Научная статья на тему 'Понятийно-категориальный аппарат социализации как междисциплинарный научный феномен'

Понятийно-категориальный аппарат социализации как междисциплинарный научный феномен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
406
41
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / ШКОЛЬНИКИ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ / SOCIALIZATION OF PERSONALITY / SOCIAL ENVIRONMENT / SOCIO-CULTURAL EXPERIENCE / PUPILS / TERMINOLOGY / INTERDISCIPLINARY STUDY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трубина Галина Филипповна

Статья посвящена проблеме социализации личности, дан обзор толкований понятия социализации в различных справочных источниках. Социальная среда представлена как многоуровневое образование (микросреда, косвенные социальные образования, макросреда), включающее в себя социальные группы, оказывающие совместное воздействие на развитие и поведение личности. Описан анализ различных аспектов социализации, основанный на ключевых положениях теорий: К. Маркса (социально-исторический детерминизм), Дж. Г. Мида (символический интеракционизм), Ч. Кули (теория «зеркального Я»), Т. Парсонса (структурный функционализм), Дж. Дьюи (философия прагматизма), З. Фрейда (психоанализ), Ж. Пиаже (когнитивистская теория), Р. Мертона (теория девиации), П. Бергера, Т. Лукмана (феноменологическая социология), Ю. Хабермаса (критическая теория социализации), Г. Лоури, Дж. Коулмена (теория социального капитала), Э. Эриксона (развитие в контексте последовательных онтогенетических кризисов), А. В. Мудрика (социально-педагогический подход). Освящены основные подходы к изучению социализации в разных науках. Уточнены теоретические направления изучения процесса социализации, представленные в зарубежной и отечественной научной литературе: социологическое, экономическое, биогенетическое, социогенетическое, интеракционистское, социально-экологическое, психоаналитическое, когнитивистское направление, социальное научение, деятельностная теория, структурно-динамический подход. Описаны исследования разных аспектов социализации детей и молодежи в педагогике в современных условиях в аспекте социально-экономических трансформаций и их влияния на характер социализационных процессов. Представлены точки зрения таких исследователей последних лет, как Л. Г. Пак, который определяет социализацию обучающегося как процесс усвоения и воспроизводства норм, социальных установок, традиций, освоения системы социальных ролей множественных микросоциумов семейного, трудового, учебного и других коллективов, неформальных групп, ближайшего бытового окружения, демографических, территориальных, профессиональных социальных общностей. Описана позиция Ю. И. Кривова и В. П. Воробьева: собственно педагогическое толкование социализации не может быть никаким иным, кроме как «филогенетическим», а значит, представляющим ее в качестве источника формирования, накопления и развития социального опыта, опыта нравственных отношений, который для каждого их участника (как юного, так и взрослого) становится «системой координат». Представлена точка зрения С. Г. Разуваева, который считает, что в педагогическом смысле социализация это развитие и самореализация обучаемого на протяжении всей жизни в процессе освоения и воспроизводства культуры общества и, прежде всего, норм морали и права данного общества. Обосновано, что наиболее значимыми будут деятельностные (приобретение и воспроизводство социального опыта в деятельности), интеракционистские (принятие определенной роли в процессе социального взаимодействия) и экономические теории (опора на потребности личности с учетом имеющейся экономической ситуации) социализации, которые хорошо вписываются в новый образовательный процесс школы согласно ФГОС и не противоречат структурно-динамическому подходу, в рамках которого социализация рассматривается с двух сторон (усвоение опыта процесс обучения и его воспроизводства процесс приобретения компетенций).

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Трубина Галина Филипповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONCEPTUAL-CATEGORICAL APPARATUS OF SOCIALIZATION AS AN INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC PHENOMENON

The article is devoted to the problem of socialization; it provides an overview of the concept of socialization in different reference sources. Social environment is represented as a multi-level education (micro-environment, indirect social education and macro environment), which includes social groups that have a joint impact on the development and behavior of the individual. The analysis of different aspects of socialization is described on the basis of the main provisions of the theories of: K. Marx (social and historical determinism), G. H. Mead (symbolic interactionism), Ch. Cooley (The “Looking glass self”), T. Parsons (Structural functionalism), J. Dewey (philosophy of pragmatism), S. Freud (Psychoanalysis), J. Piaget (cognitive theory), R. Merton (theory of deviation), P. Berger., T. Lukman (phenomenological sociology), J. Habermas (critical theory of socialization), G. Loury. J. Koleman (social capital theory), E. Erikson (psychological development) and A. V. Mudrik (social pedagogy). The main approaches to the study of socialization in different branches of science are described. The article specifies some theoretical approaches to the study of the process of socialization presented in foreign and domestic scientific literature: sociological, economic, biogenetic, socio-genetical, interactionists, socio-ecological, psychoanalytic, cognitivist, social learning, activity theory and structural-dynamic approach. It describes the study of different aspects of socialization of children and youth in modern conditions in the aspect of socio-economic transformations and their influence on the nature of socialization processes. The views of the prominent contemporary scholars are discussed in the article: L. G. Pak defines socialization of a student as the process of mastering and reproduction of the norms, social beliefs, traditions, familiarization with the system of social roles in different micro-societiesfamily, labour group, students’ group, subcultures, the neighbours, demographic, territorial, professional and social communities. The view of Yu. I. Krivov and V. P. Vorobyov is described: pedagogical interpretation of socialization can be nothing else but “phylogenetic” interpretation, so it is the source of formation, accumulation and development of the social experience, the experience of moral relations, which become the frame of reference for every member (young or adult). S. G. Razuvaueva believes that from the point of view of pedagogy, socialization is the development and self-actualization of a student during all his life in the course of adoption of culture of the society, as well as moral and legal norms accepted in the society. It is stated that the most important theories of socialization are activity-based (acquisition and reproduction of the social experience), interactionist (acceptance of the role during social intercourse) and economic theories (the accent on the demands of personality with regard to the existing economic situation). They can be easily used in the educational process at school as they conform to the requirements of the Federal State Educational Standard and do not contradict structural-dynamic approach where socialization has two aspects (experience assimilation learning, and experience reproduction competence development).

Текст научной работы на тему «Понятийно-категориальный аппарат социализации как междисциплинарный научный феномен»

УДК 37.013.42

ББК Ч466.01 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

Трубина Галина Филипповна,

кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет; 620144, г. Екатеринбург, ул. 8-е Марта / Народной воли, 62/45; e-mail: gft@e-tagil.ru

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФЕНОМЕН

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социализация личности; социальная среда; социокультурный опыт; школьники; понятийный аппарат; междисциплинарное изучение.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме социализации личности, дан обзор толкований понятия социализации в различных справочных источниках. Социальная среда представлена как многоуровневое образование (микросреда, косвенные социальные образования, макросреда), включающее в себя социальные группы, оказывающие совместное воздействие на развитие и поведение личности. Описан анализ различных аспектов социализации, основанный на ключевых положениях теорий: К. Маркса (социально-исторический детерминизм), Дж. Г. Мида (символический интеракционизм), Ч. Кули (теория «зеркального Я»), Т. Парсонса (структурный функционализм), Дж. Дьюи (философия прагматизма), З. Фрейда (психоанализ), Ж. Пиаже (когнитивистская теория), Р. Мертона (теория девиации), П. Бергера, Т. Лукмана (феноменологическая социология), Ю. Хабермаса (критическая теория социализации), Г. Лоури, Дж. Коулмена (теория социального капитала), Э. Эриксона (развитие в контексте последовательных онтогенетических кризисов), А. В. Мудрика (социально-педагогический подход). Освящены основные подходы к изучению социализации в разных науках. Уточнены теоретические направления изучения процесса социализации, представленные в зарубежной и отечественной научной литературе: социологическое, экономическое, биогенетическое, социогенетическое, интеракционистское, социально-экологическое, психоаналитическое, когнитивистское направление, социальное научение, деятельностная теория, структурно-динамический подход. Описаны исследования разных аспектов социализации детей и молодежи в педагогике в современных условиях в аспекте социально-экономических трансформаций и их влияния на характер социализационных процессов. Представлены точки зрения таких исследователей последних лет, как Л. Г. Пак, который определяет социализацию обучающегося как процесс усвоения и воспроизводства норм, социальных установок, традиций, освоения системы социальных ролей множественных микросоциумов - семейного, трудового, учебного и других коллективов, неформальных групп, ближайшего бытового окружения, демографических, территориальных, профессиональных социальных общностей. Описана позиция Ю. И. Кривова и В. П. Воробьева: собственно педагогическое толкование социализации не может быть никаким иным, кроме как «филогенетическим», а значит, представляющим ее в качестве источника формирования, накопления и развития социального опыта, опыта нравственных отношений, который для каждого их участника (как юного, так и взрослого) становится «системой координат». Представлена точка зрения С. Г. Разуваева, который считает, что в педагогическом смысле социализация - это развитие и самореализация обучаемого на протяжении всей жизни в процессе освоения и воспроизводства культуры общества и, прежде всего, норм морали и права данного общества. Обосновано, что наиболее значимыми будут деятель-ностные (приобретение и воспроизводство социального опыта в деятельности), интеракционистские (принятие определенной роли в процессе социального взаимодействия) и экономические теории (опора на потребности личности с учетом имеющейся экономической ситуации) социализации, которые хорошо вписываются в новый образовательный процесс школы согласно ФГОС и не противоречат структурно-динамическому подходу, в рамках которого социализация рассматривается с двух сторон (усвоение опыта - процесс обучения и его воспроизводства - процесс приобретения компетенций).

Trubina Galina Filippovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia.

CONCEPTUAL-CATEGORICAL APPARATUS OF SOCIALIZATION AS AN INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC PHENOMENON

KEYWORDS: socialization of personality; social environment; socio-cultural experience; pupils; terminology; interdisciplinary study.

ABSTRACT. The article is devoted to the problem of socialization; it provides an overview of the concept of socialization in different reference sources. Social environment is represented as a multi-level education (microenvironment, indirect social education and macro environment), which includes social groups that have a joint impact on the development and behavior of the individual. The analysis of different aspects of socialization is described on the basis of the main provisions of the theories of: K. Marx (social and historical determinism), G. H. Mead (symbolic interactionism), Ch. Cooley (The "Looking glass self'), T. Parsons (Structural functional-ism), J. Dewey (philosophy of pragmatism), S. Freud (Psychoanalysis), J. Piaget (cognitive theory), R. Merton (theory of deviation), P. Berger., T. Lukman (phenomenological sociology), J. Habermas (critical theory of socialization), G. Loury. J. Koleman (social capital theory), E. Erikson (psychological development) and A. V. Mudrik (social pedagogy). The main approaches to the study of socialization in different branches of science are described. The article specifies some theoretical approaches to the study of the process of socialization presented in foreign and domestic scientific literature: sociological, economic, biogenetic, socio-genetical, interactionists, socio-ecological, psychoanalytic, cognitivist, social learning, activity theory and structural-dynamic approach. It

describes the study of different aspects of socialization of children and youth in modern conditions in the aspect of socio-economic transformations and their influence on the nature of socialization processes. The views of the prominent contemporary scholars are discussed in the article: L. G. Pak defines socialization of a student as the process of mastering and reproduction of the norms, social beliefs, traditions, familiarization with the system of social roles in different micro-societies- family, labour group, students' group, subcultures, the neighbours, demographic, territorial, professional and social communities. The view of Yu. I. Krivov and V. P. Vorobyov is described: pedagogical interpretation of socialization can be nothing else but "phylogenetic" interpretation, so it is the source of formation, accumulation and development of the social experience, the experience of moral relations, which become the frame of reference for every member (young or adult). S. G. Razuvaueva believes that from the point of view of pedagogy, socialization is the development and self-actualization of a student during all his life in the course of adoption of culture of the society, as well as moral and legal norms accepted in the society. It is stated that the most important theories of socialization are activity-based (acquisition and reproduction of the social experience), interactionist (acceptance of the role during social intercourse) and economic theories (the accent on the demands of personality with regard to the existing economic situation). They can be easily used in the educational process at school as they conform to the requirements of the Federal State Educational Standard and do not contradict structural-dynamic approach where socialization has two aspects (experience assimilation - learning, and experience reproduction - competence development).

Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. должны быть решены задачи достижения высокого стандарта качества всех видов образования, в том числе и за счет программ социализации детей и молодежи и успешного вовлечения их в социальную практику. Для решения данной задачи в программе предлагается распространять модели успешной социализации детей, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества, а также модели развития исследовательской, инженерной, технической, конструкторской деятельности учащихся и др. [13]. В плане мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки до 2018 года» делается акцент на необходимости разработки и реализации региональных комплексов мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях. С учетом того что рассмотренные выше документы, регламентирующие модернизацию российского образования, ориентированы на его проблемные зоны, необходимо отметить актуальность процесса социализации современной молодежи, адаптирующейся к постоянно меняющимся условиям в социуме.

Таким образом, в настоящее время российское образование должно работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем, то есть приводить к успешной социализации личности.

Социализация личности проходит на всех этапах ее развития в различных социальных институтах, в том числе и в школе -

самой продолжительной ступени образования, обеспечивающей новое качество образования, дальнейшую жизненную успешность каждого человека и общества в целом.

Согласно толковому словарю иностранных слов социализация (лат. зс^аШ общественный) - это процесс становления личности, освоение индивидом социальных норм и ценностей общества [12]. Большой психологический словарь определяет социализацию как процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений [2]. В популярной психологической энциклопедии уточняется, что социализация -это процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т. п.) того общества, к которому он принадлежит [10]. В экологическом словаре социализация толкуется как процесс интеграции какой-либо особи в популяцию, к которой она принадлежит [15]. В криминологии социализация рассматривается как процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей [3]. В политическом словаре социализация определяется как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; этот процесс включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [9]. В историческом словаре под социализацией понимается переход в общественную (государственную) собственность [5]. Культурологи при определении социализации делают акцент на социокультурном опыте: социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции,

© Трубина Г. Ф., 2017

коллективных представлений и верований и т. д.) [7]. В философском словаре социализация трактуется как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм [14]. Из приведенных определений видно, что в понятии «социализация» заложено определенное измерение-отношение: личность и социальная среда.

В широком смысле социальная среда -это часть окружающего мира, состоящая из людей, а также общественных и государственных структур, организаций, с которыми человек непосредственно контактирует в повседневной жизни. Л. И. Акатов сужает данное понятие до окружения в социальной жизни людьми, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях [1]. При этом автор представляет социальную среду как многоуровневое образование (микросреда, косвенные социальные образования, воздействующие на индивида, макросреда), включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида.

Микросреда - это ближайшее окружение (семья, группа детского сада, школьный класс, производственный коллектив, различные неформальные группы общения и др.), все то, что непосредственно влияет на человека. В микросреде человек формируется и реализует себя как личность.

Косвенные социальные образования, воздействующие на индивида, не связаны напрямую с человеком и оказывают влияние на личность лишь через ближайшее окружение.

Макросреда - это система социальных отношений в обществе (экономические, правовые, политические, идеологические и др.). Названные компоненты макросреды воздействуют на индивидов как непосредственно - через законы, социальную политику, ценности, нормы, традиции, средства массовой коммуникации, - так и опосредованно, через влияние на малые группы, в которые включен индивид.

Сущность процесса социализации определяется тем, что стоит за этими отношениями, какова роль личности и роль среды.

Анализ различных аспектов социализации чаще всего основывается на ключевых положениях теорий К. Маркса (социально-исторический детерминизм), Дж. Г. Мида (символический интеракционизм), Ч. Кули (теория «зеркального Я»), Т. Парсонса (структурный функционализм), Дж. Дьюи (философия прагматизма), З. Фрейда (пси-

хоанализ), Ж. Пиаже (когнитивистская теория), Р. Мертона (теория девиации), П. Бергера, Т. Лукмана (феноменологическая социология), Ю. Хабермаса (критическая теория социализации), Г. Лоури, Дж. Коулмена (теория социального капитала), Э. Эриксона (развитие в контексте последовательных онтогенетических кризисов), А. В. Мудрика (социально-педагогический подход).

Таким образом, понятие социализации формулируется достаточно широко и единого толкования не имеет, причем употребляется всем комплексом социально-гуманитарных наук в разных контекстах. На философском уровне социализация рассматривается в аспекте сущности процесса социального развития человека и становлении его социального сознания (С. Л. Рубинштейн, В. А. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.).

С точки зрения социологии существует два подхода к процессу социализации (первый - Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и их последователи, рассматривавшие социализацию с позиций общества, и второй - Г. Тард и последователи - с позиций личности). М. В. Ромм обозначил общественный подход как нормативный (отметим, что чаще в литературе он обозначается как «субъект-объектный»), а второй - как интерпретативный подход (чаще называемый «субъект-субъектным»). На социально-психологическом уровне рассматриваются не структура и сущностные характеристики социализации, а механизмы социальной регуляции поведения (Л. П. Буева, М. И. Бобнева и др.), механизмы социального взаимодействия и принятия определенной социальной роли (Г. М. Андреева, И. С. Кон и др.), анализируются условия развития и функционирования личности в различных группах (А. И. Донцов, Я. Л. Коломинский, Р. Л. Кричевский и др.), исследуются возрастные особенности процесса социализации (С. И. Гессен, А. В. Петровский и др.). На психолого-педагогическом уровне решается вопрос об управлении процессом социализации в образовательном процессе (А. С. Гаязов, Е. А. Климов, А. В. Мудрик и др.). Психолого-педагогические науки чаще всего обращают внимание на четыре контекста формирования личности - ценностный, психологический, педагогический и социальный. В этом отношении социализация представляется, во-первых, как целенаправленный процесс становления морали общества и личности, обладающей всем спектром необходимых социальных и духовных качеств в нем; во-вторых, как развитие личности, ее самоопределение на фоне удовлетворения различного уровня потребностей; в-третьих, как интегрированный процесс воспитания и образования; в-четвертых, как процесс освоения разнообразных социальных ролей.

Уточняя вышеизложенное, можно выделить следующие теоретические направления изучения процесса социализации, представленные в зарубежной и отечественной научной литературе: социологическое, экономическое, биогенетическое,

Основные подходы к изучению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социогенетическое, интеракционистское, социально-экологическое, психоаналитическое, когнитивистское, социальное научение, деятельностная теория, структурно-динамический подход (см. табл. 1).

Таблица 1

социализации в разных науках

Подход Авторы Основные положения

Социологический подход Т. Парсонс Р. Мертон Э. Дюркгейм Э. Сатерленд Социализация проходит на протяжении всей жизни, ее основными факторами являются возраст и нормативный кризис, подготовленный как психологическим развитием личности, так и требованиями социальной среды. Индивид вырабатывает стратегии дальнейшего развития и возможности включенности в общество и стиль поведения в нем. Индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения, в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотиваци-онной структуры.

Биогенетический поход Ч. Дарвин Э. Геккель Г. С. Холл А. Гезелл Каждый человек в своем развитии проходит те же стадии, что прошло все человечество в ходе эволюции. Любые человеческие способности и умения возникают сами собой как результат созревания независимо от обучения и практики. Социальное поведение человека - это результат существования его врожденных механизмов, сформировавшихся в результате тысячелетней эволюции.

Социогенети-ческий подход Р. Бенедикт М. Мид Л. С. Выготский А. В. Петровский Развитие личности определяется социокультурными условиями. Т. к. элементы культуры - традиции, обычаи, нравы, верования, образ жизни - в различных обществах различны, то и социализация происходит с помощью различных механизмов. Вследствие этого процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, региона, страны, в определенных социально-политических, экономических условиях, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого человек является.

Интеракционист-ский подход Ч. Хортон Ч. Кули Г. Дж. Мид A. Ф. Лазурский B. Н. Мясищев Г. И. Ловецкий Движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие с окружением, а не внутренние психические состояния и факторы социальной среды. В центре внимания исследователей оказывается активный, разумный, деятельный субъект. Для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ системы отношений «индивид - общество» и процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений, который осуществляется путем социализации и индивидуализации личности.

Социально- экологический подход У. Бронфенбреннер Г. Крайг Социализация представляет собой сложный процесс: с одной стороны, индивид активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду, а с другой - сам испытывает воздействие всех элементов этой среды и взаимосвязей между ними.

Подход социального научения Н. Миллер Дж. Доллард А. Бандура Б. Ф. Скиннер Р. Уолтерс Социализация происходит под воздействием окружающей среды. Большинство форм поведения, моральные принципы, установки приобретаются путем научения, которое имеет всеобъемлющий характер, т. е. человек является продуктом своей личной истории научения. Личность в процессе социализации усваивает новые образцы действий и соответствующим образом меняет свое поведение.

Психоаналитический подход З. Фрейд Э. Эриксон Процесс социального развития - это процесс последовательного овладения личностью либидозной энергией, открытое проявление которой противоречит нормам культуры. Соответственно, социализация - это становление и развитие внутренней активности личности и ее потребностной сферы.

Когнитивисткий подход Ж. Пиаже Л. Колберг Социализация - это моральное развитие личности на протяжении всей жизни, которое является индивидуальным для каждого отдельного человека.

Деятельностный подход A. Н. Леонтьев Л. Я. Гальперин Д. Б. Эльконин B. В. Давыдов А. В. Петровский А. Г. Асмолов Психика - форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Психическое развитие человека имеет социальную природу: прогресс человечества определяется не биологическими, а социальными законами. При этом ключевым процессом в развитии человека является его деятельность, в ходе которой он не только преобразует мир, но и развивает себя как личность.

Структурно- динамический подход А. Г. Ковалев К. К. Платонов Б. Д. Парыгин Г. М. Андреева А. В. Мудрик Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Экономический подход Ю. В. Морозюк А. П. Вяткин Л. Б. Салихова А. Б. Фенько Т. В. Бабицкая Т. В. Дробышева С. Камингс Д. Тейбел Социализация - это процесс разрешения множественных противоречий и достижения определенного уровня экономического самоопределения, т. е. реализации себя как экономического субъекта. Личность овладевает ролью, используя ее как инструмент, средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях, обеспечивая «отступление на надежные позиции» -снижение значимости материальных ценностей, поддержка базовых ценностей и устойчивые компоненты самоопределения.

Адаптационный подход Дж. Дьюи Т. Парсонс Р. Мертон В. Кукартц Р. Лафон Е. М. Николаева А. Л. Леутина Социализация - это процесс вхождения индивида в мир конкретных социальных связей и интеграции личности в различные типы социальных общностей через культуру, ценности и нормы, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

Таким образом, теории социализации различаются определенными механизмами социализации: непосредственного перенимания опыта (бихевиористские модели), социального научения (социологический подход, социогенный, деятельностный), идентификации (психоаналитические концепции), социального сравнения (интерак-ционистский подход) и социальной категоризации (когнитивистские теории).

В большинстве из рассмотренных научных направлений социализация рассматривается как сложный, внутренне и внешне обусловленный и во многом противоречивый процесс усвоения индивидом социального опыта. Наиболее дискуссионным является вопрос об агентах социализации, то есть влиянии на личность внешних (средовых) и внутренних (психологических) факторов и соотношении этого влияния. Независимо от используемого подхода социализация понимается как выражение личностно-психологического начала, т. е. личности как «относительно замкнутой и развитой системы по отношению к окружающему миру» [4], и трактуется как формирование свободного и ответственного индивида, осознающего внутренний характер своего выбора и поведения. При этом большинство исследователей рассматривает социализацию как двухсторонний процесс, назначение которого состоит, с одной стороны, в освоении индивидом существующего социального опыта, а с другой - в активном преобразовании и воспроизводстве опыта в различных, в том числе профессиональных, видах деятельности.

В нашей стране проблема социализации стала рассматриваться как относительно самостоятельная (с использованием именно этого термина) лишь начиная с конца 60-х гг. ХХ в. До этого различные аспекты социализации в той или иной степени освещались в русле психологии развития (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эль-конин и др.), а также в работах таких педагогов, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.

В 70-80 гг. исследовались взаимосвязь социализации с индивидуализацией, развитие и социализация личности с позиции де-ятельностного подхода. Большое внимание педагогическому аспекту социализации уделено в работах Б. М. Бим-Бада, В. Г. Бочаровой, Б. З. Вульфова, С. Н. Гаврова, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Н. Д. Никандро-ва, Л. И. Новиковой и др. Социально-педагогический подход определяет социализацию как развитие человека на протяжении

всей жизни в процессе самореализации, усвоения и воспроизводства культуры общества. Развитие личности с этих позиций представляет собой многоэтапный процесс включения человека в социально-культурные институты, виды культурной деятельности, способствующие социализации.

В силу известных социально-экономических трансформаций и их влияния на характер социализационных процессов, в педагогике в последние годы интенсифицировалось исследование разных аспектов социализации детей и молодежи.

Так, Л. Г. Пак определяет социализацию обучающегося как процесс усвоения и воспроизводства норм, социальных установок, традиций, освоения системы социальных ролей множественных микросоциумов - семейного, трудового, учебного и других коллективов, неформальных групп, ближайшего бытового окружения, демографических, территориальных, профессиональных социальных общностей [8]. Ю. И. Кривов и В. П. Воробьев полагают, что собственно педагогическое толкование социализации не может быть никаким иным, кроме как «филогенетическим», а значит, представляющим ее в качестве источника формирования, накопления и развития социального опыта, опыта нравственных отношений, который для каждого их участника (как юного, так и взрослого) становится «системой координат», исходной объективной основой в формировании родовой человеческой сущности [6].

С. Г. Разуваев считает, что в педагогическом смысле социализация - это развитие и самореализация обучаемого на протяжении всей жизни в процессе освоения и воспроизводства культуры общества и, прежде всего, норм морали и права данного общества [11].

На основе вышеизложенного полагаем, что наиболее значимыми будут деятель-ностные (приобретение и воспроизводство социального опыта в деятельности), ин-теракционистские (выбор определенной роли в процессе социального взаимодействия) и экономические теории (опора на потребности личности с учетом имеющейся экономической ситуации) социализации, которые хорошо вписываются в новый образовательный процесс школы согласно ФГОС и не противоречат структурно-динамическому подходу, рассматривающему социализацию с двух сторон (усвоение опыта - процесс обучения и его воспроизводства - процесс приобретения компетенций).

ЛИТЕРАТУРА

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. вузов. - M. : ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Mещерякова, акад. В. П. Зинченко. - M. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

3. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. - M. : ИНФРА-M, 2007. - 858 с.

4. Зелянина В. А. Философский анализ проблемы социализации личности : дис. ... канд. филос. наук. -M., 2007. - l57 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Исторический словарь галлицизмов русского языка / Н. И. Епишкин. - M. : ЭТС, 20l0.

6. Кривов Ю. И., Воробьев В. П. Иммперативы современной теории социализации : монография / Пенз. гос. ун-т архитектуры и стр-ва. - Пенза : ПГУАС, 2003. - 83 с.

7. Культурология. Энциклопедия : в 2-х т. / гл. ред. С. Я. Левит. - M., 2007.

S. Пак Л. Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента вуза : дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 20ll. - 436 с.

9. Политическая наука : словарь-справочник / сост. проф. политич. наук И. И. Санжаревский. - M., 20l0.

10. Популярная психологическая энциклопедия / ред. С. С. Степанов. - M. : Эксмо, 2005.

11. Разуваев С. Г. Профессиональная социализация и профессионализация в системе высшего образования / / Alma mater (Вестник высшей школы). - 20l2. - № 4. - С. 25-28.

12. Словарь иностранных слов / под ред. Н. Г. Комлев. - M., 2006.

13. Федеральная целевая программа развития образования на 20l6-2020 гг. : утв. постановлением правительства РФ от 23 мая 20l5 г. № 497.

14. Философский словарь / Н. M. Ланда и др. - M. : Советская энциклопедия, l983.

15. Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев, l989.

REFERENCES

1. Akatov L. I. Sotsial'naya reabilitatsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Psikho-logicheskie osnovy : ucheb. posobie dlya stud. vuzov. - M. : VLADOS, 2003. - 368 s.

2. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' / pod red. B. G. Meshcheryakova, akad. V. P. Zinchenko. - M. : Praym-EVROZNAK, 2003.

3. Bol'shoy yuridicheskiy slovar' / pod red. A. Ya. Sukhareva. - M. : INFRA-M, 2007. - 858 s.

4. Zelyanina V. A. Filosofskiy analiz problemy sotsializatsii lichnosti : dis. ... kand. filos. nauk. - M., 2007. -

l57 s.

5. Istoricheskiy slovar' gallitsizmov russkogo yazyka / N. I. Epishkin. - M. : ETS, 20l0.

6. Krivov Yu. I., Vorob'ev V. P. Immperativy sovremennoy teorii sotsializatsii : monografiya / Penz. gos. un-t arkhitektury i str-va. - Penza : PGUAS, 2003. - 83 s.

7. Kul'turologiya. Entsiklopediya : v 2-kh t. / gl. red. S. Ya. Levit. - M., 2007.

8. Pak L. G. Pedagogicheskoe obespechenie sub"ektno-razvivayushchey sotsializatsii studenta vuza : dis. ... d-ra ped. nauk. - Orenburg, 20ll. - 436 s.

9. Politicheskaya nauka : slovar'-spravochnik / sost. prof. politich. nauk I. I. Sanzharevskiy. - M., 20l0.

10. Populyarnaya psikhologicheskaya entsiklopediya / red. S. S. Stepanov. - M. : Eksmo, 2005.

11. Razuvaev S. G. Professional'naya sotsializatsiya i professionalizatsiya v sisteme vysshego obrazovaniya // Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). - 20l2. - № 4. - S. 25-28.

12. Slovar' inostrannykh slov / pod red. N. G. Komlev. - M., 2006.

13. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 20l6-2020 gg. : utv. postanovleniem pravi-tel'stva RF ot 23 maya 20l5 g. № 497.

14. Filosofskiy slovar' / N. M. Landa i dr. - M. : Sovetskaya entsiklopediya, l983.

15. Ekologicheskiy entsiklopedicheskiy slovar'. - Kishinev, l989.