ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Pedagogics
УДК 37.016:796/799:373.3
И. Н. Андреева1, А. В. Абдулина2
1Марийский государственный университет, Йошкар-Ола 2Средняя общеобразовательная школа № 10, Йошкар-Ола
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФГОС
Статья посвящена проблемам, возникающим в ходе преподавания физической культуры в начальных классах средней школы. В исследовании отражено авторское видение задач преподавания физической культуры, сформулированы предложения по решению проблем педагогической практики. Разнообразие мнений по поводу качества ФГОСа отражает наличие широкого ряда проблем, связанных с преподаванием физкультуры в школе, а именно: недостаточная физическая подготовленность и слабое здоровье детей; слабая дисциплина, разобщенность и «недружность» в классах; наличие в одном классе детей с разными физическими и умственными способностями; несоответствие отдельных положений методик, разработанных на основе ФГОС, реальным требованиям практической деятельности в школе. Наличие в классах обучающихся с разными физическими и умственными способностями требует активно применять индивидуальный подход к обучению детей, но действующая на сегодняшний день система организации и оплаты работы учителя не способствует проведению дополнительных занятий с отстающими и специальных тренировок с хорошо подготовленными учениками. Организованный нами мониторинг здоровья обучающихся в одной из школ г. Йошкар-Олы подтвердил наличие широкого перечня проблем со здоровьем у детей различного возраста. Растет число детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, плоскостопие), заболеваниями ЛОР-органов, органов зрения, сердечнососудистой и нервной систем. При этом увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. В качестве мер, направленных на повышение эффективности реализации положений Федерального государственного образовательного стандарта, предложены: развитие системы дошкольной физической подготовки; повышение эффективности командообразования и улучшение психологического климата в классах; создание условий для специализированной работы с отстающими детьми.
Ключевые слова: физическая культура, недостаточная физическая подготовленность, уровень здоровья детей, Федеральный государственный образовательный стандарт.
Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [3] (далее - ФГОС) активно обсуждается теоретиками и практиками преподавания физической культуры. Ряд ученых, являющихся сторонниками действующих положений ФГОС, предлагает определять физическую культуру как
«вид культуры человека и общества» и уделяет повышенное внимание личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного курса [1, с. 18]. В то же время существует и другой подход, который, по мнению В. Н. Шевченко, показывает несостоятельность положений образовательного стандарта, их оторванность от реалий
© Андреева И. Н., Абдулина А. В., 2015
6
Педагогические науки
педагогической практики [8]. Если до изменений, внесенных в стандарт в 2014 году [4], суть споров сводилась к тому, что первично: развитие физических возможностей учеников или освоение физической культуры как части культуры человека и общества, - то сейчас в основном вопрос в том, как именно решать поставленные нормативным актом задачи, каким образом обеспечить решение проблем педагогической практики.
Разнообразие мнений по поводу качества ФГОСа отражает наличие широкого ряда проблем, связанных с преподаванием физкультуры в школе. Среди них, на наш взгляд, можно выделить такие:
- недостаточная физическая подготовленность и слабое здоровье детей;
- слабая дисциплина, разобщенность и «недружность» в классах;
- наличие в одном классе детей с разными физическими и умственными способностями;
- несоответствие отдельных положений методик, разработанных на основе ФГОС, реальным требованиям практической деятельности в школе.
По данным НИИ педиатрии, 20 % детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35 % дошкольников имеют хронические заболевания [5].
Проведенный нами мониторинг здоровья обучающихся в одной из школ г. Йошкар-Олы подтвердил наличие широкого перечня проблем со здоровьем у детей различного возраста. Растет число детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, плоскостопие), заболеваниями ЛОР-органов, органов зрения, сердечнососудистой и нервной систем. При этом увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов.
Сниженный исходный уровень здоровья детей 6-7 лет, приступающих к систематическому обучению в школе, существенно снижает возможности успешного получения образования, в том числе и на уроках физкультуры.
Слабая дисциплина учащихся - комплексная педагогическая и социальная проблема, которая создает сложности в эффективном освоении школьной программы по физкультуре. В ходе урока физической культуры дети частично компенсируют недостаток двигательной активности. Однако смена обстановки, когда дети приходят из учебного класса в спортивный зал, приводит и к негативным последствиям: накопленная усталость, конфликты в классе и дома, неудачи на других предметах ведут к снижению дисциплины, новым конфликтам и повышают риск травматизма. Можно срав-
нить в этом случае ребят со сжатой пружиной, когда на уроках математики, русского языка и т. д. они сосредоточены и от них требуется строгая дисциплина, а на уроках физической культуры происходит ее разжатие, они выплескивают свою скованность, иногда становятся неуправляемыми. В этой ситуации учителю физической культуры приходится существенную часть урока уделять вопросам профилактики травматизма и налаживанию нормального учебного процесса, тем самым сокращается время на решение основных задач обучения.
Наличие в классах обучающихся с разными физическими и умственными способностями требует активно применять индивидуальный подход к обучению детей, но действующая на сегодняшний день система организации и оплаты работы учителя не способствует проведению дополнительных занятий с отстающими и специальных тренировок с хорошо подготовленными учениками. К сожалению, с увеличением количества уроков физической культуры количество средств, необходимых на увеличение спортивного оборудования, спортивных залов, оплаты труда педагога, осталось прежним.
Методики, программы обучения, внедряемые сегодня в целях реализации положений образовательного стандарта, призваны организовать взаимодействие учителя и учеников [6]. Эти разработки значимы, в то же время имеют, по нашему мнению, определенные недостатки. Так, некоторые подвижные игры, например «Охотники и утки» [6, с. 81], «У медведя во бору», «Караси и щука», «Зайцы в огороде», «Белочки-собачки», уместнее применять в группах продленного дня и в дошкольных образовательных учреждениях. Младшим школьникам просто скучно в них играть, дети уже играли в них в детском саду, в группах продленного дня. Практика преподавания показывает, что многим учащимся более интересны такие игры, как пионербол, волейбол, баскетбол и футбол. При этом наличие определенных правил в некоторой степени дисциплинирует учеников, а такие игры, как пионербол и волейбол, являясь бесконтактными, снижают риск травматизма и конфликтов среди детей.
В связи с изложенным выше, представляются актуальными разработка и внедрение системы мер, направленных на повышение эффективности преподавания физической культуры в школе. Эти меры должны сделать возможной раннюю физическую подготовку детей; создать условия для своевременной спортивной специализации;
И. Н. Андреева, А. В. Абдулина
7
обеспечить переход от системы приема нормативов к учебно-тренировочному процессу, направленному на развитие специальных спортивных качеств и повышение функциональных возможностей организма. Такая задача, как подготовка детей к самостоятельной организации физической активности, тренировочных процессов, также видится нам важной. Признавая значимость и обязательность реализации указанных задач, полагаем, что главным назначением преподавания физической культуры в начальной школе является:
- формирование у детей интереса к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни;
- укрепление здоровья обучающихся.
Необходимо, чтобы практика преподавания физической культуры сегодня опиралась и на проверенные временем разработки советской педагогической школы и соответствовала требованиям ФГОС. Открытым остается вопрос о возможности решения всего перечня указанных задач в ограниченный промежуток времени - три учебных часа в неделю.
Эффективность реформы образования, в том числе в сфере физической культуры, зависит от широкого перечня факторов. Ведущим из них является, по нашему мнению, путь экономического развития, который изберет Россия. Станут ли вложения в человеческий капитал и всестороннее развитие подрастающего поколения моделью новой экономики, пока говорить рано. По этой причине и вопрос о возможности заимствования успешного зарубежного опыта организации системы преподавания физической культуры в школе остается дискуссионным. Финляндия, к примеру, занимает лидирующие позиции в Европе по уровню физической активности людей и является одной из наиболее физически активных стран мира [7]. Однако для того, чтобы выстроить аналогичную финской систему организации физической культуры, необходимо полностью реформировать образование и массовый спорт. Насколько это целесообразно и осуществимо -вопрос отдельного исследования.
Если говорить о мерах, которые представляется возможным реализовать сейчас, то развитие системы дошкольной физической подготовки, повышение эффективности командообразования и улучшение психологического климата в классах, создание условий для специализированной работы с отстающими детьми внесли бы существенный вклад в решение имеющихся проблем. Однако даже для того, чтобы реализовать эти
предложения, необходимо нормативное регулирование, обеспеченное соответствующим финансированием. В целях обоснования такого регулирования необходимо комплексное исследование поднимаемых нами проблем: определение конкретных, измеримых и достижимых целей деятельности в сфере преподавания физической культуры, постановка приоритетных задач, обобщение методических разработок и опыта зарубежных стран, формирование программ и планов мероприятий с экономическим обоснованием расходов на реализацию и определением перечня исполнителей.
_________Ш___________
1. Лях В. И. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2013.
2. Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2011.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 12.12.2010 г. № 1897. URL: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2015).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 29.12.2014 № 1644. URL: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.08.2015).
5. Трегубов А. Л., Иванова Е. И., Бажанова Л. М. Сердечная деятельность у детей ясельного возраста // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. 1981. С. 125-126.
6. Физическая культура. 1 класс: технологические карты уроков по учебнику В. И. Ляха. II полугодие / авт.-сост. Р. Р. Хайрутдинов. Волгоград, 2012. 167 с.
7. Финляндия - лидер по физической культуре и спорту. URL: http://finland.fi/Public/default.aspx?contentid=237320 &nodeid=42645&culture=ru-RU (дата обращения: 10.09.2015).
8. Шевченко В. Н. ФГОС по физкультуре - иллюзия целей. URL: http://pedsovet.su/fizkult/5887 (дата обращения: 10.09.2015).
1. Lyakh V. I. Fizicheskaya kul'tura. 1-4 klassy: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. M., 2013.
2. Lyakh V. I., Zdanevich A. A. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya uchashchikhsya 1-11 klassov. M.: Prosveshchenie, 2011.
3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazova-niya» ot 12.12.2010 g. No. 1897, URL: SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 30.08.2015).
8
Педагогические науки
4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii «O vnesenii izmenenii v Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 17 dekabrya 2010 goda № «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» 29.12.2014. No. 1644. URL: SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 30.08.2015).
5. Tregubov A. L., Ivanova E. I., Bazhanova L. M. Serdechna-ya deyatel'nost' u detei yasel'nogo vozrasta. Vozrastnye osobennosti fiziologicheskikh sistem detei i podrostkov. 1981. Pp. 125-126.
6. Fizicheskaya kul'tura. 1 klass: tekhnologicheskie karty uro-kov po uchebniku V. I. Lyakha. II polugodie, avt.-sost. R. R. Khai-rutdinov. Volgograd, 2012. 167 p.
7. Finlyandiya - lider po fizicheskoi kul'ture i sportu. URL: http://finland.fi/Public/default.aspx?contentid=237320&nodeid= 42645&culture=ru-RU (data obra-shcheniya: 10.09.2015).
8. Shevchenko V. N. FGOS po fizkul'ture - illyuziya tselei. URL: http://pedsovet.su/fizkult/5887 (data obrashcheniya: 10.09.2015).
Статья поступила в редакцию 14.09.2015 г.
UDK 37.016:796/799:373.3
1 2
I. N. Andreeva , A. V. Abdulina
1Mari State University, Yoshkar-Ola 2Secondary school number 10, Yoshkar-Ola
ACTUAL PROBLEMS OF TEACHING PHYSICAL CULTURE IN JUNIOR SECONDARY SCHOOL AND THE IMPLEMENTATION OF THE GEF
The article deals with the problems of teaching physical culture in junior secondary school. The study reflects the author's vision of teaching physical culture, and formulates the proposals for solving the problems of pedagogical practice. Variety of views on the quality of the GEF reflects the presence of a wide range of issues related to the teaching physical culture at school. These include lack of physical fitness and the weak health of children; weak discipline; discord and lack of friendship; the presence of children with different physical and mental abilities in the same class; failure to meet the requirements of practical work in the school of individual techniques developed by the GEF. The presence of children with different physical and mental abilities in one class requires an individual approach to learning. However, the current system of management and payment for teachers’ labor does not allow to organize tutorials for weak students and to have special classes for high achievers. The authors of the study have organized the monitoring of the health of students in one of the schools of Yoshkar-Ola. It confirmed the existence of a wide range of health problems among children of different ages. The study recorded a growth in the number of children with diseases of the support-motor apparatus (scoliosis, low back pain, flat feet), diseases of upper respiratory tract, eyes, cardiovascular and nervous systems. Thus, the number of children with multiple diagnoses increases. The study proposes measures to improve implementation of the Federal State Educational Standards, including: development of pre-school physical education; improving the efficiency of team building and improvement of psychological climate in the class; creating conditions for the specialized work with low-achievers.
Keywords: physical culture, lack of physical fitness, level of children's health, Federal State Educational Standard.