Научная статья на тему 'Исторические аспекты развития танцевальной двигательной терапии в работе с лицами с депривацией зрения'

Исторические аспекты развития танцевальной двигательной терапии в работе с лицами с депривацией зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
575
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаева Ксения Игоревна

В статье представлен анализ изучения и обобщения накопленного опыта работы иностранных специалистов в области танцевальной терапии для лиц с нарушением зрения, а также информация о действующих на сегодняшний день крупнейших ассоциациях танцевальной терапии. Раскрываются достижения стран ближнего и дальнего зарубежья в вопросах применения танцевальных занятий для лиц с депривацией зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of development of dancing motion therapy in work with persons with the visual deprivation

The analysis of studying and synthesis of the saved-up experience of foreign experts in the field of dancing therapy for persons with visual violations, and also information on the largest associations of dancing therapy operating today have been presented in the article. Achievements of the countries of the near and far abroad in the questions of application of dancing occupations for persons with the visual deprivation are revealed.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты развития танцевальной двигательной терапии в работе с лицами с депривацией зрения»

8. Минникаева, Н.В. Игровая деятельность в двигательном режиме дня старших дошкольников как средство формирования физической культуры личности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Минникаева Наталья Викторовна. - М., 2009. - 23 с.

9. Носкова, Л.П. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста / Л.П. Нос-кова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко. - М. : Владос, 2001. - 210 с.

10. Ростомашвили, Л.Н. Программно-методическое обеспечение адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития / Л. Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - С. 52-54.

REFERENCES

1. Federal State educational standard of preschool education (app. By order of the Russian Ministry of October 17, 2013 № 1155 "On approval of SRI-approved federal state educational standard planks-ceiling elements of education"), available at: http://base.garant.ru/70512244/

2. Agafonov, I.V. (2011), "The motor activity of man as a biological need in the process of its development", Physical Culture and Sports - the basis of a healthy lifestyle: Materials of III International. scientific and practical. Conf. Tambov, TSU Publishing House. GR Derzhavin, pp. 175-179.

3. Bashkirov, E.V. (2011), The system of sports work in correctional preschool groups: education program, Education, Moscow.

4. Bloshkin, N.M. (2011), "The effectiveness of tools for the development of function of balance in the physical education of children with visual impairment 5-6 years", Adapted Physical Education, No. 3 (47), pp. 50-53.

5. Verbina, V.V. and Drobysheva S.A. (2011), "The technique of adaptive physical education for deaf preschool children through the use of fitball gymnastics and "small" acrobatics", Adaptive physical education, No. 4, pp. 16-18.

6. Golovchits L.A. (2006), The program "Education and training of hearing preschool children with complex (complex) developmental disorders", Dwarf and D, Moscow.

7. Zotova, F.R. (2012), "Physical education of preschool children in a preschool compensating", Physical culture: education, education and training, No. 3, pp. 11.

8. Minnikaeva, N.V. (2009), Fun activities in motor mode of the day-to senior students as a means offormation ofphysical training of the person, dissertation, Moscow.

9. Noskova, L.P. (2001), Upbringing and education of deaf children of preschool years, VLADOS, Moscow.

10. Rostomashvili, L.N. (2012), "Software and methodological support adaptive physical education of children with complex developmental disorders", Adaptive physical education, No. 1 (49), pp. 52-54.

Контактная информация: vnikitushkin@mail.ru, kulkova2007@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2015.

УДК 796.011

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ

Ксения Игоревна Николаева, аспирантка, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлен анализ изучения и обобщения накопленного опыта работы иностранных специалистов в области танцевальной терапии для лиц с нарушением зрения, а также информация о действующих на сегодняшний день крупнейших ассоциациях танцевальной терапии. Раскрываются достижения стран ближнего и дальнего зарубежья в вопросах применения танцевальных занятий для лиц с депривацией зрения.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, танцевальная терапия, лица с нарушением зрения, зарубежный опыт.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p93-97

HISTORICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF DANCING MOTION THERAPY IN WORK WITH PERSONS WITH THE VISUAL DEPRIVATION

Kseniya Igorevna Nikolaeva, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The analysis of studying and synthesis of the saved-up experience of foreign experts in the field of dancing therapy for persons with visual violations, and also information on the largest associations of dancing therapy operating today have been presented in the article. Achievements of the countries of the near and far abroad in the questions of application of dancing occupations for persons with the visual deprivation are revealed.

Keywords: adaptive physical education, dance therapy, people with visual impairment, foreign experience.

Занятия танцами с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в настоящее время, становятся все более популярным направлением креативно-телесно-ориентированных практик адаптивной физической культуры. Танцевальная терапия, как средство креативно-телесно-ориентированных практик, в России зародилась лишь в 2002 году. Для сравнения, в Соединенных Штатах Америки (США) направление танцевальной двигательной терапии - ТДТ (Dance Movement Therapy - DMT) возникло в 1940 году.

Танцевальные уроки с лицами с ограниченными возможностями здоровья в таких странах как, США, Великобритании, Испании, за последние десятилетия, сформировались в отдельное направление психотерапии и получили название «танцевальная терапия». Зарубежные танцевальные терапевты в своей практической деятельности используют разнообразные танцевальные стили (классический танец, фламенко, современный танец, индийский, японский народный танец и др.), повышают уровень своих компетенций, разрабатывают научно-методическую литературу по данному направлению, что позволяет расширить границы применения креативно-телесно-ориентированных практик в работе с лицами, имеющими разные отклонения в состоянии здоровья.

Основными задачами танцевальной терапии являются: повышение уровня двигательной активности, интеграция двигательной активности с хореографией, танцевальными элементами, музыкальными образами, развитие творческих и эстетических способностей занимающихся, осознание возможностей использования собственного тела, обеспечение способности самовыражения чувств, настроения, духовной сущности человека.

В США разработаны особые стандарты соответствия степени профессиональной компетенции специалистов. Существует определенная система аттестации и сертификации специалистов по танцевальной терапии, включающая в себя обязательное прохождение магистерского курса теоретической и практической специальной подготовки в объеме 700 или 3640 часов при клинической ординатуре (в зависимости от желаемой степени аттестации - базовый R-DMT (Registered Dance Movement Therapist, Дипломированный Врач Танцевальной Терапии) или профессиональный курс BC-DMT (Board Certified Dance Movement Therapist, Сертифицированный Комитетом Врач Танцевальной Терапии). Сертифицированные танцевальные терапевты, прошедшие магистерские программы обучения и успешно сдавшие расширенный экзамен, на сегодняшний день работают в 46 штатах США и 29 зарубежных странах [4].

American Dance Therapy Association ежегодно выпускает Американский журнал о танцевальной терапии, а также является ежегодным спонсором конференций для мировых специалистов в данной области. Анализ зарубежной литературы позволил установить, что в США и Великобритании, с середины ХХ века, функционируют две крупнейшие в мире ассоциации танцевальной терапии - American Dance Therapy Association

(AMDT, Американская Ассоциация Танцевальной Терапии) и Association of the Dance Movement Psychotherapy (ADMP, Ассоциация Танцевальной Двигательной Психотерапии). Эти Ассоциации также софинансируют проекты внедрения занятий танцевальной терапией с незрячими и слабовидящими людьми в странах Европы, Южной Америки и Азии. Занятия танцами со слепыми и слепоглухими, по мнению американской ученой Нэнси Питерс Мэйферд являются прекрасным средством реабилитации, помогающим изучить в нестандартной форме, как основные локомоции, так и мелкую моторику, развить силу, гибкость, аэробные возможности организма, а также способность к концентрации внимания.

Популярными направлениями танцевальных занятий для лиц с нарушением зрения являются десятки разнообразных стилей. Как правило, в практике стран зарубежья, первыми в процессе апробации и внедрения новых танцевальных стилей для лиц с нарушением зрения становятся национальные танцы. Так, например, в США наиболее востребованными танцевальными занятиями для «особых» людей становятся современный модерн и хип-хоп, в Испании - фламенко, в Южной Америке - аргентинское танго, в Китае - классический балет, в Индии - национальный индийский классический танец. Эти страны имеют развитую сеть танцевальных школ и студий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, где они могут приобрести абонемент на курс групповых или индивидуальных занятий, понравившимся танцевальным направлением. Разработаны занятия для всех возрастных групп. Назначить клиенту курс занятий определенным направлением танцев, может лечащий терапевт. При этом он основывается на данных диагностики специальных компьютерных программ - помощников, например, таких как Movement Analysis Tool («Инструмент движения») и Evaluation Tool («Инструмент оценки»).

Ассоциация танцевальной терапии в Испании (Asociación de la Danza Movimiento Terapia en España), организованная 2001 году, в качестве основы для танцевальных занятий практикует такие стили танца как фламенко, классические и современные танцы, японский танец буто. Танец фламенко за счет ярко выраженного ритма танца с использованием специальной обуви, создающей специфический такт, прекрасно воспринимается людьми с нарушением зрения. Экспрессия и эмоциональная окраска танца также выступают, как позитивные характеристики этого стиля, дающие возможность яркому самовыражению в процессе, как контактной, так и бесконтактной импровизации. Наиболее крупные школы танцев для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Испании функционируют в таких городах, как Тенерифе, Малага, Андалусия и Барселона.

В Бразилии первая школа танцев начала свою деятельность с незрячими детьми в 1995 году. Особое внимание следует обратить на то, что это школа не современных танцевальных направлений, а школа классического балета для незрячих и слабовидящих людей. Руководителем школы является Фернанда Бианчини, профессиональная балерина, которая разработала методику обучения балету незрячих людей. Своеобразие данной методики заключается в том, что большинство движений осваивается занимающимися на гаптическом восприятии, начиная с завязывания тугого пучка на голове и заканчивая умением стоять на пуантах.

Танцевальная терапия в Индии, на сегодняшний день, находится в стадии зарождения и становления. Лишь в XXI веке психотерапевты в содружестве с индийскими танцорами начали осуществлять первые шаги в области популяризации реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевальной терапии. В Индии существует специальная школа танцев для детей с ослабленным зрением, где их учат основам индийского танца. Особенностью этой методики является то, что учитель для достижения наилучшей взаимосвязи с танцорами группы, завязывает себе глаза на время занятия и с помощью образов и сравнений объясняет основы индийского танца. Специалист в области танцевальной терапии Аманда Силкер (2009) в своей книге пишет, что

создание мысленных образов движения для слепых учащихся это основополагающий принцип всего процесса танцевального обучения.

На сегодняшний день в мировой практике имеется ряд научных исследований, установивших позитивное влияние танцевальной терапии на психическое и физическое состояние организма человека (F. Burns, 2002, Sabine C. Koch, 2002, Sarah E. Cleary, 2002, О.А. Беглова, 2009, О.Б. Бубнова, 2009, Н.В. Каневская, 2004). Изучение и анализ опыта применения танцевальных направлений для лиц с нарушением зрения в Европе, Азии, странах Южной и Северной Америки позволили выявить положительное влияние танцевальных занятий, организованных в специальных учреждениях реабилитации и школах, где уроки ведут компетентные педагоги или танцетерапевты. Как отмечают авторы, танцевальные уроки способствуют усилению функций сохранных анализаторов, развитию физических качеств, коррекции остаточного зрения, формированию чувства пространства и ритма, осознанию возможностей использования собственного тела, улучшению психологического состояния лиц с нарушением зрения. Регулярные занятия танцами помогают этим людям почувствовать радость от общения и взаимодействия с партнером, ощутить полноту жизни и поверить в то, что возможности их тела не могут быть ограничены зрительной депривацией.

Тем не менее, в России научных обоснований эффективности применения ТДТ в физической реабилитации детей с депривацией зрения недостаточно, а система занятий танцами лиц с ограниченными возможностями здоровья, еще не получила широкого распространения. Исключением являются лишь некоторые регионы (Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Уральский ФО, Приволжский ФО, Южный ФО), где применяются ТДТ как средство адаптивной физической культуры (АФК). В Москве, Санкт-Петербурге, Гатчине, Архангельске, Екатеринбурге существуют школы, где педагогами-дефектологами, психологами, специалистами АФК организуются занятия по танцевальной двигательной терапии для незрячих и слабовидящих людей. На этих занятиях к изучению предлагаются такие танцевальные направления, как классический, индийский, современный танец и др.

Изучение накопленного опыта работы зарубежных и отечественных специалистов по ТДТ позволило установить, что в настоящее время такой развивающийся стиль танцев, как спортивный рок-н-ролл до сих пор не включался специалистами в программы занятий ТДТ с детьми с депривацией зрения. Однако следует отметить, что положительный эффект от применения элементов спортивного рок-н-ролла с детьми младшего школьного возраста уже был доказан рядом авторов в своих исследованиях (А. Б. Голев, 1988; М.А. Мишин, 2002; Е.Н. Балунова, 2012). Так, например, М.А. Мишин экспериментально доказал, что использование элементов рок-н-ролла на физкультурных занятиях с дошкольниками с нарушением зрения и ДЦП оказывает положительное влияние на активизацию остаточного зрения, развитие физических качеств, коррекцию функции вестибулярного аппарата, правильной осанки, двигательно-пространственной памяти, координации движений [1].

Таким образом, все вышеизложенное, дает основание о предположении целесообразности применения элементов спортивного рок-н-ролла в процессе адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с депривацией зрения, как средства ТДТ с целью коррекции у них координационных способностей. На наш взгляд, это позволит расширить арсенал танцевальных стилей, применяемых в ТДТ, определить пути совершенствования, модификации и применения ТДТ в физической реабилитации детей с депривацией зрения, позволит оказать благоприятное воздействие на их психофизическое развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мишин, М.А. Рок-н-ролл в исполнении слепого ребенка с остаточным зрением и ДЦП / М.А. Мишин // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной

школе. - 2002. - № 3. - С. 49-62.

REFERENCES

1. Mishin, M. A. (2002), "Rock-n-roll performed by the blind child with residual sight and cerebral spastic infantile paralysis", Physical training of children with violation of sight in kindergarten and elementary school, No. 3, pp. 49-62.

Контактная информация: ksnika196@gmail.com

Статья поступила в редакцию 10.03.2015.

УДК 796:572

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА У

СПОРТСМЕНОК РАЗЛИЧНЫХ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ

Елена Анатольевна Олейник, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены данные морфологического исследования телосложения спортсменок, занимающихся сложнокоординационными видами спорта в юношеском периоде онтогенеза. Целью исследования явилось изучение компонентного состава тела у спортсменок различных конституциональных типов. Программа исследования включала в себя оценку конституциональных типов по классификации И.Б. Галанта, а также определение жирового, мышечного и костного компонентов массы тела. В результате исследования выявлено преобладание среди девушек, активно занимающихся спортом, представительниц стенопластического, мезопластического и субатлетического типов. Использование объективных данных об особенностях компонентов массы тела у спортсменок различных конституциональных типов позволяет наиболее адекватно оценивать тип телосложения по методике И.Б. Галанта.

Ключевые слова: антропометрия, масса тела, конституциональный тип, спортсменки, юношеский возраст.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p97-101

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE BODY COMPOSITION OF FEMALE ATHLETES OF VARIOUS TYPES OF CONSTITUTION

Elena Anatolievna Oleynik, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the data of morphological studies of the female athletes involved in complex coordination sports during juvenile period of ontogenesis. The aim of the study was to examine the component body composition among the athletes of different constitutional types. The research program included the assessment of the classification of constitutional types defined by I.B. Galant, and determination of fat, muscle and bone components of body mass. The study found the prevalence among the females actively involved in sports, representatives' stenoplastic, and mezoplastic and subatletic types. The use of objective data upon the peculiarities of the body mass for the female athletes of different constitutional types allows assessing most adequately the body type as defined under Galant's method.

Keywords: anthropometry, body mass, constitutional type, female athletes, juvenile.

ВВЕДЕНИЕ

Индивидуальные различия человека проявляются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в спорте. Тип телосложения человека определяется совокупностью анатомо-антропологических параметров и является важным фактором в формировании и развитии функциональных систем реактивности организма и обеспечения спор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.