ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
С.С. КОРОВИН,
Оренбургский государственный педагогический университет;
В.А. КАБАЧКОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
В работе рассмотрены особенности реализации дифференцированного подхода в физкультурном образовании учащихся общеобразовательных школ. Показано, что такой подход изначально предусматривает двухуровневую деятельность преподавательского состава школы (при доминирующей роли школьного педагога по физической культуре). Эффективность обучения обусловлена качеством дифференциации обучающихся на типогруппы («сильную», «среднюю», «слабую») в соответствии с их особенностями и прежде всего - готовности к освоению программного материала. Существенное значение имеет также система домашнего задания для обучающихся. Рассмотрены особенности реализации дифференцированного подхода в школах.
Ключевые слова: физическое воспитание, школьники, дифференцированный подход.
Abstract
The paper discusses the features of the implementation
of the differentiated approach in physical education
students of secondary schools. It is shown that this
approach initially provides a two-level activity
of teaching staff of the school (with the dominant role
of the school teacher of physical culture).
The effectiveness of education is due to the quality
differentiation of students on groups
(«strong», «medium», «weak») in accordance
with their characteristics and above all - ready for the
development of the program material.
Essential also has a homework system for students.
The features of the implementation of a differentiated
approach in schools are discussed.
Keywords: physical education, students, differentiated approach.
Эффективность освоения школьниками ценностей физической культуры в процессе физкультурного образования (предмет школьной программы «Физическая культура») обусловлен, главным образом, качеством сформированности комплекса общекультурных и профессиональных компетенций школьного учителя физической культуры, отражающих его готовность и умение в реализации общепедагогических функций обучения в использовании специальных методических подходов в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями. Для этого педагог должен эффективно организовывать образовательный процесс для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся на основе имеющихся типовых программ (имеется в виду ФГОС) и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся [1].
Таким образом, педагог должен (по сути) владеть основами теории и методики (технологиями) организации образовательной практики в сфере физической культуры с учетом избирательной, дифференцированной физкультурно-спортивной деятельности и ориентировать ее содержание и способы реализации на основе выявленных личностных потребностей, психофизических и двигательных способностей. Кроме того, дифференциацию и избирательность физкультурного образования обуславливают еще как минимум два фактора, а именно: чрезвычайно разнохарактерный (в том числе и по гендер-
ному признаку) состав обучающихся по потребностно-мотивационной подготовленности, состоянию здоровья и физического развития; требования ФГОС, отражающие освоенность всеми обучающимися компетенциями в сфере самоконтроля и индивидуального физического развития, оздоровительно-реабилитационного и двигательного характера [2].
Достижение вышеозначенных характеристик готовности педагога к реализации образовательной практики школы (включая физкультурное образование) и характеристик «портрета выпускника» лежит (в том числе) и в поле разработки и внедрения в процесс физкультурного образования дифференцированного подхода (здесь и далее - ДП) - способа организации и осуществления образовательного процесса освоения в гомогенных группах обучающихся, которые создаются по сходным социальным и психофизическим параметрам [3, с. 74]. В практике физкультурного образования под ДП понимают способ освоения физической культуры на основе учета личностных потребностей и способностей обучающихся, объединенных в группы [7, с. 46]. Таким образом, суть ДП - обеспечить оптимальные условия освоения ценностей физической культуры на основе подбора содержания физкультурно-спортивной деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, групп (группы) обучающихся. Необходимость ДП возникает в тех случаях, когда фронтальная работа преподавателя в решении образовательных задач стано-
С*)
вится весьма затруднительной в силу неоднородности состава обучающихся, что особо проявляется в процессе освоения физической культуры («включается» фактор учета двигательной подготовленности и физического развития). В организационном и содержательном смысле именно ДП занимает своеобразное и промежуточное положение между фронтальным способом работы с классом и индивидуализацией образовательного процесса, что в целом позволяет более успешно реализовать типовые образовательные программы и требования ФГОС.
Следует также полагать, что в условиях направленности образовательной практики в школы на инклюзивное образование ДП - способ и одна из возможных форм реализации коррекционной работы, что особенно актуально в физкультурно-спортивной деятельности для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Именно в рамках ДП возможна реализация одного из методических направлений диагностики и оценки успешности освоения типовых программ по физической культуре не в соответствии с существующими и общепринятыми нормами, но на основе личностного (в составе группы) продвижения в результативности освоения ценностей физической культуры (прежде всего материальных и духовных).
Таким образом, цель ДП - оптимизация процесса физкультурного образования для эффективного усвоения ценностей физической культуры и формирования сущностных характеристик физической культуры личности.
Сущностными задачами ДП являются:
- удовлетворение личностных потребностей в физическом совершенствовании и самосовершенствовании;
- направленное формирование компонентов базовой культуры личности;
- целенаправленность содержания физкультурно-спортивной деятельности на оздоровление обучающихся;
- коррекция психоэмоциональных состояний, оптимизация психического развития и двигательной подготовленности;
- реализация инклюзивного образования в процессе освоения ценностей физической культуры;
- усиление и интенсификация спортивно-тренировочной направленности физкультурного образования.
Эффективность ДП обусловлена качеством дифференциации обучающихся на типогруппы в соответствии с особенностями каждой из них и прежде всего в части готовности к освоению программного материала; возможного (впрочем прогнозируемого) возникновения однородных трудностей в его освоении (в основе последних - одинаковые или близкие причины возникновения затруднений и способы преодоления трудностей).
Социальная практика и опыт организации ДП в практике школьного физкультурного образования показывают, что реализация ДП изначально предусматривает двухуровневую деятельность преподавательского состава школы (при доминирующей роли школьного педагога по физической культуре) [5].
Первый уровень реализации ДП предусматривает распределение учащихся на соответствующие медицинские группы: основную (дети, не имеющие каких-либо
отклонений в состоянии здоровья), подготовительную (дети, имеющие заболевания, коррекция которых возможна за счет компенсаторно-приспособительных реакций организма) и специальную медицинскую (дети с ограниченными возможностями здоровья, страдающие хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии и т.д.). Как правило, на первом уровне распределение обучающихся на группы обусловлено медицинскими показаниями на основе данных медицинских карточек учащихся (из поликлиники по месту жительства), рекомендаций родителей и медицинского работника школы.
Второй уровень реализации ДП предполагает, что дифференцированное физкультурное образование будет разворачиваться внутри каждой из медицинских групп, выделенных на первом уровне в направлениях первоначального изучения индивидуальных двигательных способностей, потребностей и мотивов; реализации соответствующих организационно-методических и управленческих мероприятий; активизации самостоятельной работы обучающихся (целостная структура ДП показана на рис. 1).
Изучение индивидуальных особенностей детей предполагает выявление гендерных (в практике школы точнее половых) особенностей и осуществляется на основе метрических данных школьника, педагогического наблюдения (определение предпочтений), медицинского освидетельствования. Таким образом, важно определить соотношение биологического возраста паспортному; распределить обучающихся по половозрастному признаку.
Изучение и оценка физического развития обучающихся осуществляется учителем физической культуры совместно с медицинским работником, а также по данным, полученным от родителей; служит, главным образом, для выявления явных нарушений физического развития и определяется по показателям длины тела, массы тела, обхвата груди, ЖЕЛ, весоростового индекса.
Определение и оценка двигательной подготовленности осуществляется по показателям физической и технической подготовленности. Физическая подготовленность оценивается по результатам тестирования основных двигательных (физических) качеств (сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость, содержание которых «задается», как правило, программными материалами физического образования (виды тестов) школьников соответствующего возраста. Таким же образом определяется и оценивается состояние технической подготовленности на основе выполнения обучающимися специально подобранных физических упражнений (из типовой программы или авторской программы), характеризующих состояние сформированности двигательных умений и навыков (по результатам экспертной оценки преподавателя (преподавателей).
Учет результатов изучения типологических особенностей и потребностно-мотивационной сферы обучающихся (осуществляется по результатам педагогического наблюдения, опроса и анкетирования (возможного), будет способствовать более успешному освоению программного материала на основе подбора и организации
Рис. 1. Структура дифференцированного подхода в физическом образовании
содержания физкультурного образования в соответствии с генетически обусловленной «пригодностью» занимающихся и их мотивацией. Так, в частности, в практике важно определить обучающихся с сильной нервной системой (холерик, флегматик, сангвиник) и слабой (меланхолик) и выстраивать процесс физкультурного образования с учетом того, что ученики с сильной нервной системой быстрее осваивают двигательные действия в ходе целостного разучивания, активнее прогрессируют в физической подготовленности, более смелые и решительные, позитивно откликаются на оценку и порицание (как стимул к деятельности), а со слабой - менее терпеливые к утомлению, слабо стрессоустойчивы, но высоко способны к монотонии в работе, несколько боязливы и нерешительны, предрасположены к обучению по частям и лучшему сохранению технической подготовленности, и для которых стимулом к работе является похвала [4, 6].
Распределение обучающихся на группы («сильную», «среднюю», «слабую») происходит (в практике школьного физкультурного образования), как правило, сначала на основе учета показателей физической подготовленности
и далее - физического развития. Реализация первого варианта распределения на группы предполагает, что группа «сильных» состоит из учеников основной медицинской группы с оптимальным физическим развитием и двигательной подготовленностью (в аспекте усвоенно-сти программного материала); «средняя» группа - представители основной медицинской группы с нормальным физическим развитием, но недостаточной двигательной подготовленностью; группа «слабых» состоит из обучающихся основной и подготовительной медицинских групп с отклонениями в физическом развитии и низкой двигательной подготовленностью. По второму варианту распределение на группы происходит следующим образом. На основе результатов тестирования двигательной подготовленности определяется среднегрупповое значение показателей двигательной подготовленности (состояние двигательных (физических) качеств и умений, навыков). Затем определяется 1/3 часть класса (группы), которая показала результаты двигательной подготовленности, близкие к среднегрупповым («средняя» группа). 1/3 класса учеников, имеющих результаты
ниже среднегрупповых относится к группе «слабых», остальные обучающиеся (оставшаяся 1/3 класса) -к группе «сильных». В целом с учетом показателей и физического развития распределение на группы такое: группа «сильных» - обучающиеся с высокой и выше средней двигательной подготовленностью, высоким, выше среднего и средним физическим развитием; группа «средних» - средняя двигательная подготовленность, высокое, выше среднего и среднее физическое развитие; группа «слабых» - низкая двигательная подготовленность, высокое, выше среднего, среднее и низкое физическое развитие. В группах девочек, которые могут заниматься отдельно, распределение на группы происходит аналогично.
При определении психофизических нагрузок для каждой из групп следует изначально руководствоваться тем, что она оценивается по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхания, внешним признакам утомления. Тем не менее изначально определяется (в основе - данные ЧСС) среднее значение величины психофизической нагрузки, характерное для конкретного класса (исходя из опыта работы с этим классом и данных педагогического наблюдения за «откликом» обучающихся на нагрузку). Для группы «сильных» психофизическая нагрузка может быть увеличена на 10-20% от средней, для группы «средних» остается относительно стандартной (на уровне средней в классе), а для группы «слабых» нагрузка может быть снижена на 10-20%. В любом случае психофизическая нагрузка со временем должна иметь тенденцию к росту.
Дифференциация в ходе урока физической культуры осуществляется с реализацией следующих основных организационно-методических действий:
1. В подготовительной, начале основной части урока и на первых этапах обучения двигательным действиям все обучающиеся выполняют одинаковую для всех программу с возможной «приостановкой» в дозировке для «слабых». Далее по ходу урока осуществляется деление обучающихся на группы с заданным содержанием деятельности в связи с подготовленностью. Здесь же возможны индивидуальные задания для наиболее подготовленных учеников.
2. В ходе урока (обучение и совершенствование двигательных действий) учителю следует больше уделять внимания «слабой» группе (возможно со специальной программой) и предоставить относительную свободу действий ученикам «сильной» группы, используя для группы «средних» типичные методы обучения.
3. Следует шире использовать в организации и реализации содержания уроков помощь учеников «сильной» группы, привлекая их к объяснению материала, страховке и показу.
4. Окончание урока и его заключительная часть связана с направленным воспитанием двигательных качеств, когда целесообразно использовать специально составленные комплексы упражнений в соответствии с подготовленностью каждой из групп и в соответствии с программным материалом.
Сущность деятельности учителя по привлечению в ходе урока помощников из числа обучающихся (они назначаются учителем с согласия остальных учеников или определяются самими учениками) имеет ряд позитивных аспектов: это реальные помощники в организации; «контролеры» дисциплины и порядка, приготовления инвентаря и оборудования; демонстраторы и помощники в страховке и помощи. Кроме того, привлечение обучающихся к проведению урока - реальный метод профориентации на педагогическую деятельность в сфере физической культуры; взаимообучения учеников.
Составление карточек-заданий по реализации содержания урока позволяет учителю стимулировать развитие самостоятельности и познавательной активности (познавательной культуры) обучающихся, увеличить (и вполне существенно) плотность (общую и моторную) урока, больше внимания уделять индивидуальной работе, в известной мере освободиться от многочисленных показов и объяснений. Карточка-задание составляется в произвольной (авторской) форме и отражает: содержание материала и систему подводящих и подготовительных упражнений (по порядку обучения и совершенствования); дозировку для каждой из групп; представление организационно-методических указаний по правильному выполнению техники двигательных действий (упражнений для воспитания двигательных качеств) и оптимальному использованию инвентаря и оборудования.
Внедрение системы домашнего задания для обучающихся - чрезвычайно значимая часть работы учителя в части направленного формирования физической культуры детей. Эта деятельность предполагает поэтапный характер реализации и отражает:
- собственно составление домашнего задания (однотипного для группы или индивидуального в соответствии с подготовленностью или необходимостью коррекцион-ных действий), имеющего комплексный характер [для воспитания всех двигательных качеств, отличающихся доступностью для выполнения именно в домашних условиях, понятные и конкретные по дозировке (легко дозируемые), имеющие тенденцию к увеличению психофизической нагрузки], и определение дней недели для выполнения домашнего задания;
- работа с родителями, в основе которой - убеждение в необходимости выполнения домашнего задания и контроля с их стороны этой самостоятельной работы учеников;
- организация и реализация контроля выполнения домашнего задания (в основе - через родителей и их отметках в дневниках).
В заключении следует выделить основные методические требования к реализации ДП в практике школьного физкультурного образования:
- распределение обучающихся по группам необходимо осуществлять в строгом соответствии с двигательной подготовленностью и с мотивированным объяснением для учеников такого распределения;
- проявлять одинаковую внимательность и тактичность в отношении каждой из групп обучающихся;
- обеспечивать направленность физкультурного образования на совершенствование процесса профориентации, взаимообучения, проявление творческой самостоятельности и познавательной активности, сознательности и дисциплинированности, проявление качеств, отражающих базовую культуру школьников;
- не допускать проявлений негативного отношения к обучающимся, не в полной мере успевающих с должным качеством осваивать программный материал.
Литература
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)(воспитатель, учитель)».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования».
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический словарь. - М.: Наука, 2002. - 378 с.
4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 369 с.
5. Ишмухаметов М.Г. Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры в школе. -Пермь, ПГПИ, 1987. - 87 с.
6. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1994. -576 с.
7. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях / составитель Е.Н. Сурков. Под общей редакцией В.У. Агеевца. - СПб., ГАФК. -1996. - 451 с.
References
1. Order of Ministry of Labor and Social Protection of 18.10.2013 no. 544 "On approval of the professional standard for teacher (teaching activities in preschool, primary general, basic general, secondary general education) (tutor, teacher)".
2. Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 17.05.2012 no. 413 "On approval of GEF medium (complete) general education".
3. Bim-Bad B.M. Dictionary on pedagogics. M.: Nauka, 2002. - 378 p.
4. Ilin E.P. Psychology of physical education. - M.: Fizkul'tura i sport, 1987. - 369 p.
5. Ishmuhametov M.G. Differentiated approach to pupils at physical training lessons in school, PSPI, 1987. - 87 p.
6. Nemov R.S. Psychology. - M.: Obrazovanie, 1994. -576 p.
7. Sports Psychology in terms, concepts and interdisciplinary connections / compiled by E.N. Surkov. Edited by V.U. Ageevets. - SPb., GAFK. - 1996. - 451 p.