Научная статья на тему 'Педагогическое мастерство учителя как фактор эффективности развития базовых двигательных координаций у школьников 8-9 лет (на примере прыгучести)'

Педагогическое мастерство учителя как фактор эффективности развития базовых двигательных координаций у школьников 8-9 лет (на примере прыгучести) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL MASTER CLASS / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL CULTURE TEACHER / ШКОЛЬНИКИ 8-9 ЛЕТ / 8-9 YEARS OLD SCHOOL CHILDREN / ИНТЕРЕС К ЗАНЯТИЯМ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ / HEALTH SCHOOL CHILDREN IMPROVEMENT / ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY MARKING / INTERESTS TO THE LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Л.Д., Кодолова Ф.М.

В статье рассматривается педагогическое мастерство учителя как фактор эффективности развития базовых двигательных координаций у школьников 8-9 лет на примере прыгучести. Целью описываемой авторами работы явилось выявление комплекса требований к школьному учителю физической культуры как к одному из ведущих факторов формирования устойчивого интереса к регулированию занятиями школьников физической культуры. Авторами была разработана методика оценки профессиональной деятельности учителя физической культуры, использование которой позволяло выявить: способность учителя ставить систему перспективных, средних и ближних задач, направленных на укрепление здоровья школьников; обеспечение их всестороннего гармоничного развития; формирование системы специальных знаний, двигательных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MASTER CLASS AS AN AFFECTIVITY FACTOR DEVELOPMENT OF BASE MOTOR SCHOOL CHILDREN 8-9 YEARS OLD COORDINATION (JUMPINGS)

The article tells about pedagogical master class as an affectivity factor development of base motor school children 8-9 years old coordination while jumping. The purpose of this work is the requirements to the Physical Culture teacher as a one of the leading factors of forming interests to regular Physical Culture classes. Authors created the marking method of Physical Culture teacher professional activity, the usage of it helps to see: the teachers ability to set perspective systems, close and far aims based on school children health improvement.

Текст научной работы на тему «Педагогическое мастерство учителя как фактор эффективности развития базовых двигательных координаций у школьников 8-9 лет (на примере прыгучести)»

УДК 796.012.1+796.071

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ ПРЫГУЧЕСТИ)

доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко, Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова старший преподаватель Ф.М.Кодолова Ульяновский государственный университет г.Ульяновск

PEDAGOGICAL MASTER CLASS AS AN AFFECTIVITY FACTOR DEVELOPMENT OF BASE MOTOR SCHOOL CHILDREN 8-9 YEARS OLD COORDINATION (JUMPINGS)

L.D. Nazarenko, Full Professor, Dr. Pedagogical Sc.

Ulianovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulianov Senior teacher F.M. Kodolova, Ulianovsk State University

Ключевые слова: педагогическое мастерство, учитель физической культуры, школьники 8-9 лет, интерес к занятиям, физическая культура, укрепление здоровья школьников, оценка профессиональной деятельности учителя

Аннотация. В статье рассматривается педагогическое мастерство учителя как фактор эффективности развития базовых двигательных координаций у школьников 8-9 лет на примере прыгучести. Целью описываемой авторами работы явилось выявление комплекса требований к школьному учителю физической культуры как к одному из ведущих факторов формирования устойчивого интереса к регулированию занятиями школьников физической культуры. Авторами была разработана методика оценки профессиональной деятельности учителя физической культуры, использование которой позволяло выявить: способность учителя ставить систему перспективных, средних и ближних задач, направленных на укрепление здоровья школьников; обеспечение их всестороннего гармоничного развития; формирование системы специальных знаний, двигательных умений и навыков.

Key words: pedagogical master class, Physical Culture teacher, 8-9 years old school children, interests to the lessons, Physical Culture, health school children improvement, teacher's professional activity marking.

Summary: The article tells about pedagogical master class as an affectivity factor development of base motor school children 8-9 years old coordination while jumping. The purpose of this work is the requirements to the Physical Culture teacher as a one of the leading factors of forming interests to regular Physical Culture classes. Authors created the marking method of Physical Culture teacher professional activity, the usage of it helps to see: the teacher's ability to set perspective systems, close andfar aims based on school children health improvement.

Естественное стремление детей младшего школьного возраста к активной двигательной деятельности обусловлено потребностями организма в мышечной нагрузке. Исследования ученых показали, что с возрастом происходит закономерное снижение интереса к урокам физической культуры, особенно, в старшем школьном возрасте [1, 2, 3, 4] . Одной из причин такого положения является неудовлетворенность занятиями школьников, снижение интереса к урокам физической культуры, несоответствие затраченных усилий полученным результатам; направленность школьных уроков физической культуры на прием контрольных нормативов и др.

Отсутствие стимула к физическому развитию и совершенствованию в процессе занятий школьной физической культурой, нетворческая атмосфера на уроке; невозможность привести в систему теоретические знания и практические умения и навыки; отсутствие четких критериев образовательной и воспитательной направленности школьного урока физической культуры - все это обусловило низкий социальный статус данного школьного предмета.

Целью настоящей работы является выявление комплекса требований к школьному учителю физической культуры как к одному из ведущих факторов формирования устойчивого интереса к регулированию занятиями школьников физической культуры.

Задачи работы:

1. Сформировать требования к уровню профессионального мастерства школьного учителя физической культуры.

2. Экспериментальная проверка зависимости эффективности урока физической культуры от уровня профессиональной информированности учителя.

Требования к профессиональной подготовке школьного учителя физической культуры изложены в объяснительной записке школьной программы по физической культуре для учащихся 1 -11 классов, где указано, что учитель должен хорошо знать особенности организации направленности и содержания урока физической культуры; владеть методикой их проведения на высоком уровне, осуществлять индивидуальный подход к учащимся, хорошо знать и использовать разнообразные методы обучения, владеть навыками су-

действа спортивных соревнований и проведения подвижных игр и т.д. Однако анализ практической деятельности школьных учителей физической культуры показывает, что большая часть спортивных педагогов ограничивается приемом контрольных нормативов по физической подготовленности, что сводится к выполнению из урока в урок одних и тех же физических упражнений, направленных на повышение уровня физической подготовленности.

Нами была разработана методика оценки профессиональной деятельности учителя физической культуры, использование которой позволяло выявить: способность учителя ставить систему перспективных, средних и ближних задач, направленных на укрепление здоровья школьников; обеспечение их всестороннего гармоничного развития; формирование системы специальных знаний, двигательных умений и навыков.

Одной из основополагающих задач школьной физической культуры является формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями для обеспечения активного отдыха; рациональное чередование умственной и физической работы; развитие качественных сторон двигательной деятельности. Важным показателем эффективности профессиональной деятельности школьного учителя физической культуры является привитие устойчивого интереса к данному школьному предмету, потребности в регулярной, разнообразной мышечной деятельности, обеспечение положительного психоэмоционального состояния занимающихся; прироста показателей двигательно-координационных качеств как факторов саморазвития и самосовершенствования организма .

Для подтверждения данного положения была разработана программа деятельности школьного учителя физической культуры, предусматривающая основные направления его работы, реализация которых позволяет решить задачи физического воспитания школьников, обусловленные содержанием школьной программы. Степень соответствия данных направлений является основным критерием профессиональной информированности школьного учителя физической культуры. По разработанной нами программе работала группа из 8 школьных учителей, проводивших уроки в младших классах. В качестве контрольной группы учитывалась работа учителей других школ, не участвующих в нашей программе, проводивших занятия по приему контрольных нормативов по физической подготовленности.

В конце учебного года была проанализирована деятельность группы школьных учителей физической культуры, направивших свои усилия на формирование системы знаний у младших школьников, развитие ловкости, точности, равновесия, прыгучести и других базовых двигательных координаций [ 5 ]; формирование привычки к самостоятель-

ному выполнению физических упражнений, разученных на уроке; на широкое использование подвижных игр (не менее 2-3 на каждом уроке) и т.д.

Деятельность, направленная на решение широкого комплекса задач обучения, воспитания и формирования двигательных умений и навыков, позволила выявить следующие результаты. Экспертная группа из трех учителей физической культуры разных школ оценивала уровень теоретических знаний, предусмотренных содержанием школьной программы по физической культуре; уровень сформированности двигательных умений и навыков, предусматривающий самостоятельное выполнение упражнений на укрепление рациональной осанки, восстановления дыхания после физической нагрузки, выполнение динамических пауз во время приготовления домашних заданий. Измерялись также показатели прироста базовых двигательных координаций (на примере прыгучести, с учетом ее структурного содержания).

Учителя физической культуры, участвующие в программе повышения своей профессиональной деятельности, предлагали школьникам 8-9 лет упражнения для выявления уровня развития прыгучести по следующим разновидностям: прыжок в длину с места, прыжок в высоту с места, прыжок в глубину с гимнастической скамейки с последующим выпрыгиванием вверх; соскок с гимнастической скамейки (измерялась высота вылета после отталкивания от опоры); соскок со среднего гимнастического бревна (также измерялась высота вылета после отталкивания от поверхности снаряда).

Анализ полученных данных показал, что систематическая работа по формированию базовых двигательных координаций у школьников младшего возраста обеспечивает повышение их уровня. Так, результаты прыжка в длину с места в экспериментальной группе увеличились - на 14,4 %, тогда как в других классах, где не проводилась целенаправленная работа, уровень развития прыгучести по данной разновидности составил - 5,4 %; результаты выполнения прыжка в высоту с места в экспериментальной группе увеличилась - на 12,6 %, в контрольной группе - на 4,7 %; улучшение выполнения прыжка в глубину с последующим выпрыгиванием вверх составило - 16,7 %, в контрольной группе -6,1 %; выполнение соскока с гимнастической скамейки в экспериментальной группе улучшились - на 18,3%, в контрольной группе - на 7,5 %. Прирост показателей прыгучести при выполнении соскока со среднего гимнастического бревна составил в экспериментальной группе - 16,7 %, в контрольной группе - 7,3 %.

Таким образом, данное исследование свидетельствует о необходимости пересмотра требований к содержанию деятельности школьного учителя физической культуры и переориентированию на выполнение широкого спектра разнообразных задач физического воспитания, представленных в школьной программе по физической культуре. Необходимо

отказаться от приема контрольных нормативов по физическому воспитанию, которое при

2-3 уроках физической культуры в неделю вытесняют все другие виды и формы работы по

физическому воспитанию учащихся.

Литература:

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К.Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К.Бальсевич. -М.:НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с., ил.

3. Кузнецова, З.И. Развитие двигательных качеств в условиях урока физкультуры / З.И.Кузнецова // Физкультура в школе. - 1976. - №11. - С. 11-12.

4. Лубышева, Л.И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л.И.Лубышева, В.А.Магин. - М.: Теория и практика физической культуры, 2005. - 191 с.

5. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций: монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с., ил.

Glossary:

1. Balsevich, V.K. Onto kinesiology / V.K.Balsevich. - М.: Theory and practices of Physical Culture, 2000. - 275 P-

2. Balsevich, V.K. Sport vector of physical education at Russian schools / V.K.Balsevich. -М.: Theory and practices of Physical Culture, 2006. - 112 p., pic.

3. Kuznetsova, Z.I. Motor quality development at Physical Culture lessons / Z.I.Kuznetsova // Physical culture at school. - 1976. - №11. - P.11-12.

4. Lubysheva, L.I, Magin VA. Innovative technologies during sport coach preparation / L.I.Lubysheva, VA.Magin. - М.: Theory and practices of Physical Culture, 2005. - 191 p.

5. Nazarenko, L.D. Devices and methods of motor coordination development: Monograph / L.D.Nazarenko. - М. : Theory and practices of Physical Culture, 2003. - 258 p., pic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.