ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.042
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ
®2011 Андреев В.В., Минеева А.И.
Хакасский государственный университет
Представлена проблема реализации дифференцированного подхода при комплексной коррекции физического состояния детей с нарушениями зрения, обучающихся в школе-интернате III, IV видов г. Абакана. Показаны причины, определяющие необходимость педагогического воздействия, схема уровневой дифференциации, методы и средства, используемые на занятиях адаптивной физической культуры.
The article deals with the ways of the realization of the differentiated approach to the visually impaired children’s physical state complex correction at the schools of the 3rd and 4th type in Abakan. The authors give the analysis of the basic pedagogical factors, the scheme of the differentiation levels, methods and techniques used at the lessons of the adaptive physical culture.
Ключевые слова: физическое состояние, адаптивная физическая культура, дифференцированный подход, школа III, IV видов, методы, коррекция.
Keywords: physical state, adaptive physical culture, differentiated approach, schools of the 3rd and 4th types, methods, correction.
Авторы И. В. Милюкова и Т. А. Евдокимова [2. С. 14] рекомендуют основывать методику адаптивной
физической культуры на общих
педагогических принципах, в которых подчеркивается важность
дифференцированного подхода в проведении комплексной физической реабилитации, с использованием и совершенствованием современных методов и средств. Вид дифференциации определяется
исходя из того, какой признак
является доминирующим в данной
форме занятий, и основывается на принципе объединения детей на занятиях в относительно однородную группу и индивидуальной работе с каждым ребенком с учетом его психологических и физических возможностей, пола, возраста. Р. В. Чудная [4. С. 306-312] конкретизирует метод формирования групп на занятиях оздоровительной физической культурой
необходимостью учитывать: 1)
патологию глаз; 2) уровень физической подготовки; 3)
заболевания других органов; 4)
степень зрительного дефекта; 5) участие в работе отдельных групп мышц; б) психоэмоциональное состояние.
Особое внимание уделяется вопросу допуска к занятиям лиц с патологией, при которой отсутствует риск ухудшения функции зрения от физической нагрузки и выполнения отдельных видов упражнений.
Такие болезни выделяются в группу А, к которой относятся непрогрессирующие формы
близорукости, атрофия и субатрофия глазного яблока и прочие виды зрительного дефекта при отсутствии воспалительного процесса,
склонности к противопоказаниям и болевого синдрома. Эти дети не нуждаются в особых ограничениях при занятиях адаптивной физической культурой.
Группа Б объединяет детей с заболеваниями глаз, склонных к прогрессированию и ухудшению функций зрения. Это
прогрессирующие формы
близорукости, глаукома, отслоение сетчатки, вывих и подвывих хрусталика. Таким детям необходимы значительные ограничения.
При реализации учебного процесса в коррекционных школах 111-1V видов занятия лечебной физической культурой являются обязательными в 1-4 классах, в 5-12 классах программа не предусматривает занятий ЛФК. Вопрос о комплексной коррекции физического состояния учащихся среднего и старшего школьного возраста остается актуальным. В системе специального образования в школах III, IV видов предусмотрено проведение
дополнительных занятий, имеющих коррекционную направленность. Они проводятся по стандартной схеме, с одинаковой нагрузкой и не ориентированы конкретно на каждого учащегося. Именно здесь следует использовать дифференцированный подход.
Проблемой реализации
дифференцированного подхода на
занятиях адаптивной физической культурой с детьми, имеющими депривацию зрения, является отставание в физическом развитии, физической и функциональной подготовленности, выявленное в
сравнительном анализе, проведенном с учащимися коррекционной школы III,
IV видов и учащимися общеобразовательных школ.
В ходе нашего педагогического эксперимента для изучения возможностей использования
дифференцированного подхода в
комплексной коррекции физического состояния детей со зрительной депривацией мы организовали проведение дополнительных занятий, предусмотренных в системе специального образования с детьми 12 - 17 лет, обучающимися в школе-интернате III—iV видов г. Абакана, для проведения педагогического
эксперимента.
Основной целью исследования стало выявление уровневой дифференциации в группах (классах) при организации систематических занятий по комплексной коррекции физического состояния детей с
нарушениями зрения. Были использованы следующие методы: анализ научно-методической
литературы; анализ данных,
полученных при исследовании здоровья и офтальмологических показателей; анализ результатов, полученных в ходе педагогического тестирования.
Для выявления уровней дифференциации проведен анализ офтальмологических и общих медицинских показателей на основе данных медицинских карт учащихся, в которых были отражены основные и сопутствующие заболевания. Для определения физического развития использовались антропометрические измерения, с фиксированием абсолютных и относительных показателей.
Для определения физической подготовленности использовались рекомендации Л. Н. Ростомашвили [3. С. 69-72] по показаниям и
противопоказаниям к физическим упражнениям и нагрузкам для подбора тестов. При определении
функциональной подготовленности учащихся применялись
информативные величины: частота
сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания, время задержки дыхания.
С помощью методов И. П. Волковой [1] были изучены индивидуально-типологические особенности личности учащихся с депривацией зрения,
Подбор методов и средств, используемых на занятиях с детьми, имеющими патологию зрительного анализатора, производится на основе дидактических принципов -доступности и перехода от простого к сложному.
Для развития общей
выносливости у детей нашего контингента наиболее приемлем равномерный метод тренировки,
проведено анкетирование детей для анализа их отношения к двигательной активности с целью определения формы физических занятий.
Схема дифференцирования нами была адаптирована [2, 3, 4]
непосредственно по отношению к детям, участвующим в эксперименте. При уровневой дифференциации учитывались состояние зрительной системы; сопутствующие заболевания; уровень физического состояния; возраст, пол; противопоказания и показания индивидуального
характера; индивидуальный выбор формы физкультурной деятельности.
который заключается в преодолении определенной дистанции в определенном темпе. По мере тренированности увеличивается дистанция или интенсивность, можно увеличивать дистанцию и темп. Учащиеся, имеющие
противопоказания, преодолевают дистанцию, чередуя бег и ходьбу, по мере усталости. Форма нагрузки индивидуальная для всех учащихся.
Состояние зрительной системы
Сопутствующие заболевания
С показаниями С противопоказаниями
физическое состояние физическое состояние
пол возраст пол возраст
форма физкультурной деятельности согласно индивидуально-типологических особенностей
подвижный тип нервной системы инертный тип нервной системы
-
- нагрузка виды физических упражнений самостоятел ь ная или организационная нагрузка виды физических упражнений ная ая лнь нан ? £ тс и і 5 2 а л гр oso
Рис. Схема вариантов уровней дифференциации
Для развития силы используется укомплектованный тренажерный зал. Упражнения подбираются на все группы мышц, но с отличительными особенностями: 1) учащимся, не
имеющим противопоказаний,
рекомендуется про-изводить
напряжение мышц не более чем на 90%; 2) учащимся с
противопоказаниями - не более чем на 60%.
Для развития координации,
ловкости, быстроты у школьников, не имеющих противопоказаний, применяются спортивные игры -волейбол, баскетбол, мини-футбол.
У учащихся с противопоказаниями -подвижные игры и элементы
спортивных игр. Особенность
заключается в том, что в играх не
используется жесткая форма действий, а упор делается на
техническое исполнение элементов. Подвижные игры подбираются таким образом, чтобы с помощью их двигательного содержания можно было воздействовать на развитие жизненно важных двигательных
качеств.
Для развития скорости наиболее подходящий - повторный метод. Учащиеся без противопоказаний пробегают отрезки 30, 50 м
серийным способом с
интенсивностью 75-85% от максимально возможной. Количество серий назначается с учетом физической подготовленности.
Иногда можно использовать «фартлек», пробег 200-300 м с ускорениями по 30-50 м. Учащимися с противопоказаниями пробегаемые отрезки должны преодолеваться с интенсивностью не более 70% от максимальной.
Таким образом, только с использованием уровневой
дифференциации с учетом специфики офтальмологических и сопутствующих заболеваний,
характера ограничений к физическим нагрузкам и определенным видам физических упражнений возможно проведение оздоровительных
занятий по комплексной коррекции физического состояния, включающих в себя физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность.
Примечания
1. Волкова И. П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения // Дефектология. № 3. 2005. С. 39-47. 2. Милюкова И. В., Евдокимова Т. А. Полная энциклопедия лечебной гимнастики / под ред. Т. А. Евдокимовой. СПб. : Сова. М. : Эксмо, 2003. 512 с. 3. Ростомашвили Л. Н. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения // Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. М. : Советский спорт, 2004. 464 с. 4. Чудная. Р. В. Адаптивное физическое воспитание при слепоте // Методика физического воспитания различных групп населения / под ред. Т. Ю. Круцевич. Киев : Олимпийская литература, 2003. 392 с.
Статья поступила в редакцию 16.03.2011 г.