Научная статья на тему 'Эффективность применения элементов рок-н-ролла в процессе адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения'

Эффективность применения элементов рок-н-ролла в процессе адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
533
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
SPORTS ROCK 'N' ROLL / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНЫЙ РОК-Н-РОЛЛ / ДЕТИ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / CHILDREN WITH DEPRIVATION OF VIEW / COORDINATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаева Ксения Игоревна

В статье представлен анализ результатов научного эксперимента, посвященного развитию координационных способностей детей младшего школьного возраста с депривацией зрения в процессе применения коррекционно-развивающей программы с использованием элементов рок-нролла. Охарактеризованы принципы, средства, методы и особенности организации танцевальных занятий с использованием элементов рок-н-рола в процессе адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения. Цель: теоретическое и экспериментальное обоснование воздействия, разработанной коррекционно-развивающей программы с использованием элементов рок-н-ролла на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста с депривацией зрения. Метод проведения работы: формирующий эксперимент. Результаты: в процесс адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с депривацией зрения внедрена коррекционно-развивающая программа с использованием элементов рок-н-ролла способствующая развитию их координационных способностей. Область применения результатов: адаптивное физическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Николаева Ксения Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF ELEMENTS OF ROCK ‘N’ ROLL IN THE ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH VISION DEPRIVATION

The paper analyzes the results of a scientific experiment on the development of coordination abilities of children of primary school age with visual deprivation in the application of correctional program with elements of rock ‘n’ roll. Described principles, tools, methods, and especially the organization of dance classes with elements of rock and roll in the process of adaptive physical education of children with deprivation of view. Purpose: theoretical and experimental study of the impact of correctional program with elements of rock ‘n’ roll. in the development of coordination abilities of children of primary school age with deprivation of view. Methodology: formative experiment. Results: In the process of adaptive physical education of children of primary school age with deprivation of view, introduced the correctional program with elements of rock ‘n’ roll contributes to the development of their coordination abilities. Practical implications: adaptive physical education.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения элементов рок-н-ролла в процессе адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-5-44 УДК 796.015.6+376.2+793.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РОК-Н-РОЛЛА

В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ

Николаева К.И.

В статье представлен анализ результатов научного эксперимента, посвященного развитию координационных способностей детей младшего школьного возраста с де-привацией зрения в процессе применения коррекционно-развивающей программы с использованием элементоврок-н-ролла. Охарактеризованы принципы, средства, методы и особенности организации танцевальных занятий с использованием элементов рок-н-рола в процессе адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения.

Цель: теоретическое и экспериментальное обоснование воздействия, разработанной коррекционно-развивающей программы с использованием элементов рок-н-ролла на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста с де-привацией зрения.

Метод проведения работы: формирующий эксперимент.

Результаты: в процесс адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с депривацией зрения внедрена коррекционно-развивающая программа с использованием элементов рок-н-ролла способствующая развитию их координационных способностей.

Область применения результатов: адаптивное физическое воспитание.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание; спортивный рок-н-ролл; дети с депривацией зрения; координационные способности.

EFFECTIVENESS OF ELEMENTS OF ROCK 'N' ROLL IN THE ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH VISION DEPRIVATION

Nikolaeva K.I.

The paper analyzes the results of a scientific experiment on the development of coordination abilities of children of primary school age with visual deprivation in the application of

correctional program with elements of rock 'n ' roll. Described principles, tools, methods, and especially the organization of dance classes with elements of rock and roll in the process of adaptive physical education of children with deprivation of view.

Purpose: theoretical and experimental study of the impact of correctional program with elements of rock 'n ' roll. in the development of coordination abilities of children of primary school age with deprivation of view.

Methodology: formative experiment.

Results: In the process of adaptive physical education of children ofprimary school age with deprivation of view, introduced the correctional program with elements of rock 'n ' roll contributes to the development of their coordination abilities.

Practical implications: adaptive physical education.

Keywords: adaptive physical education; sports rock 'n 'roll; children with deprivation of view; coordination abilities.

По статистике Минздрава РФ, более миллиона российских детей страдают различными офтальмологическими заболеваниями [1].

Инициатива Всемирной организации здравоохранения направлена на борьбу c заболеваниями глаз, которые поддаются профилактике и лечению и являются основными причинами слепоты. Применительно к Российской Федерации выделены 7 приоритетных направлений для консолидации усилий по ликвидации устранимой слепоты. Одно из первых мест занимает детская офтальмология [4].

Необходимым становится разработка и внедрение инновационных коррекционно-развива-ющих программ адаптивного физического воспитания школьников со зрительной депривацией с целью профилактики, коррекции и компенсации, имеющихся у них нарушений. Наибольшего внимания специалистов требует проблема развития физических способностей детей с депри-вацией зрения и особенно - координации движений [8, 9, 11, 12]. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о позитивном влиянии на развитие физической подготовленности детей с депривацией зрения танцевальной терапии [10, 113, 14, 15, 16] в том числе, рок-н-ролла [5]. Тем не менее, научных исследований, посвященных применению элементов рок-н-ролла в развитии координационных способностей у детей с депривацией зрения в доступной научно-методической литературе, не выявлено.

Основоположник развития акробатического рок-н-ролла в России, А.Б. Голев утверждает, что под влиянием интенсивных упражнений акробатического рок-н-ролла улучшается работа

сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека, развивается выносливость, скоростно-силовые качества и координация движений [3].

Изучение и анализ различных теорий и концепций по применению танцевальной терапии и развитию координационных способностей у детей с депривацией зрения, позволяет рассматривать применение элементов рок-н-ролла, как наиболее эффективный и действенный.

Материалы и методы

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование воздействия, разработанной коррекционно-развивающей программы с использованием элементов рок-н-ролла на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста с депривацией зрения.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Осуществить анализ современных тенденций развития адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения и определить целесообразность применения элементов рок-н-ролла в учебном процессе этих детей.

2. Выявить своеобразие психофизического развития и исходный уровень координационных способностей у незрячих и слабовидящих детей младшего школьного возраста.

3. Разработать коррекционно-развивающую программу с использованием элементов рок-н-ролла, направленную на развитие координационных способностей незрячих и слабовидящих детей младшего школьного возраста с учетом особенностей их психофизического развития.

4. Экспериментально проверить и оценить эффективность влияния предложенной коррек-ционно-развивающей программы с использованием элементов рок-н-ролла на развитие координационных способностей незрячих и слабовидящих детей младшего школьного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования:

1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

2. Анализ выписок из медицинских карт детей контрольной и экспериментальной групп.

3. Педагогическое наблюдение с целью выявления проблем в процессе обучения детей с нарушением зрения элементам рок-н-ролла и подбора адекватных путей их решения.

4. Тестирование координационных способностей детей ЭГ и КГ до и после эксперимента по шести тестам, подверженным модификации, основанной на приспособлении к возможностям ребенка с депривацией зрения с опорой на его сохранные функции. Тест 1 -оценка согласованности движений рук и ног. Тест 2 - оценка согласованности движений с партнером. Тест 3 - оценка моторной памяти. Тест 4 - оценка способности к ориентированию в пространстве на основе локализации звукового сигнала. Тест 5 - оценка умения ориентироваться в пространстве и дифференцировать собственные движения. Тест 6 - оценка способности к сохранению динамического равновесия.

5. Педагогический эксперимент, проведенный с целью создания благоприятных условий для развития координационных способностей учащихся, расширения арсенала двигательных умений и навыков, социализации, экстернальной интеграции детей с нарушением зрения, в общество нормально видящих сверстников.

6. Количественный и качественный анализы экспериментальных данных.

7. Статистическая обработка материалов исследования.

Организация исследования

В эксперименте приняло участие 20 слабовидящих и 20 незрячих школьников младших классов, мальчики и девочки в возрасте 8-9 лет. Были определены экспериментальные группы: контрольная группа (незрячие КГ-1, слабовидящие КГ-2), экспериментальная группа (незрячие ЭГ-1, слабовидящие ЭГ-2) по 10 человек в каждой группе (5 мальчиков и 5 девочек). Специальный отбор в экспериментальную группу не осуществлялся, участниками эксперимента стали дети, проявившие интерес к занятиям рок-н-роллом. В учебном процессе учащихся экспериментальной группы применялась коррекционно-развивающая программа по адаптивному физическому воспитанию с использованием элементов рок-н-ролла. Контрольная группа занималась по программе ритмики, действующей в данном образовательном учреждении.

Основные задачи коррекционно-развивающей программы: способствовать коррекции скованности и ограниченности движений, развитию согласованности движений, чувства темпа и ритма движений, слухомоторной координации, навыков сохранения равновесия, пространственной ориентировки, содействовать обогащению сенсорного опыта, воспитанию нравственных и морально-волевых качеств личности, чувства прекрасного, самовыражению путем танцевальной импровизации, формированию коммуникативных навыков.

Краткое содержание программы. Разработанная коррекционно-развивающая программа рассчитана на 60 занятий по 40 минут, включает в себя разделы: ознакомление с историей, стилем музыки, правилами соревнований спортивного рок-н-ролла; изучение техники базовых

движений ног, рук, вращений на месте и в движении, парных танцевальных смен и комбинаций; формирование навыка согласования движений с музыкальным ритмом; содействие общефизической и специальной физической подготовке; коррекционные подвижные игры, психолого-педагогическая поддержка в процессе занятий.

Наибольшее внимание уделялось процессу освоения техники танцевальных движений рок-н-ролла. При разработке содержания программы ориентировались на основные положения Л.С. Выготского: «единство диагностики и коррекции», «о соотношении первичного и вторичного нарушений», «зона актуального и ближайшего развития», принцип «обходного пути», коррекционно-компенсаторной направленности [2], принцип полимодальности и максимальной дифференциации, адекватности средств и методов педагогического воздействия [6].

Средства адаптивной физической культуры, используемые в ходе реализации экспериментальной программы подбирались с учетом состояния здоровья и психофизических возможностей детей с депривацией зрения и опирались на общепедагогические и специфические методы физического воспитания, дидактические принципы обучения детей с нарушением зрения [6,8,9]. В каждое занятие включались музыкально-ритмические игры с целью развития координационных и творческих способностей, закрепления пройденного учебного материала, повышения эмоционального фона и предупреждения утомления занимающихся.

В ходе занятий не использовались упражнения, включающие: резкие наклоны головы; длительное пребывание в согнутом положении; прыжки; соскоки; упражнения с сотрясением тела и длительным мышечным напряжением; акробатические комбинации, а также упражнения высокой степени интенсивности. Вместо базовых прыжковых упражнений спортивного рок-н-ролла использовались упражнения на танцевальных шагах («пружинка», «лесенка»), выпрыгивания на месте и в движении заменены ритмичными полуприседами и поворотами. Исполнение «основного хода» рок-н-ролла представляло собой комбинацию простейших бро-сковых движений («кик», «хоп», «степ») на месте и в движении. В процессе занятий предусматривались превентивные (предупреждающие) меры по предупреждению общего и зрительного утомлений [7]. Создавалась коррекционно-развивающая среда обучения (световые, звуковые, тактильные, вибрационные, обонятельные ориентиры), облегчающая ориентировку в пространстве и восприятие учебного материала детьми с депривацией зрения.

В подготовительной части занятия (7-10 мин.) дети выполняли упражнения общеразвиваю-щего и лечебно-профилактического характера, дыхательные упражнения, с целью подготовки функциональных систем организма к выполнению задач основной части урока и поднятия эмоционального тонуса.

Основная часть (25 мин.) содержала в себе темы в соответствии с графиком-планирования учебно-тренировочных занятий и заключалась в разучивании техники базовых танцевальных движений, выполнении танцевальных комбинаций сольно и в парах, согласованию движений с ритмом музыкального сопровождения, развитии координационных способностей учащихся, а также общефизической подготовки.

В заключительной части (5-7 мин.) проводились музыкально-ритмические игры, упражнения на расслабление, развитие гибкости (стретчинг), дыхательные упражнения, гимнастика для глаз.

Результаты тестирования незрячих детей до и после эксперимента

Для обоснования эффективности применения в процессе адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения разработанной коррекционно-развивающей программы с использованием элементов рок-н-ролла осуществлен сравнительный анализ результатов тестирования испытуемых контрольной и экспериментальной группы незрячих детей.

Как видно из данных, представленных в рисунке 1, таблице 1 у незрячих детей младшего школьного возраста выявлен низкий исходный уровень развития координационных способностей, среднегрупповой балл по шести тестам в контрольной группе составил 3,3 балла, в экспериментальной - 3, 5 балла. При этом к числу наименьших среднегрупповых показателей исходного уровня развития (от 2,7 до 3,7 балла) относятся такие показатели как моторная память, способность к согласованию двигательных действий с партнером, ориентированию в пространстве, сохранению динамического равновесия. Выявленные нарушения являются характерологической особенностью детей младшего школьного возраста с депривацией зрения.

КГ-1 и ЭГ-1 (незрячие) ДО

эксперимента

ТЕСТ 1

ТЕСТ 4

КГ-1 и ЭГ-1 (незрячие) ПОСЛЕ

эксперимента

ТЕСТ 1

ТЕСТ 4

Рис. 1. Среднегрупповые показатели координагцюнных способностей незрячих детей КГ-1

и ЭГ-1 ДО и ПОСЛЕ эксперимента (X , балл)

Таблица 1

Среднегрупповые показатели координационных способностей незрячих детей КГ-1 и ЭГ-1 по шести тестам ПОСЛЕ эксперимента

Группы X,балл

До После Прирост показателя Разница Р - value

КГ-1 (n=10) 3,3 3,7 0,4 ЭГ-1> КГ-1 = 0,9 <0,05

ЭГ-1 (n=10) 3,5 4,8 1,3

Обсуждение результатов

Анализ результатов статистической обработки полученных данных выявил статистически достоверные различия при р <0,05 между показателями незрячих детей до и после эксперимента. Незрячие дети контрольной группы по всем шести тестам показали значительно меньший прирост показателей - всего 0,4 балла, по сравнению с детьми экспериментальной группы (1,3 балла). Результат ЭГ-1 превосходит КГ-1 более чем в три раза.

Наибольшее различие между ЭГ-1 и КГ-1 наблюдается в тесте №2 - способность к выполнению согласованных действий с партнером. В контрольной группе после эксперимента этот показатель остался по-прежнему на низком уровне (3,1 балла), а в экспериментальной возрос до 4,9 балла. По остальным исследуемым параметрам прирост показателей в ЭГ-1 (от 1,1 балла до 1,7 балла) также демонстрирует преимущество перед показателями детей КГ, что подтверждает эффективность применения экспериментальной программы.

Результаты тестирования слабовидящих детей до и после эксперимента

Результаты статистической обработки полученных данных по всем исследуемым параметрам слабовидящих детей представлены на рисунке 2 и в таблице 2, которые демонстрируют статистически достоверные различия при р <0,05 между показателями КГ-2 и ЭГ-2 до и после эксперимента.

КГ-2 и ЭГ-2 (слабовидящие) ДО

эксперимента

ТЕСТ 1

ТЕСТ 4

КГ-2 и ЭГ-2 (слабовидящие) ПОСЛЕ

эксперимента

ТЕСТ 1

ТЕСТ 4

Рис. 2. Среднегрупповые показатели координационных способностей слабовидящих детей КГ-2 и ЭГ-2 ДО и ПОСЛЕ эксперимента (% , балл)

Таблица 2

Среднегрупповые показатели координационных способностей слабовидящих детей КГ-2 и ЭГ-2 по шести тестам ДО и ПОСЛЕ эксперимента

Группы X,балл

До После Прирост показателя Разница Р - value

КГ-2 (n=10) 3,4 3,8 0,4 ЭГ-2> КГ-2 = 0,9 <0,05

ЭГ-2 (n=10) 3,6 4,9 1,3

Обсуждение результатов

На основании обобщения сравнительного анализа показателей координационных способностей слабовидящих детей ЭГ-2 и КГ-2 видно, что у детей КГ-2 по всем шести тестам выявлен сравнительно низкий прирост показателей (0,4 балла) по сравнению с ЭГ-2 - 1,3 балла. Среднегрупповой показатель детей ЭГ-2 превосходит показатели детей КГ-2 в три раза. Наибольшее различие наблюдается в тесте №2, отражающим способность к выполнению согласованных действий с партнером (в КГ-2 = 3,1 балл, в ЭГ-2 = 4,9, разница 1,8 балла). Тестовое задание, в котором разница конечных результатов была наименьшей (0,7 балла) - это тест № 4, определяющий способность к ориентировке в пространстве на основе локализации звукового сигнала. Незначительная разница в динамике этого показателей объясняется наилучшим исходным уровнем в результате влияния компенсаторного развития слухового анализатора у детей с депривацией зрения, что позволяет им безошибочно определять локализацию звукового сигнала и выполнять перемещения в сторону источника звука.

В показателях других тестовых заданий также прослеживается разница между контрольной и экспериментальной группами в пользу экспериментальной, но она менее выражена и варьируется в пределах значений от 0,9 - 1,1 балла.

Отмечено, что кроме количественного изменения исследуемых параметров, у учащихся ЭГ-1 и ЭГ-2 прослеживается улучшение качественных характеристик, проявляющихся в уверенности в выполнении движений в паре, соизмеримости амплитуды, скорости движений, выразительности, экономности, точности. Асинхронность и скованность, выявленные в начале эксперимента у детей ЭГ, не зафиксированы. Дети КГ продолжают стесняться держаться за руки с партнером, испытывают дискомфорт во время выполнения движений в паре, по-прежнему сохраняется скованность и асинхронность движений между партнерами, нарушение точности движений, прямолинейности ходьбы, неуверенность в выполнении движений

и пр. Таким образом, применение экспериментальной программы в учебном процессе детей с депривацией зрения способствует не только изменению количественных показателей исследуемых параметров координационных способностей, но и улучшает их качественные характеристики.

Заключение

Обобщение экспериментальных данных позволяет заключить, что разработанная коррек-ционно-развивающая программа с использованием элементов рок-н-ролла в процессе адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с депривацией зрения способствует развитию координационных способностей: согласованности собственных движений и движений с партнером, моторной памяти, способности к сохранению динамического равновесия, ориентировки в пространстве по словесной инструкции педагога. Объективным показателем эффективности разработанной программы свидетельствует достоверность межгрупповых различий (P < 0,05) по всем исследуемым показателям в пользу экспериментальной группы.

Полученные результаты, свидетельствуют о возрастании интереса участников экспериментальной группы к активной физкультурной деятельности, что способствует повышению их двигательной активности и увеличивает вероятность того, что в будущем они будут продолжать заниматься танцами. Благодаря внедрению разработанной коррекционно-развивающей программы, дети с депривацией зрения получили возможность принимать участие в соревнованиях по спортивному рок-н-роллу среди здоровых спортсменов по категории «Е класс-микст юноши и девушки» в соответствии с утвержденными Федерацией спортивного рок-н-ролла России правилами соревнований, что, несомненно, содействует их социализации и экстер-нальной интеграции.

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют также о том, что использование элементов рок-н-ролла можно отнести к перспективному направлению в коррекционной работе с незрячими и слабовидящими детьми и о целесообразности включения разработанной кор-рекционно-развивающей программы в образовательное пространство специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений (школы III-IV видов) для детей с депривацией зрения.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Всемирная организация здравоохранения: Центр СМИ // http://www.who.int/mediacentre/

factsheets/fs282/ru (дата обращения 21.09.2014).

2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Изд-во «Лань», 2003. С. 260-261.

3. Голев, А.Б. Танцуем рок-н-ролл: метод, пособ. / А.Б. Голев. - М.: ВНМЦ и КПР МК СССР, 1988. С. 47.

4. Ермолаев, А.В. Состояние и перспективы развития детской офтальмологии / А.В. Ермолаев, С.В. Ермолаев. - Пенза: Успехи современного естествознания, 2008. № 2. С. 94-96.

5. Мишин, М.А. Рок-н-ролл в исполнении слепого ребенка с остаточным зрением и ДЦП / М.А. Мишин // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. 2002. № 3. С. 49-62.

6. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. Т. 1: история специальной педагогики. - М.: Академия, 2007. 352 с.

7. Николаева, К.И. Использование элементов спортивного рок-н-ролла в адаптивной физической культуре детей с депривацией зрения / К.И. Николаева, Л.Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура, №1 (61). 2015. С. 12-15.

8. Ростомашвили, Л.Н. Частные методики адаптивной физической культуры: [учебник]. Гл. 3 [Под ред. проф. Л.В. Шапковой]. - М.: Советский спорт, 2007. С. 92-159.

9. Ростомашвили, Л.Н. Комплексная диагностика развития детей со сложными нарушениями развития: учебное пособие / Л.Н. Ростомашвили, А.О. Иванов. - СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. С. 39.

10. Смурова, Т.С. Эффективность танцевальных занятий для повышения уровня физической подготовленности инвалидов по зрению / Т.С. Смурова // Теория и практика физической культуры. - М, 1998. №1. С. 54-55.

11. Харченко, Л.В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8-12 лет с нарушением зрения: Дис. канд. пед. наук / Харченко Л.В.; Сиб. гос. акад. физ. культуры. - Омск, 1999. 177 с.

12. Ковилша, В.Г. Корекщя рухових якостей д^ей середнього дошкшьного вшу з порушенням зору: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Швденноукр. держ. пед. ун-т iм. К.Д. Ушин-ського. - Одесса, 2004. 21 с.

13. Homann, K.B Embodied concepts of neurobiology in dance movement therapy practice. - USA.: American Journal of Dance Therapy, 2010, № 20. Рр. 80-99.

14. Meekums, B. Dance Movement Therapy: a Creative Psychotherapeutic Approach. - London, 2002, p. 130.

15. Payne, H. Pilot study to evaluate Dance Movement Psychotherapy in patients with medically unexplained symptoms: Participant and facilitator perceptions and a summary discussion. - UK: Body, Movement and Dance in Psychotherapy. 2009. №4. Pp. 79-94.

16. Silliker, A. Leading the Blind. - USA: Dance teacher, 2009. №1. P. 12.

References

1. Vsemirnaya organizatsiya zdravoohraneniya: Tsentr SMI // http://www.who.int/mediacentre/fact-sheets/fs282/ru (data obrascheniya 21.09.2014).

2. Vygotskij, L S. Osnovy defektologii / L.S. Vygotskij. - SPb.: Izd-vo «Lan'», 2003. Pp. 260-261.

3. Golev, A.B. Tancuem rok-n-roll: metod, posob. / A.B. Golev. - M.: VNMC i KPR MK SSSR, 1988. P. 47.

4. Ermolaev, A.V. Sostojanie i perspektivy razvitija detskoj oftal'mologii / A.V. Ermolaev, S.V. Er-molaev. - Penza: Uspehi sovremennogo estestvoznanija, 2008. № 2. Pp. 94-96.

5. Mishin, M.A. Rok-n-roll v ispolnenii slepogo rebenka s ostatochnym zreniem i DCP / M.A. Mi-shin // Fizicheskoe vospitanie detej s narusheniem zrenija v detskom sadu i nachal'noj shkole. -2002. № 3. Pp. 49-62.

6. Nazarova, N.M. Special'naja pedagogika: Vol. 1: istorija special'noj pedagogiki. - M.: Akade-mija, 2007. 352 p.

7. Nikolaeva, K.I. Ispol'zovanie jelementov sportivnogo rok-n-rolla v adaptivnoj fizicheskoj kul'ture detej s deprivaciej zrenija / K.I. Nikolaeva, L.N. Rostomashvili // Adaptivnaja fiziches-kaja kul'tura, №1 (61). 2015. Pp. 12-15.

8. Rostomashvili, L.N. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: [uchebnik]. Gl. 3 [Pod red. prof. L.V. Shapkovoj]. - M.: Sovetskij sport, 2007. Pp. 92-159.

9. Rostomashvili, L.N. Kompleksnaja diagnostika razvitija detej so slozhnymi narushenijami razvitija: uchebnoe posobie / L.N. Rostomashvili, A.O. Ivanov. - SPb.: NOU «Institut special'noj pedagogiki i psihologii», 2012. P. 39.

10. Smurova, T.S. Jeffektivnost' tanceval'nyh zanjatij dlja povyshenija urovnja fizicheskoj podgotov-lennosti invalidov po zreniju / T.S. Smurova // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. - M., 1998. №1. Pp. 54-55.

11. Harchenko, L.V. Sovershenstvovanie bazovyh koordinacionnyh sposobnostej u shkol'nikov 8-12 let s narusheniem zrenija: Dis. kand. ped. nauk / Harchenko L.V.; Sib. gos. akad. fiz. kul'tury. -Omsk, 1999. 177 p.

12. Kovilina, V.G. Korekcija ruhovih jakostej ditej seredn'ogo doshkil'nogo viku z porushennjam zoru: Avtoref. dis. kand. ped. nauk: 13.00.03 / Pivdennoukr. derzh. ped. un-t im. K.D. Ushins'kogo. - Odessa, 2004. 21 р.

13. Homann, K.B Embodied concepts of neurobiology in dance movement therapy practice. - USA: American Journal of Dance Therapy, 2010, № 20. Pp. 80-99.

14. Meekums, B. Dance Movement Therapy: a Creative Psychotherapeutic Approach. - London, 2002, p. 130.

15. Payne, H. Pilot study to evaluate Dance Movement Psychotherapy in patients with medically unexplained symptoms: Participant and facilitator perceptions and a summary discussion. - UK: Body, Movement and Dance in Psychotherapy. 2009. №4. Pp. 79-94.

16. Silliker, A. Leading the Blind. - USA: Dance teacher, 2009. №1. P. 12.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Николаева Ксения Игоревна, преподаватель кафедры Теории и методики адаптивной физической культуры, аспирантка кафедры Теории и методики адаптивной физической культуры Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта

ул. Декабристов, д. 35, г. Санкт-Петербург, 190121, Россия E-mail: ksnika196@gmail.com SPIN-код в SCIENCE INDEX: 793 7-2303

DATA ABOUT THE AUTHOR

Nikolaeva Ksenia Igorevna, Lecturer, Department of theory and methodology of adaptive physical education, postgraduate student of the Department of theory and methodology of adaptive physical culture

National State University of Physical Culture, Sport and Health by P.F. Lesgaft 35, Dekabristov Street, St. Petersburg, 190121, Russia E-mail: ksnika196@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.