Научная статья на тему 'Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии'

Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2399
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ТДТ) / DANCE/MOVEMENT THERAPY (DMT) / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL ACTIVITY AND HEALTH / ПСИХИАТРИЯ / PSYCHIATRY / SPARE TIME ACTIVITY / SOCIOCULTURAL ACTIVITY / FITNESS TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прилепский Илья Александрович

Востребованность танцевальных психокоррекционных программ в фитнес-клубах очень велика. Занятия танцами в досуговых учреждениях помогают найти способы выражения своего внутреннего мира и ассимилировать этот опыт для повышения качества своей повседневной жизни. Танцевальную терапию используют в целях установления, поддержания, развития и коррекции межличностных отношений, восстановления отношений в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Demand for the dance of psycho-corrective programs in fitness clubs is very high. Dance classes in leisure facilities to help find ways of expressing their inner world and assimilate this experience to improve the quality of their everyday life. Dance/movement therapy is used for the purpose of establishing, maintaining, development and correction of interpersonal relations, the restoration of relations in the family.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии»

Примечания

1. Герасимова, И. А. Теория и практика аргументации / И. А. Герасимова. — М.: ИФ РАН, 2001.

2. Зарецкая, Е. Н. Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. — М.: Дело, 2002.

3. Колтунова, М. В. Нормы. Риторика. Этикет / М. В. Колтунова. — М.: Экономика, 2000.

4. Культурология ХХ век. Энциклопедия : в 2 т. — СПб.: Университетская книга, 1998.

5. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — М., 1999.

6. Тугаринов, В. П. Красота как ценность / В. П. Тугаринов. — М.: ФН (НДВШ), 1963.

ОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

И. А. Прилепский

Московский государственный университет культуры и искусств

Востребованность танцевальных психокоррекционных программ в фитнес-клубах очень велика. Занятия танцами в досуговых учреждениях помогают найти способы выражения своего внутреннего мира и ассимилировать этот опыт для повышения качества своей повседневной жизни. Танцевальную терапию используют в целях установления, поддержания, развития и коррекции межличностных отношений, восстановления отношений в семье.

Ключевые слова: досуговая деятельность, социокультурная деятельность, танцевально-двигательная терапия (ТДТ), двигательная активность и здоровье, психиатрия.

Demand for the dance of psycho-corrective programs in fitness clubs is very high. Dance classes in leisure facilities to help find ways of expressing their inner world and assimilate this experience to improve the quality of their everyday life. Dance/movement therapy is used for the purpose of establishing, maintaining, development and correction of interpersonal relations, the restoration of relations in the family. Key words: spare time activity, sociocultural activity, fitness technologies, dance/movement therapy (DMT), physical activity and health, psychiatry.

Формы проведения досуга меняются, следуя моде, изменению уровня жизни, смене потребностей и нормативных требований. Среди современных и модных форм проведения досуга всё большее место занимают фитнес-клубы. Внутри фитнес-клубов наибольшей популярностью пользуются различные танцевальные программы. За рубежом также наметилась четкая тенденция по расширению сети небольших клубов, студий персональных тренировок по самым разным танцевальным направлениям. Это закономерно.

Танец — это первый вид искусства, освоенный человечеством. Люди использовали раз-

130

личные телодвижения в качестве средств коммуникации задолго до возникновения членораздельной речи. Первобытный танец был способом выживания, общения, служил гармонизации жизни человека. Ведь «когда первобытный человек научился рисовать, он уже давно умел хорошо танцевать» (6).

Огромное значение имеет создание специфической атмосферы сочетания музыки с движениями. Ученые давно заметили, что танцоры часто испытывают состояние, близкое к эйфории. За счет движений можно научиться использовать скрытые возможности тела, открыть доступ к мощной энергии творчества,

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 130-134

научиться пробуждать и реализовывать ее. Любое эмоциональное состояние выражается в позе, мышечном напряжении, а его изменение, релаксация или энергичные движения тела способны улучшить психическое состояние человека.

«Танец как терапия играет важную роль в мировой культуре. Он давно использовался в ритуалах исцеления с помощью музыки, песнопения и с помощью телодвижений людьми в состоянии транса во многих примитивных культурах. Это происходило в Африке, Греции, Мексике, Индии, на Бали, с дервишами в мусульманских странах Восточной Азии и в культуре американских индейцев» (4).

Бурному развитию танцевальной терапии способствовало несколько факторов.

Во-первых, после Второй мировой войны многие инвалиды, ветераны войны нуждались в физической и эмоциональной реабилитации. Танцевальная терапия стала дополнительным методом лечения стационарных пациентов, многие из которых не могли говорить, и поэтому к ним невозможно было применить лечебное вербальное воздействие (1).

Вторым фактором, способствовавшим росту интереса к танцевальной терапии, явилось открытие в 1950-х годах транквилизаторов. Доступность и широкое применение этих препаратов в США помогли разработать и применять к хроническим пациентам психиатрических клиник новые программы вмешательства в психические процессы, предусматривающие более активное лечение. Танцевальная терапия явилась альтернативным лечебным методом по отношению к этим программам (1).

Третьим фактором в развитии танцевальной терапии в 1960-е годы стало движение тренинга человеческих отношений, что способствовало разработке экспериментальных методов расширения самосознания и работы с группами (2, с. 138).

Наконец,исследования невербальной коммуникации, в частности анализ коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell, 1970), вызвали инте-

^ Социально-культурная деятельность

рес к новым программам танцевальной терапии. Одним из стимулов к этим исследованиям стала попытка обучения интуитивному мышлению путем обращения внимания на развитие функции правого полушария (Bogen, 1977).

Толчком к изучению танца как средства воздействия на психику человека послужили работы 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, сформировавшие представления о «бессознательном» и его проявлениях. В отличие от классической психоаналитической техники, где бессознательное извлекается с помощью вербализации, акцент в танцевальной психотерапии ставится на извлечении бессознательных аспектов психики через экспрессию и танец. Кроме того, сам Юнг использовал танец как прямое выражение бессознательного в активном воображении и как «вытанцовывание снов» — «dance one's dream» (3).

Еще в 1916 году Юнг предположил, что выразительные движения тела являются одним из многочисленных способов придать форму бессознательному. Описывая активное воображение бессознательного, он отмечал, что это можно сделать по-разному: «в соответствии с индивидуальным вкусом и талантом ... в драматической, визуальной, акустической форме, или в форме танцев, живописи, рисунка, или моделирования» (6). Юнг далеко опережал своё время. Сама идея использования искусства (в частности, танца) как части психотерапевтического процесса была в 1916 году поразительной. Важность телесного опыта в глубинной психологии не признана полностью и сейчас, несмотря на интерес к «телесным переживаниям» Юнга и его понимание взаимосвязи телесного опыта и творческого процесса. Целью терапевта является помощь клиенту в поисках «подлинного движения», которое есть проявление Самости. «По К. Юнгу, самость (Self in Jungian psychology) — регулирующий центр психики и в то же время целое психики. Самость никогда не может быть полностью схвачена сознанием. Опыт самости и непрерывный процесс самореализации являются целью индивидуации» (6). Теория К. Юнга оказалась очень продуктив-

ной для танцевальной психотерапии. «Но его лекции об использовании искусства в открытии бессознательного были распространены в частных руках, среди некоторых из студентов Юнга, и остались неопубликованным до 1957 года» (4). Еще больше времени прошло прежде, чем креативная арт-танцевальная терапия смогла оформиться в самостоятельное направление, в средство улучшения психического здоровья общества. Терапия движением выросла из признания того, что эмоциональные состояния неизбежно выражаются в позе, мышечном напряжении и выражении лица, а релаксация или энергичные ритмичные движения тела способны улучшить психическое состояние человека.

Возникла танцевальная психотерапия в конце 1940-х годов в США как чисто психиатрическое направление. Первыми танцевальными психотерапевтами были М. Чейз, Т. Шоуп, М. Уайтхаус. «Пионеры в танцевальной терапии все были женщинами: танцоры, хореографы, педагоги танца, они разделяли общее увлечение и глубокое уважение к лечебной ценности их искусства. Сначала они были без какой-либо клинической подготовки, и им не хватало теоретической базы. Но каждый из них знал преобразующую силу танца из личного опыта. Хотя изолированные друг от друга, они нашли свой путь, обучая в частных студиях, в психиатрических больницах и других лечебных учреждениях в течение 1940-х и 50-х» (4).

Мэри Старки Уайтхаус (Mary Whitehouse) была одной из первых пионеров танцевально-двигательной терапии (ТДТ или Dance/ movement Шегару(англ.) — DMT). «Она получила диплом от Марии Вигман (Marie Wiegmann), окончив её Школу в Германии. Была студентом Марты Грэм (Martha Graham — создательница американского танца модерн)» (4). Мэри Уайтхаус под влиянием работ Юнга начинает работать с бессознательным, используя технику «активного воображения» и понятие «архетипическое движение». Она считала, что танец — это путь к бессознательным переживаниям личности;

выраженные в танце, они становятся доступными для катарсического высвобождения и анализа (5).

Только в конце 1950-х годов в США были созданы первые обучающие программы, разработанные М. Чейз, Б. Эван, Т. Шоуп, М. Уайтхаус, Л. Эспенак (8). В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA), и эту дату принято считать началом развития танцевальной психотерапии как самостоятельной дисциплины. ADTA выработала и официальное определение DMT (ТДТ): «Вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека» (8). В Великобритании профессиональная ассоциация, ассоциация танцевальной двигательной терапии (АТДТ — АБМТ) была учреждена только в 1982 году.

Американская танцевальная психотерапия развивалась двумя путями. С одной стороны, развитие шло от практики к теории, от профессионального танца к терапии. Постепенно интуитивно чувствуемые возможности психотерапии с помощью танца «обрастали» теоретическими построениями. Каждый танцевальный терапевт разрабатывал и теоретически обосновывал свою собственную танцевальную терапию. С этим связано многообразие подходов внутри этого направления американской психотерапии. Здесь акцент ставится на свободном выражении чувств.

С другой стороны, параллельно с первым, в танцевальной психотерапии сформировалось психодинамическое направление. Это связано с тем, что многие танцевальные терапевты получили начальную подготовку в психоаналитических традициях. Сказалось также и влияние телесной психотерапии, основоположником которой считается известный психоаналитик Вильгельм Райх (7). В психодинамическом направлении основная работа сосредоточена на отыгрывании подавленных чувств и отношений, на повторном переживании последовательных эта-

пов развития и так далее.

Статьи современных американских авторов, датированные после 2000 года (Sheila Jain and David R. Brown, 2001; Patricia P. Capello, 2011), в области танцевальной психотерапии позволяют сделать вывод о существенном смещении акцента в использовании танца. Танец как способ психотерапевтического лечения уступает место танцу как способу психокоррекции. Танец признается действенным способом установления и поддержания межличностных отношений, восстановления отношений в семье, необходимых для более комфортного, здорового образа жизни и полноценной адаптации в социуме (7). Подчеркивается актуальность танца в рекреационной и реабилитационной сфере, особенно для людей среднего возраста, несущих основную экономическую нагрузку. Международные специалисты из десяти стран мира на 16 Международном конгрессе экспертов по танцевально-двигательной терапии, проведенном американской Ассоциацией Терапии Танца в 2010 году, подчеркивали все большую заинтересованность широких кругов общественности в развитии этого направления (7). Несмотря на то, что по традиции среди танцевальных терапевтов и тренеров танцевальной терапии по-прежнему больше женщин, положение постепенно исправляется, особенно в США, Италии, Нидерландах. Все больше мужчин становятся специалистами в этой области, что оказывает своё положительное влияние и на пациентов/клиентов групп танцевальной терапии (7).

Перестановка акцентов в различных направлениях танцевально-двигательной терапии привела к расширению круга ее целей. Среди них представляют интерес те, которые касаются системы отношений личности:

1. Самовыражение и самоактуализация личности.

2. Стимуляция творческого потенциала личности и воображения, что способствует гармонизации всех аспектов личности.

3. Становление более независимого и индивидуализированного самовосприятия

^ Социально-культурная деятельность

и самоотношения.

4. Катарсическое высвобождение сдерживаемых и подавляемых чувств и отношений, снятие зажатости, тревоги, внутреннего конфликта.

5. Принятие тела путём создания положительного образа своего «Я», более целостного ощущения себя.

6. Осознание и развитие членами группы системы отношений посредством осознания экспрессивного репертуара, его гармонизации, астереотипизации, индивидуализации.

7. Коррекция отношений в группе путём развития посредством танца новых коммуникативных способностей.

8. Коррекция гендерных конфликтов, преодоление эйджизма и т.п.

Все эти цели входят в круг задач досуго-вой и рекреационной деятельности. Занятия танцами в фитнес-клубах и других досуговых учреждениях помогают найти способы выражения своего внутреннего мира и ассимилировать этот опыт для повышения качества своей повседневной жизни.

Особенно танцевальная психокоррекция и релаксация требуется людям среднего возраста, испытывающим, в своем большинстве, недостаток движения и общения, с одной стороны, и всю тяжесть ответственности за семью, страну, за будущее России — с другой.

Интересен опыт других стран, в частности США, где влиянию танца на человека уделяется много внимания. Проводятся научные исследования, эксперименты, внедряются инновационные технологии. Очень популярны различные группы психологической разгрузки, использующие танцевальное искусство. Дальнейшее изучение социально-психологических и психокоррек-ционных характеристик влияния танцевально-двигательных методов на личностные особенности и межличностные коммуникации позволит грамотно использовать данные методы в социально-культурной и досуговой деятельности в России для организации более комфортного и здорового образа жизни и

полноценной адаптации в социуме.

Востребованность танцевальных пси-хокоррекционных программ очень велика. Отсутствие компетентных специалистов, научно разработанных методик

проведения занятий в средней, да и более старшей возрастной категории тормозит развитие сети культурно-оздоровительных групп танцевально-двигательной коррекции людей в фитнес-клубах нашей страны.

Примечания

1. Баскаков, В. Ю. (ред.-сост.) Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / В. Ю. Баскаков (ред.-сост.). — М.: Смысл, 2000. — 165 с.

2. Герасимова, И. А. Эволюция когнитивных предустановок творчества : дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Герасимова. — М., 1998.

3. Юнг, К. Г. Алхимия снов : пер. с англ. / К. Г. Юнг. — СПб.: Timothy, 1997. — 352 с.

4. Chodorow, J. The Body as Symbol: Dance/Movement in Analysis. / Joan Chodorow ; American Dance Therapy Association. — New York, 2008. — 13 р. — Published online: 4 August 2008.

5. Lemieux, A. The Contact Duet as a Paradigm for Client/Therapist Interaction / Adwoa Lemieux // Submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Masters of Arts in Dance/Movement Therapy / Naropa Institute Boulder. — Colorado, 1988. — 101 р.

6. O'Connor, Peter A. Understanding Jung, understanding your self / Peter A. O'Connor. — New York: Paulist Press, 1985. — ISBN 0809127997.

7. Capello, Patricia P. Men in Dance/Movement Therapy/International Panel / Patricia P. Capello. — New York: American Dance Therapy Association 2011. — Published online: 21 April 2011. — 10 p.

8. Sheila, J. Cultural Dance: An Opportunity to Encourage Physical Activity and Health in Communities / Sheila Jain and David R. Brown. — New York: American Journal of Health Education, Jbly/August 2001, Volume 32, № 4—19 p.

ЕАТРАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В. В. Аржанухина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье впервые рассматриваются театральные средства выразительности в качестве полноправной составляющей современной музейной коммуникации. Представлен обзор исторического аспекта взаимоотношений музея и театральных средств и приемов. Анализируется экспозиционный опыт различных музеев по привлечению в экспозиции театральных средств выразительности. Ключевые слова: музейная коммуникация, новые экспозиционные формы, музейный дизайнер, декорационное оформление.

For the first time the article examines theatrical means of expressiveness as a fair constituent of contemporary museum communication. For the first time a historical aspect of interrelation between museum and theatre means and methods is surveyed. Exposure experience of different museums on application of theatrical means of expressiveness in the exposition is analyzed.

Key words: museum communication, the new exhibition forms, museum designer, decorative desing. 134 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 134-138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.