«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ II СПОРТА» Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма
Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г. '
№8 (3/2008)
УДК 37.037.1+796.01
ВЛИЯНИЕ БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОТНОШЕНИЕ К УРОКУ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кандидат педагогических наук, профессор Соломахин О.Б.
Камская государственная академия физической культуры спорта и туризма Набережные Челны
Кандидат педагогических наук, ст. преподаватель Ахметшина Э.И.
Института экономики, управления и права Набережные Челны
THE INFLUENCE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN MODULERATING SYSTEM TO THE PHYSICAL CULTURE CLASSES
O.B. Solomahin, Ph.D., professor Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
E.I. Ahmetshina, Ph.D., senior teacher Institute of economy, management and law Naberezhnye Chelny
e-mail: institut_dop@mail. ru
Ключевые слова: физическая культура и здоровье, младшие школьники, оценка, знания в области физической культуры, отношение к занятиям фк.
Аннотация. В данной работе авторы ставили перед собой цель теоретического обоснования и экспериментальной проверки эффективности педагогических условий формирования у учащихся начальных классов осознанной потребности в регулярных занятиях физической культурой. Разработанная модель процесса формирования у младших школьников потребности в регулярных занятиях физической культурой и ее внедрение в практику общеобразовательных школ.
Key words: physical culture, primary school children, mark, physical culture knowledge, physical culture attitude.
Summary: The authors set the aim to prove theoretical and experimental the affectivity of pedagogical conditions of the regular training realized needs at this work. The developed model of primary school children regular training needs forming through the PC classes and its involving into the practice of secondary schools.
В данной работе авторы ставили перед собой цель теоретического обоснования и экспериментальной проверки эффективности педагогических условий формирования у учащихся начальных классов осознанной потребности в регулярных занятиях физической культурой. Разработанная модель процесса формирования у младших школьников потребности в регулярных занятиях физической культурой и ее внедрение в практику общеобразовательных школ позволила выделить ряд основных педагогических условий, позволяющих получить наилучшие результаты:
- осуществление работы по формированию у младших школьников положительного отношения к занятиям физической культурой;
- усиление внимания к теоретическому компоненту содержания физического образования;
- использование активных организационных форм и методов обучения;
- формирование у младших школьников потребности в регулярных занятиях физической культурой с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- обеспечение занятий по физической культуре соответствующим учебно-методическим и материально-техническим оснащением.
В настоящее время трудно переоценить значение занятий физической культурой и спортом для всех слоев населения: детей и их родителей, школьников и студентов, рабочих и служащих. Все должны знать, что физическая культура и спорт: это всестороннее и гармоничное развитие личности; это здоровье нации, здоровье следующих поколений; это расширение круга общения, развитие коммуникабельности; это резкое сокращение случаев пьянства и других негативных явлений, особенно среди подростков; это дисциплинированность, хороший социально-психологический климат; социальная активность людей; это борьба с профессиональными заболеваниями, травматизмом; уменьшение срока обучения и овладения специальностью; это профессионально-прикладная подготовка; это рациональное проведение свободного времени. Общественное мнение должно способствовать тому, чтобы каждый человек осознавал, что существует множество факторов, ослабляющих здоровье, наносящих значительный вред организму, а положительно воздействующих не так уж много, и среди них не последнюю роль играют физическая культура и массовый спорт, целого ряда болезней без определенного объема занятий физической культурой избежать невозможно.
Таким образом, сегодняшние средства массовой информации не используют в полной мере своих возможностей для формирования нравственного, физического здоровья нации посредством такого мощного воспитательного и оздоровительного феномена, как физическая культура (Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич). Широкое использование интеллектуального воспитания в сфере формирования физической культуры человека может изменить ситуацию физкультурной безграмотности большинства людей, и позволит ему стать реальной предпосылкой их сознательного отношения к ценностям этой сферы деятельности (М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева).
Несмотря на высокую значимость занятий с годами неуклонно ухудшается отношение к ФК у населения. Широкая сеть современных спортивно-оздоровительных клубов, предлагающая свои платные услуги, доступна не всем. А навыков самостоятельных занятий за время обучения в школе и других учебных заведениях не выработано. Мы начали изучать данную проблему, начиная с младшего школьного возраста. Для определения отношения к школе определили уровень общеучебной мотивации учащихся начальных классов (по Н. Лускановой). На основании результатов по анкете можно установить пять основных уровней школьной мотивации:
1) высокий уровень школьной мотивации, учебной активности;
2) хорошая школьная мотивация; данный уровень мотивации является средней нормой;
3) положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;
4) низкая школьная мотивация, дети находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе;
5) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
По результатам опроса учащихся начальных классов самый высокий уровень школьной мотивации демонстрируют учащиеся в 3-х классов - 58 %, 1-х классов - 46 %, 42 % учащиеся 4-х классов, а самый низкий показатель высокого уровня мотивации во 2-х классах - 24 %. Достаточно высоки показатели хорошей школьной мотивации: в 1-х классах 32 %, во 2-х классах 38 %, в 3-х - 34 %, в 4-х - 48 %. Показатели положительной школьной мотивации также очень демонстративны: в 1-х классах 22 %, во 2-х - 28 %, в 3-х - 8 % и в 4-х - 10 %. Таким образом, показатели, демонстрируемые учащимися начальных классов, неоднозначные и динамичные, так как выявлены высокие результаты в общеучебной мотивации: дети хотят учиться, получать знания, большинство из них справляется с учебной программой. Возникает противоречие между желанием и
наклонностями детей в учёбе, и отсутствием познавательной и творческой активности на уроках физической культуры.
По результатам анкетного опроса для изучения отношения детей к физической культуре учащиеся были разделены по трем уровням отношения: высокий уровень, средний уровень и низкий уровень отношения к физической культуре. Рассматривая данный вопрос, была выявлена следующая закономерность: отношение к занятиям физической культурой из года в год снижается (высокий уровень отношения: 1 кл. - 46 %,
2 кл. - 45 %, 3 кл. -44 %, 4 кл. - 31 %; низкий уровень отношения: 1 кл. - 4 %, 2 кл. - 4 %,
3 кл. - 9 %, 4 кл. - 18 %). Возникает вопрос: в чем же причина снижения интереса к занятиям физической культурой? Согласно проведенного опроса учащихся начальных классов одними из основных причин, выделенных детьми, отмечаются непосильный уровень предъявляемых требований и насмешки со стороны «сильных» учащихся.
Предлагаемые на сегодняшний день новые педагогические технологии и методы (увеличение количества уроков, спортивно-ориентированное физическое воспитание) проведения более эффективного и качественного урока физической культуры в школе во многом проблематичны и невозможны. Основной причиной, негативно влияющей на эти в целом положительные и необходимые формы и методы занятий физической культурой, является отсутствие спортивно-материальной базы (спортивные сооружения, спортинвентарь, зарплата работников среднего и профессионального образования). Бально-рейтинговая оценка, используемая на уроках физической культуры, с рационально выверенными, в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, критериями позволяет значительно повысить отношение к урокам физической культуры. Предложенные нами критерии оценивают не только физическую подготовленность, но и ряд других критериев. Применение принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил устранить негативные моменты в обучении, способствовало гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связана предложенная нами бально-рейтинговая система оценивания.
В качестве критериев оценивания были выделены:
1) посещаемость уроков физической культуры;
2) прилежание;
3) взаимоотношения с одноклассниками;
4) отметка за теоретическую подготовку в области физической культуры;
5) сформированность двигательных умений и навыков;
6) отметки за выполнение контрольных нормативов.
В результате педагогического эксперимента установлено, что введение бально-рейтинговой системы оценивания позволяет значительно улучшить показатели физической подготовленности учащихся (в экспериментальном классе у мальчиков с высоким уровнем физической подготовленности - 21 %, со средним - 79 %, с низким - 0 %; в контрольном классе у мальчиков с высоким уровнем физической подготовленности 14 %, со средним уровнем - 72 %, с низким - 14 %; в экспериментальном классе у девочек с высоким уровнем физической подготовленности - 33 %, со средним - 67 %, с низким - 0 %; в контрольном классе у девочек с высоким уровнем физической подготовленности 15 %, со средним уровнем - 62 %, с низким - 23 %), что позволяет утверждать о необходимости изменения подхода в оценивании по физической культуре, его гуманизации, использовании активных организационных форм и методов обучения.
На основании проведенного педагогического эксперимента можно отметить, что изучение раздела теории в области физической культуры позволяет значительно улучшить отношение к занятиям физической культурой (высокий уровень отношения в экспериментальном классе - 71 %, в контрольном классе - 33 %), что дает основание для уверенности в необходимости расширения кругозора и знаний в области физической культуры, усиления внимания теоретическому компоненту содержания образования.
Опытно-экспериментальная работа позволила нам установить, что наибольший эффект совершенствования процесса формирования положительного отношения и потребности в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов можно получить на основе комплексного воздействия, включающего в себя работу по активизации познавательной и физкультурной активности школьников. В результате педагогического эксперимента показатели экспериментального класса превысили показатели контрольного класса по успеваемости по общеобразовательному предмету «Физическая культура» и по уровню физической подготовленности, из чего следует необходимость конкретизации оценивания для учащихся начальных классов и изучения теоретических основ физической культуры.
Литература:
1. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-26.
2. Бальсевич, В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме физкультурного знания) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 7. - С. 37-41.
3. Виленский, М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. -1994. - № 9. - С. 9-11.
4. Виленский, М.Я. Здоровый образ жизни учащейся молодежи как условие культурной жизнедеятельности / М.Я. Виленский // Физическая культура - основа здорового образа жизни: материалы Всерос. научно-практ. конф. - М., 1995. - С.
5. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.
6. Лубышева, Л.И Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-13.