Научная статья на тему 'Разработка и реализация модели учреждения дополнительного физкультурного образования для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья'

Разработка и реализация модели учреждения дополнительного физкультурного образования для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
419
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Уфимцева Людмила Петровна, Гаврилова Татьяна Михайловна

В статье представлена разработанная авторами модель деятельности учреждения дополнительного физкультурного образования адаптивной направленности и приведены результаты ее практической реализации в работе с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Уфимцева Людмила Петровна, Гаврилова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация модели учреждения дополнительного физкультурного образования для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Л.П. Уфимцева, Т.М. Гаврилова

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящее время в разных городах и регионах России стали открываться спортивные адаптивные школы, целью деятельности которых является обеспечение лицам с ограниченными возможностями здоровья образа жизни, не противоречащего образу жизни здоровых людей.

Для достижения позитивных результатов деятельности таких школ необходимо, на наш взгляд, реализовать на их базе комплекс организационно-педагогических условий, которые позволили бы не только приобщить детей и подростков с проблемами здоровья к активным занятиям спортом, но в первую очередь обеспечили бы максимально полный социально-педагогический эффект от этих занятий.

Первостепенными организационно-педагогическими условиями, определяющими успешность реабилитации детей и подростков с ограниченными функциональными возможностями на базе учреждения дополнительного физкультурного образования (УДФО), мы считаем следующие.

1. Выбор содержания, форм и методов дополнительного физкультурного образования должен учитывать, с одной стороны, типологию психофизических и двигательных нарушений, имеющихся у спортсмена, с другой — единство законов нормального и аномального развития человека.

2. Поэтапное построение учебно-тренировочных занятий, осуществляемое с учетом структуры психофизического дефекта занимающихся адаптивным спортом (особенностей двигательной сферы, организма и личности в целом, уровня физической подготовленности).

3. Оценка динамики физического и психологического состояния спортсмена-инвалида на всех этапах учебно-тренировочного процесса, производимая посредством комплексных методов контроля.

4. Обеспечение единства и взаимосвязи всех форм учебной и воспитательной работы, непрерывности реабилитационного процесса за счет организации летнего спортивно-оздоровительного сезона.

Учитывая вышесказанное, мы разработали модель УДФО адаптивной направленности, включающую следующие основные виды деятельности (рис.).

I. Определение типологии занимающихся - прохождение желающих заняться адаптивным спортом через психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), задачами которого являются:

- выявление резервных физических и психических возможностей будущего спортсмена-инвалида (структуры дефекта, состояния здоровья);

- определение характера продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в УДФО возможностей;

- обеспечение профилактики физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок в процессе учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное физическое и психическое развитие спортсмена, динамику его физических возможностей, уровень спортивной успешности.

Рис. Модель УДФО адаптивной направленности

В состав ПМПк входят: заместитель руководителя УДФО по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), врач школы, педагог-психолог, социальный педагог, тренеры-преподаватели. Общее руководство ПМПк возлагается на директора УДФО.

II. Поэтапная организация учебно-тренировочных занятий строится в УДФО на той же основе, что и в детско-юношеских спортивных школах, но имеет и свою специфику. Особое внимание уделяется спортивно-оздоровительному этапу, в котором нами выделено 3 самостоятельных направления:

- спортивно-оздоровительное (с перспективой спортивной специализации и перевода на этап начальной подготовки);

- коррекционно-оздоровительное (для лиц с ограниченными функциональными возможностями и подростков с тяжелыми нарушениями физического и психического развития, без перспективы спортивной карьеры);

- реабилитационно-оздоровительное (для лиц с ограниченными функциональными возможностями с временными ограничениями физических возможностей после перенесенных травм и заболеваний).

III. Методическое обеспечение учебно-тренировочных занятий.

Поскольку сегодня практически отсутствуют программы по видам адаптивного спорта, то одной из проблем специалистов-практиков является их разработка. Для этого нами был предложен алгоритм модификации существующих типовых программ по различным видам спорта, включающий следующие компоненты.

1. Характеристика психофизических возможностей занимающихся адаптивным спортом, для которых предназначена данная программа:

- двигательные качества;

- состояние здоровья;

- познавательные процессы;

- особенности социализации, коммуникативные навыки.

2. Коррекционно-развивающие возможности этого вида спорта для данного контингента занимающихся.

3. Нормативная база.

4. Направления модификации типовой программы с учетом психофизических особенностей данного контингента занимающегося спортом:

- объем учебного материала;

- темпы, сроки прохождения программы, дополнительные этапы;

- педагогические методы и средства УТЗ;

- разработка переводных нормативов.

Учебно-тренировочный процесс в УДФО должен отвечать основным педагогическим требованиям, быть обучающим, иметь коррекционно-оздоровительную направленность, носить воспитательный характер и, соответственно, решать определенные задачи. В этой связи нами были обозначены следующие группы задач.

1. Образовательные задачи: формирование общих и специальных двигательных умений и навыков (бег, прыжки, лазание и др.).

2. Коррекционно-оздоровительные задачи:

а) коррекция и развитие физических качеств (координации, быстроты, выносливости, силы, гибкости);

б) коррекция соматического состояния (осанки, стопы), обучение приемам саморегуляции организма (дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, приемы самомассажа);

в) коррекция и развитие познавательных процессов (памяти на двигательные действия; внимания к своим движениям и действиям; самоанализа и самооценки собственных движений и действий; анализа и оценки движений и действий товарищей; выполнение действий и движений по словесной инструкции; увеличение словарного запаса; ориентировка в пространстве и во времени);

г) коррекция эмоционально-волевой сферы (выполнение целенаправленных действий и поступков; развитие самостоятельности и инициативы; активизация эмоционально-волевых качеств; повышение мотивации к выполнению учебных заданий).

3. Воспитательные задачи: прививать любовь к физической культуре и спорту; развивать навыки совместных действий, взаимопомощи, взаимовыручки.

В УДФО большое внимание должно уделяться контролю состояния здоровья спортсменов, обеспечению оздоровительной направленности тренировки на всех уровнях спортивного мастерства. В этой связи важное значение приобретает врачебный контроль и самоконтроль спортсмена (простые общедоступные наблюдения за характером сна, аппетитом, настроением, пульсом во время тренировок, которые фиксируются им в специально разработанном нами для этих целей дневнике).

Не менее важную роль в работе УДФО должно играть психологическое сопровождение, которое должно присутствовать на всех этапах подготовки спортсмена с ограниченными функциональными возможностями, а также при проведении соревновательной деятельности и выборе решения возникающих жизненных проблем.

IV. Воспитательная работа играет немаловажную роль в реабилитации детей и подростков с ограниченными функциональными возможностями и осуществляется, с одной стороны, через учебно-тренировочный процесс, а с другой - посредством специально организованных воспитательных мероприятий, работы с родителями и общественностью. При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию у детей с ограниченными функциональными возможностями чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск спортивных газет, листовок, проведение совместных походов, тематических вечеров, организацию совместного досуга.

Организация внеурочной и внешкольной воспитательной работы способствует более тесному взаимодействию спортсмена не только с тренером, но и с педа-гогом-психологом, медицинскими работниками, социальным педагогом, родителями. Совместная творческая коллективная деятельность взрослых и детей с ограниченными функциональными возможностями формирует у ребенка положительную мотивацию на продолжение занятий спортом, развивает коммуникативные качества личности, создает условия для присвоения новых ценностей, нравственных качеств.

V. Организация летней спортивно-оздоровительной работы способствует непрерывности процесса физической и психосоциальной реабилитации лиц с ограниченными функциональными возможностями средствами физической культуры и спорта. В летний период спортсмены значительную часть времени занимаются ОФП, стараясь развить физические качества и совершенствовать двигательные навыки. Тренерско-преподавательский состав в форме лекций, бесед, викторин, конкурсов, КВН и т. д. старается пополнить те теоретические

знания, которые заложены в учебном плане-графике (по олимпийскому движению, разделам теоретических знаний).

В летнем спортивно-оздоровительном лагере продолжаются психологическая поддержка спортсменов с ограниченными функциональными возможностями, направленная на облегчение процесса их адаптации к новым условиям жизнедеятельности, формирование позитивных межличностных отношений между членами вновь созданного коллектива, развитие коммуникативных навыков. При этом эффективность работы психолога в летнем спортивно-оздоровительном лагере может рассматриваться только в единой связке с деятельностью всех других специалистов: тренера, воспитателя, медицинского работника, руководителей кружков.

Разработанная нами модель учреждения дополнительного физкультурного образования была реализована в течение ряда лет на базе Красноярской краевой детско-юношеской спортивной адаптивной школы.

Для оценки эффективности реабилитации детей и подростков с ограниченными функциональными возможностями средствами адаптивной физической культуры и спорта нами была разработана диагностическая программа, включающая простые, доступные и в то же время достаточно валидные методики исследования:

1) тестирование основных физических качеств:

- силы, определяемой по числу отжиманий в упоре лежа;

- ловкости, определяемой посредством измерения времени челночного бега 3х10 м;

- быстроты, измеряемой по показателям времени бега на дистанцию 30 м;

2) антропометрические измерения (роста, массы тела, окружности грудной клетки);

3) определение функционального состояния центральной нервной системы:

- коэффициента моторной частоты (КМЧ), по В.И. Огаркову, 1987;

- умственной работоспособности, по М.В. Антроповой, 1969;

4) изучение личностных характеристик:

- волевых качеств (целеустремленности, настойчивости-упорства, смелости-решительности, самообладания-выдержки), по А.Ц. Пуни, 1977;

- общительности, по М.В. Гамезо, 1998.

Наши многолетние наблюдения за спортсменами, занимающимися адаптивным спортом, позволили выявить следующий реабилитационный эффект:

- ускоренное развитие таких физических показателей, как сила, ловкость, быстрота;

- выраженное повышение антропометрических показателей (массы тела, роста, окружности грудной клетки);

- значительное улучшение функционального состояния центральной нервной системы (умственной работоспособности, коэффициента моторной частоты);

- существенный прирост показателей волевых качеств (настойчивости-упорства, самообладания-выдержки, инициативности-самостоятельности);

- выраженное улучшение показателей, характеризующих общительность, таких как контактность, потребность в общении, эмпатия, понимание собеседника, владение средствами общения.

Следовательно, предлагаемая нами система реабилитационных мероприятий средствами адаптивной физической культуры и спорта создает благоприятные условия для всестороннего формирования личности детей и подростков с ограниченными функциональными возможностями, что способствует их социальной адаптации.

Библиографический список

1. Анохин, П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологические обоснование / П.К. Анохин. - М., 1956.

2. Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры. Ч. 1 / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. - СПб., 1999.

3. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теор. и практ. физич. культ. - 1990. - № 1.

4. Брянкин, С.В. Структура и функции современного спорта / С.В. Брянкин. - М.: МОГИФК, 1983.

5. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин // Теор. и практ. физич. культ. - 1983. - № 3.

6. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. -М.: ФиС, 1980.

7. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М., 1986.

8. Григоренко, В.Г. Теория и методика физического воспитания инвалидов. Ч. 1-2 / В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев. - Одесса, 1991.

9. Дмитирев, В.С. Основы профилактики гиподинамии и гипокинезии инвалидов средствами физической культуры и спорта / В.С. Дмитирев, Г.Н. Сомаева , Е.В. Киселева // Сб. матер. к лекциям по физкульт. и спорту инвалидов. - Малаховка, 1993.

10. Дмитриев, А.А. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей: физическое воспитание детей с отклонениями в развитии / А.А. Дмитриев // Межвуз. сб. научн. трудов. - Красноярск, 1991.

11. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) / С.П. Евсеев // Теор. и практ. физич. культ. - 1988. - № 1.

12. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи / С.П. Евсеев // Адаптивная физ. культ. и функц. состояние инвалидов. - СПб., 1996.

13. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования / С.П. Евсеев , Л.В. Шапкова , Т.В. Федорова // Теор. и практ. физич. культ. - 1996. - № 5.

14. Мильштейн, О.А. Социальные проблемы формирования личности в спорте / О.А. Мильштейн. - М: ГДОЛИФК, 1980.

15. Нечаева, Н.В. Физкультура и спорт для инвалидов / Н.В. Нечаева, Ю.С. Сыромолотов // Теор. и практ. физ.культ. - 1988. - № 11.

16. Потехин, Л.Д. Физкультурно-оздоровительная работа с инвалидами / Л.Д. Потехин, Н.Г. Коновалова, Ф.О. Майер. - Новокузнецк, 1988.

17. Шапкова, Л.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова. - СПб.: СПбГАФК, 1997. - С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.