Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ'

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный предмет «Физическая культура» / домашние задания / старшеклассники / самостоятельная учебная работа / электронные системы обучения / учебники / предметные линии / academic subject “Physical culture / ” homework / high school students / independent study / electronic learning systems / textbooks / subject lines

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виктор Павлович Лукьяненко, Наталья Владимировна Лукьяненко, Наталья Александровна Амбарцумян, Мурат Мухамедович Киржинов

Выявлена значительная роль учебных домашних заданий в повышении эффективности и качества общего образования в области физической культуры. Представлены данные, свидетельствующие о больших возможностях более широкого использования ресурсов электронных систем обучения (на примере образовательного сайта Российской электронной школы — РЭШ), учебно-методических комплексов (предметных линий) по дисциплине «Физическая культура» и специальной дополнительной литературы. Представленные в статье результаты исследований свидетельствуют о высокой эффективности самостоятельной домашней учебной работы обучающихся по физической культуре при условии тщательного отношения преподавателя к подбору и систематизации заданий, методически грамотной организации деятельности школьников по их выполнению, организации систематического контроля за качеством выполнения домашней работы. Результатами исследования доказано, что методически грамотная организация самостоятельной учебной деятельности по физической культуре на основе домашних заданий существенно повышает качество общего физкультурного образования. Это достигается благодаря увеличению количества старшеклассников, проявляющих искреннюю заинтересованность и готовность к качественному выполнению разноплановых домашних заданий по учебному предмету «Физическая культура» как с двигательной, так и с интеллектуальной, творческой видами направленности. Это, свою очередь, способствует эффективному формированию навыков самостоятельной физкультурноспортивной деятельности, внедрению в повседневную жизнь обучающихся систематических занятий физическими упражнениями и на этой основе существенному сокращению дефицита двигательной активности как важнейшего условия укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и двигательной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виктор Павлович Лукьяненко, Наталья Владимировна Лукьяненко, Наталья Александровна Амбарцумян, Мурат Мухамедович Киржинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND APPLICATION OF HOMEWORK SYSTEM IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN HIGH SCHOOL

This article highlights the crucial role of educational homework in enhancing the effectiveness and quality of general education in the field of physical culture. It presents data demonstrating the extensive potential for utilizing electronic learning systems (specifically, the educational website of the Russian electronic school — RES), educational and methodological complexes (subject lines), and special additional literature. The research findings presented within the article demonstrate the highly effective nature of independent home study work conducted by students in physical culture, provided that teachers are meticulous in selecting and organizing tasks, as well as ensuring systematic quality control of homework. These findings establish that a methodically competent approach to organizing independent educational activities in physical culture through homework significantly improves the overall quality of physical education. This improvement is achieved by fostering genuine interest and enthusiasm among high school students in completing diverse and highquality homework tasks related to the academic subject “Physical Culture,” which includes both physical and intellectual, as well as creative components. Consequently, this approach facilitates the development of independent physical culture and sports skills, the incorporation of regular physical exercise into students’ daily routines, and a substantial reduction in the deficiency of physical activity, which is a crucial factor in promoting good health and enhancing physical development and motor fitness levels.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК [796.011:373]:371.38 ББК 75.1:74.2 Р 17

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-77-82

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

(Рецензирована)

Виктор Павлович ЛУКЬЯНЕНКО

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия viktor246@mail.ru, https://orcid. огд/0000-0002-1817-6704

Наталья Владимировна ЛУКЬЯНЕНКО

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия uspehnatalja@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001 -5370-6195

Наталья Александровна АМБАРЦУМЯН

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Россия

natalia.ambartsumian@mail.ru, https://orcid. org/0009-0000-2645-9045 Мурат Мухамедович КИ РЖИ HOB

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик, Россия kirzhinov-077@mail.ru, https://orcid. org/0009-0008-0942-7998

Аннотация. Выявлена значительная роль учебных домашних заданий в повышении эффективности и качества общего образования в области физической культуры. Представлены данные, свидетельствующие о больших возможностях более широкого использования ресурсов электронных систем обучения (на примере образовательного сайта Российской электронной школы — РЭШ), учебно-методических комплексов (предметных линий) по дисциплине «Физическая культура» и специальной дополнительной литературы.

Представленные в статье результаты исследований свидетельствуют о высокой эффективности самостоятельной домашней учебной работы обучающихся по физической культуре при условии тщательного отношения преподавателя к подбору и систематизации заданий, методически грамотной организации деятельности школьников по их выполнению, организации систематического контроля за качеством выполнения домашней работы.

Результатами исследования доказано, что методически грамотная организация самостоятельной учебной деятельности по физической культуре на основе домашних заданий существенно повышает качество общего физкультурного образования. Это достигается благодаря увеличению количества старшеклассников, проявляющих искреннюю заинтересованность и готовность к качественному выполнению разноплановых домашних заданий по учебному предмету «Физическая культура» как с двигательной, так и с интеллектуальной, творческой видами направленности. Это, свою очередь, способствует эффективному формированию навыков самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, внедрению в повседневную жизнь обучающихся систематических занятий физическими упражнениями и на этой основе существенному сокращению дефицита двигательной активности как важнейшего условия укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и двигательной подготовленности.

Ключевые слова: учебный предмет «Физическая культура», домашние задания, старшеклассники, самостоятельная учебная работа, электронные системы обучения, учебники, предметные линии.

Для цитирования: Разработка и применение системы домашних заданий на уроках физической культуры в старших классах / В.П. Лукьяненко, Н.В. Лукьяненко, H.A. Амбарцумян [и др.]// Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. Вып. 4(328) 2023. С. 77-82. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-77-82.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

DEVELOPMENT AND APPLICATION OF HOMEWORK SYSTEM IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN HIGH SCHOOL

Viktor P. Luyanenko

North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia viktor246@mail.ru, https://orcid. org/0000-0002-1817-6704

Natalya V. Lukyanenko

North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia uspehnatalja@mail. ru, https://orcid. org/0000-0001 -5370-6195

Natalya A. Ambartsumyan

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russia natalia.ambartsumian@mail.ru, https://orcid. org/0009-0000-2645-9045

Murat M. Kirzhinov

Kabardino-BalkarianState University named after Kh. M. Berbekov, Nalchik, Russia kirzhinov-077@mail.ru, https://orcid.org/0009-0008-0942-7998

Abstract. This article highlights the crucial role of educational homework in enhancing the effectiveness and quality of general education in the field of physical culture. It presents data demonstrating the extensive potential for utilizing electronic learning systems (specifically, the educational website of the Russian electronic school — RES), educational and methodological complexes (subject lines), and special additional literature. The research findings presented within the article demonstrate the highly effective nature of independent home study work conducted by students in physical culture, provided that teachers are meticulous in selecting and organizing tasks, as well as ensuring systematic quality control of homework. These findings establish that a methodically competent approach to organizing independent educational activities in physical culture through homework significantly improves the overall quality of physical education. This improvement is achieved by fostering genuine interest and enthusiasm among high school students in completing diverse and high-quality homework tasks related to the academic subject "Physical Culture," which includes both physical and intellectual, as well as creative components. Consequently, this approach facilitates the development of independent physical culture and sports skills, the incorporation of regular physical exercise into students' daily routines, and a substantial reduction in the deficiency of physical activity, which is a crucial factor in promoting good health and enhancing physical development and motor fitness levels.

Keywords: academic subject "Physical culture," homework, high school students, independent study, electronic learning systems, textbooks, subject lines.

For citation: Lukyanenko V.P., Lukyanenko N.V., Ambartsumyan N.A. Development and application of homework system in physical education classes in high school // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: PedagogyandPsychology. 2023. Issue 4 (328) P. 77-82. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-77-82.

Актуальность исследования. В процессе изучения современного состояния проблемы домашних заданий в теории и практике учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе выявлено, что вопросы планирования содержания, контроля и оценки качества выполнения обучающимися домашней работы являются в настоящее время актуальными и требуют дальнейшей научно-методической разработки^-?]. Результаты многочисленных исследований являются свидетельством того, что в образовательном процессе по физической культуре система домашних заданий фактически отсутствует. Если они и задаются, то эпизодически, бессистемно.

Объект исследования — общеобразовательный процесс по физической культуре в старшей школе.

Предмет исследования — особенности разработки и применения системы домашних заданий на уроках физической культуры в старших классах.

Цель исследования: разработать систему домашних заданий по физической культуре для обучающихся старших классов и экспериментально обосновать их эффективность.

Задачи исследования:

1. Выявить роль и значение домашней работы в системе общего физкультурного образования.

2. Разработать систему домашних заданий по физической культуре для старшеклассников.

3. Экспериментально обосновать эффективность применения системы домашних заданий по физической культуре в старшей школе.

Методы исследования. В процессе исследования применялись следующие методы: беседа, опрос, анализ проблемной ситуации, сравнительный анализ.

Организация исследования. В соответствии с методическими рекомендациями по организации домашней учебной работы обучающихся общеобразовательных организаций домашние задания могут выполняться в форме письменных и устных, практических и творческих, проектных, исследовательских работ [8: 1].

Данные формы работы могут выполнять все обучающиеся вне зависимости от ограничений в занятиях физическими упражнениями по состоянию здоровья. Несмотря на это, необходима дифференциация, индивидуализация домашних заданий на основе учета интересов, возможностей, способностей, уровня физической подготовленности и состояния здоровья школьников. Это позволит обучающимся организовывать самостоятельную познавательную и двигательную деятельность более эффективно, с учётом особенностей и возможностей своего организма[2].

По сравнению с младшими классами в основной и средней школе задаваемые для самостоятельного выполнения упражнения должны усложняться и по форме, и по нагрузке.

Особое внимание на уровне среднего общего образования (10-11 классы) должно быть уделено тому, чтобы домашние задания были спланированы в соответствии с уровнем физической подготовленности обучающихся. Практически каждый занимающийся может получить индивидуальное задание.

Особое внимание дифференциации домашних заданий по физической культуре уделено в исследованиях Я.В. Степановой (1999). В качестве наиболее удобной формы заданий автор предлагает использовать учебные карточки, которые позволяют напрямую обращаться к обучающемуся [6].

Выполнение двигательных домашних заданий по физической культуре может быть рекомендовано с музыкальным инвентарем, с использованием дополнительного инвентаря и оборудования (скакалки, роликовые массажеры, мячи, гантели, гимнастические палки, коврики для упражнений сидя и лёжа и пр.).

Необходимо стремиться к обеспечению взаимосвязи между содержанием урока, на котором обучающимся было дано домашнее задание с содержанием следующего урока. В свою очередь, содержание следующего урока должно быть связано с содержанием предыдущего и домашним заданием. При этом содержание домашних заданий может не быть единым для всех, но они должны быть обязательными, как неотъемлемый элемент единого образовательного процесса.

В процессе организованного нами исследования (на базе одной из школ Ставропольского края) домашние задания задавались обучающимся 10-х классов один-два раза в неделю (при 3-х разовых занятиях). Широко использовались ресурсы электронных средств обучения (образовательные сайты), учебник по физической культуре и специальная литература.

Для домашних заданий по физической культуре, основанных на обращении к образовательным ресурсам, мы использовали сайт Российской электронной школы (далее — РЭШ).

Обучающимся экспериментальной группы (далее ЭГ) было рекомендовано к самостоятельному изучению содержание 15 тем, которые находятся в свободном доступе при регистрации на сайте РЭШ в разделе для обучающихся 10-х классов [9].

По нашему мнению, при планировании содержания домашних заданий по физической культуре учителям необходимо учитывать интересы обучающихся и их потребность в использовании Интернет-ресурсов, взаимодействия в социальных сетях с одноклассниками и друзьями. Следует также активно привлекать обучающихся к использованию учебников по физической культуре и специальной литературы.

В процессе исследования выявлено, что ни в школе, ни у обучающихся ЭГ нет учебников по физической культуре. Поэтому для выполнения учебных заданий обучающимся было рекомендовано использовать электронную версию учебника для 10-11 классов 2019 года выпуска под редакцией В.И. Ляха [10].

Обучающимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья и ограничения в посещении учебных занятий, были рекомендованы к разучиванию (в процессе занятия) и выполнению (в домашних условиях) специальные комплексы упражнений из различной учебно-методической литературы по физической культуре.

По нашему мнению, для достижения основных целей и задач физкультурного образования школьников преподавателям необходимо тщательно продумывать содержание, структуру домашних заданий; подбирать наиболее рациональные средства, формы и методы организации самостоятельной деятельности школьников при выполнении ими учебных заданий в домашних условиях; а также способов контроля и оценки. В этой связи одним из ведущих принципов разработки и применения системы домашних заданий по физической культуре является, по нашему мнению, принцип рациональности образовательного процесса.

Не менее важным является выстраивание системы домашних заданий с опорой на принципы обучения от простого к сложному, последовательности, систематичности и взаимосвязи содержания, цели, задач, способов контроля с учётом возможностей, способностей и интересов обучающихся. В данном случае необходимо разрабатывать и применять систему домашних заданий с опорой на принцип преемственности образовательного процесса.

Таким образом, разработка и применение экспериментальной системы домашних заданий по физической культуре осуществлялись на основе соблюдения принципов рациональности и преемственности образовательного процесса.

Результаты исследования. В начале исследования выявлено, что на необходимость домашних заданий по физической культуре указывают лишь 15% старшеклассников. Большинство обучающихся (65%) ответили, что они им не нужны, 20% испытали затруднение в ответе на этот вопрос.

На заключительном этапе исследования 62% обучающихся ЭГ указали на необходимость домашних заданий по физической культуре. Охотно выполняли задания — 47% обучающихся ЭГ, не всегда с желанием — 37%. С нежеланием к выполнению домашних заданий по физической культуре относились 16% старшеклассников.

В процессе наблюдения было выявлено, что около 30% обучающихся ЭГ систематически выполняли домашние задания, размещённые на сайте РЭШ. Постепенно их число увеличивалось. Это зависело оттого, насколько интересной для них была та или иная тема домашних заданий.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что старшеклассники готовы с интересом выполнять следующие домашние задания по физической культуре:

— двигательной направленности: отжимание, приседание, бег, прыжки через скакалку, бёрпи, утреннюю гимнастику, переворот боком, упражнения и задания на спортивных площадках;

— интеллектуальной направленности: доклады об особенностях индивидуального нормирования физических нагрузок, тесты по теоретическому материалу того или иного изучаемого раздела;

— творческой направленности: разработку новых или усложнённых упражнений, создание проектов о любимом виде спорта и др.

Всё это свидетельствует о том, что обучающиеся ЭГ стали проявлять искреннюю заинтересованность в выполнении домашних заданий по физической культуре. В свою очередь, это поспособствовало увеличению числа школьников, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями. Полагаем, что в ЭГ произошло повышение уровня образованности школьников в области физической культуры. Всё это может послужить основанием для проведения отдельных исследований, связанных с проблемой разработки и применения домашних заданий в общеобразовательном процессе по физической культуре.

Выводы:

1. Для эффективности использования потенциальных возможностей домашней учебной работы занимающихся преподавателю необходимо умело планировать её содержание, подбирать и систематизировать задания, методически грамотно организовывать самостоятельную деятельность обучающихся, осуществлять систематический контроль за качеством и результатами их работы. Не менее важным является обеспечение взаимосвязи домашних заданий с содержанием программного материла по учебному предмету, а также с внеурочной деятельностью (физкультурно-оздоровительными и спортивно-массовыми мероприятиями).

2. Для повышения эффективности выполнения старшеклассниками домашней работы по физической культуре необходимо, чтобы задания были разработаны с учётом:

— рекомендаций об общей продолжительности времени, затрачиваемого школьниками на выполнение домашних заданий по всем учебным предметам;

— потребностей школьников в использовании Интернет-ресурсов, в связи с чем рекомендовано более широкое использование ресурсов электронных средств обучения (ЭСО) наряду с учебником по физической культуре и специальной литературой;

— методических рекомендаций, регламентирующих время учебной работы школьников с использованием ЭСО;

— дифференциации учебных домашних заданий в зависимости от интересов, возможностей, способностей, уровня физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся;

— принципов рациональности и преемственности при разработке и применении системы домашних заданий на уроках физической культуры.

3. Результаты проведённого нами исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время возможности для разнообразия домашних заданий по физической культуре могут быть существенно расширены не только благодаря полноценному учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по физической культуре, наличия разноплановой, полезной информации на специализированных образовательных порталах, но и благодаря активно строящимся и пользующимся большой популярностью дворовым площадкам. Это требует особого внимания к формированию у обучающихся прочных практико-методических знаний и обеспечению безопасности их самостоятельной работы.

Примечания:

1. Карачевцева А.Н., Шевченко О.В. Значение домашних заданий на уроках физической

культуры // Вестник научных конференций. 2016. №4-1(8). С. 56-57.

2. Лукьяненко В.П., Лукьяненко Н.В. Формирование познавательной активности в процессе общего физкультурного образования: монография. М.: Советский спорт, 2022. 273 с.

3. Муханова Н.В. Педагогические условия формирования познавательной активности учащихся в процессе общего образования в области физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.04. Ставрополь, 2018. 218 с.

4. Нагорнов И.В. Домашние задания по физической культуре: учеб.-практ. пособие. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. 123 с.

5. Рогозина Т.В. Система домашних заданий как фактор обеспечения качества образовательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2011. 25 с.

6. Степанова Л.В. Развитие творческой самостоятельности учащихся 5-6 классов в процессе домашней учебной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 1999. 18 с.

7. Чайцев В.Г., Пронина И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: практ. пособие. М.: АРКТИ, 2007. 128 с.

8. Методические рекомендации по организации домашней учебной работы обучающихся общеобразовательных организаций // Единое содержание общего образования.URL: https:// edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/metodicheskie-rekomendaczii-po-organizaczii-domashnej-uchebnoj-raboty-obuchayushhihsya-obshheobrazovatelnyh-organizaczij.pdf (дата обращения: 15.11.2023).

9. Российская электронная школа.URL: https://resh.edu.ru/ (дата обращения: 09.11.2023). 10 .Лях В.И. Физическая культура: 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций:

базовый уровень. 6-е изд. М.: Просвещение, 2019. 255 c.URL: https://fkl2.ru/books/fizicheskaya-kultura-10-ll-klassy-lyah?ysclid=lorbr9uxcm763337812 (дата обращения: 09.11.2023).

References:

1. Karachevtseva A.N., Shevchenko O.V. The importance of homework in physical education lessons // Bulletin of scientific conferences, 2016. No. 4-1 (8). P. 56-57.

2. Lukyanenko V.P., Lukyanenko N.V. Formation of cognitive activity in the process of general physical education: monograph. M.: Soviet sport, 2022. 273 pp.

3. Mukhanova N.V. Pedagogical conditions for the formation of cognitive activity of students in the process of general education in the field of physical culture: Diss, for Candidate of Pedagogy degree: 13.00.01, 13.00.04. Stavropol, 2018. 218 pp.

4. Nagornov I.V. Homework on physical culture: an educational and practical guide. Chelyabinsk: Publishing house of South Ural State Human. Ped. University, 2020. 123 pp.

5. Rogozina T.V. The homework system as a factor in ensuring the quality of the educational process: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.01. SPb., 2011. 25 pp.

6. Stepanova L.V. Development of creative independence of students of grades 5-6 in the process of home study work: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.01. Yakutsk, 1999. 18 pp.

7. Chaytsev V.G., Pronina I.V. New technologies of physical education of schoolchildren: a practical guide. M.: ARKTI, 2007. 128 pp.

8. Methodological recommendations for the organization of home study work of students of general education organizations// Unified content of general education. [Electronic resource]: https://edsoo. ru/wp-content/uploads/2023/08/metodicheskie-rekomendaczii-po-organizaczii-domashnej-uchebnoj-raboty-obuchayushhihsya-obshheobrazovatelnyh-organizaczij.pdf (access date: 15.11.2023).

9. Russian electronic school. [Electronic resource]: https://resh.edu.ru / (access date: 09.11.2023).

10. Lyakh V.I. Physical culture: Grades 10-11: a textbook for general education organizations: basic level. 6th ed. M.: Prosveshchenie, 2019. 255 pp. [Electronic resource]: https://fkl2.ru/books/ fizicheskaya-kultura-10-ll-klassy-lyah ?ysclid=lorbr9uxcm763337812 (access date: 09.11.2023).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 20.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 20.11.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

©Лукьяненко В.П, Лукьяненко H.B., Амбарцумян H.A., Киржинов М.М., 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.