Научная статья на тему 'Состояние проблемы концептуального обеспечения процесса модернизации системы общего физкультурного образования в России'

Состояние проблемы концептуального обеспечения процесса модернизации системы общего физкультурного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция / методологическое обоснование / модернизация / физическая культура / физкультурное образование / учебная работа / the concept / a methodological substantiation / modernization / physical training / sports formations / study

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьяненко Виктор Павлович

В статье осуществлён анализ концептуальных подходов к организации физического воспитания в общеобразовательных школах России, который свидетельствует о фактическом отсутствии ясных, консолидированных представлений о том, какой должна быть школьная физическая культура в целом и общее образование в этой сфере в частности. Анализ исследований свидетельствует о явном дефиците обобщающих работ, которые могли бы создать условия для выхода на более высокий качественный уровень научно-исследовательской деятельности по этой проблематике. Содержание данной работы направлено на содействие устранению этого недостатка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьяненко Виктор Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITION OF THE PROBLEM OF CONCEPTUAL MAINTENANCE OF THE PROCESS OF THE MODERNIZATION OF SYSTEM OF GENERAL SPORTS EDUCATION IN RUSSIA

In the article we have analyzed conceptual approaches to the physical training in Russian comprehensive school. They indicate that clear, consolidated view of school physical training in whole and general sports education particularly is absent. The scientific researches shows a shortage of generalized works that can create conditions for higher level of researches in this sphere. The content of this article is aimed at revolving of this problem.

Текст научной работы на тему «Состояние проблемы концептуального обеспечения процесса модернизации системы общего физкультурного образования в России»

УДК 796.011

В.П. Лукьяненко, доктор педагогических наук, профессор (г. Ставрополь)

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором A.A. Гореловым, доктором педагогических наук, профессором А.В. Лотоненко.

Аннотация. В статье осуществлён анализ концептуальных подходов к организации физического воспитания в общеобразовательных школах России, который свидетельствует о фактическом отсутствии ясных, консолидированных представлений о том, какой должна быть школьная физическая культура в целом и общее образование в этой сфере - в частности. Анализ исследований свидетельствует о явном дефиците обобщающих работ, которые могли бы создать условия для выхода на более высокий качественный уровень научно-исследовательской деятельности по этой проблематике. Содержание данной работы направлено на содействие устранению этого недостатка.

Ключевые слова: концепция, методологическое обоснование, модернизация, физическая культура, физкультурное образование, учебная работа.

V.P. Lukyanenko, doctor of pedagogy, the professor (Stavropol)

THE CONDITION OF THE PROBLEM OF CONCEPTUAL MAINTENANCE OF THE PROCESS OF THE MODERNIZATION OF SYSTEM OF GENERAL SPORTS

EDUCATION IN RUSSIAN

Abstract. In the article we have analyzed conceptual approaches to the physical training in Russian comprehensive school. They indicate that clear, consolidated view of school physical training in whole and general sports education particularly is absent. The scientific researches shows a shortage of generalized works that can create conditions for higher level of researches in this sphere. The content of this article is aimed at revolving of this problem.

Key words: the concept, a methodological substantiation, modernization, physical training, sports formations, study.

Материалы исследований и практика работы свидетельствуют о том, что определение перспектив дальнейшего развития школьного образования в области физической культуры представляет собой весьма сложную, комплексную проблему, которая может быть успешно решена только на основе разработки и теоретико-методологического обоснования соответствующей концепции.

Вместе с тем, состояние концептуального обеспечения процесса реформирования системы физического воспитания школьников пока еще вряд ли можно рассматривать как удовлетворительное.

Правда, в специальной литературе можно встретить изложение множества концептуальных взглядов на решение проблем школьной

физической культуры. Их появление обусловлено осознанием необходимости концептуального осмысления, реализации системного подхода в решении проблем физического воспитания школьников.

Однако их рассмотрение показывает, что далеко не все из них отличаются должным уровнем теоретической разработанности и методологического обоснования. Это становится особенно очевидным, когда речь заходит о самой главной составляющей физического воспитания учащейся молодежи, его несущем стержне -учебной работе по физической культуре в школе.

Даже самый общий анализ различных концептуальных взглядов на реформирование системы общего образования в сфере физической культуры свидетельствует об ориентации на разные приоритеты в системе ее ценностей, о наличии существенно отличающихся организационных, содержательных и структурных подходов к перестройке учебно-воспитательного процесса, фактическом отсутствии ясных, консолидированных представлений о том, какой должна быть школьная физическая культура в целом и общее образование в этой сфере - в частности [1-17].

Ситуация крайне осложняется наличием серьезных разногласий в понимании цели, задач и содержания, т.е. самых главных сущностных элементов учебной работы по физической культуре в школе, как среди специалистов-практиков, так и многих ученых. На этом основании приходится констатировать наличие уникального парадокса, заключающегося в том, что в нашем обществе, несмотря на почти вековую историю систематического преподавания в общеобразовательной школе учебного предмета «Физическая культура», до сих пор отсутствуют устоявшиеся представления о том для чего это нужно.

Отсутствие ясных представлений о том чего мы хотим, обусловило невозможность формирования консолидированных представлений о том, какой должна быть школьная физическая культура.

Высокий уровень дискуссионности, значительный разброс мнений по этой важнейшей

проблеме обусловили необходимость более детального рассмотрения содержательной сущности самых основных, имеющих наибольшее количество сторонников и получивших наиболее глубокое теоретико-методическое обоснование концепций и концептуальных подходов к построению системы физического воспитания учащейся молодежи.

Такая работа осуществлена автором данной статьи [6-10].

Основное внимание в процессе анализа было уделено концептуальным подходам, основанным на приоритете трёх видов направленности учебных занятий по физической культуре в школе: тренировочной, оздоровительной и образовательной. Его результаты представлены в монографии [6. - Разделы: 1.2 - 1.5].

Исследования показали, что современное состояние разработки проблем школьной физической культуры характеризуется довольно высоким уровнем активности, разработкой, экспериментальной проверкой и теоретическим обоснованием разнообразных технологических конструкций, направленных на совершенствование системы физического воспитания школьников.

Хотя публикации и отличаются разным уровнем разработанности, теоретической обоснованности, противоречивостью концептуальных построений, в целом они заслуживают позитивной оценки, так как акцентируют внимание на необходимости рассмотрения тех или иных аспектов проблемы и предлагают подходы для их решения.

Вместе с тем, анализ исследований по школьной проблематике (число которых только на диссертационном уровне уже более 700) свидетельствует о том, что наука о физическом воспитании школьников продолжает идти, главным образом, экстенсивным путем, когда количественные показатели явно превалируют над качественными, ощущается явный дефицит обобщающих работ, которые могли бы создать условия для выхода на более высокий качественный уровень научно-исследовательской деятельности.

Вместо этого можно встретить множество публикаций, которые откровенно грешат мето-

154

дологической беспечностью и теоретическим аскетизмом. Имеют место не совсем корректные попытки представить это в качестве проявления свободы мнений, своеобразного плюрализма и т.п. На мой взгляд, в данном случае явная избыточность плюрализма скорее свидетельствует о фактическом отсутствии достаточно обоснованных подходов к оценке накопленного содержательного и социального опыта по проблемам реформирования школьной физической культуры, а также конструктивных подходов к их решению.

Большинство концептуальных построений и взглядов носят локальный или фрагментарный характер, не опираются (как уже было отмечено) на достаточные методологические и методические основания, содержат немало противоречий и спорных моментов. При этом констатация фактов доминирует над причинным анализом, обобщением, раскрытием объективных основ существования и развития системы общего образования в сфере физической культуры. Значительное число работ характеризуются не только существенно отличающимися точками зрения по рассматриваемой проблеме, но и их жестким противопоставлением.

При этом многие авторы правы по-своему. Однако, приводимая ими аргументация и формулируемые выводы выглядят убедительными лишь с позиций применяемого большинством из них моноатрибутивного метода познания.

Вместе с тем, очевидно, что такой подход не может обеспечить разносторонний и равноценный анализ всей совокупности явлений и поэтому зачастую служит непосредственным источником возникновения ошибок мышления и формулирования противоречивых, а нередко и глубоко ошибочных выводов.

К настоящему времени ситуация всё более стала напоминать довольно беспомощное барахтанье во множестве изолированных частностей, которое крайне затрудняет безошибочное определение главных причин неудовлетворительного состояния физического воспитания школьников и формулирование всесторонне обоснованной и общепризнанной концепции построения системы общего образования в области физической культуры.

Осуществлённый автором разносторонний анализ сложившейся к настоящему времени ситуации [6. 7, 9, 10] свидетельствует о том, что одной из наиболее серьезных причин неудовлетворительного состояния существующей системы общего среднего образования в области физической культуры является откровенная и систематическая подмена образовательного содержания учебных занятий по физической культуре в школе содержанием из других форм физического воспитания: ОФП, тренировочных, лечебной физической культуры (ЛФК), их превращение в оздоровительные или развлекательные мероприятия, в одну из форм активного отдыха и т.п.

Вместе с тем, факт подобной деградации учебной дисциплины, носящей статус базовой общеобразовательной, не осознается подавляющим большинством учителей физической культуры, воспринимается в школе и в обществе как нечто само собой разумеющееся. И все это происходит на глазах и с молчаливого согласия органов управления образованием всех уровней, вплоть до Министерства образования и науки Российской Федерации.

По мнению автора данной концепции, именно это шокирующее своей очевидной парадоксальностью обстоятельство является основной причиной неудовлетворительного решения как образовательных, так и оздоровительно-развивающих задач, нерациональной траты учебного времени, потери уроком физической культуры своей интегрирующей функции, превращения его из основной в одну из заурядных форм физического воспитания, а также главной причиной сомнений в его необходимости в сетке учебного расписания школы.

Такой подход сохраняет свои ведущие позиции и в настоящее время, несмотря на то, что его ошибочность весьма убедительно и ярко демонстрируется результатами того в абсолютном смысле слова естественного эксперимента, который осуществляется на протяжении уже многих десятилетий в виде существующей практики организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе. Именно реализуемый в течение всего этого времени сугубо прагматический подход

во многом и явился причиной плачевного состояния, как уровня физкультурной образованности, так и двигательной подготовленности, физического развития и состояния здоровья учащихся.

Низкая эффективность на фоне откровенного невыполнения общеобразовательных функций явилась причиной постепенно сформировавшегося интуитивного неприятия физической культуры в качестве равноправной общеобразовательной учебной дисциплины, как со стороны учителей-предметников, так и родителей, и учащихся, да и самих учителей физической культуры, которые в душе ощущают комплекс неполноценности преподаваемого ими предмета по сравнению с физикой, литературой, математикой и др.

Из-за практически полного выхолащивания общеобразовательного содержания произошло самоотчуждение предмета «Физическая культура» от учебной жизни школы, его «выпадение» из системы общеобразовательных дисциплин. Сложившееся положение даёт основания утверждать, что в настоящее время этот учебный предмет не является частью образовательного пространства и не выполняет своё истинное предназначение в системе общего среднего образования.

Все это является свидетельством того, что существующая педагогическая система общего образования в сфере физической культуры уже давно себя изжила и полностью дискредитирована. Однако в обществе и даже в среде специалистов данное обстоятельство еще не осознано в должной мере.

На мой взгляд, этому способствует наличие целого ряда широко распространённых и необычайно прочно закрепившихся заблуждений в понимании сути проблем школьной физической культуры.

Одним из примеров подобных заблуждений является тот факт, что не только в обыденном сознании, но и среди многих специалистов подспудно сформировалось представление об отсутствии у предмета «Физическая культура» необходимого общеобразовательного потенциала, что, якобы, обусловлено его особенной природной сущностью, которая хотя и имеет этот

недостаток, но зато характеризуется множеством других сильных сторон (позитивное воздействие на здоровье, физическое развитие и т.п.).

Поэтому многие рассматривают его включение в число базовых общеобразовательных дисциплин учебного плана школы несколько надуманным, не совсем правомерным, но, тем не менее, целесообразным фактором, способствующим, в частности, повышению его заведомо более низкого статуса по сравнению с другими учебными предметами.

Таким образом, учебной дисциплине «Физическая культура» как бы «прощают» её общеобразовательную неполноценность, которая, якобы, с лихвой окупается непосредственным тренирующим и оздоровительным эффектом от её реализации.

На мой взгляд, подобные (к сожалению, слишком широко распространённые) представления о сущности и предназначении учебного предмета «Физическая культура» являются результатом весьма поверхностного осмысления проблемы и глубоко ошибочны.

Представленные в исследованиях автора материалы [6-10] позволяют увидеть совершенно иную и во многом прямо противоположную картину.

Они весьма убедительно свидетельствуют о наличии у предмета «Физическая культура» мощнейшего общеобразовательного потенциала, которому может позавидовать любая из так называемых «настоящих» общеобразовательных дисциплин.

На мой взгляд, только недостаточно глубокое проникновение в суть проблемы не позволяло на протяжении многих лет увидеть и обратить должное внимание на этот вполне очевидный факт. В результате поистине уникальный общеобразовательный потенциал учебного предмета «Физическая культура» ещё никогда в должной мере не был использован в практике его преподавания.

С другой стороны, материалы проведённого теоретического анализа являются свидетельством явной гипертрофированности представлений о непосредственном тренирующем и оздоровительном эффектах от учебных занятий по физической культуре, которые,

156

зачастую, не только не имеют под собой достаточных теоретико-методологических оснований, но и нередко противоречат элементарной логике и здравому смыслу, а также законам Природы.

Прежде всего, это относится к тем закономерностям, которые лежат в основе процесса развития тренированности человеческого организма, укрепления здоровья и обусловливают абсолютную бесперспективность попыток воздействий с тренирующей или оздоровительной направленностью, организуемых в условиях школьного урока физической культуры. [Подробно об этом см. 6. - Разделы: 1.6.1 и 1.6.2].

Поэтому и не удивительно, что подходы, основанные на приоритете этих видов направленности, несмотря на многочисленные попытки теоретического обоснования и доминирование в практике учебно-воспитательного процесса на протяжении многих десятилетий, так и не привели к какому-либо существенному положительному результату. Весьма убедительными аргументами в пользу такого мнения являются всё более накапливающиеся сведения о недопустимо низком уровне здоровья и двигательной подготовленности учащейся молодёжи в нашей стране.

На этом основании, казалось бы, такие подходы уже давным-давно должны были бы рассматриваться как не оправдавшие надежд и полностью себя дискредитировавшие. Однако, как это ни удивительно и парадоксально, вместо этого имеет место уже отмечавшийся факт их безраздельного господства в практике учебной работы по физической культуре в школе и безоговорочной поддержки со стороны государства в лице органов образования всех уровней.

По-видимому, в значительной мере этому способствует беспроигрышное^ подобных позиций. И действительно, вряд ли кто станет оспаривать приоритет здоровья детей, необходимость повседневной заботы о нём и т.п. Вместе с тем, нельзя не замечать в них и немалую долю коньюнктурности и популизма.

На мой взгляд, именно их наличие в значительной мере обусловливает популярность подходов, основанных на приоритете оздоровительной и тренировочной видов направленно-

сти, и представляет собой ещё один пример недостаточно глубокого проникновения в суть проблемы. Неизбежным следствием этого являются и невольная подмена понятий, и поверхностность суждений, и формулирование ошибочных выводов, и формирование неоправданно упрощенных представлений о путях её решения.

Ещё одной из главных причин существования отмеченного выше парадокса явилась слабая теоретическая разработанность и недостаточная экспериментальная обоснованность подхода, основанного на приоритете образовательной направленности учебных занятий по физической культуре в школе, недостаточно глубокое понимание его сути и связанное с этим недоверие к нему, неверие в его эффективность со стороны большинства практических работников.

Устранению этого пробела и были посвящены исследования автора данной работы [6-10].

В ходе их проведения предпринята попытка прогнозирования, теоретического моделирования и теоретико-методологического обоснования концепции построения системы общего среднего образования в области физической культуры, на основе его фундаментализации, с опорой на принципы деятельностного и лич-ностно ориентированного подходов, более эффективное использование общеобразовательного потенциала физической культуры.

При этом автором не ставилась задача разработки всеобъемлющей концепции модернизации и развития всей системы физического воспитания школьников. Главное внимание в исследовании уделено обоснованию направления реформирования ее «несущего» звена -учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе.

Сосредоточение внимания именно на этой проблеме обусловлено ее стержневым положением в ряду других, а также требованиями системного подхода, предполагающими уделе-ние первоочередного внимания ключевым проблемам, решение которых может послужить основанием для успешного решения и многих других.

Роль именно такой основы призван выполнять учебный общеобразовательный процесс

по физической культуре в школе. Он действительно представляет собой своеобразный несущий стержень всей системы формирования физической культуры личности на начальных этапах человеческой жизнедеятельности.

В результате достижения цели его реализации человек должен получить в свое распоряжение важнейший «инструментарий», который может быть им использован для совершенствования своих физических и духовных возможностей на протяжении всей индивидуальной жизни.

В соответствии с представлениями автора о сущности учебной физкультурной (в том числе и двигательной) деятельности, она должна заключаться не столько в процедуре двигательного «натаскивания», сколько представлять собой процесс, направленный на преобразование объекта воздействия (обучаемого) путем усвоения им такой информации, которая бы позволяла ему успешно познавать и преобразовывать самого себя, свою физическую природу.

Общеизвестным является положение о том, что специфика педагогического процесса выражается в его цели - совершить поворот к саморазвитию, самодвижению, самовоспитанию человека. В достижении именно этого результата должен заключаться основной эффект педагогической общеобразовательной деятельности и в области физической культуры. Однако это немыслимо осуществить без коренных преобразований существующей системы общего физкультурного образования.

Предлагаемая концепция, опираясь на более эффективное использование общеобразовательного потенциала физической культуры, обеспечение осознанности, повышение мотивации к учению раскрывает перспективные пути преобразования учебного процесса в системе общего физкультурного образования, значительного повышения на этой основе результативности всей системы физического воспитания в обществе.

Ее реализация может способствовать реальному (а не только декларируемому) воплощению в жизнь идеи подлинного и непрерывного общего образования в сфере физической культуры,

приданию недостающей этому процессу социокультурной направленности.

Изложенные выше позиции позволяют более ярко высветить ряд очень важных обстоятельств, которые, несмотря на всю свою значимость, почему-то до сих пор остаются не вполне осознаваемыми.

Во-первых, это тот факт, что теоретические концепции, основанные на приоритете оздоровительной или тренировочной направленности учебной работы по физической культуре в школе, по сути своей лежат в плоскости и без того господствующего уже многие годы сугубо утилитарного, прагматического подхода к организации этого процесса, и по этой причине не содержат сколько-нибудь существенного и принципиально нового теоретического осмысления проблемы общего образования в сфере физической культуры, отражая концептуальную ограниченность представлений о его содержательной сущности.

Во-вторых, углубленный анализ этих концептуальных подходов показывает, что в них имеет место элементарная подмена или смешение понятий и предметов обсуждения.

В частности, более внимательное их изучение позволяет увидеть, что речь в них идет вовсе не об образовании, как таковом, и не об учебной работе (хотя при этом употребляются термины: «урок физической культуры», «физкультурное образование» и т.п.), а совсем о других формах физического воспитания - спортивной тренировке, занятиях по ОФП и ЛФК, физкультурно-оздоровительных мероприятиях, различных формах активного отдыха и др., которые, как общеизвестно, относятся не к учебной работе, а к сферам внеклассной и внешкольной физкуль-турно-спортивной деятельности.

Такие занятия, если и имеют отношение к образованию как таковому, то только весьма отдаленное. Тем более удивительно, что столь очевидный факт не вполне осознаётся многими авторами концепций и участниками дискуссий по данной проблематике.

В-третьих, теоретические подходы, основанные на приоритете оздоровительной или тренирующей направленности учебной работы по физической культуре в школе, представляют

158

собой яркие примеры, демонстрирующие полное забвение или откровенное игнорирование целого ряда самых важных положений теории «физического образования», разработанной П.Ф. Лесгафтом.

Последнему из перечисленных обстоятельств следует уделить особое внимание.

Как это ни выглядит странным, но несмотря на громадный авторитет этого выдающегося ученого, его безоговорочное признание в роли основоположника научных основ российской системы физического воспитания, с глубоким сожалением приходится констатировать, что именно в отечественной практике реализации этого процесса многие его основные идеи до сих пор не находят должного применения.

Гуманистические, образовательные, культурологические по своей сути направления развития системы физического воспитания учащейся молодежи, носителем которых является учение П.Ф. Лесгафта, до сих пор оттеснены сугу-боутилитарными системами, взглядами, концептуальными подходами. И сейчас в практике физического воспитания остается фактически невостребованным разработанное им образовательное направление этого процесса.

При этом довольно частые обращения к работам П.Ф. Лесгафта в большинстве своем носят формальный характер, граничащий с ханжеством, когда упоминание о них вызвано не осознанием плодотворности его идей и искренним желанием воплощения их в жизнь, а в качестве некоей дани его непререкаемому авторитету в истории науки.

Одним из негативных результатов такого отношения к наследию этого замечательного ученого как раз и является то, что в практике восторжествовал и господствует до сего времени сугубо утилитарный прагматический подход к определению цели и содержания физического воспитания подрастающих поколений.

Именно такой подход, как уже упоминалось, лежит в основе оздоровительных и тренировочных концепций организации учебной работы по физической культуре в школе и находит поддержку на государственном уровне в политике Минобразования Российской Федерации по этому вопросу.

Объективности ради, следует признать, что в ряде директивных документов упоминается о необходимости реализации образовательной направленности учебных занятий по физической культуре в школе. Однако при этом доминирует крайне упрощенное понимание её сути, а попытки внедрения подлинно образовательных средств, форм и методов организации учебного процесса, не только не находят поддержки, но и пресекаются.

При этом главный аргумент сводится к необычайно прочно утвердившемуся, но как показывает проведённый автором анализ, совершенно безосновательному и в значительной мере демагогичному утверждению о том, что занятия теорией на уроках физкультуры могут усугубить проблему здоровья учащихся, и что «... на уроках физкультуры дети должны двигаться, а не заниматься разговорами».

Следует подчеркнуть, что этот тезис по душе прежде всего сторонникам тренировочной направленности в организации учебной работы по физической культуре в школе, которая в последнее время особенно мощно пропагандируется в средствах массовой информации [1, 5, 16].

Представленные в работах автора аргументы свидетельствуют о полной несостоятельности подобных позиций, основанных на явной и к тому же противоречащей объективным реалиям переоценке значения непосредственного прикладного эффекта от двигательной активности на уроках физической культуры. Они делают очевидным тот факт, что формируемое в процессе уроков образование в сфере физической культуры благодаря своей универсальности является не только более ценным вообще, но и наиболее ценным в прикладном отношении результатом учебной работы.

По глубокому убеждению автора данной работы на уроках физической культуры дети должны не просто (и не только) двигаться, а прежде всего, осваивать специальные знания и способы целесообразного воздействия на свою физическую природу, которые должны быть подкреплены двигательной активностью, организованной в полном соответствии с их индивидуальными способностями, возможностями и интересами.

Как видно, при таком подходе акценты расставлены совсем по-иному. Не знания и способы деятельности выступают в роли некоей добавки к двигательной активности, а наоборот. Однако это относится только к той форме, которая характеризуется как у р о к . Ко всему же остальному многообразию существующих форм физического воспитания традиционные представления остаются совершенно справедливыми. Следовательно, нельзя забывать об уникальных специфических функциях урока и тогда становятся более понятными и снимаются с повестки множество дискуссионных вопросов.

Еще одним условием плодотворности дискуссий по этому поводу является необходимость всегда помнить о том, что физическая культура - это не только область непосредственной работы с телом. Как и всякая сфера культуры - это, прежде всего, работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром. Ведь ещё во времена античности было известно, что телесность имеет смысл и ценность лишь будучи одухотворённой. Вместе с тем, и без сформированного истинно ценностного отношения к телу невозможна никакая подлинно культурная деятельность, направленная на совершенствование телесной функции.

Таким образом, односторонность, нарушение баланса, гармонии между природным и социально обусловленным в человеке ведёт либо к соматизации, «оживотниванию» индивида, либо к его «социализации» за счёт подавления, уничижения естественного начала в нём. И то, и другое есть нарушение культуры, выход за её «систему координат».

Таким образом, самое главное отличие системы наших взглядов состоит в том, что решение проблемы заключается не в замене урока тренировочными занятиями во второй половине учебного дня (как это предлагают сделать сторонники тренировочной направленности), а в том, чтобы сделать учебный предмет «Физическая культура» подлинно общеобразовательной дисциплиной, подкрепив её полноценными практическими занятиями с тренирующей или рекреационно-оздоровительной направленностью, организуемыми за пределами учебного расписания и в соответствии с индивидуальными

возможностями, способностями и интересами учащихся.

В этом положении заключена принципиальная отличительная особенность предлагаемого подхода к модернизации системы общего среднего образования в области физической культуры от всех других, в которых урок физической культуры вольно или невольно представлен в лучшем случае в качестве одной из форм активного отдыха, занятий по ОФП и т.п., когда в основу положены (заранее обречённые на неудачу) попытки непосредственного воздействия на двигательные возможности, здоровье учащихся, а в качестве главного критерия качества выступает моторная плотность занятий.

Пожалуй, впервые открыто и без всяких оговорок выдвигается кажущаяся большинству специалистов «крамольной», а в глазах некоторых из них - «кощунственной», мысль о том, что настоящими уроками физической культуры могут называться только те учебные занятия, на которых изучаются её теоретические и практико-мето-дические основы, познаются способы рационального воздействия средствами физической культуры на организм занимающихся.

Все, кто считает такой подход «крамольным» и «кощунственным», должны осознать тот факт, что наполнение учебных(!) занятий каким-либо другим содержанием превращает урок в иную форму или вид занятий, возможно, очень полезную и нужную, но другую - не урок, по отношению к которым уже неуместно употребление понятия «урок физической культуры». Вместо него тогда следует употреблять такие, например, понятия как: «занятия по физической подготовке» или «урок физических упражнений».

Но в таком случае надо обязательно признать и то, что эти занятия и реализуемый в процессе их проведения предмет изучения никак нельзя рассматривать в качестве базовой общеобразовательной дисциплины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаемая концепция построена на идее подлинной реализации учения П.Ф. Лесгафта (не на словах, не в декларациях, а на деле). Она представляет собой один из практических прикладных результатов теоретической деятельности, направленной на реанемирование и даль-

160

нейшееразвитие этого учения, осуществляемое с учетом современных жизненных реалий и новейших достижений теории физической культуры, педагогики и науки в целом.

Разработанный в исследовании [7] концептуальный подход, основанный на приоритете образовательной направленности в широком смысле её понимания, предполагает такую модернизацию содержания общего образования в сфере физической культуры, которая может обеспечить формирование и систематическое практическое использование большинством населения системы физкультурных знаний, как интеллектуальной основы для целенаправленной и эффективной двигательной активности человека, организованной в соответствии с законами природы и особенностями его индивидуального развития.

Только на такой фундаментальной основе утилитарные технологии смогут эффективно содействовать решению задач укрепления здоровья и двигательной подготовленности детей, молодёжи и всего населения страны в целом.

Автор глубоко убеждён в том, что только на такой качественно новой основе и может быть обеспечено достижение высокого уровня здоровья и двигательной подготовленности большинства населения страны. Только благодаря такому подходу могут быть созданы реальные условия для реализации в жизненной практике положения, высказанного еще Г. Гегелем о том, что человек должен посредством собственной деятельности сделаться господином своего тела. Чтобы это стало возможным требуется о б р а з о в а н и е.

Литература:

1. Балъсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивно-го воспитания детей, подростков и молодёжи России /В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 2-4.

2. Бондин, В.И. Педагогические основы физкультурно-оздоровительных систем: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук /В.И. Бондин. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999.

3. Виленский, М.Я., Литвинов, E.H. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки // Физическая культура в школе / М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов. - 1990. - № 12. - С. 2-7.

4. Ильин, Е.П. От культуры физической - к культуре здоровья / Е.П. Ильин //Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 7. - С. 46.

5. Лубышева, Л.И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития /Л.И. Лубышева. - 2007. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - № 1. - С. 63.

6. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры [Текст]: монография / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2005. - С. 256.

7. Лукьяненко, В.П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России [Текст] / В.П. Лукьяненко.. - М.: Советский спорт, 2007. - С. 95.

8. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: Основы знаний: Учебное пособие. - 3-е издание. Пере-раб. и дополнен. / В.П. Лукьяненко - М.: Советский спорт, 2007. - С. 228.

9. Лукьяненко, В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе. [Текст]: монография / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2008. - С. 168.

10. Лукьяненко, В.П. Концептуальное обеспечение формирования культуры здоровья у подрастающего поколения в процессе общего физкультурного образования: Научное издание / В.П. Лукьяненко. - Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2009. - С. 84.

11. Лях, В.И. Копылов, Ю.А., Малыхина, М.В. и др. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации /В.И. Лях, Ю.А. Копылов, М.В. Малыхина и др. // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 9. - С. 49.

12. Матвеев, А.П. Концепция структуры и содержания образования по физической культуре в школе / А.П. Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. -№ 6. - С. 2-5.

13.Минбулатов, В.М. Физическая культура. Очерки дидактических основ / В.М. Минбулатов. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. - С. 160.

14. Сатиров, Г.Н. Образовательная направленность урока / Г.Н. Сатиров // Физическая культура в школе. - 1975. - № 3. - С. 9-11.

15. Трушкин, А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.Г. Трушкин. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 39.

16. Черняева, Е.А. Учебный предмет «Спортивная культура» - стратегическое направление модернизации физического воспитания старших школьников / Е.А. Черняева // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 5. - С. 62-65

17. Шаулин, В.Н. Подготовка школьников к физическому самосовершенствованию: Пособие для учителя / В.Н. Шаулин. - М.: Центр гуманитарного образования, 1995. - С. 134.

Bibliography:

1. Balsevich V. K. Substantive provisions of the concept of intensive innovative transformation of national system of fizkulturno-sports education of children, teenagers and youth of Russia//the Theory and physical training practice. - 2002. - № 3. - P. 2-4.

2. Bondin V. I. Pedagogical bases of fizkulturno-improving systems: Автореф. дис. ... Dr.s of pedagogy. - Rostov-on-Don: RGPU, 1999.

3. Vilensky M. Y, Litvinov E.N. Physical of schoolboys: reorganization questions//Physical training at school. - 1990. - № 12. - P. 2-7.

4. Ilyin E.P. From culture physical - to culture of health/ /the Theory and physical training practice. - 1994. -№ 7. - P. 46.

5. Lubysheva L.I. Sportizatsija of comprehensive schools of Russia: new vectors of development. -2007. Physical training: education, formation, training. № 1. - P. 63.

6. Lukyanenko V.P. Contemporary education and the concept of reforming of system of the general education in the field of physical training [Text] : the monographic / V.P. Lukyanenko. - М: the Soviet sports, 2005. - 256 p.

7. Lukyanenko V.P. Kontseptsija of modernization of system of the general average sports formation to

Russia [Text] / V.P. Lukyanenko. - M: the Soviet sports, 2007.- 95 p.

8. Lukyanenko V.P. Bases of knowledge: the Manual. - 3 edition. The resave. Also it is added. / V.P. Lukyanenko - M: the Soviet sports, 2007. -228 p.

9. Lukyanenko V.P. Terminologicheskoe maintenance of development of physical training in a modern society. [Text]: the monographic / V.P. Lukyanenko.

- M: the Soviet sports, 2008. - 168 p.

10. Lukyanenko V.P. Kontseptualnoe maintenance of formation of culture of health at rising generation in the course of the general sports formation: the Scientific edition / V.P.Lukyanenko. - Chelyabinsk: CHGNOTS UrO ofthe Russian Open Society, 2009.

- 84 p.

11. Lyah V.I., U.A. Kopylov, M.V. Malyhina, etc. Physical training of pupils of a comprehensive school: a condition, prospects and reorganisation ways//the Theory and physical training practice. - 1998. -№ 9. - P. 49.

12. Matveev A.P. Concept of structure and the formation maintenance on physical training at school//Physical training: education, formation, training. - 2005. -№ 6. - P. 2-5.

13. Minbulatov V.M. Sketches of didactic bases. -Makhachkala: flaryHne^rro, 1993. - 160 p.

14. Satirov G. N. An educational orientation of a lesson/ /Physical training at school. - 1975. - № 3. - P. 911.

15. Trushkin A.G. Pedagogical of a basis of innovative technologies of physical training of an improving orientation: Authorys abstract ... Dr.s of pedagogy.

- Rostov-on-Don, 2000. - 39 p.

16.Tchernyaev E.A. Subject «Sports culture» - a strategic direction of modernisation of physical training of the senior schoolboys//the Theory and physical training practice. - 2009. - № 5. -P. 62-65

17. Shaulin V. N. Preparation of schoolboys for physical self-improvement: the Grant for the teacher. - M: the arts education Center, 1995. - 134 p.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.