Научная статья на тему 'О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ОЦЕНИВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ОЦЕНИВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL EDUCATION / ASSESSMENT / PHYSICAL CULTURE OF A PERSON / COMPONENTS OF PHYSICAL CULTURE / INDEPENDENT PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Баянкин Олег Васильевич, Валынкин Роман Олегович

В статье предлагается анализ наиболее рациональных подходов к оцениванию физической культуры обучающихся с точки зрения требований к содержанию и целевым установкам предметной области «Физическая культура», регламентированных нормативными актами в области образования. На основе анализа литературы, а также собственного практического опыта предлагается вариант комплексного всестороннего подхода к определению уровня физической культуры обучающихся, включающих следующие компоненты: теоретические знания в области физической культуры и здорового образа жизни, уровень владения двигательными умениями и навыками, состояние физической и функциональной подготовленности, способность самостоятельно организовывать физкультурно-оздоровительную деятельность, уровень потребности в ценностях физической культуры; уровень здоровья; заболеваемость; прилежание. Взяв за основу результаты исследований специалистов по апробации программ мониторинга и системы оценивания качества физического воспитания, а также результатов освоения обучающимися дисциплины «Физическая культура», авторами статьи определен перечень предшествующих оцениванию уровня физической культуры обучающихся мероприятий, игнорирование которых не позволит качественно подойти к решению данной проблемы. В качестве выводов авторы приводят положительные стороны всестороннего комплексного подхода к оцениванию физической культуры личности, заключающейся в решении одной из важнейших задач физического воспитания - повышение у обучающихся потребности в самостоятельной физкультурной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шеенко Евгений Иванович, Баянкин Олег Васильевич, Валынкин Роман Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON A COMPREHENSIVE APPROACH TO ASSESSING THE PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS

The article offers an analysis of the most rational approaches to assessing the physical culture of students from the point of view of the requirements for the content and target settings of the subject area "Physical culture", regulated by normative acts in the field of education. Based on the analysis of the literature, as well as our own practical experience, a variant of an integrated comprehensive approach to determining the level of physical culture of students is proposed, including the following components: theoretical knowledge in the field of physical culture and a healthy lifestyle, the level of possession of motor skills and abilities, the state of physical and functional readiness, the ability to independently organize physical culture and health-improving activities, the level of need for the values of physical culture; health level; morbidity; diligence. Taking as a basis the results of the research of specialists on the approbation of monitoring programs and the system for assessing the quality of physical education, as well as the results of mastering the discipline "Physical culture" by the students, the authors of the article have identified a list of activities preceding the assessment of the level of physical culture of students, ignoring which will not allow a qualitative approach to solving this problem. As conclusions, the authors cite the positive aspects of a comprehensive integrated approach to assessing the physical culture of a person, which consists in solving one of the most important tasks of physical education - increasing the students' need for independent physical activity.

Текст научной работы на тему «О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ОЦЕНИВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Педагогика

УДК 796.011.3:371.263

кандидат педагогических наук Шеенко Евгений Иванович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Баянкин Олег Васильевич Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); преподаватель Валынкин Роман Олегович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» (г. Барнаул)

О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ОЦЕНИВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье предлагается анализ наиболее рациональных подходов к оцениванию физической культуры обучающихся с точки зрения требований к содержанию и целевым установкам предметной области «Физическая культура», регламентированных нормативными актами в области образования. На основе анализа литературы, а также собственного практического опыта предлагается вариант комплексного всестороннего подхода к определению уровня физической культуры обучающихся, включающих следующие компоненты: теоретические знания в области физической культуры и здорового образа жизни, уровень владения двигательными умениями и навыками, состояние физической и функциональной подготовленности, способность самостоятельно организовывать физкультурно-оздоровительную деятельность, уровень потребности в ценностях физической культуры; уровень здоровья; заболеваемость; прилежание. Взяв за основу результаты исследований специалистов по апробации программ мониторинга и системы оценивания качества физического воспитания, а также результатов освоения обучающимися дисциплины «Физическая культура», авторами статьи определен перечень предшествующих оцениванию уровня физической культуры обучающихся мероприятий, игнорирование которых не позволит качественно подойти к решению данной проблемы. В качестве выводов авторы приводят положительные стороны всестороннего комплексного подхода к оцениванию физической культуры личности, заключающейся в решении одной из важнейших задач физического воспитания - повышение у обучающихся потребности в самостоятельной физкультурной активности.

Ключевые слова: физическое воспитание, оценивание, физическая культура личности, компоненты физической культуры, самостоятельная физкультурная активность.

Annotation. The article offers an analysis of the most rational approaches to assessing the physical culture of students from the point of view of the requirements for the content and target settings of the subject area "Physical culture", regulated by normative acts in the field of education. Based on the analysis of the literature, as well as our own practical experience, a variant of an integrated comprehensive approach to determining the level of physical culture of students is proposed, including the following components: theoretical knowledge in the field of physical culture and a healthy lifestyle, the level of possession of motor skills and abilities, the state of physical and functional readiness, the ability to independently organize physical culture and health-improving activities, the level of need for the values of physical culture; health level; morbidity; diligence. Taking as a basis the results of the research of specialists on the approbation of monitoring programs and the system for assessing the quality of physical education, as well as the results of mastering the discipline "Physical culture" by the students, the authors of the article have identified a list of activities preceding the assessment of the level of physical culture of students, ignoring which will not allow a qualitative approach to solving this problem. As conclusions, the authors cite the positive aspects of a comprehensive integrated approach to assessing the physical culture of a person, which consists in solving one of the most important tasks of physical education - increasing the students' need for independent physical activity.

Keywords: physical education, assessment, physical culture of a person, components of physical culture, independent physical activity.

Введение. В условиях появления новых нормативных актов, регламентирующих физическое воспитание обучающихся в условиях образовательных организаций (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», Приказ Минобрнауки РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ, РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», ФГОС по уровням образования, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» и др.) данный процесс, затрагивающий физическую сторону формирования будущего гражданина нашего государства немыслим без разработок и дальнейших апробаций инновационных педагогических практик, подходов, технологий, методик и пр. Вместе с тем, динамика результатов физкультурной деятельности обучающихся вне зависимости от принадлежности к типу и виду образовательной организации является далекой от должных норм, отмеченных в вышеназванных документах. На это указывают как результаты многочисленных исследований специалистов, так и результаты ежегодной диспансеризации обучающихся, систематического педагогического контроля за уровнем физической культуры школьников, студентов и других граждан. Одной из причин недостаточного качества в осуществлении физического воспитания населения в условиях образовательных организаций - отсутствие должного контроля за уровнем физической культуры обучающихся, а также отсутствия единого подхода к оценке, а также неодинаковая трактовка специалистами собственно содержания оценки деятельности обучающихся по дисциплине «Физическая культура».

Изложение основного материала статьи. Анализ литературы по проблеме исследования позволяет констатировать, что одной из причин снижения качества физического воспитания обучающихся видится в однобокости оценивания результатов данного процесса. Так, по наблюдениям Е.Г. Пышнограй, Ю.В. Луконина (2007), Е.Д. Грязевой с соавт. (2013), Р.А. Гумерова (2015), А.Я. Журкиной (2017), Б.Г. Толистинова (2018), однобокость в оценивании физической воспитанности обучающихся заключается в

увлечении педагогами оценивания уровня развития двигательных способностей, а в ссузах и вузах в оцениваемые компоненты добавляется и довольно спорный показатель, как посещаемость академических занятий [1, 2, 3, 7, 91.

Например, требования ФГОС общего образования раскрывают предметную область физической культуры, которая обеспечивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области [61. Подобную многогранность требований к предметной области «Физическая культура» можно наблюдать в требованиях всех образовательных стандартов: СПО, ВО и др. Широкий спектр обозначенных требований ФГОС отчетливо дает представление о том, что одной физической подготовленностью и тем более - посещаемостью, недопустимо оценивать качество физического воспитания.

Не только ФГОС раскрывает требования к содержанию физической культуры. Так, Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» понятие «физическая культура» определяется, как «совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [101.

Исходя из требований образовательного стандарта, трактовки Федеральным законом понятия, а также опыта таких специалистов, как Б.Г. Толистинов, Е.И. Шеенко (2020), мнение которых мы полностью разделяем, оценивание физической культуры личности обучающихся должно включать изучение следующих компонентов:

- теоретические знания в области физической культуры и здорового образа жизни,

- уровень владения двигательными умениями и навыками по всем разделам программы,

- состояние физической и функциональной подготовленности,

- способность самостоятельно организовывать физкультурно-оздоровительную деятельность,

- уровень потребности в ценностях физической культуры,

- уровень здоровья по методике Г.Л. Апанасенко [8].

Очевидно, что все перечисленные компоненты должны подвергаться мониторингу, который, в свою очередь, должен:

- носить систематический характер,

- быть открытым для участников образовательного процесса,

- подвергаться рефлексии,

- стать руководством к совершенствованию собственно физического воспитания в образовательной организации.

Ко всему прочему, Ю.В. Луконин, В.О. Апаликов, О.В. Апаликов (2012) предлагают включать в оценивание физической культуры личности добросовестное отношение и старание, проявляемые обучающимися непосредственно на урочных занятиях по физической культуре [4]. Ученый руководствуется рекомендациями Министерством образования РФ (2003), где дополнительными критериями, включаемыми в оценивание и аттестацию обучающихся по физическому воспитанию с целью мотивации самостоятельной физкультурной активности, должны стать динамика всех показателей и прилежание. Действительно, согласно данному Письму Минобра РФ от 31 октября 2003 года «... итоговая отметка по физической культуре <. .> выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания» [5]. Вследствие этого, пытаясь всесторонне подойти к оцениванию физической культуры обучающихся, а вместе с тем и к мониторингу качества физического воспитания в целом, нами «прилежание» включается, как один из основных оценочных компонентов. Необходимость учета результатов динамики по всем перечисленным компонентам мы связываем с его мотивирующей функцией. За положительную динамику не лишним будет повысить рейтинг обучающегося, а за отрицательную динамику можно и понизить его итоговую оценку.

Очевидно, что всесторонний подход к оцениванию физической культуры обучающихся требует совершенного иного подхода, как к планированию и организации мониторинга, так и подготовительных мероприятий к нему. К подготовительным мероприятиям осуществления мониторинга стоит отнести следующие составляющие:

- пропедевтическое тестирование обучающихся по каждому компоненту физической культуры личности;

- на основе результатов тестирования разработка критериев оценки по каждому компоненту по методу сигмальных отклонений;

- формирование банка оценочных данных мониторинга физической культуры обучающихся с учетом действующей в образовательной организации оценочной шкалы (5-, 25-, 100- и более баллов);

- разработка автоматизированной системы оценивания физической культуры обучающихся, позволяющей не только автоматически обрабатывать в режиме online информацию, но и визуализировать результаты мониторинга в виде диаграмм как по каждому занимающемуся, так и по учебной группе (образовательной организации) в целом.

Многолетний опыт в организации мониторинга физической культуры студентов вузов позволил подойти Б.Г. Толистинову, Е.И. Шеенко (2020) к совершенствованию данного способа контроля, путем разработки компьютерной программы мониторинга [8]. В основу оценочной шкалы предложенной программы авторами была положена 100-балльная система оценки по каждому компоненту физической культуры обучающихся. Преимущество данной «компьютерной программы мониторинга физического воспитания для студентов вузов» в том, что, во-первых, она имеет свой сайт (https://monitoringfk.ru/); во-вторых, при работе с программой обучающийся может самостоятельно определить свой уровень физической культуры. Данная возможность позволяет воздействовать на проявление самостоятельной физкультурной активности со стороны студентов вуза.

Приведем алгоритм функционирования компьютерной программы Б.Г. Толистинова, Е.И. Шеенко (2020), схематично представленный на рисунке 1.

Рисунок 1. Алгоритм причинно-следственных связей и функционирования компьютерной

программы

Как отмечают авторы, «визуализация физической воспитанности позволяет констатировать динамику результатов всех критериев личной физической культуры студентов и на основе этого сделать соответствующие выводы по коррекции физического воспитания студентов» (рис. 2) [8].

Рисунок 2. Скриншот страницы визуальной демонстрации уровня физической воспитанности

студента

Как уже было отмечено выше, нами полностью разделяется данная точка зрения, как по преимуществу автоматизированного подхода к оцениванию в отличие от классического подхода, так и в перечне оцениваемых компонентов физической культуры личности за одним лишь исключением - необходимости ввести в оценивание обучающихся компонентов «Прилежание» и «Заболеваемость».

На лепестковой диаграмме (рис. 3) приведен пример оценивания физической культуры обучающегося в динамике за один учебный год.

Физическая

подготовленность

•сентяорь

мал

Уровень потребности в ценностях физической культуры

Рисунок 3. Динамика физической культуры обучающегося N

Как видно, на начало учебного года (сентябрь) уровень физической культуры обучающегося соответствует средним показателям (Исентябрь = 51,37 баллов) за некоторыми исключениями («Теоретические знания», «Прилежание», «Двигательные умения и навыки» и «Заболеваемость»). К концу учебного года обучающийся N улучшил уровень физической культуры достаточно уверенно по всем восьми компонентам, что позволяет нам повысить конечный рейтинг (Имай = 66,75 баллов) обучающегося за положительную динамику на то количество баллов, которое оговорено положением образовательной организации о мониторинге физической культуры обучающихся. В нашей организации, например, эта надбавка варьируется от 3 до 7 баллов, что не так уж и мало.

Итак, отличие данных подходов в определении уровня физической культуры обучающихся от других подходов к оцениванию и педагогического мониторинга в целом, заключается в присутствии наглядности, как табличной, так и графической - в форме лепестковых диаграмм, отражающих динамику по всем указанным выше компонентам, как на отдельно взятого обучающегося, так и на учебную группу или даже образовательную организацию, в целом. Визуализация результатов мониторинга позволит быстро проанализировать результаты физического воспитания, на основе чего будут внесены коррективы и приняты соответствующие меры по улучшению качества физического воспитания в образовательной организации.

Выводы:

1. С целью унификации требований к оцениванию физической культуры обучающихся необходимо комплексно подойти к данному процессу, а именно, включить в систему мониторинга следующие компоненты физической культуры личности: теоретические знания в области физической культуры и здорового образа жизни, уровень владения двигательными умениями и навыками по всем разделам программы, состояние физической и функциональной подготовленности, способность самостоятельно организовывать физкультурно-оздоровительную деятельность, уровень потребности в ценностях физической культуры; уровень здоровья по методике Г.Л. Апанасенко; заболеваемость; прилежание.

2. Разработка автоматизированной программы по обработке результатов мониторинга позволит не только автоматически обрабатывать информацию в режиме online, но и визуализировать результаты оценивания в виде диаграмм как по каждому занимающемуся, так и по учебной группе в целом.

3. Комплексный автоматизированный подход к оцениванию уровня физической культуры обучающихся будет способствовать систематизации и обогащению знаний студентов по изучаемой дисциплине, воспитанию организованности, дисциплинированности и самостоятельности в использовании огромного арсенала средств физической культуры, а также повышению потребности в самостоятельной физкультурной активности.

Литература:

1. Грязева, Е.Д. Оценка качества физического развития и актуальные задачи физического воспитания студентов: монография / Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, О.Ю. Кузнецов, Г.С. Петрова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 168 с.

2. Гумеров, Р.А. К вопросу о новом содержании деятельности преподавателя физической культуры / Р.А. Гумеров // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №1(45), 2015. - С. 159-166 [Электронный ресурс|. URL: file:///C:/Users/Пользователь/Downloads/k-voprosu-o-novom-soderzhanii-deyatelnosti-prepodavatelya-fizicheskoy-kultury.pdf (дата обращения: 20.10.2020)

3. Журкина, А.Я. Оценка учебных достижений физкультурного образования школьников в рамках реализации ФГОС / А.Я. Журкина // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2017. -№3. - С. 112-119.

4. Луконин, Ю.В. Потребности в основных ценностях физической культуры и здорового образа жизни у студентов и старших школьников / Ю.В. Луконин, В.О. Апаликов, О.В. Апаликов // В книге: Гарантии качества профессионального образования. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Сёмкин Б.В., Веригин Ю.А., Щербаков Н.П., Свит Т.Ф., Фурсов И.Д., Киркинский А.С., Белоусов Н.А., Фёдоровых С. А. - 2012. - С. 79-82.

5. Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой / Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 года №13-51-263/123.

6. Приказ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: füe:///C:/Users/Пользователь/Downloads/fgos_ш_osnov.pdf%20(2).pdf (дата обращения: 20.10.2020)

7. Пышнограй, Е.Г. Дневник как средство активизации самостоятельной деятельности и формирования устойчивой потребности в физической культуре / Е.Г. Пышнограй, Ю.В. Луконин // В книге: Качество образования: системы, технологии, инновации; материалы Международной научно-практической конференции. - 2007. - С. 253-256.

8. Толистинов, Б.Г. Компьютерная программа мониторинга физического воспитания для студентов вузов / Б.Г. Толистинов, Е.И. Шеенко // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://mlr-naukl.com/PDF/64PDMN220.pdf (дата обращения: 20.10.2020)

9. Толистинов, Б.Г. Технология формирования у студентов специальных медицинских групп потребности в самостоятельной физкультурной активности на основе страха за собственное здоровье / Б.Г. Толистинов // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма / Под общ. ред.

B.А. Аикина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, соискателей и студентов (13-14 декабря 2017 г., г. Омск). - Омск: Изд-во СибГУФК, 2018. -

C. 93-96.

10. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2020).

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Шергина Туйаара Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Попов Максим Мирославович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы творческого развития учеников в современной школе. Внимание акцентируется на то, что творческое развитие школьника может быть более продуктивным, если использовать на уроках по изучению литературы различные средства театрального искусства. Для эффективного проведения уроков литературы разработана методическая модель творческого воспитания школьников средствами театрального искусства в процессе изучения литературы.

Ключевые слова: творческое развитие, театральное искусство, литература, инсценировка, методическая модель.

Annotation. The article deals with the problems of creative development of students in a modern school. Attention is focused on the fact that the creative development of a student can be more productive if you use various means of theatrical art in literature lessons. For the effective conduct of literature lessons, a methodological model of creative education of schoolchildren by means of theatrical art in the process of studying Literature has been developed.

Keywords: creative development, theater arts, literature, staging, methodical model.

Введение. Одна из важнейших задач в современной школе, в учебном процессе, на каждом уроке - это творческое развитие учащихся. Огромное влияние на него оказывают внешние факторы, такие как телевидение, Интернет. Однако театральное искусство в школе сегодня является одной из главнейших и приоритетных направленностей в ходе развития эстетических качеств школьника посредством изучения драматургии.

Следует отметить, что проблемы творческого развития школьников с каждым годом возрастают. Это обусловлено тем, что в нынешнем обществе существует ряд проблем, таких как бездуховность личности, изменения в понимании общечеловеческих и национальных ценностей, низкое общекультурное развитие. Следовательно, творческое воспитание на данном этапе является важным фактором духовного, эмоционально-нравственного, художественного развития учащихся, что связано с необходимостью формирования у молодежи творческого отношения к действительности, к миру, к людям.

Изложение основного материала статьи. Проблемы общекультурного развития школьников нашли отражение в исследованиях ученых-педагогов (Ю.К. Бабанский, В.М. Букатов, В.С. Ильин, И.Я. Лернер, А.С. Макаренко, Н.С. Миропольский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий), ученых-методистов (Т.С. Зепалова, Е.А. Исаева, Ж.В. Исаева, Л.Ф. Мирошниченко, Т.Б. Недайнова). В этих исследованиях особое внимание уделяется проблеме творческого развития личности, эмоций и чувств детей, формированию творческого восприятия искусства и литературы.

Вопрос об общекультурном развитии учащихся, несмотря на значительную исследованность, по-прежнему является открытым и требует углубленного изучения и рассмотрения. Целью данной статьи является анализ методических и педагогических трудов, а также составление методической модели творческого воспитания школьников средствами театрального искусства в процессе изучения драмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.