Научная статья на тему 'Социокультурная адаптация российских студентов - участников программ академической мобильности: факторы и результаты'

Социокультурная адаптация российских студентов - участников программ академической мобильности: факторы и результаты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рябкова Елена Леонидовна

Международные студенты становятся все более важной социальной группой для современного высшего образования, что приводит к возрастанию роли проблемы их адаптации в инокультурной среде. В статье приводятся результаты социологического исследования адаптации российских студентов хабаровских вузов, участвовавших в программах академической мобильности в зарубежных университетах, в основном, в странах Восточной Азии. Интегративный подход позволил выявить основные факторы и результаты адаптации. Несмотря на высокую культурную дистанцию между Россией и страной пребывания, другие факторы (институциональные, организационные и личностные) способствуют успешной адаптации. Особую роль играет развитая система адаптационных мер в зарубежных вузах. Как следствие, российские студенты демонстрируют высокий уровень функциональной адаптации, рост психологического комфорта в ходе реализации программы, а также достаточно успешное формирование межкультурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная адаптация российских студентов - участников программ академической мобильности: факторы и результаты»

УДК 316.614:378.063 - 052

Рябкова Елена Леонидовна

аспирант кафедры философии, социологии и права, старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации, Дальневосточный государственный университет путей сообщения [email protected]

Elena L. Riabkova

Postgraduate student of the Department of Philosophy, Sociology and Law, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Far Eastern State Transport University [email protected]

Социокультурная

адаптация российских студентов - участников программ академической мобильности: факторы и результаты

Sociocultural adaptation of russian students participating in academic mobility programs: factors and outcomes

Аннотация. Международные студенты становятся все более важной социальной группой для современного высшего образования, что приводит к возрастанию роли проблемы их адаптации в инокультурной среде. В статье приводятся результаты социологического исследования адаптации российских студентов хабаровских вузов, участвовавших в программах академической мобильности в зарубежных университетах, в основном, в странах Восточной Азии. Интегративный подход позволил выявить основные факторы и результаты адаптации. Несмотря на высокую культурную дистанцию между Россией и страной пребывания, другие факторы (институциональные, организационные и личностные) способствуют успешной адаптации. Особую роль играет развитая система адаптационных мер в зарубежных вузах. Как следствие, российские студенты демонстрируют высокий уровень функциональной адаптации, рост психологического комфорта в ходе реализации программы, а также достаточно успешное формирование межкультурной идентичности.

Ключевые слова: социокультурная адаптация, кросс-культурная адаптация, программы академической мобильности, российские студенты за рубежом.

Annotation. International students are an increasingly important social group in contemporary higher education, and their adaptation in a different culture becomes more common and significant problem. The current study focuses on soci-ocultural adaptation of Russian students from Khabarovsk participating in academic mobility programs abroad, primary in East Asian countries. Based on an integrative approach, it revealed key factors and effects of adaptation. Despite large cultural distance between Russia and other countries, other factors (institutional, organizational, and personal) facilitate students' adaptation. Well-developed system of social support at the university level is especially important. As a result, Russian students demonstrate high level of functional fit, significant increase in psychological comfort, and formation of intercultural identity.

Keywords: sociocultural adaptation, cross-cultural adaptation, academic mobility programs, Russian students abroad.

В

ведение.

Россия является одним из активных участников международной миграции, входя в число крупнейших стран по показателям, как иммиграции, так и эмиграции. Важную роль в интеграции России в международные связи играет образовательная миграция, хотя для нашей страны характерна, прежде всего, входящая об-

разовательная миграция, в зарубежных вузах учится почти 57 тыс. россиян [1].

В современной социологии молодежи, глобализация и рост образовательной и профессиональной мобильности является одним из главных предметов исследования [2]. Прямым следствием роста международной образовательной мобильности является растущая потребность в

адаптации и интеграции студентов в новой социокультурной среде.

Современные теоретические подходы рассматривают целостную систему факторов и результатов адаптации международных студентов [3]. В частности, обосновано выделение таких групп факторов, как культурные, институциональные, организационные и личностные, а также различных категорий адаптационных эффектов, связанных с функциональным соответствием, психологическим благополучием и межкультурной идентичностью.

В изучении адаптации международных студентов, однако, на сегодняшних день имеются значительные лакуны. Так, сравнительно мало изучены особенности адаптационного процесса обучающихся по программам студенческого обмена и другим формам относительно краткосрочного обучения. В ходе таких программ у студентов имеется значительно меньше времени и возможностей для полноценной адаптации, что предъявляет особые требования к вузам, отвечающим за их реализацию. Кроме того, российские исследования посвящены, как правило, адаптации иностранных студентов в российских вузах, тогда как адаптация российских участников программ обмена за рубежом гораздо менее исследована. Некоторые имеющиеся исследования [4-8], как правило, ограничиваются рассмотрением только отдельных факторов и эффектов адаптации. Данное исследование призвано, отчасти, заполнить имеющиеся пробелы в знаниях, основываясь на интегративном подходе к социокультурной адаптации.

Метод.

Для изучения факторов и результатов социокультурной адаптации российских студентов, в соответствии с интегративным подходом [3], был проведен социологический опрос среди российских студентов города Хабаровска, принимавших в течение последних пяти лет участие в программах академической мобильности разной длительности, от нескольких месяцев до 1 года и больше. Учитывая региональный срез исследования, неудивительно, что основным направлением академической мобильности стали университеты стран Восточной Азии, прежде всего, Южной Кореи (64,7 % респондентов). Остальные студенты учились в университетах Китая, Северной Америки и некоторых других стран.

Исследование проводилось в сентябре-ноябре 2018 г. методом онлайн-опроса. Из-за небольшого размера обследуемой группы (около 150-170 чел.), приглашения были разосланы по всем доступным адресам электронной почты. Общее количество заполненных анкет составило 69. Несмотря на сравнительно небольшой размер обследованной группы, отвечающей выбранным критериям, полученные ответы позволили оценить целостную систему адаптации, а именно, четыре группы факторов (культурные, институциональные, организационные, личностные) и три компонента эффектов или результатов адаптации (функциональное соответствие, пси-

хологическое благополучие, межкультурная идентичность).

Результаты и обсуждение.

На основе полученных ответов была описана система макро- и микроуровневых факторов, воздействующих на адаптационный процесс российских студентов.

Для оценки культурных факторов была измерена воспринимаемая культурная дистанция между Россией и страной пребывания. Культурная дистанция - хорошо известный фактор адаптации студентов, описанный в предыдущих исследованиях [9]. Наше исследование показало, что студенты воспринимают культурную дистанцию как высокую: средняя оценка различий между культурами составила 5,7 балла по 7-бальной шкале (ст. откл. = 1,1). При этом известно, чем выше культурная дистанция, тем сложнее адаптироваться в новой среде.

Студенты также охарактеризовали девять различных факторов, относящихся к институциональным и другим макроуровневым аспектам принимающего общества. Обобщение ответов и их представление в виде шкалы от -2 (условия воспринимаются как гораздо более благоприятные в России) до +2 (условия гораздо более благоприятны в другой стране) показало, что российские студенты оценивают, в целом, условия в другой стране как более благоприятные. В наибольшей степени благоприятными оказались условия в области безопасности и транспортного обеспечения (0,6 балла). Единственный фактор, который был оценен как более благоприятный в России, это экологическая обстановка (0,5 балла). Такие результаты соответствуют оценкам, данным иностранными студентами, обучающимися в вузах Хабаровска (результаты этого исследования будут представлены в отдельной публикации). Это позволяет предположить, что внешние условия проживания и обучения объективно являются более благоприятными в странах Восточной Азии, чем в России. Следует отметить, что основная часть опрошенных студентов проходила обучение в вузах Южной Кореи, уровень социально-экономического развития которой значительно выше, чем в России.

Организационные факторы способны существенно повлиять на успешность адаптации, как в принимающем вузе, так и в отправляющем. Оценивая предадаптационную подготовку в собственном вузе, российские студенты наиболее полезными сочли дополнительную языковую подготовку. Очень важными ее считают 53,3 % тех студентов, которым вуз предоставлял такую возможность. При этом более чем в 11 % случаев такие меры отправляющим вузом не были предусмотрены. К числу других значимых форм респонденты отнесли общение с другими студентами, как из страны будущего обучения, так и российских, бывавших в ней ранее.Среди предложенных вузом мер наименее эффективными считаются информационные ресурсы, посвященные обучению и жизни в другой стране. Это

отражает исключительную значимость, которую имеет неформальное общение с людьми, имеющими непосредственный опыт проживания в другой культуре, для предадаптационной подготовки.

Полезность мер поддержки, предпринимаемых принимающим университетом, оценивается российскими студентами заметно выше, чем преда-даптационные меры российских вузов. Наибольшую пользу, по мнению студентов, приносит деятельность специальных подразделений вуза (67,7 % респондентов считают их «очень полезными»), дополнительные языковые курсы и культурные центры для неформального общения с местными студентами (по 61,8 %). Ни одна из мер, перечисленных в опросе, не была оценена как «очень полезная» менее чем 41 % опрошенных. В сравнении с российскими вузами, принимающими студентов из-за рубежа, восточноази-атские университеты демонстрируют заметно более отлаженную систему работы с иностранными студентами, предоставляют более широкий набор мер организационной поддержки, а их эффективность и полезность оценивается выше.

Анализ личностных факторов адаптации позволил выяснить, что общий уровень мотивации студентов высокий, а в структуре мотивов доминируют мотивы, значимые для профессионального развития (рис. 1).

Важность языковой компетентности и профессиональных мотивов позволяет предположить, что жизненные планы российских студентов, в большей степени, связаны с миграцией. Действительно, только пятая часть опрошенных (20,6 %) заявили о том, что они планируют вернуться на родину после окончания обучения. Еще около трети (32,4 %) затруднились с ответом, а остальные рассматривают возможности миграции либо в страну обучения (26,5 %), либо в третьи страны (20,6 %). Высокий уровень мотивации и

выраженные миграционные стратегии являются факторами, способствующими адаптации в новых условиях.

Таким образом, система факторов, влияющих на адаптацию, в целом, благоприятствует успешной адаптации российских студентов в университетах Восточной Азии. Высокая культурная дистанция компенсируется благоприятными институциональными условиями, развитой системой мер социальной поддержки и высокой личностной мотивацией. Как следствие, студенты демонстрируют достаточно успешную адаптацию в ее различных компонентах.

О функциональном соответствии можно судить как по степени удовлетворенности обучения в чужой стране, так и по остроте адаптационных проблем. Средняя оценка удовлетворенности среди российских студентов составила 6,2 балла по 7-бальной шкале (ст. откл. = 0,9). Средние оценки относительной значимости отдельных проблем адаптации приведены в диаграмме на рисунке 2.

Такие цифры говорят о том, что опыт учебы и жизни в другой стране оценивается положительно и соответствует или превышает ожидания. Средняя значимость проблем равна 2,9, наибольшие сложности связаны с недостаточным владением языком. Показательно, что российские студенты не испытывают существенных трудностей в учебе, несмотря на то, что южнокорейские университеты имеют очень высокую репутацию в мире и предоставляют качественное образование. Это, а также высокий уровень удовлетворенности программой свидетельствуют о том, что организационные меры, предпринимаемые зарубежными университетами, оказываются эффективными и позволяют студентам активно включиться в учебный процесс, успехи в котором и являются главным результатом функциональной адаптации.

Рисунок 1 - Средняя оценка российскими студентами значимости отдельных мотивов участия в программах академической мобильности

Слабое владение языком Бытовые проблемы Проблемы медицинского обслуживания Трудности в освоении учебной программы Непонимание местной культуры Трудностями в общении с преподавателями Трудности в общении с местными жителями Трудности во взаимодействии с... Отсутствие возможностей для проведения... ■ России

3 2,9 2,9 8 8 3,5

3 5

) 0,5 1 1,5 2 2 ские студенты

Рисунок 2 - Фактическая значимость проблем адаптации, с которыми сталкиваются российские студенты в зарубежных вузах, средняя оценка по 5-бальной шкале

На психологическом уровне адаптация проявляется в психологическом комфорте студентов. По результатам опроса выяснено, что за время обучения субъективный психологический комфорт значительно возрастает, с 4,3 баллов в начале обучения (ст. откл. = 1,3), до 6,1 балла по завершении программы (ст. откл. = 1,1), по 7-бальной шкале. Такой прогресс подтверждает выводы об успешной адаптации студентов не только на функциональном, но и на психологическом уровне.

Формирование межкультурной идентичности -самый сложный уровень социокультурной адаптации. Респондентам было предложено оценить по 10-бальной шкале степень своей субъективной связи, как с российской культурой, так и с культурой принимающего общества. Средний уровень российской культурной идентичности, то есть, ассоциирование себя с российской культурой, составил 6,5 балла (ст. откл. = 2,2), а с культурой страны пребывания - 5,9 балла (ст. откл. = 1,7). Такие цифры показывают, во-первых, большую готовность российских студентов к формированию межкультурной идентичности или даже отказу от российской идентичности, а во-вторых, высокую степень гетерогенности этой социальной группы. Среди опрошенных выделяется группа (приблизительно 25 %) с ярко выраженной бинарной идентичностью, соответствующей стратегии интеграции в известной типологии Дж. Берри [10]. При этом еще почти 9 % реализуют стратегию ассимиляции, то есть, готовы полностью отказаться от российской идентичности в пользу культуры принимающего общества. В целом же, для российских студентов характерно слабо выраженное преобладание российской культурной идентичности. На наш

взгляд, это показывает достаточно высокий потенциал российского студенчества к жизни и работе в поликультурной среде и успешного включения в международные связи.

Заключение.

Проведенное исследование позволило дать системное описание процесса социокультурной адаптации достаточно малоисследованной социальной группы - студентов, проходящих обучение в зарубежных вузах по краткосрочным программам академической мобильности. Особенность данного исследования заключается в том, что, хотя основным направлением образовательной миграции для российских студентов являются страны Северной Америки и Европейского Союза, на Дальнем Востоке очевидны гораздо более тесные связи с восточноазиатскими университетами.

Исследование показало, что основные страны рег и она, в университетах которых российские студенты проходят обучение, обладают развитой системой социальной поддержки. В совокупности с благоприятной институциональной средой и высоким уровнем личной мотивации это создает предпосылки для успешной адаптации студентов на функциональном, психологическом и самоидентификационном уровнях, даже, несмотря на высокую культурную дистанцию между странами и относительно непродолжительный характер поездок. Региональным российским вузам можно рекомендовать более тщательно изучать опыт своих вузов-партнеров, чтобы обеспечивать сопоставимое качество адаптационной поддержки иностранных студентов и, соответственно, их конкурентоспособность в мировой системе высшего образования.

Литература:

1. Outbound internationally mobile students by host region.UNESCO. URL : http://uis.unesco.org/ indicator/edu-mobility-out-out#slideoutmenu (дата обращения 09.11.2018).

2. Kim Y.Y. Becoming Intercultural: An Integrative Theory of Communication and Cross-Cultural Adaptation. Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.

3. Бацына Я.В. Актуальные проблемы социологии молодежи в ХХ1в // Теория и практика общественного развития. 2017. № 1. С. 13-15.

4. Рябкова Е.Л. Социокультурная адаптация международных студентов: теоретические аспекты исследования // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 1. С. 134-139.

5. Леденева Л.И. Российские студенты, обучающихся за рубежом, как часть российской академической диаспоры: оценки и перспективы использования потенциала // Российское студенчество на рубеже XX-XXI веков: трансформация системы ценностей. М. : ИНИОН, 2012. С. 238-256.

6. Малахаева С.К. Исследование ценностных ориентаций российских студентов, обучающихся в Китае // Baikal Research Journal. 2017. Vol. 8. № 4. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovanie-tsennostnyh-orientatsiy-rossiyskih-studentov-obuchayuschihsya-v-kitae

7. Проскура О.В. Комплексная подготовка студентов к участию в программах международной академической мобильности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4. С. 143-145

8. Андрианова Ю.В. Обучение академическому английскому языку как способ формирования готовности студентов к участию в программах академической мобильности // Вопросы методики преподавания в вузе. 2012. № 1. С. 125-131.

9. Galchenko I., van de Vijver F.J.R. The role of perceived cultural distance in the acculturation of exchange students in Russia / Galchenko I., van de Vijver F.J.R. // International Journal of Intercultural Relations. 2007. Vol. 31. P. 181-197.

10. Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied Psychology: An International Review. 1997. Vol. 46. P. 5-34.

Literature:

1. Outbound internationally mobile students by host region.UNESCO. URL : http://uis.unesco.org/ indicator/edu-mobility-out-out#slideoutmenu (date of the address 09.11.2018).

2. Kim Y.Y. Becoming Intercultural: An Integrative Theory of Communication and Cross-Cultural Adaptation. Thousand Oaks: Sage Publications, 2001.

3. Batsyna Ya. V. Actual problems of the sociology of youth in the XXI century // Theory and practice of social development. 2017. № 1. a 13-15.

4. Riabkova E.L. Sociocultural adaptation of international students: theoretical aspects of research // Power and Administration in Eastern Russia. 2018. № 1. a 134-139.

5. Ledeneva L.I. Russian students studying abroad as part of the Russian academic diaspora: assessments and prospects for the use of potential // Russian students at the turn of the XX-XXI centuries: the transformation of the system of values. M. : INION, 2012. ^ 238-256.

6. Malakhaeva S.K. The study of value orientations of Russian students studying in China / S.K. Malakhaeva, M.Yu. Uvarova, E.A. Kedyarova // Baikal Research Journal. 2017. Vol. 8. № 4. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-tsennostnyh-orientatsiy-rossiyskih-studentov-obuchayuschihsya-v-kitae

7. Proskura O.V. Comprehensive training of students to participate in international academic mobility programs / O.V. Proskura, M.G. Minin // TSU science vector. Series: Pedagogy, Psychology. 2014. № 4. a 143-145

8. Andrianova Yu.V. Teaching academic English as a way to shape students' readiness to participate in academic mobility programs // Teaching Methods at the University. 2012. № 1. a 125-131.

9. Galchenko I., van de Vijver F.J.R. The role of perceived cultural distance in the acculturation of exchange students in Russia / Galchenko I., van de Vijver F.J.R. // International Journal of Intercultural Relations. 2007. Vol. 31. P. 181-197.

10. Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied Psychology: An International Review. 1997. Vol. 46. P. 5-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.