Педагогика
УДК:378.1
старший преподаватель кафедры физической культуры Гусев Алексей Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Княгинино); кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владмировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Иванова Светлана Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
Аннотация. В статье рассматривается проблема ухудшения состояния физического здоровья студенческой молодежи и недостаточность исследований, освещающих вопросы организационно-методического обеспечения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» в инженерно-экономических вузах в рамках реализации ФГОС нового поколения. Предлагается программа дисциплины для бакалавров направления 43.03.01 Сервис, направленная формирование способности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Разработан раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка», направленный на развитие у студентов общей, статической и силовой выносливости, координации, зрительно - моторной реакции других психофизических качеств.
Ключевые слова: универсальные компетенции, элективные курсы по физической культуре, обучающиеся в вузе, профессионально-прикладная физическая культура, физическая подготовленность.
Anmtation. The article deals with the problem of deterioration of physical health of students and the lack of research covering the issues of organizational and methodological support of the discipline "Elective courses in physical culture" in engineering and economic universities in the framework of the implementation of the new generation of GEF. The program of discipline for bachelors of the direction 43.03.01 Service directed formation of ability to support the due level of physical readiness for ensuring full-fledged social and professional activity is offered. The section "Professionally-applied physical training" aimed at the development of students ' General, static and strength endurance, coordination, visual-motor response of other psychophysical qualities.
Keywords: universal competence, elective courses in physical culture, studying at the university, professionally-applied physical culture, physical fitness.
Введение. Анализ научно-методической литературы по вопросам состояния здоровья студентов вузов позволил выявить тенденцию его ухудшения среди учащихся этой группы по сравнению с прошлым десятилетием: отмечено значительное увеличение общего числа ослабленных юношей и девушек (страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата - 12,9%; имеющих нарушения сердечно -сосудистой системы - 6,5% и страдающих другими заболеваниями - 31,5%). Среди девушек эти показатели на 10%-15% выше по сравнению с юношами. Общий процент девушек - первокурсниц, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе, может достигать 70% и более.[1; 4]. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации показатели заболеваемости инфекционными заболеваниями в студенческом возрасте неуклонно растут на 510% ежегодно, болезни нервной системы увеличились за последние 2 года на 7%.
Анализ научно-методической литературы показывает, что вопросы повышения физической подготовленности студентов являются достаточно разработанными. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. [9] предлагают организовать учебные занятия по принципу спортивной специализации, делая акцент на определенной физкультурно-спортивной деятельности - спортивной борьбе, легкой атлетике, аэробике, спортивных играх. Такой подход дает результат только на группе студентов, заинтересованных в занятии именно этим видом спорта.
Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б., Слепова Л.Н. [8] большое внимание уделяют усовершенствованию системы педагогического контроля за физическим состоянием студенческой молодежи. Авторами предлагается перечень наиболее информативных тестов, которые характеризуют физическое и психическое состояние студентов, и устанавливается нормативная база этих показателей. Однако в силу объемности и траты времени сбор данных по физической подготовленности и последующий анализ результатов тестирования представляется трудновыполнимым.
Другие авторы [4; 5] рекомендуют сделать акцент на мотивацию студентов к самостоятельным занятиям. Несмотря на теоретическую обоснованность этого метода, в данных работах не учитываются смена приоритетов (выход на первый план вопросов получения профессиональной подготовки, трудоустройства, карьеры, создания семьи и воспитания детей) и отсутствие свободного времени у студентов.
В связи с этим особое значение приобретает вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи. Обучение в вузе предъявляет повышенные требования к здоровью студентов: резко возросшая учебная нагрузка, стремительное изменение привычного ритма жизни и круга общения, часто смена места проживания и качества питания вызывают сильный стресс и оказывают выраженное негативное влияние на физическое и психическое здоровье учащихся. Во время обучения в вузе повышается психоэмоциональная напряженность студентов, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний [2; 3; 5].
Современный специалист наряду с хорошей теоретической и практической подготовкой по избранному виду деятельности должен иметь оптимальное состояние здоровья и высокую работоспособность. В связи с этим одной из главных задач, стоящих перед вузами, является создание системы обучения, направленной на обеспечение баланса умственной и физической работоспособности.
Однако, как показывают результаты научных исследований [4] на всем протяжении обучения в вузе увеличивается количество студентов, имеющих недостаточный уровень физического развития; снижается физическая активность значительной части студентов от курса к курсу, в итоге к окончанию учебного заведения параметры физической подготовленности у большинства студентов оказываются ниже, чем до поступления в вуз. Таким образом, возникает необходимость совершенствования процесса физического воспитания в вузах.
Изложение основного материала статьи. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения процесс изучения дисциплины по физической культуре и спорту направлен на формирование способности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Разделение модуля по физической культуре на базовую часть и элективные дисциплины позволяет расширить физкультурно-спортивную направленность по сравнению с традиционной системой обучения, которая ограничивала способности и интересы обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности, сводя все к одной традиционной и стандартной программе. Данный элективный курс является дисциплиной по выбору.
Одним из вариантов решения оптимизации физического воспитания в вузе может стать разработка программы, объединяющей все исследованные способы повышения физической подготовленности студентов, основываясь на мотивах, целях и индивидуальных возможностях учащихся. Данная программа должна быть ориентирована на формирование, развитие и саморазвитие у выпускников вузов компетенций, принципиально важных для сохранения и укрепления их здоровья и для совершенствования их физического состояния в различных ситуациях жизнедеятельности.
Целью исследования явилось разработка образовательной программы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» для бакалавров направления подготовки 43.03.01 Сервис, направленной на повышение уровня физической подготовленности студентов на основе выбора вида физкультурно-спортивной деятельности, а также развитию социально и профессионально значимых качеств: эмоциональной устойчивости, оперативного и логического мышления, внимания и т. п.
В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что можно добиться улучшения физического состояния студентов и повышения эффективности их физической подготовленности при соблюдении следующих условий:
- обучение студентов методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля своих физиологических возможностей
- проведение оценки физической подготовленности путем сопоставления показателей развития физических качеств с результатами оценочных таблиц и динамики результатов от исходных показателей
- обеспечение формирования в процессе обучения необходимых психофизических качеств будущих специалистов, прикладных знаний, умений и навыков, которые помогут быстро адаптироваться к профессиональной деятельности, повысить уровень профессиональной надежности.
В процессе исследования нами была разработана программа «Элективные курсы по физической культуре. Легкая атлетика». Цель освоения дисциплины явилось формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств легкой атлетики для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих: УК-7 - способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис. Утвержден 8.06.2017) [7]. Нами были выделено 2 индикатора, необходимые для формирования будущего специалиста. УК - 7.1 -умение использовать средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности в будущей жизнедеятельности. УК-7.2 - умение демонстрировать необходимый уровень физических кондиций для самореализации в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основы техники легкоатлетических упражнений;
- основные этапы, принципы, средства и методы обучения технике легкоатлетических упражнений;
- основы теории и методики преподавания легкой атлетики;
- приемы общения с занимающимися на занятиях легкой атлетикой;
- содержание, формы, методы планирования занятий легкой атлетикой;
- факторы риска, методы профилактики травматизма в процессе занятий легкой атлетикой;
- методы и организацию комплексного контроля при занятиях легкой атлетикой;
- правила соревнований по легкой атлетике;
уметь:
- формулировать конкретные задачи преподавания легкой атлетики в учреждениях системы высшего образования, разным группам населения с учетом их состояния здоровья, возраста, уровня физического развития и физической подготовленности;
- подбирать и применять на занятиях легкой атлетикой адекватные поставленным задачам современные методы и средства по признаку их влияния на организм во взаимодействии с субъектами образовательного процесса;
- оценивать эффективность занятий легкой атлетикой, анализировать технику легкоатлетических упражнений, определять причины ошибок, находить и корректно применять средства, методы и методические приемы их устранения;
- планировать и проводить мероприятия по предупреждению травматизма на занятиях легкой атлетикой , оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим;
- формировать потребность в ведении здорового, физически активного образа жизни, приверженность к регулярным занятиям легкой атлетикой;
владеть навыками:
- практического выполнения упражнений, входящих в программу дисциплины «Элективные курсы по физической культуре. Легкая атлетика;
- применения специальной терминологии в процессе занятий, общения, воспитательной и консультационной работы;
- рациональной организации и проведения занятий и соревнований по легкой атлетике в соответствии с содержанием действующих программ и спецификой контингента занимающихся;
- применения средств легкой атлетики для воспитания физических качеств, укрепления здоровья занимающихся, формирования здорового образа жизни на основе потребностей в физической активности.
В содержание профессионально-прикладной подготовки (ППФП) студентов направления «Сервис» целесообразно включать упражнения, направленные на развитие общей, статической и силовой выносливости; координации; зрительно - моторной реакции; силы мышц спины, брюшного пресса, верхнего плечевого пояса и ног; упражнение на снятие «острого утомления» с мышц шеи, спины, кистей рук, способствующие притоку крови к головному мозгу. Содержание разделов блока ППФП представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание разделов блока ППФП для бакалавров, направления «Сервис»
Наименование раздела/темы Профессиональная прикладная физическая подготовка Лекции, часы Практические занятия, часы Компетенции (индикаторы) Всего часов по дисциплине
Тема 1. Формирование знаний и умений, необходимых для организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий 2 УК-7.1 2
Тема 2. Развитие организаторских и коммуникационных способностей, инициативности, эмоциональной устойчивости, оперативного и логического мышления, внимания, способности к импровизации, выдержки и самообладания. 2 2 УК-7.2 4
Тема 3. Упражнения на развитие общей, статической и силовой выносливости, координации. 4 УК-7.2 4
Тема 4. Упражнения на функции внимания и быстроты реакции 2 УК-7.2 2
Тема 5. Упражнения на развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхнего плечевого пояса и ног 2 УК-7.2 2
Тема 6. Комплексы и задания для тренировки мышц глаз. 2 УК-7.2 2
Тема 7. Упражнения на снятие «острого утомления» с мышц шеи, спины, кистей рук, способствующие притоку крови к головному мозгу 2 УК-7.2 2
Выводы. Таким образом, разработанная программа ориентирована на формирование и развитие у выпускников вузов компетенций, принципиально важных для сохранения и укрепления их здоровья и для совершенствования их физического состояния в различных ситуациях жизнедеятельности и будущей профессиональной деятельности. Средства легкой атлетики универсальны, доступны занимающимся с любым уровнем подготовки и позволяют гармонично воздействовать как на все физические качества, так и на основные жизнеобеспечивающие системы организма человека.
«Элективные курсы по физической культуре» для бакалавров направления подготовки 43.03.01 Сервис способствует повышению уровня физической подготовленности студентов на основе выбора вида физкультурно-спортивной деятельности, развитию социально и профессионально значимых качеств, что в конечном итоге окажет положительное влияние на формирование качественного специалиста в сфере сервиса и услуг.
Литература:
1. Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решении // Вестник мининского университета. №4(2). 2015. С.26-28. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=25286581 (дата обращения: 2.02.2018)
2. Губанищева А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из видов подготовки конкурентоспособного специалиста // Научно-методический журнал «Физическое воспитание и спортивная тренировка». 2014. № 2 (8). С.77-80 URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1359442 (дата обращения: 12.02.2018)
3. Гусев А.Н., Стафеева А.В. Прикладная физическая подготовка студентов в вузе как основа концепции разработки содержания дисциплины «Физическая культура» в рамках ФГОС 3+ // Балтийский гуманитарный журнал. Т.5. №2 (15).2016. С.146-149 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26368645 (дата обращения: 12.01.2018)
4. Давиденко Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 2-6. URL: http://bmsi.ru/doc/9647096b-5754-443e-8bc9-e68712b8a8e6 (дата обращения: 12.01.2018)
5. Стафеева А.В., Дерябина А.Л. Повышение функциональной подготовленности девушек 18-25 лет средствами степ-аэробики // Фундаментальные исследования. №2 (часть 19). 2015. С.4315-4318. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23614563 (дата обращения: 17.02.2018)
6. Стафеева А.В., Воронин Д.И. Теоретико-методические предпосылки использования восточных оздоровительных систем в решении проблем сохранения здоровья студентов // Высшее образование сегодня. 2013. №10. С. 68-74. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=20924176 (дата обращения: 17.02.2018)
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис. Утвержден 8.06.2017
8. Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б., Слепова Л.Н. Результаты мониторинга состояния здоровья студентов 1 курса Волжского политехнического института // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 4. С. 102107. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=751660 (дата обращения: 25.12.2017)
9. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (Дата обращения 12.10.2018)
Педагогика
УДК: 377.5
кандидат педагогических наук Гусейнова Аща Айирмагомедовна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
МЕХАНИЗМЫ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ, ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются механизмы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации; дается описание основных мероприятий по сопровождению выпускников с инвалидностью при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: сопровождение, трудоустройство, лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Annotation. Mechanisms to facilitate employment of graduates with disabilities and special needs who completed the training programs of secondary professional education
The article considers mechanisms to facilitate employment of graduates of professional educational institutions with disabilities and the limited possibilities of health in the constituent entities of the Russian Federation; describe the main activities to support graduates with disabilities in employment in the Russian Federation.
Keywords: maintenance, employment, persons with disabilities and the limited possibilities of health.
Введение. В последние годы происходит повышение интереса к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды при получении ими профессионального образования. Это связано, как с ростом понимания необходимости повышения социально-экономического статуса инвалидов в российском обществе, так и с нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих инвалидов и их доли среди населения.
Под профессиональной подготовкой лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с инвалидностью понимается процесс профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное образование инвалидов направлено на формирование у них социальной и профессиональной компетентности, сохранение и укрепление их здоровья и на этой основе повышение их трудового потенциала, что обеспечивается созданием специальных условий получения профессионального образования [1].
Изложение основного материала статьи. Одна из важнейших составляющих системы оценки качества реализуемых программ среднего профессионального образования и профессионального обучения -трудоустройство выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Трудоустройство - это система организационных, экономических и правовых мероприятий, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.
Содействие трудоустройству выпускников среднего профессионального образования, в том числе и лиц с ОВЗ и инвалидностью является одним из целевых ориентиров образовательной деятельности. Без целенаправленной работы в данном направлении, без выделения структурных подразделений с определением плана, целей и задач, ответственных и их функционала такая работа не будет эффективной.
Современным механизмом развития доступности и качества предоставления среднего профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью с 2016 году является формирование сети базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО), координируемых федеральным методическим центром ГАОУ ВО МГПУ.
Под базовой профессиональной образовательной организацией мы понимаем профессиональную образовательную организацию, обеспечивающую поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации [2].
Важнейшим показателем деятельности БПОО является трудоустройство выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Поэтому БПОО необходимо разрабатывать и внедрять механизмы эффективного трудоустройства выпускников с ОВЗ в регионах, налаживание продуктивного взаимоотношения с работодателем, формирование банка вакансий для выпускников инвалидов.
Мониторинг трудоустройства выпускников БПОО - одна из важнейших составляющих системы оценки качества реализуемых программ среднего профессионального образования и профессионального обучения. Показатель «Трудоустройство выпускников образовательных программ СПО» включен в ежегодный