Научная статья на тему 'Интернационализация опорного университета: арктический вектор'

Интернационализация опорного университета: арктический вектор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЕНЦЕВ ЕВРО-АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВМЕСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ / "ГРАНИЦЕВЕДЕНИЕ" / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / BARENTS EURO-ARCTIC REGION / FLAGSHIP UNIVERSITY / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS / INTERNATIONAL PROJECT / PROJECT "BORDEROLOGY" / ACADEMIC STUDENTS MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжкова Инна Витальевна, Сергеев Андрей Михайлович

Статья посвящена проблеме интернационализации высшего образования как комплексного процесса, во многом определяющего специфику регионального университета, обладающего статусом опорного вуза региона. Интернационализация высшего образования в современном контексте выступает как стратегия активного внедрения международного измерения во все базовые сферы жизнедеятельности вуза и как явление оказывается значительно шире, чем простая совокупность различных видов международной деятельности. Интернационализация предполагает непрекращающуюся трансформацию различных образовательных направлений и форм и выступает как катализатор внешних изменений, происходящих во всех сферах образования. Несмотря на то, что в базовых документах, регламентирующих функционирование опорных вузов, международная деятельность не выделена в качестве отдельного направления, Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) включает международную составляющую в программу своего стратегического развития, предполагая реализацию распределённой модели, когда международный компонент последовательно интегрирован в образовательную, научно-исследовательскую, инновационную и административно-управленческую сферы жизнедеятельности вуза. Авторы анализируют своеобразие форм интернационализации на основе обращения к лучшим практикам МАГУ, таким как научно-образовательный проект «Границеведение», программа «Бакалавр северных исследований» и др. Специфика региона содержательно и структурно определяет образовательное пространство самого северного опорного университета РФ, развивающегося в трансграничном поле. Авторше аргументированно утверждают, что международная деятельность существенным образом усиливает потенциал опорного университета, позволяя использовать ресурсы международного сетевого сотрудничества с целью обеспечения социально-экономического развития региона и обогащения его социокультурного пространства. Движение на пути к интернационализации, ценностное позиционирование интернационализации высшего образования, по мнению авторов, означают для современного университета своеобразную проверку его способности к адаптации, гибкости и способности к инновационной деятельности одновременно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжкова Инна Витальевна, Сергеев Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalization of the Flagship University: Arctic Vector

The article addresses complex process of internationalization in higher education which largely determines the specifics of a regional educational establishment that has the status of a flagship university. In the modern context, the internationalization of higher education serves as a strategy for active introduction of the international dimension into all the basic spheres of university life and turns out to be a much wider phenomenon than just a simple combination of various types of international activities. As a constantly evolving process, internationalization implies the continuous transformation of various educational areas and acts as a catalyst for external changes occurring in education. Despite the fact that in the basic documents regulating the functioning of flagship universities, international activities are not singled out as a separate area, the Murmansk arctic State University (MASU) includes an international component in its strategic development program, assuming the implementation of a distributed model when the international component is consistently integrated into educational, research-and innovation-related and administrative aspects of the university's functioning. The authors analyze the distinctiveness of the internationalization forms on the basis of such best practices implemented by the Murmansk Arctic State University as the research and educational project "Borderology", the program "Bachelor of Northern Studies" and many others. The specific character of the region informatively and structurally determines the educational space of a flagship university, the northernmost higher education establishment of the Russian Federation, developing in a transboundary field. The authors argue convincingly that international activities significantly enhance the potential of the flagship university, allowing the use of international network resources to ensure the socio-economic development of the region and in order to enrich its socio-cultural space. The movement towards internationalization, the value positioning of the internationalization of higher education, according to the authors, mean for a modern university a kind of test of its flexibility, ability to adapt and innovate.

Текст научной работы на тему «Интернационализация опорного университета: арктический вектор»

Интернационализация опорного университета: арктический вектор

Рыжкова Инна Витальевна - канд. пед. наук, доцент, начальник отдела научной работы и международного сотрудничества. E-mail: innaryzhkova@yandex.ru

Сергеев Андрей Михайлович - д-р филос. наук, проф., ректор. E-mail: asergeev8@yandex.ru Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия Адрес: 183720, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15

Аннотация. Статья посвящена проблеме интернационализации высшего образования как комплексного процесса, во многом определяющего специфику регионального университета, обладающего статусом опорного вуза региона. Интернационализация высшего образования в современном контексте выступает как стратегия активного внедрения международного измерения во все базовые сферыi жизнедеятельности вуза и как явление оказывается значительно шире, чем простая совокупность различных видов международной деятельности. Интернационализация предполагает непрекращающуюся трансформацию различных образовательных направлений и форм и выступает как катализатор внешних изменений, происходящих во всех сферах образования. Несмотря на то, что в базовых документах, регламентирующих функционирование опорных вузов, международная деятельность не выделена в качестве отдельного направления, Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) включает международную составляющую в программу своего стратегического развития, предполагая реализацию распределённой модели, когда международный компонент последовательно интегрирован в образовательную, научно-исследовательскую, инновационную и административно-упрабленческую сферыi жизнедеятельности вуза. Авторы анализируют своеобразие форм интернационализации на основе обращения к лучшим практикам МАГУ, таким как научно-образовательный проект «Границеведение», программа «Бакалавр северных исследований» и др. Специфика региона содержательно и структурно определяет образовательное пространство самого северного опорного университета РФ, развивающегося в трансграничном поле. Авторы, аргументированно утверждают, что международная деятельность существенным образом усиливает потенциал опорного университета, позволяя использовать ресурсы международного сетевого сотрудничества с целью обеспечения социально-экономического развития региона и обогащения его социокультурного пространства. Движение на пути к интернационализации, ценностное позиционирование интернационализации высшего образования, по мнению авторов, означают для современного университета своеобразную проверку его способности к адаптации, гибкости и способности к инновационной деятельности одновременно.

Ключевые слова: Баренцев Евро-Арктический регион, опорный университет, интернационализация высшего образования, совместные образовательные программы, международный проект, «Границеведение», академическая мобильность студентов

Для цитирования: Рыжкова И.В. Сергеев А.М. Интернационализация опорного университета: арктический вектор // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 127-136. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-127-136

Введение как стратегия активного внедрения между-

Интернационализация высшего образо- народного измерения во все базовые сфе-вания в современном контексте выступает ры жизнедеятельности вуза. Именно так в

рамках параметра процессуальности звучит ставшее классическим определение интернационализации Дж. Найт: «процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение» [1, с. 2]. Интернационализация образования рассматривается как комплексное явление, которое значительно шире, чем простая совокупность различных видов международной деятельности. Г. де Вит подчёркивает, что интернационализация - это «комплекс процессов», «чей объединённый эффект, запланированный или не запланированный, направлен на усиление международного компонента в высшем образовании» [2, с. 26]. Как постоянно развивающийся процесс интернационализация предполагает непрекращающуюся трансформацию различных образовательных направлений и форм и выступает как катализатор внешних изменений, происходящих во всех сферах образования.

Несмотря на то, что в базовых документах, регламентирующих функционирование опорных вузов и определяющих ключевые показатели их эффективности, международная деятельность не выделена в качестве отдельного направления, Мурманский арктический государственный университет (МАГУ) включает международную составляющую в программу своего стратегического развития, предполагая реализацию распределённой модели, когда международный компонент последовательно интегрирован в образовательную, научно-исследовательскую, инновационную и административно-управленческую сферы жизнедеятельности вуза. С нашей точки зрения, данный вид деятельности определяет принципиально новые проекции развития научно-образовательного пространства университета, функционирующего в трансграничной зоне. Именно трансграничность способствует возникновению инновационных площадок, инновационных образовательных зон, формирующихся в поле диалога различных культур.

Интернационализация образования -одно из основных направлений деятельности МАГУ

Специфика интернационализации МАГУ как регионального вуза, развивающегося в арктическом пространстве, была детально проанализирована в ряде ранее опубликованных работ авторов [3-7]. Текущий этап интернационализации носит качественно иной характер, так как статус опорного позволяет МАГУ использовать ресурсы сети опорных университетов Российской Федерации с целью развития международного сотрудничества в трансграничной зоне, основанного на защите интересов страны в Арктике.

География международного сотрудничества МАГУ в целом охватывает более 15 зарубежных стран. Доминирующее положение в нём занимают университеты, расположенные в Баренцевом Евро-Арктическом регионе (БЕАР), такие как Арктический университет Норвегии/Университет Тромсе, Северный университет Норвегии г. Буде, Консорциум Лапландского университета (Финляндия), Лапландский университет прикладных наук (Финляндия), Технологический университет г. Лулео (Швеция) и др. Сотрудничество с большинством стран осуществляется на основе договоров и соглашений о партнёрстве, подписанных ректорами университетов при непосредственной поддержке Генеральных консульств вышеназванных стран. Важно отметить, что в 2017-2018 гг. у МАГУ появились и новые партнёры, существенным образом расширяющие географию международной деятельности университета: Генеральное консульство Королевства Нидерландов и Народная Республика Бангладеш. При поддержке Мурманского отделения Российского географического общества в рамках развития сотрудничества со странами БРИКС проведены переговоры с администрацией Университета г. Ухань (Китай), определены общие контуры сотрудничества в сфере академической мобильности и исследований в Арктике.

Основные направления сотрудничества с партнёрскими университетами следующие: реализация совместных международных проектов (научно-исследовательских, образовательных, социально-культурных, интегративных); разработка и реализация совместных интенсивных курсов, воспринимаемая как первый этап формирования совместных образовательных программ (СОП); академическая мобильность преподавателей и студентов. Ядром содержательного поля как проектов, так и программ, реализованных в рамках трансграничного сотрудничества, является арктическая проблематика: история и культура Баренцева Евро-Арктического региона; специфика миграционных процессов в БЕАР; логистическое пространство БЕАР; психосоциальное благополучие населения в БЕАР; развитие арктического туризма; арктический дизайн; педагогическое образование в Арктике; исследование языков коренных малочисленных народов Севера и др.

МАГУ является членом двух научных кол-лабораций: Университета Арктики - в рамках шести тематических сетей, так или иначе связанных с арктической проблематикой, и сети ЮНЕСКО/иШШШ. Являясь членом Университета Арктики, МАГУ активно участвует в работе следующих тематических сетей: «Искусство и дизайн в Арктике», «Педагогическое образование с целью обеспечения справедливости и многообразия форм обучения», «Арктическая безопасность», «Образы мира в языках коренных народов Севера» и др. В рамках педагогической сети «UNESCO/UNITWIN», организованной в мае 2018 г., МАГУ стал участником проекта «Педагогическое образование для обеспечения разнообразия и равенства в Арктике» (с сентября 2017 г.).

Реализация совместных образовательных программ - залог устойчивости сотрудничества вузов

Устойчивое международное сотрудничество МАГУ с зарубежными партнёрами

обеспечивается за счёт реализации совместных образовательных программ уровня бакалавриата и магистратуры и реализации интенсивных курсов, нацеленных на синхронизацию учебных планов вузов-партнёров и отработку общей методологии. Ведущий партнёр МАГУ в рамках данного направления - Норвегия. Финансирование обучения осуществляется как за счёт внебюджетных средств вузов-партнёров, так и за счёт средств грантов: норвежской программы «Баренц плюс», Норвежского Баренцева секретариата и др. МАГУ как современный опорный вуз, генерируя «образовательные коммуникации» в онлайн-пространстве, значительно расширяет своё образовательное поле с целью более качественного обучения студентов [8]. Общее количество студентов, завершивших обучение по совместной норвежско-российской онлайн-программе «Бакалавр северных исследований» (ведущий партнёр - кампус г. Альта Арктического университета Норвегии/Университета Тромсе), в которой ряд курсов разработан и прочитан учёными МАГУ, составляет 140 человек. По программе «Бакалавр циркумполярных исследований» (ведущий партнёр - Северный университет Норвегии г. Буде) обучается 15 человек. Совместную норвежско-российскую магистратуру по практическому знанию («Границеведение»), организатором которой является Северный университет Норвегии г. Буде, окончили 11 человек; в рамках второго набора обучается 40 человек. Это представители самых разных стран: России, Норвегии, Германии, Великобритании, Ганы и др.

МАГУ реализует ряд совместных интенсивных курсов, которые, как уже было отмечено выше, рассматриваются именно как первый этап подготовки по различным совместным образовательным программам как уровня бакалавриата, так и уровня магистратуры. В ходе реализации данных интенсивных курсов апробируется тематика лекционного материала, отрабатывается методический инструментарий семинарских

занятий со студентами, формируется поликультурная образовательная среда, способствующая развитию интернационализации высшего образования в целом.

Совместный курс «Социальная работа с детьми и молодёжью в Баренцевом регионе» реализуется в сотрудничестве с норвежскими партнёрами. Основной партнёр - Арктический университет Норвегии (кампус г. Альты). В МАГУ за работу по проекту отвечает кафедра философии и социальных наук. В ходе его реализации 20 студентов из Норвегии и России ознакомились с основными технологиями социальной работы, применяемыми в России и Скандинавии, посетили различные социальные центры, прошли практику в школах и центрах помощи семье и детям. Устойчивое развитие проекта будет обеспечено за счёт разработки и реализации совместной программы бакалавриата, содержательное поле которой будет определяться спецификой компаративных исследований в сфере социальной работы.

«Совместный курс по дошкольной педагогике» реализуется также в рамках российско-норвежского сотрудничества. Основной партнёр - Арктический университет Норвегии (кампус Альты). В МАГУ проект курируют кафедра педагогики и кафедра специальной педагогики и психологии. Участниками этого образовательного проекта являлись 35 студентов России и Норвегии. В ходе практических занятий студенты разрабатывали собственные проекты, опираясь на лучшие практики дошкольного образования, применяемые в России и за рубежом. На данном этапе кафедра педагогики разрабатывает концепцию учебника по сравнительной дошкольной педагогике, который будет создан в соавторстве с учёными из Норвегии.

Интенсивный курс «Культура, общество и устойчивое развитие в Баренц-регионе», разработанный совместными усилиями вузов Норвегии (Арктического университета Норвегии, Баренц-института) и России (САФУ, МАГУ), является начальным этапом разработки совместного бакалавриата, со-

держательное поле которого будет сконцентрировано на историко-культурной проблематике. Разработка и проведение курса профинансированы за счёт Норвежского Баренц-секретариата и Центра международного образования Норвегии. Общее количество вовлечённых студентов - 40 человек, это граждане России и Норвегии.

Академическая мобильность студентов -важная форма интернационализации, развиваемая вузом. Несмотря на сохраняющуюся, как и в большинстве вузов РФ, асимметрию исходящей и входящей мобильности, МАГУ последовательно использует ресурсы зарубежных программ и изыскивает собственные источники финансирования с целью обеспечения сбалансированного развития академической мобильности студентов. Так, в прошедшем 2018 г. 90 студентов МАГУ прошли обучение в зарубежных вузах, в основном - за счёт грантов программ академической мобильности «Баренц плюс» (Норвегия) и «Ферст плюс» (Финляндия). При этом 40 норвежских студентов прослушали интенсивные курсы на базе МАГУ.

Норвежско-российская магистерская программа по практическому знанию «Границеведение»

Говоря о развитии интернационализации высшего образования регионального вуза, важно отметить магистерскую программу по практическому знанию («Границеведение»), которая может быть оценена как одна из лучших практик университета [9]. Норвежско-российский научно-образовательный проект «Границеведение» реализуется совместными усилиями учёных Мурманского арктического государственного университета и Северного университета Норвегии г. Буде. Основное структурное звено, организующее работу по проекту, - Центр практического знания в Северном университете Норвегии. В МАГУ деятельность по проекту координирует кафедра философии и социальных наук. Данный международный проект нацелен на интегративное иссле-

дование комплексного феномена границы, что крайне актуально для Баренцева Евро-Арктического региона в целом. Студенты, претендующие на обучение по программе, должны свободно владеть английским языком и иметь как минимум трёхлетний опыт практической деятельности в рамках той или иной профессии. Именно этот практический опыт и становится предметом их рефлексий, тщательно проведённого анализа, которые ложатся в основание ежегодных эссе, из которых конструируется текст магистерской диссертации.

В проекте задействованы представители разных дисциплинарных полей: философы, историки, социологи, экологи, антропологи и др., из которых сформирована поликультурная группа студентов, чьи научные интересы лежат в поле границеведения. Результаты исследований студентов отражены в ряде магистерских и кандидатских диссертаций. В рамках данного проекта проведено семь научно-практических семинаров (в целом за годы реализации проекта), издано семь сборников научных статей. В качестве институционализации проекта открыт Центр Канта-Бахтина на базе школы искусств пос. Никель, расположенного на приграничной территории РФ. Сегодня этот центр является площадкой для проведения семинаров, конференций и встреч студентов, аспирантов, исследователей, включённых в диалог о границе. Различные аспекты магистерской программы по практическому знанию («Границеведение») были апробированы в ходе многих международных семинаров, что получило отражение в ряде публикаций [10-14].

В августе 2018 г. группа учёных МАГУ в составе четырёх человек приняла участие во Всемирном философском конгрессе в г. Пекине. В рамках конгресса был проведён отдельный круглый стол, посвящённый проблематике границеведения как научно-исследовательского и образовательного проекта одновременно. В круглом столе приняли участие представители Норвегии, Рос-

сии, Китая и Германии. В 2018 г. по итогам реализации проекта в издательстве Springer опубликована коллективная монография «Границеведение: кросс-дисциплинарный взгляд из приграничной зоны. Вдоль зелёного пояса» [15].

В 2018 г. МАГУ как опорный университет региона провёл восемь международных конференций и семинаров с международным участием, в том числе: международный форум «Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития», 27-я международная береговая конференция «Арктические берега: путь к устойчивости», международный научно-практический «Кантовско-Бахтинский семинар», международная научно-практическая конференция «Растительный и животный мир городов», международный виртуальный круглый стол «Проблемы и перспективы преподавания немецкого языка», всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цели и ценности современного образования» и конференция с аналогичным статусом - «Физическая культура, спорт и безопасность: актуальные вопросы теории и практики». 27-я международная береговая конференция была проведена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ (государственное задание №5.13283.2018/12.1 от 14.05.2018) и Российского фонда фундаментальных исследований (договор №18-05-20072/18 от 11.07.2018) [16].

Продвижение русского языка как иностранного -один из приоритетов МАГУ

Важным аспектом интернационализации является продвижение русского языка на мировой арене как стратегически значимый приоритет РФ. Обладая статусом опорного университета, МАГУ получил грант в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг. Данная программа является своеобразным ответом на вызовы современности, когда отмечается явное

снижение присутствия русского языка на зарубежном пространстве. Объём финансирования проекта МАГУ - 1 млн. 200 тыс. Дни русского языка и культуры были проведены на территории приграничного г. Киркенеса в Норвегии. Организатор проекта от МАГУ -кафедра русской филологии и массовых коммуникаций. Мероприятия проекта прошли на трёх площадках: в библиотеке, школе и музее г. Киркенеса. Общее количество участников проекта - 183 человека, из них 33 человека - российские участники; 150 - жители Киркенеса, включая граждан РФ, Норвегии и некоторых других стран [17].

Перспективы развития проекта, обеспечивающие устойчивость сотрудничества с Норвегией в сфере продвижения русского языка как иностранного, следующие: создание Центра русского языка в г. Киркенесе; проведение летних и зимних школ изучения русского языка как иностранного [18]; организация практики магистрантов в школах и центрах Киркенеса; ежегодное празднование Дней русского языка и культуры в г. Киркенесе. В качестве реальных шагов по обеспечению устойчивого развития проекта можно отметить следующее: школой г. Киркенеса получен грант для поездки в гимназию №3 г. Мурманска и обсуждения перспектив сотрудничества. На данном этапе 20 школьников посетили российскую гимназию, участвовали в проведении уроков русского языка, конкурсов на знание русского языка и др. Достигнута договорённость о заключении договора о сотрудничестве между российской и норвежской школами. МАГУ осуществляет научное и организационное руководство данным проектом. С учётом завершения финансирования все мероприятия проводятся из средств внебюджета МАГУ и благодаря спонсорской помощи Генерального консульства Королевства Норвегии в г. Мурманске.

С целью продвижения русского языка в МАГУ создан Центр тестирования по русскому языку как иностранному, на базе которого только в прошедшем 2018 году тестирование

прошли 73 человека. В основном это граждане бывших советских республик: Азербайджана, Армении, Беларуси, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Украины и др.

Опыт фандрайзинга: необходимые компетенции

Важно отметить, что вовлечение НПР и сотрудников МАГУ в международную деятельность способствует коммерциализации научных и образовательных проектов, развитию навыков фандрайзинга, что обеспечивает экономическую эффективность вуза в целом. В сфере фандрайзинга университет использует ресурсы многих фондов и программ, но основным ресурсом является регионально-ориентированная Программа трансграничного сотрудничества «Кол-арктик» 2014-2020, общий объём финансирования которой составляет 63,4 млн. евро. Объём софинансирования РФ - 12 359 045 евро. На третий раунд программы, завершившийся в декабре 2018 г., НПР МАГУ подали восемь заявок с общим финансированием более 1 млн. евро.

В рамках первого раунда программы МАГУ был получен грант КО 1013 BRIDGE -Инициатива БЕАР по развитию экономического роста и трудоустройству; объём средств - 161 203 евро; ведущий партнёр -кампус г. Альты Арктического университета Норвегии. В рамках данного гранта партнёрами МАГУ от РФ являются Петрозаводский государственный университет и Университет «ИТМО» Санкт-Петербурга. МАГУ выступает региональным координатором этого проекта от РФ. В рамках второго раунда выигран грант КО 2071 «Разработка общих подходов к вовлечению молодёжи в научно-техническую сферу - Be Tech!», объём финансирования которого - 153 040 евро. Ведущий партнёр - муниципалитет г. Альты, Норвегия. Грант будет выполняться в сотрудничестве с ООО «Социум плюс». В ходе реализации первого года проекта учёными МАГУ будет проведено исследование, нацеленное на выявление уровня подготовки

школьников Мурманска и Мурманской области к участию в научно-технологических проектах. Для исследования будет отобрана группа школьников в возрасте 13 и 15 лет, их родители, а также группа учителей, преподающих физику, математику, информатику и блок естественнонаучных дисциплин в школах г. Мурманска и области. На данном этапе проходят переговоры, касающиеся определения качественных и количественных методов сбора данных и методик их обработки. Предполагается, что аналогичное исследование будет проведено в странах-партнёрах -Норвегии и Финляндии - усилиями партнёрских организаций: Арктического университета Норвегии/Университета Тромсе и Университета Оулу (Финляндия). В перспективе планируется компаративный анализ данных и разработка методических рекомендаций для учителей школ и преподавателей вузов, занимающихся подготовкой учителей.

Заключение

Таким образом, с нашей точки зрения, международная деятельность существенным образом усиливает потенциал опорного университета, позволяя использовать ресурсы международного сетевого сотрудничества с целью обеспечения социально-экономического развития региона и обогащения его социокультурного пространства. Концептуальная трансформация стратегии развития МАГУ, получившего статус опорного университета, включает в себя международную компоненту как смыслообразующую, определяющую вектор развития научно-исследовательской и образовательной деятельности университета. Взаимодействие с сильными образовательными системами стран Баренцева Евро-Арктического региона способствует актуализации внутреннего потенциала МАГУ как на уровне кадрового ресурса, так и на уровне содержательного определения новых точек развития. Движение на пути к интернационализации, ценностное позиционирование интернационализации высшего образования как позитивной альтернативы

его глобализации в постоянно изменяющемся мире, таким образом, означает для современного университета своеобразную проверку его способности к адаптации, гибкости и способности к инновационной деятельности одновременно [19]. Отметим, что все эти характеристики крайне значимы для опорного университета, воспринимаемого как драйвер социально-экономического развития региона. В качестве одного из признаков явного повышения роли МАГУ в этом плане можно рассматривать предложение вузу со стороны регионального парламента и регионального правительства стать основателем Евразийского арктического центра, призванного координировать государственные и частные инициативы арктического региона на азиатском направлении. Создание данного центра планируется в МАГУ в 2019 г.

Естественно, что усиление позиции МАГУ как опорного университета будет требовать постоянного мониторинга, отслеживания показателей и оценки различных международных инициатив на каждой фазе «цикла интернационализации» [20], детального анализа оптимальных практик стран-соседей и одновременно - продуманного тиражирования собственных лучших практик, трансформация которых в пределах образовательных полей западных университетов неизбежна. В этой ситуации необходима синхронизация стратегий интернационализации стран-партнёров, нацеленных на развитие общего проектного пространства вузов и обеспечение горизонтальной и вертикальной сбалансированности, исходящей и входящей академической мобильности студентов.

Литература

1. Knight J. Updated Internationalization Definition // International Higher Education. 2003. No. 33. P. 1-3.

2. De Wit H. Strategies for Internationalization of Higher Education: A Comparative Study of Australia, Canada, Europe and the United States of America. Amsterdam: EAIE, OECD/IMHE, 1995.

3. Рыжкова И.В. Академическая мобильность студентов Баренцева Евро-Арктического региона. Мурманск: МГГУ, 2015.

4. Рыжкова И.В. Современный университет в рамках европейского «северного измерения»: феномен интернационализации. Мурманск: МГГУ, 2013.

5. Сергеев А.М., Рыжкова И.В. Специфика интернационализации высшей школы в рамках «северного измерения» // Балтийский регион. 2010. №3. С. 33-49.

6. Рыжкова И.В., Федоров П.В. Гуманитарный университет в системе «северного измерения»: проблемы, ресурсы и перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 5. С. 6-14.

7. Иванищева О.Н., Коренева А.В., Рыжкова И.В. Трансграничное сотрудничество в сфере образования: взгляд молодёжи Мурманской области // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 58-68

8. Шутёнко А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России. 2011. №7. С. 80-86.

9. Ryzhkova I., Methi J.S. Joint International Master Programmes - Potential, Problems and Challenges // Sovijus. 2015. Vol. 3. No. 2. Vilnius. P. 118-132.

10. Диалог через границы: границеведение в перспективе идей М.М. Бахтина: сб. материалов регионального научно-практического семинара с международным участием; сб. науч. статей / Науч. ред. А.А. Сауткин, А.В. Копылов. Мурманск: МГГУ, 2013.

11. И. Кант и М. Бахтин: вечный мир и диалог: сб. материалов международного научно-практического семинара (Мурманск, 12-13 марта 2014 г.) / Науч. ред. А.А. Сауткин, А.В. Копылов. Мурманск: МГГУ, 2014.

12. Воображаемые и реальные миры и их границы: сб. науч. статей / Науч. ред. А.А. Сауткин. Мурманск: МАГУ, 2016.

13. Человек между: сб. науч. статей / Науч. ред. А.А. Сауткин. Мурманск: МАГУ, 2018.

14. Philosophy in the Border Zone (through the Eyes of Russian and Norwegian Participants). Eds: V. Ross-vaer, A. Sergeev. Oslo, Orkana Akademisk, 2015.

15. Borderology: Cross-disciplinary Insights from the Border Zone. Along the Green Belt. Eds. J.S. Methi, A. Sergeev, M. Bienkowska, B. Nikiforo-va. Springer Geography, Springer Nature Switzerland AG, 2019.

16. Арктические берега: путь к устойчивости: Материалы конференции / Ред. коллегия: Румянцева Е.В. (отв. ред.), Гогоберидзе Г.Г. (зам. отв. ред.), Князева М.А. Мурманск: МАГУ, 2018.

17. Иванищева О.Н., Коренева А.В., Рыжкова И.В. Русский язык как инструмент международного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе // Высшее образование сегодня. 2018. №6. С. 36-41.

18. Коренева А.В. Специфика преподавания русского языка как иностранного в приграничной зоне // Филологическое образование в современных исследованиях: лингвистический и методический аспекты: материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 354-359.

19. Скотт П. Глобализация и университет // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2000. №4. С. 3-8.

20. Knight J. Monitoring the Quality and Progress of Internationalization // Journal of Studies in International Education. 2001. Vol. 5. No. 3. P. 228-243.

Статья поступила в редакцию 10.01.19 Принята к публикации 20.02.19

Internationalization of the Flagship University: Arctic Vector

Inna V. Ryzhkova - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., Head of research and international cooperation office, e-mail: innaryzhkova@yandex.ru

Andrei M. Sergeev - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Rector, e-mail: asergeev8@yandex.ru

Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia

Address: 15, Kapitana Egorova str., Murmansk, 183038, Russian Federation

Abstract. The article addresses complex process of internationalization in higher education which largely determines the specifics of a regional educational establishment that has the status of a flagship university. In the modern context, the internationalization of higher education serves as a

strategy for active introduction of the international dimension into all the basic spheres of university life and turns out to be a much wider phenomenon than just a simple combination of various types of international activities. As a constantly evolving process, internationalization implies the continuous transformation of various educational areas and acts as a catalyst for external changes occurring in education. Despite the fact that in the basic documents regulating the functioning of flagship universities, international activities are not singled out as a separate area, the Murmansk Arctic State University (MASU) includes an international component in its strategic development program, assuming the implementation of a distributed model when the international component is consistently integrated into educational, research- and innovation-related and administrative aspects of the university's functioning. The authors analyze the distinctiveness of the internationalization forms on the basis of such best practices implemented by the Murmansk Arctic State University as the research and educational project "Borderology", the program "Bachelor of Northern Studies" and many others. The specific character of the region informatively and structurally determines the educational space of a flagship university, the northernmost higher education establishment of the Russian Federation, developing in a transboundary field. The authors argue convincingly that international activities significantly enhance the potential of the flagship university, allowing the use of international network resources to ensure the socio-economic development of the region and in order to enrich its socio-cultural space. The movement towards internationalization, the value positioning of the internationalization of higher education, according to the authors, mean for a modern university a kind of test of its flexibility, ability to adapt and innovate.

Keywords: Barents Euro-Arctic region, flagship university, internationalization of higher education, joint educational programs, international project, project "Borderology", academic students mobility

Cite as: Ryzhkova, I.V., Sergeev, A.M. (2019). [Internationalization of the Flagship University: Arctic Vector]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28. No. 3, pp. 127-136. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-3-127-136

References

1. Knight, J. Updated Internationalization Definition. International Higher Education. 2003. No. 33, pp. 1-3.

2. De Wit, H. (1995). Strategies for Internationalization of Higher Education: A Comparative Study of Australia, Canada, Europe and the United States of America. Amsterdam: EAIE, OECD/IMHE.

3. Ryzhkova, I.V. (2015). Akademicheskaya mobil'nost' studentov Barentseva Evro-Arktichesko-go regiona [Academic mobility of students in the Barents Euro-Arctic Region]. Murmansk: MSHU Publ. (In Russ.)

4. Ryzhkova, I.V. (2013). Sovremennyiuniversitetvramkakhevropeyskogo «severnogoizmereniya»: fenomen internatsionalizatsii [Modern University in the Framework of the European "Northern Dimension": The Phenomenon ofInternationalization]. Murmansk: MSHU Publ. (In Russ.)

5. Sergeev, A.M., Ryzhkova, I.V. (2010) [The Specifics of Higher Education Internationalization in the Framework of the "Northern Dimension"]. Baltiiskii region = Baltic region. No. 3, pp. 33-49. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Ryzhkova, I.V., Fedorov, P.V. (2011) [Humanities University in the Northern Dimension System: Problems, Resources, and Prospects] Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. No. 5, pp. 6-14. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Ivanishcheva, O.N., Koreneva, A.V., Ryzhkova, I.V. (2018). [Cross-border Cooperation in the Sphere of Education: Murmansk Region Youth Views]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12, pp. 58-68. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Shutenko, A.I. (2011) [Development of Educational Communications in a Modern University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 80-86. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Ryzhkova I., Methi, J.S. (2015). Joint International Master Programmes - Potential, Problems and Challenges. Sovijus. Vol. 3. No. 2. Vilnius, pp. 118-132.

10. Sautkin, A.A., Kopylov, A.V. (Eds) (2013). Dialog cherez granitsy: granitsevedeniye v perspektive idey M.M. Bakhtina: Sbornik materialov regional'nogo nauchno-prakticheskogo seminara s mezhdunarodnym uchastiyem [Dialogue across Borders: Borderology in the Perspective of M.M. Bakhtin Ideas. Proc. Sci. and Pract. Seminar]. Murmansk: MSHU Publ. (In Russ.)

11. Sautkin, A.A., Kopylov, A.V. (Eds) (2014) I. Kant i M. Bakhtin: vechnyy mir i dialog: Sbornik materialov mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara [I. Kant and M. Bakhtin: Eternal Peace and Dialogue. Proc. Sci. and Pract. Seminar]. Murmansk: MSHU Publ. (In Russ.)

12. Sautkin, A.A. (Ed) (2016). Voobrazhayemyye i real'nyye miry i ikh granitsy: sbornik nauch. statey [Imaginary and Real Worlds and Their Boundaries: Collection of scientific papers]. Murmansk: MASU Publ. (In Russ.)

13. Sautkin, A.A. (Ed) (2018). Chelovek mezhdu: sbornik nauch. statey [A Human in Between: Collection of scientific papers]. Murmansk: MASU Publ. (In Russ.)

14. Philosophy in the Border Zone (through the Eyes of Russian and Norwegian Participants). (2015). V. Rossvaer, A. Sergeev (Eds). Oslo, Orkana Akademisk.

15. Borderology: Cross-disciplinary Insights from the Border Zone. Along the Green Belt. (2019). Methi, J.S., Sergeev, A., Bienkowska, M., Nikiforova, B. (Eds). Springer Geography, Springer Nature Switzerland AG.

16. Rumyantseva, E.V., Gogoberidze, G.G., Knyazeva, M.A. (Eds) (2018). Arkticheskiye berega: put' k ustoychivosti: Materialy konferentsii [Arctic Shores: Shore-up to Sustainability]. Murmansk: MASU Publ. (In Russ.)

17. Ivanishcheva, O.N., Koreneva, A.V., Ryzhkova, I.V. (2018) [Russian Language as a Tool for International Cooperation in the Barents Euro-Arctic Region]. Vyssheye obrazovaniye segodnya = Higher Education Today. No. 6, pp. 36-41. (In Russ., abstract in Eng.)

18. Koreneva, A.V. (2017) [The Specifics of Teaching Russian as a Foreign Language in the Border Area]. In: Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiya "Filologicheskoye obra-zovaniye v sovremennykh issledovaniyakh: lingvisticheskiy i metodicheskiy aspekty" [Philological Education in Modern Studies: Linguistic and Methodological Aspects. Proc. Sci. and Pract. Conf.]. Moscow, pp. 354-359. (In Russ.)

19. Scott, P. (2000) [Globalization and University]. Alma Mater (Vestnik vysshey shkoly) = Alma Mater(Higher School Herald). No. 4. pp. 3-8. (In Russ.)

20. Knight, J. (2001). Monitoring the Quality and Progress of Internationalization. Journal of Studies in International Education. Vol. 5, no. 3, pp. 228-243.

The paper was submitted 10.01.19 Accepted for publication 20.02.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.