ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СТАНОВЛЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Яровая М.В.
Яровая Марина Вячеславовна - студент магистратуры, направление: 44.04.01 «Педагогическое образование», факультет физической культуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Аннотация: в данной статье рассматривается хронология становления танцевально-двигательной терапии, начиная с 1939 года. Представлены основоположники ТДТ из Германии, Великобритании и США, а также их теории. Рассматриваются основные подходы американской и английской школы танцевальной психотерапии.
Ключевые слова: танцевально-двигательная терапия, телесно-ориентированная терапия, танцевальная психотерапия, танец, гуманно-структурированная танцевальная терапия.
Танцевально-двигательная терапия представляет особый вид психотерапии, в котором используется танцевальное движение для развития физической, социальной и эмоциональной жизни индивида. Данная форма психосоматического лечения ориентирована на выявление связей между психическими конфликтами и соматическими симптомами, а также на освобождение от психического и физического напряжения [2].
Основателем телесно-ориентированной терапии считается Вильгельм Райх. В 1939 году В. Райх открыл органное излучение, позже была представлена «органная терапия». Суть данного метода заключается в том, что у любого человека в течение всей жизни формируется характер, который В. Райх назвал панцирем. О формировании такого панциря В. Райх писал в своей книге «Анализ характера»: «Характер заключается в хроническом изменении эго, которое можно назвать ригидностью. Это — основа хронической характерной модели поведения человека. Смысл такого поведения — защита эго от внешних и внутренних опасностей. Защитный механизм, который стал хроническим, правильнее было бы назвать панцирем, неизбежно снижающим общую психическую мобильность» [1]. В. Райх установил, что сегментное строение имеет мышечный панцирь. Сегменты, или панцирные кольца расположены перпендикулярно позвоночнику. Панцирь состоит из семи сегментов и каждый из них в определенных ситуациях сдерживает отреагирования на эти ситуации. В. Райх определил следующие сигменты: глазной сегмент, оральный сегмент, шейный, грудной, диафрагмальный, брюшной сегмент, а также сегмент, включающий все мышцы таза и нижних конечностей. Главной задачей является восстановление подвижности плазмы. «У скованного панцирем человека во всех органах в той или иной степени снижена или ограничена пульсация, и органная терапия призвана полностью ее восстановить. Это делается биофизически, путем разрушения позы сдерживания. Идеальный результат органной терапии — появление оргастического рефлекса» [1].
Большое влияние на развитие телесной терапии и хореографии оказала система Рудольфа фон Лабана, суть которой заключается в анализе двигательного поведения человека с точки зрения 4-х факторов: время, пространство, динамика и поток. Каждый из параметров представляет собой шкалу с двумя полюсами. В результате исследований Р. Лабана танец стал рассматриваться, как социально психологическое
и психофизиологическое - как форма невербальной коммуникации и самовыражения. Это привело в конце 1940-х гг. в США к возникновению нового направления -танцевальной психотерапии [2].
В конце 1950-х гг. в США были созданы первые обучающие программы, разработанные танцорами-профессионалами Мэрион Чейз, Труди Шуп, Мэри Уайтхаус, Лилиан Эспенак, активно разрабатывались экспериментальные методы расширения самосознания, проводились исследования по развитию интуитивное мышление, также анализировалось и изучалось коммуникативное поведение, и невербальная коммуникация в целом. В 1966 г. была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA- American Dance Therapy Association), которая рассматривает танцевальную психотерапию как целенаправленное использование любых аспектов танца для помощи в физической и психической интеграции личности [2].
Т.А. Шкурко в своей статье «Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе» говорит о том, что наиболее развитыми являются английская, американская и немецкая школы танцевальной психотерапии. Немецкая школа танцевальной психотерапии базируется на гуманно-структурированной танцевальной терапии, основой которой является концепция Гюнтера Аммона «гуманистическая структурология» и теория многомерной личности с интегрированными измерениями в здоровье и дезинтегрированными в болезни [3]. Фундаментальными аспектами данной танцевальной терапии являются: индивидуальный спонтанный танец, который выражает внутреннее состояние; коммуникация через движения и тело танцора; обратная связь группы, которую танцор получает после исполнения танца [4]. Ученица Аммона Мария Бергер описывает психотерапевтический процесс в HDT (Гуманно структурированная танцевальная терапия): «В Гуманно структурированной танцевальной терапии имеют место постоянное взаимодействие между сознанием и бессознательным, между индивидуальностью и группой, между мужчиной и женщиной, между здоровьем и болезнью» [6]. Бергер провела экспериментальное исследование результатов 3-месячной танцевальной психотерапевтической сессии. Полученные результаты данной сессии, а также сама постановка вопроса о возможных сферах эффективности танцевальных психотерапевтических процедур свидетельствуют о смещении акцента в танцевальной психотерапии с психиатрических целей на социально-психологические. В рамках американской и английской школ выделяют два основных подхода: психодинамический и не психодинамический. Первый является теоретическим базисом ТДТ и представляет собой психоаналитическую теорию, в которой основной акцент ставится на изучении сознательного и бессознательного аспектов психики человека, которые проявляются в движении и в танце [5].
В 1992 году под редакцией Х.Пейн выходит книга «Танцевально-двигательная терапия: теория и практика» она является одной из первых попыток обобщить опыт, накопленный этой дисциплиной за годы своего развития. X. Пейн подчеркивает, что применение танца в DMT основано на его катарсической природе: «Катарсическая природа танца освобождает напряжение, вызванное стрессом, принося облегчение. Танцевальное движение является приносящим удовольствие расходом энергии, в отличие от обычных движений, которые являются релаксацией и сублимацией. Оно может иногда приводить к противоположному состоянию осознания» [7]. Особенность ТДТ в Великобритании является ее неинтерпретирующий характер. Именно по этому критерию английская ТДТ отличается от американской. Она не отрицает взаимосвязь между характеристиками движений и личностными переживаниями и чертами, но она подчеркивает неоднозначный характер этой связи. В момент рефлексии на психотерапевтических сессиях терапевт не делает умозрительных заключений и не связывает аспекты жизненной истории клиента с его
движениями и интерактивным поведением. В качестве обратной связи терапевт может лишь «подстрочный комментарий к движению» [5].
Так, основу психодинамического подхода составляют свободные ассоциации в движении, целью которых является отражение внутренних процессов.
Отличия между направлениями танцевальной психотерапии лишь в расстановке акцентов разных целях и в использовании преимущественно того или иного методического приема. ТДТ возникла из объединения современного танца с существующими теориями личности, группы и психотерапии, на сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует [5]. Объединяющим моментом является общее для всех танцевальных психотерапевтов понимание танца «basic dance» (основным танцем): «Танец - это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой будет пробужден творческий потенциал и потенциал к изменению старого образа жизни» [б].
Список литературы
1. Райх В. Анализ характера, 2000.
2. Садыкова Д.А. Теоретические основы танцевально-двигательной терапии // Studia Culturae, 2014. № 20. С. 143-150.
3. Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе // Психологический вестник. Ростов на Дону, 1996. № 1. С. 327-348.
4. Шкурко Т.А. Учебно-методический комплекс по спецкурсу «Основы танцевально-экспрессивного тренинга» «Южный Федеральный университет». Ростов-на-Дону, 2007.
5. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. // СПб.: Издательство «Речь», 2003. C. 192.
6. Berger MPsychological Investigation on Humanstructural Dance // Dynamic Psychology, 1988. № 108/109. P. 128-157.
7. Payne H. Introduction // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.-Y, 1992. P. 1-17.
б3