Научная статья на тему 'КРАТКОСРОЧНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ «БРИДЖ: РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТРУДОУСТРОЙСТВА В БАРЕНЦ-РЕГИОНЕ»)'

КРАТКОСРОЧНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ «БРИДЖ: РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТРУДОУСТРОЙСТВА В БАРЕНЦ-РЕГИОНЕ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОГРАММА КРАТКОСРОЧНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INTERNATIONAL ACADEMIC MOBILITY / INTERNATIONALIZATION / SHORT-TERM MOBILITY PROGRAM / INNOVATIVE PROJECT / INTERCULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестова Юлия Октаевна

В статье представлен анализ программы краткосрочной международной академической мобильности «БРИДЖ: развитие возможностей трудоустройства в Баренц-регионе» с точки зрения проектного подхода. Приводятся качества инновационных проектов, присущие программам академической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHORT-TERM INTERNATIONAL ACADEMIC MOBILITY AS AN INNOVATIVE PROJECT (USING THE EXAMPLE OF THE INTERNATIONAL PROGRAM "BRIDGE: DEVELOPING EMPLOYMENT OPPORTUNITIES IN THE BARENTS REGION")

The article gives an overview of the short-term international academic mobility program “BRIDGE: Barents region initiative for developing growth and employability” from the project approach point of view. It covers qualities of innovative projects characteristic of academic mobility programs.

Текст научной работы на тему «КРАТКОСРОЧНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ «БРИДЖ: РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТРУДОУСТРОЙСТВА В БАРЕНЦ-РЕГИОНЕ»)»

чтобы дети проявляли свои творческие способности, давали волю фантазии. После этого составляется сценарий, он может отходить от основного текста, но главная идея должна быть сохранена. Следует отметить, что театрализация способствует анализу произведения, а не наоборот.

На третьем этапе осуществляется непосредственно театральная постановка. Учащиеся выступают в роли актеров, которые являются персонажами драмы. С помощью декорации, музыки, бутафории передается атмосфера эпохи, страны, дома, в котором происходят события. Ученикам необходимо сжиться со своей ролью, преобразиться не только внешне, но и внутренне, что возможно лишь при условии глубокого проникновения в текст самого произведения, понимании характера персонажа, его взаимоотношений с другими персонажами и, конечно, отношения к нему драматурга.

На четвертом этапе необходимо обеспечить интеграцию драматического и театрального образов и создать собственный драматический образ. На данной стадии учащиеся делают анализ увиденной театрализации, ученики-зрители задают вопросы ученикам-актерам, высказывают свое мнение о театральной постановке, оценивают актерскую игру. Далее ученики сопоставляют драматические и театральные образы: персонаж и его воплощение на сцене; авторскую позицию и ее выражение средствами театра; писателя как автора пьесы и режиссера как автора спектакля (общее и различия); роль детали в пьесе и в театральной интерпретации; речевую характеристику героя драмы и спектакля.

На завершающем этапе, когда подводятся итоги работы учителя и учащихся, результаты деятельности по изучению драмы и осмыслению ее театральной интерпретации, можно представить в такой формуле: («Я» читателя и «Я» зрителя) + (драматическое произведение и театральное произведение) = творческое развитие «Я» (ученика).

Отличительной чертой творческого развития с помощью средств театрализации является сопереживание, сотрудничество и сотворчество учащихся и учителя, учащихся и драматурга, учащихся и героев драмы. В конечном итоге ученики имеют возможность выразить свои чувства и эмоции в театрализации, где каждый становится участником театрального действа или его зрителем, или критиком. В этой работе участвует весь класс: школьники сами выбирают для инсценирования ключевые сцены, явления, обсуждают сценарий, оценивают возможности каждого одноклассника в создании театрального образа. Во время выбора и отбора главного, при утверждении того или иного эпизода, который в последствии будет инсценирован, определяются и устраняются те или иные условия, которые могут сделать инсценировку трудной или даже невозможной. Дальше берутся во внимание отдельные случаи, когда возможно отступление от текста-оригинала и характер этих отступлений. В процессе изучения драмы с использованием средств театра учащиеся непроизвольно соприкасаются со всеми или многими видами искусства: литературой (драматическое произведение), живописью (декорации), декоративно-прикладным искусством (бутафория; реквизиты; сделанные собственными руками, костюмы), музыкой (музыкальное оформление).

Выводы. Расширение и углубление театрализованных приемов на уроках литературы ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с анализом художественного произведения. Театрализация рассматривается нами как путь интерпретации художественного текста сценически. Процесс использования театрализации на уроках литературы основывается на читательском и зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром. Любая пьеса, поставленная при использовании разработанной нами методической модели творческого развития школьников средствами театрального искусства в процессе изучения драмы, обеспечивает в определенной степени не только литературное, но и общекультурное воспитание современных школьников.

Литература:

1. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова): учеб. пособие для вузов / В.П. Зинченко. -М.: Гардарики, 2019. - 431 с.

2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю.М. Лотман. - М.: Просвещение, 1988. - 348 с.

3. Неменский Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский; Ун-т Рос. акад. образования. - М.: Изд-во УРАО, 2020. - 186 с.

Педагогика

УДК 378.014.24(470.1/.2+48) соискатель Шестова Юлия Октаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

КРАТКОСРОЧНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ «БРИДЖ: РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТРУДОУСТРОЙСТВА В БАРЕНЦ-РЕГИОНЕ»)

Аннотация. В статье представлен анализ программы краткосрочной международной академической мобильности «БРИДЖ: развитие возможностей трудоустройства в Баренц-регионе» с точки зрения проектного подхода. Приводятся качества инновационных проектов, присущие программам академической мобильности.

Ключевые слова: международная академическая мобильность, интернационализация, программа краткосрочной академической мобильности, инновационный проект, межкультурная компетенция.

Annotation. The article gives an overview of the short-term international academic mobility program "BRIDGE: Barents region initiative for developing growth and employability" from the project approach point of view. It covers qualities of innovative projects characteristic of academic mobility programs.

Keywords: international academic mobility, internationalization, short-term mobility program, innovative project, intercultural competence.

Введение. Академическая мобильность, которая является одним из основных признаков интернационализации высшего образования, стремительно развивается в последние десятилетия как на мировой арене, так и в масштабах нашей страны. По данным ЮНЕСКО, в России численность иностранных студентов составляет 5%, и эта цифра неизменно растет с каждым годом1.

Важность участия в программах академической мобильности закреплена в большинстве документов по Болонскому процессу (Пражское коммюнике 2001 г., Берлинское коммюнике 2003 г., Лондонское коммюнике 2007 г., Левенское коммюнике 2009 г. и др.), которые подчеркивают роль этого явления для культурной, политической, социальной и экономической сферы жизни общества. Именно академическая мобильность создает возможности для личностного роста, развития международного сотрудничества между людьми и образовательными учреждениями, улучшения качества образования и исследований, и, кроме того, придает смысл и суть Европейскому измерению2.

Исследователи в области академической мобильности (В.М. Филиппов, В.Н. Чистохвалов, Л.В. Горюнова, А.Н. Шеремет, Л.В. Зновенко, А.А. Макареня, С.Н. Рягин, И.Н. Айнутдинова, В. Папациба и др.) сходятся во мнении, что выгоды от развития академической мобильности получают как отдельные ее участники (студенты, преподаватели, администраторы), так и вузы, регионы, государства в целом. По мнению Л.В. Зновенко, академическая мобильность студентов рассматривается как фактор и инструмент повышения конкурентоспособности образования, выступает своеобразной гарантией качества высшего образования, способствует формированию компетентных кадров. Конкурентоспособность университета отражает эффективность его интеграции в международное образовательное пространство и позиционирования на рынке образовательных услуг. Конкурентоспособность выпускников определяется качеством и количеством компетенций, ориентированных на требования работодателей и формирующих их целостную профессиональную компетентность [Зновенко, 2008].

Изложение основного материала статьи. В нашей стране, согласно Национальной доктрине образования, развитие академической мобильности способствует реализации одной из стратегических задач российской высшей школы - интеграции ее в мировое образовательное пространство. Это необходимо для решения ряда проблем: преодоления состояния самодостаточного изоляционизма российской системы образования; открытия системы образования глобальному рынку знаний, технологий, талантов; международного признания российских образовательных программ и российских документов об образовании; повышения привлекательности для иностранных граждан обучения в российских учреждениях профессионального образования; обогащения отечественной системы образования передовыми зарубежными инновационными образовательными программами и технологиями; обогащения отечественного образования интеллектуальным потенциалом лучших зарубежных университетов путем привлечения к преподавательской деятельности в российских вузах зарубежных профессоров и исследователей; интеграции российской высшей школы в решение глобальных задач по обеспечению непрерывного образования.

Вместе с тем, существует и ряд препятствий к развитию академической мобильности. Студенты, которые приняли участие в исследовании, посвященном вопросам организации академической мобильности, проведенном на базе Мурманского арктического государственного университета, в качестве основных препятствий, ограничивающих их желание участвовать в программах мобильности, указали следующее: языковой барьер, психологический фактор (отлучение от семьи и друзей, адаптация к иной культурной среде), организационный фактор (проблемы признания сроков обучения за границей, проблема несоответствия номенклатуры образовательных программ, проблемы оформления визы).

При этом, по данным Национального фонда подготовки кадров, все же главным препятствием, тормозящим развитие академической мобильности, является ресурсный факторЗ: он связан с отсутствием финансовых средств для участия в программах мобильности как у студентов, так и в бюджетах университетов, которые не всегда могут обеспечить организационную и административную поддержку академической мобильности. Мы полагаем, что этот барьер помогут преодолеть программы краткосрочной международной академической мобильности, которые в последнее время активно развиваются и занимают важную нишу в международном пространстве каждого вуза.

Отличительным признаком интернационализации высшего образования сегодня является расширение схем академической мобильности, которая больше не ограничивается обучением студента в иностранном вузе в течение одного или двух семестров, но также может реализовываться в виде совместных курсов и программ длительностью от одной недели до одного семестра. Принимая во внимание важные характеристики краткосрочных международных образовательных программ, а именно их междисциплинарную универсальность, направленность на приобретение дополнительных компетенций, по сравнению с компетенциями, формируемыми в ходе реализации основных образовательных программ, интегрированность в академический контекст университета, можно утверждать, что такая программа выступает в роли инновационного проекта.

Для того чтобы понять, оправдан ли такой взгляд на академическую мобильность, следует обратиться к системе признаков инновационных проектов, сформулированных в разработках факультета инноватики СПбГПУ [17, с. 40-41]: наличие нового или модернизированного востребованных рынком продукта или услуги; проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационного продукта; коммерческая целесообразность и окупаемость проекта в рамках полного инновационного цикла для всех его участников; выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции, услуги, технологии; осуществление испытаний, сертификации, стандартизации и лицензирования новых продуктов, изделий, технологий и услуг; тиражируемость продукции или услуг, как самим разработчиком, так и другими организациями и частными лицами; использование и развитие новых экономических механизмов, обеспечивающих реализацию проекта (венчурное финансирование, лизинг, кредитование, страхование рисков); идентификация результатов выполнения проекта в виде продукции и объектов интеллектуальной собственности в соответствии с установленным законодательством РФ порядком и фиксация прав разработчиков на эти результаты; охрана,

1 http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow [дата обращения: 25.05.2020]

2 https://www.uibk.ac.at/bologna/bologna-prozess/dokumente/london_communique_2007.pdf (дата обращения: 25.05.2020)

3 https://www.ntf.ru/sites/default/files/intemac_30_08_postranichno.pdf (дата обращения: 31.05.2020)

передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и конфиденциальную научную, научно-техническую и технологическую информацию.

Приводятся следующие качества инновационных проектов, присущие программам академической мобильности: каждая программа уникальна по целям и носит разовый характер, а если и повторяется, то с изменением состава участников управляющей команды, преподавателей и, что самое главное, номенклатуры и содержания изучаемых курсов; все эти программы имеют четкие временные рамки; все программы предполагают наличие финансирования, во-первых, не связанного с бюджетными фондами, а во-вторых, отдельного от других внебюджетных статей; для всех программ создаётся неповторимая команда участников -руководителя, менеджеров и преподавателей (экспертов); все программы имеют запланированный результат - создание и апробацию образовательного продукта - образовательной услуги, направленной на удовлетворение потребностей обучаемых в формировании и совершенствовании профессиональных и общих компетенций.

Проанализируем данные признаки инновационных проектов в контексте краткосрочной международной академической мобильности на примере программы «БРИДЖ: Развитие возможностей трудоустройства в Баренц-регионе» (далее «БРИДЖ»). Данная программа реализуется в ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» с 2018 г. совместно с Норвежским арктическим университетом (кампус в Альте), Лапландским университетом прикладных наук (Торнио, Финляндия), ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет ИТМО» (Санкт-Петербург, Россия) в рамках программы приграничного сотрудничества Коларктик 2014-2020.

Программа «БРИДЖ» реализуется с целью развития межкультурных и профессиональных компетенций студентов в рамках компетентностного подхода к образованию, который пришел на смену традиционной образовательной парадигмы в качестве ответной реакции на процессы глобализации и интернационализации, затронувшие все сферы общественной жизни, включая образование, в конце 20 века. Краткосрочная международная образовательная программа «БРИДЖ» представляет собой совокупность организационно-методических мероприятий, ограниченных 1 семестром и включающих дистанционные и аудиторные формы работы:

1. Вводная встреча в режиме онлайн (знакомство команд, знакомство с представителями компаний -заказчиков).

2. Регулярные встречи мультикультурных команд с преподавателями-консультантами (коучами) в режиме онлайн (работа над кейсами, обсуждение возможностей альтернативных решений).

3. Учебная сессия (встреча команд с компаниями, диспут в группах, чтение лекций для всего потока студентов, разработка презентации по итогам предварительных результатов).

4. Регулярные встречи мультикультурных команд с преподавателями-консультантами (коучами) в режиме онлайн (обсуждение, подготовка итоговой презентации).

5. Защита презентации в режиме онлайн.

Все структурные блоки тесно взаимосвязаны и требуют тщательной проработки при планировании, реализации и модификации программы. Безусловно, основное отличие таких программ от традиционных (основных или дополнительных образовательных программ) состоит именно в четком организационном оформлении единой образовательной среды. Кроме того, данная форма организации образовательной программы позволяет активизировать связи структурных подразделений вуза между собой, а также связи университета с представителями бизнес-сообщества региона и актуализировать частно-государственное партнерство.

На этапе планирования образовательной программы «БРИДЖ» был проведен анализ кадровых потребностей региона, определен перечень требуемых компетенций выпускников образовательной программы, определены цели и задачи программы, планируемые результаты обучения; на основе полученной совокупности результатов обучения определена структура образовательной программы, содержание программы, разработан учебный план, учебно-тематический план, календарный график, отобраны методические средства реализации программы.

Основной предпосылкой создания программы послужил поиск путей эффективного развития бизнес-образования на базе его интеграции с бизнес-сообществом Баренц-региона, оформление определенной установки на развитие предпринимательской активности студентов в вузах региона, что обеспечит их успешное становление в будущем. Цель программы - профессиональная подготовка слушателей, направленная на развитие межкультурной и предпринимательской компетенций, необходимых для организации и ведения деятельности субъектов среднего и малого бизнеса в Баренцевом регионе. Для достижения этой цели следует решить ряд взаимосвязанных задач: познакомить студентов с особенностями предпринимательской деятельности в трансграничном аспекте; организовать групповую работу для получения первичных навыков ведения международных переговоров; познакомить студентов с основами международной проектной деятельности; организовать выполнение группами студентов учебного проекта с международным акцентом; проанализировать степень сформированности межкультурной и предпринимательской компетенций.

Структура программы включает в себя три блока: подготовку, проведение и анализ результатов. Виды деятельности, составляющие содержание программы, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этап подготовки

Студенты Преподаватели

- проходят отбор на основе присланных резюме и интервью с преподавателями; - получают задание от преподавателей - знакомятся с «кейсами»; - получают информацию в соответствии с заданием (путем чтения рекомендованной и дополнительной литературы, поиска в информационных сетях); - формулируют и записывают вопросы к представителям организации - заказчика. - проводят отбор студентов на основе резюме и результатов интервью; - конструируют бизнес- кейсы; - планируют учебную деятельность; - заочно знакомятся со студентами из вузов-партнеров программы; - распределяют студентов в мультикультурные команды в соответствии с выбранным кейсом.

Заказчики Управляющая команда

- совместно с преподавателями и членами управляющей команды программы формулируют задачи для студентов - конструируют «кейсы». - формируют команду участников программы (руководитель, коуч, консультант, менеджер по коммуникациям); - планируют управленческую деятельность; - определяют критерии эффективности программы.

Этап реализации программы

Студенты Преподаватели

- участвуют в работе в мультикультурных команд (обсуждение, нахождение решения в группах, сопоставление и оценка вариантов решения) в дистанционном и аудиторном режиме; - осуществляют взаимодействие с заказчиками; - разрабатывают групповой проект - решение кейса - в виде презентации; - защищают свою бизнес-идею перед экзаменационной комиссией. - осуществляют взаимодействие с заказчиками; - осуществляют взаимодействие со студентами в рамках отобранных кейсов в режиме онлайн и в аудитории; - осуществляют педагогическое наблюдение и педагогический контроль процесса формирования компетенций студентов.

Заказчики Управляющая команда

- взаимодействуют со студентами и преподавателями; - организуют посещение предприятия. - организует вводный семинар в режиме онлайн для всех студентов и преподавателей; - организует работу студентов, преподавателей и заказчиков во время учебной сессии; - осуществляет информационную поддержку образовательной программы; - осуществляет административную и визовую поддержку иностранных учащихся; - разрабатывают диагностические средства, позволяющие выявлять проблемные аспекты на разных стадиях реализации программы; - выдача сертификатов об окончании программы обучения.

Этап анализа результатов

Студенты Преподаватели

- принимают участие в анкетировании и интервью. - проводят обработку и анализ полученных результатов, осуществляя общий контроль учебных достижений учащихся.

Заказчики Управляющая команда

- принимают участие в анкетировании. - осуществляет регулярный мониторинг и модификацию программы на основе обязательного анкетирования обучающихся и заказчиков; - на основе результатов диагностики корректирует свою деятельность, планируя следующий этап с учетом минимизации рисков.

Из содержания Таблицы 1 видно, что подготовка, проведение и анализ итогов образовательной программы требует существенных усилий преподавателей, студентов, представителей компаний и членов управляющей команды, действующих в условиях тесного взаимодействия. Активная деятельность студентов позволяет обеспечить достижение основной цели образовательной программы: получение новых знаний, установление связи полученных ранее знаний с практикой и совершенствование на этой основе профессиональных компетенций студентов.

В процессе реализации международной краткосрочной образовательной программы «БРИДЖ» предпочтение отдается современным активным методам обучения, таким как: интерактивные лекции, изучение практических примеров (метод кейсов), метод междисциплинарных проектов, метод группового обучения, метод работы в мультикультурных командах; обязательное представление результатов работ в виде презентаций, посещение отечественных и зарубежных предприятий и организаций. Такие методы дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и обеспечивать образовательные потребности каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Стоит отметить и высокий уровень методического и технического обеспечения программы (мультимедийные проекторы, демонстрация материала в виде презентаций, использование Интернет-технологий, наличие раздаточных материалов). Кроме того, серьезный акцент сделан на самостоятельную работу участников программы. Основные педагогические принципы реализации программы: повышение

мотивации к изучению курса за счет участия в новой, интересной для студентов учебной деятельности, опора на самостоятельную работу студентов, реализация межпредметных связей, отказ от достаточно жесткой российской схемы взаимоотношений преподавателя и студентов, процесс сотворчества студента и преподавателя. Все это делает её эффективной формой организации образовательного процесса.

Общий эффект данной технологии был выявлен с помощью методов анкетирования (с участием 96 респондентов) и интервью (11 респондентов) с участниками программы. Респонденты отметили рост межкультурной компетенции, совершенствование навыков работы в команде, языковых навыков, повышение уровня знаний в области трансграничного бизнеса, предпринимательского мышления. Большинство студентов отметили, что участие в программе помогло им избавиться от тревожности и предубеждений в отношении представителей других культур. Именно эти показатели являются критериями развития межкультурной и предпринимательской компетенции студентов.

Выводы. Анализ теоретических источников и проведенное исследование позволяет утверждать, что описанная выше международная краткосрочная программа мобильности, реализованная в рамках международного проекта «Бридж», обладает всеми характеристиками инновационного проекта. Обладая такими свойствами, как концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость, краткосрочная международная образовательная программа является инновационным проектом, отвечающим вызовам современной системы образования. Международный характер таких программ делает их значимым средством интернационализации процесса обучения в вузе. Кроме того, краткосрочный характер подобных программ дает возможность оперативного анализа результатов и обеспечивает контроль качества внедрения инноваций. Наконец, принадлежность к сфере дополнительного образования предполагает гибкость и адаптивность таких программ, а в случае успешной их реализации - встраивание (полностью, либо частично) в качестве структурного компонента в основные образовательные программы высшего профессионального образования. Мы полагаем, что именно такая форма краткосрочной академической мобильности содержит огромный потенциал, с точки зрения развития компетенций студентов, расширения спектра их образовательных возможностей, актуализации общего образовательного и научно-исследовательского потенциала вуза, а также повышения качества интернационализации образовательного пространства того или иного университета.

Литература:

1. Антонова Н.Л., Высоцкая Я.С. Краткосрочная международная академическая мобильность: как фактор интернационализации высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. -2019. - № 23(4). - С. 80-90.

2. Викторова Е.В. Инновационное обеспечение образовательной деятельности вузов в условиях международной интеграции: дис. ... канд.экон.наук: 08.00.05; науч. рук. Е.А. Горбашко; СПбГУСЭ. - Санкт-Петербург, 2012 - 220 с.

3. Зновенко Л.В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования: дис. ... к.п.н.: 13.00.08; науч. рук. Макареня А.А.; ИПОРАО. - Санкт-Петербург, 2008 - 272 с.

4. Краснощеков В.В. Менеджмент качества международных краткосрочных образовательных программ: учеб. пособие / В.В. Краснощеков. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 408 с.

5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

6. Широбоков С.А. Актуальные проблемы развития международной академической мобильности в межкультурном пространстве / Сергей Широбоков. - Москва // Этнодиалоги: альманах / Ред. Ю.Ф. Харламов. - Москва: Этносфера, 2002. - №1 (45): Этнодиалоги : альманах / ред. Ю.А. Горячев, М.М. Владимир, Е.М. Кавелина, [и др.]. - Москва: Этносфера, 2014. - С. 87-92.

Педагогика

УДК 378.14.

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Крылова Татьяна Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Гущин Алексей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки (г. Нижний Новгород)

ВЫБОР СТАЖИРОВКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

Аннотация. Дополнительное профессиональное образование реализуется не только в форме дополнительных образовательных курсов, лекций и практик, реализуемых внутри вуза, но и в форме стажировок, которые предлагаются различными организациями, будущими работодателями. Профессиональная стажировка, как один из видов профессиональной пробы, может быть реализована в последовательности действий, реализующих намеченную цель. В статье представлено исследование возможностей внешней среды, способствующих выбору стажировки обучающимися, а также изучение предпочтения обучающихся к возможностям внешней среды. Авторами определены факторы- возможности, которые способствуют выбору стажировки в процессе профессионального самоопределения, а также обозначены трудности, которые испытывают обучающиеся в процессе использования этих возможностей. Ключевые слова: стажировка, профессиональная проба, профориентация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.