Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / INTERNATIONAL ACADEMIC MOBILITY / EXPORT OPPORTUNITIES OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдакимова Ольга Викторовна

Рассматривается международная академическая мобильность как современный научно-образовательный феномен. Представлена характеристика структурно-содержательных аспектов развития международной академической мобильности на глобальном, национальном, региональном, институциональном и индивидуально-личностном уровнях. Выявлены организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL ACADEMIC MOBILITY

The article deals with the international academic mobility as a modern research and educational phenomenon. There is presented the characteristics of the structural and semantic aspects of the development of the international academic mobility at global, national, regional, institutional, individual and personal levels. There are revealed the organizational and pedagogical conditions of the development of the international academic mobility.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ»

известия вгпу

о.в. АЛДАКИМОВА (Армавир)

организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности

Рассматривается международная академическая мобильность как современный научно-образовательный феномен. Представлена характеристика структурно-содержательных аспектов развития международной академической мобильности на глобальном, национальном, региональном, институциональном и индивидуально-личностном уровнях. Выявлены организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности.

Ключевые слова: интернационализация образования, международная академическая мобильность, экспортный потенциал образования.

Исследования международной академической мобильности относятся к новому кластеру научно-образовательных проблем в динамично изменяющейся ситуации качественной содержательно-технологической и структурной трансформации не только образовательной, но и исследовательской и организационно-управленческой деятельности вузов [2, с. 15]. Международная академическая мобильность как социально-образовательный феномен привлекает в современных условиях особое внимание отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания.

Рассматривая академическую мобильность «как совокупность установок и готовности к перемещению (то есть потенциала), а также собственно территориальное перемещение (то есть академическую миграцию) с целью получения образования, повышения квалификации и научно-образовательной деятельности как студентов, так и профессорско-преподавательского состава в системе образования и науки» [9, с. 423-424], ученые выделяют как особый вид международную (межгосударственную) академическую мобильность, включающую в себя входящую (въездную) и исходящую (выездную) международную академическую мобильность.

Современная экономика знаний детерминирует активное развитие академической мобильности и превращение образования в ресурс глобальной конкуренции, при этом отмечается необходимость достижения баланса между конкурентоспособностью университетов на трех уровнях: глобальном, национальном и региональном [10; 11]. Университеты мирового уровня как своеобразные центры превосходства выступают действенным фактором социально-технологического и организационного развития регионов, стран в современных условиях [10].

В научной литературе представлены результаты исследований о влиянии международной академической мобильности на усиление конкурентных преимуществ национальных систем образования в России [Там же], Великобритании [18], Германии [14], США и Китае [17] и др. Международная академическая мобильность чаще всего выступает предметом научных исследований в контексте интернационализации образования. Исследователи обсуждают идеи «комплексной стратегии интернационализации», которые расширяют границы мобильности и включают разнообразные формы академического сотрудничества (совместные степени, сопровождение исследовательских проектов и программ) [5, с. 503].

Интернационализация образования рассматривается в исследованиях с учетом изменившейся роли, функций и миссии высшего образования в новом открытом мире. На смену узкому пониманию интернационализации образования как фактору повышения качества образования и научных исследований приходит новое понимание интернационализации образования как условия достижения целей устойчивого развития. Для этого интернационализация образования должна приобрести новые характеристики: универсальность, целенаправленность и доступность для большинства студентов и преподавателей [13].

Принятие в 2017 г. приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» актуализировало исследование международной академической мобильности как условия реализации конкурентных стратегий вузов по системной трансформации форм и направлений международной научно-образовательной деятельности [7]. В исследованиях А.В. Меликян выявлена взаимосвязь ресурсов и компетенций вузов с ре-

О Алдакимова О.В., 2020

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

Взаимосвязь уровней международной академической мобильности и структурно-содержательных аспектов развития международной академической мобильности (составлено по: [2; 4-15])

Уровни международной академической мобильности Структурно-содержательные аспекты развития международной академической мобильности и их характеристика в научной литературе

Глобальный - ресурс «мягкой силы» (Е.Г. Ковба, Д.М. Грибовод; В.А. Суворова, И.А. Бронников); - фактор интернационализации высшего образования (Н.Л. Антонова, Я.С. Высоцкая); - фактор усиления российского геополитического влияния (В.А. Суворова, И.А. Бронников); - способ повышения репутации и рейтинга российских университетов (Х. де Вит)

Национальный - механизм развития экспортного потенциала российского образования (С.М. Кроливецкая); - фактор усиления конкурентных преимуществ российского образования на международной арене (В.А. Суворова, И.А. Бронников); - инструмент интеграции международного измерения в образовательные программы (Г.П. Иванова, O.K. Логвинова); - форма интернационализации высшего профессионального образования (Г.П. Иванова, O.K. Логвинова)

Региональный - механизм активизации региональных властей в разработке комплексных мероприятий по развитию экспортного потенциала вузов региона (С.М. Кроливецкая); - фактор выбора иностранными студентами региона для получения образования (М.Ю. Махотаева)

Институциональный - механизм усиления конкурентных преимуществ (М.В. Сероштан, Н.П. Кетова); - фактор развития новых компетенций и ресурсов вуза (А.В. Меликян); - способ интеграции академической мобильности в общую стратегию вуза (С.М. Кроливецкая); - инструмент развития международного и межкультурного опыта преподавателей и студентов (Х. де Вит); - условие развития сервисов для иностранных студентов (М.Ю. Махотаева); - способ развития международного маркетинга образовательных услуг (М.Ю. Махотаева); - механизм реализации стратегии интернационализации университета (А.А. Шакирова)

Личностно-индивидуальный - качество личности, представляющее совокупность мотивационно-ценностных установок, когнитивных операций, профессиональных компетенций, организационно-деятельностных и рефлексивных умений (П.В. Теребина)

зультатами их экспортной деятельности [8]. В частности, было доказано, что для развития экспортной деятельности вузов и увеличения количества иностранных студентов качество человеческих ресурсов имеет более важное значение, чем материальные ресурсы. Важную роль в развитии международной академической мобильности играет активное привлечение зарубежных преподавателей и исследователей, высокий уровень их профессиональных компетенций в использовании новейших образовательных технологий, в создании открытой образовательной среды, в разработке и реали-

зации совместных практико-ориентированных образовательных программ, в том числе краткосрочных.

Зарубежные исследователи к факторам усиления конкурентных преимуществ вузов относят сетевые формы партнерского сотрудничества между вузами, реализацию принципов инновационного организационного развития и профессиональной маркетинговой деятельности [16]. В контексте нашего исследования заслуживает внимания изучение международной академической мобильности на субъектном уровне как качества личности студен-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

та, которое обеспечивает ему развитие компетенций для успешного профессионально-карьерного развития с учетом требований глобального рынка труда [12].

Таким образом, анализ научной литературы позволяет нам в обобщенном виде представить характеристику структурно-содержательных аспектов развития международной академической мобильности на глобальном, национальном, региональном, институциональном и индивидуально-личностном уровнях (см. табл. на с. 83).

Российские вузы находятся на разных уровнях развития международной академической мобильности, степень их участия в международных образовательных и исследовательских проектах тоже является различной. Лидерами по общей численности иностранных студентов выступают вузы - участники проектов повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров «5-100», проектов «Экспорт российского образования», «Глобальное образование».

С целью развития экспортного потенциала региональные вузы проводят научные изыскания по теоретико-методологическому и научно-методическому обеспечению развития международной академической мобильности, разрабатывают и реализуют систему мер по увеличению количества иностранных студентов, преподавателей, исследователей с учетом региональных особенностей [1]. Результаты анализа научной литературы позволяют сформулировать вывод о том, что разрабатываемые вузами программы развития международной академической мобильности должны учитывать ее многоуровневый и многофакторный характер.

На основе теоретического анализа и обобщения полученных результатов выявлены ведущие организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности в вузах на глобальном, национальном, региональном, институциональном и индивидуально-личностном уровнях.

Организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности на глобальном уровне:

- интенсивное развитие международного научно-образовательного сотрудничества российских и зарубежных вузов, увеличение объема экспорта образовательных услуг при одновременном повышении их качества как механизма активного привлечения иностранных студентов в вузы Российской Федерации;

- реализация системной коммуникационной политики российских вузов на международном уровне.

Организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности на национальном уровне:

- разработка и реализация в России новых правовых норм регулирования международной академической мобильности с учетом зарубежного опыта;

- разработка национальной стратегии развития международной академической мобильности в контексте интернационализации высшего образования;

- снижение бюрократических барьеров на всех этапах рекрутинга иностранных студентов, преподавателей, исследователей;

Организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности на региональном уровне:

- разработка региональной стратегии развития международной академической мобильности на основе укрепления межвузовского сотрудничества в регионе;

- создание региональных координационных советов по развитию международной академической мобильности как фактора социально-экономического развития территорий и увеличения объема несырьевого экспорта;

- усиление узнаваемости и привлекательности региона на международном рынке образовательных услуг.

Организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности на институциональном уровне:

- включение вопросов развития международной академической мобильности во все вузовские документы стратегического характера;

- формирование в вузах современной инфраструктуры и создание институциональных условий международной академической мобильности;

- укрепление академической репутации вузов на международном рынке образовательных услуг;

- разработка и продвижение востребованных образовательных программ различной длительности с использованием инструментов международного маркетинга;

- системно-опережающая подготовка педагогов, исследователей, административного персонала вузов к работе в межкультурном контексте;

- формирование гибкой, открытой организационной культуры в вузах;

- включение в содержание образования международного, межкультурного и глобального контекста на основе выбора изучаемого материала, современных методов преподавания, оценки и контроля.

Организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности на индивидуально-личностном уровне:

- разработка и реализация комплексных адаптационных программ для иностранных студентов;

- структурно-содержательная целостность адаптационных программ для иностранных студентов, обеспечивающая интеграцию международного, национального и регионального контекстов, задач и технологий социокультурной, академической, социально-психологической, кросс-культурной, психофизиологической, бытовой адаптации в их единстве и взаимосвязи;

- разработка и реализация программ психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития иностранных студентов на всех этапах обучения в российских вузах;

- мотивация иностранных студентов к изучению российских культурных и национальных традиций, знакомство иностранных студентов с историей и культурой народов Российской Федерации как фактора укрепления межэтнической солидарности, уважения культурного разнообразия, сохранения этнокультурной идентичности иностранных студентов.

Анализ и обобщение результатов выполненного исследования позволяет сформулировать следующие основные выводы.

1. Развитие международной академической мобильности на глобальном, национальном, региональном, институциональном и индивидуально-личностном уровнях становится ключевым фактором развития экспортного потенциала российского образования, системной трансформации конкурентных стратегий вузов как механизма активного привлечения иностранных студентов, преподавателей и исследователей в вузы Российской Федерации.

2. Выявленные организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности в вузах на глобальном, национальном, региональном и индивидуально-личностном уровнях соответствуют идеям и принципам интернационализации высшего образования, выступая как комплексный ресурс стратегической направлен-

кие науки -

ности вузов на интенсификацию международного научно-образовательного сотрудничества, укрепление их деловой репутации на мировом рынке образовательных услуг.

3. Прогностичность полученных результатов заключается в возможности их использования для разработки вузовских стратегий развития международной академической мобильности на глобальном, национальном, региональном, институциональном и индивидуально-личностном уровнях.

список литературы

1. Алдакимова О.В. Аксиологические основания развития академической мобильности иностранных студентов в поликультурном регионе // Перспективы науки. 2019. № 9(120). С. 130-133.

2. Антонова Н.Л., Высоцкая Я.С. Краткосрочная международная академическая мобильность: как фактор интернационализации высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23(4). С. 80-90.

3. Бермус А.Г. К проблеме программирования научных исследований непрерывного образования в полевом подходе // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 1(29). С. 1-18.

4. Иванова Г.П., Логвинова O.K. Интернационализация педагогического образования: магистратура университета ШОС // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 4(41). С. 115-123.

5. Иманкулова Н.Б., Мошляк Г.А. Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН) // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 3. С. 499-508.

6. Ковба Е.Г., Грибовод Д.М. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы» // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 10. С. 9-31.

7. Кроливецкая С.М. Перспективы развития экспортного потенциала высшего образования Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. № 12. С. 73-78.

8. Меликян А.В. Взаимосвязь ресурсов и компетенций вузов с результатами их экспортной деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 24(1). С. 44-59.

9. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробога-това В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. 2019. Т. 15(2). С. 420-435.

10. Сероштан М.В, Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высш. образование в России. 2020. № 2. С. 27-40.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

11. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. № 4. С. 131-139.

12. Теребина П.В. Педагогические условия реализации международной академической мобильности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2019.

13. Ханс де Вит. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызов в интернационализации высшего образования // Вопр. образования. 2019. № 2. С. 8-34.

14. Шакирова А.А. Развитие академической мобильности студентов в России и Германии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2018.

15. Экспорт образовательных услуг vs интернационализация университета: моногр. / М.Ю. Ма-хотаева [и др.]. СПб., 2019.

16. Factors Affecting the Competitiveness of a Higher Education Institution: Systematic Literature Overview / L. Supe, A. Zeps, I. Jurgelane, L. Ribickis. Research for Rural Development, 2018. Vol. 2. P. 245251.

17. Li J. Conceptualizing Soft Power of Higher Education, Perspectives on Rethinking and Reforming Education. Singapore: Springer, 2018.

18. Lomer S. Soft power as a policy rationale for international education in the UK: a critical analysis //

Higher Education. 2017. Vol. 74(4). P. 581-598. * * *

1. Aldakimova O.V. Aksiologicheskie osnova-niya razvitiya akademicheskoj mobil'nosti inostran-nyh studentov v polikul'turnom regione // Perspektivy nauki. 2019. № 9(120). S. 130-133.

2. Antonova N.L., Vysockaya Ya.S. Kratko-srochnaya mezhdunarodnaya akademicheskaya mo-bil'nost': kak faktor internacionalizacii vysshego obrazovaniya // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2019. № 23(4). S. 80-90.

3. Bermus A.G. K probleme programmirovaniya nauchnyh issledovanij nepreryvnogo obrazovaniya v polevom podhode // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2020. № 1(29). S. 1-18.

4. Ivanova G.P., Logvinova O.K. Internacio-nalizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya: magistratura universiteta SHOS // Otechestvennaya i za-rubezhnaya pedagogika. 2017. T. 1. № 4(41). S. 115123.

5. Imankulova N.B., Moshlyak G.A. Mezh-dunarodnaya akademicheskaya mobil'nost' studentov v kontekste internacionalizacii vysshego obrazovaniya (opyt RUDN) // Vestnik Ros. un-ta druzhby narodov. Ser.: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2019. T. 19. № 3. S. 499-508.

6. Kovba E.G., Gribovod D.M. Mezhdunarodnaya akademicheskaya mobil'nost' skvoz' prizmu teorii «myagkoj sily» // Obrazovanie i nauka. 2019. T. 21. № 10. S. 9-31.

7. Kroliveckaya S.M. Perspektivy razvitiya eks-portnogo potenciala vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii // Upravlencheskoe konsul'-tirovanie. 2018. № 12. S. 73-78.

8. Melikyan A.V. Vzaimosvyaz' resursov i kom-petencij vuzov s rezul'tatami ih eksportnoj deyatel'no-sti // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2020. № 24(1). S. 44-59.

9. Ryazancev S.V., Rostovskaya T.K., Skorobo-gatova V.I., Bezverbnyj V.A. Mezhdunarodnaya aka-demicheskaya mobil'nost' v Rossii. Tendencii, vidy, gosudarstvennoe stimulirovanie // Ekonomika regiona. 2019. T. 15(2). S. 420-435.

10. Seroshtan M.V., Ketova N.P. Sovremennye rossijskie universitety: pozicionirovanie, trendy raz-vitiya, vozmozhnosti narashchivaniya konkurentnyh preimushchestv // Vyssh. obrazovanie v Rossii. 2020. № 2. S. 27-40.

11. Suvorova V.A., Bronnikov I.A. Mezhdunarodnaya obrazovatel'naya migraciya kak «resurs myagkoj sily» v epohu globalizacii // Upravlenie. 2019. № 4. S. 131-139.

12. Terebina P.V. Pedagogicheskie usloviya re-alizacii mezhdunarodnoj akademicheskoj mobil'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Pyatigorsk, 2019.

13. Hans de Vit. Evolyuciya mirovyh koncepcij, tendencij i vyzov v internacionalizacii vysshego ob-razovaniya // Vopr. obrazovaniya. 2019. № 2. S. 8-34.

14. Shakirova A.A. Razvitie akademicheskoj mobil'nosti studentov v Rossii i Germanii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2018.

15. Eksport obrazovatel'nyh uslug vs interna-cionalizaciya universiteta: monogr. / M.Yu. Mahotaeva [i dr.]. SPb., 2019.

Organizational and pedagogical conditions of development of international academic mobility

The article deals with the international academic mobility as a modern research and educational phenomenon. There is presented the characteristics of the structural and semantic aspects of the development of the international academic mobility at global, national, regional, institutional, individual and personal levels. There are revealed the organizational and pedagogical conditions of the development of the international academic mobility.

Key words: internationalization of education, international academic mobility, export opportunities of education.

(Статья поступила в редакцию 28.06.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.