3. Об утверждении Положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 18 февраля 2019 г N 55314. Available at: http://ivo.garant.rU/#/document/72302738/paragraph/1
4. Шамрай Н.Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.
5. Архангельская О.В. Формирование экономической составляющей знаний выпускников художественных вузов в сфере социально-культурной и досуговой деятельности. Alma mater (Вестник высшей школы). 2019; № 7: 98 - 102.
References
1. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Available at: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
2. Prognoz dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya rossijskoj federacii na period do 2030 goda. Available at: http://economy.gov.ru/
3. Ob utverzhdenii Polozheniya o registracii Ministerstvom promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federacii obrazcov izdelij narodnyh hudozhestvennyh promyslov priznannogo hudozhestvennogo dostoinstva po predstavleniyu organov ispolnitel'noj vlasti sub'ekiov Rossijskoj Federacii. Prikaz Ministerstva promyshlennosti i torgovli RF ot 18 fevralya 2019 g. N 55314. Available at: http://ivo.garant.rU/#/document/72302738/paragraph/1
4. Shamraj N.N. Pedagogicheskie osnovy adaptacii uchaschihsya k usloviyam rynka truda v processe tehnologicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
5. Arhangel'skaya O.V. Formirovanie 'ekonomicheskoj sostavlyayuschej znanij vypusknikov hudozhestvennyh vuzov v sfere social'no-kul'turnoj i dosugovoj deyatel'nosti. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2019; № 7: 98 - 102.
Статья поступила в редакцию 03.12.19
УДК 376 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10101
Burmistrova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University
(Omsk, Russia), E-mail: burmistrova@omgpu.ru
Kulcheiko O.V., Ph.D. Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University
(Omsk, Russia), E-mail: mail@omgpu.ru
SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF SOCIALLY ADOPTED BEHAVIOR OF CHILDREN OF THE CHILDREN'S HOUSE. The article presents the results of practical work on the implementation of socio-pedagogical support aimed at solving the problems of forming models of socially approved behavior of pupils of the orphanage, taking into account the peculiarities of their socialization based on the use of technology activities of a social teacher to solve educational problems. The introduction substantiates the need for socio-pedagogical support for the formation of skills of socially approved behavior among inmates of orphanages, taking into account the specifics of the interaction of educators and inmates in a residential institution. The purpose of the study, which consists in developing and testing a mechanism for the formation of skills of socially approved behavior, taking into account the peculiarities of socialization of inmates of the orphanage, is achieved by solving research problems consisting in organizing the activities of the inmate and interacting with him on the basis of the activity approach. To solve the tasks used methods of theoretical (analysis, synthesis, comparison, generalization, modeling) and empirical (the study of pedagogical experience, observation, conversation, testing, experimental work) research. The article presents the results of comparative diagnostics and analysis of models and behavioral problems of teenage students living in the family and in the orphanage. In conclusion, it is concluded that it is possible to form skills and socially approved behaviors of children in orphanages during social and pedagogical support, taking into account the peculiarities of the interaction between teachers and pupils in a residential institution.
Key words: socialization, social and pedagogical support, socially approved behavior, institution of boarding type, pupil of the orphanage, orphans, children left without parental care.
Е.В. Бурмистрова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск,
E-mail: burmistrova@omgpu.ru
О.В. Кульчейко, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: mail@omgpu.ru
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
В статье представлены результаты практической работы по реализации социально-педагогического сопровождения, направленного на решение проблем формирования моделей социально одобряемого поведения воспитанников детского дома с учетом особенностей их социализации на основе использования технологий деятельности социального педагога для решения воспитательных задач. Цель исследования, состоящая в разработке и апробации механизма формирования навыков социально одобряемого поведения с учетом особенностей социализации воспитанников детского дома, достигается решением задач исследования, состоящих в организации деятельности воспитанника и взаимодействия с ним на основе деятельностного подхода. Для решения поставленных задач использовались методы теоретического (анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование) и эмпирического (изучение педагогического опыта, наблюдение, беседа, тестирование, опытно-экспериментальная работа) исследования.
Ключевые слова: социализация, социально-педагогическое сопровождение, социально одобряемое поведение, учреждение интернатного типа, воспитанник детского дома, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Процесс социализации воспитанников учреждений интернатного типа, являющихся в большинстве своем жертвами социального сиротства, сопряжен с рядом проблем, которые связаны с их объективным психофизиологическим статусом и состоянием современного общества. Особенности социализации воспитанников детских домов, проявляющиеся в сфере развития самосознания, индивидуальной деятельности, общения, специфике поведения этих детей, осложняют отношения воспитателей и воспитанников детских домов, создают трудности во взаимоотношениях между воспитанниками, что ведет к возникновению отклонений в поведении воспитанников и требует учета данных особенностей в процессе формирования социально одобряемых моделей поведения.
В педагогической теории сопровождение рассматривается по-разному. Так, В.П. Слободчиков и Ф.М. Фрумин рассматривают его как помощь в личностном росте, установку на эмпатийное понимание и открытое общение с ребенком [1, с. 42]. А.В. Мудрик - как особую сферу педагогической деятельности, направленную на приобщение к социокультурным и нравственным ценностям, которые необходимы для развития и самореализации старшеклассников [2, с. 98]. С позиции И.А. Липского - это аспект социального взаимодействия с окружающими, в функции которых входит развитие ребенка посредством педагогического вза-
имодействия в различных жизненных ситуациях [3]. Для Ю.В. Слюсарева - это оказание психологической помощи, направленной на развитие самосознания личности, запускающей механизмы саморазвития и активизации собственных ресурсов человека [4, с. 37]. Социально-педагогическое сопровождение как комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на успешную социализацию и развитие личности подростков, ориентировано на создание педагогических, психологических, социальных условий для успешного обучения, воспитания и творческого самовыражения каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, целью которого является формирование у ребенка способностей к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления [5, с. 98].
По мнению А.В. Мудрика, В.И. Слободчикова, С.Н. Чистяковой и др., социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социально одобряемого поведения воспитанников детского дома рассматривается как система действий педагога и предпринимаемых им мер, связанных с осознанием реальных возможностей развития определенной системы обучения и ориентированных на достижение моделируемого результата [6, с. 41]. Опираясь на позиции
А.М. Битяновой и М.И. Губановой, в социально-педагогическом сопровождении воспитанников детского дома можно выделить следующие компоненты:
- систематическое отслеживание социально-педагогического статуса воспитанника детского дома с целью оценивания его актуального состояния и постройки перспектив ближайшего развития;
- содействие развитию у воспитанников способности к пониманию образа собственного «Я»;
- оказание помощи воспитанникам в устранении причин, препятствующих реализации значимых для них потребностей, осознании своего жизненного выбора, позиций и поступков;
- создание благоприятного социально-психологического климата для успешной личностной самореализации и развития воспитанников детского дома в урочной и внеурочной деятельности, оказание методической помощи учителям и воспитателям;
- создание условий для решения проблем обучения, общения и взаимодействия воспитанников детского дома [7, с. 48; 8, с. 42].
При этом, как отмечают Л.М. Шипицина и Е.И. Казакова, социально-педагогическое сопровождение опирается на следующие принципы:
- активная позиция самого ребенка - важно создать условия для самопроявления и саморазвития ребенка, научить его решать свои проблемы самому, а не делать это за него;
- педагогическая поддержка - со стороны взрослого важно обеспечить условия, защищающие права и интересы ребенка с учетом интересов, прав и позиций других участников образовательного процесса;
- автономность - деятельность по социально-педагогическому сопровождению организуется как особая практика со своими целями, задачами, методами, средствами и технологиями работы и, являясь одновременно компонентом образовательной системы, реализуется скоординировано с деятельностью других субъектов образовательной среды с учетом специфики каждого субъекта, руководствуясь интересами и приоритетами ребенка;
- непрерывность и преемственность - сопровождение призвано обеспечить преемственность в решении воспитательных задач на всех ступенях школьного обучения, а также преемственность в работе дошкольного, общего начального, профессионального образования, специализированных центров и служб по сопровождению ребенка;
- комплексность - предполагает согласованность деятельности и действий классных руководителей, учителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-логопедов, учителей-дефекто-логов и других специалистов в решении задач социально-педагогического сопровождения ребенка;
- превентивность - необходимо обеспечить переход от реагирования на уже возникшие проблемы к предупреждению возникновения проблемных ситуаций в будущем [9, с. 92].
Процесс социально-педагогического сопровождения формирования социально одобряемого поведения воспитанников детского дома включает в себя следующие этапы, в ходе которых реализуется комплекс функций социально-педагогического сопровождения (ГС. Курагина, И.Ю. Трус) [10, с. 114; 11, с. 16]:
- I этап - диагностика психического и социального здоровья подростка; выявление отклонений в поведении воспитанников. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и учебного труда;
- II этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется общее количество воспитанников, нуждающихся в коррекции поведения в обследуемой группе, доминирующие типы отклонений в поведении, определяются группы воспитанников, которым необходима социально-психолого-педагогическая поддержка;
- III этап - совместная разработка рекомендаций для воспитанника и воспитателей; составление планов комплексной помощи для каждого и отклонений в поведении подростков;
- IV этап - консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем воспитанника с отклонениями в поведении;
- V этап - решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
- VI этап - анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (Что получилось? Что не получилось? Почему?);
- VII этап - дальнейший анализ развития воспитанника (Что мы делаем дальше?) [12, с. 87 - 95].
Для решения проблем каждого из воспитанников необходим индивидуальный подход в сочетании с заинтересованностью и мотивацией всех участников процесса сопровождения - специалистов-педагогов и самого воспитанника. Успешность социально-педагогического сопровождения требует учета ряда факторов, среди которых можно выделить объективные факторы, связанные с системой и последовательностью педагогических действий, направленных на достижение искомого результата; субъективные факторы, связанные с субъективными предпосылками профессиональной деятельности (мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество); объективно-субъективные факторы, обусловленные спецификой организации социально-педагогической среды, что предполагает учет особенностей социализации
и проблем поведения воспитанников, а также специфики учреждений интернатного типа [12, с. 138 - 145]. Все это возможно в ходе деятельности социального педагога по сопровождению процесса формирования социально одобряемого поведения воспитанников детского дома.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа на базе КУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «Детский дом № 4» и БОУ г Омска «Средняя общеобразовательная школа № 63». Выборку нашего исследования составили 56 подростков-учащихся школы, из которых 13 подростков-воспитанников детского дома в возрасте 12 - 13
В качестве направлений социально-педагогического сопровождения детей и подростков были выбраны следующие (Л.М. Щипицына, Е.И. Казакова):
- решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;
- решение социально-эмоциональных проблем;
- преодоление затруднений в учебе;
- помощь ребенку в выборе образовательного маршрута;
- помощь ребенку в выборе досуговой сферы самореализации [13, с. 98].
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами проводилась диагностика склонности к отклоняющемуся поведению учащихся школы и воспитанников детского дома, а также выявлялись их причины. Для проведения диагностики нами были изучены социальный состав учащихся, уровень воспитанности и степень проявления склонности подростков к отклоняющемуся поведению.
Для определения социального состава учащихся нами была использовании методика «Социальный паспорт класса», целью которой являлся сбор и анализ сведений об учащихся. Как показали результаты диагностики, из общего числа респондентов, из которых 48,2% мальчиков и 51,6% девочек, 42,9% проживают в благоустроенных квартирах, 33,9% - в частных домах, 23,2% - в детском доме. В полных семьях проживают 26,8% респондентов, в неполных семьях -33,9% респондентов, в опекаемых семьях - 1,8% респондентов, в многодетных семьях - 10,7% респондентов, в малообеспеченных семьях - 14,3% респондентов, в семьях беженцев - 1,8% респондентов. Воспитанники детского дома составили 23,2% респондентов. Из представленных данных видно, что уровень и условия семейного воспитания детей в исследуемой группе заметно отличаются. Как показали результаты наблюдений и бесед с воспитателями и учителями, причинами низкого уровня проявления навыков социально одобряемого поведения подростков-воспитанников детского дома являются недостаточный запас их знаний о дисциплинированности в обществе и особенностях ее проявления; недостаточный уровень развития и проявления социальной активности; отсутствие условий для личностного и творческого самовыражения и формирования активной жизненной позиции воспитанников.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работе нами была разработана программа социально-педагогического сопровождения, способствующая формированию навыков социально одобряемого поведения подростков-воспитанников детского дома. На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы нами проводился анализ результатов, полученных в ходе реализации разработанной программы, который показал следующее.
Как показали результаты диагностики по методике «Оценка уровня воспитанности учащихся», уровень воспитанности подростков-учащихся школы, проживающих в семье, выше, чем подростков-воспитанников детского дома, что проявляется в дисциплинированности, отношениях к сверстникам и сотрудникам школы и детского дома, а также в отношении к имуществу школы и детского дома.
Наибольшие изменения произошли у воспитанников детского дома в таком проявлении воспитанности, как дисциплинированность, которая является одним из показателей социально одобряемого поведения. Изменения в сторону снижения уровня воспитанности у подростков, проживающих в семьях, произошли в сфере общения и системы отношений учащихся как со сверстниками, так и с работниками образовательного учреждения. Вероятно, что изменения в сторону снижения показателей в обеих группах произошли вследствие смены классных руководителей и общей ситуации, сложившейся в школе. В целом уровень воспитанности подростков-воспитанников детского дома стал выше, что проявляется в характере общения, дисциплинированности, системе отношений. Именно эти проявления говорят о повышении уровня сформированности навыков социально одобряемого поведения подростков-воспитанников детского дома.
Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению подростков-воспитанников детского дома показали, что произошли изменения в установке на социальную желательность, положительные изменения по шкале волевого контроля эмоциональных реакций. Также результаты диагностики показывают снижение уровня отклоняющегося поведения.
Таким образом, как показывают результаты проведенного исследования, большинство младших подростков, как воспитанников детского дома, так и учащихся, проживающих в семьях, нейтрально относятся к проявлению социально одобряемого и отклоняющегося поведения. Кроме того, около 30% учащихся склонны к проявлению отклоняющегося поведения.
На эффективность процесса социально-педагогического сопровождения значительным образом влияет позиция социального педагога, который взаи-
модействует с личностью ребенка-подростка. Его основная задача состоит в сохранении своей позиции под действием как негативного, так и позитивного влияния клиента. Основными факторами, определяющими профессиональную компетентность социального педагога, являются гуманистическая направленность его личности, проявляющаяся в признании абсолютной самоценности
Библиографический список
каждого ребенка, эмпатии, личной и профессиональной ответственности за процесс и результаты своей деятельности, социальная справедливость, чувство собственного достоинства и уважение достоинства любого другого человека, вежливость, чувство меры, чувство такта, способность и готовность понять и помочь другим.
1. Панина О.В., Залуцкая О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение личностного самоопределения старшеклассников в процессе литературного образования. Психология обучения. 2007; № 3: 39 - 51.
2. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. Москва: Апрель-Пресс, 1997.
3. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания. Available at: http:www.Lipsky.ru/statii/soprov.htm
4. ^юсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Cанкт-Петер-бург, 1992.
5. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-экономические проблемы. Под научной редакцией Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. йанкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
6. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Москва: Педагогика, 1999.
7. Битянова М.Р Психолог в школе: содержание и организация работы. Москва, 1998.
8. Панина CE., Залуцкая C.IO. Психолого-педагогическое сопровождение личностного самоопределения старшеклассников в процессе литературного образования. Психология обучения. 2007; № 3: 39 - 51.
9. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-экономические проблемы. Под научной редакцией Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. йанкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
10. Трус И.О. Подготовка социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характер. Воспитание школьников. 2003; № 3: 15 - 17.
11. Кульчейко О.В. Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитательной работе с детьми-сиротами. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2007.
12. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-экономические проблемы. Под научной редакцией Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. йанкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
References
1. Panina S.V., Zaluckaya S.Yu. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo samoopredeleniya starsheklassnikov v processe literaturnogo obrazovaniya. Psihologiya obucheniya. 2007; № 3: 39 - 51.
2. Mudrik A.V. Sovremennyj starsheklassnik: problemy samoopredeleniya. Moskva: Aprel'-Press, 1997.
3. Lipskij I.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenierazvitiya lichnosti: teoreticheskie osnovaniya. Available at: http:www.Lipsky.ru/statii/soprov.htm
4. Slyusarev Yu.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie kak faktor aktivacii samorazvitiya lichnosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1992.
5. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrekciya razvitiya detej-sirot: Social'no-'ekonomicheskie problemy. Pod nauchnoj redakciej L.M. Shipicinoj i E.I. Kazakovoj. Sankt-Peterburg: Institut special'noj pedagogiki i psihologii, 2000.
6. Golomshtok A.E. Vyborprofessiii vospitanie lichnostishkol'nika. Moskva: Pedagogika, 1999.
7. Bityanova M.R. Psiholog v shkole: soderzhanie i organizaciya raboty. Moskva, 1998.
8. Panina S.V., Zaluckaya S.Yu. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo samoopredeleniya starsheklassnikov v processe literaturnogo obrazovaniya. Psihologiya obucheniya. 2007; № 3: 39 - 51.
9. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrekciya razvitiya detej-sirot: Social'no-'ekonomicheskie problemy. Pod nauchnoj redakciej L.M. Shipicinoj i E.I. Kazakovoj. Sankt-Peterburg: Institut special'noj pedagogiki i psihologii, 2000.
10. Trus I.Yu. Podgotovka social'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya podrostkov s akcentuaciyami harakter. Vospitanie shkol'nikov. 2003; № 3: 15 - 17.
11. Kul'chejko O.V. Podgotovka studentovpedagogicheskogo kolledzha k vospitatel'nojrabote s det'mi-sirotami. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2007.
12. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrekciya razvitiya detej-sirot: Social'no-'ekonomicheskie problemy. Pod nauchnoj redakciej L.M. Shipicinoj i E.I. Kazakovoj. Sankt-Peterburg: Institut special'noj pedagogiki i psihologii, 2000.
Статья поступила в редакцию 04.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10102
Voloshina L.A., Cand.of Sciences (Philosophy). Head of Library of Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: voluta@yandex.ru
Utkin A.L., senior teacher, Drawing and Painting Department, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: alut@list.ru
Druzhkova N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Art history), Professor, Department of Theory and History of Art Institute of Fine Arts,
Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: izoinschool@yandex.ru
SPECIFIC FEATURES OF CREATIVITY AND PROFESSIONAL TRAINING OF ARTISTS OF TRADITIONAL APPLIED ART. The article is dedicated to the understanding of artistic originality and aesthetic foundations of Russian folk art. Analyzing the specifics of the figurative system of various types of folk arts and crafts. The author reveals the essential features that characterize the creativity of the artist of traditional applied art-conciliarity, connection with the natural beginning, emphasized decorative, orientation to the embodiment of high ideals and eternal values. The specificity of creativity in this area determines features of professional education in this area, associated with the education of not just a craftsman, a master performer, but a highly qualified artist capable of preserving, reviving and developing traditional applied art.
Key words: creativity, folk art, traditional arts and crafts, artist of traditional applied arts, vocational education.
Л.А. Волошина, канд. филос. наук, зав. библиотекой Высшей школы народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: voluta@yandex.ru
А.Л. Уткин, ст. преп., Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: alut@list.ru
Н.И. Дружкова, д-р пед. наук, канд. искусствоведения, проф. кафедры теории и истории искусств Института изящных искусств МПГУ, г. Москва,
E-mail: izoinschool@yandex.ru
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Статья посвящена осмыслению художественного своеобразия и эстетических основ русского народного искусства. Анализируя специфику образной системы различных видов народных художественных промыслов, авторы выявляют сущностные особенности, характеризующие творчество художника традиционного прикладного искусства, - соборность, связь с природным началом, подчеркнутую декоративность, ориентацию на воплощение высоких идеалов и вечных ценностей. Специфика творчества в указанной области детерминирует и особенности профессионального образования в этой сфере, связанную с воспитанием не просто ремесленника, мастера-исполнителя, а высококвалифицированного художника, способного к сохранению возрождению и развитию традиционного прикладного искусства.
Ключевые слова: творчество, народное искусство, традиционное прикладное искусство, художник традиционного прикладного искусства, профессиональное образование.