Научная статья на тему 'К вопросу: проблемы современного урока физической культуры в системе среднего общего образования'

К вопросу: проблемы современного урока физической культуры в системе среднего общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / САМОВОСПИТАНИЕ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОТРЕБНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич, Мануковская Татьяна Евгеньевна, Ткачева Надежда Николаевна

Представлен анализ деятельности учителя физической культуры и оценка уровня физической культуры учащихся общеобразовательных школ с целью выявления проблем качества преподавания предмета физическая культура в рамках реализации ФГОС. В процессе работы был выявлен ряд недостатков школьной системы физического воспитания в целом и отдельно предмета физическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич, Мануковская Татьяна Евгеньевна, Ткачева Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question: problems of modern lesson of physical culture in the system of secondary general education

The analysis of the pedagogical activity of the teacher of physical culture and the assessment of the level of physical culture of students in general education schools were conducted in order to identify problems of the quality of education in physical education classes as part of the FGOS. In the process of work, the following results of the school system of physical education were identified.

Текст научной работы на тему «К вопросу: проблемы современного урока физической культуры в системе среднего общего образования»

6. Shutova, T.N., Veprikov, D.V., Vetericyn, O.V., Bodrov, I.M. Krylova, G.S., Kokorev, D.A., Burov, A.G., Mamonova, A.V. and Gadjiev, D.M. (2017), Physical culture Fitness: study guide, Moscow.

Контактная информация: Rostevanov.AG@rea.ru

Статья поступила в редакцию 27.01.2019

УДК 378.147

К ВОПРОСУ: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Андрей Сергеевич Королев, преподаватель, Татьяна Евгеньевна Мануковская, старший преподаватель, Надежда Николаевна Ткачева, старший преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ)

Аннотация

Представлен анализ деятельности учителя физической культуры и оценка уровня физической культуры учащихся общеобразовательных школ с целью выявления проблем качества преподавания предмета физическая культура в рамках реализации ФГОС. В процессе работы был выявлен ряд недостатков школьной системы физического воспитания в целом и отдельно предмета физическая культура.

Ключевые слова: ФГОС, школьная система, мотивация, здоровый образ жизни, самовоспитание, урок физической культуры, потребность, качество образования.

TO THE QUESTION: PROBLEMS OF MODERN LESSON OF PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF SECONDARY GENERAL EDUCATION

Andrey Sergeevich Korolev, the teacher, Tatyana Evgenievna Manukovskaya, the senior teacher, Nadezhda Nikolaevna Tkacheva, the senior teacher, Voronezh State Pedagogical University

Annotation

The analysis of the pedagogical activity of the teacher of physical culture and the assessment of the level of physical culture of students in general education schools were conducted in order to identify problems of the quality of education in physical education classes as part of the FGOS. In the process of work, the following results of the school system of physical education were identified.

Keywords: FGOS, school system, motivation, healthy lifestyle, self-education, physical education lesson, need, quality of education.

ВВЕДЕНИЕ

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в системе среднего общего образования требует от педагогов поиска новых, нестандартных подходов к проведению урока, к планированию учебного материала и самостоятельной работы учащихся, а от администрации школы - к организации учебно-воспитательного процесса, контролю качества образования. Возникшие проблемы в реализации ФГОС не обошли стороной и деятельность учителей Воронежской области по дисциплине «Физическая культура». Малоизученные результаты влияния на качество образования от внедрения ФГОС в систему среднего общего образования, а также недостаточные исследования в области решения возникающих проблем с реализацией ФГОС и поиск средств, методов, форм и технологий в успешном выполнении требований ФГОС и обусловливает актуальность такого рода исследований.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На современном этапе развития образования преподавание предмета «Физическая культура» вызывает много вопросов. Обостряют ситуацию содержание не так давно

вступивших в силу федеральных государственных образовательных стандартов. Данное обстоятельство, очевидно, выявляется при мониторинге реального положения дел с преподаванием физической культуры в школах Воронежа и соотнесением его с публикациями в научной и научно-методической литературе.

Итак, попробуем выявить с нашей точки зрения слабые звенья существующей школьной системы физического воспитания в ходе реализации ФГОС. Специалисты обращают внимание на проблемы функционирования данной системы:

1. Негативная статистика ухудшения состояния здоровья школьников, начиная с первого класса, имеющая тенденцию к росту количества заболеваний при переходе из класса в класс. Помимо указанного, настороженность вызывает тот факт, что именно в процессе обучения многие школьники приобретают хронические заболевания. Сведения школьных медицинских кабинетов достоверно подтверждают сказанное.

2. Отсутствие стремления детей школьного возраста к самостоятельной организации собственных занятий физической культурой. Регулярные занятия спортом и физической культурой практикуют лишь маленький процент обучающихся, молодые люди не признают важности систематических занятий физическими упражнениями и тем более по собственной инициативе. Не последнюю роль в формировании такой статистики является замещение ценностных приоритетов молодежи: юноши и девушки предпочитают вредные привычки здоровому образу жизни. Подавляющее большинство школьников не выполняют минимальную ежедневную физическую нагрузку в виде утренней гимнастики. Закаливание как способ профилактики разного рода заболеваний и поддержания физической формы организма все чаще игнорируется вовсе.

3. Низкий уровень заинтересованности школьников в уроках физической культуры, причем вместе с взрослением обучающихся, переходом их из класса в класс ситуация усугубляется, и в старших классах отмечается пассивность, нежелание заниматься, игнорирование уроков физической культуры. С целью определения субъективного отношения школьников к урокам физической культуры был проведен опрос обучающихся. Он выявил, что более половины школьников (62%) все же считают физкультуру необходимой в школе, однако ее значение для них сводится к разрядке от умственного напряжения на других уроках (22%) или способу времяпрепровождения (36%), в рамках которого нормативы кажутся неуместными. Лишь (11%) опрошенных признались, что после уроков физической культуры чувствуют себя в лучшей форме, собранными и взбодрившимися. Не может не вызывать опасений тот факт, что (42%) обучающихся, принявших участие в опросе, высказали сомнения в необходимости предмета физической культуры в перечне школьных предметов.

4. Несоответствие содержания учебных занятий методическим предписаниям ориентации на процесс физического самовоспитания. Уроки физической культуры должны формировать у обучающихся определенные навыки и умения, для того чтобы можно было их использовать в самостоятельных занятиях спортом. Однако на практике полученные школьниками знания по физической культуре представляют собой сведения агитационной, гигиенической и просветительской направленности, причем зачастую полученная школьниками информация о физической культуре не является актуальной для них и не вызывает интереса [1]. Кроме того, когнитивный компонент дисциплины «Физическая культура» зачастую и вовсе игнорируется в образовательных учреждениях. Однако согласно программе, рекомендованной Минобрнауки РФ под редакцией А.П. Матвеева (2012) на уроках физкультуры обучающиеся должны получить информацию об истории физической культуры, ее состоянии в современном обществе, изучить ее базовые понятия, термины и определения, определить значимость физической культуры для развития человека [2]. За время школьного обучения дети должны посетить 47 учебных аудиторных занятий теоретического содержания, результатом чего должно стать развитие их самостоятельной физкультурной активности.

5. Несоответствие программных требований по дисциплине «Физическая культура» материально-техническим возможностям образовательного учреждения: отсутствие инвентаря и оборудования для занятий гимнастикой, лыжной подготовкой и т.д. Следствием этого становится отказ образовательного учреждения от реализации таких разделов физической культуры, как «Гимнастика с основами акробатики», «Лыжная подготовка».

Преподавание физической культуры в общеобразовательной школе - актуальный объект для наблюдений и практических изысканий. В этой связи нами было проведено анкетирование учителей, работающих в школах, на предмет выявления их отношения к современному состоянию профессии. Итоги его оказались неутешительными: большинство педагогов физической культуры не осознают, что являются проводниками принципов государственной системы образования и тем более федеральных государственных образовательных стандартов, нуждающихся в практическом переосмыслении и переложении на школьную почву в функционально-эффективном виде. Задача учителя физкультуры - сделать урок полезным с точки зрения физического развития, и в то же время привлекательным, интересным для учеников. Однако на практике получается совсем наоборот: формальное соблюдение требований ФГОСов приводит к катастрофическому падению качества физического образования и влечет за собой формирование соответствующего отношения к предмету у обучающихся: нежелание выполнять даже минимальные требования учителя, отсутствие мотивации в физическом развитии, стремление избежать занятий, «пересидев» их на скамейке или любым другим доступным способом. Итогом становится в целом безразличное, а чаще негативное отношение подрастающего поколения к вопросам физической культуры и воспитания себя как всесторонне развитой, в том числе и физически, личности.

Мы полагаем, что это происходит по ряду причин. Среди них можно назвать следующие.

Во-первых, отсутствие положительной мотивации учителей на отношение к предмету; буквальное трактование педагогами-практиками требований ФГОСов; нежелание ими проявлять инициативу в расширении сферы деятельности учителя физической культуры для обеспечения устойчивого интереса к урокам со стороны школьников; слабые технические возможности спортзалов, низкие оклады педагогов, не позволяющие им думать о творческой составляющей профессии.

Во-вторых, восприятие физической культуры как «необязательного» школьного предмета обучающимися и отсутствие их ориентации на здоровый образ жизни, на самостоятельные занятия являются следствием реализации в образовательных учреждениях формального подхода к преподаванию физической культуры [1]. Не способствует повышению мотивации у детей к занятиям спортом и отсутствие индивидуально-личностной ориентации педагога на обучение ребенка.

В-третьих, содержание урока должно быть намного шире, а не только ограничиваться решением задач, отражаемых количественными показателями и подготовкой школьных сборных команд к различным соревнованиям и спортивно-массовым мероприятиям.

Положение усугубляется несоблюдением практикующими педагогами принципов дидактики и воспитания, в том числе узкоспециальных, касающихся специфики преподавания физической культуры (практической направленности, сознательности и активности, индивидуализации, систематичности и последовательности и др.). Это подтверждается анализом планов работы педагогов образовательных учреждений. В частности, учителя перестали составлять тематический план работы, который отражал подробное содержание каждого урока и являлся одним из основных документов педагога. При этом отсутствие такого плана у учителя не принимается во внимание контролирующими органами и не влечет за собой никаких последствий. Результатом подобного отношения к планированию учебного процесса стала потеря структурированности и систематичности преподаваемого материала, была утрачена стратегия преподавания физической культуры детям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, современное состояние системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях обусловлено многолетней дискредитацией важности физической культуры для жизни человека в обществе. Утрата методических ориентиров и смещение целевых приоритетов нивелировали достижения физического образования прошлых лет. Современные учителя физической культуры в большинстве своем не владеют механизмами выстраивания такой системы уроков, которые были бы направлены на формирование у учащихся осознанного стремления к систематическим занятиям спортом, развивали бы их физическую культуру, поднимали бы престиж физически развитого человека. Данное обстоятельство объясняется также схожестью психологического отношения к физической культуре у учителя и ученика, так как при равнодушном отношении учителя к своему предмету не может возникнуть к нему устойчивого интереса и у школьника. Однако личность учителя не единственная проблема современного физического образования. Много предстоит сделать и в вопросах методики преподавания физической культуры, уточнить целевые установки, выработать технологию формирования у учащихся стремления к здоровому образу жизни, пересмотреть систему оценки качества физического образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лях, В.И. Программа по физической культуре : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - 2-е изд. / В.И. Лях. - М. : Просвещение, 2012. - 237 с.

2. Матвеев, А.П. Физическая культура. 1 (2, 3-4) класс : учебник для общеобразоват. учреждений. - 4-е изд. / А.П. Матвеев. - М. : Просвещение, 2011. - 111 с.

REFERENCES

1. Lyakh, V.I. (2012), Program on physical culture. Physical culture. Work program, Education, Moscow.

2. Matveev, A.P. (2011), Physical culture. 1 (2, 3-4) class: studies, Education, Moscow.

Контактная информация: kudra88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2019

УДК 796.853.23

ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ДЗЮДОИСТОВ 16-17 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЗОЦИКЛОВ С ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НАГРУЗОК

Михаил Данилович Косман, старший преподаватель,

Анатолий Борисович Куделин, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Борисович Самойлов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы определяется исключительным значением рационального проектирования и реализации предсоревновательного этапа подготовки спортсменов, обусловливающего уровень спортивных достижений на основных соревнованиях сезона. Смоделирована и апробирована модель четырехмесячной программы предсоревновательной подготовки квалифицированных дзюдоистов 16-17-летнего возраста, базирующаяся на использовании тренировочных мезоциклов с избирательной направленностью суммарных нагрузок. Внедрение в тренировочный процесс экспериментальной программы обеспечило существенное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности спортсменов.

Ключевые слова: квалифицированные спортсмены, предсоревновательная подготовка, тренировочные мезоциклы, избирательная направленность нагрузок, общая и специальная физическая подготовленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.