса среди молодежи, упростив вопросы организации молодежных предприятий, сведя до минимума административные барьеры. С другой стороны, парадоксом нашего времени является то, что часть молодых людей желает иметь хороший материальный достаток, часто без профессии и желания работать. Причиной этого является падение социальной ценности труда у молодежи и отсутствие у них стимулов к работе, что может способствовать социальной нестабильности в обществе.

Общественностью отмечается увеличение количества молодых людей, ведущих

асоциальный, аморальный образ жизни, нивелирование ценностей. Наблюдается люмпенизация и криминализация молодежи. Одной из важных проблем молодого поколения является ухудшение состояния здоровья, что может привести к разрушению генофонда и представляет угрозу национальной безопасности России. Широко распространенными проблемами молодежи являются распространение алкоголизма и наркомании.

Проблемой современного общества стала организации досуга молодежи. У части молодежи есть много свободного времени, которое они не знают, как организовать. Стереотипи-зация его проведения, дефицит денег для его разнообразия порождает девиантное, зачастую асоциальное поведение, браваду, хулиганские выходки и посягательства, употребление алкогольных, наркотических и токсических веществ. Все это в целом провоцирует поведение молодых людей, не отвечающих нормам и ценностям нашего общества. Молодежная культура и субкультура также являются проблемой, которую необходимо корректировать и направлять, так как часть молодых людей просто копирует западные ценности, не задумываясь о последствиях.

Для решения проблем молодежи необходимо в соответствии с особенностями каждого социально-экономического периода реагировать на них и создавать условия для реализации их притязаний, характерных для этого периода жизни, создавать доступные центры досуга: клубы различной направленности, спортивные и культурно-развлекательные центры, кинотеатры, военно-спортивные, патриотические, исторические, профориен-тационные организации, пункты психологической помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, анонимную психологическую телефонную горячую линию для решения возникающих у молодежи проблем. Необходимо принятие федеральных, региональных, местных целевых программ, направленных на решение задач молодежной политики, расширение полномочий органов по делам молодежи на местах, на основе единых государственных взглядов на проблемы молодежи.

Таким образом, молодежь является отражением социокультурных, экономических, политических процессов, происходящих в обществе, и выполняет системообразующую функцию передачи культурного опыта поколений в определенный исторический период. Молодежная политика государства должна быть направлена на поддержку, развитие и использование потенциала молодежи для активного вовлечения ее в общественную, экономическую и культурную жизнь страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амирова Л. А., Амиров А. Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации : монография. — Уфа : Вагант, 2011. — 194 с.

2. Ананьев Б. Г. Основы психологии. — СПб. : Изд-во «Питер», 2001.

3. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. — М. : Педагогика, 1979.

4. Бочарова В. Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики // Педагогика. — 2003. — № 9. —

С. 3-9.

5. Воробьев В. П. Формирование исторической идентичности российской молодежи в процессе социализации: ключевые проблемы [Электронный ресурс] // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. — 2014. — № 1 (29). — С. 127-133. — Режим доступа: http://izvuz_on.pnzgu.ru/files/ izvuz_on.pnzgu.ru/i4ii4.pdf.

6. Вяткин А. П. Психология экономической социализации личности: субъектно-ролевой подход : монография. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010.

7. Дробышева Т. В. Экономическая социализация личности: ценностный подход. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. — 312 с.

8. Кон И. С. Ребенок и общество. — М. : Академия, 2003.

9. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. — М. : Издательский центр «Академия», 1999. — С. 159.

10. Никандров Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности / / Народное образование. — 2006. — № 9.

11. Новикова Л. И. Педагогика воспитания : Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика ; сост. Е. И. Соколова. — М., 2009.

12. Пак Л. Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента вуза : дис. ... д-ра пед. наук. — Оренбург, 2011. — 436 с.

13. Разуваев С. Г. Профессиональная социализация обучающихся в условиях многоуровневого образовательного комплекса : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2015.

REFERENCES

1. Amirova L. A., Amirov A. F. Razvitie kachestv mobil'noy lichnosti na etape doprofessional'noy sotsializatsii : monografiya. — Ufa : Vagant, 2011. — 194 s.

2. Anan'ev B. G. Osnovy psikhologii. — SPb. : Izd-vo «Piter», 2001.

3. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskaya antropologiya. — M. : Pedagogika, 1979.

4. Bocharova V. G. Sotsial'naya pedagogika: dialog nauki i praktiki / / Pedagogika. — 2003. — № 9. — S. 3-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Vorob'ev V. P. Formirovanie istoricheskoy identichnosti rossiyskoy molodezhi v protsesse sotsializatsii: klyuchevye problemy [Elektronnyy resurs] // Izvestiya vuzov. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki. — 2014. — № 1 (29). — S. 127-133. — Rezhim dostupa: http://izvuz_on.pnzgu.ru/files/ izvuz_on.pnzgu.ru/14114.pdf.

6. Vyatkin A. P. Psikhologiya ekonomicheskoy sotsializatsii lichnosti: sub"ektno-rolevoy podkhod : monografiya. — Irkutsk : Izd-vo Irkut. gos. un-ta, 2010.

7. Drobysheva T. V. Ekonomicheskaya sotsializatsiya lichnosti: tsennostnyy podkhod. — M. : Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2013. — 312 s.

8. Kon I. S. Rebenok i obshchestvo. — M. : Akademiya, 2003.

9. Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika : uchebnik dlya stud. ped. vuzov / pod red. V. A. Slastenina. — M. : Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 1999. — S. 159.

10. Nikandrov N. D. Vospitanie i sotsializatsiya v sovremennoy Rossii: riski i vozmozhnosti // Narodnoe obrazovanie. — 2006. — № 9.

11. Novikova L. I. Pedagogika vospitaniya : Izbrannye pedagogicheskie trudy / pod red. N. L. Selivanovoy, A. V. Mudrika ; sost. E. I. Sokolova. — M., 2009.

12. Pak L. G. Pedagogicheskoe obespechenie sub"ektno-razvivayushchey sotsializatsii studenta vuza : dis. ... d-ra ped. nauk. — Orenburg, 2011. — 436 s.

13. Razuvaev S. G. Professional'naya sotsializatsiya obuchayushchikhsya v usloviyakh mnogourovnevogo obrazovatel'nogo kompleksa : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. — M., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.