Научная статья на тему 'Модель формирования компетенций сохранения здоровья и совершенствования физического состояния обучающихся в вузе'

Модель формирования компетенций сохранения здоровья и совершенствования физического состояния обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ / PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / THE ASSESSMENT OF THE PHYSICAL CONDITION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чаулина Марина Сергеевна, Стафеева Анастасия Владимировна, Степурко Александр Анатольевич

В статье представлена модель образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура», направленная на улучшение физического состояния студентов, повышения эффективности их физической подготовленности, а также на формирование готовности самостоятельно поддерживать должный уровень физической подготовленности. Структура модели разработана в модульно-блочном варианте, содержание которой предусматривает теоретико-методическую, профессионально-прикладную подготовку и физическое совершенствование студентов основе избранного вида физкультурно-спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чаулина Марина Сергеевна, Стафеева Анастасия Владимировна, Степурко Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of formation of competences for maintaining health and improving the physical condition of students in higher education institution

The article presents the model of the educational process in the discipline «Physical Culture», aimed at improving the physical condition of students, increasing the effectiveness of their physical preparedness, as well as the formation of readiness to independently maintain the proper level of physical fitness. The structure of the model is developed in a modular-block version, the content of which provides theoretical and methodological, vocational and physical training for students based on a selected type of physical culture and sports activities.

Текст научной работы на тему «Модель формирования компетенций сохранения здоровья и совершенствования физического состояния обучающихся в вузе»

10. Аллик, Хельдин. Учителя в эстонских поселениях в 1861-1920 гг. / Х. А. Аллик // Крымский сборник. - Tartu, 2011. - Вып. III. - 485 с.

11. Никифорова, Л. Л. Деятельность эстонских учителей в эстонских общинах Крыма / Л. Л. Никифорова // Журнал Крымские эстонцы. - 2008. - №13. - С. 148-152.

12. Эстонцы Крыма. Очерки истории и культуры / Сост. Е.А. Лагода, Ю. Н. Лаптев, М.Р. Никольская. -Симферополь: «ДИАЙПИ», 2008. - 400с.: илл.

Педагогика

УДК:378.1

магистрант Чаулина Марина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Степурко Александр Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Княгинино)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлена модель образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура», направленная на улучшение физического состояния студентов, повышения эффективности их физической подготовленности, а также на формирование готовности самостоятельно поддерживать должный уровень физической подготовленности. Структура модели разработана в модульно-блочном варианте, содержание которой предусматривает теоретико-методическую, профессионально-прикладную подготовку и физическое совершенствование студентов основе избранного вида физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевые слова: физическое состояние студентов, модель образовательного процесса, оценка физического состояния, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Annotation. The article presents the model of the educational process in the discipline «Physical Culture», aimed at improving the physical condition of students, increasing the effectiveness of their physical preparedness, as well as the formation of readiness to independently maintain the proper level of physical fitness. The structure of the model is developed in a modular-block version, the content of which provides theoretical and methodological, vocational and physical training for students based on a selected type of physical culture and sports activities.

Keywords: the physical condition of students, the model of the educational process, the assessment of the physical condition, the professionally applied physical training.

Введение. Анализ научно-методической литературы по вопросам состояния здоровья студентов вузов позволил выявить тенденцию его ухудшения по сравнению с прошлым десятилетием. Отмечается значительное увеличение общего числа ослабленных юношей и девушек (страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата - 12,9%; имеющих нарушения сердечно - сосудистой системы - 6,5% и страдающих другими заболеваниями - 31,5%) [1], [2], [3]. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации показатели заболеваемости инфекционными заболеваниями в студенческом возрасте неуклонно растут на 5-10% ежегодно, болезни нервной системы увеличились за последние 2 года на 7%. Среди девушек эти показатели на 10% -15% выше по сравнению с юношами [4], [5].

Обучение в вузе предъявляет повышенные требования к здоровью студентов: резко возросшая учебная нагрузка, стремительное изменение привычного ритма жизни и круга общения, часто смена места проживания и качества питания вызывают сильный стресс и оказывают выраженное негативное влияние на физическое и психическое здоровье учащихся [5]. Повышается психоэмоциональная напряженность студентов, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний [4].

Как показывают результаты научных исследований на всем протяжении обучения в вузе увеличивается количество студентов, имеющих недостаточный уровень физического развития; снижается физическая активность значительной части студентов от курса к курсу, в итоге к окончанию учебного заведения параметры физической подготовленности у большинства студентов оказываются ниже, чем до поступления в вуз [2], [4], [5]. В связи с этим особое значение приобретает вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи. А одной из главных задач, стоящих перед вузами, является создание системы обучения, направленной на обеспечение баланса умственной и физической работоспособности [6].

Изложение основного материала статьи. Проблема совершенствования вузовского физического воспитания уже многие годы является предметом пристального внимания специалистов. На это обращает внимание тот факт, что за последнее десятилетие стремительно возрастает количество научно-исследовательских работ, посвященных проблемам физического воспитания в высших учебных заведениях.

Так, в своих исследованиях А.И. Драчук, Н.С. Свирщук (2013), А.К. Сучков, В.Л. Аксенов (2015), Л.Н. Забелина (2011), С.Н. Михайлова (2017) предлагают организовать учебные занятия по принципу спортивной специализации, делая акцент на определенной физкультурно-спортивной деятельности -спортивной борьбе, легкой атлетике, аэробике, спортивных играх. На наш взгляд, такой подход дает результат только на группе студентов, заинтересованных в занятии именно этим видом спорта.

С.Н. Ковалева (2017), Е.М. Батенко (2017), И.Ф. Межман (2014), Н.И. Палагина (2014) большое внимание уделяют совершенствованию системы педагогического контроля за физическим состоянием студенческой молодежи. Авторами предлагается перечень наиболее информативных тестов, которые характеризуют физическое и психическое состояние студентов, и устанавливается нормативная база этих показателей. Однако в силу объемности и траты времени сбор данных по физической подготовленности и последующий анализ результатов тестирования представляется трудновыполнимым.

Н.Л. Гусева (2012), Л.Г. Пащенко (2016), Р.Х. Митриченко (2011) рекомендуют сделать акцент на мотивацию студентов к самостоятельным занятиям. Несмотря на теоретическую обоснованность этого метода, в данных работах не учитываются смена приоритетов (выход на первый план вопросов получения профессиональной подготовки, трудоустройства, карьеры, создания семьи и воспитания детей) и отсутствие свободного времени у студентов.

Д.О. Нестеров, А.Ю. Жмыхова (2017), Н.В. Васенков, Э.Ш. Миннибаев (2016), В .Г. Королев (2017) указывают несоответствие нормативов учебной программы студентов вузов нормативам нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». К тому же, С.Н. Михайлова (2017) отмечает, что в настоящее время одинаковые оценочные нормативы установлены для всех студентов, а это приводит к тому, что слабо физически подготовленные студенты даже при посещении всех занятий не могут выполнить контрольные нормативы и получить хорошую оценку.

Т.Ю. Карась (2006), А.С. Третьяков (2008) и другие ученые рекомендуют использовать для повышения мотивации к занятиям физической культурой в основном у женского контингента, упражнения в водной среде. Также для совершенствования процесса физического воспитания, повышения уровня физической подготовки мужского контингента рекомендуют использовать элементы атлетизма, гиревого спорта, бокса и атлетической гимнастики. Для повышения уровня здоровья занимающихся и повышения адаптационных возможностей организма Е. Г. Прыткова, В. Б. Мандриков (2012) рекомендуют использовать природно-климатические факторы.

В этой связи, на наш взгляд, актуальность совершенствования системы обучения в вузах является приоритетным направлением исследований. Данное направление актуально и в связи с принятием нового федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, где обучение предполагается вести по блочно-модульной схеме. Разделение модуля по физической культуре на базовую часть и элективные дисциплины позволяет расширить физкультурно-спортивную направленность по сравнению с традиционной системой обучения, которая ограничивала способности и интересы обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности, сводя все к одной традиционной и стандартной программе [8].

Одним из вариантов решения оптимизации физического воспитания в контексте ФГОС в вузе может стать разработка модели по физической культуре, ориентированной на формирование, развитие и саморазвитие у выпускников вузов компетенций, принципиально важных для сохранения и укрепления их здоровья и для совершенствования их физического состояния в различных ситуациях жизнедеятельности и основанной на мотивах, целях и индивидуальных возможностях обучающихся.

Предлагаемая нами модель образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» направлена на улучшение физического состояния студентов, повышения эффективности их физической подготовленности, а также на формирование готовности самостоятельно поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (УК-7, ФГОС 3 ++).

Недостаточный уровень знаний из области физической культуры у студентов всегда назывался одним из значимых факторов, препятствующих возникновению потребности в занятиях физической культурой, слабой интеграции физического воспитания в процесс формирования личности [5]. Студенты вуза должны обладать системой специальных знаний об организме, методических принципах физического воспитания, основах и этапах обучения движениям, развития физических качеств. [9]. В этой связи, особое внимание в модели уделяется содержанию теоретико-методической подготовки в рамках базового модуля «Физическая культура».

В теоретическом блоке студенты должны получить знания о функциональных системах и возможностях организма, воздействии природных, социально-экономических факторов и систем физических упражнений на организм человека, особенностях физического развития людей различных возрастных групп.

Важное значение приобретают теоретико-методические занятия, целью которых является формирование у студентов навыков оценки своего физического состояния с помощью простейших тестов -антропометрических индексов и функциональных проб, не требующих специального оборудования и предварительной подготовки. Полученные таким образом знания об уровне своего физического развития и о функциональном состоянии своего организма, дадут возможность каждому студенту выявить отклонения значений различных показателей от нормативных и объективно обосновать необходимость их коррекции, что будет способствовать увеличению мотивации обучающихся к физическому совершенствованию.

В результате прохождения базового модуля «Физическая культура» каждому студенту предлагается составить индивидуальный дневник здоровья, в котором на основе методов антропометрических индексов, функциональных проб и двигательных тестов будут представлены показатели физического развития, функционального состояния и уровня физической подготовленности обучающегося. На основании этих данных студент сможет выбрать вид физкультурно-спортивной деятельности в рамках модуля «Элективные дисциплины по физической культуре», наиболее адекватно отвечающий его целям и потребностям.

Модуль «Элективные дисциплины по физической культуре» направлен на укрепление здоровья студентов, повышение уровня физической подготовленности в избранном виде спортивной деятельности и овладение средствами и методами противодействия неблагоприятным факторам и условиям труда, снижения утомления в процессе профессиональной деятельности.

Модуль включает в себя следующие блоки: теоретическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), физкультурно-спортивная деятельность (по выбору).

В блок «Теоретическая подготовка» включены знания о медико-биологических процессах, происходящих в организме во время физических нагрузок, о расширении функциональных возможностей физиологических систем и повышении сопротивляемости защитных сил организма.

Формирование прикладных знаний у студентов осуществляется в блоке ППФП. Как показал анализ литературных источников [10] профессиональная направленность физического воспитания в вузах должна определяться более конкретными требованиями, предъявляемыми их будущей специальностью: достижение высокопроизводительного труда в избранной профессии; предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма в целях обеспечения профессионального долголетия; использование физических упражнений в рабочее и свободное время в рекреативных и реабилитационных целях.

В содержание ППФП студентов направления «Педагогическое образование» целесообразно включать упражнения, направленные на развитие общей, статической и силовой выносливости; координации;

зрительно - моторной реакции; силы мышц спины, брюшного пресса, верхнего плечевого пояса и ног; упражнение на снятие «острого утомления» с мышц шеи, спины, кистей рук, способствующие притоку крови к головному мозгу [11], [12]. Помимо повышения показателей общей физической подготовки, следует развивать социально и профессионально значимые качества: организаторские и коммуникационные способности, инициативность, эмоциональную устойчивость, оперативное и логическое мышление, внимание, педагогический артистизм, способность к импровизации, выдержку и самообладание [13].

Содержание блока физкультурно-спортивной деятельности направлено на физическое совершенствование студентов, овладение методами и средствами избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, развитие функциональных и двигательных способностей обучающихся, приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта. Физическая подготовка студентов может осуществляться по видам спортивной специализации или физкультурно-оздоровительной деятельности, таких как легкая атлетика, спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис), плавание, аэробика, спортивная гимнастика, атлетическая гимнастика, боевые искусства (бокс, самбо, каратэ, рукопашный бой).

Выводы. Таким образом, анализ научной и методической литературы позволил выявить, что в настоящее время существует достаточно исследований, посвященных повышению физической подготовленности студентов вузов. Однако авторы рассматривают этот процесс дискретно - делают акцент только на одном из направлений повышения физической подготовленности обучающихся (увеличение мотивации учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, развитие физических качеств посредством спортивной специализации, профессионально-прикладная направленность физического воспитания и др.). Очевидно, что для формирования должного уровня физической подготовленности студентов и готовности самостоятельно поддерживать этот уровень для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности требуется рассмотреть все аспекты этого процесса.

Одним из концептуальных решений данного вопроса может стать предлагаемая нами модель образовательного процесса в вузе по дисциплине «Физическая культура», направленная на повышение физической подготовленности студентов в зависимости от их интересов, целей, физического состояния и специфики будущей профессиональной деятельности. Для ее реализации и достижения образовательных результатов учебной деятельности в содержание модели включены блоки, направленные на овладение навыками самодиагностики физического развития и функционального состояния организма на основе методов антропометрических индексов, функциональных проб и двигательных тестов, и на этой основе, совершенствование двигательной подготовленности в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности.

Литература:

1. Ковалева С. Н. Психолого-педагогическая система мониторинга состояния здоровья студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 12. - С. 92-96. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770229.htm (дата обращения: 19.01.2018)

2. Лопатина А. Б. Состояние здоровья студентов / А. Б. Лопатина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 01 (55) Часть 3. - С. 41-42. - URL: https://research-journal.org/pedagogy/sostoyanie-zdorovya-studentov/ (дата обращения: 19.01.2018)

3. Старикова Т.К., Пархоменко С.Н. Связь здоровья и успеваемости у студентов // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2468/26757 (дата обращения: 19.01.2018).

4. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2017. - № 2 (часть 2) - С. 193-197.

5. Осетрина Д. А., Семёнова В. В. Причины ухудшения состояния здоровья студентов // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 649-651. - URL https://moluch.ru/archive/147/41309/ (дата обращения: 19.01.2018).

6. Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения // Вестник мининского университета. №4(2). 2015. С.26-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25286581 (дата обращения: 2.02.2018)

7. Дмитриев С.Д., Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В., Воронин Д.И., Бурханова И.Ю. Антропные технологии диагностики компетенций и трудовых действий педагога по физической культуре // Теория и практика физической культуры. №11.2016. С. 3-5.

8. Стафеева А.В. Конструирование формы оценки результатов выполнения обучающимися учебно-исследовательской работы в вузе // Вестник Мининского университета. №4 (17). 2016. С. 8-11.

9. Булавкина Т.А., Полехин В.Г., Жирнова Н.Ю., Рыбкина А.И. Самооценка студентами здоровья и их физическая подготовленность // Современные проблемы высшего профессионального образования. Материалы научно-методической конференции. 2014. С. 205-207.

10. Крюкова Г.В., Зиновьева Л.В., Парфисенко Н.А. Особенности занятий профессионально-прикладной физической подготовкой студентов гуманитарного вуза // В сборнике: Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. 2017. С. 120-126.

11. Багаутдинова Н.В. Профессионально - прикладная физическая культура студентов педагогического вуза - основа развития профессионально - важных качеств будущего учителя // В сборнике: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОГРЕССА. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 132-134.

12. Гусев А.В. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 14-17

13. Ivanova S.S. Physical Culture Teacher Professional Activity Problems in Polyethnic Educational Organization / Svetlana S. Ivanova, Elena V. Bystritskaya, Irina Y. Burkhanova, Anastasiya V. Stafeeva, Yuriy S. Zhemchug // Eurasian J Anal Chem 2017;12 (Interdisciplinary Perspective on Sciences 7b):1615-1620

Педагогика

УДК: 378.147

аспирант Чертопятова Анна Сергеевна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал

Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград);

кандидат педагогических наук, доцент Ракова Оксана Анатольевна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал

Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград)

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН ВАРИАТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОДУЛЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНЖЕНЕРНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация. В работе выполнен анализ теоретических подходов при раскрытии понятия «научно-методическое обеспечение» в образовательной деятельности. Рассмотрены аспекты научно-методического обеспечения дисциплин вариативного экономического модуля как средства формирования компетенций у обучающихся инженерной специальности.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, вариативный экономический модуль, компетенции, модульно-компетентностный подход, экономические дисциплины, обучающиеся инженерной специальности.

Annotation. In article analyzes the theoretical approaches in the disclosure of the concept of «scientific and methodological support» in educational activities. The structural components of the variative economic module as a means of formation of competencies in students of engineering specialty on the basis of the implementation of the modular-compent approach are considered.

Keywords: scientific and methodological support, variable economic module, competence, modular competence approach, economic disciplines, students of engineering specialty.

Введение. Современный этап развития образования направлен на модернизацию федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с профессиональными стандартами и другими нормативными документами для обеспечения качественной реализации образовательного процесса подготовки специалистов в высших учебных заведениях, что обуславливает актуальность разработки и введения в образовательную программу вариативных модулей.

С целью организации качественной экономико-управленческой подготовки обучающихся инженерной специальности 14.05.01 «Ядерные реакторы и материалы» разработана структура вариативного экономического модуля, в который включены дисциплины, направленные не только на развитие экономического мышления, но и на формирование определенных профессиональных компетенций, необходимых в экономической и управленческой деятельности. Необходимым условием повышения качества образовательного процесса при реализации модульно-компентентностной технологии обучения является проектирование научно-методического обеспечения образовательного процесса на научной основе как системного целого для обучающихся и преподавателей.

Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в анализе теоретических подходов при раскрытии понятия «научно-методическое обеспечение» и в обосновании необходимости разработки научно-методического обеспечения дисциплин вариативного экономического модуля как средства формирования компетенций у обучающихся инженерной специальности.

Изложение основного материала статьи. В педагогической теории и практике обучения вопрос научно-методического обеспечения чаще всего рассматривается как процесс и результат разработки организационно-педагогических и методических материалов, характеризующих его структуру и содержание с целью применения в конкретной педагогической деятельности. В связи с этим, при проведении исследования по выявлению требований к структуре и содержанию научно-методического обеспечения, возникла необходимость уточнения данного понятия. Следует отметить, что авторами приводятся различные трактовки к определению понятия научно-методического обеспечения, которые представляют интерес с методической точки зрения. Необходимо согласиться с мнением Н.Г. Хабаровой, что научно-методическому обеспечению принадлежит функция научного обоснования учебных и методических материалов. С позиции научного подхода Н.Г. Хабарова определяет научно-методическое обеспечение как обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики [8]. Исследователь А.И. Макшеева полагает, что научно-методическое обеспечение - это система методологических принципов, многомерных дидактических средств, способов, позволяющих целенаправленно, последовательно добиваться качественного результата. Предлагаемая автором модель научно-методического обеспечения позволяет осуществлять обучение студентов на концептуальном, нормативном, методическом, процессуальном уровнях [6].

В диссертационной работе В.И. Ковалева [4], рассматривая научно-методическое обеспечение подготовки специалистов в области сервиса, определяет сущность научно-методического обеспечения системы подготовки специалистов как процесс, функцию и результат деятельности управленческих структур различного уровня в области образования по оказанию методической поддержки в функционировании и развитии учебно-воспитательного процесса. С позиции О.А. Степановой и Т.Н. Шамаевой, под научно-методическим обеспечением дисциплины понимается совокупность нормативно-методических документов, организационно-методических документов и дидактических материалов, обеспечивающих реализацию цели дисциплины в учебном процессе и ее взаимодействие с другими дисциплинами и компонентами образовательной программы [7]. При этом, авторы обозначают следующие требования к научно-методическому обеспечению: соответствие современным требованиям развития дисциплины, логическое изложение учебного материала и использование современных методов обучения.

Изучение и анализ материалов позволяет отметить, что в педагогической теории и практике обучения имеется опыт в решении научно-методических задач создания и применения комплексного научно-методического обеспечения процесса обучения [1, 5, 3]. Представляют интерес результаты диссертационной работы Н.С. Власовой, раскрывающие комплекс педагогических условий внедрения модели научно-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области web-дизайна. Н.С. Власова определяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.