Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КАЧЕСТВО / МОНИТОРИНГ / МЕТОДИКА / ЗНАНИЯ / ШКОЛА / ПРОБЛЕМЫ / СИСТЕМА / PHYSICAL CULTURE / QUALITY / MONITORING / METHODOLOGY / KNOWLEDGE / SCHOOL / PROBLEMS / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Элипханов Салман Байсултанович, Паскаев Адлан Сайцельевич, Гайсумова Лиза Джунаидовна, Ахмедов Беслан Сулимович, Ахмадов Усман Бахчиевич

В обзорно-аналитической статье поднята проблема качества преподавания физической культуры в общеобразовательной школе. Целью исследования явилось определение состояния преподавания физической культуры для принятия управленческих решений по улучшению. Мониторинг проводился в 17 муниципальных образованиях Чеченской Республики. Было охвачено 180 школ и подвергнуто анализу 194 урока. Перед мониторингом стояли задачи: выявление обеспеченности кадрами, материально-технической базой, учебниками и спортивным инвентарем, определение уровня теоретических знаний, двигательных умений и навыков учеников и учителей физической культуры, организация и методика преподавания физической культуры в общеобразовательной школе. В результате проведения мониторинга были выявлены основные проблемы преподавания физической культуры в регионе: слабая обеспеченность учителями (с физкультурным образованием), слабые знания программных материалов и методики преподавания и учителей, несоответствие школьной программе преподаваемых дисциплин, не использование домашних заданий, слабый уровень процесса преподавания в начальных классах и необъективность выставления оценок, слабая обеспеченность материально-технической базой и спортивным инвентарем, слабая работа районных методических объединений и непрестижность профессии учителя физической культуры. При системном приложении усилий государства, создания педагогических условий, осознания важности физической культуры обществом, возможны изменения ситуации в положительную сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Элипханов Салман Байсултанович, Паскаев Адлан Сайцельевич, Гайсумова Лиза Джунаидовна, Ахмедов Беслан Сулимович, Ахмадов Усман Бахчиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING PHYSICAL CULTURE IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE CHECHEN REPUBLIC

The review and analytical article raise the problem of the quality of teaching physical education in the comprehensive school. The aim of the study was to determine the state of teaching physical education for making management decisions for improvement. Monitoring was carried out in 17 municipalities of the Chechen Republic, 180 schools were covered and 194 lessons were analyzed. The monitoring tasks were: identifying the availability of personnel, material and technical base, textbooks and sports equipment, determining the level of theoretical knowledge, motor skills of students and physical education teachers, organization and methods of teaching physical education in the comprehensive school. As a result of the monitoring, the main problems of teaching physical education in the region were identified: the poor provision of teachers (with physical education), poor knowledge of the program materials and teaching methods and teachers, inadequacy of the school curriculum of taught disciplines, lack of use of homework, weak level of the teaching process in primary classes and bias of grades, poor provision of material and technical base and sports equipment, weak work of regional methodological associations and the prestige of the profession of the teacher of physical education. With the systematic application of state efforts, the creation of the pedagogical conditions, the recognition of the importance of physical culture by society, changes in the situation are possible in the positive direction.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Контактная информация: niideu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2020

УДК 796.011.1

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор, Адлан Сайцельевич Паскаев, почётный работник общего образования Российской федерации, аспирант, Лиза Джунаидовна Гайсумова, кандидат экономических наук, доцент, Беслан Сулимович Ахмедов, старший преподаватель, Усман Бахчиевич Ахмадов, старший преподаватель, Чеченский государственный педагогический университет,

г. Грозный

Аннотация

В обзорно-аналитической статье поднята проблема качества преподавания физической культуры в общеобразовательной школе. Целью исследования явилось определение состояния преподавания физической культуры для принятия управленческих решений по улучшению. Мониторинг проводился в 17 муниципальных образованиях Чеченской Республики. Было охвачено 180 школ и подвергнуто анализу 194 урока. Перед мониторингом стояли задачи: выявление обеспеченности кадрами, материально-технической базой, учебниками и спортивным инвентарем, определение уровня теоретических знаний, двигательных умений и навыков учеников и учителей физической культуры, организация и методика преподавания физической культуры в общеобразовательной школе. В результате проведения мониторинга были выявлены основные проблемы преподавания физической культуры в регионе: слабая обеспеченность учителями (с физкультурным образованием), слабые знания программных материалов и методики преподавания и учителей, несоответствие школьной программе преподаваемых дисциплин, не использование домашних заданий, слабый уровень процесса преподавания в начальных классах и необъективность выставления оценок, слабая обеспеченность материально-технической базой и спортивным инвентарем, слабая работа районных методических объединений и непрестижность профессии учителя физической культуры. При системном приложении усилий государства, создания педагогических условий, осознания важности физической культуры обществом, возможны изменения ситуации в положительную сторону.

Ключевые слова: физическая культура, качество, мониторинг, методика, знания, школа, проблемы, система.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p424-428

FEATURES OF TEACHING PHYSICAL CULTURE IN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE CHECHEN REPUBLIC

Salman Baysultanovich Elipkhanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Adlan Saitselievich Paskaev, the Honorary worker of general education of the Russian Federation, post-graduate student, Lisa Dzhunaidovna Gaisumova, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Beslan Sulimovich Akhmedov, the senior teacher, Usman Bakhchievich Akhmadov, the senior teacher, Chechen State Pedagogical University, Grozny

Abstract

The review and analytical article raise the problem of the quality of teaching physical education in the comprehensive school. The aim of the study was to determine the state of teaching physical education for making management decisions for improvement. Monitoring was carried out in 17 municipalities of the Chechen Republic, 180 schools were covered and 194 lessons were analyzed. The monitoring tasks were: identifying the availability of personnel, material and technical base, textbooks and sports equipment, determining the level of theoretical knowledge, motor skills of students and physical education

teachers, organization and methods of teaching physical education in the comprehensive school. As a result of the monitoring, the main problems of teaching physical education in the region were identified: the poor provision of teachers (with physical education), poor knowledge of the program materials and teaching methods and teachers, inadequacy of the school curriculum of taught disciplines, lack of use of homework, weak level of the teaching process in primary classes and bias of grades, poor provision of material and technical base and sports equipment, weak work of regional methodological associations and the prestige of the profession of the teacher of physical education. With the systematic application of state efforts, the creation of the pedagogical conditions, the recognition of the importance of physical culture by society, changes in the situation are possible in the positive direction.

Keywords: physical culture, quality, monitoring, methodology, knowledge, school, problems, system.

ВВЕДЕНИЕ

Преподавание физической культуры в школе требует пристального внимания, так как здоровье молодежи является основой стратегического и экономического развития страны. В этой связи является актуальным мониторинг качества знаний, двигательных умений и навыков физической культуры. Мониторинг — это целенаправленное системное наблюдение за процессами, для оценки состояния и прогнозов развития, а также совокупность методов, позволяющих получать, регистрировать и анализировать на протяжении длительного времени.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ

Целью исследования явилось определение состояния и качества преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях для дальнейшего улучшения и принятия управленческих решений.

Перед мониторингом стояли задачи исследования:

1. Уровня знаний нормативно-правовой базы и проведение занятий в соответствии с школьной программой учителями физической культуры.

2. Обеспеченности учебниками школ и уровня теоретических знаний учащихся.

3. Качества оценивания знаний и использование домашних заданий на уроках физической культуры.

4. Организации и преподавания физической культуры в начальных классах.

5. Методики преподавания и определение уровня двигательных умений и навыков учащихся.

В целях определения качества преподавания физической культуры в общеобразовательных организациях, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Чеченской Республики и утвержденным графиком посещения уроков физической культуры, с привлечением специалистов ЧИПКРО и ЧГПУ, совместно с членами Ассоциации специалистов физического воспитания был проведен мониторинг состояния преподавания предмета «Физическая культура». Мониторингом были охвачены 17 муниципальных образований Чеченской Республики, 180 школ (государственные и муниципальные образовательные организации) и подвергнуты анализу 194 урока.

В результате проведения мониторинга качества преподавания физической культуры и анализа системных проблем его организации в школах Чеченской Республики было выявлено:

- в 2018 учебном году в 466 общеобразовательных организациях преподавали 933 учителя физической культуры, без физкультурного образования более 61%. Это 560 учителя, из которых 41 работают, имея среднее общее образование, а остальные имеют высшее или среднее не физкультурное образование;

- в 2019 учебном году в 479 общеобразовательных организациях работу по физическому воспитанию осуществляли 950 учителей физической культуры, не имеющих физкультурного образования (51%), наметилась тенденция улучшения ситуации.

ОБСУЖДЕНИЕ И АНАЛИЗ

Мониторинг качества преподавания уроков физической культуры показал, что более 88% учителей не знают содержание федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а 82% учителей физической культуры затрудняются перечислить структуру рабочей программы. Что же касается других нормативно-правовых документов, касающихся преподавания данного предмета, в том числе и локальных актов образовательной организации - затрудняются в ответах. Актуальна она и для администрации школ, которые отдали данные вопросы на усмотрение самих учителей физической культуры, несправедливо считая, что по предмету «Физическая культура» существуют какие-то отдельные специфичные нормативно-правовые документы и их знание и использование в практике - исключительно прерогатива самих учителей физической культуры.

Практически ни в одной общеобразовательной организации учащимися не используется учебники по физической культуре и дистанционный доступ к электронным изданиям. Несмотря на то, что есть огромный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общеобразовательных организациях по физической культуре. Это при том, что необходимые знания и представления о физической культуре, здоровом образе жизни, основах гигиенических правил и безопасного поведения можно получать из учебника по физической культуре. Ценность учебника заключается в том, что он на основе многочисленных иллюстраций и доступного текста знакомит учащихся с азами физической культуры, здорового образа жизни, основными упражнениями, входящими в программу по физической культуре, и помогает решать задачи, заложенные ФГОС.

Учителя физической культуры практически не используют домашние задания для достижения учебных целей физической культуры, хотя ежедневные занятия физическими упражнениями в форме домашних заданий дополняют уроки, что особенно важно для учащихся, имеющих слабое физическое развитие. Выполняя их систематически, школьники приучаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые постепенно становятся повседневной потребностью. Данная проблема тесно взаимосвязана с вышеуказанной проблемой неиспользования учебников.

В республике процесс преподавания физической культуры в начальных классах налажен очень слабо. Только в 15-20 общеобразовательных учреждениях (в основном это гимназии и лицеи) из 475 проводятся полноценные уроки физической культуры в начальной школе. Эта проблема связана прежде всего с тем, что учителя начальных классов не хотят и (или) не могут преподавать данный предмет. Из 102 часов годовой программы по физической культуре в основном лишь несколько уроков проводятся в сентябре и (или) в мае на свежем воздухе - и чаще всего на этих занятиях играют в известные однотипные подвижные игры, без соблюдения элементарных требований к спортивной форме. Остальные часы в лучшем случае отводятся для дополнительных занятий по другим предметам.

Приоритет в школьной программе по физической культуре отдается футболу, мини-футболу, волейболу и баскетболу. Футбол, мини-футбол считаются любимыми и самыми распространенными играми школьников. Практически во всех школах республики развивается и волейбол, чуть меньше культивируется баскетбол. Рекомендуется в процессе занятий давать теоретические знания в этих играх, так как при проведении практических занятий не всегда уделяют должное внимание теоретической части. Вследствие чего у учащихся возникают пробелы в элементарных знаниях правил игр.

Элементы легкой атлетики в основном изучаются лишь на стадии ознакомления. Это происходит ввиду отсутствия квалифицированных специалистов по легкой атлетике и определенных легкоатлетических традиций. Такую ситуацию трудно будет переломить без внедрения в школы квалифицированных специалистов по данному виду спорта.

Слабо используется потенциал и многообразие подвижных игр. Подвижные игры являются незаменимым средством физического и умственного воспитания детей младшего школьного возраста. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, охватывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание и ловлю, упражнения с предметами — и потому являются самым универсальным средством физического воспитания детей. Подвижные игры также помогают сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, правильной оценке поступков других.

Необъективное оценивание уровня теоретических знаний, двигательных умений и практических навыков у школьников выявлена в ходе мониторинга качества преподавания уроков физической культуры. В школах отсутствует разработанная и утвержденная система оценки уровня теоретической и физической подготовленности обучающихся.

Очень слабо культивируются гимнастика и акробатика. Ввиду отсутствия квалифицированных специалистов по гимнастике, ее изучение в основном ведется на стадии ознакомления. Есть востребованность в школах квалифицированных специалистов по эти видам спорта.

Проблема со спортивными залами, оборудованием и инвентарем, несмотря на большую работу по строительству и переоснащению школ, остается актуальной. Спортивный зал в основном в школах один, а классов много, и при трехчасовой недельной программе не всем классам удается проводить уроки в спортивном зале.

Выявлена слабая работа школьных методических объединений и районных методических служб. Отсутствие соответствующей регламентируемой работы методических объединений учителей физической культуры школ и на уровне муниципальных органов управления образованием сильно снижает эффективность работы в данном направлении. В общеобразовательных организациях республики нет принятых и утвержденных положений о проведении уроков физической культуры.

Второстепенное отношение со стороны родителей, коллег — других учителей приводит к тому, что учитель физической культуры на фоне общего попустительства привыкает к такому неадекватному отношению к жизненно важному предмету и теряет осознание значимости предмета «Физическая культура».

Анализируя результаты проведения мониторинга в общеобразовательных школах республики, можно говорить о системных проблемах предметной области «Физическая культура». За рамками мониторинга физической культуры остались профессиональные образовательные учреждения. Ситуация была бы более достоверной при охвате всех образовательных учреждений. Престижность и привлекательность школы определяется возможностями организации физической культуры, спортивно-массовой, оздоровительно-физкультурной работы. Директора школ жалуются на слабые кадры по физической культуре, хотя сами начиная с 9-го класса не занимаются целенаправленной, системной и последовательной работой по нацеленности учеников на дальнейшую работу в школе в качестве учителя.

В школах, где учитель любит свою работу, уважает свой труд и профессионально относится к своей деятельности, обстановка выглядит лучше.

ВЫВОДЫ

Проведя анализ проделанной работы, эксперты пришли к следующим выводам о необходимости:

- повышения квалификации и переподготовки учителей физической культуры;

- серьезного сдвига в сознании общества важности физической культуры, особенно в детском возрасте;

- объединения усилий в научно-методическом, учебном обеспечении общеобразовательных организаций;

- активизации работы школьных и районных методических объединений;

- повышения персональной ответственности учителя и директора школы;

- улучшения материально-технической и спортивной базы школ и обеспечения спортивным инвентарем;

- поднятия престижности профессии учителя физической культуры: зарплаты, статуса в обществе, социальных гарантий.

Возможность улучшения ситуации и качества преподавания физической культуры в школе видится при системном решении вышеперечисленных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусев, А. А. Развитие силовых способностей юношей на уроках физической культуры в общеобразовательной школе / А.А. Гусев // Омский научный вестник. - 2008. - № 6 (74). - С. 141-145.

2. Елагина, А.А. Методы совершенствования физической подготовки старшеклассников путём внедрения в тренировочный процесс занятий по эстетической гимнастике / А.А. Елагина // Современные тенденции развития системы образования. - 2018. - № 5. - С. 33-36.

3. Каинов, А.Н. Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - Москва : Учитель, 2019. - 169 с.

4. Лукьяненко, В.П. Комплексное развитие физических качеств как основа укрепления здоровья школьников / В.П. Лукьяненко, М.В. Краморова, Н.В. Муханова // Вестник СевероКавказского федерального университета. - 2018. - № 2 (65). - С. 178-184.

5. Мяшин, Г.Ю. Исследование особенностей физической подготовки, направленной на развитие "ведущих" двигательных качеств старшеклассников / Г.Ю. Мяшин // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни : материалы Международной научно-практической конференции. - Грозный, 2015. - С. 219-224.

6. Ревенко, Е.М. Мотивация обучающихся к двигательной активности в условиях различной организации физического воспитания / Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Образование и наука. -2018. - № 8. - С. 112-128.

REFERENCES

1. Gusev, A.A. (2008), "The development of power abilities of young men at physical education lessons in a comprehensive school", Omsk Scientific Bulletin, No. 6 (74), pp. 141-145.

2. Elagina, A.A. (2018), "Methods for improving the physical preparation of high school students by introducing aesthetic gymnastics into the training process", Modern trends in the development of the education system, No. 5, pp. 33-36.

3. Kainov, A.N. and Kuryerova, G.I. (2019), Physical Culture. Grades 1-11: a comprehensive program ofphysical education for students of V.I. Lyakh, A.A. Zdanevich, Teacher, Moscow.

4. Lukyanenko, V.P., Kramorova, M.V. and Mukhanova N.V. (2018), "Integrated development of physical qualities as a basis for improving the health of students", Bulletin of the North Caucasian Federal University, No 2 (65), pp. 178-184.

5. Myashin, G.Yu. (2015), "The study of the features of physical training aimed at the development of the "leading" motor qualities of high school students", Physical culture and sports in the modern world: the social role and promotion of a healthy lifestyle: materials of the International scientific and practical conference, Grozny, pp. 219-224.

6. Revenko, E.M. and Salnikov, V.A. (2018), "Motivation of students to physical activity in the conditions of various organization of physical education", Education and science, No. 8, pp. 112-128.

Контактная информация: sbelphnv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.