Научная статья на тему 'Актуальность модернизации технологий преподавания и содержания учебного предмета "физическая культура" в условиях реалиации ФГОС'

Актуальность модернизации технологий преподавания и содержания учебного предмета "физическая культура" в условиях реалиации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ / PUPILS OF COMPREHENSIVE SCHOOLS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дагнер Регина Викторовна, Грязнов Игорь Юрьевич

В статье рассматриваются подходы к модернизации содержания учебного предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС, а также раскрываются проблемы состояния здоровья школьников и их физической подготовленности. Проведено анкетирование учителей физической культуры с целью изучения предпочитаемых технологий преподавания предмета «Физическая культура», а также способах формирования универсальных учебных действий у учащихся общеобразовательных учреждений г. Нижнего Новгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дагнер Регина Викторовна, Грязнов Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF THE MODERNIZATION OF TEACHING TECHNOLOGIES AND THE CONTENT OF THE SUBJECT "PHYSICAL CULTURE" IN THE IMPLEMENTATION OF GEF

The article deals with the approaches to the modernization of the content of the subject "Physical culture" in the implementation of GEF, as well as the problems of the health of schoolchildren and their physical fitness. The survey of teachers of physical culture for the purpose of studying of preferred technologies of teaching of the subject "Physical culture", and also methods of formation of universal educational actions at pupils of educational institutions of Nizhny Novgorod is carried out.

Текст научной работы на тему «Актуальность модернизации технологий преподавания и содержания учебного предмета "физическая культура" в условиях реалиации ФГОС»

образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. № 3 (11); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/formirovanie-elektronnoy-informatsionno-obrazovate.

5. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института) // В сборнике: «...И помнит мир спасенный.» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 74-75.

6. Кутепова Л.И., Крылышкова Л.Ю. Развитие взаимодействия между жилищно-коммунальными компаниями и вузом // Наука и школа. 2011. №6. С. 26-28.

7. Кутепова Л.И. Технологии, олицетворяющие новое тысячелетие. Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции «Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения». НГПУ им. К. Минина. 2016. С. 27-30.

8. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.

9. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change//International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. №13. P. 6226-6237.

10. Немова О.А., Кутепов М.М, Кутепова Л.И., Ретивина В.В., Фролова Н.В Социокультурные механизмы трансляции ценностей: на примере приобщения молодежи г.Нижнего Новгорода к здоровому образу жизни//Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 48-51.

11. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the bachelor's programme students // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3469-3475.

12. Соколов В.М., Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. Компетентностно-ориентированное совершенствование дополнительной языковой образовательной программы в техническом вузе. Монография. Нижний Новгород, 2013. - 186 с.

Педагогика

УДК:378.1

магистрант Дагнер Регина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Грязнов Игорь Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

АКТУАЛЬНОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИАЦИИ ФГОС

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к модернизации содержания учебного предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС, а также раскрываются проблемы состояния здоровья школьников и их физической подготовленности. Проведено анкетирование учителей физической культуры с целью изучения предпочитаемых технологий преподавания предмета «Физическая культура», а также способах формирования универсальных учебных действий у учащихся общеобразовательных учреждений г. Нижнего Новгорода.

Ключевые слова. Учащиеся общеобразовательных школ, физическая культура, физическая подготовленность, федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия.

Annotation. The article deals with the approaches to the modernization of the content of the subject "Physical culture" in the implementation of GEF, as well as the problems of the health of schoolchildren and their physical fitness. The survey of teachers of physical culture for the purpose of studying of preferred technologies of teaching of the subject "Physical culture", and also methods of formation of universal educational actions at pupils of educational institutions of Nizhny Novgorod is carried out.

Keyword. Pupils of comprehensive schools, physical education, physical fitness, the Federal state educational standard, universal educational actions.

Введение. Проблемы здоровья молодого поколения на сегодняшний день находятся в области значимых интересов государства и общества. Политика государства в этом направлении считает возможным формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности, что смогло найти отражение в приоритетном национальном проекте «Здравоохранение» (Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.) [10].

По данным Госкомсанэпиднадзора России совершенно здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. Согласно материалам института возрастной физиологии РАО 30 - 35 % детей, поступающих в школу, уже приобрели хронические заболевания. Подобные данные приводит Научный центр здоровья детей РАМН - «...каждый третий ребёнок, поступающий в школу, не готов (по состоянию здоровья) к систематическому обучению в школе» [9].

Основываясь на данных Научного центра здоровья детей Российской Академии Медицинских Наук (РАМН), сейчас приводят такие показатели:

- 70 % детей страдают от гиподинамии;

- у 50% школьников наблюдаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

- 30 % школьников имеют нарушения в сердечнососудистой системе.

По среднестатистическим данным РФ за последние годы заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 16%, подростков - на 18 %. На сегодняшний день отклонение от нормы в состоянии здоровья имеется даже

не у каждого второго ребенка, а почти у 60% из них. Причем наивысшая точка школьного «нездоровья» приходится на 10 - 14 лет [11].

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 41. Охрана здоровья обучающихся Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ) сказано, что здоровье школьников является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования. В нынешней обстановке образовательное учреждение призвано осуществлять как образовательную функцию, так и принимать участие в сохранении и укреплении здоровья детей, поскольку через школу проходят все и принимать решение по сохранению и укреплению здоровья необходимо непосредственно здесь [1].

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии - это комплекс мероприятий, которые проводятся с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Возникновение данного направления определяется постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся [14].

Занятия физической культурой в школе дают реальную возможность воздействовать, главным образом, на уровень физического здоровья школьников - уровень роста и развития органов и систем организма. Социальным заказом для преподавателя физической культуры сегодня является не только формирование двигательных навыков у учащихся, но и оздоровление детей, предотвращение роста заболеваемости детей в условиях образовательного процесса, укрепление детского организма, что является также и условием активизации интеллектуальной деятельности, а значит, и повышения качества обучения по всем предметам [6].

Здоровьесберегающие технологии предусматривают комплексный подход к укреплению здоровья. Система мероприятий здоровьесбережения в рамках процесса физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности [3]:

- проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;

- организацию учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

- пропаганду здорового образа жизни (проведение ежемесячных классных часов, спортивных мероприятий по данной тематике и дней здоровья);

- применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

- применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.

По этой причине, в системе общего среднего образования предмету «Физическая культура» необходимо определить одно из центральных мест в числе других предметов, также способствовать определению значимых общепедагогических задач. Физическая культура не должна быть лишь школьным предметом, ей надлежит являться образом жизни детей [15].

Таким образом, можно сделать заключение, что значение физической культуры в становлении личности учащихся, их увлечений и творческих способностей, в совершенствовании двигательных и психофизиологических качеств, в укреплении здоровья и профилактики заболеваний, несомненно велико [12].

Устремленность к гуманизации образования повлияла на содержание дисциплины «физическая культура», которое было разработано на основе культурологического подхода (М.Я. Виленский, Г.М. Грузных, В.И. Ильинич, Л.И. Лубышева и др. 2002 г.) [16], и предусматривала определение задач: естественно - культурных (завершение гармонизации биологического развития молодых людей) и социально - культурных (формирование здорового стиля жизни, мотивационно - ценностных установок и личностных свойств).

Опыт работы Телевных Е.А. [17], показал, что огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия, которая является интереснейшим и перспективным направлением. Музыка может успокоить, укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Применение Шайхутдиновым И.Р. [18] в своей деятельности информационно - коммуникационных технологий, ресурсов интернет, мультимедийных форм представления информации в сочетании со звуком, графическими иллюстрациями, дает хороший учебный эффект: формируются навыки заботы о своем здоровье, навыки самоконтроля, вырабатывается адекватная самооценка.

По мнению Куланина Б.Д., Лотоненко А.В., Лубышевой В.И., Ульянова В.И. и др. [19], использование наиболее правильных форм и распространенных и эффективных методов, построенных на авторитарно -репродуктивной системе обучения и воспитания, имеет отрицательное проявление в отношении детей и молодежи к учебным занятиям физической культурой, совершенно не активизируя их творческую активность и заинтересованность в спортивном самосовершенствовании и самовыражении.

ФГОС и программами по предмету «Физическая культура» предусмотрен существенный вариативный компонент. Исходя из этого, учителям предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать содержание и процессуальный компонент физического воспитания, принимая во внимание индивидуальные особенности обучающихся, резервы обеспечения образовательного учреждения, традиции развития физической культуры в определенной среде [2, 7, 8]. Вместе с тем, недостаток у педагогов - практиков, которые почти всю свою жизнь трудятся по строгим установкам и планам, опыта в самостоятельном построении вариативного антропоцентрического физического воспитания, приводит к неким трудностям и нередко к изменению идеи гуманизации процесса в целом [4].

Массовая практика физического воспитания, как и ранее, нацелена на то, чтобы подняться до нормативного уровня физических качеств учащихся, не принимая во внимание формирование духовно -ценностного осознания и созидательного стиля мышления школьников, ориентированных на целостное видение мира и самоопределение в нем (М.Я. Виленский, С.В. Дмитриев, В.И. Ильинич и др., 2002) [6, 16].

Анализ культурологического подхода (М.Я. Виленский, Г.М. Грузных, В.И. Ильинич, Л.И. Лубышева и др. 2002 г.) [16], использование наиболее конкретных форм и эффективных методов Куланина Б.Д., Лотоненко А.В., Лубышевой В.И., Ульянова В.И. [19] и др., позволил сделать вывод о том, что состояние современного физического воспитания имеет в наличии проблемную ситуацию, связанную с потребностью в его усовершенствовании, а также с недостаточным «осознанием» на уровне массового и индивидуального

понимания ценностно - смысловых ориентиров приближающихся изменений, недоработкой вариативного содержания и действенных механизмов для достижения важнейший воспитательно - образовательных целей.

Изложенное состояние вопроса является одной из причин необходимости совершенствования теоретико - методических подходов к построению образовательной модели по предмету «Физическая культура», направленной на повышение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся.

Это обусловило актуальность настоящей работы и проведения специальных исследований по избранной теме, которая заключается:

- в социальном аспекте: снижением показателей физического и психического здоровья, определяющей ролью моделей и методов физического воспитания в повышении данных показателей в процессе обучения в образовательном учреждении;

- в теоретическом аспекте: недостаточностью теоретических исследований и методических рекомендаций с целью обогащения опыта школьных работников, направленных на повышение уровня здоровья и физической подготовленности школьников;

- в методическом аспекте: необходимостью разработки образовательной модели по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе, направленной на повышение уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

С целью выявления и определения средств, методов обучения и воспитания, подходов в развитии физических качеств обучающихся, программ и форм реализации процесса физического воспитания в соответствии с ФГОС по «физической культуре» было проведено анкетирование, в котором принимали участие 44 учителя физической культуры г. Нижнего Новгорода. Согласно полученным результатам анкетирования, при ответе на вопрос: «На основе какой программы Вы работаете?», 50 % учителей выбрали вариант: «по программе В.И. Ляха или его с соавтором (А.А. Зданевич)», остальные 50 % опрошенных работают «по программе А.П. Матвеева (45,5%)» и «по своим авторским программам (4,5%)». Далее следовал вопрос: «Вы сами выбрали эту программу?», на что 79,5% опрошенных дали положительный ответ.

Из этого следует, что учителя осознанно делают выбор и ставят в приоритет ранее написанные программы по физической культуре, которые соответствуют всем требованиям ФГОС.

Наиболее значимой целью ФГОС современного школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их реализации, вести контроль и оценку собственных достижений, то есть формировать «умение учиться». Достижение поставленной цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД). Тем самым, ответы на вопрос: «Результатом преподавания физической культуры в школе в настоящее время являются...» были получены следующим образом: 45,5% респондентов дали ответ «Универсальные учебные действия», 25% - физические качества и техника двигательного действия, 22,7% - знания, умения и навыки, 4,7% и 2,3% физические качества и техника двигательного действия, соответственно.

Также было выявлено, что формирование универсальных учебных действий в образовательных учреждениях 86,4% учителей будут формировать даже в том случае, если они не будут обязательны к формированию их в школе. И, более 65% опрошенных, заявили, что в их школе требуют формирование УУД на уроках физической культуры.

Данные по показателям проведенного анкетирования представлены на диаграмме 1.

Результаты преподавания физической культуры в школе (в %)

О)

Диаграмма 1

Выводы. Ни для кого не секрет, что первостепенную роль в развитии ребёнка занимает обучение. Из этого следует, что результатом обучения в общеобразовательном учреждении должно стать формирование у обучающихся «умения учиться», т.е. формирование универсальных учебных действий, позволяющих в дальнейшем решать различные задачи, даже жизненно необходимые. При этом, имеет большое значение повышение уровня физической подготовленности учащихся, где немаловажным фактором являются здоровьесберегающие технологии, которые предполагают комплексный подход к укреплению здоровья.

Таким образом, именно знание взаимосвязей уровней развития умений учащихся и их мотивов действий позволяет учителю грамотно управлять различными познавательными действиями и тем самым формировать в процессе обучения универсальные учебные действия.

Литература:

1. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года от 7 августа 2009 г. № 1101-р»

□ УУД

□ Физ.качества и техника ДД

□ Знания, умени я и навыки

□ Физические качества

□ Техника ДД

2. «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

3. Вагнер Н.Д. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры / Н.Д. Вагнер // Методист. - 2014. - № 1. - С. 62 - 66.

4. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. «Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции». М.: Логос, 2012. - 336 с.

5. Дмитриев С.Д., Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В., Воронин Д.И., Бурханова И.Ю. Антропные технологии диагностики компетенций и трудовых действий педагога по физической культуре // Теория и практика физической культуры. №11, с. 3 - 5, 2016.

6. Лаврик С.А. Обучение школьников основам оздоровительной физической подготовки / С.А. Лаврик, Л.М. Кузнецова // Методист. - 2014. - № 6. - С. 52-57.

7. Лях В. И, Зданевич А. А. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» М.: Просвещение, 2008.

8. Матвеев А.П. Образовательной программы по физической культуре учащихся 1 - 11 классов (под общей редакцией А. П. Матвеева) - М.: «Просвещение», 2008 г.

9. Мигунова Ю.В. К вопросу о состоянии здоровья детей и подростков // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России Материалы VII Всероссийской научно -практической конференции с Международным участием в 2-х частях. 2015. С. 111 - 116.

10. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы здорового образа жизни - М.: Академия, 2013. - 368 с.

11. Сатретдинова И., Федосеева Я., Калеева М., Маслова М., Хусиянова А. Состояние здоровья современных детей и подростков // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10-2 (42). С. 183 - 188.

12. Стафеева А.В. Конструирование формы оценки результатов выполнения обучающимися учебно-исследовательской работы в вузе // Вестник Мининского университета. №4 (17), с. 8-11, 2016.

13. Хохрякова Ю.Ф. Стафеева А.В. Моделирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре учащихся кадетских классов общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры.№8.2009. С. 35-40.

14. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука, 2013, № 1(3). С. 87.

15. Шестакова В.А. «Сегодня-здоровые дети, завтра-здоровое общество!»: программа физического воспитания школьников / В.А. Шестакова // Методист - 2013. - № 10. - С. 30 - 36.

16. https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-fizicheskogo-vospitaniya-v-kontekste-tendentsiy-razvitiya-sovremennogo-obrazovaniya

17. https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/05/26/ispolzovanie-sovremennyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-na

18. https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2013/10/28/opyt-raboty-uchitelya-fizicheskoy-kultury

19. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2000/01/p38-45.pdf

Педагогика

УДК: 372.874

кандидат философских наук, доцент Дёмин Григорий Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат философских наук, доцент Колчанова Елена Августовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат философских наук, доцент Шохов Константин Олегович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ЖИВОПИСНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И ЕГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Аннотация. В статье анализируется диалектическое соотношение изобразительного и выразительного в художественном образе в живописи, показывается тенденция изменения этого соотношения в истории искусства.

Приводятся основные методы и приемы педагогического воздействия на студентов педагогического вуза, способствующие формированию художественного образа в живописи.

Ключевые слова: впечатление, мимесис, мимика, натюрморт, образ, пейзаж, переживание, портрет, символ, художественный образ, эмоциональный отклик, педагогическое воздействие, приемы и методы в живописи.

Annotation. The dialectic ratio are reviewed there in the article, the trend of changing it's ratio in art's history is shown. There are also the basic methods and approaches of teaching impact to students which help to establish the artistic image in fine art.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: impression, mimesis, facial expressions, still life, image, landscape, experience, portrait, symbol, artistic image, emotional feedback, teaching impact, apes and methods in fine art.

Введение. Одной из приоритетных социальных задач образования является творческое развитие личности, решение которой предполагает использование всего спектра педагогических средств, формирующих эстетический идеал, выражающийся в виде художественных образов. С помощью художественных образов эстетические ценности общества превращаются в личный опыт будущего педагога, в достижения его характера.

Проблема формирования умений создавать художественный образ интересовала многих педагогов: Кузина, В.В., Шорохова Е.В., Шпикалову Т.Я., Неменского Б.М., и др. Так, Б.М. Неменский считал, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.