- перечень учебно-методического материала и нормативных документов, подлежащих проработке и усвоению;
- критерии оценивания конспекта проведения занятия по лыжной подготовке и техники способов передвижения на лыжах;
- вопросы для самоконтроля, тестовый или программированный контроль знаний.
2. При освоении программного материала учебной практики (одинакового для всех обучающихся) необходимо учитывать особенности обучающихся, специализирующихся в различных видах спорта, и в связи с этим корректировать задания: подбор и объём подготовительных и подводящих упражнений; варьирование условий и продолжительности их выполнения при освоении техники лыжных ходов.
3. Практические занятия, проведенные обучающимися, должны анализироваться (степень и характер затруднений проведения занятий на лыжах; анализ методической деятельности обучающихся; хронометрия занятий - соотношение затрат времени на различные элементы учебно-воспитательной деятельности и выявление их целесообразности) как преподавателями, так и студентами-экспертами с позиций его достоинств и недостатков с целью совершенствования первых и устранения вторых.
Литература:
1. Дядичева М.В., Ансимова З.Ю. Формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности будущих учителей физической культуры. / Развитие теоретических основ физического воспитания и спорта. -СПб: издательский дом «Инкери», - 2018. С. 29-35.
2. Казацкая Л.В., Ананьева Л.Я., Габедова И.Б., Бурмистрова М.П. Педагогическая практика в общеобразовательных учреждениях студентов факультета физической культуры. - Саратов: ИЦ «Наука», 2007. - 53 с.
3. Лыжный спорт: Учебник для вузов / Г.В. Скорохватова, В.В. Фарбей - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 623 с.
4. Скорохватова Г.В., Чепаков Е.М. Анализ педагогической деятельности и оценка затруднений студентов при проведении учебной практики. / Развитие теоретических основ физического воспитания и спорта. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - СПб: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, - 2018. С. 26-30.
Педагогика
УДК 371.7
старший преподаватель Снежницкая Валерия Валерьевна
Приволжский исследовательский медицинский университет
Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Нижний Новгород);
старший преподаватель Бурханова Ирина Юрьевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье рассматривается проблема поиска оптимальных путей оптимизации учебно-воспитательного процесса у детей младшего школьного возраста процессе использования на уроках физической культуры современных физкультурно-спортивных технологий спортивной борьбы карате. Представлены результаты констатирующего эксперимента по оценке показателей физического здоровья, а также физической подготовленности школьников младших классов и обоснована необходимость оптимизации учебно-воспитательного процесса по физической культуре младших школьников. Разработано содержание учебно-воспитательного процесса по физической культуре обучающихся младших классов на основе обучения элементам карате.
Ключевые слова: физическая культура, младшие школьники, физическое здоровье, физическая подготовленность, элементы карате.
Annotation. The article deals with the problem of finding the best ways to optimize the educational process in children of primary school age during the use of modern physical culture lessons of sports technology wrestling karate. The article presents the results of ascertaining experiment to assess the indicators of physical health and physical fitness of primary school students and the need to optimize the educational process in physical culture of primary school children. The content of the educational process on physical culture of younger students on the basis of teaching karate elements is developed.
Keywords: physical education, younger students, physical health, physical fitness, elements of karate.
Введение. Проблемы здоровья молодого поколения на сегодняшний день находятся в области значимых интересов государства и общества. Политика государства в этом направлении считает возможным формирование физически здоровой, образованной, всесторонне развитой, социально активной личности, что смогло найти отражение в приоритетном национальном проекте «Здравоохранение» (Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.). Наряду с позицией государства, направленной на сохранение здоровья школьников, в настоящее время продолжается интенсификация учебного процесса на всех уровнях образования. Значительно возросли эмоционально-психологические и функциональные нагрузки, особенно статического характера. Данная организация процесса образования оказывает негативное влияние на развитие ведущих систем и организма в целом и, как следствие, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье детей в процессе обучения в школе [3; 8].
ФГОС и программами по предмету «Физическая культура» предусмотрен существенный вариативный компонент. Исходя из этого, учителям предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать содержание и процессуальный компонент физического воспитания, принимая во внимание индивидуальные особенности обучающихся, резервы обеспечения образовательного учреждения, традиции развития физической культуры в определенной [6]. Вместе с тем, недостаток у педагогов - практиков, которые почти
всю свою жизнь трудятся по строгим установкам и планам, опыта в самостоятельном построении вариативного антропоцентрического физического воспитания, приводит к неким трудностям и нередко к изменению идеи гуманизации процесса в целом [1; 7].
Немногочисленные исследования, посвященные использования традиционного карате в учебно-воспитательном процессе по физической культуре у учащихся младших классов, охватывают широкий спектр проблем, начиная от построения учебно-тренировочного процесса и заканчивая возможностью применения карате на уроках физической культуры в школе [6]. Однако, вопросы практического использования данного вида спорта с целью повышения и укрепления физического здоровья и физической подготовленности детей младшего школьного возраста остаются нерешенными.
Актуальность исследования заключается в разрешении сложившихся в теории и практике физического воспитания и спорта противоречий между:
- необходимостью оптимизации учебно-воспитательного процесса по физической культуре и отсутствием современных физкультурно-спортивных технологий в начальной школе;
- интересами младших подростков к разнохарактерной спортивной деятельности (в частности, традиционного карате) и отсутствием методик и технологий, адекватных их возрастным особенностям;
- наличием методического материала и практического опыта в спорте высших достижений (применительно к различным видам борьбы) и его не востребованностью в целях гармонизации физического развития детей 10-11 лет в образовательных учреждениях.
Вышеизложенные аспекты актуальности позволили сформулировать проблему исследования, которая заключалась в поиске оптимальных путей оптимизации учебно-воспитательного процесса у детей младшего школьного возраста процессе использования на уроках физической культуры современных физкультурно-спортивных технологий спортивной борьбы карате.
В качестве рабочей гипотезы исследования предполагалось, что экспериментальное содержание учебно-воспитательного процесса на третьем уроке физической культуры обучающихся начальных классов на основе обучения элементам карате будет способствовать повышению физического здоровья, физической подготовленности и формированию технических приемов карате у обучающихся.
Целью исследования явилось теоретическое обоснование и разработка содержания учебно-воспитательного процесса по физической культуре обучающихся младших классов на основе обучения элементам карате. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать научные и методические источники о современных спортивно-оздоровительных технологиях совершенствования системы школьного физического воспитания, а также аспектах изучения элементов карате для детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
2. В процессе педагогического констатирующего эксперимента оценить показатели физического здоровья, физической подготовленности и технических приемов карате у обучающихся начальной школы.
3. Разработать содержание учебно-воспитательного процесса по физической культуре учащихся 4-х классов на основе обучения элементам карате.
Для решения поставленных задач нами использовался метод педагогического эксперимента, целью которого явилось экспериментальное обоснование необходимости разработки содержания учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленного на повышение физической подготовленности детей младшего школьного возраста на основе обучения элементам карате.
Изложение основного материала статьи. В эксперименте приняли участие практически здоровые учащиеся школьного возраста 10-11 лет, в количестве 45 человек. Контрольная и экспериментальная группы были представлены учащимися 4-х классов средней МБОУ школа№54 г.Нижнего Новгорода, и состояли из 23 и 22 человек, соответственно.
В ходе эксперимента оценивались показатели физического здоровья, физической подготовленности и показатели технических приемов карате у обучающихся начальной школы. Полученные результаты были проанализированы и сравнивались со средними данными физического здоровья школьник, опубликованных в научно-методических источниках [4; 9].
Коэффициент здоровья (КЗ) использовался с целью определения уровня приспособительных реакций организма школьников к физическим нагрузкам. Расчет КЗ производился по модифицированной формуле, предложенной Казиным Э.М. (2003).
По мнению Ширвановой С.Р., (2008); Анжиганова В.Н., (2013): «исследования, проводимые в течение последних лет в различных регионах нашей страны и за рубежом, свидетельствуют о замедлении темпов роста детей с конца 80-х годов прошлого столетия. Отмечается увеличение удельного веса детей с низким уровнем физического развития, возрастает число низкорослых и детей, имеющих низкую массу тела, в 80-е годы XX в. уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и массы тела».
Очень часто стало встречаться у детей младшего школьного возраста, когда дисгармоничное физическое развитие сопровождается отставанием темпов полового созревания и только характеризуется снижением функциональных резервов организма, развитием различных соматических болезней. Ухудшение показателей физического развития школьников может привести к нарушению опорно-двигательного аппарата. По данным авторов, низкая масса тела при нормальных значениях длины тела в несколько раз повышает риск развития хронических заболеваний, а высокая масса тела при нормальных значениях длины тела - в 2 раза увеличивает риск развития любой патологии.
Достоверно установлено, что ухудшение физического развития согласуется с неблагоприятными изменениями психического здоровья детей. По данным Ждановой Л.А. (2011), уменьшение длины тела ребенка часто сочетается с отставанием его умственного развития.
До настоящего времени ведется дискуссия о нормативах физического развития детей и подростков. Наряду с мнением о необходимости создания региональных таблиц для оценки их уровня физического развития (Воронина Г.А., 2009), ряд исследователей доказывает состоятельность использования межрегиональных нормативов. Сторонники нормативов, основанных на региональных особенностях, утверждают, что показатели физического развития школьников подвергается изменениям в зависимости от климатических, экологических, социальных, генетических, географических, этнических факторов. Поэтому стандарты физического развития детей и подростков требуют регулярного (не реже 1 раза в 10 лет) обновления.
Результаты исследования. В процессе констатирующего эксперимента нами была произведена оценка показателей физического развития и физического здоровья с помощью вычисления коэффициента здоровья (КЗ). Коэффициент здоровья использовался с целью определения уровня приспособительных реакций организма школьников к физическим нагрузкам. Полученные показатели сравнивались с показателями со средними данными школьников по данным научно-методических источников.
В результате нами выявлены достоверные различия в показателях коэффициента здоровья у обучающихся младших классов МБОУ школа№54 и показателями физического развития школьников по данным исследований авторов. При этом сравнительный анализ показателей физического развития - длина и масса тела, ЧСС детей МБОУ школа №54 имеют более низкие показатели по сравнению с показателями, представленными Ланда Б.Х., 2012; Шакировой А.Т., 2016 (табл. 1).
Таблица 1
Показатели физического развития и физического здоровья учащихся 4-х классов
№ Показатели Контрольная группа М ± т Показатели ФР (Ланда Б.Х., 2012; Шакирова А.Т., 2016) М ± т Достоверность различий
1 Длина тела (см.) 129,2±1,2 133±1,1 1=2,29 р<0,05
2 Масса тела (см.) 25,1±0,4 29,01±0,4 1=2,32 р<0,05
3 ЖЕЛ (мл.) 815,8±17,1 884,4±13,7 1=3,01 р<0,05
4 АД (мм\рт\ст.)
а систолическое 89,4 ± 2,5 84,2 ± 2,17 1 = 1,33 р>0,05
б диастолическое 49,3 ± 1,5 48,04 ± 1,2 1 = 0,39 р>0,05
6 ЧСС (уд\мин) 81,5± 1,2 75,5±1,5 1 = 2,51 р<0,05
Показатель длины тела школьников МБОУ школа№54 составил 129,2±1,2 см, в исследовании Ланда Б.Х., 2012; Шакировой А.Т., (2016) - 133±1,1 см., различия достоверны (р<0,05). Показатель массы тела у школьников составил 25,1±0,4 кг., по данным авторов, изучающих статистические показатели физического развития школьников России 29,01±0,4 кг., различия достоверны (р<0,05).Также достоверные различия обнаружены в показателях частоты сердечных сокращений (ЧСС) между статистическими показателями исследователей Ланда Б.Х., (2012); Шакировой А.Т., (2016) и показателями МБОУ школа№54. Показатель школьников г.Нижнего Новгорода составил 81,5±1,2 уд/мин, по данным авторов - 75,5±1,5 уд/мин, соответственно.
Анализ показателей артериального давления позволил выявить отсутствие достоверных различий между школьниками МБОУ школа№54 и данными, представленными авторами в научно-методической литературе.
Таким образом, сравнительный анализ показателей физического развития школьников позволил сделать заключение, что в целом показатели физического развития школьников г. Нижнего Новгорода соответствует возрасту, но достоверно ниже, чем в исследованиях Ланда Б.Х., (2012); Шакировой А.Т., (2016), которые изучали показатели физического развития школьников средней полосы России.
Результаты исследования и сравнительный анализ показателей коэффициента здоровья (КЗ), являющегося критерием оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы в контрольной группе школьников Читы, свидетельствует о том, что показатель степени адаптации системы кровообращения составляет 2,9 балла, что свидетельствует о напряжении механизмов адаптации.
Следующей задачей являлось произвести анализ физической подготовленности обучающихся 4-х классов г. Нижнего Новгорода и сравнение этих показателей с показателями уровня физической подготовленности [5].
Были использованы тесты, позволяющие оценить показатели скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, силы и гибкости. Далее определялись уровни физической подготовленности на основе методики Ашмарина Б.А., (1980).
В результате сравнительного анализа полученных данных физической подготовленности детей школы МБОУ школа №54 было выявлено, что в тестах, характеризующих показатели скоростно-силовых способностей, школьники показали ниже среднего уровень физической подготовленности. А в тестах, характеризующих показатели выносливости, силы верхних конечностей и мышц пресса, обучающиеся школы г. Нижнего Новгорода показали результаты, соответствующие низкому уровню физической подготовленности. Поскольку, общая выносливость - физическое качество, отражающее физическую работоспособность, а силовые способности играют большую роль в формировании мышечного корсета, недостаточный уровень их развития могут способствовать дисгармоничному развитию и снижению адаптационных механизмов организма детей.
Таким образом, низкие показатели физического развития и физической подготовленности школьников свидетельствуют о малоэффективных средствах физического воспитания в школьном учреждении и необходимости разработки и внедрения новых технологий и методик, направленных на повышение данных показателей (табл. 2).
Таблица 5
Показатели физической подготовленности учащихся 4-х классов и показатели уровня физической подготовленности (В.И. Лях, 2011) (М±m)
Показатели Контрольная группа (п=12) В.И. Лях, 2011 Достоверность различий (р<0,05)
Прыжок в длину с места (см) 155,2±1,0 159,1±1,0 1=2,9 р<0,05
Подтягивание на низкой перекладине хватом сверху (раз) 5,9±0,1 8,9±0,1 1=2,34 р<0,05
Бег 6 минут (м) 1015,2±18,6 1221,4±27,1 1=1,29 р>0,05
Челночный бег 3х10 м (сек.) 9,79±0,1 9,49±0,01 1=2,54 р>0,05
Полученные результаты позволяют заключить, что целесообразным является разработка содержания учебно-воспитательного процесса по физической культуре обучающихся начальной школы на основе обучения элементам карате, направленное на повышение физического здоровья, физической подготовленности и формированию технических приемов карате.
Проектирование содержания учебно-воспитательного процесса по физической культуре у учащихся предусматривал проведение трех уроков в неделю. В основу содержания учебно-воспитательного процесса третьего урока в неделю по физической культуре для учащихся начальной школы были положены методы и средства обучения техническим элементам традиционного карате, направленные формирование навыков владения элементов карате, а также на повышение уровня физической подготовленности учащихся. В конце занятия проводились игры с элементами единоборств, для того, чтобы повышать интерес школьников к занятиям, а также развивать в игровой форме физические качества, необходимые для традиционного карате.
В содержании программы предлагаются основы подготовки по спортивному разделу карате, в доступных для изучения и тренировки упражнениях, включающих в себя:
1. упражнения для развития и совершенствования простых двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, эстафеты и подвижные игры);
2. упражнения для развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости;
3. упражнения для формирования специальных двигательных навыков (простейшие элементы акробатики и спортивной гимнастики, упражнения в безопасном падении (самостраховке);
4. изучение базовой техники (стойки и передвижения, удары, броски, блоки);
5. разучивание 8-12 основных приемов карате( бросков и их простейших комбинаций).
В целях лучшего усвоения изучаемого материала предлагались занимающимся доступные приемы (упражнения), которые соответствуют их технической подготовке и уровню физического развития.
Выводы. Анализируя школьные программы по физической культуре было выявлено проблема повышения оздоровительного эффекта урока физической культуры требует серьёзной научной проработки, сложность решения которой заключается в малом количестве уроков физической культуры и в необходимости решения на одном уроке образовательных и оздоровительных задач. В этой связи актуальным является использование у учебном процессе по физической культуре новых физкультурно-спортивных видов, направленных не только на сохранение и укрепление здоровья детей, но и расширение двигательного арсенала умений и навыков. Одним из таких средств может быть занятия единоборствами.
Исследование роли занятий единоборствами, показывает, что они совершенствуют у школьников цели и мотивы самовоспитания, возникновение новых потребностей, обогащают чувства, развивают эмоциональную сферу, умение адекватно оценивать поступки свои и товарищей. Формирование у учащихся новых психических качеств обуславливает дальнейшее усложнение, обогащение и повышение эффективности самовоспитания. При этом, волевая активность юного спортсмена является необходимым компонентом, целью, результатом, главным двигателем всего учебно-тренировочного процесса.
В ходе констатирующего эксперимента оценивались результаты педагогического эксперимента по оценке показателей физического здоровья, а также физической подготовленности школьников младших классов.
Результатом педагогического констатирующего эксперимента явилось разработанное содержание учебно-воспитательного процесса по физической культуре учащихся 4-х классов на основе обучения элементам карате.
Литература:
1. Жданова Л.А., Русова Т.В. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников // Российский педиатрический журнал. 2011. № 2. С. 52-56.
2. Кипчаков Б.Б. Особенности методики применения подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры // Молодой ученый. 2013. - №7. - С. 325-330.
3. Куликова Т.М. Технология формирования мотивации к урокам физической культуры у учащихся старших классов средствами каратэ / Т.М.Куликова // Материалы VIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». М., 2012. С. 182 - 185.
4. Ланда Б.Ф. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособ. М.: Прсвящение, 2012. 192 с.
5. Лях В. И. Программы общеобразовательных учреждений. 1-1 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. М.: Просвещение, 2011.
6. Сатретдинова И., Федосеева Я., Калеева М., Маслова М., Хусиянова А. Состояние здоровья современных детей и подростков // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10-2 (42). С. 183 - 188.
7. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе// Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (Дата обращения 12.10.2018)
8. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука, 2013, № 1(3). С. 87.
9. Шакирова А.Т. Медико-генетические аспекты физического развития детей школьного возраста: диссертация ... кандидата Медицинских наук: Казанский государственный медицинский университет. Казань, 2016. 156 с.
Педагогика
УДК 373.1
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии Соколова Александра Сергеевна Московский государственный лингвистический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры экономики транспорта Колчина Вера Викторовна
Уральский государственный университет путей сообщения (г. Екатеринбург)
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Аннотация. Обучение в высшем или среднем учебном заведении имеет особое значение для будущей карьеры, поскольку именно в этот период человек начинает выступать в качестве субъекта производственных отношений: у него складывается система взглядов на профессиональную деятельность, оформляются духовно-нравственные и социальные ориентиры, закрепляются мотивы, связанные с выполнением определенных обязанностей. Одним из главных векторов модернизации российского образования и ключевых критериев его эффективности является востребованность специалистов на внутреннем и международном рынке труда, подразумевающая не только высокий уровень профессионализма в соответствующей области и осведомленность о смежных сферах деятельности, но и готовность к достижению результатов, соответствующих мировым стандартам, а также развитое профессиональное самоопределение выпускников и выстроенную Я-концепцию личности. Подход к решению проблемы профессионального самоопределения обучающихся, предлагаемый авторами данной статьи, основан на позиции Л.М. Митиной, в соответствии с которой эволюция профессионала неотделима от эволюции личности: и то, и другое базируется на принципе самосовершенствования, определяющем умение индивида трансформировать свою жизнь в объект активного и продуктивного изменения, результатом которого становится высшая форма жизнедеятельности - самореализация в творчестве.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, исследовательская деятельность, компетентностный подход, принцип гуманизации, практикоориентированный выпускник профессиональной образовательной организации.
Annotation. Training in the highest or average educational institution is of particular importance for future career as during this period of people begins to act as the subject of relations of production: it has a frame of reference on professional activity, spiritual and moral and social reference points are made out, the motives connected with performance of certain duties are fixed. One of the main vectors of modernization of Russian education and key criteria of its efficiency is the demand of experts in internal and international labor market meaning not only high level of professionalism in the respective area and awareness on adjacent fields of activity, but also readiness for achievement of the results conforming to the international standards and also the developed professional self-determination of graduates and the built Ya-concept of the personality. The approach to a solution of the problem of professional self-determination of students offered by authors of this article is based on a position of L.M. Mitina according to which evolution of the professional is inseparable from evolution of the personality: both is based on the principle of self-improvement defining ability of the individual to transform the life to object of active and productive change which result is the highest form of activity - self-realization in creativity.
Keywords: professional self-determination, research activity, competence-based approach, principle of a humanization, prak-tikooriyentirovanny graduate of the professional educational organization.
Введение. Компетентностный подхода, выступающий основой для ФГОС 3-го поколения, базируется на культуре самоопределения. Согласно данному подходу, специалист должен вносить в свою профессию элемент новизны, пусть даже весьма незначительный (оригинальный метод, прием и т.п.), быть готовым к персональной ответственности за предпринятые действия, формулировать цели, отталкиваясь от собственной иерархии ценностей [12]. Обучение в высшем или среднем специальном учебном заведении имеет особое значение для будущей карьеры, поскольку именно в этот период человек начинает выступать в качестве субъекта производственных отношений: у него складывается система взглядов на профессиональную деятельность, оформляются духовно-нравственные и социальные ориентиры, закрепляются мотивы, связанные с выполнением определенных обязанностей. Усиление роли конкретной личности в выстраивании «образовательных маршрутов» нового образца предполагает использование образовательных технологий, позволяющих «пробиться» к индивидуальности, предоставить учащемуся право и возможность выбора, позволить ему продемонстрировать свое неравнодушие к собственной профессиональной судьбе.
Тем не менее, большинство экспертов отмечают, что вузы и ССУЗы, как правило, не отступают от знаниевой концепции образования, в соответствии с которой личность представляет собой объект воздействия, что приводит к ее пассивности, несамостоятельности и склонности к социальному паразитизму. Формирование факторов, способствующих самосовершенствованию и самореализации каждого студента, определению и раскрытию его интеллектуально-творческого потенциала, на данный момент осуществляется далеко не всегда и не везде. С точки зрения практикующих преподавателей и педагогов-теоретиков (Е.В. Протас, Ю.В. Шаронина и других), выполнить поставленные задачи можно с опорой на педагогические системы с механизмом внутреннего развития, детерминирующие главные векторы деятельности учебных