Научная статья на тему 'Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России'

Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1924
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СПОРТСМЕНЫ-ИНВАЛИДЫ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АДАПТИВНОГО СПОРТА / DISABLED PEOPLE / DISABLED SPORTSMEN / ADAPTIVE SPORT / MANAGEMENT OF THE ADAPTIVE SPORT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махов Александр Сергеевич, Степанова Ольга Николаевна

В работе анализируются основные проблемы, связанные с управлением развитием адаптивного спорта в России. В статье приведены результаты исследования, проведённого среди спортсменов-инвалидов трёх категорий инвалидности (слабовидящие, тотально слепые, глухие) из 17 регионов России в рамках турнира на Кубок Президента Российской Федерации по футболу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Махов Александр Сергеевич, Степанова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main problems of adaptive sport development administration in Russia have been analyzed in the article. The results of research, held among disabled sportsmen of three categories (partially blind, completely blind and deaf) from 17 regions of Russia in frames of the RF Football Cup have been given in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России»

гоград : [б.и.], 2000. - 276 с.

Контактная информация: kudinov9910@rambler.ru

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ АДАПТИВНОГО СПОРТА В

РОССИИ

Александр Сергеевич Махов, кандидат педагогических наук, доцент,

Шуйский государственный педагогический университет.

Ольга Николаевна Степанова, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет

Аннотация

В работе анализируются основные проблемы, связанные с управлением развитием адаптивного спорта в России. В статье приведены результаты исследования, проведённого среди спортсменов-инвалидов трёх категорий инвалидности (слабовидящие, тотально слепые, глухие) из 17 регионов России в рамках турнира на Кубок Президента Российской Федерации по футболу.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, спортсмены-инвалиды, адаптивный спорт, управление развитием адаптивного спорта.

THE PROBLEMS IN MANAGING THE ADAPTIVE SPORTS DEVELOPMENT IN

RUSSIA

Alexander Sergeevich Makhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Shuisky State Pedagogical University,

Olga Nikolaevna Stepanova, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Moscow Pedagogical State University

Annotation

The main problems of adaptive sport development administration in Russia have been analyzed in the article. The results of research, held among disabled sportsmen of three categories (partially blind, completely blind and deaf) from 17 regions of Russia in frames of the RF Football Cup have been given in the article.

Key words: disabled people, disabled sportsmen, adaptive sport, management of the adaptive sport development.

ВВЕДЕНИЕ

С ростом инвалидности среди населения в большинстве стран мира, не исключая Россию, особую значимость приобретает проблема не только социальной реабилитации и адаптации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов, но и их интеграции в социум. Интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья предполагает предоставление ему не только прав, но и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая занятия физическими упражнениями и спортом наравне с остальными гражданами. В этой связи государство создаёт федеральные и региональные программы, реализует пилотные проекты, направленные на развитие адаптивного спорта. В законодательной базе Российской Федерации появляются документы, уравнивающие права инвалидов и людей, не имеющих ограничений в состоянии здоровья. Однако в настоящее время это равенство прав носит преимущественно декларативный характер по причине отсутствия реальных условий их практической реализации, которое во многом обусловлено недостаточной научно-практической разработанностью проблемы управления развитием адаптивного спорта в регионах России.

МЕТОДИКА

Для определения путей разрешения данной проблемы нами были проведены опросы спортсменов, тренеров и представителей команд, работающих в системе адап-

тивного спорта. Опросы (интервью и анкетирование) проводились в период проведения игр на Кубок Президента РФ по футболу среди инвалидов с 01 по 10 ноября 2009 года в г. Адлер. В опросах приняли участие 199 человек из 17-ти регионов России (Астрахани, Волгограда, Вологды, Воронежа, Ижевска, Йошкар-Олы, Калуги, Москвы, Нижнего Новгорода, Тулы, Самары, Санкт-Петербурга, Сочи, Хабаровска, Республики Дагестан, Тюменской и Воронежской областей), из них 149 спортсменов в возрасте от 15 до 56 лет (соревнования проходили в трёх возрастных группах: «юноши», «мужчины», «ветераны»), 50 тренеров и представителей команд трёх категорий инвалидности: «слабовидящие», «тотально слепые», «глухие».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Уровень управления развитием российского спорта для лиц с отклонениями в состоянии здоровья респонденты оценили оценкой в 6,0±1,3 балла (по 10-балльной шкале). В отдельных регионах, по мнению спортсменов и их тренеров, этот уровень не превышает отметки в 4 балла (Краснодарский край, Самара).

Основными проблемами организации и управления адаптивным спортом в регионах России, на взгляд 199 опрошенных специалистов и спортсменов, являются отсутствие финансовой базы - 15,5% и Федеральной программы, направленной на развитие адаптивного спорта - 10,5%. Столько же респондентов считают, что необходим чёткий финансовый контроль над аппаратом чиновников. Необходимой составляющей эффективного управления развитием адаптивного спорта, по мнению 9% опрошенных, является строительство специализированных спортивных комплексов, тренировочных баз, которых на сегодняшний день катастрофически не хватает. 9% респондентов видят необходимым условием позитивного развития системы адаптивного спорта создание детско-юношеских спортивных школ для инвалидов, еще 2% указали на необходимость создания клубной системы проведения соревнований.

Дополнительные опросы 50-ти тренеров и представителей команд адаптивного спорта позволили выявить основные профессиональные трудности педагогов, работающих в системе адаптивного спорта.

80% респондентов указали на наличие проблемы кадровой обеспеченности системы спорта для инвалидов. Несмотря на то, что в нашей стране процесс подготовки специалистов по адаптивной физической культуре начался 1996 году, а научнопедагогических кадров - в 2000 году [1], до сих пор в отрасли ощущается дефицит квалифицированных кадров, компетентных в вопросах обучения и тренировки спортсменов, относящихся к различным нозологическим группам. Приходится признать, что в систему адаптивного спорта нередко приходят педагоги по физической культуре или спортивные тренеры, которые оказываются не готовыми к работе с инвалидами.

30% опрошенных наставников команд испытывают потребность в организации семинаров, форумов по обмену опытом, в том числе с зарубежными коллегами, и считают, что именно невозможность профессионального общения существенно тормозит развитие спорта для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Недостаток научно-методической литературы ощущают 26% тренерского корпуса. Несмотря на богатый фонд имеющихся научно-методических разработок по адаптивной физической культуре (особенно, в области ее лечебного и образовательного направлений), приходится констатировать практически полное отсутствие трудов, посвященных проблеме спортивной подготовки представителей различных нозологических групп, в полной мере учитывающей специфику их диагноза.

Столько же (26%) опрошенных специалистов в числе профессиональных трудностей обозначили факт отсутствия ставок тренеров в сфере адаптивной физической культуры и достойной заработной платы специалистов, работающих с инвалидами.

24% специалистов указали на наличие проблемы материально-технической оснащенности занятий, которая состоит не только в нехватке спортивных сооружений, предназначенных для обучения и тренировки спортсменов-инвалидов, и финансовых

средств, выделяемых для приобретения необходимого оборудования и инвентаря, но и в принципиальном отсутствии на имеющихся спортивных сооружениях специального оборудования, необходимого для полноценной организации занятий (пандусы, лифты, сходни и т.п.) для лиц с ограниченными возможностями. 20% опрошенных в числе важных обозначили проблему организации учебно-тренировочного процесса. По их словам, решение данной проблемы является жизненно необходимым, поскольку занятия физическими упражнениями сопряжены для инвалидов с опасностью и риском (падения, получения травм и т.п.).

Проблема организации учебно-тренировочного процесса актуальна и для системы детско-юношеского спорта инвалидов. Поскольку дети и подростки с ограниченными возможностями нередко обучаются и проживают в условиях реабилитационных центров, при составлении расписания учебно-тренировочных занятий следует учитывать распорядок дня и необходимость создания условий для доставки юных спортсменов к месту занятий [4].

С равнодушием чиновников и недопониманием важности адаптивной физической культуры столкнулись 16% представителей команд.

14% опрошенных признают важность проблемы медицинского сопровождения занятий, которая заключается в том, что присутствие на занятиях квалифицированного врача, готового в любой момент оказать необходимую помощь занимающимся, нередко оказывается недостаточным. Здесь необходимы умение и профессиональная готовность тренера организовать условия обеспечения медицинского контроля, исходя из местных возможностей спортивного сооружения и специфики контингента занимающихся.

10% тренеров, работающих с юными спортсменами, указали на важность проблемы подготовки родителей. По их мнению, главными помощниками тренера становятся родители детей-инвалидов. И здесь бывает недостаточно родительской интуиции, нужна целая система обучения и подготовки родителей как полноценных участников педагогического процесса [3].

Перечисленные проблемы являются лишь видимой частью тех многочисленных трудностей, с которыми приходится сталкиваться педагогам, работающим в системе адаптивного спорта. Помимо денежных вложений, призванных обеспечить разработку специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, подготовку высококвалифицированных кадров, способных не только обеспечить психологопедагогическое, но и организовать медицинское сопровождение занятий с инвалидами [2], необходимо провести масштабные научные изыскания с тем, чтобы выстроить теорию и методику подготовки спортсменов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Как показали опросы 149 спортсменов, всего 24% участников соревнований считают, что спорту инвалидов уделяется достаточное внимание, остальные 76% указали, что в их регионе «Всё инфантильно», «Хотелось бы больше», «Всё делается "для галочки"», «Когда прикажут». Исследование данного вопроса подтверждает отсутствие налаженной системы государственной пропаганды и должного внимания со стороны властей и общественности к спортивным достижениям инвалидов, что существенно тормозит как процесс вовлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему регулярных занятий физическими упражнениями и спортом, так и процесс комплектования спортивных объединений и команд.

О недостаточном уровне развития адаптивного спорта в России свидетельствует тот факт, что 33% опрошенных спортсменов указали на свою неосведомленность о существовании в их регионе программ по развитию физической культуры и спорта для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. 36% респондентов считают, что такие программы в их регионе не реализуются, и лишь 31% участников соревнований с уверенностью заявили о наличии в их городе или области подобной программы.

ВЫВОДЫ

Несмотря на то, что в настоящее время прикладываются значительные усилия для развития адаптивной физической культуры как универсального средства физической, психической и социальной адаптации инвалидов, лишь незначительная часть лиц с ограниченными возможностями здоровья вовлечена в систему физкультурнооздоровительной и спортивной работы. Среди основных причин такой ситуации следует назвать:

- острый дефицит квалифицированных кадров, способных обеспечить не только педагогическое, но и медицинское, психологическое сопровождение занятий с представителями различных нозологических групп, нехватку специалистов, обладающих организаторскими способностями, умеющих выстроить учебно-тренировочный процесс и провести спортивные соревнования и мероприятия;

- отсутствие налаженной системы повышения квалификации и обмена опытом специалистов в области адаптивной физической культуры;

- недостаточную разработанность теории и методики адаптивного спорта (речь здесь идет не о накоплении и объединении знаний по физической культуре, спорту, медицине, коррекционной педагогике, а о создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных наук и дисциплин [1]);

- отсутствие чёткой системы государственной пропаганды и популяризации физической культуры и спорта, прежде всего, среди инвалидов, что значительно затрудняет вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятия физическими упражнениями и спортом;

- недостаточный уровень финансирования системы спорта инвалидов;

- недостаточную развитость инфраструктуры адаптивного спорта: большинство спортивных сооружений, в которых осуществляют подготовку к соревнованиям люди с ограниченными возможностями здоровья, не соответствуют современным требованиям;

- отсутствие единой концепции и государственной стратегии развития адаптивного спорта, необходимость существенной доработки нормативно-правовой базы спорта инвалидов.

На сегодняшний день далека от своего воплощения идея создания клубной системы проведения соревнований и открытия детско-юношеских спортивных (спортивно-технических) школ и детско-юношеских клубов физической подготовки для инвалидов - представителей различных нозологических групп.

Кроме того, как показали результаты проведенного исследования, необходимо провести огромную исследовательскую работу с тем, чтобы агрегировать имеющиеся представления ученых и практиков об отдельных аспектах проблемы управления адаптивным спортом, разработать ряд новых теоретических положений и развить их до уровня, пригодного к практическому применению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М. : Советский спорт, 2000. - 240 с.

2. Иванов, В.И. Проблемы организации обучения двигательным действиям де-тей-инвалидов / В.И. Иванов, О.Н. Степанов // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей : материалы научно-практической конференции / ИНЭП. - М., 2009. - С. 116-120.

3. Махова, А.И. Подготовка родителей к физкультурно-оздоровительной работе с детьми-инвалидами // Человек и его здоровье : материалы Международного конгресса / СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - С. 140-146.

4. Потехин, Л.Д. Физкультурно-оздоровительная работа с инвалидами / Л.Д.

Потехин, Н.Г. Коновалова, Ф.О. Майер. - Новокузнецк : [б.и.], 1988. - 165 с.

Контактная информация: omsgpu@yandex.ru

ПОНЯТИЕ О ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ КОМПОНЕНТАМИ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ГИМНАЗИИ

Виктор Владимирович Мезенцев, старший преподаватель, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

г. Хабаровск

Аннотация

В статье дается понятие о психомоторных способностях и приводятся результаты исследования физической подготовленности и психологических свойств личности, полученные при организации занятий по физической культуре старших школьников гимназии.

Ключевые слова: ситуативное обучение, психофизическое состояние, психомоторные способности, психомоторика, ситуативная тревожность, самостоятельность, физическая подготовленность, двигательные способности.

THE CONCEPT OF PSYCHOMOTOR ABILITIES AND THEIR INTERRELATION WITH PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF SENIOR GYMNASIA LEANERS'

PERSONALITY

Viktor Vladimirovich Mezentsev, the senior teacher,

Far Eastern State Academy of Physical Education,

Khabarovsk

Annotation

The article depicts the concept of psychomotor abilities and provides with the results of research upon physical condition and psychological qualities of personality received during the organization of physical culture lessons among senior gymnasia learners.

Keywords: situational training, psychophysical condition, psychomotor abilities, psychomotor response, situational anxiety, self-dependence, physical condition, motor abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Справиться со многими сложностями жизненных задач и проблем профессиональной деятельности могут в наши дни лишь люди здоровые, эмоционально устойчивые, способные оптимально реагировать на экстремальные воздействия, возникающие в процессе обыденной и специальной деятельности. В настоящее время становятся привычными данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня психофизического состояния подрастающего поколения. Поэтому необходимо повысить уровень развития психомоторных способностей старших школьников в процессе их физического воспитания в школе, направленных на оптимизацию их психофизического состояния в условиях современной жизни, что позволит повысить самостоятельность, потребность, увеличить надежность в двигательной деятельности и способность оптимально реагировать на экстремальные воздействия, возникающие в процессе обыденной и специальной деятельности.

Важной особенностью психомоторики является способность человека отражать объективную информацию о своей двигательной деятельности, точно контролировать свои движения и эффективно управлять ими.

Доказано, что в целом психомоторика существенно влияет на деятельность индивидуума; более того, показатели психомоторики, проявляющиеся в момент выполнения действия или в момент принятия решения о действии, могут в значительной степени предопределить успех или неудачу целенаправленной деятельности. Опыт показывает, что психомоторные качества подлежат изменению (по крайней мере, "оттачиваются") в процессе тренировок и занятий [5, 6, 7, 9]. И именно в психомоторной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.