УДК: 796.011.1/.3
УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Е.Е. Фунина - кандидат педагогических наук, доцент
Е.В.Фролов - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет
Ульяновск
DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION FOR CHILDREN AND TEENS BY
INTRODUCING HOMEWORK
E.E. Funina - Ph.D., associate professor E.V. Frolov - Ph.D., associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk
e-mail: elena_funina@mail. ru
Ключевые слова: физическое воспитание, дети и подростки, домашние задания; интеллектуальные, нравственные и морально-волевые качества, содержание и контроль, педагогический эксперимент.
Аннотация. Уроки физической культуры в настоящее время не выполняют поставленных перед ними задач обеспечения оптимальной двигательной активности и формирования потребности в регулярном выполнении физических упражнений. Решение данной проблемы может быть достигнуто различными способами, в том числе и путем увеличения количества школьных уроков физической культуры в неделю, что связано с большими трудностями различного рода.
В статье предлагается повышение роли и значимости школьного урока физической культуры до уровня других общеобразовательных предметов за счет организации системы домашних заданий, построенной на основе единства интеллектуальной и двигательной деятельности; реализации личностно ориентированного подхода, предусматривающего всестороннее изучение индивидуальных особенностей каждого ученика, его интересов, запросов и потребностей. Авторы считают, что домашние задания по физической культуре будут эффективными при их осмыслении, понимании их значимости, применении педагогических стимулов к их выполнению, использовании объективного контроля. Только в этом случае домашние задания могут стать логическим продолжением учебного процесса по физическому воспитанию и приобщению детей к систематическому выполнению физических упражнений.
Key words: Physical education, children and teenagers, homework, intellectual, moral, and moral standing, maintenance and control, pedagogical experiment.
Annotation. Physical education at present do not perform its tasks of optimal physical activity and the formation of the need for regular exercises. The solution of this problem can be achieved in various ways, including, and by increasing the number of school physical education lessons a week, due to the great difficulties of various kinds.
In the article the increasing role and importance of school physical education to the level of other general education courses through the organization of homework built on the basis of the unity of intellectual and motor activity, implementation of personality-oriented approach with a comprehensive study
of the individual characteristics of each student's interests, demands and needs. The authors believe that homework in physical education will be effective in its comprehension, understanding its significance, the use of incentives for teachers to implement them, the use of objective control. Only in this case, homework can be a logical continuation of the learning process in physical education and encourage the involvement of children in systematic exercise.
Являясь по своей сути общеобразовательным предметом, физическая культура не выполняла поставленные перед ней задачи, так как, прежде всего, не обеспечивала интеллектуальное и духовно-нравственное развитие посредством применения направленных физических упражнений, усвоение которых обусловливало формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, повышение уровня физической подготовленности. Как общеобразовательный предмет физическая культура была призвана расширять кругозор учащихся, обеспечивать потребности в выполнении домашних заданий, цель которых также состояла в совершенствовании ведущих интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, мышления специфическими средствами и методами [5, 6].
Неготовность специалистов к преподаванию школьной физической культуры в заданном направлении привела к тому, что данный общеобразовательный предмет сократил свои функции до утилитарных: развития физических кондиций для сдачи контрольных нормативов. Результатом такого приземленного утилитарного подхода стала потеря у большинства школьников интереса к урокам физической культуры как предмету, не имеющему обратной связи и, следовательно, не способствующему саморазвитию и самосовершенствованию.
Снижению значимости школьного урока физической культуры как образовательного предмета способствовали требования, направленные на обеспечение высокой моторной плотности занятий; повышение двигательной активности школьников, приобщение их к сдаче норм комплекса ГТО, а затем организации досуга. Данные требования способствовали еще большему отстранению школьной физической культуры от решения тех задач, которые призваны сделать данный предмет основополагающим [1-4].
Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование домашних заданий по физической культуре как средства установления обратной связи в системе субъект-субъектных отношений: учитель-ученик.
Задачи: 1. Разработать требования к домашним заданиям, стимулирующим двигательную активность учащихся.
2. Экспериментально проверить эффективность содержания и контроля выполнения домашних заданий.
Содержание каждого физического упражнения требует его предварительного осмысления, понимания его внутренней структуры, выявления ведущего звена техники и деталей; установления рациональной последовательности выполнения отдельных частей двигательного действия. Систематически предлагаемые разнообразные, различные по сложности физические упражнения ставят ученика в условия, требующие проявления активной мыслительной деятельности. Однако в практике проведения школьных уроков физической культуры широко распространен методический прием: «делай как я»; «делай за мной». Приглашая детей выполнять двигательные задания после их показа педагогом, учитель тем самым не включает интеллектуальную составляющую в процесс физического воспитания.
Постепенно теряя свою новизну, физическое упражнение требует для правильного выполнения их многократного повторения. Неосознанное копирование движений учителя, кроме того, не позволяет проявить индивидуальность, свои особые свойства личности, двигательно-координационные качества, и коллектив класса, таким образом, превращается в общую безликую массу, которая должна по указаниям учителя воспроизводить форму движений. Такой подход к построению и организации школьного урока физической культуры обеспечивает высокую моторную плотность, вовлекает учащихся в активную двигательную деятельность. Однако только под-
чинение указам, распоряжениям, приказам учителя ставит ученика перед необходимостью безальтернативного выполнения двигательных заданий, без учета его интересов, потребностей и запросов.
Система домашних заданий по физической культуре, также как по любому другому общеобразовательному предмету, призвана закрепить полученные на уроке знания, умения и навыки. Специфика данного предмета состоит в том, что учитель физической культуры может предложить школьникам практический материал (строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега и т.д.), после чего самостоятельно усвоить их назначение, задачи, которые они призваны решать. При этом педагог рекомендует литературу, доступную детям, имеющуюся в школьной библиотеке или в методическом кабинете по физической культуре. При этом ведущая роль на уроке физической культуры должна принадлежать интеллектуальной деятельности. Без приобретения новых знаний, обеспечивающих расширение кругозора, невозможно сформировать потребность в данной учебной дисциплине.
Нами предложена система домашних заданий по физической культуре, предусматривающая активную мыслительную деятельность при выполнении каждого физического упражнения. Так, несложный по своему структурному содержанию и технике выполнения перекат назад в группировке требует, прежде всего, проявления определенного уровня восприятия. Дети должны понимать, что главным условием правильного выполнения задания является сохранение круглого положения тела (в упоре на носках, голову прижать к груди и коснуться коленей, слегка оттолкнувшись руками от опоры, для обеспечения начального импульса движения назад; ученик руками обхватывает голени, сохраняя положение группировки в конечной фазе данного двигательного действия).
Оптимальный уровень развития восприятия позволяет школьникам уловить правильную форму тела, начиная с исходного положения и до его окончания. При недостаточном развитии восприятия школьнику трудно мысленно представить расположение частей и звеньев тела в процессе его исполнения, что не позволяет контролировать выполняемое движение.
Для развития восприятия учитель использует показ различных вариантов выполнения данного физического упражнения, объясняя необходимость сохранения плотной группировки и требуя на последующих уроках устного ответа на вопрос: почему плотную группировку необходимо сохранять до конца выполнения данного задания? При этом педагогу необходимо осуществлять межпредметные связи, указывая на проявление шейно-тонического рефлекса, ссылаясь на законы биомеханики, по которым происходит движение тел различной формы в пространстве и времени.
Отработка деталей данного переката доступна детям, и многократное его выполнение способствует тренировке вестибулярного аппарата, усвоению рациональной последовательности выполнения двигательных действий, повышению устойчивости тела, укреплению широких мышц спины, плечевого пояса и др.
Наиболее сложной проблемой при использовании домашних заданий является их выбор, направленный на обеспечение единства интеллектуальной и двигательной деятельности. Многие дети младшего школьного возраста стремятся овладеть такими двигательными действиями, как стойка на голове и руках, на лопатках и др., так как их выполнение связано с определенным уровнем развития двигательно-координационных качеств и способствует самоутверждению ребенка. Задача педагога заключается в том, чтобы естественное стремление к двигательной активности не только упрочить, но и придать ему определенную перспективу. Так, представив простейшие стойки как подготовительные и подводящие упражнения для более сложных, направить внимание детей на усвоение закономерностей их выполнения. Кроме того, учитель объясняет школьникам, какие физические качества необходимы для усвоения данных упражнений и с помощью каких двигательных действий нужно укреплять ведущие мышечные группы. Следовательно, осмысление двигательного действия, понимание закономерностей его выполнения стимулирует интеллектуальную деятельность, поощряя стремление школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем усвоения техники более сложных физических упражнений.
Обращая внимание учащихся на роль внимания, памяти и других свойств личности для успешного выполнения изучаемых на уроке физических упражнений, учитель при выборе домашних заданий опирается на имеющийся двигательный опыт учащихся. Важной составляющей домашних заданий является их направленность на формирование морально-волевых и нравственных качеств. Учителю необходимо с первых уроков физической культуры, где начинается применение домашних заданий, убедить детей в том, что честность выполнения каждого домашнего задания по физической культуре проверяется самым объективным методом. Если урок по математике можно списать, то на уроке физической культуры за ученика никто не может выполнить его задания.
Нравственная составляющая каждого урока должна проходить красной линией в процессе проведения подвижных и спортивных игр; самостоятельного выполнения двигательных заданий на уроке и, что особенно важно, на школьном стадионе, в парке, сквере, где во время кроссовой подготовки необходимо проконтролировать передвижения каждого ученика по заданной дистанции. В этом случае большая роль принадлежит контролю за выполнением двигательных заданий. Достаточно сравнить показанный учеником результат с достижениями более подготовленных его одноклассников, чтобы школьник понял, что на уроке физической культуры обмануть нельзя.
Методологической основой домашних заданий по физической культуре является их направленность на приобщение к систематическому выполнению физических упражнений и формированию потребностей хорошо осознанной двигательной активности. Реализация данного положения предъявляет высокие требования к учителю физической культуры при разработке системы домашних заданий. Личностно ориентированный индивидуальный подход к учащимся требует глубокого всестороннего изучения каждого школьника, его сильных и слабых сторон, положительных и отрицательных черт характера, степени заинтересованности школьными уроками физической культуры, его любимые разделы физических упражнений (гимнастические, игровые, метательные, единоборства и т.д.).
Выясняя, какими технически сложными упражнениями хотел бы овладеть ученик, педагог знакомит его с серией подготовительных и подводящих упражнений, которыми он должен овладеть самостоятельно при методической помощи учителя. При этом педагог сообщает школьнику необходимую литературу для получения соответствующей теоретической подготовки. Учитывая интересы школьников, учитель строит урок физической культуры таким образом, чтобы в подготовительной, основной или заключительной части дать структурные элементы, усвоение которых позволит школьникам справиться с самостоятельным выполнением заданий в домашних условиях.
Распространено мнение о том, что домашние задания по физической культуре ученики должны выполнять только потому, что они заданы учителем, и в связи с этим выдвигаемое требование к структурной простоте предлагаемых физических упражнений, выбору элементарных двигательных действий не дает желаемого результата. Школьники должны понимать, для чего нужны домашние задания по физической культуре. Следовательно, применение домашних заданий должно базироваться на концептуальном положении о единстве сознания и деятельности, смысл которого состоит в том, что, только уяснив необходимость самостоятельного выполнения двигательных заданий, их цель, направленность и конечный результат, школьники будут прикладывать интеллектуальные и двигательные усилия для выполнения домашних заданий по физической культуре.
С целью экспериментальной проверки целесообразности данного подхода к организации и использованию домашних заданий по физической культуре был проведен педагогический эксперимент с участием школьников 4-х классов школы №13 г. Ульяновска. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 23 ученика. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с использованием следующих контрольных упражнений: бег 60м (с); прыжок в длину с места (см), метание мяча (150г) м, подтягивание на перекладине из виса (мальчики); подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз).
Обработка материалов исследования не выявила существенных различий по уровню физической подготовленности у школьников КГ и ЭГ (р>0,05). Оценивалось также выполнение учащимися домашних заданий по физической культуре. Им предлагалось выполнять дома ежедневно упражнения на осанку, на сохранение равновесия; выполнение переката назад в группировке, переката вправо и влево прямым телом; сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Качество выполнения домашних заданий оценивалось экспертной группой в количестве 5 человек, студентов факультета физической культуры.
Данные упражнения предусмотрены содержанием программы, требования к их выполнению хорошо известны ученикам и экспертной группе, что исключало возникновение трудностей при их оценке. Обработка данных не выявила существенных различий по выполнению домашних заданий в КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ уроки физической культуры проводились в соответствии с общепринятой методикой; у учащихся ЭГ формировалось отношение к выполнению домашних заданий в соответствии с изложенными нами положениями, основанными на единстве интеллектуальной и двигательной деятельности. На каждом уроке ученикам объяснялся смысл, цель, задачи и последовательность выполнения каждого домашнего задания, которое записывалось в дневнике.
Детям ЭГ также объяснялось, что оценки за выполнение домашних заданий выставляются в журнал и, соответственно, в дневник. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической подготовленности. Результаты эксперимента показали, что уровень физической подготовленности улучшился в обеих группах, однако в ЭГ показатели оказались существенно выше. Так, в КГ в беге на 60 м у мальчиков при исходных данных 12,02±0,82 с к завершению педагогического эксперимента результат улучшился на 3,4% (р>0,05); у девочек при исходных данных 12,89±0,65 с прирост составил 2,83% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, у мальчиков при исходных данных 12,44±0,55 с показатели возросли на 4,72% (р>0,05); у девочек при исходных данных 12,91±0,58 с улучшение составило 4,24% (р>0,05). В прыжках в длину с места в КГ при исходных данных 26,05±10,34 см к окончанию педагогического эксперимента прирост составил 5,63% (р>0,05); у девочек при исходных данных 162,34±10,86 см прирост результатов оказался 4,82% (р>0,05); в ЭГ у мальчиков при исходных данных 214,75±16,05 см результаты улучшились на 8,72% (р<0,05); у девочек при исходных данных 190,94±15,33 см прирост составил 8,97% (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим контрольным упражнениям.
Оценка за выполнение домашних заданий также имела свою специфическую динамику. Так, в КГ при исходных данных 3,06±0,21 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились на 2,39% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходной оценке 3,02±0,22 балла результаты возросли на 17,65% (р<0,05).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что система глубоко продуманных домашних заданий, вытекающих из содержания государственной программы по физической культуре, является органической составляющей учебного процесса по физическому воспитанию учащихся. Именно в домашних заданиях имеется резерв увеличения двигательной активности, необходимой для нормального роста и развития организма. Однако свой статус как логического продолжения школьных уроков физической культуры домашние задания приобретают при условии реализации ведущих концептуальных и методологических положений.
Литература
1. Бальсевич, В.К. Здоровьесберегающая функция образования / В.К. Бальсевич // Образовательная политика. -2007. - № 6. - С. 4-9.
2. Голов, В.А. Классификация факторов развития организационных форм физической культуры учащейся молодежи / В.А. Голов // Теория и практика физической культуры. - № 3. - 2007. - С. 13-14.
3. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 174 с.
4. Манжелей, И. В. Педагогический потенциал физкультурно-оздоровительной среды / И. В. Манжалей // Физическая культура. - № 4. - 2010 С. 2-4
5. Стародубцева, ИВ. Интеллектуализация физического воспитания: состояние, проблемы, перспективы / ИВ. Стародубцева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010, № 1, С. 5-7.
6. Столяров, В.И. Модернизация физического воспитания в общебразовательной школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева. - М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2009. - 320 с.
Bibliography
1. Balsevich, V.K. Health-saving function of education / V.K. Balsevich// Educational policy. - 2007. - № 6. - P. 4-9.
2. Golov, V.A. Classification of the development factors of physical culture organizational forms of students / V.A.Golov// Theory and practice of physical culture. - № 3. - 2007. - p. 13-14.
3. Lubysheva, L.I. Sports culture at school / L.I.Lubysheva. - Мoscow: Theory and practice of physical culture and sport, 2006. - 174 p.
4. 4. Manzhaleiy, I.V. Pedagogical potential of health-improving environment / I.V. Manzhaleiy // Physical culture. - № 4. - 2010 P. 2-4
5. Starodubtseva, I.V. Intellectualisation of the physical education: state, problems,prospects / I.V. Starodubtseva // Physical culture: upbringing, education, training. - 2010, № 1, P. 5-7.
6. Stolyarov, V.I. Modernization of physical education in comprehensive school / V.I. Stolyarov, V.K. Balsevich, V.P. Mochenov,L.I. Lubysheva. - Мoscow: Scientific Research Center «Theory and practice of physical culture», 2009. - 320 p.
Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011
Статья поступила в редакцию: 04.02.2013 г.