Научная статья на тему 'История физической культуры в системе общего и профессионального образования'

История физической культуры в системе общего и профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНТЫ / ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HISTORY OF PHYSICAL CULTURE / TEACHER OF PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / SCHOOL STUDENTS / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнова Анастасия Валентиновна, Ачкасов Владимир Владимирович

Учебными программами по физической культуре предусмотрено изучение школьниками вопросов истории физической культуры. Следовательно, цель занятий по дисциплине «История физической культуры» с будущими педагогами в организациях высшего и среднего профессионального образования заключается не только в расширении кругозора, но и в обучении методике преподавания исторических аспектов, формировании интереса к профессии. Представлены результаты анализа учебных программ по физической культуре для обучающихся общеобразовательных школ на предмет наличия в них аспектов истории физической культуры. Определены возможности учебной дисциплины «История физической культуры» по формированию профессиональных компетенций будущих педагогов физической культуры, выявлено отношение будущих педагогов к данному предмету и наиболее эффективные методические приемы для использования на учебных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксёнова Анастасия Валентиновна, Ачкасов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF GENERAL AND PROFESSIONAL EDUCATION

Training programs on physical culture have provided studying of questions of history by school students. Therefore, the purpose of classes in history of physical culture with future teachers in the organizations of higher education and colleges is not only acquisition of knowledge, but also training in technique of teaching historical aspects, formation of interest in a profession. The article presents the results of the analysis of educational programs on physical culture for students of general education schools regarding existence of aspects of history of physical culture in them. The questions of the Olympic movement, the role of Pierre de Coubertin in its development and education, the origin of physical exercises and games are presented in programs for schoolchildren. There are no relevant issues in the programs on the history of the Paralympic Movement, the Deaflympic Movement, Special Olympics. Authors have determined possibilities of history of physical culture in formation of professional competences of future teachers of physical culture. Lessons of history of physical culture promote formation of important professional competences of future teachers and train them for organization of pedagogical, design, cultural and educational activity. The authors have defined the attitude of future teachers to the “History of Physical Culture” and the most expedient methodical receptions for use in classrooms. Most future teachers consider the history of physical culture an important topic, but they do not understand the practical significance of the subject. Among the most appropriate methods of teaching, students give priority to active methods. The authors have proved that students need special preparation for the use of methods of training in the professional activity.

Текст научной работы на тему «История физической культуры в системе общего и профессионального образования»

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2017. 9 (186)

ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ

УДК 77.03.13, 14.35.07

00! 10.23951/1609-624Х-2017-9-78-82

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Аксёнова, В. В. Ачкасов

Томский государственный педагогический университет, Томск

Учебными программами по физической культуре предусмотрено изучение школьниками вопросов истории физической культуры. Следовательно, цель занятий по дисциплине «История физической культуры» с будущими педагогами в организациях высшего и среднего профессионального образования заключается не только в расширении кругозора, но и в обучении методике преподавания исторических аспектов, формировании интереса к профессии.

Представлены результаты анализа учебных программ по физической культуре для обучающихся общеобразовательных школ на предмет наличия в них аспектов истории физической культуры. Определены возможности учебной дисциплины «История физической культуры» по формированию профессиональных компетенций будущих педагогов физической культуры, выявлено отношение будущих педагогов к данному предмету и наиболее эффективные методические приемы для использования на учебных занятиях.

Ключевые слова: история физической культуры, педагог физической культуры, студенты, школьники, физическая культура.

Современная история физической культуры включает в себя не только вопросы происхождения физических упражнений, видов спорта, олимпийского движения, но и паралимпийского, сурдлим-пийского движения, специальной Олимпиады. История физической культуры является важной профильной учебной дисциплиной у будущих педагогов физической культуры в организациях высшего и среднего профессионального образования. Содержанием учебных программ предусмотрено изучение школьниками исторических аспектов физической культуры, однако опросы, проведенные среди студентов вузов и учителей-практиков, показывают, что в школах практически не изучают вопросы истории физической культуры, а значительная часть (35 %) будущих педагогов не понимают практического значения рассматриваемой учебной дисциплины.

Задачи исследования:

1. Анализ учебных программ по физической культуре для обучающихся общеобразовательных школ на предмет наличия в них аспектов истории физической культуры.

2. На основе анализа текста федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и учебной программы дисциплины «История физической культуры» выявить возможности учебного предмета «История физической культуры» по формированию профессиональных компетенций будущих педагогов физической культуры в системе высшего образования.

3. На основе анкетирования определить отношение будущих педагогов к предмету «История физической культуры» и наиболее эффективных методических приемов для использования на учебных занятиях со студентами.

Анализ программ по физической культуре для обучающихся общеобразовательных школ [1-5] показал, что в учебных программах, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и основного общего образования, в теоретических разделах «Знания» и «История» содержатся сведения об исторических аспектах физической культуры. Значительную часть из них занимают вопросы, касающиеся Олимпийских игр в Древней Греции, истории, символики и видов спорта современного олимпийского движения, роли Пьера де Кубертена в его становлении. Этот факт означает, что будущий педагог физической культуры изучает в вузе учебную дисциплину «История физической культуры» не только для расширения общего и профессионального кругозора, но и для подготовки к успешной педагогической деятельности, поэтому внимание на учебных занятиях нужно уделять не только историческим фактам, но и методике их преподавания школьникам.

В результате анализа программ по физической культуре для обучающихся общеобразовательных школ [1-5] выявлено, что вопросы истории адаптивного спорта (паралимпийского движения,

сурдлимпийского движения, специальной Олимпиады) в школьных программах отсутствуют.

Переходя к вопросам профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры, следует отметить следующее. Анализ текста ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) [6] показал, что основными видами профессиональной деятельности педагога физической культуры являются: педагогическая, проектная, научно-исследовательская, культурно-просветительская. В контексте обязательного требования к учебному процессу будущих педагогов физической культуры - реализация практико-ориентированного подхода [7-10] - необходимо уточнить, что занятия по учебной дисциплине «История физической культуры» способствуют подготовке будущих педагогов физической культуры к осуществлению педагогической, культурно-просветительской, проектной деятельности. При этом анализ компетенций, которые должны быть сформированы у бакалавров в результате обучения в вузе, показал, что среди них есть те, что активно формируются на занятиях по учебной дисциплине «История физической культуры»:

- сформировать способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции;

- готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы.

Вместе с тем в системе подготовки будущих педагогов физической культуры основными задачами дисциплины «История физической культуры», с точки зрения авторов, являются:

- способствовать пониманию основных тенденций в истории физической культуры, умению прогнозировать и моделировать будущее развитие сферы физической культуры;

- обучать преподаванию истории физической культуры дошкольникам, школьникам, спортсменам в доступной и интересной для целевой аудитории форме;

- сформировать интерес к будущей профессии.

Таким образом, занятия по учебной дисциплине

«История физической культуры» способствуют формированию важных профессиональных компетенций будущих педагогов физической культуры и готовят их к осуществлению педагогической, проектной, культурно-просветительской деятельности.

На основе анкетирования будущих педагогов физической культуры предпринята попытка выявления отношения обучающихся к предмету «История физической культуры» и наиболее эффективных методических приемов на учебных занятиях.

Применяемые на занятиях со студентами методы и методические приемы не только влияют на эффективность получения предметных знаний, но и готовят их к осуществлению педагогической деятельности. В анкетировании приняли участие 72 студента, обучающихся на первом курсе очного отделения факультета физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета.

Подавляющее большинство респондентов (94,6 %) считают дисциплину «История физической культуры» важным учебным предметом, однако не каждый из них понимает смысл практической значимости предмета. Лишь 64,9 % опрошенных отметили, что знания по предмету «История физической культуры» будут использованы ими в практической деятельности. В качестве значения предмета респонденты указали в порядке значимости: расширение кругозора (89 %), знание истоков современных аспектов физической культуры (59,5 %), понимание процессов в области физической культуры (59,5 %), прогнозирование тенденций в области физической культуры в будущем (21,6 %).

В таблице представлено количество студентов, считающих тот или иной методический прием, используемый вузовским преподавателем на учебных занятиях по дисциплине «История физической культуры», наиболее эффективным, вызывающим интерес или приемлемым для использования в будущей профессиональной деятельности.

Как видно из таблицы, опрашиваемые будущие педагоги физической культуры в общем, выбирая эффективные для получения знаний, наиболее интересные и приемлемые для использования в своей будущей профессиональной деятельности, указывали одни и те же методические приемы. В порядке значимости среди наиболее эффективных респондентами указаны: интеллектуальная игра (83,8 %), показ обучающих видеороликов (75,7 %), рассказ учителя в форме монолога с использованием слайд-презентации (62 %), коллективное обсуждение просмотренных видеоматериалов (51,3 %), рассказ учителя в форме монолога с использованием доски и вопросов к целевой аудитории (48,7 %), работа в группах по созданию вопросов, заданий, проектов (43,2 %), дебаты и дискуссии (43,2 %), беседа (вопросно-ответная форма) (37,8 %), письменная домашняя работа (24,3 %), письменная самостоятельная работа (16,2 %), устный опрос (13,5 %), рассказ учителя в форме монолога с использованием доски (13,5). Исключение, пожалуй, составил методический прием «рассказ учителя в форме монолога с использованием доски и вопросов к целевой аудитории». Значительная часть респондентов (более 40 %) считают этот прием

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)

Распределение студентов по отношению к методическим приемам, применяемым на занятиях по учебной дисциплине «История физической культуры», %

Методический прием Наиболее эффективный для усвоения знаний Наиболее интересный (вызывающие познавательный интерес) Наиболее приемлемый для использования в будущей практической деятельности

Интеллектуальная игра 83,8 86,5 81,1

Показ обучающих видеороликов 75,7 70,2 75,7

Рассказ учителя в форме монолога с использованием слайд-презентаций 62 46 51,3

Коллективное обсуждение просмотренных видеоматериалов 51,3 51,3 48,6

Рассказ преподавателя в форме монолога с использованием доски и вопросов к целевой аудитории 48,6 18,9 43,2

Работа в группах по созданию вопросов, заданий, проектов 43,2 46 40,5

Дебаты и дискуссии 43,2 32,4 46

Беседа (вопросно-ответная форма) 37,8 16,2 29,7

Письменная домашняя работа 24,3 10,8 37,8

Письменная самостоятельная работа 16,2 2,7 32,4

Устный опрос 13,5 8,1 27

Рассказ учителя в форме монолога с использованием доски 13,5 2,'/ 8

эффективным для передачи знаний и готовы применять его в будущей профессиональной деятельности, однако лишь около пятой части (18,9 %) опрошенных считает его интересным.

Описывая идеальное занятие, респонденты указывали просмотр видеоматериалов (13,5 %), интеллектуальные и другие игры (13,5 %), беседу с наводящими вопросами (8,1 %), взаимодействие с аудиторией (8,1 %), занятие со слайдами (5,4 %), однако большинство опрошенных (24,3 %) затруднились описать идеальное занятие, что, видимо, связано с небольшим педагогическим опытом обучающихся на 1-м курсе. Результаты анкетирования свидетельствуют, что будущие педагоги считают более целесообразными для применения на учебных занятиях в студенческой аудитории активные и интерактивные методы обучения.

Изучение истории физической культуры школьниками является обязательным. Значительную часть планируемого в программах материала занимают вопросы, касающиеся Олимпийских игр в Древней Греции и олимпийского движения. Вопреки современной истории физической культуры сведения о паралимпийском, сурдлимпий-ском движении и специальной Олимпиаде отсутствуют в школьных программах по физической культуре.

Цель занятий по учебному предмету «История физической культуры» в вузах - не только расширить кругозор будущих педагогов, но и подготовить их к педагогической, культурно-просветительской, проектной деятельности. Следовательно, внимание на занятиях нужно уделять не только

историческим фактам, но и методическим аспектам их преподавания. Учебные занятия по истории физической культуры способствуют формированию важных профессиональных компетенций будущих педагогов.

Большинство будущих педагогов считают учебную дисциплину «История физической культуры» важным предметом, однако недостаточно понимают его практическую значимость. Среди наиболее целесообразных методических приемов на занятиях студенты отдают приоритет активным методам: интеллектуальным играм, показу обучающих видеоматериалов, использованию слайд-презентаций, анализу и обсуждению в группе, вопросам к аудитории, созданию проектов и других продуктов в группе, дебатам и дискуссиям. Это означает, что при работе с будущими педагогами физической культуры необходимо использовать перечисленные методические приемы, а также специально готовить студентов к использованию этих приемов в своей профессиональной деятельности. Рекомендуется преподавателям учебной дисциплины «История физической культуры» организаций высшего и среднего профессионального образования в содержание учебного курса «История физической культуры» включать вопросы, касающиеся адаптивного спорта (паралимпийское, сурдлимпийское движение, специальная Олимпиада); подбирать практико-ориентированные задания для студентов (например, разработать сценарий праздника для школьников с элементами истории физической культуры; разработать талисман состязаний; решить педагогическую ситуацию - пробудить инте-

рес школьников к проявлению олимпийских ценностей; разработать содержание заданий для олимпийской кругосветки); в содержание семинарских занятий со студентами включать проведение меро-

приятий для школьников и дошкольников; в студенческой аудитории использовать разнообразные методы обучения и приемы, современные информационные технологии.

Список литературы

1. Винер И. А., Горбулина Н. М., Цыганкова О. Д. Физическая культура. Гимнастика. Рабочие программы // Предметная линия учебников / под ред. И. А. Винер. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 31 с.

2. Лях В. И. Физическая культура. Рабочие программы // Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. 64 с.

3. Матвеев А. П. Физическая культура. Рабочие программы // Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 63 с.

4. Матвеев А. П. Физическая культура. Рабочие программы // Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 137 с.

5. Петрова Т. В., Копылов Ю. А., Полянская Н. В., Петров С. С. Физическая культура: программа: 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2012. 64 с.

6. Сайт Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://: fgosvo.ru/440305 (дата обращения: 22.03.2017).

7. Пешков В. Ф., Копытов А. Д. Теоретическое и практическое обоснование педагогических условий профессиональной подготовки педагога физической культуры // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2003. Вып. 3 (35). С. 8-14.

8. Михайлова Е. Н. Исследовательская компетентность как цель и ресурс профессионального саморазвития педагога в концепции прак-сеологического подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 6 (84). С. 5-8.

9. Митин А. Е., Филиппова С. О., Митин Е. А. Методические подходы к разработке гуманитарных технологий в физической культуре и оценка эффективности их применения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 3. С. 15-19.

10. Селютина А. В. Непрерывное образование педагога физической культуры начальных классов // Инновации в непрерывном образовании. 2012. № 4. С. 90-94.

Аксёнова Анастасия Валентиновна, кандидат педагогических наук, начальник отдела научно-исследовательской работы студентов и аспирантов, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: onti@tspu.edu.ru

Ачкасов Владимир Владимирович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры плавания, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: medsportmaster@mail.ru

Материал поступил в редакцию 16.05.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-78-82

HISTORY OF PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF GENERAL AND PROFESSIONAL EDUCATION

A V. Aksenova, V. V. Achkasov

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

Training programs on physical culture have provided studying of questions of history by school students. Therefore, the purpose of classes in history of physical culture with future teachers in the organizations of higher education and colleges is not only acquisition of knowledge, but also training in technique of teaching historical aspects, formation of interest in a profession.

The article presents the results of the analysis of educational programs on physical culture for students of general education schools regarding existence of aspects of history of physical culture in them. The questions of the Olympic movement, the role of Pierre de Coubertin in its development and education, the origin of physical exercises and games are presented in programs for schoolchildren. There are no relevant issues in the programs on the history of the Paralympic Movement, the Deaflympic Movement, Special Olympics. Authors have determined possibilities of history of physical culture in formation of professional competences of future teachers of physical culture. Lessons of history of physical culture promote formation of important professional competences of future teachers and train them for organization of pedagogical, design, cultural and educational activity.

The authors have defined the attitude of future teachers to the "History of Physical Culture" and the most expedient methodical receptions for use in classrooms. Most future teachers consider the history of physical culture an important

EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)

topic, but they do not understand the practical significance of the subject. Among the most appropriate methods of teaching, students give priority to active methods. The authors have proved that students need special preparation for the use of methods of training in the professional activity.

Key words: history of physical culture, teacher of physical culture, students, school students, physical culture.

References

1. Viner I. A., Gorbulina N. M., Tsygankova O. D. Fizicheskaya kul'tura. Gimnastika. Rabochiyey programmy. Predmetnaya liniya uchebnikovpod redaktsiyey I. A. Viner. 1-4 klassy: posobiye dlya uchitelyey obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Physical culture. Gymnastics. Working programs. The subject line of textbooks under edition I. A. Viner. 1-4 classes: the textbook for teachers of educational institutions]. Moscow, Prosveshchyeniye Publ., 2011. 31 p. (in Russian).

2. Lyakh V. I. Fizicheskaya kul'tura. Rabochiye programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov V. I. Lyakha 1-4 klassy: posobiye dlya uchitelyey obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. 2-e izd. [Physical culture. Working programs. The subject line of textbooks under edition V. I. Lyakh. 1-4 classes: the textbook for teachers of educational institutions]. Moscow, Prosveshchyeniye Publ., 2012. 64 p. (in Russian).

3. Matveyev A. P. Fizicheskaya kul'tura. Rabochiye programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov A. P. Matvyeyeva. 1-4 klassy: posobiye dlya uchitelyey obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. 2-e izd. [Physical culture. Working programs. The subject line of textbooks under edition A. P. Matveyev. 1-4 classes: the textbook for teachers of educational institutions]. Moscow, Prosveshchyeniye Publ., 2011. 63 p. (in Russian).

4. Matveyev A. P. Fizicheskaya kul'tura. Rabochiye programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov A. P. Matvyeyeva. 5-9 klassy: posobiye dlya uchitelyey obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Physical culture. Working programs. The subject line of textbooks under edition A. P. Matveyev. 5-9 classes: the textbook for teachers of educational institutions]. Moscow, Prosveshchyeniye Publ., 2011. 137 p. (in Russian).

5. Petrova T. V., Kopylov Yu. A., Polyanskaya N. V., Petrov S. S. Fizicheskaya kul'tura: programma: 5-9 klassy [Physical culture: program: 5-9 classes]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2012. 64 p. (in Russian).

6. Sayt Koordinatsionnogo soveta uchebno-metodicheskikh ob»yedineniy i nauchno-metodicheskikh sovetov vysshyey shkoly. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshyego obrazovaniya [Website of Coordination council of educational and methodical associations and scientific and methodical councils of the higher school. Portal of Federal state educational standards of the higher education] (in Russian). URL: http://: fgosvo.ru/440305 (accessed 22 March 2017).

8. Mikhaylova E. N. Issledovatel'skaya kompetentnost' kak tsel'i resurs professional'nogo samorazvitiya pedagoga v kontseptsii prakseologicheskogo podkhoda [Research competence as an objective and resource of the professional self-development of pedagogue in the conception of praxiological approach]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, vol. 6 (84), pp. 5-8 (in Russian).

9. Mitin A. E., Filippova S. O., Mitin E. A. Metodicheskiye podkhody k razrabotke gumanitarnykh tekhnologiy v fizicheskoy kul'ture i otsenka effektivnosti ikh primeneniya [Methodical approaches to development of humanitarian technologies in physical culture and assessment of efficiency of their application]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka - Physical education: education, training, 2009, no. 3, pp. 15-19 (in Russian).

10. Selyutina A. V. Nepreryvnoye obrazovaniye pedagoga fizicheskoy kul'tury nachal'nykh klassov [Continuous education of the teacher of physical culture of initial classes]. Innovatsii v nepreryvnom obrazovanii- Innovations in continuing education, 2012, no. 4, pp. 90-94 (in Russian).

Aksenova A. V. Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: onti@tspu.edu.ru

Achkasov V. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: medsportmaster@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.