УДК 796-Q11-Q56.24
ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПНЕВМОТРЕНАЖЕРОВ НА ПСИХОМОТОРНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП1
© Галина Ивановна ДЕРЯБИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]
© Екатерина Юрьевна МУКИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой адаптивной физической культуры, руководитель оздоровительно-реабилитационного центра «Параллель»,
e-mail: [email protected]
© Виктория Леонидовна ЛЕРНЕР
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]
Рассмотрены основные двигательные нарушения детей с последствиями ДЦП; представлено основное содержание методики занятий на пневмотренажерах и описаны их преимущества, исследовано влияние физкультурно-оздоровительных занятий с использованием пневмотренажеров на психомоторное состояние детей с ДЦП.
Ключевые слова: детский церебральный паралич; физкультурно-оздоровительные занятия; пневмотренажеры; адаптивная физическая культура.
Проблема создания условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующей коррекции, психоло-го-педагогической реабилитации, социальнотрудовой адаптации людей с существенными отклонениями в состоянии здоровья является значимой для теории и методики физического воспитания в связи с тем, что в последнее десятилетие отмечается рост инвалидности среди населения. В Российской Федерации за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и, по прогнозам специалистов, будет увеличиваться в дальнейшем. Так, если в 1996 г. на 70 детей до 15 лет приходился 1 ребенок-инвалид, то в 2002 г. такой ребенок приходился на 55 здоровых детей [1].
Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций, ограничениями жизнедеятельности, нарушениями социальной адаптации и интеграции в
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проведение научных исследований, проект № 12-16-68004).
общество наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с двигательными нарушениями - 25 %, в т. ч. детский церебральный паралич (далее - ДЦП). ДЦП - это заболевание центральной нервной системы, при котором вследствие поражения двигательных центров коры головного мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые.
Адаптивная физическая культура представляет собой емкий и широкий социальный феномен, основной целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур, и она призвана с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные физические ресурсы и духовные силы
инвалида, максимально приблизить психофизические возможности организма личности к самореализации в обществе [2].
В процессе занятий адаптивной физической культурой человек не только социализируется и образовывается (укрепляет и совершенствует остаточное здоровье, корректирует свои дефекты, вырабатывает механизмы компенсации, осваивает те или иные социальные роли, функции и т. п.), но и сам «образует и творит мир», формирует и «завоевывает» социальное пространство - изначально самоопределяется, создает свое понимание, видение, ощущение мира, проектирует и строит собственную деятельность, социальное окружение [3].
Влияние физической культуры и спорта на инвалидов является комплексным и выражается в следующем [4]:
1) психическое воздействие проявляется посредством повышения тонуса и благоприятного улучшения эмоционального состояния;
2) тонизирующее воздействие проявляется посредством улучшения общего жизненного тонуса и достижения оптимального благоприятного состояния органов и систем организма;
3) функциональное воздействие характеризуется повышением физической деятельности организма и его приспособляемости к физической нагрузке. В одних случаях функциональное воздействие может быть непосредственным - в отношении опорнодвигательного аппарата, органов кровообращения, дыхания, в других - косвенным: на органы пищеварения, выделительную и другие системы;
4) структурное или морфологическое воздействие выражается в стимулировании трофических процессов, регулировании достижения гипертрофии мускулов, улучшении кровообращения в органах и системах;
5) поддерживающее воздействие выражается в повышенной приспособляемости организма к постепенной физической нагрузке и поддержании созданных в результате систематических занятий двигательных навыков и стереотипов. Двигательные навыки инвалид может легко потерять, если тренировочные занятия будут прерваны;
6) компенсационное воздействие выражается в усовершенствовании отдельных органов и систем, что вызывается необходимо-
стью замены некоторых утраченных функций (например, при плегии - укрепить и усилить мышцы живота, позвоночника и плечевого пояса).
Систематические занятия инвалидов физическими упражнениями способствуют укреплению их здоровья: улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, обмена веществ; повышает устойчивость организма к действию простудного фактора [4].
В экономически развитых странах подсчитано и доказано, что средства, вложенные в инфраструктуру, адаптированную для нормальной жизни инвалидов, полностью себя оправдывают. При этом не только уменьшаются затраты на лечение инвалидов и сокращается число людей, вынужденных отрываться от основных видов деятельности, ухаживая за заболевшими родственниками, но и более эффективно используется трудовой потенциал самих инвалидов, повышается их жизненный уровень. Кроме того, резко снижается социальная напряженность, создается благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе [4].
По мнению специалистов, основные цели адаптивной физической культуры для инвалидов заключаются в следующем [4]:
1) научиться управлять своим телом, чтобы активно участвовать в рекреативной деятельности;
2) научиться жить в обществе;
3) приобрести необходимые для жизни основные двигательные умения;
4) научиться оказывать помощь самому себе;
5) почувствовать уверенность в себе.
В настоящее время все большую популярность и несомненно важную роль в социализации и интеграции людей с ограниченными возможностями приобретают занятия оздоровительным фитнесом и, в частности, с использованием пневмотренажеров, регулирование нагрузки в которых производится автоматически, не перегружая организм инвалида [5].
Тренажеры для людей с ограниченными возможностями предназначены для инвалидных центров, на тренажерах отсутствуют кресла, что позволяет проводить занятия ин-валидов-колясочников. Современные технологии позволили создать систему контроля и
анализа тренировок, систему смарт-карт. Теперь управление всем залом может осуществляться с одного компьютера. Функция смарт-карт позволяет полностью управлять тренажерным залом и контролировать индивидуальные тренировки. На смарт-карту заносится индивидуальная программа тренировки. Карта полностью ведет занимающегося через всю тренировку и записывает результат. Занимающемуся сообщается порядок упражнений, на тренажерах автоматически выставляется заданная нагрузка и количество повторов. В последующем специальное программное обеспечение анализирует полученный результат тренировки и автоматически корректирует нагрузку и количество повторов, учитывая количество выполненных упражнений, качество выполнения и частоту сердечный сокращений [6].
Как показывает опыт, пневматические тренажеры гораздо более надежны и долговечнее своих весовых аналогов и эксплуатационные затраты на них гораздо ниже. Поэтому четко прослеживается тенденция вытеснения устаревшей технологии использования весов. Возможность строгого дозирования физического напряжения и направленного воздействия на определенные мышечные группы позволяет с помощью тренажеров избирательно влиять на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, опорно-двигательный аппарат. В этой связи они показаны в профилактических и лечебных целях при ишемической болезни, веге-тососудистой дистонии, хронических неспецифических заболеваниях легких, артритах, артрозах и др.
Традиционный подход к задачам физической реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы включает в себя общие положения: устранение побочных рефлексов, повышение жизненного тонуса, профилактику осложнений, формирование двигательных компенсаций - и предполагает длительность и этапность реабилитационного воздействия.
Современные методики с использованием пневмотренажерных устройств способствуют дальнейшему развитию двигательных навыков и могут полностью обеспечить комплексный подход физической реабилитации для решения задач в физкультурно-оздоровительных занятиях людей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Отличительной особенностью этой группы является наличие «ограничителей диапазона движения». Они позволяют установить необходимый диапазон движения в суставе. Данная функция является незаменимой в ходе реабилитации больных, особенно если движение в суставе ограничено или на определенном промежутке времени вызывает боль. Также в данной группе тренажеров реализована функция «изометрическое тестирование». Данная функция измеряет максимальную силу мышц в изометрическом режиме, что позволяет проводить функциональное тестирование и определять физический уровень занимающегося. Изометрический силовой тест имеет программное обеспечение, которое записывает все результаты занимающегося и позволяет оценить прогресс в динамике [7].
На базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина функционирует оздоровительно-реабилитационный центр «Параллель», который оснащен основной линейкой пневмотренажеров (представлено пять из восьми существующих). На протяжении 2012-2013 гг. в центре организованы постоянные занятия для различных групп населения, в т. ч. и для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Целью организации постоянных занятий физической культурой являлось восстановление социального статуса инвалидов, сохранение целостности его личности. К основным задачам занятий мы отнесли поддержание механизмов компенсации и восстановления нарушенных функций путем их всестороннего развития; укрепление здоровья занимающихся закаливанием, обеспечение и поддержка высокого уровня физической трудоспособности; воспитание волевых и моральных качеств инвалидов, а также всестороннее развитие их личности; организация здорового образа жизни, досуга, активное участие инвалида в жизни общества.
Исходя из установленных теоретико-методологических и методических основ изучения избранной проблемы, была построена целостная методика физкультурной реабилитации детей с ДЦП. При этом принималось во внимание, что методика создается в рамках адаптивной физической культуры, являющейся видом (компонентом) физической культуры. В то же время учитывалось, что
методика является средством физической (или двигательной) реабилитации как составляющей адаптивной физической культуры. В соответствии с этим, ее сущностью должна быть деятельность, отвечающая на актуальные потребности особой категории занимающихся - инвалидов с ДЦП. Поэтому методика занятий должна быть адекватной особенностям функционирования отдельных функциональных систем организма и организма в целом как целостной функциональной системы. Вместе с тем целостность воздействия методики должна обеспечивать не только биологическое единство всех «живых составляющих» организма человека, но и его биосоциальную интеграцию [8].
Деятельностный и личностно-атрибутивный подходы являются основными с точки зрения культуры. Наукоемкими (позволяющими получать новое научное знание) классами явлений в данной концепции были: адаптивная функция культуры общества; художественная культура; оздоровительные, образовательные функции художественной и физической культуры; традиции и новации в культуре. Среди классов явлений познаваемой области определены физическая культура, адаптивная физическая культура, двигательная (физическая) реабилитация, инвалиды, танцтерапия (танцевально-двигательная терапия, двигательная пластика, танцевально-экспрессивный треннинг), арттерапия, здоровье, биосоциальное единство сущностных сил человека.
Данные опорные концептуальные положения ориентировали создание содержания экспериментальной программы, в которой уже конкретно определялись цель, задачи, принципы, средства, методы и другие составляющие методики физкультурно-оздоровительных занятий с детьми, страдающими
ДЦП.
Реабилитационный макроцикл мы разделили на три этапа (рис. 1). На первом, адаптационном этапе (втягивающий мезоцикл) проходило знакомство с детьми, освоение упражнений, обучение играм, подбор нагрузки. Этот этап характеризовался постепенным повышением объема нагрузок с постепенным повышением интенсивности, обеспечивая адаптацию и втягивание в процесс реабилитации.
Рис. 1. Этапы двигательной реабилитации детей с ДЦП экспериментальной группы
На втором, тренирующем этапе (базовый мезоцикл) происходило постепенное усложнение занятий и усиление применения средств физической культуры, достижение оптимально-максимального уровня нагрузки. Здесь проводилась основная работа, направленная на повышение функциональных возможностей, развитие основных физических способностей, которая обеспечивала тренирующий эффект. Продолжительность занятий не менее 90 мин.
Задачей третьего, поддерживающего этапа (поддерживающий мезоцикл) являлось сохранение достигнутого уровня нагрузки кондиционных возможностей организма.
Опираясь на теорию Л.П. Матвеева (1991 г.) о цикличности тренировочного процесса, мы построили свою методику с учетом варьирования нагрузки в микроциклах, предназначенную для данного контингента занимающихся. Один микроцикл включал в себя три занятия в неделю. Структура каждого занятия строилась с учетом зон изменения работоспособности. Обязательными условиями были строгое дозирование нагрузки в сочетании с контролем.
В состав втягивающего мезоцикла, основной задачей которого было подведение инвалидов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы, вошли следующие типы микроциклов: втягивающий, восстановительный, базовый, восстановительный (рис. 2).
Базовые (развивающий и поддерживающие) мезоциклы включали в себя следующие типы микроциклов: втягивающий, базовый, ударный, восстановительный. Увеличение нагрузки в них происходило за счет увеличения доли средств физической культуры. В
развивающем и поддерживающем мезоцик-лах проводилась основная тренировочная работа по формированию новых и преобразованию освоенных ранее навыков, вводилась наиболее значительная тренировочная нагрузка, приводящая к увеличению функциональных возможностей организма (рис. 2).
Во время реабилитационного процесса учитывались такие особенности инвалидов с последствиями ДЦП, как неустойчивость внимания, плохая память, быстрая утомляемость. Известно, что инвалиды с ДЦП зачастую проявляют слабоволие, отказываются от деятельности при столкновении с различными трудностями. Из этого следует, что учебный материал должен быть легкодоступным, малого объема, ярким, образным, а нагрузка -тонко подобранной. Занятия нельзя перегружать длительными рассказами или показами, а количество повторений одного и того же упражнения должно быть многократным, вплоть до рефлекторного его выполнения [7].
Необходимым условием тренировочного процесса является реальность перспектив, возникающих перед занимающимися. При работе с детьми с последствиями ДЦП нужно аккуратно и чутко управлять эмоциональным состоянием инвалидов, чувствовать возникающее психическое напряжение и вовремя понижать его.
Дети с ДЦП очень чувствительны к неудачам, проигрышам в тренировочных играх,
соревнованиях. Поэтому, погасив вспышку разочарования, а часто и гнева со стороны ребенка, следует добиваться от них понимания причин своего поражения и не допустить отказа от дальнейших тренировок [8].
Высокие требования предъявляются детьми с последствиями ДЦП к педагогу, к его физическим, умственным и человеческим качествам. Дети с ограниченными возможностями остро чувствуют отношение к себе других людей, на этом основывается возможность или невозможность дальнейших отношений.
В работе с детьми с последствиями ДЦП уделялось как можно больше внимания каждому ребенку индивидуально, соблюдая принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию. Допустимо из числа более подготовленных занимающихся выделить помощников, в обязанности которых будет входить помощь отстающим ребятам в усвоении упражнений и проведении разминок. Такой способ работы приучает детей к взаимопомощи, улучшает коммуникабельность, прививает ответственность за свои поступки [9].
Цикл занятий, проводимых с детьми, имеющими ДЦП, оказал положительное влияние, что выразилось в улучшении результатов двигательных тестов и психологического тестирования (табл. 1).
Реабилитационный макроцикл
Втягивающий
мезоцикл
о
В
о
В
Базовый (развивающий) мезоцикл
о
В
Базовые (поддерживающие) мезоциклы
о
В
Рис. 2. Содержание реабилитационного макроцикла, реализуемого в процессе педагогического эксперимента
Таблица 1
Изменение показателей контрольных тестов детей с ДЦП
Показатели тестирования Результаты после цикла занятий %
М mМ р
Прыжки на правой ноге (количество раз) 12,3 1,6 55,6 < 0,05
Прыжки на левой ноге (количество раз) 9,0 1,2 45,1 < 0,05
Прыжки на двух ногах (количество раз) 21,6 1,7 64,8 < 0,05
Равновесие на правой ноге (с) 17,8 2,0 49,5 < 0,05
Равновесие на левой ноге (с) 17,0 2,1 49,1 < 0,05
Быстрота двигательной реакции (см) 21,5 2,0 30,6 < 0,05
Пространственная ориентация (см) 23,4 1,8 29,1 < 0,05
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 с, количество раз 10,5 1,3 28,2 > 0,05
Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с, количество раз 14,2 1,4 41,0 <0,05
Таблица 2
Результаты психологического тестирования инвалидов с последствиями ДЦП до и после цикла занятий
Время тестирования Уровень личностной тревожности, %
высокий средний низкий
До занятий 65 25 10
После занятий 35 40 25
Наиболее выраженные изменения наблюдаются в прыжках на правой ноге на 55,6 %, на левой ноге - на 45,1 %, на двух ногах - на 64,8 %, в равновесии на правой -на 49,5 %, в равновесии на левой - на 49,1 %.
В ходе исследования мы определяли уровень тревожности детей с ДЦП до и после цикла занятий как фактор, свидетельствующий о процессах адаптации и социализации.
Перед исследованием после расшифровки опросника Спилбергера-Ханина нами получены следующие результаты: у 65 % инвалидов уровень тревожности был высоким, у 25 % - средним и у 10 % - низким (табл. 2).
После проведенных занятий (занятия проводились в течение 9 месяцев) картина с состоянием уровня психологической тревожности изменилась. Так, у 35 % реабили-тантов он оказался высоким, у 40 % - средним и у 25 % - низким (табл. 2). Таким образом, в результате психологического тестирования (с различной степенью достоверности) подтвердилось улучшение психического состояния инвалидов с ДЦП, прошедших полный курс занятий, что может свидетельствовать о повышении стрессоустойчивости.
1. Евсеев С.П. Технологии физкультурноспортивной деятельности в адаптивной физической культуре. М., 2004.
2. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Ростов н/Д, 2001.
3. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. М., 2000.
4. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: методология и развитие в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003.
5. Дерябина Г.И. Коррекция двигательных нарушений у подростков 11-14 лет с ДЦП средствами физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2005.
6. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2000.
7. Дерябина Г.И. Индивидуальный подход с использованием тренажерных устройств в коррекции психосоматического статуса детей с тяжелой формой ДЦП // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2011. Т. 16. Вып. 5. С. 1434-1440.
8. Шевченко С.Г.Коррекционно-развивающее
обучение: Организационно -педагогические
аспекты. М., 1999.
9. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физической культурой с
детыми страдающие церебральньш парали- Поступила в редакцию 2 09 2013 г
чом. М., 1991.
UDC 796-011-056.24
INFLUENCE OF PHYSICAL FITNESS CLASSES WITH USE OF PNEVMO EXERCISE MACHINES ON PSYCHOMOTOR CONDITION OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
Galina Ivanovna DERYABINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]
Ekaterina Yuryevna MUKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Head of Adaptive Physical Culture Department, Head of Health Rehabilitation Center “Parallel”, e-mail: [email protected]
Viktoria Leonidovna LERNER, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]
The main motor disorders of children with cerebral palsy effects are described; the main content of teaching methods on pnevmo exercise machines are presented and their advantages are described; the effect of fitness with using pnevmotrenazherov on psychomotor condition of children with cerebral palsy is researched.
Key words: cerebral palsy; physical fitness classes; pnevmo exercise machines; adaptive physical education.