Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правосознание личности / учебный процесс / правовое воспитание / конституционное правосознание / российское общество / правовая культура / учебный курс / legal awareness of the individual / educational process / legal education / constitutional legal awareness / Russian society / legal culture / training course.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Л.Б. Гандарова, М.М. Гулиева, Х.М. Шутурова

Статья посвящена исследованию роли конституционного правосознания личности в учебном процессе вуза. Авторы указывают, что изучение курса «Конституционное право» весьма актуально не только для юристов, но и для специалистов самых разных сфер жизнедеятельности общества. Отмечается, что сегодня актуально определить основные направления повышения конституционного правосознания в современном российском обществе и выработать соответствующие предложения практического характера, связанные как с совершенствованием конституционного законодательства, так и с повышением эффективности деятельности правоохранительных и других правоприменительных органов, на основе повышения профессионального конституционного правосознания их представителей. В результате приобретения комплекса знаний, раскрывающих основные характеристики и природную сущность конституционного законодательства, появляется возможность установить роль и позицию, которую конституционное право занимает в структуре существующих на сегодняшний день на мировой арене национально-правовых систем. Конституционное право представляет собой максимально точный и объективный способ выражения конституционных норм, является наиболее эффективным вариантом закрепления на формальном уровне комплекса основных прав и свобод, дарованных каждому человеку, и создает условия для их надлежащей охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LEGAL AWARENESS OF THE INDIVIDUAL IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY

The article presents a study of the role of constitutional legal consciousness of an individual in the educational process of higher education. The authors point out that the study of the course of constitutional law is very relevant not only for lawyers, but also for specialists in various spheres of society. It is noted that today it is important to determine the main directions for improving the constitutional legal awareness in modern Russian society and develop appropriate practical proposals related to both improving the constitutional legislation and improving the effectiveness of law enforcement and other law enforcement agencies, based on improving the professional constitutional legal awareness of their representatives. As a result of acquiring a set of knowledge that reveals the main characteristics and natural basics of constitutional legislation, it becomes possible to establish the role and position that constitutional law occupies in the structure of national legal systems that currently exist on the world stage. Constitutional law is the most accurate and objective way to express constitutional norms, is the most effective way to consolidate at the formal level the set of fundamental rights and freedoms granted to each person and creates conditions for their proper protection.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

8. Овсянникова И.Г., Терещенко Т.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе. Известия ВГПУ. 2018; № 3: 41 - 46.

9. Biserova G.K., Shagivaleeva G.R. Socio-psychological adaptation of international students to learning and professional activities. Space and Culture. 2019; № 6 (5): 99 - 114.

10. Presbitero A. Culture shock and reverse culture shock: The moderating role of cultural intelligence in international students' adaptation. International Journal of Intercultural Relations. 2016; № 53: 28 - 38.

11. Mudassir H., Hong S. A Study on Academic Adaptation of International Students in China. Higher Education Studies. 2019; № 9 (4): 80 - 92.

12. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «педагогическое образование» в контексте методологии TUNING (опыт Северо-Кавказского федерального университета). Мир науки, культуры, образования. 2014; № 1 (44): 26 - 28.

References

1. Seroshtan M.V, Ketova N.P. Sovremennye rossijskie universitety: pozicionirovanie, trendy razvitiya, vozmozhnosti naraschivaniya konkurentnyh preimuschestv. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020; № 29 (2); 27 - 40.

2. Suvorova V.A., Bronnikov I.A. Mezhdunarodnaya obrazovatel'naya migraciya kak «resurs myagkoj sily» v 'epohu globalizacii. Upravlenie. 2019; № 4: 131 - 139.

3. Kroliveckaya S.M. Perspektivy razvitiya 'eksportnogo potenciala vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2018; № 12: 73 - 78.

4. Aldakimova O.V. O modelirovanii metodicheskoj sistemy podgotovki prepodavatelej vuza k sociokul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 70 - 72.

5. Kuznecova O.D., Emel'yanov D.O., Kosnikov S.N. Integral'naya ocenka uchrezhdenij vysshego obrazovaniya Krasnodarskogo kraya. Nauchnyj zhurnal KubGAU. 2020; № 156 (02). Available at: http://ej.kubagro.ru/2020/02/pdf/03.pdf

6. Beregovaya O.A., Kudashov V.I. Problemy yazykovoj i akademicheskoj adaptacii inostrannyh studentov v Rossii. Integraciya obrazovaniya. 2019; № 23 (4): 628 - 640.

7. Sokolova Yu.A. Formirovanie sociokul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov v ramkah praktiko-orientirovannogo proekta «My v Rossii». Vestnik tGPu. 2019; № 7 (204): 130 - 139.

8. Ovsyannikova I.G., Tereschenko T.M. Sociokul'turnaya adaptaciya inostrannyh studentov k usloviyam obucheniya v rossijskom vuze. Izvestiya VGPU. 2018; № 3: 41 - 46.

9. Biserova G.K., Shagivaleeva G.R. Socio-psychological adaptation of international students to learning and professional activities. Space and Culture. 2019; № 6 (5): 99 - 114.

10. Presbitero A. Culture shock and reverse culture shock: The moderating role of cultural intelligence in international students' adaptation. International Journal of Intercultural Relations. 2016; № 53: 28 - 38.

11. Mudassir H., Hong S. A Study on Academic Adaptation of International Students in China. Higher Education Studies. 2019; № 9 (4): 80 - 92.

12. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu "pedagogicheskoe obrazovanie" v kontekste metodologii TUNING (opyt Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 1 (44): 26 - 28.

Статья поступила в редакцию 10.11.20

УДК 378

Gandarova L.B., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: uzlipat066@mail.ru

Guliyeva M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: uzlipat066@mail.ru

Shuturova Kh.M, senior teacher, Department of Theory and History and State Law, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

CONSTITUTIONAL LEGAL AWARENESS OF THE INDIVIDUAL IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY. The article presents a study of the role of constitutional legal consciousness of an individual in the educational process of higher education. The authors point out that the study of the course of constitutional law is very relevant not only for lawyers, but also for specialists in various spheres of society. It is noted that today it is important to determine the main directions for improving the constitutional legal awareness in modern Russian society and develop appropriate practical proposals related to both improving the constitutional legislation and improving the effectiveness of law enforcement and other law enforcement agencies, based on improving the professional constitutional legal awareness of their representatives. As a result of acquiring a set of knowledge that reveals the main characteristics and natural basics of constitutional legislation, it becomes possible to establish the role and position that constitutional law occupies in the structure of national legal systems that currently exist on the world stage. Constitutional law is the most accurate and objective way to express constitutional norms, is the most effective way to consolidate at the formal level the set of fundamental rights and freedoms granted to each person and creates conditions for their proper protection.

Key words: legal awareness of the individual, educational process, legal education, constitutional legal awareness, Russian society, legal culture, training course.

Л.Б. Гандарова, канд. юрид. наук, доц. ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: uzlipat066@mail.ru

М.М. Гулиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: uzlipat066@mail.ru

Х.М. Шутурова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, Е-mail: uzlipat066@mail.ru

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Статья посвящена исследованию роли конституционного правосознания личности в учебном процессе вуза. Авторы указывают, что изучение курса «Конституционное право» весьма актуально не только для юристов, но и для специалистов самых разных сфер жизнедеятельности общества. Отмечается, что сегодня актуально определить основные направления повышения конституционного правосознания в современном российском обществе и выработать соответствующие предложения практического характера, связанные как с совершенствованием конституционного законодательства, так и с повышением эффективности деятельности правоохранительных и других правоприменительных органов, на основе повышения профессионального конституционного правосознания их представителей.

В результате приобретения комплекса знаний, раскрывающих основные характеристики и природную сущность конституционного законодательства, появляется возможность установить роль и позицию, которую конституционное право занимает в структуре существующих на сегодняшний день на мировой арене национально-правовых систем. Конституционное право представляет собой максимально точный и объективный способ выражения конституционных норм, является наиболее эффективным вариантом закрепления на формальном уровне комплекса основных прав и свобод, дарованных каждому человеку, и создает условия для их надлежащей охраны.

Ключевые слова: правосознание личности, учебный процесс, правовое воспитание, конституционное правосознание, российское общество, правовая культура, учебный курс.

В современной России складываются новые для российского общества конституционные ценности. Принятые поправки к Конституции Российской Федерации вызвали определенное отношение к основному закону государства, в связи с чем весьма актуальной остается проблема повышения правового сознания как общества в целом, так и отдельной личности.

На основании различных источников информации можно заключить, что «правовая культура общества - это часть общей культуры, представляющая со-

бой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества» [1, с. 135].

«Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности» [2].

1551\11991-5497. МИ Р ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (85) 2020

а

§ «

о

ей

а-

В широком смысле - это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества

В узком смысле - это система нормативных отношений меятду людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством.

Рис.1.Содержаниепонятия «правовая культура»

Как отмечает Н.О. Дуглас, «правовая культура основана на свойстве человека «нор7ировать»своио-ношеииясокрун5ющиммироо и людьми» 95

Нносновоаеалнза литературы[1 р4] иооно новоритин том, етооннятив «правовая культура» имеет достаточно ёмкое содержание и может рассматри-встьвнврэслиноын вриросах^ис. 1).

Квндыйспвц-0505у виеоосие^л^оосиуо профино 00 ОКОНисВИи учебной программы в вузе должен предстать перед работодателем как носитель и ак-росии1сзущиееикр5 нноотей, нревозглашённых в Конституции, направить свою деятельность сн снщимеправ и ^н^оОод, дарованн ыв каиадомрчеуововр, раждсо личности и каждому гражданину нашего государства.

Тиерамни- сворсе авсь°ы[1;у;6 ьдр] ледв1 ро5^;-юв[^ксв5ни505тьоср5--5ООИ1И1И<^5^МО5Ы ^^г^|^^Е^неноТиынр^1иеьсокинто^р^виорв^пр прсвюс^нан^ е современном российском обществе. Также многие пишут о том, что необходимо осллеютввно орудию тредеюриртов юн реорениноиио^ ктвкьо-н ос^ботэть -сснвет-нрyющищп рероежиниеивп ктиьосон^суиыоскте ра.сосониоые какпровере шенствованием конституционного законодательства, так и с повышением эф-фeктоиеopтиоосеуеl1H о^ти-нУтoсвс¡^l^^^Е^(^с ь неоиданихтривоп рнме н ит ^.пь н ыс оргаин^а oнуoвопюеышо-тв профecсеонaщтеиroренcвитyорoнно^опрсьов^^е нания их представителей.

5ри изуненнв дьсцсплеиы «Конрштэдионноеправо» нвн0с^т^н^.г^н^к^учык^т в^р^с^е^г^^н^Ьзне^^во закрепить в своём сознании информацию, раскрывающую природу и сущностные характеристики конституционного права. Студенты в случае прочовго вoуpeплунив-сври^огут лeг-юoрсщнеиpoварьcян ст^^руе^1нсм роeнс7aниииньтис^^ веооеьвуциовноо пнва^абовагь еpсо^^п^t^;^и иосыоо никами, знакомиться с функциями и задачами, которые реализуются и решаются ьпpосорpу oрyщeсттлсеиепpoюеов-юу9уьооидуятeсунoеск юроста, тан оие по фaкуеоробеооертииуpeиеиуaц1икoтиcятот коуеетвyциoнтып в -ноoотыононм, установленных в государстве.

^нн pосемaвнoсусиксрс «Koнpтосостеттoe осонос1^ ыюну взмного-численных учебных дисциплин, то можно отметить, что он представлен в виде сложно структурированной системы. В ней присутствуют научно обоснованные теоретические и практические положения, которые всесторонне раскрывают структурное содержание конституционного права, выступающего в данном случае в качестве одной из отраслей российского права. В настоящее время «Конституционное право» представляет собой также дисциплину, которая является одним из структурных элементов комплекса обязательных к изучению дисциплин во всех российских юридических вузах, а также других высших учебных заведениях, имеющих юридические факультеты. Изложение научных положений осуществляется согласно требованиям, предъявляемым учебной программой, а также методическими регламентами, разработанными и введенными в действие в целях регулирования процесса изучения предмета конституционного права. Предмет научной дисциплины с точки зрения его структурного состава содержит комплекс научных знаний о конституционном праве, систематизация которых осуществлена в соответствии с объектами изучения, и представляет собой совокупность юридически значимых норм, регламентирующих одну из отраслей конституционного законодательства, порядок осуществления конституционно-правовых взаимоотношений, порядок реализации конституционно-правовой практической деятельности, а также раскрывающих всестороннюю информацию о таком научном разделе, как конституционное право.

Учебная дисциплина «Конституционное право» направлена на изучение конституционного права, представленного совокупностью норм, изучение данной правовой в рамках структуры других правовых отраслей национального права.

По результатам изучения курса студент должен демонстрировать наличие глубочайших структурированных знаний о существующей системе конституционного права, выступающей при этом в качестве одной из ключевых отраслей российской правовой системы и формирующей и фундаментальную основу Кроме того, студенты должны получать навыки, позволяющие понимать, прежде всего, смысловую сущность правовых норм, уметь формулировать их научное толкование, а также активно применять в рамках практической деятельности.

В результате приобретения комплекса знаний, раскрывающих основные характеристики и природную сущность конституционного законодательства, по-

является возможность установить роль и позицию, которую конституционное право занимает в структуре существующих на сегодняшний день на мировой арене национально-правовых систем.

Конституционное право представляет собой максимально точный и объективный способ выражения конституционных норм, является наиболее эффективным вариантом закрепления на формальном уровне комплекса основных прав и свобод, дарованных каждому человеку, и создает условия для их надлежащей охраны.

Существенные позиции в структурном составе предмета анализируемой учебной дисциплины отводятся комплексу научных знаний, раскрывающих сущностные характеристики конституционно-правовых взаимоотношений. Если обозначенные знания будут урвоены надлежащим образом, в таком рлучае обладатель этой информации рможет с легкортью ориентироватьря в характерирти-ках предмета, регулирование которого осуществляет конституционное право, знать структуру реализуемых конституционно-правовых взаимоотношений, их сущностное содержание, ориентироваться в характере юридических взаимосвязей, которые возникают между субъектами рассматриваемого вида отношений.

В настоящее время все наиболее известные и видные российские и ино-рт-ныны е ученые сходятся в едином мнении, согласно которому изучение исключительно законов, национальных и международных договоров, решений, приннюа емых органами суда, будет недостаточно для того, чтобы софрмировать в сознании студентов наиболее полную картину, касающуюся динамики и особенностей состояния конституционного права, выступающего в качестве одной из наиболее существенных отраслей национальной правовой системы. В этих це-еевповр ебуется получить знания, предоставляемые непосредственной средой, в рамках которой реализуются нормы конституционного права.

Разработка учебного курса «Конституционное право» ведется в соответ-роннет действующим законодательством, а также в этих целях применяются инновационные передовые достижения научного познания. В структуре учебного ососа -риводится комплекс научных знаний, без которых специалист не может ое-щент влять в дальнейшем свою профессиональную деятельность. Тем не менее материалам учебного курса присуща черта быстрого устаревания, так как етмесеется высокий уровень динамичности конституционного законодательства, енепретерпевает постоянные изменения, в него включаются новые нормативно-правовые акты, которые приходят на замену старым, что и объясняется принятыми поправками к Конституции Российской Федерации [5].

Цель дисциплины «Конституционное право»: «формирование у студентов углубленных профессиональных знаний по конституционному праву Российской Федора ции».

Воспитательная цель: «формирование высокого уровня правосознания, гражданской ответственности, уважения к праву и закону, профессионального диега, приверженности идеалам правового государства, целеустремленности, нргатизованности, трудолюбия, создание нетерпимого отношения к коррупционным -|появлениям и нарушениям законодательства, а также прав и свобод граждан» [6].

Таблица 1

Система знаний, предусмотренных в рамках дисциплины «Конституционное право»

№ Содержание

1. - культурно-исторические контексты права и государства, соотношение с социальными институтами и нормами в процессе исторического развития и на современном этапе

2. - государственные и правовые традиции в современном мире

3. - основные теории, концептуальные идеи, представления, понятия, категории и гипотезы, отражающие современный уровень научных знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования конституционно-правовых норм, отношений, явлений, соотношение правовых процессов и государственных структур, систему фактов, связанных с эволюцией институтов государства, правовых систем, юридических институтов и правовых форм

4. - категориальный аппарат конституционного права

5. - история становления и этапы развития юридической мысли, основные учения об основных институтах конституционного права

6. - специфика конституционно-правовых отношений, права и обязанности их субъектов

7. - особенности государственного (территориального) устройства России и зарубежных стран; принципы современного российского федерализма

8. - конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и органов местного самоуправления и др.

На основе анализа рабочей программы данной дисциплины можно отметить, что в качестве результатов обучения данной дисциплине выступают следующие компоненты (табл. 1).

Совокупность умений студентов, освоивших учебную дисциплину «Конституционное право» (табл. 2).

Таблица 2

Система умений, предусмотренных в рамках дисциплины «Конституционное право»

8. - осуществлять образование и воспитание, преподавательскую деятельность по образовательным программам высшего образования по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»

9. - осуществлять экспертно-консультационную работу, давать квалифицированные юридические заключения по конституционному праву

10. - правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать терминами и понятиями, точно их использовать в научно-исследовательской и преподавательской деятельности

11. - анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права

Совокупность навыков студентов, освоивших учебную дисциплину «Конституционное право», представлена в табл. 3.

Таблица 3

Система навыков, предусмотренных в рамках дисциплины «Конституционное право»

№ Содержание

1. - использовать современные средства теоретического анализа конституционного права

2. - применять методы построения теоретических исследовательских моделей в сфере конституционного права; системные, исторические и иные подходы в исследовании проблем теоретической юриспруденции; методы сравнительно-правового исследования; техники организации исследовательских практик

3. - использовать приобретенные знания в научной деятельности, осуществлять теоретическое исследование проблем современного права и государства, разрабатывать концептуальные решения с целью совершенствования и развития институтов государства, правовой системы общества, юридических конструкций и форм в сфере конституционного права

4. - выстраивать исторические и логические связи между различными правовыми теориями, анализировать соотношение концептуальных идей и исторических фактов

5. - применять теоретические знания к решению конкретных правоприменительных задач; - последовательно и аргументировано излагать содержание научных проблем

6. - вести научную дискуссию, анализировать и обобщать материалы правоприменительной практики, статистические и иные эмпирические данные

7. - осуществлять разработку и реализацию правовых норм в сфере конституционного права; - на основе самостоятельного осуществления научных исследований актуальных проблем конституционного права формировать собственные предложения по решению этих проблем, совершенствованию правового регулирования в исследуемых сферах

Библиографический список

№ Содержание

1. - навыки толкования конституционно-правовых норм, умение применять различные способы и виды толкования

2. - навыки толкования особенностей и содержания Конституции Российской Федерации, этапов ее развития; значений и содержания основ конституционного строя Российской Федерации; конституционных характеристик государства; конституционных основ экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в РФ и зарубежных странах

3. - навыки толкования основ правового положения личности; вопросов института гражданства Российской Федерации и зарубежных стран, содержания конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способов защиты прав и свобод личности и др.

Из вышеизложенного следует, что изучение курса «Конституционное право» весьма актуально не только для юристов, но и для специалистов самых разных сфер жизнедеятельности общества. И потому было бы логично ввести курс по изучению данной дисциплины на всех факультетах современных российских вузов.

1. Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки. Юридические исследования. 2013; № 4: 135 - 158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Правовая культура. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1 %8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0

3. Дуглас Н.О. Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества. Молодой ученый. 2012; № 7 (42): 193 - 196. Available at: https://moluch.ru/ archive/42/5097/

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. Москва, 2018.

5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ, от 14.03.2020 № -1-ФКЗ). Available at: http://www.consultant.ru/

6. Рабочая программа дисциплины «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право». Available at: https://www.msal.ru/upload/ medialibrary/559/RP-Konstitutsionnoe-pravo_-konstitutsionnyi_-sudebnyi_-protsess_-munitsipalnoe-pravo.pdf

References

1. Gulyaihin V.N. Pravovaya kul'tura kak ob'ekt nauchnogo issledovaniya: metodologicheskie podhody, struktura i kriterii ocenki. Yuridicheskieissledovaniya. 2013; № 4: 135 - 158.

2. Pravovaya kul'tura. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8 C%D1%82%D1%83%D1%80%D0

3. Duglas N.O. Professional'naya pravovaya kul'tura - sostoyanie pravovoj zhizni obschestva. Molodoj uchenyj. 2012; № 7 (42): 193 - 196. Available at: https://moluch.ru/ archive/42/5097/

4. Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: uchebnik dlya vuzov. Moskva, 2018.

5. Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovanie 12 dekabrya 1993 goda (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami Rossijskoj Federacii o popravkah k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ30 dekabrya 2008 № 6-FKZ i № 8 - FKZ, ot 14.03.2020 № -1-FKZ). Available at: http://www.consultant.ru/

6. Rabochaya programma discipliny «Konstitucionnoe pravo; konstitucionnyj sudebnyj process; municipal'noe pravo». Available at: https://www.msal.ru/upload/medialibrary/559/ RP-Konstitutsionnoe-pravo_-konstitutsionnyi_-sudebnyi_-protsess_-munitsipalnoe-pravo.pdf

Статья поступила в редакцию 10.11.20

УДК 371

Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: irinagorbushina@mail.ru Peredery S.N., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, The Humanitarian and Pedagogical Academy, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal State University (Yalta, Russia), E-mail: s-peredery@mail.ru

Mokeeva L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, The Humanitarian and Pedagogical Academy, Branch of V. I. Vernadsky Crimean Federal State University (Yalta, Russia), E-mail: mok54@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.