Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЛИТЕРАТУРА / ИНСЦЕНИРОВКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / CREATIVE DEVELOPMENT / THEATER ARTS / LITERATURE / STAGING / METHODICAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шергина Туйаара Алексеевна, Попов Максим Мирославович

В статье рассматриваются проблемы творческого развития учеников в современной школе. Внимание акцентируется на то, что творческое развитие школьника может быть более продуктивным, если использовать на уроках по изучению литературы различные средства театрального искусства. Для эффективного проведения уроков литературы разработана методическая модель творческого воспитания школьников средствами театрального искусства в процессе изучения литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шергина Туйаара Алексеевна, Попов Максим Мирославович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRICALIZATION IN LITERATURE LESSONS AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article deals with the problems of creative development of students in a modern school. Attention is focused on the fact that the creative development of a student can be more productive if you use various means of theatrical art in literature lessons. For the effective conduct of literature lessons, a methodological model of creative education of schoolchildren by means of theatrical art in the process of studying Literature has been developed.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

4. Луконин, Ю.В. Потребности в основных ценностях физической культуры и здорового образа жизни у студентов и старших школьников / Ю.В. Луконин, В.О. Апаликов, О.В. Апаликов // В книге: Гарантии качества профессионального образования. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Сёмкин Б.В., Веригин Ю.А., Щербаков Н.П., Свит Т.Ф., Фурсов И.Д., Киркинский А.С., Белоусов Н.А., Фёдоровых С. А. - 2012. - С. 79-82.

5. Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой / Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 года №13-51-263/123.

6. Приказ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: füe:///C:/Users/Пользователь/Downloads/fgos_ш_osnov.pdf%20(2).pdf (дата обращения: 20.10.2020)

7. Пышнограй, Е.Г. Дневник как средство активизации самостоятельной деятельности и формирования устойчивой потребности в физической культуре / Е.Г. Пышнограй, Ю.В. Луконин // В книге: Качество образования: системы, технологии, инновации; материалы Международной научно-практической конференции. - 2007. - С. 253-256.

8. Толистинов, Б.Г. Компьютерная программа мониторинга физического воспитания для студентов вузов / Б.Г. Толистинов, Е.И. Шеенко // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://mlr-naukl.com/PDF/64PDMN220.pdf (дата обращения: 20.10.2020)

9. Толистинов, Б.Г. Технология формирования у студентов специальных медицинских групп потребности в самостоятельной физкультурной активности на основе страха за собственное здоровье / Б.Г. Толистинов // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма / Под общ. ред.

B.А. Аикина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, соискателей и студентов (13-14 декабря 2017 г., г. Омск). - Омск: Изд-во СибГУФК, 2018. -

C. 93-96.

10. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2020).

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Шергина Туйаара Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Попов Максим Мирославович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы творческого развития учеников в современной школе. Внимание акцентируется на то, что творческое развитие школьника может быть более продуктивным, если использовать на уроках по изучению литературы различные средства театрального искусства. Для эффективного проведения уроков литературы разработана методическая модель творческого воспитания школьников средствами театрального искусства в процессе изучения литературы.

Ключевые слова: творческое развитие, театральное искусство, литература, инсценировка, методическая модель.

Annotation. The article deals with the problems of creative development of students in a modern school. Attention is focused on the fact that the creative development of a student can be more productive if you use various means of theatrical art in literature lessons. For the effective conduct of literature lessons, a methodological model of creative education of schoolchildren by means of theatrical art in the process of studying Literature has been developed.

Keywords: creative development, theater arts, literature, staging, methodical model.

Введение. Одна из важнейших задач в современной школе, в учебном процессе, на каждом уроке - это творческое развитие учащихся. Огромное влияние на него оказывают внешние факторы, такие как телевидение, Интернет. Однако театральное искусство в школе сегодня является одной из главнейших и приоритетных направленностей в ходе развития эстетических качеств школьника посредством изучения драматургии.

Следует отметить, что проблемы творческого развития школьников с каждым годом возрастают. Это обусловлено тем, что в нынешнем обществе существует ряд проблем, таких как бездуховность личности, изменения в понимании общечеловеческих и национальных ценностей, низкое общекультурное развитие. Следовательно, творческое воспитание на данном этапе является важным фактором духовного, эмоционально-нравственного, художественного развития учащихся, что связано с необходимостью формирования у молодежи творческого отношения к действительности, к миру, к людям.

Изложение основного материала статьи. Проблемы общекультурного развития школьников нашли отражение в исследованиях ученых-педагогов (Ю.К. Бабанский, В.М. Букатов, В.С. Ильин, И.Я. Лернер, А.С. Макаренко, Н.С. Миропольский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий), ученых-методистов (Т.С. Зепалова, Е.А. Исаева, Ж.В. Исаева, Л.Ф. Мирошниченко, Т.Б. Недайнова). В этих исследованиях особое внимание уделяется проблеме творческого развития личности, эмоций и чувств детей, формированию творческого восприятия искусства и литературы.

Вопрос об общекультурном развитии учащихся, несмотря на значительную исследованность, по-прежнему является открытым и требует углубленного изучения и рассмотрения. Целью данной статьи является анализ методических и педагогических трудов, а также составление методической модели творческого воспитания школьников средствами театрального искусства в процессе изучения драмы.

Современное преподавание литературы несколько отличается от опыта преподавания прошлых лет. Творческое воспитание - это одна из главных целей учителя литературы. Основную роль в осуществлении целенаправленного общекультурного и художественного воздействия на личность учащегося сегодня играет искусство, в том числе, и искусство театра. В школе на сегодняшней день значительное внимание уделяется театрально-творческому развитию учащихся. Особое значение в этом процессе имеют уроки литературы.

Ключевым понятием в педагогике сегодня по-прежнему является принцип культуросообразности, то есть идея о максимальном использовании образования и воспитания. Данный принцип отвечает целям и тенденции человечества в целом к единому сообществу, а воспитание духовности и нравственности в таком случае играет роль очевидной причины развития целостности и единства между людьми на планете. Рассматривая проблему общей педагогичности и нравственности, мы можем сделать вывод, что увеличивается значимость педагогической науки в разработке моделей воспитания и развития личности, которые помогают современному школьнику отождествлять себя с другими детьми, людьми, с окружающим миром в целом, с миром культуры. Еще Ю.М. Лотман считал, что развитие современной науки и техники требует не «запрограммированного» человека, а человека-творца. Верным последствием научно-технической революции для школы будет рост удельного веса индивидуальной работы с учеником. А это потребует от учителя высокой гуманитарной культуры [2, с. 5].

«Явная зависимость театральных знаний и интересов учащихся от школы обязывает нас с большим вниманием отнестись к этой области культуры, и особая ответственность здесь ложиться на учителя-словесника» [1, с. 36]. В науке разграничиваются такие понятия, как инсценировка, постановка спектакля и театрализация. Каждое из этих понятий может быть использовано на уроках литературы в зависимости от поставленных задач, сложности произведения и других значимых факторов.

Обращаясь к труду Бориса Михайловича Неменского «Познание искусством», мы видим, что известный художник и в то же время талантливый педагог Борис Михайлович определяет путь школьника от своего «Я» к другим людям, к природе, к миру [3, с. 79]. Эволюция ученика от познания собственного «Я» до восприятия человечества как части вселенной и космоса описана Б.М. Неменским.

В этой программе художественного воспитания. Благодаря ей появляется перспектива успешного вступления школьников в многогранный мир человеческой культуры, дает возможность им исследовать и постигать культурное наследие прошлого и настоящего.

Таким образом, употребление разных видов современного искусства, искусства театра в частности, является одним из условий творческого образования школьников. При изучении драматического произведения в средней школе требуется система бесед, в ходе которой ученики получают сведения о театре, драматургии, эстетике. Одной из эффективных форм изучения детьми основ театрального искусства является подготовка инсценирования в процессе изучения драматических произведений. В процессе чтения пьесы учащимся необходимо представлять себе отдельные мизансцены, героев пьесы, характеризовать авторскую позицию и т.д. В свою очередь в старшей школе учащиеся исследуют жизнь и творческий путь писателей-драматургов, которые в течение всей своей жизни были теснейшим образом связаны с театром, с миром актеров, критиков. Кроме того, учащиеся практикуются в написании рецензирования спектаклей, театральных постановок. Такие задания направлены на формирование умений и навыков устной и письменной речи. Особое внимание уделяется работе с театром в подростковом возрасте. В этом возрасте школьник уже приобрел определенный опыт в эмоциональном и эстетическом плане, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира [3, с. 82-87]. Цель педагога заключается в направлении школьника, задача педагога заключается в том, чтобы дать основы теории драмы, сформировать эстетический вкус, потребность, способствовать эстетическому развитию личности ученика, используя средства театрального искусства.

Анализ научно-теоретической литературы, методических исследований и практического опыта работы учителей-словесников стал основой для разработки методической модели использования средств театра в процессе изучения драматического произведения, которая представлена ниже (Рисунок 1).

Данная модель творческого развития школьников включает в себя четыре этапа изучения драматических произведений с использованием элементов искусства театра. Первый этап включает в себя первичное чтение, восприятие и анализ драматического произведения.

На данном этапе в методической модели стоит личность ученика, его «Я». Для урока литературы это «Я» выражено в том, чтобы каждое произведение приобрело для ученика личностный смысл и ценность. Далее необходимо организовать чтение и восприятие текста драмы, когда ученик должен не просто прочитать, а почувствовать героев пьесы, авторскую позицию, проблематику. Для лучшего восприятия и понимания драматического текста большое значение имеет осмысление таких литературоведческих понятий, как композиция и сюжет произведения, драматический конфликт, фабула, система образов (главных и второстепенных), особенности выразительности (речевая характеристика, монолог, диалог, подтекст). В процессе чтения и анализа содержания системы образов необходимо разработать систему вопросов и заданий, позволяющую представить героев пьесы на сцене и возможности режиссерского воплощения фабулы и драматического конфликта произведения.

Подготовительный этап:

Выбор ключевых явлений, сцсн для театральной постановки;

Вг.гбор актеров, костюмов, освещения, музыкального оформления, бутафории, декораций:

Составление сценария;

Репетиции.

Рисунок 1. Методическая модель использования средств театра в процессе изучения драматического произведения

На втором этапе идет подготовка к театрализации на основе знаний, умений и навыков, полученных при анализе драмы. Проводится выбор ключевых явлений, сцен для театральной постановки. В сильном классе можно предложить детям самостоятельно выбрать сцены или явления для театральной постановки, в слабом -учитель намечает, что необходимо выбрать для театрализации. Далее необходимо выбрать актерский состав, подобрать костюмы, освещение, бутафорию, музыкальное оформление, декорации. На этой стадии важно,

чтобы дети проявляли свои творческие способности, давали волю фантазии. После этого составляется сценарий, он может отходить от основного текста, но главная идея должна быть сохранена. Следует отметить, что театрализация способствует анализу произведения, а не наоборот.

На третьем этапе осуществляется непосредственно театральная постановка. Учащиеся выступают в роли актеров, которые являются персонажами драмы. С помощью декорации, музыки, бутафории передается атмосфера эпохи, страны, дома, в котором происходят события. Ученикам необходимо сжиться со своей ролью, преобразиться не только внешне, но и внутренне, что возможно лишь при условии глубокого проникновения в текст самого произведения, понимании характера персонажа, его взаимоотношений с другими персонажами и, конечно, отношения к нему драматурга.

На четвертом этапе необходимо обеспечить интеграцию драматического и театрального образов и создать собственный драматический образ. На данной стадии учащиеся делают анализ увиденной театрализации, ученики-зрители задают вопросы ученикам-актерам, высказывают свое мнение о театральной постановке, оценивают актерскую игру. Далее ученики сопоставляют драматические и театральные образы: персонаж и его воплощение на сцене; авторскую позицию и ее выражение средствами театра; писателя как автора пьесы и режиссера как автора спектакля (общее и различия); роль детали в пьесе и в театральной интерпретации; речевую характеристику героя драмы и спектакля.

На завершающем этапе, когда подводятся итоги работы учителя и учащихся, результаты деятельности по изучению драмы и осмыслению ее театральной интерпретации, можно представить в такой формуле: («Я» читателя и «Я» зрителя) + (драматическое произведение и театральное произведение) = творческое развитие «Я» (ученика).

Отличительной чертой творческого развития с помощью средств театрализации является сопереживание, сотрудничество и сотворчество учащихся и учителя, учащихся и драматурга, учащихся и героев драмы. В конечном итоге ученики имеют возможность выразить свои чувства и эмоции в театрализации, где каждый становится участником театрального действа или его зрителем, или критиком. В этой работе участвует весь класс: школьники сами выбирают для инсценирования ключевые сцены, явления, обсуждают сценарий, оценивают возможности каждого одноклассника в создании театрального образа. Во время выбора и отбора главного, при утверждении того или иного эпизода, который в последствии будет инсценирован, определяются и устраняются те или иные условия, которые могут сделать инсценировку трудной или даже невозможной. Дальше берутся во внимание отдельные случаи, когда возможно отступление от текста-оригинала и характер этих отступлений. В процессе изучения драмы с использованием средств театра учащиеся непроизвольно соприкасаются со всеми или многими видами искусства: литературой (драматическое произведение), живописью (декорации), декоративно-прикладным искусством (бутафория; реквизиты; сделанные собственными руками, костюмы), музыкой (музыкальное оформление).

Выводы. Расширение и углубление театрализованных приемов на уроках литературы ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с анализом художественного произведения. Театрализация рассматривается нами как путь интерпретации художественного текста сценически. Процесс использования театрализации на уроках литературы основывается на читательском и зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром. Любая пьеса, поставленная при использовании разработанной нами методической модели творческого развития школьников средствами театрального искусства в процессе изучения драмы, обеспечивает в определенной степени не только литературное, но и общекультурное воспитание современных школьников.

Литература:

1. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова): учеб. пособие для вузов / В.П. Зинченко. -М.: Гардарики, 2019. - 431 с.

2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю.М. Лотман. - М.: Просвещение, 1988. - 348 с.

3. Неменский Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский; Ун-т Рос. акад. образования. - М.: Изд-во УРАО, 2020. - 186 с.

Педагогика

УДК 378.014.24(470.1/.2+48) соискатель Шестова Юлия Октаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

КРАТКОСРОЧНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ «БРИДЖ: РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТРУДОУСТРОЙСТВА В БАРЕНЦ-РЕГИОНЕ»)

Аннотация. В статье представлен анализ программы краткосрочной международной академической мобильности «БРИДЖ: развитие возможностей трудоустройства в Баренц-регионе» с точки зрения проектного подхода. Приводятся качества инновационных проектов, присущие программам академической мобильности.

Ключевые слова: международная академическая мобильность, интернационализация, программа краткосрочной академической мобильности, инновационный проект, межкультурная компетенция.

Annotation. The article gives an overview of the short-term international academic mobility program "BRIDGE: Barents region initiative for developing growth and employability" from the project approach point of view. It covers qualities of innovative projects characteristic of academic mobility programs.

Keywords: international academic mobility, internationalization, short-term mobility program, innovative project, intercultural competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.