Научная статья на тему 'О физическом воспитании в школе III, IV видов г. Абакана'

О физическом воспитании в школе III, IV видов г. Абакана Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / PHYSICAL STATE / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INDIVIDUALIZATION / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRES / ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ / FORM OF STUDIES' ORGANIZATION / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ / MEANS AND METHODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андреев В. В., Запольский А. В.

Физкультурная деятельность с детьми, имеющими депривацию зрения, обучающихся в школах III, IV видов, остается в центре внимания в коррекционном образовании. Не каждая методика работы применима к учащимся определенной школы, региону, где находится учебное заведение и условиям, предложенным администрацией. В связи с этим для нас представляло интерес выявить отношение данного контингента учащихся к физкультурным занятиям и любой другой двигательной активности. Полученные результаты позволяют предложить свою апробированную форму физкультурной деятельности с учащимися, имеющими депривацию зрения и отклонения в физическом развитии на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андреев В. В., Запольский А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PHYSICAL EDUCACTION AT SCHOOLS OF THE 3d AND 4th TYPE ABAKAN

At schools of the 3d and 4th type physical activity of children with sight deprivation is in the focus of special education. Not every working procedure applies to pupils of a particular school, the region where the institution is and the conditions proposed by the administration. In this regard, we are interested to reveal the ratio of this contingent of pupils to the physical culture studies and any other physical activity. The obtained results allow us to offer their tried and tested form of athletic activity with the students having deprivation of vision and abnormalities in physical development on the basis of individually-differentiated approach.

Текст научной работы на тему «О физическом воспитании в школе III, IV видов г. Абакана»

ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

ег. номер Эл № ФС77-42717 от 16 ноября 2010 г.

№1 (2011)

(Выпуск 18)

УДК 37.037:796.01

О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ШКОЛЕ III, IV ВИДОВ

Г. АБАКАНА

В.В. Андреев - старший преподаватель, факультет физической культуры Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

А. В. Запольский - учитель физической культуры РГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV видов» Абакан

ABOUT PHYSICAL EDUCACTION AT SCHOOLS OF THE 3d AND 4th TYPE ABAKAN

V.V. Andreev - senior lecturer of the physical education faculty Katanov's State University of Khakassia A.V. Zapolskiy - physical education teacher Special Secondary General Boarding School of the 3d and 4th Type

Abakan

e-mail: andreev2010-62 amail. ru

Ключевые слова: физическое состояние, дифференциация, индивидуализация, анкетирование, форма организации занятий, индивидуально-психологические особенности, средства и методы.

Аннотация. Физкультурная деятельность с детьми, имеющими депривацию зрения, обучающихся в школах III, IV видов, остается в центре внимания в коррекционном образовании. Не каждая методика работы применима к учащимся определенной школы, региону, где находится учебное заведение и условиям, предложенным администрацией. В связи с этим для нас представляло интерес выявить отношение данного контингента учащихся к физкультурным занятиям и любой другой двигательной активности. Полученные результаты позволяют предложить свою апробированную форму

1728074479001

физкультурной деятельности с учащимися, имеющими депривацию зрения и отклонения в физическом развитии на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

Key words: physical state, differentiation, individualization, questionnaires, form of studies ' organization, individual psychological characteristics, means and methods.

Summary. At schools of the 3d and 4th type physical activity of children with sight deprivation is in the focus of special education. Not every working procedure applies to pupils of a particular school, the region where the institution is and the conditions proposed by the administration. In this regard, we are interested to reveal the ratio of this contingent of pupils to the physical culture studies and any other physical activity. The obtained results allow us to offer their tried and tested form of athletic activity with the students having deprivation of vision and abnormalities in physical development on the basis of individually-differentiated approach.

Для выявления отношения учащихся с депривацией зрения к физкультурной деятельности студентами-практикантами факультета физической культуры ХГУ им. Н.Ф. Катанова, на базе общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната III, IV видов г. Абакан, было проведено наблюдение и анкетирование учащихся среднего и старшего школьного возраста.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы. У слабовидящих детей в процессе наблюдения и исследования выявлена более высокая потребность в занятиях физической культурой в любой форме, в сравнении со сверстниками из общеобразовательных школ, но низкая вера в свои физические возможности.

На рисунках 1 и 2 представлены сведения полученных данных по результатам исследования.

%

100

80

60

40

20

5J

21 18 18

Не верят в свои физические возможности

Верят в свои физические возможности

Затруднились в ответе

Не желают заниматься

Рис. 1. Результаты исследования отношения к физкультурным занятиям мальчиков

Так, 74% мальчиков хотят регулярно заниматься физической культурой в спортивных кружках, из них 21% - уверены в своих физических возможностях, а 53% учащихся - не уверены в себе и своих физических возможностях достигнуть определенных успехов в физической подготовленности. 18% детей затруднились в ответе, и 8% мальчиков, в основном старшего школьного возраста, категорически не желают целенаправленно заниматься физическими упражнениями, и любая двигательная активность их не интересует.

100 80 60 40

20

0

Рис. 2. Результаты исследования отношения к физкультурным занятиям девочек

У девочек значительная разница в показателях, в отличие от мальчиков, в том направлении, где нежелающих заниматься физическими упражнениями - 22%, затруднились в ответе 23% и 55% девочек желают заниматься физической культурой, но из них только 14% уверены в своих физических возможностях, остальные 41% - психологически не готовы.

Анализ ответов мальчиков, имеющих депривацию зрения, показывает, что основным мотивом желающих заниматься физическими упражнениями в любой форме является мотив эмоционального удовольствия и достижения успеха в физическом воспитании, т.е. стремление, отражающее радость движения и физических усилий, улучшение личных результатов.

Учащиеся, желающие регулярно заниматься физическими упражнениями, но неуверенные в своих физических возможностях, имеют, в основном, мотив социального и физического самоутверждения, т.е. занятия физической культурой ставят ребенка с депривацией зрения на одну ступень со сверстниками из общеобразовательных школ.

Школьники, категорически нежелающие заниматься физическими упражнениями и любой двигательной активностью, чаще выбирали мотив - отсутствие всякого интереса к двигательной активности, в том числе к урокам физической культуры и желание свободное время провести в компьютерном классе и школьной библиотеке.

В чем же причина такого положения? Как правило, уроки физической культуры проводятся в обычном режиме, по стандартной структуре урока, с одинаковыми требованиями и дозированием физической нагрузки, что неприемлемо для данного типа школы. Для учащихся одного возраста характерны следующие отличия: офтальмологические заболевания; вторичные отклонения и заболевания, связанные с первыми (зрительными); уровень физического развития, подготовленности, функционального состояния; показания и противопоказания к отдельным видам упражнений и физическим нагрузкам. В классах проводился именно стандартный урок физической культуры для детей, имеющих патологию зрительного анализатора без учета вышеперечисленных отличий, хотя методика физической культуры, авторские методики рекомендуют индивидуальный и дифференцированный подходы. Но как построить и организовать урок физической культуры практически учитывая все виды отклонений с использованием индивидуального и дифференцированного подходов не конкретизировано. Этот вопрос напрямую направлен учителю физической культуры и не каждый учитель отнесется с энтузиазмом к данному типу занятий.

41

23 22

14

Не уверены в своих Верят в свои Затруднились в Не желают

возможностях физические ответе заниматься

возможности

Для планирования и организации занятий нами была создана схема вариантов с использованием индивидуального и дифференцированного подходов, которая представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Схема вариантов дифференциации и индивидуализации учащихся на уроках физической культуры, составлена с использованием медицинских карт учащихся

В таблице 4 представлены формы физкультурной деятельности с индивидуальной нагрузкой, используемые нами на уроках физической культуры с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся с депривацией зрения [1, С. 9-14].

Индивидуальным показателем, влияющим на процессы управления на занятиях физической культурой с аномальными детьми, является еще и характер, знание которого позволит учителю осознанно и целесообразно организовывать и управлять процессом физического воспитания.

Таблица 1

Рекомендации по организации физкультурной деятельности согласно индивидуально-

психологическим особенностям детей с депривацией зрения

№ п/п Рекомендации Тип нервной системы

подвижный инертный

сильный слабый сильный слабый

1 Форма организации занятий Самостоятельная и организованная Самостоятельная и организованная Самостоятельная и организованная Организованная

2 Нагрузка умеренная и высокая (для без противопоказаний) умеренная умеренная и высокая умеренная

3 Виды физических упражнений упражнения комплексного проявления двигательных качеств (подвижные и спортивные игры) упражнения, требующие проявления определенной выносливости (ходьба, бег, лыжи, коньки)

Следует учитывать, что учащимся с сильным, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы, обладающими общительностью, социальной смелостью, выносливостью, боевитостью, можно рекомендовать физические упражнения комплексного проявления двигательных качеств (подвижные и спортивные игры). Дети характеризуются желанием продемонстрировать свое превосходство, испытывать волнение, возбуждение, азарт, им рекомендуется как организованная, так и самостоятельная форма занятий с дополнительными нагрузками в секции по ОФП. Что касается физической нагрузки, то учащимся с данной типологией рекомендуется умеренная и высокая (только для детей, не имеющих противопоказаний).

Учащимся со слабым, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы, общительным, активным, боевитым, чувствительным (качество, необходимое при скоростной работе, перестройке в процессе подвижных и спортивных игр) также можно рекомендовать упражнения комплексного проявления двигательных качеств. Этим учащимся присущи азарт, возбуждение, волнение, но они в отличие от первых требуют частую смену и разнообразие действий, что может быть связано с основным зрительным заболеванием, рекомендуется им самостоятельная и организованная форма занятий. В силу низкой выносливости слабой нервной системы и ее неспособности выдерживать физическую нагрузку длительное время, для данного типа рекомендуется использовать умеренную физическую нагрузку. По нашим наблюдениям к данному типу относятся большинство учащихся школы-интерната III, IV видов.

Учащимся со слабым, инертным, тормозным типом нервной системы, с высокой чувствительность, тревожностью, быстрой физической и психологической утомляемостью, низкой выносливостью в стрессовых ситуациях, низким уровнем смелости и решительности, неспособностью к быстрому переключению с одного действия на другое, но с определенной усидчивостью, сдержанным, устойчивым к монотонной деятельности и обладающим неплохими скоростными качествами рекомендуются физические упражнения циклического характера - бег, ходьба, лыжи, упражнения, не требующие разнообразия. Данным учащимся рекомендована умеренная нагрузка.

Учащиеся с сильным, уравновешенным типом нервной системы, обладающим низким уровнем общительности, социальной активности, но с достаточной выносливостью для ребенка с патологией зрения, устойчивым к монотонной деятельности, собранным, терпеливым к однообразной работе также рекомендуются упражнения циклического характера. Форма занятий определяется - самостоятельная и организованная с умеренной и высокой нагрузкой для детей, не имеющих противопоказаний.

При переходе к организации новой формы физкультурной деятельности с учащимися школы, нами проводилась мотивационная работа с целью создания потребности в двигательной деятельности с принципом сознательности и активности. Средства мотивации могут быть разными, но мы использовали направление организационного характера: товарищеские встречи по спортивным играм (волейбол, баскетбол) с общеобразовательными школами в их спортивных залах, внутришкольные спартакиады по легкой атлетике с нашим участием, давая понять, что учащиеся коррекционной школы могут быть подготовлены на уровне сверстников из общеобразовательных школ.

Методы и средства, используемые нами на уроках физической культуры и дополнительных занятиях по ОФП с учащимися школы для развития двигательных качеств приводятся ниже. Задачи и подведение итогов проводятся индивидуально, это приемлемо при наполнении класса до 12 человек.

Для развития общей выносливости с учащимися, имеющими нарушения зрительного анализатора, наиболее доступен равномерный метод тренировки, который заключается в преодолении определенной дистанции в определенном темпе, по мере тренированности увеличивается дистанция или темп, можно увеличивать и дистанцию и интенсивность. Учащимися, не имеющими противопоказаний, этот метод используется в

полной форме в меру физической подготовленности, а учащимися, имеющими противопоказания, преодоление дистанции проводится с чередованием ходьбы и бега.

Для развития силы используется укомплектованный тренажерный зал. Выполняются специальные упражнения на все группы мышц, как для здоровых детей, но с отличительными особенностями: 1) учащимся, не имеющим противопоказаний, рекомендуется производить напряжение мышц не более, чем на 90%; 2) учащимся с противопоказаниями - не более, чем на 60%.

Для развития координации, ловкости, быстроты у старших школьников используются, в основном, спортивные игры - волейбол, баскетбол. У среднего и младшего школьного возраста - подвижные игры. Уроки спортивных игр проводятся с общими задачами, но с индивидуальной направленностью. Особенность заключается в том, что уже в учебной игре запрещается жесткая форма действий, в основном ставка делается на техническом исполнении элементов. Подвижные игры подбираются таким образом, чтобы с помощью их двигательного содержания можно было воздействовать на развитие жизненно-важных двигательных качеств.

Для развития скорости наиболее приемлем повторный метод. Учащимся без противопоказаний ставится задача - пробегание отрезков 50 м с интенсивностью 75- 85% от максимальной, серийным способом, учитывая физическую подготовленность ребенка. Например: 2х50+2х50+2х50, с промежуточным восстановлением. Один раз в неделю можно использовать «фартлек», пробегание 300 м с ускорениями по 30-50 м. Таким образом, используя мотивационную деятельность, индивидуально-дифференцированный подход, методику повышения физической подготовленности с учетом специфики офтальмологических и сопутствующих заболеваний, характера ограничений к физическим нагрузкам и определенным видам физических упражнений, на нашем примере можно производить комплексную коррекцию физического состояния, включающую в себя физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность.

Литература

1. Основы физического воспитания в коррекционных школах-интернатах III, IV видов: методическое пособие для учителей физической культуры и АФК / сост. В.В. Андреев, О.В. Вовк, А.В. Запольский, Н.А. Шурышев. - Абакан : Светоч, 2007. - 56 с.

Literature

1. Fundamentals of physical education in correctional boarding schools of the III , IV types : manual for teachers of physical culture and APHC / comp. V.V. Andreev, O.V. Vovk, A.V. Zapolskiy, N.A. Shuryshev. - Abakan : Svetoch, 2007. - 56 p.

Статья поступила в редакцию 28.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.