3. Исаев А.А. Спортивная политика России. Москва: Советский спорт, 2002.
4. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. Москва: Теория и практика физической культуры, 2000.
5. Паначев В.Д. Спорт как социальный институт в развитии личности. Диссертация ... кандидат социологических наук. Пермь, 2000.
6. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога. Теория и практика физической культуры. 2005; Т. 191. References
1. Bal'sevich V.K. Fizicheskaya kul'tura dlya vseh ikazhdogo. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1988.
2. Bal'sevich V.K., Lubysheva L.I. Fizicheskaya kul'tura: molodezh' i sovremennost'. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 1995, № 4: 6 - 9.
3. Isaev A.A. Sportivnaya politika Rossii. Moskva: Sovetskij sport, 2002.
4. Lubysheva L.I. Desyat'lekcijpo sociologii fizicheskojkul'tury isporta. Moskva: Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 2000.
5. Panachev V.D. Sportkaksocial'nyjinstitut vrazvitiilichnosti. Dissertaciya ... kandidat sociologicheskih nauk. Perm', 2000.
6. Lubysheva L.I., Magin V.A. Innovacionnye tehnologii v professional'noj podgotovke sportivnogo pedagoga. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2005; T. 191.
Статья поступила редакцию 05.11.20
УДК 378
Aldakimova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social, Special Pedagogy and Psychology, Armavir State Pedagogical University
(Armavir Russia), E-mail: [email protected]
POLY-CONTEXT APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF ADAPTATION PROGRAMS FOR FOREIGN STUDENTS. The internationalization of higher education and the development of the export potential of Russian universities are of particular importance in the face of geopolitical challenges and intensifying global competition. The author notes the importance of the development and implementation in universities of adaptation programs for foreign students that determine the success of their education, the development of international cooperation of the university with foreign countries. The article presents the experience of Armavir State Pedagogical University in developing an adaptation program for foreign students, taking into account the multiculturalism of the South of Russia. The analysis of studies by Russian and foreign authors shows the potential of a polycontext approach that integrates cultural, academic, socio-psychological, individual-personal contexts and types of adaptation of foreign students. Special attention is paid to the structural and meaningful features and technologies for the introduction of adaptation programs, taking into account the specifics of sociocultural, academic, socio-psychological, psychophysiological and everyday adaptation of foreign students. The author characterizes the theoretical and practical significance of the results obtained and the prospects for further research.
Key words: internationalization of education, foreign students, adaptation, adaptation program, polycontext approach.
О.В. Алдакимова, канд. пед. наук, доц., Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: [email protected]
ПОЛИКОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Интернационализация высшего образования, развитие экспортного потенциала российских вузов приобретают особое значение в условиях геополитических вызовов и усиливающейся глобальной конкуренции. Автор отмечает важность разработки и реализации в вузах адаптационных программ для иностранных студентов, определяющих успешность их обучения, развитие международного сотрудничества вуза с зарубежными странами. В статье представлен опыт Армавирского государственного педагогического университета по разработке адаптационной программы для иностранных студентов, учитывающей поликультурность Юга России. На основе анализа исследований отечественных и зарубежных авторов выявлен потенциал поликонтекстного подхода, интегрирующего культурологический, академический, социально-психологический, индивидуально-личностный контексты и виды адаптации иностранных студентов. Особое внимание уделено структурно-содержательным особенностям и технологиям реализации адаптационных программ, учитывающих особенности социокультурной, академической, социально-психологической, психофизиологической и бытовой адаптации иностранных студентов. Автор характеризует теоретическую и практическую значимость полученных результатов и перспективы дальнейших исследований.
Ключевые слова: интернационализация образования, иностранные студенты, адаптация, адаптационная программа, поликонтекстный подход.
Современный этап развития высшего образования в России характеризуется планомерными и системными изменениями, соответствующими геополитическим вызовам и общемировым тенденциям развития университетов в условиях развития глобальной экономики. Многие исследователи к числу важнейших тенденций развития образования относят интернационализацию как ресурс мягкой силы и глобальной конкуренции [1; 2].
В этих условиях особое значение приобретает стратегия развития экспортного потенциала российского образования. Государственная значимость этой стратегии проявляется в принятом в 2017 году приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», в соответствии с которым предполагается увеличение количества иностранных студентов в российских вузах с 220 тыс. человек до 710 тыс. в 2025 г [3].
Свой весомый вклад в развитие экспорта образовательных услуг вносит Армавирский государственный педагогический университет, который занимает на Юге России особое место как крупнейший образовательно-научно-инновационный центр. Реализация социальной миссии университета предполагает его активное участие в инновационном развитии социально-экономической и культурной сферы Кубани и Юга России.
У иностранных студентов, приезжающих для получения образования в поликультурные российские регионы, в том числе в Краснодарский край, возникают особые сложности. Региональная поликультурность определяющим образом влияет на трансформацию ценностно-целевых и содержательно-технологических оснований разработки и реализации адаптационных программ для иностранных студентов, предъявляет особые требования к уровню профессиональной готовности преподавателей вуза к работе со студентами из зарубежных стран [4].
Армавирский государственный педагогический университет активно развивает международное сотрудничество в научно-образовательной сфере. В настоящее время в университете обучаются иностранные студенты из 9 стран: Армении, Белоруссии, Грузии, Египета, Йемена, Китая, Туркмении, Украины, Уз-
бекистана. Оценка образовательных организаций высшего образования Краснодарского края, проводимая на базе интегрального показателя, показала высокий потенциал АГПУ в привлечении иностранных студентов [5].
Анализ результатов выполненных исследований [6 - 9] показывает, что увеличение числа иностранных студентов предполагает разработку и апробацию специально спроектированных для них адаптационных программ, учитывающих сложность, многоаспектность, влияние комплекса контекстов, способствующих их успешной адаптации к новой образовательной среде и к российской действительности.
Проживание и обучение в незнакомой социокультурной и академической среде вызывает у иностранных студентов ряд проблем, включая депрессию, стресс, беспокойство, бессонницу, культурный шок, одиночество и тоску по дому. Состояние психологического стресса и культурного шока, проявляющееся в дезориентации и растерянности, которую студенты испытывают в новой среде, существенно влияет на их психологическую и социокультурную адаптацию [10].
Включение в новую академическую среду является для иностранных студентов сложнейшей задачей из-за существенных различий образовательных систем в разных странах. Отсутствие понимания новых образовательных подходов и моделей негативно влияет на академическую успешность иностранных студентов. Академическая адаптация в новой межкультурной среде существенно отличается от академической адаптация в родной стране, в условияхн ациональной образовательной системы. Академическая адаптация иностранных студентов является более сложным процессом из-за его многоаспектности, зависимости от специфических особенностей зарубежной системы образования, обусловленной культурными и национальными традициями [11].
Академические барьеры тесно пересекаются с социокультурными барьерами. В случае, когда иностранные студенты плохо понимают культурные различия между странами, они продолжают использовать привычные для них стратегии обучения, усвоенные в родной стране.
Таблица 1
Поликонтекстный характер и педагогические характеристики адаптационных программ для иностранных студентов
Адаптационный контекст программ для иностранных студентов Содержательно-целевые характеристики адаптационных программ для иностранных студентов Технологии реализации адаптационных программ для иностранных студентов
Культурологический контекст адаптационных программ для иностранных студентов Социокультурная адаптация: - мотивация иностранных студентов к изучению российских культурных и национальных традиций; - знакомство иностранных студентов с историей и культурой Краснодарского края; - ориентация адаптационных программ на уважение культурного разнообразия, сохранение этнокультурной идентичности иностранных студентов; - предупреждение межэтнической напряженности и межличностных конфликтов в студенческой среде на основе развития компетенций межкультурного взаимодействия всех участников образовательного процесса в вузе Экскурсионные программы, в том числе в онлайн-формате, посещение музеев, выставок, фестивали дружбы, конкурсы любителей русской поэзии, танцевальные шоу, киноклуб
Академический контекст адаптационных программ для иностранных студентов Академическая адаптация: - знакомство иностранных студентов с системой образования в Российской Федерации, с историей и современным уровнем развития университета, его поликультурной миссией на Юге России; - обеспечение активного включения иностранных студентов в учебный процесс на основе осознанного понимания специфики организации образовательного процесса, системы контроля; - стимулирование овладения иностранными студентами навыками самостоятельной работы, в том числе с использованием информационных ресурсов вуза Дидактическое консультирование, мастер-классы, разговорный клуб, экскурсии в научную библиотеку, научные центры, лаборатории университета
Социально-психологический контекст адаптационных программ для иностранных студентов Социально-психологическая адаптация: - проектирование безопасной социокультурной среды; - выявление и учет этно-национальных и индивидуально-психологических особенностей иностранных студентов, их потребностей, интересов; - развитие у иностранных студентов компетенций межкультурного взаимодействия; - развитие навыков уверенного поведения в новой среде Психологические тренинги, разговорный клуб, клуб выходного дня, творческие мастерские, дискуссионный клуб
Индивидуально-личностный контекст адаптационных программ для иностранных студентов Психо-физиологическая и бытовая адаптация: - снижение отрицательных психо-эмоциональных переживаний иностранных студентов; - помощь иностранным студентам в преодолении страха и тревоги в новой социокультурной среде; - развитие у иностранных студентов навыков саморегуляции, стрессоустойчивости; - помощь иностранным студентам в обустройстве жилищных условий; - поддержка иностранных студентов в сохранении или трансформации привычной культуры питания; - знакомство иностранных студентов с особенностями работы магазинов, банков, кинотеатров, общественного транспорта в регионе; - организация медицинского обслуживания иностранных студентов Психологические тренинги, групповые и индивидуальные консультации, кейс-стади, моделирование ситуаций взаимодействия в новом социуме, волонтерская поддержка
Изучение отечественного и зарубежного опыта позволяет нам выделить следующие контексты адаптации иностранных студентов: культурологический, академический, социально-психологический, индивидуально-личностный. Поликонтекстный подход позволяет учесть особенности, виды адаптации иностранных студентов, возникающие у них в этом процессе барьеры различного характера, определяющие объективную необходимость разработки в вузе системы комплексных адаптационных программ для студентов из зарубежных стран.
Содержательно-целевые характеристики и технологии реализации адаптационных программ для иностранных студентов, учитывающие культурологический, академический, социально-психологический, индивидуально-личностный контексты адаптации, представлены в обобщенном виде в табл. 1.
Обобщение полученных в ходе исследования результатов позволяет заключить, что реализация поликонтекстного подхода к разработке адаптационных программ для иностранных студентов обеспечивает:
- включенность адаптационных программ для иностранных студентов в общую стратегию интернационализации вуза, развитие его экспортного потенциала и укрепление деловой репутации университета в зарубежных странах;
Библиографический список
- концептуальную обоснованность адаптационных программ, учитывающих культурологический, академический, социально-психологический, индивидуально-личностный контексты адаптации иностранных студентов в поликультурном пространстве Юга России;
- структурно-содержательную и технологическую целостность адаптационных программ для иностранных студентов;
- личностно-деятельностный характер адаптационных программ для иностранных студентов как основу их осознанного включения в активное освоение нового образовательного и социокультурного опыта на основе открытого и доверительного личностно-развивающего межкультурного взаимодействия.
Теоретическая и практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования для разработки модульных адаптационных программ для студентов из конкретных зарубежных стран, учитывающих особенности поликультурного региона Юга России.
Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением лучших адаптационных практик в ведущих зарубежных университетах и их научно-методическая адаптация к образовательному процессу в российских вузах с учетом региональных социокультурных условий.
1. Сероштан М.В, Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ. Высшее образование в России. 2020; № 29 (2); 27 - 40.
2. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации. Управление. 2019; № 4: 131 - 139.
3. Кроливецкая С.М. Перспективы развития экспортного потенциала высшего образования Российской Федерации. Управленческое консультирование. 2018; № 12: 73 - 78.
4. Алдакимова О.В. О моделировании методической системы подготовки преподавателей вуза к социокультурной адаптации иностранных студентов. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 70 - 72.
5. Кузнецова О.Д., Емельянов Д.О., Косников С.Н. Интегральная оценка учреждений высшего образования Краснодарского края. Научный журнал КубГАУ. 2020; № 156 (02). Available at: http://ej.kubagro.ru/2020/02/pdf/03.pdf
6. Береговая О.А., Кудашов В.И. Проблемы языковой и академической адаптации иностранных студентов в России. Интеграция образования. 2019; № 23 (4): 628 - 640.
7. Соколова Ю.А. Формирование социокультурной адаптации иностранных студентов в рамках практико-ориентированного проекта «Мы в России». Вестник ТГПУ. 2019; № 7 (204): 130 - 139.
8. Овсянникова И.Г., Терещенко Т.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе. Известия ВГПУ. 2018; № 3: 41 - 46.
9. Biserova G.K., Shagivaleeva G.R. Socio-psychological adaptation of international students to learning and professional activities. Space and Culture. 2019; № 6 (5): 99 - 114.
10. Presbitero A. Culture shock and reverse culture shock: The moderating role of cultural intelligence in international students' adaptation. International Journal of Intercultural Relations. 2016; № 53: 28 - 38.
11. Mudassir H., Hong S. A Study on Academic Adaptation of International Students in China. Higher Education Studies. 2019; № 9 (4): 80 - 92.
12. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо-Кавказского федерального университета). Мир науки, культуры, образования. 2014; № 1 (44): 26 - 28.
References
1. Seroshtan M.V, Ketova N.P. Sovremennye rossijskie universitety: pozicionirovanie, trendy razvitiya, vozmozhnosti naraschivaniya konkurentnyh preimuschestv. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020; № 29 (2); 27 - 40.
2. Suvorova V.A., Bronnikov I.A. Mezhdunarodnaya obrazovatel'naya migraciya kak «resurs myagkoj sily» v 'epohu globalizacii. Upravlenie. 2019; № 4: 131 - 139.
3. Kroliveckaya S.M. Perspektivy razvitiya 'eksportnogo potenciala vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2018; № 12: 73 - 78.
4. Aldakimova O.V. O modelirovanii metodicheskoj sistemy podgotovki prepodavatelej vuza k sociokul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 70 - 72.
5. Kuznecova O.D., Emel'yanov D.O., Kosnikov S.N. Integral'naya ocenka uchrezhdenij vysshego obrazovaniya Krasnodarskogo kraya. Nauchnyj zhurnal KubGAU. 2020; № 156 (02). Available at: http://ej.kubagro.ru/2020/02/pdf/03.pdf
6. Beregovaya O.A., Kudashov V.I. Problemy yazykovoj i akademicheskoj adaptacii inostrannyh studentov v Rossii. Integraciya obrazovaniya. 2019; № 23 (4): 628 - 640.
7. Sokolova Yu.A. Formirovanie sociokul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov v ramkah praktiko-orientirovannogo proekta «My v Rossii». Vestnik tGPu. 2019; № 7 (204): 130 - 139.
8. Ovsyannikova I.G., Tereschenko T.M. Sociokul'turnaya adaptaciya inostrannyh studentov k usloviyam obucheniya v rossijskom vuze. Izvestiya VGPU. 2018; № 3: 41 - 46.
9. Biserova G.K., Shagivaleeva G.R. Socio-psychological adaptation of international students to learning and professional activities. Space and Culture. 2019; № 6 (5): 99 - 114.
10. Presbitero A. Culture shock and reverse culture shock: The moderating role of cultural intelligence in international students' adaptation. International Journal of Intercultural Relations. 2016; № 53: 28 - 38.
11. Mudassir H., Hong S. A Study on Academic Adaptation of International Students in China. Higher Education Studies. 2019; № 9 (4): 80 - 92.
12. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu "pedagogicheskoe obrazovanie" v kontekste metodologii TUNING (opyt Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 1 (44): 26 - 28.
Статья поступила в редакцию 10.11.20
УДК 378
Gandarova L.B., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
Guliyeva M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
Shuturova Kh.M, senior teacher, Department of Theory and History and State Law, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]
CONSTITUTIONAL LEGAL AWARENESS OF THE INDIVIDUAL IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY. The article presents a study of the role of constitutional legal consciousness of an individual in the educational process of higher education. The authors point out that the study of the course of constitutional law is very relevant not only for lawyers, but also for specialists in various spheres of society. It is noted that today it is important to determine the main directions for improving the constitutional legal awareness in modern Russian society and develop appropriate practical proposals related to both improving the constitutional legislation and improving the effectiveness of law enforcement and other law enforcement agencies, based on improving the professional constitutional legal awareness of their representatives. As a result of acquiring a set of knowledge that reveals the main characteristics and natural basics of constitutional legislation, it becomes possible to establish the role and position that constitutional law occupies in the structure of national legal systems that currently exist on the world stage. Constitutional law is the most accurate and objective way to express constitutional norms, is the most effective way to consolidate at the formal level the set of fundamental rights and freedoms granted to each person and creates conditions for their proper protection.
Key words: legal awareness of the individual, educational process, legal education, constitutional legal awareness, Russian society, legal culture, training course.
Л.Б. Гандарова, канд. юрид. наук, доц. ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: [email protected]
М.М. Гулиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: [email protected]
Х.М. Шутурова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Статья посвящена исследованию роли конституционного правосознания личности в учебном процессе вуза. Авторы указывают, что изучение курса «Конституционное право» весьма актуально не только для юристов, но и для специалистов самых разных сфер жизнедеятельности общества. Отмечается, что сегодня актуально определить основные направления повышения конституционного правосознания в современном российском обществе и выработать соответствующие предложения практического характера, связанные как с совершенствованием конституционного законодательства, так и с повышением эффективности деятельности правоохранительных и других правоприменительных органов, на основе повышения профессионального конституционного правосознания их представителей.
В результате приобретения комплекса знаний, раскрывающих основные характеристики и природную сущность конституционного законодательства, появляется возможность установить роль и позицию, которую конституционное право занимает в структуре существующих на сегодняшний день на мировой арене национально-правовых систем. Конституционное право представляет собой максимально точный и объективный способ выражения конституционных норм, является наиболее эффективным вариантом закрепления на формальном уровне комплекса основных прав и свобод, дарованных каждому человеку, и создает условия для их надлежащей охраны.
Ключевые слова: правосознание личности, учебный процесс, правовое воспитание, конституционное правосознание, российское общество, правовая культура, учебный курс.
В современной России складываются новые для российского общества конституционные ценности. Принятые поправки к Конституции Российской Федерации вызвали определенное отношение к основному закону государства, в связи с чем весьма актуальной остается проблема повышения правового сознания как общества в целом, так и отдельной личности.
На основании различных источников информации можно заключить, что «правовая культура общества - это часть общей культуры, представляющая со-
бой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества» [1, с. 135].
«Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности» [2].