Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА'

К ПРОБЛЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОПОДГОТОВКА / ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амбарцумян Н.А.

Актуальность. Недостаток физической активности является ведущим фактором, обусловливающим снижение уровня здоровья населения. Особенно это опасно в детском и подростковом возрасте. При этом отмечается, что выполнение должного объема двигательной активности в настоящее время невозможно без использования самостоятельных занятий физической культурой. В то же время в современной научной литературе имеются фрагментарные сведения относительно самостоятельной физической подготовки школьников. Цель исследования - характеристика реализуемых форм самостоятельной работы по предмету физическая культура в общеобразовательных организациях г. Краснодара. Методы и организация исследования. Основными методами исследования явились анализ научной литературы, анкетный опрос, математическая статистика. В исследовании были задействованы 70 учителей физической культуры общеобразовательных организаций города Краснодара. Результаты исследования. Анализ данных научной литературы показал, что учителя физической культуры должны осуществлять следующие формы самостоятельной работы: 1) «Самостоятельные занятия», которые должны реализовываться непосредственно в рамках уроков физической культуры; 2) «Самостоятельная работа обучающихся, осуществляемая в процессе выполнения домашних заданий по предмету физическая культура». При этом в настоящее время отсутствует содержание компонента программы, именуемого «Самостоятельные занятия». Таким образом, вся самостоятельная работа, планируемая учителем, сводится к реализации раздела «Домашние задания по физической культуре». Полученные при анкетировании данные свидетельствуют о том, что 87% учителей физической культуры планируют и реализуют самостоятельную работу обучающихся в формате домашних заданий. При этом наиболее часто применяемой формой данной работы является теоретическая подготовка в виде самостоятельного изучения учебника, подготовки докладов и рефератов по предмету физическая культура. Соответственно, практическая подготовка в виде составления и выполнения комплексов физических упражнений планируется в меньшей степени. Заключение. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости более детальной разработки раздела «Самостоятельные занятия» школьной программы по физической культуре и реализации его посредством такой формы урока, как методико-практические занятия. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о необходимости увеличения объема практических домашних заданий в виде упражнений, направленных на воспитание физических качеств обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амбарцумян Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS ON THE SUBJECT OF PHYSICAL EDUCATION

Relevance. Lack of physical activity is a leading factor in reducing the level of health of the population. This is especially dangerous in childhood and adolescence. At the same time, it is noted that the implementation of the proper amount of motor activity is currently impossible without the use of independent physical training. At the same time, in the modern scientific literature there is fragmentary information about the independent physical training of schoolchildren. The purpose of the study is to characterize the implemented forms of independent work on the subject of physical culture in general education organizations in Krasnodar. Methods and organization of the research. The main research methods were the analysis of scientific literature, questionnaire survey, mathematical statistics. The study involved 70 teachers of physical culture of general educational organizations of the city of Krasnodar. The results of the research. The analysis of the scientific literature data showed that physical education teachers should carry out the following forms of independent work: 1) "Independent classes", which should be implemented directly within the framework of physical culture lessons; 2) "Independent work of students carried out in the process of completing homework on the subject of physical culture". At the same time, there is currently no content of the program component called "Self-study". Thus, all the independent work planned by the teacher is reduced to the implementation of the section "Homework on physical culture". The data obtained during the survey indicate that 87% of physical education teachers plan and implement independent work of students in the format of homework. At the same time, the most frequently used form of this work is theoretical training in the form of independent study of a textbook, preparation of reports and abstracts on the subject of physical culture. Accordingly, practical training in the form of composing and performing sets of physical exercises is planned to a lesser extent. Conclusion. The conducted research indicates the need for a more detailed development of the section "Independent classes" of the school program on physical culture and its implementation through such a form of lesson as methodological and practical classes. The analysis of the obtained data allows us to conclude that it is necessary to increase the volume of practical homework in the form of exercises aimed at educating the physical qualities of students.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

УДК 378.147

К ПРОБЛЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Н.А. Амбарцумян, старший преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, е-mail: natalia.ambartsumian@mail.ru.

Аннотация.

Актуальность. Недостаток физической активности является ведущим фактором, обусловливающим снижение уровня здоровья населения. Особенно это опасно в детском и подростковом возрасте. При этом отмечается, что выполнение должного объема двигательной активности в настоящее время невозможно без использования самостоятельных занятий физической культурой. В то же время в современной научной литературе имеются фрагментарные сведения относительно самостоятельной физической подготовки школьников.

Цель исследования - характеристика реализуемых форм самостоятельной работы по предмету физическая культура в общеобразовательных организациях г. Краснодара.

Методы и организация исследования. Основными методами исследования явились анализ научной литературы, анкетный опрос, математическая статистика. В исследовании были задействованы 70 учителей физической культуры общеобразовательных организаций города Краснодара.

Результаты исследования. Анализ данных научной литературы показал, что учителя физической культуры должны осуществлять следующие формы самостоятельной работы: 1) «Самостоятельные занятия», которые должны реализовываться непосредственно в рамках уроков физической культуры; 2) «Самостоятельная работа обучающихся, осуществляемая в процессе выполнения домашних заданий по предмету физическая культура». При этом в настоящее время отсутствует содержание компонента программы, именуемого «Самостоятельные занятия». Таким образом, вся самосто-

ятельная работа, планируемая учителем, сводится к реализации раздела «Домашние задания по физической культуре».

Полученные при анкетировании данные свидетельствуют о том, что 87% учителей физической культуры планируют и реализуют самостоятельную работу обучающихся в формате домашних заданий. При этом наиболее часто применяемой формой данной работы является теоретическая подготовка в виде самостоятельного изучения учебника, подготовки докладов и рефератов по предмету физическая культура. Соответственно, практическая подготовка в виде составления и выполнения комплексов физических упражнений планируется в меньшей степени.

Заключение. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости более детальной разработки раздела «Самостоятельные занятия» школьной программы по физической культуре и реализации его посредством такой формы урока, как методико-практические занятия.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о необходимости увеличения объема практических домашних заданий в виде упражнений, направленных на воспитание физических качеств обучающихся.

Ключевые слова: анкетирование, обучающиеся, физическая активность, самоподготовка, домашние задания по предмету физическая культура.

Для цитирования: Амбарцумян Н.А. К проблеме самостоятельной работы обучающихся общеобразовательных организаций по предмету физическая куль-

тура // Физическая культура, спорт - наука и практика.

- 2021. - № 1. - С. 9-14.

For citation: Ambartsumyan N. On the problem of independent work of students of general education organizations on the subject of physical education. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport

- Science and Practice.], 2021, no 1, pp. 9-14 (in Russian).

Введение. Известно, что недостаток двигательной активности является одним из основных факторов, обусловливающих ухудшение здоровья человека [3, с. 60; 9, с. 195 и др.]. Негативное влияние гиподинамии особенно опасно в детском и подростковом возрасте, когда осуществляется интенсивное развитие организма [10, с. 52]. В этой связи поиск путей повышения двигательной активности обучающихся представляется чрезвычайно актуальным.

В последнее время становится очевидным тот факт, что выполнение рекомендуемого специалистами объема двигательной активности подрастающего поколения недостижимо без самостоятельной физкультурной деятельности [1, с. 6-7;2, с. 16 и др.]. В то же время в современной научной литературе имеются фрагментарные сведения относительно физической самоподготовки школьников [4, с. 3].

В связи с вышеизложенным целью настоящего исследования явилось определение популярности реализуемых форм самостоятельной работы по предмету физическая культура в общеобразовательных организациях.

Методы и организация исследования

В качестве основных методов научного исследования были использованы анкетирование, а также методы математической статистики.

В исследовании были задействованы 70 учителей физической культуры общеобразовательных организаций города Краснодара (в том числе 39 учителей-женщин и 31 учитель-мужчина), средний педагогический стаж профессиональной деятельности которых составил 14,8±1,44 года. Предложенный анкетный опрос включал вопросы, касающиеся мнений педагогов о самостоятельной физкультурной деятельности обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Известно, что самостоятельная работа - это вид образовательной деятельности, которую обучающийся осуществляет в установленное время и в установленном объеме, без непосредственной помощи учителя (но при его контроле), руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения заданий [8; с. 355]. По мнению специалистов [1, с. 6-7; 6, с. 5 и др.], самостоятельная работа в обязательном порядке должна присутствовать в рамках реализации предмета физическая культура.

Изучение данных научной литературы свидетельствует, что в практической деятельности учителей физической культуры осуществляется два основных компонента самостоятельной работы: 1) «Самостоя-

тельные занятия», которые должны реализовываться непосредственно в рамках уроков физической культуры; и 2) «Самостоятельная работа обучающихся, осуществляемая в процессе выполнения домашних заданий по предмету физическая культура». При этом результаты проведенного исследования свидетельствуют, что в настоящее время фактически отсутствует выполнение первого указанного компонента программы («Самостоятельные занятия»), который должен входить в раздел «Способы физкультурной деятельности» [6, с. 5]. Это, по всей видимости, обусловлено неконкретностью данного раздела и фактическим отсутствием его содержания. Таким образом, по сути, вся самостоятельная работа, планируемая учителем, сводится к реализации раздела «Домашние задания по физической культуре». Вместе с тем первый указанный раздел программы («Самостоятельные занятия»), по мнению В.П. Лукьяненко [5, с. 23], может проводиться в форме инструкторско-методического занятия и должен содержать задания, ориентированные на активное включение обучающихся в самостоятельные формы занятий физическими упражнениями [6, с. 5].

Поскольку было установлено, что самостоятельная работа у учителей, как правило, ассоциируется с выполнением домашних заданий, то настоящее исследование коснулось рассмотрения, прежде всего, данного компонента самостоятельной работы обучающихся по предмету физическая культура.

В результате анализа анкетных данных было установлено, что значительная часть учителей (87,1±4,00%) применяют на своих уроках различные формы самостоятельной работы обучающихся (таблица 1).

Так, анализ данных таблицы 1, характеризующей популярность форм самостоятельной работы по физической культуре, свидетельствует, что значительная часть школьных учителей (32,3±3,25%) в качестве самостоятельной формы определяют для этого подготовку учащимися докладов, рефератов, а также сообщений. Примерно равное количество спортивных педагогов (20,6-21,8%) для самоподготовки учеников использует такие формы, как изучение теоретического материала в учебнике по предмету физическая культура, самостоятельное составление комплексов двигательных заданий, а также выполнение предложенных комплексов упражнений. Таким образом, на непосредственную самостоятельную физическую активность современные учителя нацеливают лишь немногим более 20% учащихся.

Немаловажным являются ответы на вопросы учителей физической культуры относительно регулярности выполнения домашних заданий по предмету физическая культура. Так, по признанию самих педагогов, лишь 55,7±5,94% из них регулярно задают домашнее задание своим ученикам. Примерно пятая часть учителей (20,0±4,78 %) делает это нерегулярно, а остальные (24,3±5,12%) либо вовсе не задают такие задания, либо задают их лишь для «освобожденных» по состоянию здоровья учащихся. С нашей точки зрения, система-

* - Здесь и далее - первое число - доля в выборочной совокупности (%); второе число (после знака «±») - ошибка доли

Таблица 1

Популярность реализуемых форм самостоятельной работы учителями физической культуры (%)

Формы самостоятельной работы % использования

Подготовка докладов, рефератов, сообщений и т.п. 32,3±3,25*

Выполнение предложенных комплексов упражнений 21,8±2,31

Составление комплексов упражнений 21,6±2,22

Самостоятельное изучение теоретического материала в учебнике 20,6±1,99

Другое (разработка проекта, стенгазеты и т.п.) 3,8±1,03

Таблица 2

Популярность реализуемых форм контроля учителями домашних заданий по предмету физическая культура (%)

Формы контроля % использования

Теоретический устный и/или письменный опрос 58,6±5,89*

Выполнение контрольного упражнения «на норматив» 35,7±5,73

Проведение комплекса упражнений «на оценку» 20,0±4,78

Защита доклада, реферата 12,9±4,00

* - сумма превышает 100%, т.к. респондентам была предоставлена возможность ответов на два или более варианта

тичность контроля домашних заданий является существенным резервом повышения качества процесса физического воспитания учащихся образовательных организаций.

Следующим направлением анализа анкетных данных педагогов явилось содержание контроля домашних заданий по физической культуре. Полученные данные анкетирования представлены в таблице 2.

Детальное рассмотрение представленных данных свидетельствует о том, что у современных учителей физической культуры содержание «теоретического» контроля превалирует над «практическим». В частности такие параметры контроля знаний, как опрос и защита докладов и рефератов, в общем популярны более чем у 70 школьных учителей, тогда как контроль «практических» умений и навыков характерен лишь для 55,7% специалистов.

По вопросу оценивания домашних заданий по предмету физическая культура мнения педагогов распределились следующим образом: большинство специалистов (87,1±4,00%) утверждают, что они в той или иной форме осуществляют оценку домашних заданий своих учащихся; 12,9±4,00% коллег признались, что оценивание домашних заданий не осуществляют. При этом стоит отметить, что в проведенном нами ранее анкетировании обучающихся города Краснодара [2, с.13-15] процентное соотношение школьников, выполняющих домашние задания по физической культуре, колеблется от 66,7% (в начальных классах) до 27,0% (в средних и старших классах).

В соответствии с мнением учителей, основным методом стимулирования школьников, выполнивших домашнее задание по физической культуре, является высокая оценка. За этот метод высказались 77,8±4,97% специалистов. Значительно меньше коллег указали такой способ стимулирования, как «словесное поощрение», «похвала» (18,1 ±4,60%), а также другие виды мотивации («отбор на соревнование», «поощрение игрой» и др.) - 13,9±4,13%.

Основной формой наказания за невыполнение домашних заданий, по мнению педагогов, является выставление неудовлетворительной оценки (отметки в классном журнале). На это в своих ответах указали 48,6±5,97% респондентов. Второй по приоритетности является форма «пересдачи» домашних заданий с применением дополнительных заданий (37,1±5,78%). Далее по степени значимости следует такая форма, как «запись в дневнике», а также «устное (письменное) замечание» (в сумме, 12,9±4,00%).

По высказыванию самих педагогов, указанные методы поощрения и наказания, к сожалению, действенны не для всех учащихся, поэтому необходимо осуществлять поиск новых методов воздействия на школьников с целью активизации их самостоятельной работы в рамках выполнения домашних заданий.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить ряд проблемных аспектов самостоятельной работы обучающихся по предмету физическая культура. По нашему мнению, реализация данной работы в формате выполнения домашних заданий долж-

на включать больше практических действий в виде са- 2. мостоятельного выполнения физических упражнений, прежде всего, направленных на воспитание физических качеств обучающихся.

Для более качественной реализации практических домашних заданий такой раздел программы, как «Самостоятельные занятия», целесообразно реализовы-вать в форме методико-практических уроков, которые должны быть направлены на формирование необходи- 3. мых для осуществления самостоятельной физкультурной деятельности обучающихся компетенций.

Заключение. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 4

- в настоящее время учителя физической культуры планируют самостоятельную работу по физической культуре обучающихся, как правило, в рамках выполнения ими домашних заданий, включающих, преимущественно, теоретическое содержание; 5.

- необходимо разработать систему домашних заданий в виде регулярно обновляемых комплексов физических упражнений, направленных на развитие физических качеств, в том числе способствующих подготовке к испытаниям комплекса ГТО; .

- следует совершенствовать методы и формы самостоятельной работы обучающихся по предмету физическая культура, в т.ч. контроль домашних заданий, систематичность их выполнения, повышение мотивации

к данному виду учебного процесса, увеличение доли 7. практической составляющей в форме самостоятельного выполнения доступных физических упражнений.

ЛИТЕРАТУРА: 8

1. Амбарцумян Н.А. Технологии самостоятельной подготовки к испытаниям комплекса ГТО (обзор научной литературы) / Н.А. Амбарцумян, С.П. Аршинник, А.Л. Каракулин [и др.] // Актуальные вопросы физической 9

культуры и спорта: Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ / под ред. доктора педагогических наук, ^ профессора А.И. Погребного. - Т.22. - Краснодар: КГУФКСТ, 2020. - С. 18-23.

Амбарцумян Н.А. К вопросу о состоянии двигательной активности детей школьного возраста / Н.А. Амбарцумян, С.П. Аршинник, А.Л. Каракулин[и др.] // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ / под ред. доктора педагогических наук, профессора А.И. Погребного. - Т.22. - Краснодар: КГУФКСТ, 2020. -С. 12-17.

Будко М.А. К проблеме дефицита двигательной активности детей младшего школьного возраста / М.А. Бутко // Культура физическая и здоровье. - 2015. -№ 2 (53). - С. 60-62.

Зиновьев В.И. Формирование готовности старшеклассников к самостоятельной физкультурно-спор-тивной деятельности в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Владимир Анатольевич Зиновьев. - Нижний Новгород, 2006. - 19 с. Лукьяненко В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов / В.П. Лукьяненко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 1-2. - С. 18-25. Матвеев А.П. Самостоятельные занятия младших школьников по физической культуре как дополнительная форма освоения основ программного материала / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.А. Михайлов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 56-58.

Милько М.М. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции / М.М. Милько, Н.В. Гуремина // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 5. -С. 195-200.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.

Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. - М.: Просвещение, 2010. - 64 с. - (Стандарты второго поколения). Седых Н.В. Возможности повышения двигательной активности школьников 10-12-ти лет / Н.В. Седых, О.В. Виноградская, Т.Н. Пимонова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2018. - № 1 (23). -С. 51-56.

ON THE PROBLEM OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS ON THE SUBJECT OF PHYSICAL EDUCATION

N. Ambartsumyan, Senior Lecturer, Department of General and Professional Pedagogics.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical

Culture, Sports and Tourism", Krasnodar.

Contact information for correspondence: 161, Budennogo str., Krasnodar, Russia, 350015, e-mail: natalia.ambartsumian@mail.ru.

Annotation.

Relevance. Lack of physical activity is a leading factor in reducing the level of health of the population. This is especially dangerous in childhood and adolescence. At the same time, it is noted that the implementation of the proper amount of motor activity is currently impossible without the use of independent physical training. At the same time, in the modern scientific literature there is fragmentary information about the independent physical training of schoolchildren.

The purpose of the study is to characterize the implemented forms of independent work on the subject of physical culture in general education organizations in Krasnodar.

Methods and organization of the research. The main research methods were the analysis of scientific literature, questionnaire survey, mathematical statistics. The study involved 70 teachers of physical culture of general educational organizations of the city of Krasnodar.

The results of the research. The analysis of the scientific literature data showed that physical education teachers should carry out the following forms of independent work: 1) "Independent classes", which should be implemented directly within the framework of physical culture lessons; 2) "Independent work of students carried out in the process of completing homework on the subject of physical culture". At the same time, there is currently no content of the program component called "Self-study". Thus, all the independent work planned by the teacher is reduced to the implementation of the section "Homework on physical culture".

The data obtained during the survey indicate that 87% of physical education teachers plan and implement independent work of students in the format of homework. At the same time, the most frequently used form of this work is theoretical training in the form of independent study of a textbook, preparation of reports and abstracts on the subject of physical culture. Accordingly, practical training in the form of composing and performing sets of physical exercises is planned to a lesser extent.

Conclusion. The conducted research indicates the need for a more detailed development of the section "Independent classes" of the school program on physical cul-

ture and its implementation through such a form of lesson as methodological and practical classes.

The analysis of the obtained data allows us to conclude that it is necessary to increase the volume of practical homework in the form of exercises aimed at educating the physical qualities of students.

Keywords: questionnaires, students, physical activity, self-preparation, homework on the subject of physical culture.

References:

1. Ambartsumyan N.A. ArshinnikM, Karakulin A. L. [et al.] Technologies of independent preparation for tests of the TRP complex (review of scientific literature). Aktual'ny'e voprosy' fizicheskoj kul'tury' i sporta: Trudy' nauchno-issledovatel'skogo instituta problem fizicheskoj kul'tury' i sporta KGUFKST /pod red. doktora pedagogicheskix nauk, professora A.I. Pogrebnogo [Actual issues of physical culture and sports: Proceedings of the Research Institute of Problems of Physical Education and Sports of the KSUFKST / edited by Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A.I. Pogrebny]. Vol. 22. Krasnodar: KSUFKST, 2020, pp. 18-23. (in Russian)

2. Ambartsumian N.A., Arsenic S.P., Karakulin A.L. [et al.] To the question about the state of physical activity of school-age children / N. And. Ambartsumyan, Aktual'ny'e voprosy' fizicheskoj kul'tury' i sporta: Trudy' nauchno-issledovatel'skogo instituta problem fizicheskoj kul'tury' i sporta KGUFKST/pod red. doktora pedagogicheskix nauk, professora A.I. Pogrebnogo [Actual Problems of Physical Education and Sports: Proceedings of the Scientific-Research Institute of Physical Education and Sports CHURCHST / Under The Editorship of Doctor of Pedagogical Sciences, Professor A.I. Pogrebnoy]. T. 22. Krasnodar: CHURCHST, 2020, pp. 12-17. (in Russian)

3. Boodko M.A. To the problem of the lack of motor activity of children of primary school age. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health], 2015, no 2 (53), pp. 60-62. (in Russian)

4. Zinoviev V.I. Formation of readiness of high school students for independent physical education and sports activities in the integral pedagogical process of a comprehensive school. Extended abstract of candidate's thesis. Nizhny Novgorod, 2006, 19 p. (in Russian)

5. Lukyanenko V.P. The state and prospects of improving physical education of schoolchildren in the light of modern conceptual approaches. Fizicheskaya kul'tura: vospi-

tanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Education: Education, Training]. 1999, no. 1-2, pp. 18-25. (in Russian)

6. Matveev A.P., Karpov V.Yu., Eremin M.V., Mikhailov A.A. Independent classes of junior schoolchildren in physical education as an additional form of mastering the basics of program material. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2018, no. 5, pp. 56-58. (in Russian)

7. Milko M.M., Guremina N.V. Research of physical activity of students in the conditions of distance learning and self-isolation. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern High-Tech Technologies], 2020, no. 5, pp. 195200. (in Russian)

8. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov peda-gogicheskih vuzov ipedagogicheskih kolledzhej [Pedagogy: A textbook for students of pedagogical universities

and pedagogical colleges]. Ed. by P.I. Pidkasistogo. Moc-sow: Pedagogical Society of Russia, 2004, 608 p.

9. Primernye programmy osnovnogo obshchego obra-zovaniya. Fizicheskaya kul'tura [Sample programs of basic general education. Physical education]. Moscow: Prosveshchenie, 2010, 64 p. (Standards of the second generation).

10. Sedykh N.V., Vinogradskaya O.V., Pimonova T.N. Opportunities to increase the motor activity of schoolchildren of 10-12 years. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training], 2018, no 1 (23), pp. 51-56. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила / Received 27.01.2021 Принята в печать / Accepted 26.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.