Гигиена детей и подростков
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.955
Храмцов П.И., Седова А.С., Березина Н.О., Вятлева О.А.
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей», 105064, г. Москва
Характерной особенностью жизнедеятельности современных детей и подростков является малоподвижный, преимущественно «сидячий», образ жизни. Медико-биологическая и психосоциальная значимость двигательной активности (ДА) обусловливает необходимость обоснования научно-методических подходов к формированию у детей мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Цель исследования заключалась в научном обосновании и разработке медико-педагогических и нейрофизиологических предпосылок формирования у обучающихся мотивации к повышению ДА в современных условиях их жизнедеятельности. Обследовано 189 обучающихся 2-5-х и 9-х классов, из них 65 обучающихся наблюдались в динамике учебного года; 585 обучающихся 1-11-х классов приняли участие в анкетировании. Результаты исследования позволили выявить отношение обучающихся к урокам физической культуры, оценить влияние новой образовательной программы на функциональные возможности организма детей специальной медицинской группы А и выявить нейрофизиологические особенности подростков с разной потребностью в движении.
Ключевые слова: обучающиеся; мотивация; двигательная активность; медицинские группы; новая образовательная программа; ЭЭГ-исследования.
Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94 (1): 86-91
Khramtsov P. I., Sedova A. S., Berezina N. O, Vyatleva O. A. MEDICAL, EDUCATIONAL AND NEUROPHYSIOLOGICAL PREREQUISITES TO THE FORMATION OF THE MOTIVATION TO EXERCISES IN STUDENTS
Research Institute ofHygiene and health care for children and adolescents of the "Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, 105064, Moscow, Russian Federation
A characteristic feature of the life activity of modern children and adolescents is the couch potato, mostly "sedentary" lifestyle. Biomedical and psychosocial significance of motor activity (MA) stipulates the necessity of the substantiation of scientific and methodological approaches to the formation of the motivation to exercises and sports in children. The purpose of the study was in the scientific substantiation and the delivery of medical, pedagogical and neurophysiological prerequisites for the formation of the motivation to increase MA in students in current conditions of their life activity. There were examined 189 students from 2-5th and 9th classes, out of them 65 students were observed in the dynamics of the school year; 585 students from the 1st-11th classes participated in the survey. Results of the study allowed to reveal the relation of students to the lessons ofphysical training, to evaluate the impact of a new educational program on the functional possibilities of the body of children from the special medical group "A " and to reveal the neurophysiological features of adolescents with different needs in motion.
Key words: students; motivation; motor activity; medical groups; new educational program; EEG studies. Citation: Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (1): 86-91 (In Russ.)
Характерной особенностью жизнедеятельности современных детей и подростков является малоподвижный, преимущественно «сидячий», образ жизни, обусловленный приоритетом двигательно неактивных форм досуга, возросшим объемом учебной нагрузки, широким внедрением электронных средств обучения, слабым вовлечением в занятия физической культурой и спортом. Результаты исследований доказывают наличие выраженной гипокинезии у 53-80% современных школьников [1-5]. По данным проекта ВОЗ «Health behaviour in School-Aged Children», рекомендуемый уровень двигательной активности (ДА) имеют лишь 16% российских подростков-юношей и 9% девушек [6]. С
Для корреспонденции: Храмцов Петр Иванович, [email protected].
For correspondence: Khramtsov Peter, pikhramtsov@gmail.
поступлением ребенка в школу его ДА существенно снижается. Низкий уровень ДА отмечается у 35-40% обучающихся младших и у 75-85% старших классов.
Существующие подходы к формированию мотивации к ДА у детей носят в основном фрагментарный характер [2, 7]. Особого внимания заслуживают работы, в которых излагаются принципы системного подхода к формированию мотивации к здоровому образу жизни и предложения нового решения проблемы мотивации с позиции ее биологической и социальной детерминированности в процессе онтогенеза [8].
Медико-профилактическая и психосоциальная значимость ДА обусловливает необходимость обоснования научно-методических подходов к формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом начиная с детского возраста.
Цель исследования заключалась в научном обосновании медико-педагогических и нейрофизиологических
com
предпосылок формирования у обучающихся мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Материалы и методы
Исследования проводились в три этапа.
На первом этапе было проведено анкетирование 585 обучающихся I (312 обучающихся), II (222 обучающихся) и III (51 обучающийся) ступеней обучения для оценки их отношения к урокам физической культуры в школе. Анкета содержала вопросы, касающиеся занятий физической культурой в школе: посещаемости уроков физической культуры, причин их пропусков, удовлетворенности этими уроками, причин нежелания заниматься, трудности выполнения нормативов физической подготовленности, предложений внесения изменений в уроки.
Рассматривая состояние здоровья как одно из условий формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом, на втором этапе были обследованы 107 школьников с отклонениями в состоянии здоровья (54 обучающихся 2-х классов и 53 обучающихся 5-х классов) в процессе реализации новой образовательной программы по физическому воспитанию обучающихся специальной медицинской группы А, рекомендованной Минобрнауки России (2012).
Обследование детей проводилось в начале и в конце учебного года. Состояние здоровья обучающихся оценивалось по результатам медицинского осмотра (вы-копировка из карты, форма № 026/у), функциональные возможности организма - по данным пробы Мартине-Кушелевского, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), силы мышц ведущей руки, координаторной пробы. Для регистрации ЖЕЛ использовали сухой спирометр силы мышц ведущей руки - кистевой динамометр ДМЭР-50. При выполнении координаторных проб оценивалась устойчивость вертикальной позы в положении стоя на одной ноге. Полученные данные сравнивались со средними возрастно-половыми значениями [9, 10]. Перед проведением пробы Мартине-Кушелевского у каждого обследуемого определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД). Детям, у которых были выявлены отклонения ЧСС и АД от возрастно-половых нормативов, проба не проводилась. АД измеряли троекратно общепринятым способом с использованием детской манжеты. Оценка АД проводилась согласно Российским рекомендациям «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте» [11].
На третьем этапе были оценены ЭЭГ-особенности функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) обучающихся с разным уровнем потребности в ДА. В исследовании приняли участие 28 обучающихся (12 мальчиков и 16 девочек) 9-х классов.
Для выявления уровня потребности в ДА был проведен опрос подростков с помощью специально разработанной анкеты. Исследование ЭЭГ проводилось последовательно: 1) в состоянии покоя с закрытыми глазами (180-240 с); 2) в состоянии покоя с открытыми глазами (240 с); 3) во время выполнения теста Амтхауэра, 4) в состоянии покоя с отрытыми глазами (240 с), 5) во время выполнения образно-пространственного теста. ЭЭГ регистрировали монополярным способом в 20 отведениях ^р1, Fp2, F3, F4, Fz, С3, С4, Съ, Р3, Р4, Ръ, 01, 02, О/, F7, F8, Т3, Т4, Т5, Т6) по системе 10-20 относительно ипсилатеральных ушных электродов. Запись ЭЭГ и ее обработка проведены с помощью компьютерного электроэнцефалографа «Нейро-КМ» с программой статистического анализа Вга1шу8.
Результаты и обсуждение
Результаты анкетирования обучающихся 1-11-х классов позволили дать характеристику их отношения к занятиям физической культурой и спортом. Установлено, что количество детей, никогда не пропускавших занятия физической культурой, составляет 22—32,4%. Основной причиной пропусков занятий являлось освобождение от занятий после перенесенного заболевания или обострения хронического заболевания. Количество школьников, пропускавших уроки по этой причине, на протяжении обучения от I ко II ступени обучения снижалось с 91,8 ± 1,8 до 76,9 ± 6,7% (р < 0,05). Анализ данных опроса учащихся 1-х классов показал, что освобождение от уроков физической культуры после болезни является единственной причиной, по которой они не посещают уроки. Начиная с 3-го класса, дети пропускали уроки физической культуры еще и по причине отсутствия желания заниматься. Ко II и III ступени обучения количество таких школьников значительно увеличивается (с 1,6 ± 0,8% на I ступени до 17,8 ± 3,1% на II ступени и
15.4 ± 5,8% на III ступени обучения; р < 0,001).
Более половины обучающихся (58,5 ± 2,9% на I ступени, 60,4 ± 3,4% на II ступени и 66,0 ± 6,7% на III ступени обучения соответственно) ответили, что уроки физической культуры требуют изменений. При этом даже первоклассники указали на необходимость внесения изменений (28,3 ± 9,0%).
На вопрос: «Что больше всего тебе нравится в уроках физической культуры?» большинство школьников ответили, что им нравится играть в спортивные игры (70,1 ± 2,6% на I ступени, 91,8 ± 1,9% на II ступени и 86,0 ± 4,9% на III ступени обучения). Максимальное число школьников, которым нравится гимнастика, составило
14.5 ± 2,0% обучающихся, легкая атлетика - 21,9 ± 2,3%, занятия лыжной подготовкой - 35,7 ± 2,7% опрошенных.
Почти четверть обучающихся I ступени (24,1 ± 2,5%) хотели бы чаще играть в спортивные игры на уроках физической культуры. На II и III ступени обучения таких детей было 33,5 ± 3,2% и 26,0 ± 6,2% соответственно. От 20,0 ± 5,7% до 31,6 ± 2,1% обучающихся указали на необходимость изменений, касающихся содержания самого урока физической культуры. Высказывались пожелания снизить либо увеличить нагрузку; добавить либо исключить какие-либо упражнения; разнообразить спортивную программу; заниматься в бассейне, на тренажерах; больше заниматься на улице; кататься либо учиться кататься на велосипеде, роликах, самокате; ходить в походы; заниматься под музыку; заниматься раздельно мальчикам и девочкам; сократить количество теоретических занятий и др. Количество детей, которые хотели бы изменить условия (инвентарь, форму, чаще проветривать помещение), с возрастом увеличивается от 3,1 ± 2,4% обучающихся I ступени до 20,0 ± 5,7% школьников III ступени обучения (р < 0,05).
Желание детей внести изменения в уроки физической культуры (больше играть в спортивные игры, изменить содержание урока и условия, в которых они проводятся) свидетельствует о заинтересованности детей в занятиях физической культурой и спортом. Учитывая низкую заинтересованность обучающихся занятиями гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой, составляющими значительную часть программы по предмету «Физическая культура» в течение всего учебного года, необходимо внесение изменений в базовую часть содержания программного материала.
Одной из причин негативного отношения школьни-
О
10
20
30
40
50
60
Здесь и на рис. 2 Подтягивание
[Д Бег на длинную дистанцию
^ Отжимание
Щ Подъем туловища в сидячее положение из положения лежа
| Метание
| Прыжки в высоту
| Прыжки в длину
| Бег на короткую дистанцию
10
20
30
40
50
60
Рис. 1. Количество обучающихся младших классов разного пола, испытывающих трудности при сдаче нормативов ФП.
ков к урокам физической культуры является трудность выполнения физических упражнений. Проведенный опрос показал, что 86,7% школьникам I ступени и 79,3% II ступени обучения трудно сдавать те или иные нормативы физической подготовленности (ФП). Самыми трудными во всех возрастных группах оказались нормативы ФП, оценивающие силовую подготовку и выносливость. Более половины школьников испытывали трудности при сдаче нормативов по подтягиванию (53,8 ± 3,1% обучающихся I ступени и 56,1 ± 3,4% II ступени соответственно). Отжимание оказалось трудным для 34,4 ± 2,7% школьников I ступени и 34,7 ± 3,2% II ступени. Девочкам всех возрастов труднее было сдавать нормативы ФП, чем их сверстникам-мальчикам (рис. 1, 2).
Важной причиной нежелания детей посещать уроки физической культуры оказался авторитарный стиль преподавания. Проведен сравнительный анализ отношения к урокам физической культуры школьников 9-х классов, занимающихся в одном образовательном учреждении,
Таблица 1
Влияние стиля преподавания на трудность выполнения нормативов ФП (в %)
Показатель Демократический стиль преподавания Авторитарный стиль преподавания
Бег на короткую дистанцию 6,5 ± 3,6 14,6 ± 5,5
Бег на длинную дистанцию 34,8 ± 7,0 43,9 ± 7,8
Прыжки в длину 15,2 ± 5,3 26,8 ± 6,9
Прыжки в высоту 19,6 ± 5,8 41,5 ± 7,7*
Метание 13,0 ± 5,0 41,5 ± 7,7**
Подтягивание на перекладине 63,0 ± 7,1 63,4 ± 7,5
Подъем туловища в сидячее положение из положения лежа 8,7 ± 4,2 24,4 ± 6,7*
Отжимание 34,8 ± 7,0 43,9 ± 7,8
Примечание. *р < 0,05; ** р < 0,01.
Рис. 2. Количество обучающихся средних классов разного пола, испытывающих трудности при сдаче нормативов ФП.
но у преподавателей с разными стилями преподавания.
Число детей в группах сравнения составило 41 и 46 соответственно. Более высокая посещаемость уроков физкультуры была у педагога с демократическим стилем преподавания - 39,1 ± 7,2% против 19,5 ± 6,2%; р < 0,05.
Каждый пятый подросток (21,8 ± 7,3%), обучающийся у педагога с авторитарным стилем преподавания, не желал посещать уроки физической культуры, тогда как среди обучающихся у педагога с демократическим стилем преподавания таких детей не было. О необходимости изменений высказались 54,3 ± 7,3% детей, обучающихся у педагога с авторитарным стилем преподавания, тогда как у педагога с демократическим стилем преподавания такого мнения придерживались 37,0 ± 7,1% (р < 0,05).
Сдачу нормативов ФП оказалось труднее сдавать детям, которые занимались у педагога с авторитарным стилем преподавания (от 14,6 ± 5,5% до 43,9 ± 7,8%). У педагога с демократическим стилем преподавания таких детей было от 6,5 ± 3,6 до 34,8 ± 7,0% соответственно (табл. 1).
Отсутствие достоверных различий при анализе трудности выполнения нормативов по оценке двигательных качеств силы и выносливости (бег на длинную дистанцию, подтягивание, отжимание) может быть связано также с тем, что существующая программа по физической культуре не в полной мере учитывает возрастно-поло-вые особенности развития этих двигательных качеств.
Различия в отношении детей к урокам физической культуры, связанные с разным стилем преподавания, согласуются с данными гигиенистов, изучавших влияние школьных факторов на развитие учебного утомления у школьников [12, 13].
Одним из важных условий формирования у обучающихся мотивации к занятиям физкультурой является соответствие физических нагрузок функциональным возможностям организма и состоянию здоровья. В связи с неблагоприятной многолетней динамикой состояния здоровья детей актуальным становится реализация новых образовательных программ по физической культуре для обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. На втором этапе работы была проведена оценка динамики показателей функционального состояния организма детей с отклонениями в состоянии здоровья в процессе реализации новой образовательной программы - «Программы физического воспитания
обучающихся 1-4, 5-8 и 9-11-х классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А [14]. Данная программа предполагает более продолжительную подготовительную и заключительную части урока физкультуры, интеграцию корригирующих физических упражнений в структуру урока, оценку уровня физической подготовленности с использованием специальных заданий. Динамика показателей функционального состояния организма у 24 обучающихся специальной медицинской группы А (СМГ А) сравнивалась с аналогичными данными у 41 обучающегося подготовительной медицинской группы (ПМГ), которые занимались по традиционной программе с уменьшенным объемом физических нагрузок.
Исходное состояние здоровья детей анализировалось в соответствии с методикой комплексной оценки состояния здоровья детей (приказ Минздрава России от 30.12.2003 № 621). Установлено, что к I группе здоровья было отнесено 20,4% второклассников и 11,5% пятиклассников, ко II группе - 55,5 и 46,2%, к III группе -24,1 и 42,3% соответственно. Эти данные существенно отличались от врачебных заключений из медицинских карт (форма № 26/у-2000), где к I группе здоровья были отнесены 35,2% обучающихся 2-х классов и 23% школьников 5-х классов, что соответственно в 1,7 и 2 раза превышало число здоровых детей, установленное в соответствии с методикой комплексной оценки состояния здоровья. Во II группу здоровья были включены 57,4% второклассников и 55,8% пятиклассников, в III группу - 7,4% учащихся 2-х классов и 22,2% - 5-х классов, что соответственно в 3,3 и 1,9 раза меньше числа детей по результатам комплексной оценки состояния здоровья.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о высокой частоте отклонений в состоянии здоровья как у второклассников, так и у пятиклассников.
Перед проведением исследований по оценке динамики функциональных возможностей организма обучающихся с разным уровнем здоровья в процессе физического воспитания сформированы медицинские группы для занятий физкультурой в соответствии с Методическими рекомендациями «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» [9, 10].
Обучающимся основной медицинской группы (ОМГ) дополнительно проведена функциональная проба с дозированной физической нагрузкой Мартине-Кушелевского. Результаты выявили неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку у 43,3% второклассников и 33,3% пятиклассников. С учетом полученных данных к ОМГ было отнесено только 24,5% второклассников и 10,9% пятиклассников; 54,7 и 56,5% соответственно были включены в состав ПМГ, остальные 20,8 и 32,6% - в состав СМГ А.
Необходимо отметить, что полученные данные не соответствовали распределению детей на медицинские группы по результатам анализа врачебных заключений из медицинских карт, соглас-
но которым к ОМГ было отнесено 85% второклассников и 76,1% пятиклассников, к ПМГ - 11,3 и 21,7% детей соответственно, и только 3,7% второклассников и 2,2% пятиклассников были включены в СМГ А. Это указывает на более эффективное выявление отклонений в состоянии здоровья детей с помощью использованного нами метода.
После распределения обучающихся 2-х и 5-х классов на медицинские группы для занятия физкультурой проведена контрольная оценка функциональных возможностей организма у обучающихся ПМГ и СМГ А в течение учебного года в процессе реализации новой образовательной программы по физическому воспитанию обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья.
Несмотря на то что исходные показатели состояния здоровья и функциональных возможностей организма сверстников в СМГ А и ПМГ заметно различались, в динамике отмечено их выравнивание: ЖЕЛ - у 60,5% обучающихся ПМГ и 61,5% - СМГ А; координаторная проба - у 67,3 и 69,2% соответственно. Динамика же значений мышечной силы ведущей руки была более выраженной - позитивные изменения в 1,2 раза чаще выявлялись у детей СМГ А, чем у детей ПМГ. Выявленная отрицательная динамика функциональных показателей, вероятно, связана с индивидуальными особенностями обучающихся, накоплением у них учебного и статического утомления в конце учебного года, что отразилось на показателях ЖЕЛ и координаторной пробы. Это следует учитывать при обосновании индивидуально-дифференцированного подхода к организации занятий физической культурой обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Наряду с медицинскими и педагогическими были изучены и нейрофизиологические аспекты мотивации детей к занятиям физической культурой.
Целью данного этапа исследования был поиск ЭЭГ-коррелятов потребности школьников в движении. Анкетирование 27 учеников 9-го класса (правшей) показало,
Таблица 2
Особенности мотивации и ЭЭГ у обучающихся с разной потребностью в движении
Показатели Группа подростков
ВПД СПД НПД
Половой состав (мальчики/девочки) 1/4 10/6 1/6
Количество детей, занимающихся в секциях (в %) 100 43,8 28,6
Количество детей, занимающихся самостоятельно (в %) 60 62,5 42,8
Мотивация к занятию физкультурой:
получить оценку (в %) 0 21,4 50
занятия: полезны, улучшают настроение и самочувствие (в %) 20 28,6 0
сохраняют и укрепляют здоровье (в %) 40 7,1 0
формируют стройную фигуру и укрепляют мышцы (в %) 20 35,7 17
содержат в себе элемент соперничества (в %) 20 7,1 33,3
Осложнения анамнеза* (в %) 20 43,8 28,6
ЭЭГ:
нормальная и легко измененная (в %) 60 75 100
умеренно нарушенная (в %)** 40 25 0
значительно нарушенная (в %) 0 0 0
Примечание. * - легкие сотрясения мозга, в единичных случаях токсическое поражение ЦНС, аффективно-респираторные приступы, синкопальные состояния; **- повышенное количество медленных или быстрых волн, пароксизмальные знаки.
Низкая потребность в ДА
*р<0,05, **р<0,01
Рис. 3. Нейрофизиологические различия подростков с разным уровнем потребности в двигательной активности. а - относительная мощность фронтальных тета- и бета-волн;
б - топография значимых различий относительной мощности ЭЭГ покоя у подростков с ВПД и НПД.
что они отличаются по уровню потребности в дополнительной ДА. Подростки были распределены на 3 группы: с высокой (ВПД - 5 человек), средней (СПД - 15) и низкой (НПД - 7) потребностью в ДА.
Сравнение групп обнаружило, что уровень потребности в движении тесно связан с числом детей, занимающихся в секциях, и числом детей с умеренными нарушениями ЭЭГ (табл. 2). Группы отличались по характеру ведущей мотивации к занятиям физкультурой, которую определяли по выбору одного из вариантов ответа при анкетировании. Если в группе с НПД большинство подростков занимались физкультурой только ради получения оценки, то в группе с ВПД таких школьников не было вовсе. Интересно, что подростков с НПД совсем не привлекало положительное влияние занятий физкультурой на самочувствие, настроение и здоровье, что было характерно для подростков двух других групп. Их интересовал соревновательный аспект спорта.
Анализ уровня потребности в движении и ЭЭГ установил, что независимо от функционального состояния (закрытые или открытые глаза) в общей группе обследованных этот показатель коррелирует со значениями относительной мощности (ОМ) дельта-, тета- и бета1-ритмов. Наиболее тесно потребность в ДА связана с
Таблица 3
Относительная мощность тета- и бета-волн у 9-классников с разным уровнем потребности в движении (М ± SD)
Зона коры Диапазон ЭЭГ, Гц ВПД СПД НПД
Fz Тета (4-8) 29,25 ± 3,28 24,32 ± 6,66* 23,44 ± 3,80*
Бета1 (13-20) 6,73 ± 0,54 8,65 ± 1,64** 10,02 ± 2,74**
Тета/бета1 4,37± 0,58 2,88 ± 0,87** 2,52 ± 0,85**
Cz Тета (4-8) 23,91 ± 3,02 23,73 ± 4,33 22,84 ± 2,76
Бета1 (13-20) 7,09 ± 1,62 7,96 ± 1,66 9,08 ± 2,16
Тета/бета1 3,52 ± 0,89 3,17 ± 0,98 2,63 ± 0,65
Примечание. Fz и Cz - соответственно лобная и центральная сагиттальные зоны. ВПД, СПД и НПД - группы с высокой, средней и низкой потребностью в движении; * и ** - отличие от группы с ВПД соответственно прир < 0,05 и р < 0,01.
мощностью ритмов бета1-диапазона в лобном отделе коры. Значения коэффициентов корреляции между мощностью бета1-диапазона и потребностью в движении (по Спирмену) при ЭЭГ покоя с открытыми глазами составили -0,45 (р = 0,017), -0,39 (р = 0,047) и -0,56 (р = 0,003) соответственно для левой, правой и сагиттальной лобных зон.
Установлено, что наибольшие отличия на ЭЭГ наблюдались между группами с ВПД и НПД (рис. 3). Различия между группами отмечались в лобной и центральной зонах коры в диапазоне тета- и бета1-волн. В группе с ВПД по сравнению с другими группами была снижена ОМ быстрой (бета 1) активности, а ОМ тета-волн - повышена, причем по уровню тета-волн группа ВПД значимо превосходила группу с НПД (табл. 3).
В связи со сходным характером изменения ритмов ЭЭГ в лобном отделе (усиление тета- и ослабление бета-волн) у детей с ВПД и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проведено сравнение групп по показателю, имеющему дифференциально-диагностическое значение, - отношению ОМ тета- к ОМ бета1-ди-апазона волн в лобном отделе [15]. Данный показатель тоже оказался выше в группе детей с ВПД.
Подростков с ВПД отличал также показатель фронтальной (и центральной) асимметрии альфа-ритма - индикатор эмоционально-мотивационных процессов. Отрицательное значение этого показателя в группе с ВПД свидетельствует о правополушарной фронтальной активации мозга и указывает на снижение эмоционального состояния у детей с ВПД. Правополушарная фронтальная асимметрия альфа-ритма, отличающая подростков с ВПД, на основании некоторых исследований также рассматривается как ЭЭГ-коррелят эндофенотипа, связанного с СДВГ [16].
Таким образом, проведенное исследование показало, что подростки с разной потребностью в движении имеют значимые нейрофизиологические различия, вследствие чего могут рассматриваться как отдельные психофизиологические типы, к которым должен применяться различный подход при организации занятий физической культурой. О существовании генетически обусловленных индивидуально-типологических различий в ЭЭГ и
их стабильности на протяжении онтогенеза свидетельствуют многие исследования, в частности статья Н.В. Гавриш и соавт. [17]. В ней на основе обзора литературных и собственных данных авторы приходят к выводу об индивидуальной устойчивости многих параметров ЭЭГ на достаточно длинных отрезках онтогенеза, включая периоды созревания и гормональных перестроек пубертатного возраста. В частности, данные близнецового метода выявляют высокую генетическую обусловленность показателей суммарных энергий (мощности) тета-, альфа- и бета1-ритмов.
Дети с ВПД требуют повышенного внимания для удовлетворения их потребности в движении. Вместе с тем для большинства детей с НПД занятия физкультурой являются скорее обязанностью, чем удовольствием. Поэтому при работе с ними необходимо использовать методы, повышающие привлекательность занятий.
Заключение
Формирование у детей мотивации к занятиям физической культурой должно основываться на комплексном подходе, учитывающем медицинские, педагогические и нейрофизиологические аспекты. Полученные данные могут быть использованы для обоснования дифференцированного подхода к формированию у детей мотивации к занятиям физической культурой с учетом состояния их здоровья и индивидуальных возможностей и потребностей в двигательной активности.
Л итер атур а
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., ред. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. М.: Издательство «ПедиатрЪ»; 2014.
2. Полиевский С.А. Стимуляция двигательной активности: Монография. М.: Физическая культура; 2006. 256 с.
3. Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровья учащихся. Научно-методическое пособие. М.: МИОО; 2009.
4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 7 августа 2009 г., № 1101-р. М.; 2009.
7. Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры»; 2009.
8. Сухарев А.Г. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в детском возрасте. Школа здоровья. 2012; 2: 3-9.
9. Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья (методические рекомендации). Вопросы школьной и университетской медицины. 2012; 1: 51-62.
10. Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья (методические рекомендации-приложения). Вопросы школьной и университетской медицины. 2012; 2: 29-53.
11. Российские рекомендации «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте». Российский кардиологический журнал. 2012; 6 (98), прил. 1.
12. Степанова М.И. Инновации в образовании: размышления гигиениста. Народное образование. 2006; 1: 29-34.
13. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А., Лашнева И.П., Березина Н.О. Педагогическая технология как способ профилактики утомления учащихся. Здоровье населения и среда обитания. 2012; 3: 10-2.
14. Коданева Л.Н. Программа по физической культуре для учащихся 1—№Л классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А». М., 2011.
17. Гавриш Н.В., Равич-Щербо И.В., Шибаровская Г.А., Шляхта Н.Ф. Индивидуальная ЭЭГ, ее онтогенетическая стабильность и генотипическая обусловленность. В кн.: Мозг и психическая деятельность. М.: Наука, 1984, 125-37.
References
1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M., eds. Medical and Social Problems of Education of Teenagers [Mediko-sotsial'nye problemy vospitaniya podrostkov]. Moscow: IzdHtel'stvo «Pediatr»; 2014. (in Russian)
2. Polievskiy S.A. Stimulation of Locomotor Activity: Monograph [Stimulyatsiya dvigatel'noy aktivnosti]. Moscow: Fizicheskaya kul'tura; 2006. 256 p. (in Russian)
3. Sukharev A.G. Educational Environment and the Health of Students: Scientific handbook [Obrazovatel'naya sreda i zdorov'ya uchashchikhsya. Nauchno-metodicheskoe posobie]. Moscow: MIOO; 2009. 256 p. (in Russian)
4. Strategy of Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the Period Until 2020. Approved by the Federal Government August 7, 2009, № 1101-r [Strategiya razvitiya fizicheskoy kul 'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda]. Moscow; 2009. (in Russian)
5. Global Health Risks: Mortality and Burden of Disease Atributable to Selected Major Risks. Geneva: Word Health Organizations; 2009.
6. Candace Currie et al. Social Determinants of Health and Well-being Among Young People: Health Behaviour in School-Aged Children (HBSC) Study: International Report from the 2009/2010 Survey. 252 р.
7. Stolyarov V.I., Balsevich VK., Mochenov V.P., Lubysheva L.I. Modernization of Physical Education in Secondary School [Modernizatsiyafizicheskogo vospitaniya v obshcheobrazovatel'noy shkole]. Moscow: Nauchno-isdаtel'skiy tsentr «Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury», 2009. (in Russian)
8. Sukharev A.G. Create the motivation for a healthy lifestyle in childhood. Shkolazdorov'ya. 2012; 2: 3-9. (in Russian)
9. Medical-pedagogical control over the organization of physical training of students with health deviations (methodical guidelines). Voprosy skol'noy i universitetskoy meditsiny. 2012, 1: 51-62. (in Russian).
10. Medical-pedagogical control over the organization of physical training of students with health deviations (methodical guidelines. Annexes). Voprosy skol'noy i universitetskoy meditsiny. 2012, 2: 29-53. (in Russian)
11. Russian recomendations "Prevention of cardiovascular disease in childhood and adolescence". Rossiyskiy kardiologicheskiy zhurnal. 2012; 6 (98). Appendix 1: 40. (in Russian)
12. Stepanova M.I. Innovation in Education: reflections of hygienist. Narodnoe obrazovanie. 2006; 1: 29-34. (in Russian)
13. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Polenova M.A., Lashneva I.P., Berezina N.O. Educational technology as a way of preventing fatigue of students. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2012; 3: 10-2. (in Russian)
14. Kodaneva L.N. Program of Physical Culture for Students of Classes I-VIII Schools Classified as Health to Special Medical Group "A " [Programma po fizicheskoy kul'ture dlya uchashchikhsya I-VIII klassov obshcheobrazovatel'nykh shkol, otnesennykh po sostoyaniyu zdorov'ya k spetsial'noy meditsinskoy gruppe «A»]. Moscow, 2011. (in Russian)
15. Snyder S.M., Quintana H., Sexson S.B., Knott P., Haque A.F.M., Reynolds D.A., Blinded, multi-center validation of EEG and rating scales in identifying ADHD within a clinical sample. Psychiat. Res. 2008; 159: 346-58.
16. Hale T.S., Smalley S.L., Dang J. et al. ADHD familial loading and abnormal EEG alpha asymmetry in children with ADHD. J. Psychiat. Res. 2010; 44; 9: 605-15.
17. Gavrish N.V., Ravich-Shcherbo I.V., Schibarovskaya G.A., Shlyakhta N.F. Individual EEG, its ontogenic stability and geno-typic determination. In: Brain and Mental Activity[Individual'naya EEG, ee ontogeneticheskaya stabil'nost' i genotipicheskaya obus-lovlennost']. Moscow: Nauka; 1984: 125-37. (in Russian)
Поступила 10.06.14 Received 10.06.14