УДК 792.5:159.9
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аспирант Л.Е. Школьникова Институт Экономики, Управления и Права Набережные Челны
DANCING THERAPY AS A METHOD OF PERSONALITY PSYCHOCORRECTION
L.E. Shkolnikova, Post graduate student Institute of Economy, Laws and Management Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: танец, танцевально-двигательная терапия, психокорекция личности, эмоциональ ное состояни, межличностные отношения, самовыражение, психическое состояние.
Аннотация. В данной статье рассматривается танцевально-двигательной терапией как средство повышения не только состояние своего физического здоровья, но и на его психическую составляющую. То обстоятельство, что аэробика является не только общеоздоровительной системой, но и системой формирования желаемой фигуры, позволяет признать аэробику средством коррекции психологического состояния занимающихся, формирования положительного образа себя, что является очень важным.
Психологическое воздействие аэробики связано с тем, что занимающиеся работают со своим образом в зеркале, а зеркальный психический образ является первичным материалом для процесса формирования желательного образа себя и его дальнейшего изменения в желательном ключе в ходе тренировки.
Key words: dance, dance activity therapy, personality psycho correction, emotional state, relationship, self-actualization, psychic state.
Summary. This article shows that dancing therapy as a method to increase not only the state of physical health, but as a psychic. Aerobics is not only the health improvement system but a system of body building gives the opportunity to include aerobics as a device of psychological state correction, forming positive vision of ourselves, which is very important. Psychological aerobics effect connects also with self building the vision of a person in the mirror, and mirror psychological vision is the first step to form desired view and change it in the case a person wants.
Использование в психокоррекции личности такого направления как танцевальная терапия объясняется, прежде всего, полифункциональной природой танца. Уже на заре человеческой цивилизации танец служил средством выражения трудно вербализуемых мыслей и чувств, а также способом самореализации. На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали
ритуальные танцы для празднования победы в войне, похорон и оплакивания мертвых, лечения больных. И сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Однако танец как представление и танец как психокоррекционный метод существенно отличаются друг от друга. В танце-представлении чувства создаются преднамеренно с помощью серий высокоструктурированных форм движений, зафиксированных в хореографии. В танце-терапии чувства высвобождаются спонтанно в свободном движении и импровизации, причем конкретная стилизация играет второстепенную роль. Поэтому в танцевальной терапии нет стандартных форм: для выражения индивидуальных особенностей личности могут использоваться различные виды и жанры танца - древний, народный, современный.
Отечественная психология до последнего времени традиционно использовала танец в качестве средства улучшения, оптимизации эмоционального состояния, стимулирования творческой активности, снятия психического напряжения [4].
На западе же танцевальная терапия первоначально применялась почти исключительно к людям с тяжелыми нарушениями. Постепенно танец стал все больше использоваться и в работе с хорошо функционирующими взрослыми с целью развития приспособленности, чувства удовольствия и группового взаимодействия, а также для выражения и направления сильных эмоций. Теоретической основой такого использования танца послужила следующая установка: движения отражают личность (если под воздействием эмоций меняется наше чувство по отношению к себе и своему телу, то, следовательно, способ нашего движения должен оказывать аналогичное влияние).
В нашей стране в последнее время также происходит перенос акцента на использование танцевальной терапии как средства установления, поддержания, коррекции межличностных отношений, самовыражения и познания себя и других.
Т.А.Шкурко (1997, с. 13) в своей диссертационной работе выделяет ряд целей танцевальной психотерапии:
1) самовыражение и самоактуализация личности;
2) стимулирование творческого потенциала личности;
3) становление более индивидуализированного самовосприятия и самоотношения;
4) катарсическое высвобождение подавляемых эмоций и отношений;
5) принятие тела и создание более положительного его образа;
6) осознание и развитие членами группы системы отношений посредством создания экспрессивного репертуара, его гармонизации и индивидуализации;
7) коррекция системы отношений личности;
8) коррекции отношений в группе.
Для решения танцевальной психотерапией используется преимущественно спонтанный неструктурированный танец для самовыражения и выражения отношений, круговой танец,
выполняющие функции снижения тревожности, возникновения чувства общности [6].
Зарубежные авторы, занимающиеся танцевально-двигательной терапией (ТДТ), характеризуют ее особенности следующим образом. ТДТ имеет своей целью помощь людям, не способным адаптироваться к травмирующим жизненным событиям, посредством создания и разрешения контролируемых кризисов в безопасной среде (определенные периоды кризисов развития многократно проигрываются и преодолеваются до интеграции).
По мнению авторов, исследующих танцевально-двигательную терапию, одна из ее особенностей и сильных сторон - влияние на установление и восстановление коммуникации. Так, П.Левис считает, что эта терапия может помочь развитию базисного уровня коммуникации, т.к. она непосредственно использует ритм и кинестетические паттерны (1986).
С помощью ТДТ пациент может использовать движение для полного выражения себя и сохранения своей аутентичности в контакте с другими (Т.Нидш, 1991).
Группа по ТДТ - это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр поведенческих возможностей [5]. Однако действие танцевальной терапии не ограничивается коррекцией коммуникативных возможностей человека.
М.А. Бебик и И.Т. Кокурина предположили, что в процессе ТДТ происходит повышение степени самопринятия, в частности, рост самоуверенности и чувства самоценности, увеличение спонтанности выражения эмоциональных переживаний посредством движений, а также снижение внутренней конфликтности. Это предположение было подтверждено экспериментально. У занимающихся в группах ТДТ, протестированных по методике исследования самооценки С.Р.Пантелеева, обнаружено статистически значимое повышение по шкалам "самоуверенность, самоценность" и " самопринятие", а также значимое снижение по шкале "самообвинение". Также по данным этого исследования испытуемые стали выше оценивать уровень своего здоровья, владение своим телом, отмечали исчезновение внутренней напряженности. При этом корреляционный анализ выявил значимый уровень корреляции между шкалой "самоценность" методики С.Р.Пантелеева и оценкой принятия своего тела и принятия внутреннего мира [1].
Е.К.Луговая замечает, что танцевальная психотерапия воздействует на мышечный панцирь, ликвидирует мышечные зажимы экспрессивных движений, танец способствует раскрытию символично функций экспрессии и позволяет выразить всеобщие универсальные темы и понятия "добро" "зло", "счастье", "любовь"[3].
В связи с этим важно, что при применении танцевальной терапии развивается экспрессивное "я". Это развитие достигается благодаря осознанию паттернов танцевально-экспрессивного репертуара, связанного с отношениями и взаимоотношениями в группе, за счет повышения спонтанности выражения и самовыражения [2, 7].
При этом важно, что поскольку танец способствует взаимодействию полушарий головного мозга, соединяя интуитивное и рациональное, высвобождая при этом эмоции, человек приобретает контроль над своей эмоциональной сферой.
Танцевальная терапия, таким образом, направлена на развитие внешнего "я", его динамических, экспрессивных компонентов, самопредъявления себя в определенном социально-психологическом контексте.
В многочисленный ряд методов телесной психотерапии можно поставить и одно из направлений фитнес-программ, построенных на основе различных гимнастических упражнений, аэробику. Создание образа "собственного Я" подкрепленный артистично выполненным упражнением, при этом, играя ту или иную заданную роль, ведет к личностному изменению женщины. Происходит коррекция как личностных, так и физических качеств.
То обстоятельство, что аэробика является не только общеоздоровительной системой, но и системой формирования желаемой фигуры, позволяет признать аэробику средством коррекции психологического состояния занимающихся, формирования положительного образа себя, что является очень важным.
В процессе занятий аэробикой женщины не только формируют образ себя, но и подстраивают свое поведение под этот образ, чтобы понравиться себе и другим.
Аэробика формирует обаяние, включающее в себя сплав привлекательной внешности и искусства понравиться в межличностном контакте, поскольку аэробика - это и школа общения.
С другой стороны, выработка адекватной Я-концепции способствует налаживанию отношений женщины с партнером и детьми, помогает найти свое место в семейных отношениях, так как самооценка является важной составляющей структуры самосознания личности и влияет на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на семейные отношения.
Из вышеизложенного становится понятно, что активно занимаясь физическими упражнениями, мы можем влиять не только на состояние своего физического здоровья, но и на его психическую составляющую. Психологическое воздействие аэробики связано с тем, что занимающиеся работают со своим образом в зеркале, а зеркальный психический образ является первичным материалом для процесса формирования желательного образа себя и его дальнейшего изменения в желательном ключе в ходе тренировки.
Литература:
1 Бебик М.А., Кокурина И.Г. О возможностях танцевально-двигательной терапии в решении проблем самопринятия // Вестник МГУ, серия №1, 1999, С 50-54.
2. Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал, №1, 1999. С. 31-38.
3. Луговая Е.К. О невербальной форме общения в культуре. Танец как язык и миф // Вестник МГУ, серия б, №3, 1991. С. 54-57.
4. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения // Вопросы психологии. 1991, №5, С. 123-129.
5. Старк А., Хедрикс К. Танцевально-двигательная терапия. - Ярославль, 1994.
6. Шкурко Т.А. Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга. Автореф. канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 1997. - 22 с.
7. Эндрюс Т. Магия танца. Библиотека эзотерической литературы "Ваклер", 1996. - 245 с.
Glossary:
1. Bebik M.A., Kokurina I.G. The possibilities of dancing activity therapy while solving the problems of self accepting // Vestnik MSU, series №1, 1999, P. 50-54.
2. Labunskaia V.A., Shkurko T.A. the development of personality with dancing training method // Psychological magazine, №1, 1999. P. 31-38.
3. Lugovaia E.K. Non verbal form of communication in culture. Dance as a language and myth // Vestnik NSU, series b, №3, 1991. P. 54-57.
4. Nekrasova U.B. The features of diagnostics under the rehabilitation of people with communication disfunction // Questions of psychology. 1991, №5, P. 123-129.
5. Stark A., Hedriks K. Dancing activity therapy. - Jaroslavl, 1994.
6. Shkurko T.A. Dynamics the relations in dancing training. Autoreferat, PHD. - Rostov na Dony, 1997. - 22p.
7. Endrjs T. Magic of dance. Library esotericism literature"Vakler", 1996. - 245 p.