Научная статья на тему 'Социальный опыт личности как философско-педагогический феномен'

Социальный опыт личности как философско-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2419
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦЕННОСТНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIALIZATION / SOCIAL EXPERIENCE / SOCIAL PROCESS / VALUABLE ENRICHMENT / SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кравцов Владимир Илларионович, Григорьева Ольга Николаевна

В статье на основе анализа представлены различные философские и педагогические подходы к пониманию социального опыта как главного результата социализации личности. Авторы рассматривают социализацию как сложное социально-психологическое явление, на основе которого личность усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL EXPERIENCE OF THE PERSONALITY AS A PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article deals with the problem of different philosophical and pedagogical approaches to socialization study. The authors explore socialization as a complex social and psychological phenomenon that can be used for personality learning of social experience by joining the social environment and existing system of social relations.

Текст научной работы на тему «Социальный опыт личности как философско-педагогический феномен»

Кравцов В.И., Григорьева О.Н.

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ КАК ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье на основе анализа представлены различные философские и педагогические подходы к пониманию социального опыта как главного результата социализации личности. Авторы рассматривают социализацию как сложное социально-психологическое явление, на основе которого личность усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей.

Ключевые слова: социализация, социальный опыт, социальный процесс, ценностное обогащение, социальное взаимодействие.

Подготовка современного специалиста -компетентного, умелого, мобильного, инициативного, решительного, способного быстро адаптироваться в стремительно меняющемся мире - предполагает его нравственно-духовное становление, формирование опыта социальных связей, взаимодействий. В человеческом обществе во все периоды его культурного существования в качестве идеала доминировал социальный тип личности, обладающий развитым чувством ответственности, профессиональножизненной компетентности и активности, выступающий действительным субъектом общественного прогресса.

Определяющее значение в этом процессе играет формирующийся в образовательном взаимодействии опыт социальных отношений как важнейшее условие успешной социализации личности.

Понять феномен социального опыта личности не представляется возможным без осмысления сущности процесса социализации личности.

Исследования этого процесса основаны на идеях о взаимодействии личности и социальной среды, становления самосознания (К.А. Абуль-ханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Новикова); социального воспитания (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Е. Матушкин); о ведущей роли социального опыта в развитии ребенка (Б.З. Вульф, М.А. Данилов, А.Г. Кирпичник, Т.Д. Молодцова, В.Д. Шадриков); о воспитании учащейся молодежи в современном обществе (А.А. Бодалев, Л.И. Новиков); ориентации личности на социально значимые ценности (Т.К. Ахаян, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никанд-рова) и др.

Изучение идеи социализации личности начинается в науке с конца XIX века, а к 70-м годам XX века эта проблема стала одной из самых популярных в изучении человеческого сознания. Следствием этого является достаточно большое количество подходов, многочисленные концепции социализации [1, с. 26]

В трудах Дж. Локка прослеживается мысль: поскольку источником знаний является человеческий опыт, то правильный путь, который выбирает педагогика - дать детям возможность «широкого и целесообразного опыта, не предполагая ничего готового в их душе». Таким образом, вне опыта нет возможности получить какое бы то ни было знание; нет ничего в интеллекте, что предварительно не прошло через чувственное познание [2, с. 93].

Французский педагог Ж.Ж. Руссо, продолжатель идей Локка, подчеркивал, что существует три воспитателя человека: природа, люди, помогающие развернуться и созреть внутренней природе ребенка, и собственный опыт как «дополнитель первых и воспитатель свободы» [3, с. 175].

Дж. Мид считает, что овладение ребенком социально значимыми ценностями, нормами и образцами поведения показывает эффективность влияния культуры на личность как главного фактора человеческой жизни, который «учит, как думать, чувствовать и действовать в обществе» [4, с. 347].

Под социализацией (от лат. БоааНз - общественный) понимается процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [5, 1261].

Социализация личности - это сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия индивида и общества. Общество с целью воспроизводства социальной системы и сохранения своих социальных структур стремиться сформировать стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей [6, с. 68].

В зарубежных исследованиях выделяются два подхода к социализации, основывающиеся на объектной и субъектной позиции личности в процессе взаимодействия с социальной средой.

Сторонники субъект-объектной концепции Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Д. Дьюи характеризуют пассивную позицию человека в процессе социализации, т. е. социализация представляется как способ, метод его адаптации к обществу, окружающему миру, непосредственно влияющих на человека.

Представители субъект-субъектного подхода Дж. Мид, У.И. Томас, Ч. Кули, Дж. Хоуманс считают, что человек активно вливается в процесс социализации, не ограничиваясь только адаптацией к окружающей действительности, при этом оказывает воздействие, влияет на свою жизнь, т. е. человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и приобретает возможность (способность) стать личностью.

Вне включения человека в тот или иной вид деятельности, совместный с другими людьми, процесс социализации невозможен.

Таким образом, социализацию личности рассматривают как сложное социально-психологическое явление, которое представляет собой одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности. С одной стороны, социализация выступает как своеобразный механизм включения индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств, с другой стороны, она рассматривается как внутриличностный процесс, осуществляемый в ходе взаимодействия индивида и социума. Это явление чрезвычайно многообразное, непременно активное и фактически непрерывное, продолжающееся всю жизнь конкретной личности.

Философский аспект социализации заключается в решении проблемы отношения «человек - мир». Обозначим позиции некоторых философов при решении этого вопроса.

Для античных философов формирование общественности человека - это прежде всего его готовность к выполнению социальных функций.

В концепции Я.А. Коменского человек с его безграничными способностями творить себя и совершенствовать мир природы и общества, с его стремлением к активности, творчеству, красоте и гармонии, поднят над конкретным историческим временем, над его социальными связями и зависимостями, он - высшая ценность, цель в себе [7, с. 320].

Д. Дидро отмечает, что природа и строение человека таковы, что вне общества он не мог бы ни сохранить свою жизнь, ни развить и улучшить свои способности и таланты, ни добыть себе подлинное и прочное счастье [8, с. 62].

В немецкой классической философии выделялся аспект социального становления личности как процесса воспитания. Главная задача научного знания, по мнению И. Канта, состоит в том, чтобы помочь индивиду стать не просто знающим и воспитанным, а человеком - членом социума [9, с. 197].

Л. Фейербах понимает сущность отдельного человека как нечто обособленное, не заключающее человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо в общении, единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между я и ты. Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляется, по Л. Фейербаху, самореализация человека. В ходе этого общения и совместной деятельности происходит социализация [10, с. 65].

Значительной для нашего исследования является точка зрения Б.Д. Парыгина, который под социализацией понимает весь многообразный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее социальное познание, социональное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав, обязанностей и т. д.,

активное переустройство окружающего мира, изменение и качественное преобразование самого человека [11, с. 164].

Таким образом, понятие «социализация» в философии образования рассматривается как процесс становления личности в социуме, процесс трансляции и распространения культуры, передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Категория социализации обладает познавательным и смысловым значением, указывает на зависимость развития личности от социальных факторов.

Г.М. Андреева также подчеркивает важность феномена социального опыта: «Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет активной деятельности индивида и активного его включения в социальную среду» [12, с. 94].

Человек - существо социальное. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Он не может жить личными интересами. В этом отношении социализация есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Человек - активное существо. Людям свойственно стремление активно вмешиваться в общественные дела и стараться по-своему улучшать их и совершенствовать [13, с. 99].

Б.Г. Ананьев и другие ученые феномен социализации рассматривают как процесс приобщения индивида к социальному опыту в пространстве межличностного взаимодействия. При этом взрослеющий человек усваивает социальный опыт, становясь субъектом деятельности, и формируется как личность, становясь субъектом отношений [14, с. 58].

По утверждению А.В. Мудрика, формирование социального опыта человека осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности групп (коллективов), организацию взаимодействия ее членов, а также обучение этому взаимодействию.

Исходя из этого, социальный опыт в широком смысле понимается как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, цен-

ностных установок, запечатленных ощущений и переживаний; это опыт взаимодействия с другими людьми; это опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения [15, с. 63].

Данная точка зрения раскрывает сущностные особенности индивидуального становления социального опыта как «процесса приобщения личности к обществу».

При этом социальный опыт, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности, необходимым условием ее развития и деятельного существования.

С точки зрения Д.И. Фельдштейна, процесс социализации взрослеющего человека неразрывно связан с индивидуализацией, социальным созреванием, степенью свободы и формированием себя как субъекта активного творческого действия [16, с. 50].

Такой подход позволяет нам утверждать, что одной из главных составляющих социализации является овладение личностью такого социального опыта, который позволяет ей активно сосуществовать в обществе, удовлетворять личные жизненные потребности и оказывать определенное влияние на свое окружение.

Таким образом, социальный опыт личности есть совокупность духовно-нравственных ценностей и установок, сложившихся в результате взаимодействия с другими людьми и с окружающей действительностью [17, с. 20].

Ценностное обогащение социального опыта в процессе социализации может осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям. Первое предполагает формирование ценностных ориентаций в смыслах человеческой деятельности, в содержании духовно-нравственных норм и эталонов межличностного взаимодействия, становления культуросообразного отношения к себе и окружающему миру, реализуемого в пространстве индивидуальной жизни. Второе направление ценностного обогащения социального опыта связано с освоением социальных и жизненно значимых способов действий с предметами, реализуемых в поступках, взаимодействии и деятельности [18, с. 327].

Таким образом, формирующийся социальный опыт проявляется через качества и свойства личности, составляющие индивидуальность, уникальность конкретного человека на каждом возрастном этапе его развития.

Особую роль социализация играет в период обучения в вузе, на стадии профессиональной подготовки. Это объясняется тем, что социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой.

Вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного, целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (в лице членов семьи, учителя или целого социального института - религии, вуза) изначально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств [19, с. 165].

Воспитательный процесс, разворачивающийся в поздней юности, имеет значительные отличия от всех других этапов, поскольку здесь «воспитатель» имеет дело с достаточно развитой в социальном отношении личностью.

В этой связи некоторые исследователи полагают, что соотношение феноменов воспитания и социализации следует рассматривать как дополняющие друг друга [20, с. 174].

Принцип дополнительности, с одной стороны, позволяет считать воспитание одним из социальных факторов развития человека, с другой стороны, раскрывает глубинную связь воспитания и социализации, т. к. развитие взрослеющего человека в современном обществе происходит в ситуации постоянных изменений во всех сферах жизни, а потому педагогически задаваемый процесс воспитания неизбежно предполагает дополнительный процесс социализации [20, с. 175].

Важнейшими характеристиками образовательного взаимодействия при гуманистическом типе социализации молодых людей выступает перенос акцента на самосознание, самовоспитание, самоуправление, развитие и взаимодействие (совместный поиск оптимальных решений, активное сотрудничество в кооперации, диалогические приоритеты сотрудничества). В результате этого у взрослеющей личности складывается мнение о самом себе. Такая система установок, присущая каждому человеку, и представляет собой реализацию «Я-концепции».

Социализация личности во время обучения в вузе связана с освоением социальной роли студента, когда помимо получения знаний перенимается опыт, перенимаются установленные нормы и функции, свойственные этой роли, что-

бы «вписаться» в круг своих однокурсников и студенчества в целом.

Стремление к самореализации молодого поколения наиболее эффективно формируется в период завершения первичного этапа социализации - детства и в начале вторичного - юности. Определение возрастных границ молодежи имеет очень большое значение, так как молодежный возраст - это время получения квалификации, завоевания положения в обществе, стадия выбора и принятия решений, затрагивающих будущее. Юношеский возраст - это период наиболее интенсивного созревания личности. В это время начинается переход от детства к зрелой и ответственной позиции взрослого человека, когда снижается роль родителей как агентов социализации. На данном этапе происходят осознание личностью своего места в жизни и в обществе, реализация собственного Я, достижение новых целей и необходимость решать «взрослые» задачи. В юношеском возрасте начинают осуществляться жизненные планы молодых людей, формировавшиеся на предыдущих возрастных этапах, которые реализуются в профессиональном и личностном выборе. Это этап первичного освоения профессии. Сегодняшняя система обучения должна быть ориентирована на создание условий для раскрытия, развития и реализации потенциала личности. Социализации личности в высшей школе на современном этапе должно уделяться пристальное внимание. Педагоги, передавая опыт и воспитывая качества, необходимые для формирования личности, способной выполнять определенную социальную роль в процессе обучения и в дальнейшей самостоятельной деятельности, должны стремиться к формированию у студентов высокой профессиональной компетентности, самостоятельности и творческой инициативы.

Таким образом, личность в процессе и в результате социализации овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений, приобретает многообразный социальный опыт, что обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Анализ философской, психологической, педагогической, социологической литературы показал, что социальное становление человека проходит в процессе усвоения и присвоения им социального опыта.

Социальный опыт - это совокупность прак- способов, ценностей конструктивной, творчес-

тически усвоенных знаний, умений, навыков, кой деятельности личности.

10.12.2012

Список литературы:

1. Махрова, Е. И. О понятии правовой социализации студентов как педагогической проблемы / Е. И. Махрова // Вестник ОГУ - 2012. - № 4. - С. 26-31.

2. Локк, Дж. Мысли о воспитании / Дж. Локк. - М. : Учпедгиз, 1939. - 124 с.

3. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо. - СПб. : Изд-во газеты «Школа и жизнь», 1913. - 489 с.

4. Мид, Дж. Культура и мир детства / Дж. Мид. - М. : Наука, 1998. - 429 с.

5. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд. - М. : Сов. Энциклопедия, 1989. - 1632 с.

6. Каргапольцева, Н. А. Педагогические аспекты гуманитарной трансформации социализирующей среды / Н. А. Каргаполь-цева // Вестник ОГУ - 2012. - № 2. - С. 67-70.

7. Педагогическое наследие: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци. - М. : Наука, 1988. - 416 с.

8. История в энциклопедии Дидро и Д. Аламбера / пер. с франц.; под общ.ред. Х. Н. Момаджян. - М. : Мысли, 1964. -Т. 2. - 283 с.

9. Кант, И. Сочинения / И. Кант. - М. : Мысли, 1964. - Т. 2. - 283 с.

10. Фейербах, Л. Избранные философские произведения : в 2 т. / Л. Фейербах. - М.: Политиздат, 1986. - Т. 1. - 240 с.

11. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971. - 220 с.

12. Андреева, Г. М. Современная социальная психология на западе. Теоретические ориентации / Г. М. Андреева, Н. П. Богомолов, А. В. Петровский. - М. : Изд-во МГУ, 1978. - 270 с.

13. Гликман, И. З. Моделирование социального опыта для воспитания школьников / И. З. Гликман // Инновации в образовании. - 2009. - № 5. - С. 94-99.

14. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

15. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

16. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 208 с.

17. Кирьякова, А. В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике / А. В. Кирьякова. - М. : Дом педагогики, 2008. - 578 с.

18. Слабоспицкая, М. В. Ценностное обогащение социального опыта как фактор социализации / М. В. Слабоспицкая // Вестник ОГУ. - 2001. - № 2. - С. 326-330.

19. Горяева, Т. Н. Социализация молодежи / Т. Н. Горяева // Аспирант и соискатель. - 2006. - № 2. - С. 164-167.

20. Каргапольцева, Н. А. Социализация личности и ценности современного образования / Н. А. Каргапольцева // Вестник ОГУ - 2011. - № 2. - С. 174-180.

Сведения об авторах:

Кравцов Владимир Илларионович, директор Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук 461040, Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Комсомольская, 112, тел. (35342) 55974,

e-mail: [email protected]

Григорьева Ольга Николаевна, заместитель декана естественно-научного факультета Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, соискатель кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета 461040, Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Комсомольская, 112, e-mail: [email protected]

UDC 378

Kravtsov V.I., Grigorieva O.N.

Buzuluksky Humanities Institute of Technology (the branch) of Orenburg state university E-mail: [email protected]; [email protected]

SOCIAL EXPERIENCE OF THE PERSONALITY AS A PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article deals with the problem of different philosophical and pedagogical approaches to socialization study. The authors explore socialization as a complex social and psychological phenomenon that can be used for personality learning of social experience by joining the social environment and existing system of social relations.

Key words: socialization, social experience, social process, valuable enrichment, social interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.