1УДК 37.013.42 ББК 74.6
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Ж. А. Сулейменова
В статье рассматриваются формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи, которые способствуют активному включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности процесса социализации школьников, а также говорится о роли церкви в нравственном воспитании школьников и социализации.
Ключевые слова: институты системы образования, социально-воспитательные институты, церковь как субъект открытой образовательной среды, социализация школьников в процессе взаимодействия школы и семьи.
SOCIAL INSTITUTIONS INTERACTION IN THE PROCESS OF STUDENTS' SOCIALIZATION
Zh. A. Suleymenova
The article focuses on the problem of school/family interaction which assists an active inclusion of parents in the process of education and improves the efficiency of the process of students' socialization. The role of the church in moral education and socialization is also in the focus of attention.
Keywords: educational institutions, social institutions, church as a subject of the opened educational milieu, students' socialization in the process of social education, school/family interaction.
В национальной образовательной стратегии современной России среди требований к выпускнику школы одним из важнейших является владение достаточными социальными знаниями, социальными умениями, навыками и компетентностями, необходимыми для формирования социально активной личности. Социально активная личность обладает новым личностным качеством, означающим способность самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта позитивно влиять на этот опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня [1].
Проблема формирования личности такого уровня выходит за пределы одного учебно-воспитательного учреждения. Для этого необходимо взаимодействие социальных образова-
тельных институтов. Характеризуя эту проблему, В. С. Торохтий в своих работах пишет, что сегодня возникает необходимость использования широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства воздействия на личность, на процесс ее социализации. Это отражает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития личности с социумом, реализацию его потенциальных возможностей в педагогическом процессе. Для определения потенциальных возможностей социума важно уяснить, что социум включает следующие составные элементы: социальные институты, социальную деятельность, социальные отношения, социальные способности и социальные потребности [1].
На необходимость использования потенциала социума и социокультурных институтов в процессе формирования личности указывали представители «педагогики среды» С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, психологи Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, современные ученые В. Г. Бочарова,
М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, Л. В. Мардахаев, В. С. Торохтий.
В работах В. Г. Бочаровой к социальным образовательным институтам относятся: институты системы образования (учреждения дошкольного образования, общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профтехучилища, музыкальные, спортивные, художественные школы, учреждения дополнительного образования и др.); социально-воспитательные институты других отраслей социальной сферы (культурно-просветительные учреждения, органы правопорядка, средства массовой информации, производственные, коммерческие и иные предприятия, организации, призванные выполнять функции обеспечения социального воспитания и жизнедеятельности членов общества); детские, подростковые, юношеские общественные организации и др; субъекты открытой образовательной среды (семья, родственники, церковь, социальная уличная среда, клубы, любительские объединения и др.) [2]. В процессе развития общества возникают новые тенденции социализации, появляются новые социальные институты. А. В. Му-дрик в своих работах пишет, что в последние два десятилетия в процессе стихийной социализации все большее значение приобретает Интернет как глобальная сеть и как сегмент конкретного общества, поэтому сегодня его вполне правомерно можно рассматривать как один из социальных институтов [3]. Каждый социальный институт представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду, является субъектом социального воспитания и представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его в государстве (обществе). У каждого из них свои специфические социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения. И только в условиях согласованного взаимодействия социальных институтов можно успешно решить задачи социального становления личности.
Взаимодействие - это наиболее общая базовая категория науки в целом и системы образования в частности. Взаимодействие как философская категория - это процесс непосредственного или опосредствованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь и выступающий как интегрирующий фактор.
В работах Л. В. Мардахаева взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе рассматривается как установления связей между деятельностью специалистов разного профиля. Формы этих связей различны: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, использование информации о ребенке, запрос одного специалиста к другому, взаимное обучение. Социальное взаимодействие формулируется им как процесс воздействия индивидов, социальных групп или институтов друг на друга в ходе реализации интересов [4]. И если учесть, что каждый социально-образовательный институт выполняет свою доминирующую роль в решении задач одного из направлений социального воспитания, тем интереснее и эффективнее могут быть результаты их взаимодействия в решении проблемы по достижению необходимого уровня социализации личности и повышения инновационного потенциала России.
Семья - важный социальный институт, это первая в жизни человека социальная общность, где он осваивает социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Семья является неотъемлемым фактором развития, воспитания и социализации ребенка. С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социализирующую функцию со школой. Взаимодействие семьи и школы как важных субъектов социума является главным условием успешного развития личности.
При организации взаимодействия семьи и школы необходимо определить цель и педагогические условия этого взаимодействия, соблюдение которых поможет повысить его эффективность. Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремления школы и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных, социальных ориентациях и творческого потенциала.
Под педагогическими условиями многие исследователи (А. М. Новиков, О. А. Кузченко и др.) понимают прежде всего обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые
обеспечивают достижения заранее поставленных целей; условия, которые способствуют эффективности взаимодействия школы и семьи. Педагогические условия делятся на организационные и деятельностно-содержатель-ные. Организационные условия - это условия признания семьей ведущей роли школы в организации взаимодействия; условия изучения семьи для индивидуального подхода к ребенку. Деятельностно-содержательные условия -это использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и проблемами семей, а также участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности. Эти педагогические условия совместно обсуждаются и определяются школой и семьей в процессе организации этого взаимодействия. В «Методических рекомендациях о взаимодействии образовательного учреждения с семьей» Министерства образования РФ от 31.01.2001 г. отмечено, что осуществлением взаимодействия занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями: заместитель директора по воспитательной работе, заместитель детей по социальной защите детей, учителя, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, классные воспитатели. Педагогическая практика и научные исследования показали, что целесообразно подключать к взаимодействию с семьей также логопеда, школьного врача и школьного библиотекаря. Кроме того, в соответствии с должностными обязанностями в общие задачи руководства школой входят и организация взаимодействия, а также координация и контроль за ним. Директор школы распределяет функции специалистов и контролирует качество их исполнения, являясь руководителем этого взаимодействия.
Цели и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются главными структурными элементами в организации взаимодействия. А средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов взаимодействия. Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоя-
щих перед школой и семьей на данном этапе. Единой принятой всеми учеными формы взаимодействия нет. Так, например, А.Т. Журбина, Ю.А. Генварева и другие классифицируют формы взаимодействия на индивидуальные и групповые, другие же ученые, например, Н. В. Хоменко, И. В. Гребенников рассматривают формы взаимодействия семьи и школы в рамках обучения, просвещения, информирования, консультирования родителей. Есть и другие мнения ученых. На практике чаще всего используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
К коллективным формам взаимодействия школы и семьи относятся:
• общие и классные родительские собрания, на которых обсуждают насущные проблемы классного и родительского коллективов;
• родительские лектории, которые способствуют психологической и социально-педагогической компетентности родителей;
• тематические конференции, диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей;
• вечера вопросов и ответов для родителей с приглашением специалистов по профилю обсуждаемых проблем;
• дни открытых дверей для родителей, когда родители могут посещать классы и наблюдать за детьми в определенные дни или часы;
• презентации, где участвуют педагоги, родители и их родственники;
• привлечение родителей к оформлению предметных газет как текстовыми так и фотоматериалами, различных по тематике выставок учащихся, совместному изготовлению наглядных пособий;
• участие родителей в работе школьных кружков;
• привлечение родителей к подготовке, проведению и участию в различных видах внеурочной социально-значимой деятельности.
Из индивидуальных форм взаимодействия школы с родителями чаще всего используются:
• индивидуальные беседы педагогов или классных руководителей с родителями или членами семьи ребенка, в результате которой по взаимному согласованию составляется индивидуальная программа и система педагогических действий с конкретным ребенком;
• посещение семьи для ознакомления с домашними условиями жизни ребенка, жи-лищно-бытовыми и воспитательными условиями, анкетирование членов семьи, составление социальной карты семьи, консультации по семейным проблемам и проблемам воспитания детей. Таковы формы осуществления взаимодействия семьи и школы, при которых осуществляется процесс социализации школьников. Важным элементом взаимодействия является также метод воспитания. Метод воспитания, как пишет В. С. Торохтий, это общественно обусловленное, педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемым, способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспиту-емых, направленных на определенные цели воспитания [5]. Выбор методов воспитания должен соответствовать целям, задачам и содержанию деятельности школьников и отражать требования общества к воспитанию подрастающего поколения.
Для осуществления взаимодействия школы и семьи используются такие методы, которые побуждают его участников к умению ориентироваться в современных условиях социума, адаптироваться к различным вилам социальной и индивидуальной деятельности, уметь самостоятельно мыслить и общаться с другими людьми в различных коллективах и группах.
В исследованиях А. М. Сидоркина, С. С. Керкис была отмечена эффективность следующих групп методов: первая группа - это методы, направленные на изменение видов деятельности и общения. В нее входят: метод введения новых видов деятельности и общения с учетом возрастных особенностей, усложненные формы диспута, метод самоанализа, метод рефлексии, ролевые игры, социальное проектирование и др. Вторая группа методов - это методы, направленные на изменение отношений в классе, в семье. К ним относятся: упражнение, поручение, личный пример, убеждение и наказание, критика, метод воспитывающих ситуаций, деловые игры, методы поощрения и наказания, метод перспективы,
метод общественного мнения и другие. Другие исследователи, например Ю. А. Генварева, классифицирует методы взаимодействия школы и семьи по следующим разделам:
1. Организационные методы взаимодействия (индивидуальные и коллективные перспективы, задачи, проблемы, правила и нормы.
2. Методы самодеятельности индивидуальные и коллективные (самоуправление, соревнование, самообслуживание).
3. Методы общения (уважение, понимание, доверие, самоанализ, рефлексия, самопознание, убеждение, критика, самоконтроль и др.).
4. Методы воздействия и коррекции: пример, разъяснение, ожидание радости, любви и красоты, обоюдная ответственность, обращение к чувству достоинства и чести, актуализация мечты, внушение, упражнение, поощрение и наказание.
Рассмотренные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности процесса социализации школьников.
Кроме школы и семьи, осуществляя социализацию школьников, взаимодействуют между собой также и другие социальные институты.
Важным социальным институтом, имеющим многовековую историю духовно-нравственного воспитания детей и подростков, является церковь. Православное воспитание детей и молодежи - это процесс приобщения к духовно-нравственному потенциалу многовековой православной культуры, целью которого является переход духовно-нравственных ценностей в структуру и черту личности. Православная культура - это совокупность духовно-нравственных и материальных ценностей: морали, искусства, литературы, архитектуры, традиций, обладающих православно-мировоззренческими и культурологическими свойствами. Православное воспитание особенно актуально в современном обществе. Среди социальных и моральных вызовов на первом месте стоит нравственная дезинтеграция общества, нарушение преемственности поколений и механизмов передачи национальных духовных традиций молодежи. Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран, включая Россию, претерпевает серьезные из-
менения, которые обусловливают падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и неполных семей, широкое распространение получили внебрачные отношения и внебрачные рождения. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, превышает другие воспитательные воздействия. Семейное воспитание имеет определяющее значение в развитии личности и формировании ее духовно-нравственных и физических качеств и свойств. В советский период господствовала точка зрения на религию как на исторически преходящий феномен, обреченный на постепенное исчезновение. Однако в настоящее время социологи фиксируют возрождение и рост значения церкви как социального института. В общественном сознании получило распространение мнение о том, что церковь является одним из основных источников нравственности и подлинной духовности. При всех негативных вызовах современного общества социализирующая роль религиозного воспитания и православной культуры является инновационным резервом общества для сохранения его ценностных ориентаций. Православная церковь, являясь важным и действенным социальным институтом, имеет многовековой опыт социально-педагогической деятельности. Уже тысячи лет она использует то направление, которое сегодня ставится как новая и главная задача социального педагога -научить самопомощи, используя личные ресурсы человека. Влияние религии на воспитание человека опосредовано многими факторами - культурой, системой государственного образования, сложившимся типом семейного воспитания, определявших мировоззрение и нравственное поведение людей. В России традиционно социально-педагогическое направление осуществлялось семьей и церковью, именно они определяли меру и степень воздействия общества на подрастающее поколение. После изменения политической ситуации в России в конце 1980-х гг. было прекращено гонение на Церковь и стало возрождаться религиозное образование и воспитание. Верховным Советом РСФСР от 25 октября 1990 г. был принят «Закон о свободе вероисповедания», который юридически закрепил за религиозными объединениями право распространять в
обществе непосредственно или через средства массовой информации свои убеждения, а также проводить религиозное воспитание и обучение [6]. В преамбуле к закону признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Действенность воспитательной, социализирующей роли религии обеспечивается педагогическими средствами религиозного образования и культурного влияния на человека. Начиная с 1992 г. появилась возможность создания сети православно-ориентированных детских учебно-образовательных учреждений, в которых воспитание осуществляется на духовных ценностях православия. Конфессиональное и социально-культурное воспитание Русская православная церковь осуществляет в системе православно-ориентированных дошкольных учреждений, православных воскресных школ, в системе православных гимназий и лицеев и в системе государственных гимназий, школ и лицеев. Эти образовательно-воспитательные учреждения осуществляют в своей деятельности социально-педагогический подход, который реализуется во взаимодействии с социумом, включающим такие составные элементы, как социальные потребности, социальные способности, социальные отношения, социальную деятельность, а также взаимодействие с другими социальными институтами, такими как семья, культурные и спортивные учреждения [5]. Вся социально-педагогическая деятельность в православных детских учебно-образовательных учреждениях основана на гуманистической и личностно-средовой ориентированности.
Православное дошкольное воспитание осуществляется в детских садах, которые открыты епархиями Русской православной церкви, а также на базе государственных и муниципальных учреждений создаются группы с православным уклоном. Для совершенствования содержания, форм и методов воспитательной работы с детьми дошкольного возраста Отделом религиозного образования Русской православной церкви был привлечен широкий круг ученых, психологов, социальных педагогов, священнослужителей и практических работников дошкольных учреждений. В результате этой работы в 1993 г. была разработана «Концепция
православного дошкольного воспитания», которая способствовала развитию системы православно-ориентированных дошкольных учреждений [3].
Система православного воспитания детей раннего и дошкольного возраста включает:
• духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях;
• развитие сети православных дошкольных групп и детских садов;
• становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно-нравственное воспитание как средство коррекции развития и поведения детей дошкольного возраста;
• возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи.
Жизнь детского сада строится не только в соответствии с гражданским и природным, но и с православным церковным календарем, а предметно-игровая среда - в соответствии с традициями русской православной культуры и для духовно-нравственного просвещения, что является залогом духовного возрождения России.
Одной из форм осуществления религиозного воспитания является организация воскресных школ как воспитательных организаций. Воскресные школы - это чисто церковная структура, работающая в конкретном храме по воскресеньям с детьми разного возраста и родителями. Е. А. Никитская в своем исследовании выделяет три вида воскресных школ: воскресные школы для взрослых, семейные воскресные школы и детские воскресные школы. Руководители и педагоги воскресных школ реализуют направления воспитательной работы в зависимости от возрастного и социального контингента учащихся [1]. В воскресных школах бывает несколько (обычно три-пять) детских групп или классов, которые формируются по возрастному признаку: младшая группа дошкольников, младшая группа учащихся начальной школы, средняя и старшая группа, с которыми занимается священник или миряне этого прихода. Детям разъясняются главные моменты богослужения, его смысл и символика, роль и значение церковных обрядов, бывают уроки пения, ри-
сования, рукоделия, которые часто ведут родители этих детей. Е. А. Никитская в своем исследовании констатирует, что современная церковно-приходская воскресная школа входит в общую систему образования Российской Федерации в качестве элемента негосударственной системы дополнительного образования, является воспитательно-образовательным учреждением Русской православной церкви, относит религиозное воспитание к контролируемой части социализации человека. Классические православные гимназии и лицеи - это светские, средние, общеобразовательные учебные заведения, имеющие своей целью образование воспитанников в традициях православной культуры. Они подчиняются государственным образовательным органам и гарантируют своим выпускникам стандарт среднего образования. Кроме того, православные гимназии и лицеи находятся под патронатом Отдела религиозного образования Московской Патриархии, который выдает лицензию на право именоваться православной гимназией или лицеем.
Кроме общеобразовательных предметов в расписание этих учебных заведений включены дисциплины духовно-нравственного содержания. У каждой гимназии свой перечень дисциплин, но все они содержат основы Закона Бо-жия, которые обычно ведет священник, историю Церкви, основы богослужения и цикл цер-ковно-эстетических дисциплин (церковное пение, начала иконописи, церковное шитье и т. д.). Учащиеся в таких гимназиях могут быть и не церковными, то есть не посещающими регулярно церковь и не выполняющими церковных обрядов [4]. Православное образование здесь носит планомерный характер и является одним из вспомогательных элементов православного воспитания.
Воспитательная, социализирующая роль церкви осуществляется и в государственных общеобразовательных школах и гимназиях. Факультативы по истории религии, истории церкви, христианским основам культуры, духовным основам этики и нравственности знакомят учеников общеобразовательных школ с начатками религиозного миропонимания. Действенность социализирующей роли православного воспитания обеспечивается такими педа-
готическими средствами религиозного образования, как источники религиозного учения, их нравственная направленность; организация социального служения; символическое окружение и т. д. [7].
10-11 октября 2002 г. прошла научно-практическая конференция «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования». Ее организаторами и участниками стали Представители Президента РФ, Министерство образования РФ, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ, Межрелигиозный совет России. На конференции была обсуждена практика взаимодействия государства с религиозными организациями в области гуманитарного образования, духовно-нравственного, гражданского, правового и патриотического воспитания, был обобщен опыт изучения религиозной культуры в светской школе.
С 1 апреля 2010 г. в 19 регионах России (в 4-й четверти IV класса и 1-й четверти V класса) в порядке эксперимента шло преподавание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего и учебный предмет (модуль) «Основы православной культуры».
В Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования третьего поколения включена новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в составе которой также предусматривается преподавание курса православной культуры по выбору семьи школьника. В требовании к этому предмету предполагается не только культурологическое содержание, но и направленность на духовно-нравственное оздоровление личности. Возрастает запрос граждан на систематическое изучение религиозных культур в школе, приобщение школьников к историческим и культурным традициям православия и других российских религий в соответствии с мировоззренческим выбором семьи, потому что религиозное воспитание стало тождественным духовно-нравственному формированию личности.
Потенциал отечественного семейного воспитания на протяжении всей русской истории
определялся культурной традицией приоритета духовности. Формирование духовных качеств выступало неотъемлемой частью подготовки к жизни подрастающего поколения и являлось центральной задачей воспитания в семье. Эта духовно-нравственная направленность семейного воспитания служила культурной основой российского типа социализации. И является одной из форм взаимодействия социальных институтов.
Взаимодействие социальных институтов может внести определенный вклад в процесс формирования социально активной личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никитская, Е. А. Православные воскресные школы как воспитательная организация [Текст]: дис. ... канд. пед. наук, 13.00.01 / Е. А. Никитская. - М., 2009.
2. Бочарова, В. Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание [Текст] / В. Г. Бочарова. - М., 2007.
3. Мудрик, А. В. Социализация человека [Текст] / А. В. Мудрик. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.
4. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика [Текст] / Л. В. Мордахаев. - М., 2011.
5. Торохтий, В. С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики [Текст]: избр. ст. / В. С. Торохтий. - М.: МГППУ, 2011.
6. Закон РСФСР № 267-1 от 25.10.1990 «О свободе вероисповедания» (в ред. Федерального Закона № 10-ФЗ от 27.10.1995 г.) [Текст]. -М., 2000.
7. Склярова, Т. В. Православное воспитание [Текст] / Т. В. Склярова. - М., 2006.
8. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 21.07. 2007) [Текст]. - М., 2007.
REFERENCES
1. Nikitskaya E. A. Pravoslavnye voskresnye shkoly kak vospitatelnaya organizatsiya (Orthodox Sunday schools as an educational organization). Moscow, 2009.
2. Bocharova V. G. Sotsialnyy pedagog: dolzh-nost, professiya, prizvanie (Social teacher: position, profession, vocation). Moscow, 2007.
3. Mudrik A. V. Sotsializatsiya cheloveka (Socialization of a man). Moscow: Mosk. psik-hologo-sotsialnyy in-t; Voronezh: NPO "MO-DEK", 2010.
4. Mardakhaev L. V. Sotsialnaya pedagogika (Social pedagogy). Moscow, 2011.
5. Torokhtiy V. S. Aktualnye problemy sovremen-noy sotsialnoy pedagogiki: izbr. st. (Actual problems of modern social pedagogy: selected articles). Moscow: MGPPU, 2011.
6. Zakon RSFSR № 267-1 ot 25.10.1990 "O svo-bode veroispovedaniya" (v red. Federalnogo
Zakona № 10-FZ ot 27.10.1995) [Law of the RSFSR No. 267-1 of 25.10.1990 "On Freedom of religion" (as amended by Federal Law No. 10-FZ of 27.10.1995)].
7. Sklyarova T. V. Pravoslavnoe vospitanie (Orthodox education). Moscow, 2006.
8. Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 10.07.1992 № 3266-1 "Ob obrazovanii" (red. ot 21.07.2007). [Law of the Russian Federation of 10.07.1992 No. 3266-1 "On Education" (as in force on 21.07.2007)], Moscow, 2007.
Сулейменова Жанна Алихановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Московского государственного психолого-педагогического университета e-mail: [email protected]
Suleymenova Zhanna A., PhD in Education, Associate Professor, Department of Social Pedagogy, Moscow State University of Psychology and Education e-mail: [email protected]