5. Дорожкин Е. М., Щербин М. Д. Психолого-педагогические проблемы использования электронного обучения // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 199-213.
6. Ермаков Д. С. Информационная компетентность в информационном обществе // Педагогика. 2013. № 2. С. 26-30.
7. Колин К. К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания // Межотраслевая информационная служба ВИМИ. 1998. Вып. 1 (102). С. 3-17.
8. Коповой А. С., Давыдов Д. А. Современное информационное пространство как фактор формирования готовности учителя информатики к развитию культуры медиапотребления // Современные исследования социальных проблем [Электрон. ресурс]. 2012. № 3 (11). Режим доступа: http:// sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/kopovoi.pdf.
9. Панцева Е.Ю., Тойшева O.A., Шалугина Т.В., Снадченко С.В. Особенности математического образования в военном авиационном вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-6. С. 208-216.
10. Погуляев В. В., Моргунова Е. А. Комментарии к закону «Об информации, информатизации и защите информации. Москва: Юстицинформ, 2004. 160 с.
11. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. Москва: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
12. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. Москва: КНОРУС, 2010. 432 с.
13. Шанин С. В., Гриднев А. А. Роль информационного пространства в трансформации отношения к знаниям // Научный потенциал. 2014. № 3-4. С. 33-35.
14. Шелковников А. П., Литвишков В. М. Педагогические условия применения информационно-коммуникационных технологий в системе дополнительного профессионального образования ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 110-115.
Педагогика
УДК:378.1
старший преподаватель Краснова Марина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сальникова Елена Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Коршунов Сергей Юрьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород)
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ С АКЦЕНТИРОВАННЫМ РАЗВИТИЕМ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается проблема ухудшения состояния физического здоровья молодежи и недостаточность исследований, освещающих вопросы использования средств и методов атлетической гимнастики с целью повышения физической подготовленности студентов вузов в рамках академических занятий. Разработана методика, направленная на повышение физической подготовленности и работоспособности у студентов на занятиях физической культурой с акцентированным развитием силовых способностей на основе использования средств пауэрлифтинга и тяжелой атлетики. В результате проведения формирующего эксперимента, в конце исследования, между контрольной и экспериментальной группами студентов, обнаружены достоверные различия в исследуемых показателях физической подготовленности.
Ключевые слова: физическая культура, обучающиеся в вузе, силовая подготовка, атлетическая гимнастика, тяжелая атлетика, физическая подготовленность, физическая работоспособность.
Annotation. The article deals with the problem of deterioration of the physical health of young people and the lack of studies covering the use of funds and methods of athletic gymnastics in order to improve the physical fitness of students in higher education institutions in the framework of academic studies. The technique aimed at improving the physical fitness and performance of students in physical education classes with an emphasis on the development of strength abilities based on the use of power lifting and weigh tlifting. As a result of carrying out the forming experiment, at the end of research, between control and experimental groups of students, reliable differences in the investigated indicators of physical preparedness are found.
Keywords: physical education, studying in high school, strength training, athletic gymnastics, weightlifting, physical fitness, physical performance.
Введение. В настоящее время показатели физического здоровья студенческой молодежи является социально-значимым показателем демографической характеристики населения России, так как частая заболеваемость приводит к уменьшению эффективности учебной, а, в последствие, и профессиональной, деятельности [1; 4]. Исследование состояния здоровья обучающихся в вузе позволил выявить, что количество студентов специальной медицинской группы за последние пять лет увеличилось с 10 до 20-25%, в некоторых ВУЗах достигает 40%, и по прогнозам к 2018-2021 годам приблизиться к 50-60% от общего количества студентов [6].
Изучение показателей самооценки молодежи в отношении к своему здоровью свидетельствуют о факте смещении у них ценностных ориентиров и обеднения культурной среды, в которой происходит развитие личности [5; 2; 9; 7]. Перечисленные проблемы вызывают острейшую необходимость поиска путей инновационных преобразований в структуре высшего профессионального образования в рамках физического
воспитания студенческой молодежи [3]. Одним из таких средств оптимизации физического состояния молодых людей может стать атлетическая гимнастика. Интерес к красоте и силе своего тела возрастает по мере социализации личности, поэтому особенно актуальным становится в юношеском возрасте [3; 8].
Целью исследования явилось разработка и экспериментальное обоснование методики повышения физической подготовленности и физической работоспособности студентов на занятиях физической культурой с акцентированным развитием силовых способностей. В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что применение средств и методов атлетической гимнастики с акцентированным развитием силовых способностей на академических занятиях по дисциплине «Физическая культура», позволит повысить показатели физической подготовленности и физической работоспособности, обучающихся в вузе. Для решения поставленных задач нами применялись теоретические и эмпирические методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, определение показателей физической работоспособности; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), математико-статистический анализ экспериментальных данных.
Изложение основного материала статьи. На первом этапе исследования, с целью оценки исходных показателей физической подготовленности студентов был проведен педагогический констатирующий эксперимент. В нём приняли участие 45 студентов-юношей, обучающихся на 1 курсе в НГТУ им. P.E. Алексеева. Каждый из испытуемых выполнял по две попытки в каждом из упражнений силового троеборья, а также тесты для оценки силовых способностей. Для оценки физической работоспособности студентов также на этапе констатирующего эксперимента была произведена оценка показателей физической работоспособности с помощью индекса Гарвардского степ-теста.
На втором этапе исследования, для обоснования эффективности разработанной методики повышения физической подготовленности и работоспособности был проведен формирующий эксперимент в течение одного семестра (сентябрь - декабрь 2017 г.), в котором приняли участие 48 студентов НГТУ им. P.E. Алексеева. Учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» в контрольной и экспериментальной группах осуществлялся на основе рабочей программы дисциплины «Физическая культура», согласно содержанию учебного материала в первом семестре.
Основным отличием в содержании учебного материала в контрольной и экспериментальной группах состояло в различных подходах и методах развития силовых способностей студентов. В экспериментальной группе, методика повышения физической подготовленности и работоспособности студентов на занятиях, была основана на использовании средств и методов атлетической гимнастики с акцентированным развитием силовых способностей. Упражнения силовой подготовки планировались во второй части академического занятия, в течение 35-45 минут, после решения основных образовательных задач по дисциплине «Физическая культура». Так как одного занятия по гимнастике (2 часа) в неделю недостаточно для получения кумулятивного (суммарного) эффекта для повышения показателей физической подготовленности студентов, нами были запланированы самостоятельные занятия по силовой подготовке. Т.е. упражнения из пауэрлифтинга и тяжелой атлетики планировались в процессе академических занятий по дисциплине «Физическая культура», так как на них необходим постоянный контроль за техникой безопасности и дозированием нагрузки преподавателем. А упражнения ОФП, направленные на развитие скоростно-силовые, силовую выносливость плечевого пояса и мышц пресса планировались для самостоятельного выполнения в течение недели. В качестве рекомендаций студентам было предложено выполнять упражнения ОФП не менее 2-х раз в неделю. Таким образом, в методике повышения физической подготовленности были объединены упражнения силовых видов спорта, таких как: пауэрлифтинг, бодибилдинг, тяжелая атлетика и упражнения ОФП.
Исследование динамики силовой подготовленности студентов-юношей мы осуществляли с помощью трех упражнений пауэрлифтинга: жим штанги лежа, приседание со штангой на плечах, становая тяга с использованием метода максимальных усилий. Тестирование по определению силовой подготовленности юношей проводилось дважды в год: в начале семестра и перед зимней сессией (декабрь).
За объем специальной нагрузки, как и в тяжелой атлетике, принималось количество килограммов, поднятых в упражнении или в упражнениях за определенный период времени (тренировка, неделя, месяц, год). Объем тренировочной нагрузки в килограммах определяется путем умножения поднимаемого веса на количество подъемов штанги. Например: приседания 60кг х 3 подъема х 5 подходов = 940 кг. Если сложить тренировочные объемы всех упражнений, которые выполнялись на занятии, определится общий объем за занятие. Под интенсивностью тренировочной нагрузки в атлетической гимнастике, так же, как и в тяжелой атлетике, понимали величину среднего веса штанги, который определяется путем деления объема нагрузки в килограммах на КПШ (количество поднятых штанг). Например: 940 кг: 15 х КПШ=63 кг. Интенсивность тренировочной нагрузки в течение семестра не была постоянной. Она, как КПШ и объем, варьировалась. Так, для того, чтобы повысить интенсивность, надо увеличить количество подъемов штанги 85-90% весов, при этом уменьшив количество подъемов в подходе до 1-3, что незамедлительно приведет к уменьшению общего объема. И наоборот, если уменьшить интенсивность за счет увеличения подъемов 65-75% весов, поднимая их по 4-6 раз в подходе, то увеличится объем в килограммах.
В контрольной группе повышение показателей физической подготовленности осуществлялось согласно материалу рабочей программы дисциплины с использованием повторного метода и метода круговой тренировки. Для развития силовых качеств студентов, преимущественно использовались средства спортивной гимнастики.
В результате проведения формирующего эксперимента в течение семестра в конце исследования между контрольной и экспериментальной группами обнаружены достоверные различия в исследуемых показателях физической подготовленности (табл. 1).
Таблица 1
Показатели физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента (X ± m)
№ п/п Тесты Контрольная группа n=25 Экспериментальная группа n=23 Достоверность различий
1 Приседание со штангой на плечах (кг) 102,1+4,2 109,1+3,2 t=2,35 р<0,05
2 Жим лежа на горизонтальной скамье (кг) 66,2+3,2 72,3+2,6 t=2,47 р<0,05
3 Становая тяга (кг) 102,8+6,1 107,4+5,6 t=2,67 р<0,05
4 Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) 11,5+1,0 14,1+0,45 t=2,49 р<0,05
5 Прыжок в длину с места (см) 184,2+2,0 192,2+1,2 t=2,67 р<0,05
6. Поднимание и опускание туловища из положения лежа за 1 минуту (кол-во раз) 35,2+ 2,5 42,21+ 3,1 t=2,61 р<0,05
Так, результат в упражнении приседание со штангой на плечах в контрольной группе результат составил 102,1+4,2 кг., в экспериментальной - 109,1+3,2 кг, различия достоверны (р<0,05). В упражнении жим лежа на горизонтальной скамье плечах в контрольной группе результат составил 66,2±3,2 кг., в экспериментальной -72,3±2,6 кг, различия достоверны (р<0,05). В упражнении становая тяга в контрольной группе результат составил 102,8+6,1 кг., в экспериментальной - 107,4+5,6 кг, различия достоверны (р<0,05). Также, достоверные различия обнаружены в тестах, определяющих показатели силовой выносливости, скоростно-силовых способностей. Так, в тесте подтягивание на высокой перекладине результат в контрольной группе в конце эксперимента составил 11,5+1,0 раз, в экспериментальной - 14,1+0,45 раз, различия достоверны (р<0,05). В тесте прыжок в длину с места результат в контрольной группе в конце эксперимента составил 184,2+2,0 см, в экспериментальной - 192,2+1,2 см, различия достоверны (р<0,05).
В тесте поднимание и опускание туловища из положения лежа за 1 минуту результат в контрольной группе в конце эксперимента составил 35,2+ 2,5 раз, в экспериментальной - 42,21+ 3,1 раз, различия достоверны (р<0,05). В результате внедрения в учебно-воспитательный процесс по дисциплине «Физическая культура» средств атлетической гимнастики, в конце эксперимента в показателях физической работоспособности (ИГСТ) нами были выявлены достоверные различия между студентами контрольной и экспериментальной групп.
В конце эксперимента в контрольной группе показатель физической работоспособности составил 64,1 балла, в экспериментальной группе - 74,3 балла, различия достоверны (р>0,05). Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии предлагаемых средств атлетической гимнастики на показатели функциональных способностей обучающихся. Анализ показателей индекса Гарвардского степ-теста позволил заключить, что показатели физической работоспособности студентов 16-17 лет в экспериментальной группе повысился в течение семестра и стал соответствовать среднему уровню.
Выводы. Полученные результаты дают основание полагать, что использование средств и методов атлетической гимнастики в учебно-воспитательном процессе по физической культуре у студентов, привело к повышению результатов в соревновательных упражнениях пауэрлифтинга, а значит, способствовало эффективности учебного процесса. Также, можно заключить, что разработанная нами методика представляет собой наиболее прогрессивный метод организации специальной подготовки студентов, который в наибольшей мере отвечает функциональному механизму специфической деятельности занимающихся атлетической гимнастикой.
Приведенные в статье материалы могут быть интересны педагогам высших и средних специальных учебных заведений для повышения эффективности процесса физического воспитания.
Литература:
1. Болдышева М.В., Трямкина Ю.М. и др. Инновационные подходы к формированию дисциплины «Физическая культура» в условиях модернизации в высших учебных заведениях // Современные проблемы науки и образования. №4, 2014. С. 67-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22285394 (дата обращения: 15.02.2018)
2. Быстрицкая Е.В., Стафеева A.B. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решении // Вестник мининского университета. №4 (2). 2015. С. 26-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25286581 (дата обращения: 2.02.2018)
3. Губанищева A.A. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из видов подготовки конкурентоспособного специалиста // Научно-методический журнал «Физическое воспитание и спортивная тренировка». 2014. № 2 (8). С. 77-80 URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1359442 (дата обращения: 12.02.2018)
4. Гусев А.Н., Стафеева A.B. Прикладная физическая подготовка студентов в вузе как основа концепции разработки содержания дисциплины «Физическая культура» в рамках ФГОС 3+ // Балтийский гуманитарный журнал. Т. 5. №2 (15). 2016. С. 146-149 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26368645 (дата обращения: 12.01.2018)
5. Давиденко Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 2-6. URL: http://bmsi.ru/doc/9647096b-5754-443e-8bc9-e68712b8a8e6 (дата обращения: 12.01.2018)
6. Межман И.Ф. Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи // Молодой ученый. 2014. №5. С. 578-579. URL: https://moluch.ru/archive/64/10412/ (дата обращения: 18.02.2018).
7. Паначев В.Д. Роль образования в развитии физической культуры личности современного студента XXI века // Актуальные проблемы инновационного развития физической культуры, спорта и туризма: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Пермь. 2010. С. 89-91. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/157322/1/718-720.pdf (дата обращения: 17.02.2018).
8. Стафеева A.B., Дерябина А.Л. Повышение функциональной подготовленности девушек 18-25 лет средствами степ-аэробики // Фундаментальные исследования. №2 (часть 19). 2015. С. 4315-4318. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23614563 (дата обращения: 17.02.2018)
9. Стафеева A.B., Воронин Д.И. Теоретико-методические предпосылки использования восточных оздоровительных систем в решении проблем сохранения здоровья студентов // Высшее образование сегодня. 2013. №10. С. 68-74. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=20924176 (дата обращения: 17.02.2018)
10. Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б., Слепова Л.Н. Результаты мониторинга состояния здоровья студентов 1 курса Волжского политехнического института // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 4. С. 102107. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=751660 (дата обращения: 25.12.2017)
Педагогика
УДК: 373.1
доктор педагогических наук, доцент Кропочева Татьяна Борисовна
Новокузнецкий институт-филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук Синева Мария Викторовна
Новокузнецкий институт-филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения качества образования младших школьников. Авторы предлагают систему педагогических условий повышения качества знаний учащихся по учебному предмету «Окружающий мир». Особое внимание уделяется проблеме формирования научного понятия, как элемента знаний младших школьников об окружающем мире. Названные условия могут быть использованы учителем начальных классов при повышении качества преподавания учебного курса «Окружающий мир».
Ключевые слова: качество знаний, качество преподавания, учебный предмет «Окружающий мир».
Annotation. The article is devoted to the improvement of the quality of education of junior schoolchildren. The authors propose a system of pedagogical conditions for improving the quality of students' knowledge on the subject "The World around". Particular attention is paid to the problem of the formation of a scientific concept, as an element of knowledge of junior schoolchildren about the world around them. These conditions can be used by the primary school teacher while improving the quality of the teaching of the training course "The World around".
Keywords: quality of knowledge, quality of teaching, academic subject "The World around".
Введение. В российском обществе в последние годы довольно часто звучат словосочетания: качество жизни, социальная успешность, качество образования. Неслучайно поэтому в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», в разделе «Развитие образования» обязательным условием успешной работы учителя названо качество достигаемых результатов образования [2]. Определены и составляющие качества образования, а именно: уровень познавательных интересов, уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности обучающихся. Таким образом, качество образования включает и качество обучения, и качество развития, и качество воспитания.
Изложение основного материала статьи. Перед учителем современной начальной школы поставлена довольно сложная задача: добиваться качественного обучения, развития и воспитания каждого ребенка, даже имеющего ограниченные возможности здоровья. Добиваться этого следует разными способами. Во-первых, очень важно уважать личность каждого школьника (часто термин «уважение» подменяют термином «любовь», но любить каждого человека невозможно, это слишком сокровенно, а уважать учитель обязан каждого своего ученика). Во-вторых, необходим дифференцированный подход к обучению, являющийся главным условием индивидуализации обучения. Обязательность индивидуализации обучения мы объясняем следующим: в начальных классах умственная и учебная деятельность ребенка только начинает формироваться, причем происходит это у каждого школьника в разном темпе, часто скачкообразно, что и доказывает необходимость учета индивидуальных психических процессов каждого школьника.
Анализ программных документов по учебному предмету «Окружающий мир» показывает, что при изучении данной образовательной области младший школьник знакомится с широким кругом разнообразных природных и социальных понятий. Современные учебники по окружающему миру реализуют принцип энциклопедичное™, т.е. формирования элементарной ориентации в основных отраслях научного знания и современной мировой культуры. К сожалению, методическое обоснование организации учебной деятельности младшего школьника при изучении рассматриваемого курса недостаточно разработано, то есть методика обучения отстает от разработки содержания предмета «Окружающий мир».
В современных условиях постоянной смены учебников сложилась довольно сложная для учителя ситуация: учебник автором написан, а методическое пособие к нему не создано. Кроме того, часть авторов при написании каких-либо методик преподавания считают, что главное в них - это дополнительный учебный материал к уроку, в итоге получается не методическое пособие к учебнику, а хрестоматия. В XX веке, как правило, было всё наоборот: к учебнику создавались и автором, и другими учеными-методистами разнообразные методические пособия («методички», как их называли учителя). В результате, учитель не только имел «хороших помощников» при организации образовательного процесса, но и совершенствовал свой педагогический почерк при использовании методических пособий к учебнику.