УДК 37.013.8
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРНЫХ УСТРОЙСТВ В КОРРЕКЦИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ ФОРМОЙ ДЦП
© Г.И. Дерябина
Ключевые слова: индивидуальный подход; тренажерные устройства; детский церебральный паралич. В публикации отражены основные результаты исследования индивидуального подхода с использованием тренажерных устройств в коррекции психосоматического статуса детей с тяжелой формой ДЦП, разработана и экспериментально опробована методика занятий. Анализ эффективности разработанной методики позволил сформулировать практические рекомендации инструкторам адаптивной физической культуры, а также студентам этой специальности.
В последние десятилетия во многих странах мира, в т. ч. и в России, наблюдается рост заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП), являющимся одним из наиболее частых инвалидизирующих заболеваний ортопедо-неврологического профиля. Большая часть детей, страдающих ДЦП, при несвоевременном и несистематическом лечении характеризуется резким снижением реабилитационного потенциала и возможностей к социальной адаптации. Многочисленные методики восстановительного лечения, применяемые на ранних этапах реабилитационного процесса, а также в период сформировавшегося патологического двигательного стереотипа, позволяют добиться значительного улучшения состояния больных. Основополагающими являются методы лечения, предложенные Б. и К. Бо-ботами, С.А. Бортфельд, К.А. Семеновой и др., основанные на применении средств физической терапии [1].
При этом современное состояние образования все больше и больше характеризуется тенденцией гуманизации обучения. В последнее время наблюдается тенденция к реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, всесторонний учет способностей, наклонностей и интересов ребенка, иначе говоря, современная теория и методика адаптивной физической культуры, как и педагогика, все больше обращается к индивидуальным особенностям каждого занимающегося.
Для многочисленной группы инвалидов со сложными двигательными расстройствами - травмами и заболеваниями спинного мозга, врожденным недоразвитием конечностей, с последствиями ДЦП, инвалидов с тяжелой умственной отсталостью, детей-инвалидов различных нозологических групп первых лет жизни, детей надомного обучения - индивидуальный метод часто является единственно приемлемым, т. к. требует концентрации педагога только на одном человеке.
Взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализировать содержание, методы, методические приемы, темпы освоения учебной деятельности в соответствии с реальными возможностями инвалида, отслеживать динамику результатов при решении кон-
кретных лечебно-восстановительных, коррекционно-развивающих и других задач, оперативно контролировать физическое и психическое состояние и т. п.
Давно утвердилось мнение, что у больных детским церебральным параличом в поздней резидуальной стадии болезни восстановление двигательных функций малоэффективно в силу грубого органического поражения структур головного мозга.
Резидуальная стадия ДЦП проявляется рядом особенностей, которые усложняют реабилитацию. В опорно-двигательном аппарате к этому времени формируются порочные установки, которые в дальнейшем на основе стойкого повышения тонуса в мышцах конечностей преобразуются в спастические контрактуры и деформации суставов.
Методы и средства реабилитационного воздействия в отношении инвалидов с последствиями ДЦП в поздней резидуальной стадии сводятся к применению медикаментозной терапии и массажа в сочетании с приемами лечебной физкультуры или ортопедо-хирурги-ческим лечением и часто не решают полностью задач по восстановлению и коррекции двигательных нарушений. Это требует совершенствования прежних методических подходов и поиска новых, более эффективных форм работы с данной категорией инвалидов.
Привлечение инвалидов к занятиям физкультурой и спортом - наиболее целесообразное реабилитационное мероприятие. При этом не все дети с тяжелыми формами ДЦП имеют возможность посещать групповые занятия. В связи с этим особую актуальность приобретают индивидуальные занятия физической культурой с детьми данной категории.
Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.
Цели индивидуального подхода:
1) учет индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых для всех целей обучения;
2) воспитание индивидуальности с целью противодействия нивелирования личности.
Важнейшим средством для достижения второй цели является предоставление учащимся возможности выбора.
С социальной точки зрения цель индивидуализации -целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.
С дидактической точки зрения цель индивидуализации - решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.
Одной из задач индивидуализации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств. Необходимо создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированное™ знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития [1].
Проблема т. н. индивидуальных особенностей (различий) и возможность их использования в учебно-воспитательном процессе насчитывает многовековую историю, а ее зачатки восходят к истории Древнего Мира и средневековья. Наиболее принципиальная оценка индивидуального подхода в тот период дана Я.А. Коменским - основателем классно-урочной системы. В своей «Великой дидактике» он выступил против индивидуального обучения, за его общеклассный характер и показал необходимость сочетания организации индивидуальной и общеклассной учебной деятельности.
Требование повышения внимания к индивидуальности ученика мы находим у Н.Г. Чернышевского и H.A. Добролюбова. К.Д. Ушинский, анализируя познавательную деятельность человека с целью найти принципиальные основы обучения, писал, что «общие рецепты не приведут к успеху потому, что дети по-своему и по своей природе очень индивидуальные» (см. [2]).
Необходимость индивидуального подхода при занятиях физическими упражнениями отмечалась П.Ф. Лесгафтом, который писал: «...что за воспитание будет без знания строения и отправления организма, без точного определения внешних влияний на тело? Какую пользу может принести эмпирическая умозрительная педагогика без основного знания человеческого организма» (см. [2]).
Согласно определению, данному в «Энциклопедическом словаре по педагогике», индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогического воздействия, учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности, воспитания, условий жизни, в которых находится данный индивид.
Учитывая давний интерес к разработке проблемы индивидуализации учебного процесса, ее активную разработку в последующие годы, необходимо отметить ее острую актуальность и в настоящее время применительно к спортивной деятельности.
Ведущие специалисты по теории и методике физического воспитания под индивидуализацией понимают такое построение всего процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей. Индивидуализация может применяться в двух направлениях: общеподготовительном и специализированном. Применительно к первому случаю индивидуальный подбор методов обучения и воспитания определяется в соответствии с функциональными возможностями и двигательными способностями занимающихся. Во втором дополнительно к методике определяется и содержание занятий, все это ставится в зависимость от индивидуальных особенностей, склонностей, одаренности. Вместе с тем необходимо отметить отсутствие конкретизации индивидуальных особенностей занимающихся, т. е. в чем они заключаются и как надо их использовать в тренировочном процессе.
Отмечая сложность проблемы индивидуальности, авторы подчеркивали, что тренер, осуществляющий индивидуальный подход, должен учитывать как физические, так и индивидуально-психологические особенности каждого спортсмена. Трудность использования обусловлена проявлением индивидуальной уникальности спортсменов и выражается в огромном разнообразии путей достижения одних и тех же результатов разными спортсменами. Практически эти пути никогда не совпадают, они так же вариабельны и неповторимы, как и отпечатки пальцев. Опыт спортивной деятельности свидетельствует о том, что для каждого спортсмена в каждом конкретном случае существует только один оптимальный путь, приводящий к высшим результатам [3]. Едва ли можно согласиться с вышесказанным, и возникают подобные суждения, очевидно, в силу ограниченности наших знаний о закономерностях применения принципа индивидуализации в спортивной деятельности.
Особенно важен принцип индивидуализации в физкультурно-оздоровительной работе с детьми, имеющими детский церебральный паралич. У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности [4]. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания [4].
Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы. При ДЦП отмечаются раз-
личные нарушения мышечного тонуса (по типу спа-стичности, ригидности, гипотонии, дистонии) [5].
Часто у детей с церебральным параличом наблюдается повышение мышечного тонуса - спастичность. Мышцы в этом случае напряжены, что связано с поражением пирамидной системы. Для ДЦП является характерным нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела). У детей с церебральным параличом ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей [5].
В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей головного мозга, называется центральным параличом, а ограничение объема движений -центральным парезом [5]. Ограничение объема произвольных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу. Все это затрудняет развитие важнейших двигательных функций и прежде всего манипулятивной деятельности и ходьбы [2].
Целью исследования было изучение индивидуального подхода с использованием тренажерных устройств в коррекции психосоматического статуса детей с тяжелой формой детского церебрального паралича.
В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема профилактики и медико-психолого-педагогической помощи подросткам с детским церебральным параличом. В ряде работ Е.Ф. Архиповой, Л.А. Даниловой, М.И. Ипполитовой, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, К.А. Семеновой, Н.В. Симоновой и других раскрыты основные направления коррекционной работы, учитывающие психофизические особенности детей, страдающих церебральными параличами. Несмотря на значительное число психолого-педагогических исследований по проблеме ДЦП, не разработаны программы дифференцированного обучения подростков с учетом степени тяжести двигательного и интеллектуального дефекта. В сложной структуре нарушенного развития у детей с церебральным параличом значительное место занимают различной степени выраженности двигательные расстройства, частота которых составляет до 80 % (Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова).
Организация коррекционно-развивающего процесса в домашних условиях для детей с церебральным параличом специфична. Такие дети требуют особой организации жизнедеятельности в домашних условиях и гибкости всех элементов реабилитационного процесса.
Работа по коррекции двигательных нарушений у детей с ДЦП предусматривала разработку индивидуальных реабилитационных занятий, учитывающих сложный характер нарушений. Индивидуальная работа является важной частью комплексного медико-социального психолого-педагогического сопровожде-
ния подростков с ДЦП, которое осуществляется в рамках постоянно действующего медико-психолого-педа-гогического консилиума.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являлись: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. Ряд авторов [1], отстаивая позиции функциональной тренировки всех систем организма, указывают на то, что «основными недостатками оздо-ровительно-коррекционных занятий при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной».
Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха -варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.
Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка. Для выполнения на первой стадии занятий используются ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.
С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Инструктор, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции.
При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), т. к. выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.
У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.
Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.
Общими и обязательными принципами для всех оз-доровительно-коррекционных занятий являлись:
1) регулярность, систематичность и непрерывность применения упражнений;
2) строгая индивидуализация упражнений в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;
3) постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.
В содержание занятий с использованием тренажерных устройств с подростком, больным ДЦП, входили упражнения, имеющие следующую оздоровительно-коррекционную направленность:
1) упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения;
2) упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы;
3) упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов;
4) упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц;
5) упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов;
6) тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог;
7) тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе);
8) тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц;
9) упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.
Занятия проводились три раза в неделю. Содержание занятий постоянно обновлялось, чтобы не возникало привыкания к одним и тем же упражнениям. При этом два раза в неделю занятия проводились по предложенному плану, а один раз с использованием тренажера Гросса.
В занятиях с детьми целесообразно как можно шире использовать тренажерные устройства, т. к. они позволяют выполнять физические нагрузки, которые ребенок не всегда может выполнить самостоятельно.
При этом тренажерные устройства дают возможность корректировать технику выполнения упражнения, менять характер усилия, учитывать реакцию организма на физическую нагрузку; ребенок может выполнять целостное движение как самостоятельно, так и с помощью инструктора.
Тренажер Гросса [4] позволяет больному ребенку даже без посторонней помощи сохранять вертикальное положение, передвигаться в пространстве и работать на обычных тренажерах, т. е. выполнять упражнения, связанные с риском при обычных условиях, но безопасные при использовании данного устройства, а потому имеющие яркую эмоциональную окраску; лазание по шведской стенке, прыжки с высоты, раскачивания, вращения, - упражнения, позволяющие быстро и резко перемещаться в пространстве даже тем детям, которые не владеют двигательными навыками, имеют серьезные нарушения координации движения.
При дозированном применении это способствует снижению общей скованности ребенка, страха перед пространством, развивает большую подвижность.
Тренажер Гросса - это оригинальный тренажер (рис. 1), который может быть установлен в любом месте или помещении (в спортивном зале, бассейне, на ледовой площадке, садовой дорожке, в квартире).
В комплект тренажера входят: натянутый трос с подвижным блоком; эластичные тяги; рычажно-кара-бинный механизм; страховочный трос; кольца для рук.
Натянутый трос закрепляется максимально высоко под потолком между противоположными стенами помещения или между устойчивыми вертикальными опорами открытой площадки. Подвижный блок устанавливается на натянутом тросе и позволяет осуществлять вдоль него свободное передвижение.
Эластичные тяги, выполненные из эспандерной резины и собранные в петли, верхней частью соединены с подвижным блоком, а нижней частью - с рычаж-но-карабинным механизмом, который, в свою очередь, прикреплен к страховочному поясу. Длина эластичных тяг подбирается в зависимости от высоты помещения и весо-ростовых показателей занимающихся. Путем увеличения количества эластичных тяг нагрузка на опор-но-двигательный аппарат уменьшается за счет сниже-
Рис. 1. Тренажер Гросса
ния величины давления массы тела. При уменьшении количества эластичных тяг нагрузка возрастает вплоть до величины собственной массы тела.
Такое дозирование нагрузки (т. е. снятие от 10 до 90 % массы тела занимающегося) создает благоприятные условия для постепенной реабилитации функций опорно-двигательного аппарата, что особенно важно при деформированных суставах и отсутствии навыков самостоятельной ходьбы.
Страховочный пояс состоит из карабина, вертушки, трапеции и страховочных лент.
Карабин крепится к вертушке с кольцом и к эластичным тягам.
Вертушка закреплена на страховочном поясе и позволяет осуществлять вращательные движения вокруг оси на 360°. Таким образом, карабин, который может быть в любое время отстегнут, соединяет страховочный пояс и эластичные тяги.
Страховочные ленты обхватывают ноги и тело ребенка. С внутренней стороны ленты покрыты мягким материалом, чтобы обеспечить комфортные условия при соприкосновении с телом, с наружной стороны -стопорным материалом для регулирования высоты петли со стороны правого и левого бедра, а также передней и задней горизонтальных лент. Для удобства надевания и снятия страховочного пояса передняя горизонтальная лента снабжена пряжкой.
Металлическая трапеция разводит вертикальные страховочные ленты в стороны на расстояние, равное ширине плеч ребенка, и придает жесткость верхней части страховочного пояса.
На случай, если ребенок не держит голову, предусмотрен шлем, который эластичным жгутом крепится к трапеции.
Ребенок, находящийся в страховочном поясе, может перемещаться вдоль троса. При прямолинейном или вращательном движениях, а также прыжках ребенка с поворотом вокруг своей оси эластичные тяги распределяют направленное вверх усилие и создают определенную ритмику движения, на которую рефлекторно отвечают мышцы опорно-двигательного аппарата. Тренажер позволяет находиться в вертикальном положении неограниченное время. С его помощью можно выполнять упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов, формировать двигательные акты.
Кольца, закрепленные на эспандерной резине, служат дополнительной опорой для рук. С их помощью выполняются разнообразные упражнения.
Страховочный пояс может быть 3 размеров: первый размер предназначен для детей от 1 года до 10 лет; второй - для подростков от 10 до 16 лет; третий предназначен для взрослых. В исключительных случаях, когда весоростовые показатели человека существенно превышают нормы, пояс изготавливается по специальному заказу.
Тренажер Гросса позволяет нормализовать положения отдельных частей тела ребенка любого возраста и тяжести заболевания, что значительно облегчает выполнение упражнений. В случае двигательных синер-гий, а также при отсутствии опорности целесообразно крепить к ногам утяжелители или фиксировать стопы. Если ребенок не может самостоятельно держать голову,
то надевается специальная шапочка, которая крепится на эластичных тягах к трапеции страховочного пояса.
В этом положении выполняются упражнения для шеи, туловища, пояса верхних и нижних конечностей, пальцев рук, направленные на решение разного рода тренировочных задач:
- растягивания спазмированных мышц любой локализации;
- развития подвижности суставов верхних и нижних конечностей и позвоночника;
- развития мышечной силы;
- улучшения крово- и лимфообращения, улучшения тканевого обмена;
- исправления дефектов осанки;
- тренировки шаговых движений;
- воспитания волевых качеств;
- тренировки равновесия и опорности;
- формирования новых качеств и умений.
Количество упражнений или движений, выполняемых до первых признаков утомления, фиксируется в дневнике наблюдений. По мере освоения движения и повышения тренированности количество повторений последовательно возрастает. С помощью тренажера упражнения могут выполняться из всех исходных положений: сидя, стоя, лежа. Тренажер позволяет выполнять передвижения и прыжки, использовать другие тренажеры и устройства.
На наших занятиях мы выполняли упражнения, преимущественно в положении стоя на полу.
Ребенка закрепляют в страховочном поясе, проверяют надежность крепления горизонтальной ленты, надевают на голову шлем, если ребенок не держит голову. Количество эластичных тяг подбирают таким образом, чтобы можно было стоять с выпрямленными в коленях ногами.
Для того чтобы ребенок освоился в тренажере, овладел всем арсеналом его возможностей, привык к новому состоянию и не испытывал чувства страха, его закрепляют в страховочном поясе и оставляют на несколько минут в покое.
Затем инструктор, придерживая трапецию, производит легкие покачивания ребенка в разные стороны, осторожно вращает его вправо и влево, объясняя надежность положения в тренажере.
Те же самые движения повторяются с кольцами, которые даются в руки ребенку. Если ребенок не держит их руками самостоятельно, кольца вкладываются ему в ладони и удерживаются методистом.
Для создания эффекта невесомости увеличивают количество эластичных тяг, и ребенок зависает над полом.
В этом положении также производят различные покачивающие или вращательные движения.
Можно поднять ребенка за ноги со спины до горизонтального положения лицом вниз с вытянутыми в стороны руками или с упором рук на кольца и проводить покачивания, вращения или продвижения вперед-назад.
При снижении количества эластичных тяг ребенок приседает на согнутых ногах.
Такое положение удобно для сформирования навыка выпрямления ног в коленных суставах, развития чувства опорности и отталкивания от пола.
Эластичные тяги можно подобрать таким образом, чтобы ребенок стоял на коленях при выпрямленных тазобедренных суставах. Из этого положения удобно обучать ребенка садиться на пятки и вставать на колени, ходить на коленях с выпрямленной спиной, выставлять поочередно вперед одну ногу, оставляя другую на колене для развития равновесия.
При самом небольшом количестве эластичных тяг можно поставить ребенка на четвереньки и обучать передвижению по полу.
При положении ребенка стоя в тренажере с опорой на стопы ноги выполняются различные известные упражнения: с поворотами и наклонами головы и туловища, подниманием и опусканием рук и ног, маховые движения, с дополнительными предметами и др.
Двигательная активность дает инвалиду независимость и уверенность в своих силах, расширяет диапазон двигательных возможностей, улучшает психическое здоровье, повышает физические кондиции, жизненный тонус, приносит радость общения и т. п., следовательно, открывает возможности изменения биологического и социального статуса, освобождения от оков неполноценности, самопроявления свободы, творчества и личной социальной активности.
Адаптивная физическая культура выступает как деятельность, направленная на физическое и духовное совершенствование человека [4, 5]. Деятельность, включающая все многообразие двигательной активности, сознательно направленной на биологическую, психологическую, социальную адаптацию инвалида, является системообразующим фактором, объединяющим все виды адаптивной физической культуры. Эта деятельность представляет собой длительный процесс становления личности [5].
Успех ее не гарантирован, т. к. многие люди, имеющие стойкие дефекты в развитии, не испытывают потребности в занятиях физическими упражнениями, демонстрируя отсутствие потребности в занятиях физической культурой. Требуются большие усилия, чтобы изменить психологию, пробудить интерес, дать знания, сформировать потребности, мотивы, приобщив к занятиям физическими упражнениями.
Формирование потребности в двигательной активности является одной из актуальных проблем адаптивной физической культуры, т. к. способность к мобильности создает условия для коммуникативной, профессиональной, культурной деятельности, что облегчает социализацию и интеграцию инвалида в обществе.
По классификации К.А. Семеновой, подросток, с которым проводились индивидуальные занятия, относится ко II уровню, подуровень II, а.
Основываясь на вышеприведенной классификации двигательного и психического развития, можно оценить состояние больного под влиянием курса индивидуальных мероприятий по следующим показателям (табл. 1).
Во время проведения занятий осуществлялся учет функциональных особенностей кардиореспираторной системы и контроль частоты сердечных сокращений, артериального давления, частоты дыхания и т. д.
По прошествии курса индивидуальных занятий улучшения двигательных функций более выражены в нижних конечностях, что объясняется тем, что верхние конечности являются более пораженными.
Таблица 1
Изменение показателей психосоматического статуса подростка, страдающего ДЦП, в процессе индивидуальных занятий
Показатели Ноябрь 2009 г. Май 2010 г. Февраль 2011 г.
Общие изменения 0 1 2
Изменение амплитуды в
суставах верхних конечно- 2 3 4
стей (а также степень мы-
шечного тонуса)
Оценка силы мышц спины:
- удержание головы в положении лежа на животе (с); 10 15 20
- длительность сохранения
выпрямленного положения спины (с); 20 40 60
- силовая выносливость (с); 0 0 0
- сохранение равновесия в
позе сидя «по-турецки» (с); 5 10 20
- сохранение осанки, удер-
живая на голове мешочек с
песком 60 70 80
Оценка мышц брюшного
пресса:
- лежа на спине, ноги со-
гнуты, количество подъ-
емов туловища прямо; - то же, но с изгибом туло- 7 10 15
вища вправо или влево 5 9 15
Оценка движений пальцев
(за 10 с максимально воз-
можно быстро сжать паль- 1 2 4
цы в кулак и разжать с мак-
симальным выпрямлением и разведением)
Оценка функциональных
возможностей в лучезапя-
стных суставах: - сгибание и разгибание рук
в лучезапястном суставе; 3 4 4
- супинация-пронация предплечий; - «колечко» (манипулятив-ная функция кисти) (с); 1 30 2 25 2 23
- шнурование, заплетение
косичек - - -
Оценка активных движений
в суставах нижних конечностей (активное сгибание + + +
в коленном суставе с одно-
временным подошвенным сгибанием стопы)
Подсчет непроизвольных 1 0 0
движений за 30 с
Тест на удержание равнове-
сия без дополнительно{
поддержки (на одной и дру-
гой ноге) (с)
Количество приседаний за 10 с - - -
Самочувствие, активность, 19 10 42
настроение
Оценка психологического настроя при проведении индивидуальных занятий по показателям самочувствие, активность, настроение показала положительную динамику. На начальном этапе занятий эти показатели чаще были плохими, чем хорошими, и уже после одного года занятий эти показатели оказывались хорошими в большинстве случаев, что является важным критерием эффективности занятий, т. к. повышенный психоэмоциональный статус приводит к достижению определенного уровня социальной адаптации.
Таким образом, разработанный нами комплекс индивидуальных занятий показал свою эффективность, что выразилось в выявленной динамике двигательных возможностей в пределах первоначального уровня, улучшении функций ходьбы и снижении патологической симптоматики (нормализации мышечного тонуса, снижении интенсивности гиперкинезов, улучшении осанки), а также в повышении психоэмоционального статуса и достижении определенного уровня социальной адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вихрук Т.Н., Лисовский В.А., Сологуб Е.Б. Основы тератологии и наследственной патологии: учеб. пособие / под ред. В.А. Лисовского и Е.Б. Сологуб. М.: Сов. спорт, 2001. 208 с.
2. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М., 1992.
3. Гончарова Н.М. Основные принципы помощи детям с церебральными спастическими параличами. М., 1992. 67 с.
4. Гросс И.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М.: Сов. спорт, 2000. 224 с.
5. Дерябина Г.И., Османов Э.М., Селитренникова ТА. Особенности физической реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы 3 Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2005. Ч. 1. С. 86-89.
Поступила в редакцию 26 сентября 2011 г.
Deryabina G.l. INDIVIDUAL APPROACH OF USING OF SIMULATOR EQUIPMENT TO CORRECTION OF PSYCHOSOMATIC STATUS OF CHILDREN WITH HARD FORM OF CEREBRAL PALSY
The main results of researching of individual approach of using of simulator equipment to correction of psychosomatic status of children with hard form of cerebral palsy are given in the article, it also contains methodic of knowledge, which is developed and tested experimentally. Analysis of efficiency of tested methodic let us to formulate practical recommendations. Results of researching can be recommended to instructors of adaptive Physical Culture and also for students of this speciality.
Key words: individual approach; simulator equipment; child's cerebral palsy.