ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378 Статья поступила в редакцию 15.06.2020
РО! 10.17816/бпу202093301 Статья принята к опубликованию 28.08.2020
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2020
Алдакимова О.В.
Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир, Краснодарский край, Российская Федерация)
Аннотация. В статье представлен анализ интернационализации образования как ведущего направления развития высшего образования в контексте глобализации. Автор рассматривает отечественные и зарубежные теории интернационализации образования, выделяя в ней политические, экономические, демографические и педагогические стороны, что доказывает многоаспектность данного научно-образовательного феномена. Необходимость усиления геополитического влияния России в мире и укрепления конкурентных преимуществ российского образования актуализируют исследовательский интерес к успешному опыту зарубежных стран в области интернационализации образования, возможности его использования в российских вузах. Научная новизна и теоретическая значимость выполненного исследования заключается в обосновании и характеристике научно-методических условий адаптации зарубежного опыта интернационализации образования. Автор доказывает, что научно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования включают в себя теоретико-методологические условия, организационно-методические условия, учебно-методические и психолого-методические условия. Комплексная реализация выявленных условий позволяет обеспечить системное внедрение международного измерения в образовательную, исследовательскую, управленческую деятельность вузов. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в развитии международной деятельности вузов, в интеграции современных инструментов интернационализации высшего образования с учетом российских академических и научных традиций.
Ключевые слова: глобализация; интернационализация высшего образования; многоаспектность интернационализации образования; конкурентные преимущества российского образования; зарубежный опыт интернационализации образования; научно-методические условия; адаптация зарубежного опыта интернационализации образования.
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR ADAPTING FOREIGN EXPERIENCE OF HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION
© 2020
Aldakimova O.V.
Armavir State Pedagogical University (Armavir, Krasnodar Region, Russian Federation)
Abstract. The paper presents an analysis of education internationalization as a leading direction in the development of higher education in the context of globalization. The author considers domestic and foreign theories of education internationalization, highlighting its political, economic, demographic and pedagogical aspects, which proves the multidimensional nature of this scientific and educational phenomenon. The need to strengthen Russia's geopoli -tical influence in the world as well as strengthen the competitive advantages of Russian education actualizes research interest in the successful experience of foreign countries in the field of education internationalization and the possibility of its use in Russian universities. The scientific novelty and theoretical significance of the research lies in the substantiation and characterization of the scientific and methodological conditions for adapting the foreign experience of education internationalization. The author proves that scientific and methodological conditions for adapting foreign experience of education internationalization include theoretical and methodological conditions, organizational and methodological conditions, educational, methodological and psychological conditions. Comprehensive implementation of the identified conditions allows implementing of the international dimension in the educational, research and management activities of higher education institutions. The practical significance of the research is determined by the possibility of using the results obtained in the development of international activities of higher education institutions, in the integration of modern tools for higher education internationalization, taking into account Russian academic and scientific traditions.
Keywords: globalization; internationalization of higher education; multi-aspect internationalization of education; competitive advantages of Russian education; foreign experience of education internationalization; scientific and methodological conditions; adaptation of foreign experience of education internationalization._
Введение. Постановка проблемы исследования В сложных геополитических условиях внимание исследователей привлекают ведущие тенденции развития высшего образования в современных услови-
ях, среди которых особое место занимает интернационализация образования.
Самым распространенным является определение интернационализации образования как «...процесса, при котором цели, функции и организация предо-
ставления образовательных услуг приобретают международное измерение» [1, с. 2]. Интернационализация высшего образования в наиболее общем виде определятся как процесс включения международного, межкультурного и глобального измерения в стратегии и практическую деятельность вузов [2, с. 353]. Интернационализация высшего образования в современном контексте выступает как стратегия активного внедрения международного измерения во все базовые сферы жизнедеятельности вуза [3, с. 128].
Возрастающее значение интернационализации образования проявляется в ее влиянии на открытость и взаимодействие между национальными образовательными системами на основе их ценностной адаптации. Именно это позволяет не только сохранять образовательные традиции отдельных стран, но и распространять их в других странах [4, с. 39].
В исследованиях последних лет отмечается значимость разработки стратегий интернационализации национальных систем высшего образования [4, с. 40], стратегий интернационализации на уровне отдельных университетов [5, с. 211; 6, с. 6].
В научной литературе анализируется опыт ряда государств, принявших национальные стратегии интернационализации образования: Национальная стратегия международного образования до 2025 г. (Австралия), Национальная стратегия образования (Канада), Национальный план развития и реформирования образования на средне- и долгосрочный период (2010-2020 гг.) (Китай). В таких странах, как Германия, Малайзия, Новая Зеландия, США, Франция, Швеция и др. приняты и реализуются национальные стратегии интернационализации высшего образования [7, с. 21].
Согласно недавним исследованиям, лишь 11% стран разработали за последнее десятилетие национальную стратегию интернационализации. Три четверти из этих стран входят в Организацию экономического сотрудничества и развития [8].
Российские авторы подчеркивают необходимость развития национальной стратегии интернационализации образования [9, с. 77], поскольку наблюдается дефицит системности и сознательного использования механизмов интернационализации [10, с. 66].
Государственную значимость и объективную необходимость стратегии интернационализации образования подчеркивает принятый в 2017 году приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», в соответствии с которым предполагается увеличение количества иностранных студентов в российских вузах с 220 тыс. чел. до 710 тыс. чел. в 2025 г. [11].
Проведенный анализ научной литературы позволяет обозначить существующее противоречие между возрастанием роли интернационализации образования в современных условиях, необходимостью использования накопленного в других странах опыта и недостаточным научно-методическим обоснованием адаптации зарубежного опыта интернационализации образования в российских вузах. Целью исследования является выявление научно-методических условий адаптации зарубежного опыта интернационализации высшего образования.
Анализпубликаций по теме исследования
В зарубежных исследованиях достаточно детально и всесторонне рассмотрена эволюция подходов к интернационализации образования как развивающейся концепции, на которую оказывают существенное влияние академические, политические, социокультурные и экономические факторы [12; 1; 13].
Исследователи считают, что современной концепции интернационализации образования не более 30 лет [13, с. 12-14]. В эти годы интернационализация образования носила ситуативный, фрагментарный характер и не приобрела черты комплексной стратегии, особенно на уровне национальных правительств. Это проявилось в слабой согласованности международной деятельности в области образования, научных исследований и реализации социальной миссии университетов. Элитарный характер интернационализации образования выступал барьером для развития образования в ряде стран. В условиях глобализации появились новые тенденции интернационализации образования, обусловленные социально-политическими изменениями в мире. Речь идет, в частности, об универсальном характере, целенаправленности интернационализации как компонента образовательной политики и ее существенном влиянии не только на повышение качества образования, но, что приобретает особое значение, влиянии на достижение целей устойчивого развития [14, с. 5-7].
Многоаспектность интернационализации образования как междисциплинарного феномена представлена и в российских исследованиях.
Анализ литературы позволяет выделить следующие исследовательские аспекты в изучении интернационализации образования:
- политические аспекты: интернационализация образования как геополитический ресурс «мягкой силы» [15-18];
- экономические аспекты: интернационализация образования и экспорт образовательных услуг, усиление конкурентных преимуществ образовательных организаций и национальных образовательных систем [9; 6; 19-21];
- демографические аспекты: интернационализация образования как фактор образовательной миграции [22; 23];
- педагогические аспекты: интернационализация образовательной среды [10], интернационализация образовательных программ [24], интернационализация учебных дисциплин [25].
Следует отметить, что, несмотря на различия в трактовке понятий интернационализации образования, большинство авторов согласны с выводом об интенсификации процессов интернационализации в условиях глобализации.
В научной литературе представлен широкий круг исследований, посвященных анализу интернационализации образования в контексте глобализации [5; 4; 26].
Анализ процессов интернационализации образования в разных странах приводит авторов к закономерному выводу о том, что интернационализация образования не может быть отделена от глобализации [2, с. 352].
Глобализация может быть рассмотрена как процесс, влияющий на интернационализацию, поскольку интернационализация меняет мир образования, и глобализация меняет мир интернационализации [1, с. 3].
Основные результаты
Интенсификация процессов глобализации в мире актуализирует изучение успешного опыта интернационализации образования в Финляндии [27], Италии [28], Китае [29], Германии [30] и других странах.
Обобщение результатов выполненных исследований позволяет сформулировать вывод о необходимости научно-методического обеспечения адаптации зарубежного опыта к российской академической среде, к особенностям национальной системы образования и отдельных университетов.
С нашей точки зрения, успешность адаптации международных практик интернационализации образования предполагает создание в российских вузах системы научно-методических условий, которые включают в себя теоретико-методологические условия, организационно-методические условия, учебно-методические и психолого-методические условия.
Рассмотрим выделенные условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования подробнее.
Теоретико-методологические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования предполагают:
- научное обоснование направлений изучения и адаптации зарубежного опыта интернационализации образования в области образовательной, исследовательской, управленческой деятельности в вузе;
- теоретический анализ многомерности, много-уровневости и многоаспектности интернационализации образования как научно-практического феномена;
- научное обоснование критериев оценки зарубежного опыта интернационализации образования и его значения для вузовской системы образования;
- теоретико-методологическое обоснование механизмов интеграции интернационализации образования в стратегию развития вуза с учетом международного опыта;
- научное обоснование форм интеграции зарубежного опыта интернационализации образования в деятельность университета;
- выявление возможных барьеров при адаптации зарубежного опыта интернационализации образования, их систематизация и классификация;
- педагогическое обоснование предупреждения и преодоления барьеров при адаптации зарубежного опыта интернационализации образования.
Организационно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования включают:
- обеспечение непрерывной методической подготовки преподавателей, исследователей университета к использованию зарубежного опыта интернационализации образования;
- организацию системного изучения преподавателями, исследователями университета зарубежного опыта интернационализации образования с учетом профиля подготовки, региональных особенностей, научных и профессионально-личностных интересов педагогических и научных сотрудников;
- разработку и реализацию в вузе совместных с зарубежными партнерами образовательных и научных проектов и программ;
- организацию международной аккредитации основных и дополнительных образовательных программ;
- размещение вузовских образовательных программ на международных образовательных платформах;
- организацию взаимообмена преподавателями между российскими и зарубежными вузами;
- интенсификацию международной входящей и исходящей академической мобильности студентов, преподавателей, исследователей.
Учебно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования обеспечивают:
- разработку основных и дополнительных образовательных программ с учетом зарубежного опыта;
- включение в содержание учебных дисциплин результатов зарубежных научных исследований;
- разработку учебно-методического обеспечения дисциплин, создающего условия для использования зарубежного опыта организации самостоятельной работы студентов проектно-исследовательского характера;
- использование современных образовательных технологий, обеспечивающих международный контекст создания мотивационной среды обучения, формирования компетенций межкультурного взаимодействия в учебно-профессиональной деятельности;
- разработку методических рекомендаций для преподавателей по использованию зарубежного опыта интернационализации образования в организации образовательного процесса;
- научно-методическое обобщение лучших образовательных практик по использованию зарубежного опыта интернационализации образования.
Психолого-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации образования предполагают:
- диагностику уровня сформированности компетенций межкультурной коммуникации у студентов и преподавателей вуза;
- организацию для студентов и преподавателей вуза тренингов развития компетенций межкультурной коммуникации, овладения навыками делового общения с учетом международного контекста;
- разработку системы психологического сопровождения интернационализации образования в университете;
- развитие у преподавателей вуза психологической готовности к работе с иностранными студентами, включению их опыта образования в зарубежных образовательных системах в систему работы вуза;
- обучение преподавателей технологиям профилактики стресса аккультурации иностранных студентов, создания безопасной образовательной среды в процессе знакомства с мультикультурным опытом;
- профилактику и преодоление психологических барьеров при адаптации зарубежного опыта интернационализации образования.
Заключение
Анализ интернационализации высшего образования как многоаспектного научно-практического феномена, фактора усиления геополитического влияния российского образования в современном мире позволяет сформулировать следующие основные выводы.
1. Интернационализация образования, являясь одной из ведущих тенденций развития высшего образования в условиях глобализации и новых геополи-
тических реалий современности, вызывает активный исследовательский интерес представителей широкого круга научных специальностей.
2. Объективная необходимость укрепления конкурентных преимуществ российского образования на международном уровне актуализирует системное изучение опыта интернационализации образования в зарубежных странах-лидерах и его адаптацию к локальным социокультурным условиям и национальным академическим традициям.
3. Успешность адаптации зарубежного опыта интернационализации образования предполагает создание в российских вузах системы научно-методических условий, которые включают в себя теоретико-методологические условия, организационно-методические условия, учебно-методические и психолого-методические условия, что позволяет обеспечить:
- системную интеграцию современных инструментов интернационализации образования в стратегии развития вузов, укрепления их международного статуса и деловой репутации;
- комплексный подход к внедрению международного измерения в образовательную, исследовательскую, управленческую деятельность вузов;
- взаимосвязь ориентации на лучшие практики ведущих образовательных и научных центров мира и активное распространение в мире российских академических и научных достижений.
4. Требуется дальнейшее изучение научно-методического обеспечения системы мониторинга системного использования и адаптации зарубежного опыта интернационализации высшего образования.
Список литературы:
1. Knight J. Updated Internationalization Definition // International Higher Education. 2003. № 33. P. 1-3.
2. Rosyidah N., Matin, Rosyidi U. Internationalization in higher education: university's effective promotion strategies in building international trust // European Journal of Educational Research. 2020. Vol. 9, is. 1. P. 351-361. DOI: 10.12973/eu-jer.9.1.351.
3. Рыжкова И.В., Сергеев А.М. Интернационализация опорного университета: арктический вектор // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 3. С. 127-136. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-127-136.
4. Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 31-43. DOI: 10.32744/pse.2019.3.3.
5. Алешина И.В. Интернационализация: стратегия развития университета в эпоху глобализации // Вестник Университета. 2017. № 3. С. 210-214.
6. Экспорт образовательных услуг vs интернационализация университета: монография / М.Ю. Махотаева [и др.]. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. 210 с.
7. Олейникова О.Н., Редина Ю.Н. Макротренды развития системы высшего образования в мире // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 13-28.
8. Cräciun D. National policies for higher education internationalization: a global comparative perspective // European higher education area: the impact of past and future policies / eds. A. Curaj, L. Deca, M. Pricopie. Cham: Springer International Publishing, 2018. P. 95-106.
9. Кроливецкая С.М. Перспективы развития экспортного потенциала высшего образования Российской Фе-
дерации // Управленческое консультирование. 2018. № 12. С. 73-78. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-12-73-78.
10. Малкова И.Ю., Масленникова О.Г. Международная программа магистратуры как ресурс интернационализации образовательной среды // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 66-73. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-66-73.
11. О приоритетном проекте «Экспорт образования» [Электронный ресурс] // Правительство России. http:// government.ru/info/27864.
12. Alsharari N.M. Internationalization of the higher education system: an interpretive analysis // International Journal of Educational Management. 2018. № 32 (3). P. 359-381.
13. De Wit H. Internationalization in higher education: a critical review // SFU Educational Review. 2019. № 12 (3). P. 9-17. DOI: 10.21810/sfuer.v12i3.1036.
14. De Wit H., Rumbley L.E. Professional development in international education. the example of the Boston College MA in international higher education // Internationalization of Higher Education. 2017. A Handbook. Is. 3. P. 2-14.
15. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 31-58. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-1-31-58.
16. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8-9. С. 9-20. DOI: 10.31992/08693617-2019-28-8-9-9-20.
17. Ковба Е.Г., Грибовод Д.М. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы» // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 931. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-9-31.
18. Li J. Conceptualizing soft power of higher education, perspectives on rethinking and reforming education. Singapore: Springer, 2018. 251 p.
19. Нефедова А.И. Модель экспорта российского высшего образования // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2017. № 12. С. 136-148.
20. Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 9-26. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-29-26.
21. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 27-40. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40.
22. Иманкулова Н.Б., Мошляк Г.А. Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН) // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19, № 3. С. 499-508. DOI: 10.22363/2313-06602019-19-3-499-508.
23. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. № 4. С. 131— 139. DOI: 10.26425/2309-3633-2019-4-131-139.
24. Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Викторова А.О. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 3. С. 126-135.
25. Копусь Т.Л. Практики интернационализации учебных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. DOI: 10.17513/spno.29276.
26. Wihlborg M., Robson S. Internationalisation of higher education: drivers, rationales, priorities, values and impacts // European Journal of Higher Education. 2018. Vol. 8, is. 1. P. 8-18.
27. Добрынина Н.И., Бабушкина Е.В. Интернационализация университетов: опыт Финляндии при разработке стратегии интернационализации российских образовательных организаций высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56). С. 280-284.
28. Красильникова Н.В., Кузьминых Ж.О. Интернационализация образовательного процесса в современном университете: опыт Италии, возможности для России // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 193-199.
29. Старыгина А.М. Интернационализация высшего образования в России в контексте двусторонних отношений с Китаем // Гуманитарий Юга России. 2017. № 2 (26). С. 280-290.
30. Пацукевич О.В. Опыт Германии в сфере интернационализации высшего образования // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 4. С. 165-168.
Информация об авторе(-ах): Information about the author(-s):
Алдакимова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии; Армавирский государственный педагогический университет (г. Армавир, Краснодарский край, Российская Федерация). E-mail: [email protected]. Aldakimova Olga Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Social, Special Pedagogy and Psychology Department; Armavir State Pedagogical University (Armavir, Krasnodar Region, Russian Federation). E-mail: [email protected].
Для цитирования:
Алдакимова О.В. Научно-методические условия адаптации зарубежного опыта интернационализации высшего образования // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 3. С. 245-249. DOI: 10.17816/бпу202093301.