Научная статья на тему 'Установочные положения и концептуальные подходы к обновлению содержания учебного предмета «физическая культура» в системе общего образования'

Установочные положения и концептуальные подходы к обновлению содержания учебного предмета «физическая культура» в системе общего образования Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / физическое воспитание / общее образование / концепция / обновление содержания / результаты обучения. / physical culture / physical education / general education / concept / content update / learning outcomes.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Ким Татьяна Константиновна

Проблемное поле современной отечественной педагогической науки обусловливается принципиальными изменениями, которые происходят в социуме и создают условия для качественного преобразования всех сторон жизнедеятельности личности и общества, а также требуют со стороны государства принятия действенных мер по приведению всех его структур, включая социально значимые сферы в соответствии с перспективными направлениями развития России в ближайшие годы. Общеизвестно, что в системе общего образования значительное место отводится физической культуре, имеющей большое социальное и культурологическое значение. Наряду с этим отметим ее личностногуманистическую направленность на созидание человека культуры, готового успешно адаптироваться в стремительно меняющемся мире и непрерывно самообразовываться и самосовершенствоваться, что позволяет рассматривать физическую культуру как мировоззренческую дисциплину, содействующую всестороннему развитию личности, улучшению физических и психических качеств индивида. Несмотря на то, что в правовом поле РФ созданы все предпосылки для формирования условий и поддержки мероприятий, направленных на повышение эффективности физического воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи, к настоящему времени существенных изменений в нивелировании проблем повышения двигательной подготовленности учащихся, формирования положительной мотивации к занятиям различными формами двигательной активности и спортом, приобщения к здоровому физически активному образу жизни не произошло. А школьная физическая культура на протяжении последних лет не в полной мере реализует присущие ей стратегические функции. Данные противоречия стимулируют разработку вопросов совершенствования системы школьного физического воспитания на основе конкретизации концептуальных линий перспективного развития содержания учебного предмета «Физическая культура». Научная новизна. Выявлено состояние разработанности содержания учебного предмета «Физическая культура» для системы общего образования. Сформулированы рекомендации по оптимизации содержательных линий развития физической культуры в системе общего образования. Практическая значимость. Представлены предложения по модификации требований к результатам обучения и содержания предмета «Физическая культура» для всех уровней общего образования, которые позволят уточнить установочные положения и обосновать концептуальные подходы к обновлению требований к результатам обучения и содержанию учебного предмета «Физическая культура». Методы исследования. Анализ и обобщение специальной научной, программно-методической литературы, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность сферы образования, физической культуры и спорта. Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием методов наблюдения, опроса и обобщения педагогического опыта. Результаты. Изучение нормативно-правовой документации, программно-нормативной литературы, обобщение педагогического опыта и результатов опроса специалистов позволяет заключить, что в РФ созданы все предпосылки для повышения эффективности физического воспитания подрастающих контингентов. Наряду с этим, несмотря на наличие внушительного числа научных изысканий, посвященных разработке вопросов повышения двигательной подготовленности учащихся, формирования положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, приобщения к здоровому физически активному образу жизни, школьная физическая культура не в полной мере реализует свои специфические функции. Анализ ФГОС, методических рекомендаций по их реализации позволил обозначить отдельные проблемные вопросы, осмысление которых позволяет сформулировать предложения по модификации требований к результатам обучения и содержания предмета «Физическая культура» для всех уровней образования: дифференцировать и конкретизировать требования к предметным результатам обучения; обеспечить сопряжение теоретического раздела по физической культуре с другими дисциплинами учебного плана; инвариантную составляющую учебной программы использовать для рационально организованной двигательной деятельности обучающихся, а освоение широкого спектра знаний вывести за рамки урока, в качестве процесса самообразования; целевые установки, специфические задачи, требования к предметным результатам обучения физической культуре конкретизировать в основных содержательных линиях: «Физкультурные и сопряженные с ними знания»; «Физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни»; «Физическая подготовка и физическое совершенствование»; объективизировать методы оценки и планируемые результаты обучения с учётом возрастных психофизиологических параметров, гендерных особенностей, индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации обучающихся; разработать диагностический инструментарий для оценки способностей и мотивации учащихся с целью дальнейшей профессиональной ориентации наиболее способных подготовленных учащихся; внести «Физическую культуру» в реестр дисциплин с обязательной итоговой формой аттестации и другие. Заключение. Обобщение предпосылок и условий совершенствования системы общего физкультурного образования в РФ на основе анализа программно-нормативного обеспечения, изучения состояния школьного физического воспитания позволили определить перспективные направления модернизации и реализации целевых установок учебного предмета «Физическая культура» в организациях общего образования. А также сформулировать предложения по модификации требований к результатам обучения и содержания учебного предмета «Физическая культура» для начального, основного и среднего уровней общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Ким Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Guidelines and conceptual approaches to update the content of the educational subject "physical culture" in the general education system

The problematic field of modern Russian pedagogical science is conditioned by fundamental changes that occur in society and create conditions for a qualitative transformation of all aspects of the life of an individual and society, and also require the state to take effective measures to bring all its structures, including socially significant spheres, in accordance with promising directions of Russia’s development in the coming years. It is well known that in the general education system, a significant place is given to physical culture, which has great social and cultural significance. Along with this, we note its personal humanistic orientation towards the creation of a cultural person who is ready to successfully adapt to a rapidly changing world and continuously educate himself and improve himself, which allows us to consider physical culture as a worldview discipline that promotes the comprehensive development of personality, improvement of physical and mental qualities of an individual. Despite the fact that all the prerequisites are created in the legal field of the Russian Federation for the formation of conditions and support for measures aimed at improving the effectiveness of children’s, adolescents’ and students’ physical education, by now there are significant changes in leveling the problems of increasing students' motor readiness, forming positive motivation to engage in various forms of physical activity and sports, and introducing healthy a physically active lifestyle. Over the past few years physical education has not fully realized its inherent strategic functions. These contradictions stimulate the development of improving the school physical education system issues based on the concretization of conceptual lines for the long-term development of the educational subject "Physical Culture" content. Scientific novelty. The state of the educational subject "Physical culture" content development for the general education system is revealed. Recommendations for optimizing the content lines of physical culture development in the general education system are formulated. Practical significance. Proposals are presented to modify the requirements for learning outcomes and the content of the subject "Physical Culture" for all levels of general education, which will clarify the guidelines and justify conceptual approaches to updating the requirements for learning outcomes and the content of the subject "Physical Culture". Research methods. The analysis and generalization of special scientific, programmatic and methodological literature, normative legal documents regulating the activities of the education field, physical culture and sports. The empirical research was carried out using the methods of observation, questioning and generalization of pedagogical experience. Results. The study of regulatory and legal documentation, software and regulatory literature, generalization of pedagogical experience and the results of specialists survey allows us to conclude that all the prerequisites have been created in the Russian Federation to increase the effectiveness of younger contingents’ physical education. At the same time, despite the presence of an impressive number of scientific studies devoted to the development of improving the physical fitness of students’ issues, the formation of positive motivation for physical exercise, and familiarization with a healthy physically active lifestyle, school physical culture does not fully realize its specific functions. The analysis of the Federal State Educational Standard, methodological recommendations for their implementation allowed us to identify certain problematic issues, the understanding of which allows us to formulate proposals for modifying the requirements for learning outcomes and the content of the subject "Physical Culture" for all levels of education: to differentiate and specify the requirements for subject learning outcomes; to ensure the interface of the theoretical section on physical culture with other disciplines of the curriculum; invariant the component of the curriculum should be used for rationally organized motor activity of students, and the development of a wide range of knowledge should be taken beyond the scope of the lesson, as a process of self-education; target settings, specific tasks, requirements for the subject results of physical education should be specified in the main content lines: "Physical culture and related knowledge"; "Physical culture and sports activities and a healthy lifestyle"; "Physical training and physical improvement"; objectify assessment methods and planned learning outcomes, taking into account age-related psychophysiological parameters, gender characteristics, individual abilities, health status and motivation of students; develop diagnostic tools for assessing abilities and motivation of students for the purpose of further professional orientation of the most capable trained students; to add "Physical culture" to the register of disciplines with a mandatory final form of certification and others. Conclusion. The generalization of the prerequisites and conditions for improving the system of general physical education in the Russian Federation based on the analysis of software and regulatory support, the study of school physical education’s state made it possible to identify promising areas for modernization and implementation of the targets of the educational subject "Physical culture" in general education organizations. And formulate proposals for modifying the requirements for learning outcomes and the content of the subject "Physical Culture" for primary, basic and secondary levels of general education.

Текст научной работы на тему «Установочные положения и концептуальные подходы к обновлению содержания учебного предмета «физическая культура» в системе общего образования»

УДК 373.51-796/799

Установочные положения и концептуальные подходы к обновлению содержания учебного предмета «физическая культура» в системе общего

образования

Ким Т.К. *

Российский университет спорта, ГЦОЛИФК г. Москва, Россия ORCID 0000-0003-2398-958Х, kim.tatiana8848@yandex.ru*

Аннотация: Проблемное поле современной отечественной педагогической науки обусловливается принципиальными изменениями, которые происходят в социуме и создают условия для качественного преобразования всех сторон жизнедеятельности личности и общества, а также требуют со стороны государства принятия действенных мер по приведению всех его структур, включая социально значимые сферы в соответствии с перспективными направлениями развития России в ближайшие годы. Общеизвестно, что в системе общего образования значительное место отводится физической культуре, имеющей большое социальное и культурологическое значение. Наряду с этим отметим ее личностно- гуманистическую направленность на созидание человека культуры, готового успешно адаптироваться в стремительно меняющемся мире и непрерывно самообразовываться и самосовершенствоваться, что позволяет рассматривать физическую культуру как мировоззренческую дисциплину, содействующую всестороннему развитию личности, улучшению физических и психических качеств индивида. Несмотря на то, что в правовом поле РФ созданы все предпосылки для формирования условий и поддержки мероприятий, направленных на повышение эффективности физического воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи, к настоящему времени существенных изменений в нивелировании проблем повышения двигательной подготовленности учащихся, формирования положительной мотивации к занятиям различными формами двигательной активности и спортом, приобщения к здоровому физически активному образу жизни не произошло. А школьная физическая культура на протяжении последних лет не в полной мере реализует присущие ей стратегические функции. Данные противоречия стимулируют разработку вопросов совершенствования системы школьного физического воспитания на основе конкретизации концептуальных линий перспективного развития содержания учебного предмета «Физическая культура». Научная новизна. Выявлено состояние разработанности содержания учебного предмета «Физическая культура» для системы общего образования. Сформулированы рекомендации по оптимизации содержательных линий развития физической культуры в системе общего образования. Практическая значимость. Представлены предложения по модификации требований к результатам обучения и содержания предмета «Физическая культура» для всех уровней общего образования, которые позволят уточнить установочные положения и обосновать концептуальные подходы к обновлению требований к результатам обучения и содержанию учебного предмета «Физическая культура». Методы исследования. Анализ и обобщение специальной научной, программно-методической литературы, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность сферы образования, физической культуры и спорта. Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием методов наблюдения, опроса и обобщения педагогического опыта. Результаты. Изучение нормативно-правовой документации, программно-нормативной литературы, обобщение педагогического опыта и результатов опроса специалистов позволяет заключить, что в РФ созданы все предпосылки для повышения эффективности физического воспитания подрастающих контингентов. Наряду с этим, несмотря на наличие внушительного числа научных изысканий, посвященных разработке вопросов повышения двигательной подготовленности учащихся, формирования положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, приобщения к здоровому физически активному образу жизни, школьная физическая культура не в полной мере реализует свои специфические функции. Анализ ФГОС, методических рекомендаций по их реализации позволил обозначить отдельные проблемные вопросы, осмысление которых

позволяет сформулировать предложения по модификации требований к результатам обучения и содержания предмета «Физическая культура» для всех уровней образования: дифференцировать и конкретизировать требования к предметным результатам обучения; обеспечить сопряжение теоретического раздела по физической культуре с другими дисциплинами учебного плана; инвариантную составляющую учебной программы использовать для рационально организованной двигательной деятельности обучающихся, а освоение широкого спектра знаний вывести за рамки урока, в качестве процесса самообразования; целевые установки, специфические задачи, требования к предметным результатам обучения физической культуре конкретизировать в основных содержательных линиях: «Физкультурные и сопряженные с ними знания»; «Физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни»; «Физическая подготовка и физическое совершенствование»; объективизировать методы оценки и планируемые результаты обучения с учётом возрастных психофизиологических параметров, гендерных особенностей, индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации обучающихся; разработать диагностический инструментарий для оценки способностей и мотивации учащихся с целью дальнейшей профессиональной ориентации наиболее способных подготовленных учащихся; внести «Физическую культуру» в реестр дисциплин с обязательной итоговой формой аттестации и другие. Заключение. Обобщение предпосылок и условий совершенствования системы общего физкультурного образования в РФ на основе анализа программно-нормативного обеспечения, изучения состояния школьного физического воспитания позволили определить перспективные направления модернизации и реализации целевых установок учебного предмета «Физическая культура» в организациях общего образования. А также сформулировать предложения по модификации требований к результатам обучения и содержания учебного предмета «Физическая культура» для начального, основного и среднего уровней общего образования.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, общее образование, концепция, обновление содержания, результаты обучения.

Для цитирования: Ким Т.К.* Установочные положения и концептуальные подходы к обновлению содержания учебного предмета «Физическая культура» в системе общего образования. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): .

Guidelines and conceptual approaches to update the content of the educational subject "physical culture" in the general education system

Tatyana K. Kim*

Russian University of Sports, GTSOLIFK

Moscow, Russia ORCID 0000-0003-2398-958X, kim.tatiana 8848@yandex.ru*

Abstract: The problematic field of modern Russian pedagogical science is conditioned by fundamental changes that occur in society and create conditions for a qualitative transformation of all aspects of the life of an individual and society, and also require the state to take effective measures to bring all its structures, including socially significant spheres, in accordance with promising directions of Russia's development in the coming years. It is well known that in the general education system, a significant place is given to physical culture, which has great social and cultural significance. Along with this, we note its personal humanistic orientation towards the creation of a cultural person who is ready to successfully adapt to a rapidly changing world and continuously educate himself and improve himself, which allows us to consider physical culture as a worldview discipline that promotes the comprehensive development of personality, improvement of physical and mental qualities of an individual. Despite the fact that all the prerequisites are created in the legal field of the Russian Federation for the formation of conditions and support for measures aimed at improving the effectiveness of children's, adolescents' and students' physical education, by now there are

significant changes in leveling the problems of increasing students' motor readiness, forming positive motivation to engage in various forms of physical activity and sports, and introducing healthy a physically active lifestyle. Over the past few years physical education has not fully realized its inherent strategic functions. These contradictions stimulate the development of improving the school physical education system issues based on the concretization of conceptual lines for the long-term development of the educational subject "Physical Culture" content. Scientific novelty. The state of the educational subject "Physical culture" content development for the general education system is revealed. Recommendations for optimizing the content lines of physical culture development in the general education system are formulated. Practical significance. Proposals are presented to modify the requirements for learning outcomes and the content of the subject "Physical Culture" for all levels of general education, which will clarify the guidelines and justify conceptual approaches to updating the requirements for learning outcomes and the content of the subject "Physical Culture". Research methods. The analysis and generalization of special scientific, programmatic and methodological literature, normative legal documents regulating the activities of the education field, physical culture and sports. The empirical research was carried out using the methods of observation, questioning and generalization of pedagogical experience. Results. The study of regulatory and legal documentation, software and regulatory literature, generalization of pedagogical experience and the results of specialists survey allows us to conclude that all the prerequisites have been created in the Russian Federation to increase the effectiveness of younger contingents' physical education. At the same time, despite the presence of an impressive number of scientific studies devoted to the development of improving the physical fitness of students' issues, the formation of positive motivation for physical exercise, and familiarization with a healthy physically active lifestyle, school physical culture does not fully realize its specific functions. The analysis of the Federal State Educational Standard, methodological recommendations for their implementation allowed us to identify certain problematic issues, the understanding of which allows us to formulate proposals for modifying the requirements for learning outcomes and the content of the subject "Physical Culture" for all levels of education: to differentiate and specify the requirements for subject learning outcomes; to ensure the interface of the theoretical section on physical culture with other disciplines of the curriculum; invariant the component of the curriculum should be used for rationally organized motor activity of students, and the development of a wide range of knowledge should be taken beyond the scope of the lesson, as a process of self-education; target settings, specific tasks, requirements for the subject results of physical education should be specified in the main content lines: "Physical culture and related knowledge"; "Physical culture and sports activities and a healthy lifestyle"; "Physical training and physical improvement"; objectify assessment methods and planned learning outcomes, taking into account age-related psychophysiological parameters, gender characteristics, individual abilities, health status and motivation of students; develop diagnostic tools for assessing abilities and motivation of students for the purpose of further professional orientation of the most capable trained students; to add "Physical culture" to the register of disciplines with a mandatory final form of certification and others. Conclusion. The generalization of the prerequisites and conditions for improving the system of general physical education in the Russian Federation based on the analysis of software and regulatory support, the study of school physical education's state made it possible to identify promising areas for modernization and implementation of the targets of the educational subject "Physical culture" in general education organizations. And formulate proposals for modifying the requirements for learning outcomes and the content of the subject "Physical Culture" for primary, basic and secondary levels of general education.

Keywords: physical culture, physical education, general education, concept, content update, learning outcomes.

For citation: Tatyana Kim*. Guidelines and Conceptual approaches to Updating the content of the academic subject "Physical Culture" in the General education system. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): .

Введение

Поступательное развитие образования и науки в Российской Федерации выступает обязательным условием для мощного экономического роста, обеспечения действенности и конкурентоспособности различных отраслей народного хозяйства, укрепления национальной безопасности, процветания государства и благосостояния её граждан. Отечественная система образования предстает стержнем социально-экономического могущества России, позволяющего приумножить не только престиж государства, но и поддерживать высокий уровень культуры и науки.

Технологический прорыв экономики и её новых отраслей, модернизация социальной сферы, рост конкуренции на внутреннем и внешнем рынке обусловливают повышение роли человеческого капитала, что, в свою очередь, стимулирует интенсивное, опережающее развитие образования подрастающего поколения. Незаурядная роль в становлении человеческого капитала принадлежит ступени общего образования, как: важнейшего мотиватора гуманизации общественно-экономических отношений, формирования мировоззренческих установок личности; фундамента для последующего совершенствования и успешной реализации в общественно важных сферах деятельности.

Наряду с этим, проблемное поле современной отечественной педагогической науки определяется принципиальными изменениями, которые происходят в социуме и создают условия для качественного преобразования всех сторон жизнедеятельности общества, требуют со стороны государства принятия действенных мер по приведению всех его структур, включая социально значимые сферы в соответствии с перспективными направлениями развития России в ближайшие годы.

По-мнению профессора Л.П. Матвеева, «значительное место в системе ценностей любого государства занимает физическая культура», как неотъемлемое слогаемое культуры общества и личности, а именно то, какое имеет своей специфической основой преобразование и направленное использование двигательной деятельности в качестве оптимизирующих воздействий на физическое и психическое состояние, формирование и развитие человека. В гуманном обществе она в единстве с другими сторонами культуры служит одним из факторов всестороннего развития личности» [1]. Общеизвестно, что физическая культура (ФК), с позиции деятельностного подхода, включает ряд системно упорядоченных процессуальных форм, направленного использования её ценностей. Важнейший и наиболее распростаненный - физическое воспитание (ФВ), охватывающее, прежде всего, подрастающий контингент, и наиболее полно развертывающееся в общеобразовательных организациях, в рамках обязательного базового курса, ориентированного на оптимизацию двигательной активности обучающихся, формирование здорового физически деятельного образа жизни, освоение ценностей, приобретение необходимых компетенций для успешной реализации в учебной, профессиональной и других сферах деятельности. Представленные задачи в полной мере

реализуются только ФК, что определяет её незаурядное место в перечне дисциплин учебного плана. Ведущим системообразующим началом предмета выступает подготовка обучающихся к непрерывному самосовершенствованию и содействие развитию физических и духовных качеств, самореализации в общественно значимых сферах жизнедеятельности, формирование физической культуры личности. Следовательно, в системе общего образования ФК предназначена для реализации задач физкультурного образования, всестороннего гармоничного развития и упрочения здоровья обучающихся в процессе приобщения к ее ценностям.

Потребность воплощения представленной идеи получает исключительную значимость в условиях реформирования и нарастания интеграционных процессов в образовании на фоне усиливающегося «информационного бума», не вполне удовлетворительного состояния школьного ФВ, распространенности гиподинамии и гипокинезии среди подрастающего контингента. Повышенный интерес к состоянию здоровья, физическому развитию и физической подготовленности детей, подростков и учащейся молодёжи со стороны государства, педагогической общественности и работников здравоохранения обусловлен не только трансформациями, происходящими в социально значимых сферах, но и тем обстоятельством, что данный контингент определяет, по сути, долгосрочную перспективу нации, «а духовное и физическое здоровье, гармоничность и разносторонность развития личности превращаются в важнейший фактор прогресса государства» [2].

В этой связи, цель исследования заключалась в анализе и выявлении предпосылок и условий совершенствования системы общего физкультурного образования в РФ и определении перспективных направлений модернизации и реализации целевых установок учебного предмета «Физическая культура» в организациях общего образования.

Материалы и методы

На основе анализа и обобщения специальной научной, программно-методической литературы, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность сферы образования, физической культуры и спорта выявлено состояние разработанности содержания предмета «Физическая культура» для системы общего образования. Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием методов наблюдения, опроса и обобщения педагогического опыта.

Результаты и обсуждение

Изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность в стратегических социально значимых областях, позволяет констатировать, что сферы образования, физической культуры и спорта в РФ относятся к числу приоритетных направлений политики государства и

ориентированы, прежде всего, на повышение эффективности и качества образования в целом, и физкультурного образования, в частности.

Так, в целом ряде ключевых документов - «Конституция Российской Федерации» (1993), Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» (2012) и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007), «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (2021), выступающих гарантом правовых оснований формирования совокупности регламентирующих базовых актов, утвержденных и принятых в последние годы, «особое внимание уделяется ... воспитанию детей, их всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию», а в числе первоочередных мер определено создание условий для вовлечения учащихся и других групп населения в активные занятия физическими упражнениями и спортом [3, 4, 5, 6].

Наряду с этим перспективы совершенствования ступени общего образования нашли отражение в долгосрочных государственных программах, так национальный проект «Образование» (2018), сфокусирован на качественной составляющей образования, адекватной перманентно преобразующимся запросам общества и как значимую задачу определяет «формирование здорового образа жизни населения, развитие детского и юношеского спорта» [7].

Отдельно отметим, что государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта» (2021), уделяет большое значение анализу состояния здоровья различных слоев населения для последующей разработки соответствующих мер по улучшению качества жизни населения. В настоящее время, в регулярные формы двигательно- активной деятельности в стране вовлечены по разным оценкам около 62 млн человек, к 2030 году этот показатель планируется увеличить до 70 % от доли населения [8]. Такие ориентиры обозначил в рамках своего выступления 19 октября 2023 года на Международном форуме «Россия - спортивная держава» в Перми президент РФ В. В. Путин.

Общеизвестно, что базис крепкого здоровья, интереса и потребности к двигательной активности формируется в детстве, в этой связи именно данный период онтогенеза требует первостепенного внимания, при этом особо важная роль в решении обозначенных задач принадлежит звену общего образования, а в его контурах, школьной ФК.

Основные тезисы по модернизации образования, включая ступень общего образования заключают, что « базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить и

приумножить лучшие традиции отечественного, гуманитарного образования. А воспитание, как первостепенный и неотъемлемый приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности»

[9].

Учитывая современный тренд политики государства в области физической культуры и спорта, в качестве программно-нормативной основы, отражающей государственный заказ учебному предмету «Физическая культура», следует рассматривать Федеральный государственный образовательный стандарт для всех уровней образования (ФГОС) (2009, 2010, 2012), наряду с ВФСК «Готов к труду и обороне» (2014), ориентирующих на «создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения» [10, 11]. Вместе с этим, требуют переосмысления и приведения в соответствие с их предписаниями для каждой возрастной группы - нормативные основания предмета «Физическая культура».

Таким образом, изучение законодательной базы, регламентирующей деятельность в стратегических социально значимых областях, таких как образование и физическая культура и спорт позволяет заключить, что в правовом поле РФ созданы все предпосылки для формирования условий и поддержки со стороны государства мероприятий, направленных на повышение эффективности физического воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи, в том числе, в системе общего образования, в рамках обязательного базового курса по ФК.

Вместе с тем, наличие внушительного числа базовых нормативно-правовых документов, разработанные на их основе постановления, планы, концепции, программы, не в достаточной мере способствует, как показывает практика, нивелированию проблемы их полноценной реализации в системе общего образования, в том числе в рамках учебного предмета «Физическая культура». О чем свидетельствуют данные, позволяющие констатировать что, несмотря на представительный массив изысканий по вопросам оптимизации ФВ подрастающих контингентов и активные меры профильных государственных органов в указанном направлении к настоящему моменту существенных преобразований в нивелировании проблемы повышения двигательной подготовленности учащихся, формирования положительной мотивации к занятиям различными формами двигательной активности и спортом, приобщения к здоровому физически активному образу жизни не зафиксировано, в результате чего школьная ФК на протяжении последних лет не в полной мере реализует свойственные ей тактические и стратегические функции.

Изучение учебно-методических документов, совокупных требований ФГОС (2009, 2010, 2012), многочисленных научно-теоретических разработок свидетельствует, что в целом, они отражают «государственный заказ», ориентируют на результаты освоения физкультурных и общекультурных ценностей, имеют личное и социальное значение.

Вместе с этим, подробный анализ ФГОС, методических рекомендаций по их реализации,

учебников, учебных пособий, примерных, рабочих и авторских программ по ФК, предложенных МОиН РФ к внедрению в образовательный процесс, позволил обозначить следующие проблемные вопросы:

1) На уровне ООО стандарт объединяет в одноименную образовательную область дисциплины «Физическая культура» и БЖД, на уровне СОО - «Физическая культура», БЖД и «Экология». Что не согласуется провозглашаемому статусу базовой общеобразовательной дисциплины, существенно снижает значение «Физической культуры» как самодостаточной, обязательной мировоззренческой дисциплины, входящей в перечень основных учебных предметов, пронизывающей все уровни образования и выполняющей важную роль в формировании разностороннего гармоничного (физического, интеллектуального, духовно-нравственного и др.) развития и оздоровления подрастающего поколения.

2) Отсутствие междисциплинарных связей предмета «Физическая культура» с другими учебными предметами («Окружающий мир», «История», «Физика», «Биология», БЖД, «Начальная военная подготовка»), ограничивает возможность полноценно использовать образовательный ресурс дисциплин учебного плана, рационально распределить программный материал и время на его освоение, увеличивает риск дублирования теоретических сведений, сужает возможности системного разностороннего формирования метапредметных результатов образования.

3) Чрезмерная перегруженность программ теоретическим материалом. При этом в ряде случаев имеет место нарушение логики в последовательности его прохождения. Усугубляет ситуацию тенденция превратить уроки ФК в рекреационные, реабилитационные и т. п. формы занятий, что резко снижает его специфическую направленность. В этой связи важно уяснить основную функцию урока и то, какое место он занимает как обязательный учебный предмет в системе общего образования. Здесь уместно вспомнить слова, сказанные Президентом РФ В. В. Путиным: «Дети должны стать сильными, дети должны быть здоровыми, любить спорт и иметь возможность им заниматься ». Собственно, этот постулат выступает стержнем дисциплины ФК в школе. Наряду с этим подчеркнем, что методически грамотно организованный урок ФК комплексно решает весь спектр специфических и общепедагогических задач ФВ и включает самую разнообразную активную двигательную деятельность, в т. ч. физкультурно-оздоровительную, оздоровительно-рекреационную, спортивную и т. д.

4) Отдельные позиции, обозначенные в разделах рабочих программ, тематических планах, требованиях к уровню двигательной подготовленности, планируемым результатам обучения, не в полной мере соответствуют возрастным, гендерным и индивидуальным особенностям обучающихся, требуют коррекции в части их формулировки и пригодности для последующего оценивания с учётом специфики учебного предмета. (Например, для уровня ООО в рамках

освоения персонифицированных результатов программы необходимо сформировать: «ответственное отношение обучающихся к учению, готовности и способности их к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; осмысление учащимися значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи и др.») [10]. Подчеркнем, что это в ходе уроков ФК и только по одной позиции!

Столь широкое интерпретирование содержательных основ предмета предполагает достаточно емкий спектр образовательных, познавательных и воспитательных компонентов учебной деятельности, что приводит к вытеснению его специфики на «направленное использование двигательной активности в качестве оптимизирующих воздействий на физическое и психическое состояние, повышение двигательной активности, приобщение к ЗОЖ, укрепление здоровья и т. д.» [12, 13]

5) Тесно сопряжена и логически вытекает из предыдущей проблемы следующая -отсутствие критериальных инструментов и оценочных методик, технологий определения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. На наш взгляд, в стандартах не представлены унифицированные подходы к параметрам и способам определения учебных достижений обучающимися. Примерные программы, в основном, носят рекомендательный характер, без детализации перечня результатов, обязательных к демонстрации учащимися на каждой ступени обучения в опоре на сенситивные этапы онтогенеза и ведущие виды деятельности.

6) В программно-нормативных документах не нашел должного отражения единый унифицированный контролирующе-диагностический инструментарий для оперативной, рубежной, итоговой аттестации по ФК, что снижает возможность перманентного наблюдения за динамикой физического развития, физической подготовленности, усвоения материала каждого обучающегося, с последующей объективизацией полученных данных.

7) Отсутствие обязательной формы аттестации, что на наш взгляд, несколько ослабляет позиции предмета в ряду других дисциплин учебного плана, понижает мотивацию к достижению максимально доступных результатов каждым обучающимся с учётом индивидуальных особенностей, ограничивает возможность демонстрации учебных достижений (знаний, умений, навыков, показателей физической подготовленности и т. д.).

Опираясь на вышесказанное, считаем, что важно по-иному расположить акценты в учебных программах, переосмыслив, прежде всего, те из компонентов, которые выявляют, направляют и создают предпосылки для достижения целевых ориентиров дисциплины

«Физическая культура», принимая во внимание позицию и значимость в системе общего образования.

В этой связи были сформулированы предложения по модификации требований к результатам обучения и содержательного наполнения предмета «Физическая культура» для всех уровней образования (НОО, ООО, СОО):

1) Во ФГОС СОО и ООО дифференцировать и конкретизировать требования к предметным результатам постижения дисциплины «Физическая культура» изолированно от БЖД и «Экология» на базовом уровне. Включить изменения в примерные ООП основного и среднего общего образования, по вопросу вычленения «Физической культуры», как самостоятельной в учебном плане.

2) Опираясь на междисциплинарный подход, с целью качественного решения вопросов образования в области ФК, рационального распределения времени, активного использования знаний, полученных в процессе освоения других предметов, необходимо обеспечить сопряжение теоретического раздела предмета «Физическая культура» с другими образовательными областями и дисциплинами учебного плана. Что предполагает согласовать тематику учебных программ для каждой параллели классов по тем предметам («Окружающий мир», «История», «Физика», «Биология», БЖД), которые, в большей мере, формируют и расширяют осведомленность обучающихся по вопросам физического воспитания и ЗОЖ, способствуют целостному восприятию и пониманию организационных, методических и содержательных основ школьной ФК. На практике обеспечивают преемственность не только между ступенями образования (на вертикальном уровне), но и между предметами (на горизонтальном уровне).

3.1) Не снижая важности формирования знаниевого компонента физической культуры личности обучающихся, целесообразно использовать время, регламентированное ФГОС на инвариантную составляющую учебной программы, для рационально организованной двигательной деятельности обучающихся. Методически грамотно построенный урок обладает значительным образовательным потенциалом. Так, в процессе реализации всего комплекса специфических задач ФВ, учащийся, кроме прочего, приобретает необходимые физкультурные и сопряженные с ними знания. Чрезмерная же теоретизация уроков ФК (что, в настоящее время, часто встречается на практике), снижает не только двигательную активность ребёнка, но и интерес к предмету. При этом важно учитывать, что объём двигательной активности современных школьников, по оценке специалистов, не удовлетворяет естественную потребность в движениях, необходимую для гармоничного развития ребёнка. Ещё более усугубляет ситуацию, тот факт, что для большинства школьников, уроки ФК являются единственной упорядоченной формой физической деятельности, на которых они хотя бы частично восполняют дефицит двигательной активности.

Также проведение уроков ФК в форме аудиторных занятий приводят к тому, что многие теоретические сведения находятся обособленными от практической деятельности, невостребованными ею, заметно ограничивают суммарный недельный объём двигательной активности подрастающего контингента. Было бы наивно полагать, что школьники, вооружившись знаниями, тут же включат занятия физическими упражнениями и спортом в свой повседневный быт. По-нашему мнению, навыки самостоятельных занятий следует формировать в формате домашних заданий, которые педагог должен внести в систему преподавания. В большей мере эффективны наглядные примеры поведения референтной среды ребёнка (члены семьи, учителя, сверстники и т. д.), демонстрирующие на личном примере значимость приобщения к ценностям ФК и ЗОЖ, масштабное освещение в СМИ.

3.2) Приобретение широкого спектра знаний в представленной предметной области вывести за рамки урока, в качестве процесса самообразования. Освоение соответствующих сведений и выполнение домашних заданий должны носить сопряженный характер. Принимая во внимание современный уровень информатизации всех аспектов жизнедеятельности общества и личности, не составляет труда обеспечить высокий уровень осведомлённости (подкрепляющуюся должной степенью мотивации), чего на уроке со значительным числом учащихся, в условиях строго нормированного бюджета времени добиться становится проблематичным. При этом не ограничиваем возможность учащимся продемонстрировать уровень освоения образовательного материала для получения отметки.

4.1) Считаем целесообразным, внести частичные изменения в программы по ступеням образования в отношении использования терминов (приведение их в соответствие с понятийно-терминологическим аппаратом современной теории ФК и педагогики), конкретизации целевых установок и специфических задач учебного предмета на основе научного обоснования и с учётом сенситивных периодов развития ребёнка. В этой связи вспомним жестко критикуемый в последние десятилетия прагматичный подход с акцентом «на двигательную активность, развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний», лежавший в основе советской системы ФВ. Навязанные современными разработчиками усилия в направлении «смещения акцента в физкультурном образовании с физической подготовки в сторону большей интеллектуализации этого процесса, повышения общего уровня образованности занимающихся», как мы можем констатировать, не принес желаемых результатов. Считаем, что возврат к прежним ориентирам, один из возможных вариантов трактования и конкретизации целей и задач ФВ школьников, конечно же, с учётом современной конъюнктуры.

4.2) Для более четкого определения основных функций урока ФК в школе, целевых установок и специфических задач предлагаем конкретизировать в нижеследующей

формулировке основные содержательные линии (пронизывающие все уровни общего образования) учебного предмета: «Физкультурные и сопряженные с ними знания»; «Физкультурно-спортивная деятельность и здоровый образ жизни»; «Физическая подготовка и физическое совершенствование».

Учитывая индивидуальные особенности занимающихся, возрастно-половые характеристики для каждого уровня образования выделить следующие методические линии: НОО - «Школа движений»; ООО - «Основы видов спорта»; СОО - «Физкультурно-спортивное самосовершенствование».

4.2) Уточнить требования к предметным результатам обучения на уровне НОО, ООО, СОО их соответствия возрастным психофизиологическим особенностям, интеллектуальным возможностям, половому диморфизму обучающихся, учитывающих доминантные в том или ином возрасте потребности, которые определяют содержание учебного процесса, а не наоборот. (Например, в разделе «Физкультурно-оздоровительная деятельность» в характеристике деятельности учащихся представлены: «моделировать физические нагрузки на развитие основных физических качеств», «осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнений на развитие физических качеств»; в предметных результатах представлена: «характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряженности, во время занятий по развитию физических качеств», что не в полной мере соответствует возрастным возможностям обучающихся Г-ГУ классов).

Также предлагаем отдельные позиции, по сути, отражающие идентичные требования к личностным и метапредметным результатам сгруппировать с более объёмной формулировкой (Например, в разделе «Личностные результаты» освоения ООП НОО).

В разделе «Предметные результаты» считаем целесообразным, конкретизировать планируемые результаты образовательной деятельности и, по возможности, представить в формате, отвечающем требованию стандарта - «проверяемость».

4.3) При разработке содержания программы для уровня ООО и СОО обеспечить обучающимся, (в разумных пределах), свободу выбора: наиболее привлекательных разновидностей физкультурно-спортивной деятельности и форм двигательной активности; вариантов занятий, режимов их интенсивности, проектируемых результатов, отталкиваясь от уровня осведомленности о своих индивидуальных физических способностях и потенциальных возможностях их совершенствования, тем самым гарантировать дифференциацию образовательных потребностей и интересов обучающихся.

4.4) Для успешного освоения учащимися программных требований наряду с традиционными типами уроков, включить методико-практические занятия, начиная с уровня

ООО. Как правило, на таких уроках в форме непродолжительной (3-5 минут) беседы сообщаются теоретические сведения, конкретизирующие отдельные практико-ориентированные положения, связанные с осваиваемым на них содержанием. Далее учащиеся включаются в творческий процесс практического применения транслируемых им сведений, в ходе которого они закрепляются. Также на этих занятиях ученики совместно с педагогом смогут проектировать персонифицированные задания, разрабатывать проекты, конспекты, контролировать результаты образовательной деятельности и т. п. Это позволит на практике реализовать системно-деятельностный подход, активно использовать современные образовательные технологии, не ограничиваясь только репродуктивными методами обучения; полноценно формировать не только предметные, но и личностные, метапредметные компетенции.

5.1) Учитывая современный тренд государственной политики в области ФКиС, в качестве программно-нормативной основы, отражающей «государственный заказ» учебному предмету «Физическая культура», опираться на ВФСК «Готов к труду и обороне» (2014), пересмотреть и привести в соответствие с предписаниями комплекса для каждой возрастной группы -нормативные основания программы по ФК.

В этой связи необходимо:

- разработать качественно-количественные параметры, демонстрирующие действенность подходов к преподаванию «Физической культуры» для всех уровней образования в опоре на принципы гуманизации и индивидуализации;

- объективизировать методы оценки и планируемые результаты обучения (в т. ч. личностных - самооценка, саморефлексия и т. п.), оптимизации физического развития и двигательной подготовленности обучающихся с учётом возрастных психофизиологических параметров, гендерных особенностей, индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;

- разработать диагностический инструментарий для оценки способностей и мотивации учащихся (на уровне СОО) с целью дальнейшей профессиональной ориентации наиболее способных подготовленных учащихся.

5.2) Одним из факторов мотивации учебной деятельности по ФК является комплексность оценок успеваемости за учебную четверть и за учебный год. Как интегральная характеристик успеваемости, отметка зависит от: уровня освоения учащимся теоретических сведений, двигательных умений и навыков; показателей физической подготовленности; степени активности на уроке и прилежания.

Сопутствующим фактором, способствующим усилению положительной мотивации учащихся, является, по-нашему мнению, отказ от жесткого нормативного подхода к оценке учебных достижений, в соответствии с которым главным критерием отметки является норматив

физической подготовленности. Для этого на уровне НОО и ООО оценку учебных достижений учащихся следует определять по уровню освоения знаний, умений, навыков, способов деятельности и степени активности на занятиях. При этом, оценивая уровень физической подготовленности учащихся, необходимо понимать, что он не всегда является достаточно объективным показателем и единственно верным критерием определения успешности ученика в освоении предмета (Что связано с гетерохронностью развития психофизических качеств, индивидуальными типологическими и конституциональными особенностями детей и т. п.). При этом важно принимать во внимание не абсолютные значения, а показатели относительного прироста результата в сопоставлении с исходным (поощрять больший прирост, чем в среднем по возрастно-половой группе, например, дополнительными баллами). Такой подход позволит частично компенсировать недостаточную предрасположенность отдельных обучающихся к освоению одного из компонентов содержания предмета «Физическая культура» за счёт более высоких результатов освоения других.

Необходимо понимать, что для учителя отметка за физическую подготовленность должна служить лишь ориентиром, позволяющим оценить свою работу и внести при необходимости коррективы в содержание учебного процесса, избираемых методик и образовательных технологий. Для учащегося отметка за физическую подготовленность, своего рода фактор мотивации к дальнейшей физической самоподготовке и самосовершенствованию, установка на формирование адекватной самооценки.

6) Разработать единый, унифицированный, контрольно-измерительный инструментарий для текущей, рубежной, итоговой аттестации, содержащий доступные для применения тесты с перспективой трансформирования фактологического материала в цифровой формат для последующего разбора и осмысления.

7) Внести «Физическую культуру» в реестр дисциплин с обязательной итоговой формой аттестации, например, в форме экзамена (зачёта) в IV, IX и XI классах, чтобы стимулировать обучающихся демонстрировать персональные способности, приобретенные знания и навыки, принимать участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, выполнять нормативы ВФСК ГТО, старшеклассникам профессионально самоопределиться.

Представленные выше позиции предлагаем конкретизировать во ФГОС, программах по ФК и других методических материалах.

Заключение

Резюмируя, отметим, что обозначенные дискуссионные вопросы, в большей мере, являются, на наш взгляд, с одной стороны, результатом авторской интерпретации, разработчиками программ, основных положений образовательных стандартов, их пониманием

роли и задач ФВ в школе, системой приоритетов, определяющих пути и направления совершенствования предмета «Физическая культура».

С другой стороны, выделенные проблемные вопросы являются следствием недооценки во ФГОС «педагогической реальности», иллюзорности целей, чрезмерной широты обозначенных задач, завышенных ожиданий в части планируемых результатов обучения, переоценки возможности реализовать весь комплекс требований в системе общего образования только за счёт реализации базового компонента дисциплины. Решение многих из представленных задач необходимо осуществлять на основе рационально продуманной вариативной части программы, а также в процессе дополнительной внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной, спортивной работы, в форме физического самовоспитания и самосовершенствования, в т. ч. в условиях семейного быта.

В значительной мере подобная ситуация обусловлена также и рядом проблем, связанных с необходимостью укрепления материально-технической базы образовательной организации, усовершенствования информационной среды школы, повышения квалификации и развития кадрового потенциала, увеличения финансирования системы образования, в целом, и общего образования, в частности, и требуют отдельного анализа и осмысления.

Список литературы

1. Ким Т.К. Научные основы физического воспитания в системе «семья-школа»: монография. Москва: МПГУ. 2016: 125-141.

2. Безруких М.М., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования. Ценности и смыслы. 2022; 4(80): 82-98.

3. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года; 5 октября 2022 г. URL: http://constitutionrf.ru/.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http:// минобрнауки .рф//543http:// constitutionrf. ru/

5. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» URL: https://base.garant.ru/12157560/ http://constitutionrf.ru/.

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400. URL: https://base.garant.ru/401425792/

7. Национальный проект образование, утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). URL: https://edu.gov.ru/national-project.

8. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/?ysclid=lv2hbwwv5f178566427.

9. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 08.12.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823c28cffc11772942395c63574 91e784f/?ysclid=lv2hictwkl252495521.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL:

https://docs.edu.gov.ru/#activity=26.

11. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». URL: https://user.gto.ru/user/login (дата обращения: 16.04.2024 г.).

12. Лукьяненко В.П. Методологический коллапс концепции преподавания предмета «Физическая культура». Народное образование. 2021$ 6(1489): 93-109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Пономарев Г.Н. Состояние и тенденции развития физической культуры в системе общего среднего образования. В сборнике: Физическая культура и спорт в системе образования: инновации и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 2023: 15-22.

References

1. Kim T.K. Nauchnye osnovyfizicheskogo vospitaniya vsisteme "semya-shkoa": monografiya [Scientific foundations of physical education in the "family-school" system: monograph]. Moscow: MPSU. 2016: 125-141 [In Russ.].

2. Bezrukikh M.M., Lukyanetz G.N., Makarova L.V. Professional competencies of teachers in the context of digitalization of education. Tsennosti Ismysly. 2022; 4(80): 82-98 [In Russ.].

3. The Constitution of the Russian Federation was adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020; October 5, 2022. URL: http://constitutionrf.ru /.

4. Federal Law "On Education in the Russian Federation". URL: http://минобрнауки .RF//543 http://constitutionrf.ru /.

5. Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation". URL: https://base .garant.ru/12157560 / http://constitutionrf.ru /.

6. The National Security Strategy of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 07/02/2021. URL: https://base .garant.ru/401425792 /.

7. The National Education Project, approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects (Protocol No. 16 dated December 24, 2018). URL: Access mode: https://edu.gov.ru/national-project.

8. Decree of the Russian Federation Government dated November 24, 2020 No. 3081-r On Approval of the Strategy for the Development of Physical culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492 /?ysclid=lv2hbwwv5f178566427.

9. Resolution of the Russian Federation Government dated 12/26/2017 No. 1642 (as amended on 12/28/2023) "On approval of the Russian Federation State Program "Development of Education". Strategic priorities in the implementation of the Russian Federation state program "Development of education" until 2030. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823c28cffc11772942395c63574 91e784f /?ysclid=lv2hictwkl252495521.

10. Federal State Educational Standard. URL: https://docs.edu.gov.ru/#activity=26.

11. All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense". URL: https://user.gto.ru/user/login.

12. Lukyanenko V.P. Methodological collapse of teaching the subject "Physical culture" concept. Narodnoe obrazovanie. 2021; 6(1489): 93-109 [In Russ.].

13. Ponomarev G.N. The state and trends in the development of physical culture in the system of general secondary education. V sbornike: Fizicheskaya kul'tura I sport v sisteme obrazovaniya: innovacii I perspektivy razvitiya. Materialy Vserrosijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [In the collection: Physical culture and sport in the education system: innovations and development prospects. Materials of the All-Russian scientific and practical conference]. St. Petersburg. 2023: 15 -22.

Статья поступила в редакцию: 17.04.2024

Ким Татьяна Константиновна — доктор педагогических наук, доцент, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: kim. tatiana8848@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.