Научная статья на тему 'Разработка и использование электронного учебника в современный период информатизации образования'

Разработка и использование электронного учебника в современный период информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ELECTRONIC TEXTBOOK / POSSIBLE NEGATIVE CONSEQUENCES OF ELECTRONIC TEXTBOOK USING / DIDACTIC OPPORTUNITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL AND ERGONOMIC QUALITY OF THE ELECTRONIC TEXTBOOK / TECHNOLOGICAL REALIZATION OF THE ELECTRONIC TEXTBOOK / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК (ЭУ) / ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭУ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) / ПЕДАГОГИКО-ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рягин Сергей Николаевич, Роберт Ирэна Веньяминовна

В статье представлено определение электронного учебника (ЭУ), описаны условия педагогически целесообразного и эффективного его применения в образовательном процессе общего среднего и профессионального образования. Обоснована необходимость проведения многофункциональной экспертизы электронного учебника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and use of the electronic textbook in the modern period of informatization of education

The paper presents the definition of the electronic textbook, and describes the conditions of its pedagogically appropriate and efficient use in the educational process of general secondary and vocational education. The necessity of multi-functional expertise of the electronic textbook is substantiated

Текст научной работы на тему «Разработка и использование электронного учебника в современный период информатизации образования»

С. Н. Рягин, И. В. Роберт

(Москва)

Разработка и использование электронного учебника

в современный период информатизации образования

В статье представлено определение электронного учебника (ЭУ), описаны условия педагогически целесообразного и эффективного его применения в образовательном процессе общего среднего и профессионального образования. Обоснована необходимость проведения многофункциональной экспертизы электронного учебника.

В современный период информатизации общества, когда доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства являются сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование, формализация информации, реализация современных средств информационного сетевого взаимодействия, появляется необходимость на более высоком уровне осуществлять представление и использование учебной информации. Это обусловлено необходимостью активного использования постоянно расширяющихся информационных ресурсов современного информационного общества массовой сетевой коммуникации и глобализации, представленных в электронном виде. При этом электронное представление результатов образовательной, научной, производственной и других видов деятельности членов современного общества основано на интеграции информационных технологий с научными и производственными, что инициирует развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности, высокий уровень информационного обслуживания, доступ любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

В этой связи современный период модернизации отечественного образования предполагает использование педагогической продукции, представленной в электронном виде, реализацию сетевой коммуникации между субъектами образовательного процесса, применение обучающимися разнообразного периферийного оборудования компьютера.

Вместе с тем использование педагогичес-

кой продукции, представленной в электронном виде, влечет за собой возможные негативные последствия [3], связанные с:

- использованием недопустимого объема учебной информации, представленной на экране, информационно-емкой и эмоционально-насыщенной, напрягающей психику обучающегося;

- несоответствием представляемой на экране информации (по структуре, качеству] индивидуальным возможностям личности;

- необеспеченностью позитивным психологическим климатом информационного взаимодействия пользователя с объектами «виртуальных экранных миров»;

- несоответствием визуальной среды, цветовых и звуковых характеристик, пространственного размещения информации, представленной на экране, разборчивости текста и изображений санитарно-гигиеническим требованиям и технико-технологическим характеристикам.

Вместе с тем современное состояние разработки и использования педагогической продукции, представленной в электронном виде, в том числе популярных электронных учебников (ЭУ], которые повсеместно используются в процессе преподавания учебных дисциплин, характеризуется их высокой востребованностью. Следует также констатировать, что качество педагогической продукции, представленной в электронном виде, и прежде всего электронных учебников, не обеспечивает педагогическую целесообразность их применения, интеллектуализацию интерактивного взаимодействия обучающегося и обучающего со средствами информационных и коммуникационных технологий, эргономичность их аудиовизуальной реали-

зации. Кроме того, ряд авторов [2, 3] отмечают необеспеченность использования ЭУ условиями безопасного, педагогически целесообразного применения в образовательном процессе. Особенно опасны с их точки зрения возможные негативные последствия психолого-педагогического воздействия, оказываемого на обучающегося информационно-емким и эмоционально-насыщенным электронным средством обучения, не имеющего аналога в прошлом.

Современными специалистами в области педагогики, психологии, эргономики, технических наук электронный учебник [5] рассматривается как информационная система (программная реализация] комплексного назначения, которая обеспечивает реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий [3] во всех звеньях процесса обучения: постановку познавательной задачи, предъявление содержания учебного материала, организацию применения первично полученных знаний, организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний, обратную связь, контроль за деятельностью обучающихся, организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности, задание ориентиров для самообразования, для поиска дополнительной учебной информации. При этом ЭУ, обеспечивая непрерывность и полноту процесса обучения, должен представлять теоретический материал, внутренними средствами организовывать тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, а также выполнять сервисные функции.

Остановимся на условиях педагогически целесообразного и эффективного применения электронного учебника в образовательном процессе, в том числе реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий] [3, 4]:

- организация и поддержка интерактивного диалога между обучающимся (обучающимися], обучающим и интерактивным источником образовательного ресурса, представленным в электронной форме учебника;

- компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте или процессе при использовании образного и сим-

вольно-логического методов визуализации информации с применением информационных и коммуникационных технологий;

- компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений или явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально» (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу];

- автоматизация процессов информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, отображению, тиражированию информации, а также процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так виртуального], его экранного представления с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления образовательным учреждением;

- автоматизация контроля результатов учебной деятельности и (или] усвоения учебного материала как с диагностикой, так и с констатацией причин ошибочных действий обучающегося;

- автоматизация процессов различных видов оценивания знаний, умений, навыков, компетентности обучающегося, а также установления уровня его обученности или уровня его интеллектуального развития;

- обеспечение пополнения уже имеющихся знаний и (или] информации, генерирование информации учебного назначения на базе: классификации информации по определенным признакам, заданным пользователем; идентификации запросов пользователя; интерпретации результатов запроса; распознавания образов определенных объектов;

- наличие ситуативных отношений, определяющих ситуативную совместимость той или иной информации (тех или иных знаний], и, при необходимости, изменение структуры представления учебной информации на основе анализа действий пользователя и учебной ситуации;

- создание возможности интерпретации (в виде моделей, графиков, диаграмм и пр.] учебной информации в соответствии с методическим назначением;

- обеспечение информационного взаимодействия между обучающим, обучающимся и

интерактивным источником информационного ресурса образовательного назначения.

Помимо вышеизложенных условий необходима соответствующая технологическая реализация электронного учебника, основанная на обеспечении взаимодействием четырёх его блоков:

- блок информации об обучающемся, который отвечает за определение начального уровня его знаний и умений в рамках данной предметной области и определяет исходные требования, предъявляемые обучающимся к системе;

- блок предметной области содержит структурированный (чаще всего в виде графа] учебный материал, состоящий из текстовой, аудио, видео и иной информации, реализованной на базе технологии Мультимедиа, Гипертекст, Гипермедиа, связанной между собой прямыми и обратными ссылками;

- блок мониторинга отслеживает текущий уровень усвоения обучающимся учебного материала, принимает решение о дополнительных объемах учебной информации, необходимой обучающемуся для достижения заданных ему начальных требований, выдает рекомендации о продвижении обучающегося к цели обучения;

- блок оценки деятельности обучающегося представляет результаты взаимодействия обучающегося с системой, а также (по желанию пользователя] представляет обучающемуся рекомендации по его дальнейшим действиям по изучению учебного материала в смежных предметных областях и возможной помощи со стороны системы.

Следует констатировать, что в настоящее время весьма незначительное количество разработок можно назвать электронным учебником, так как большинство разработок, претендующих на это название, весьма ограничено в своих возможностях, и прежде всего ограничено в дидактических возможностях ИКТ [3].

В этой связи для предотвращения возможных негативных последствий использования некачественной педагогической продукции, представленной в электронном виде, применение которой может нанести серьезный вред физическому и психическому здоровью подрастающего поколения, для обеспечения условий безопасности обучающегося, использующего ЭУ, необходимо проведение многофункциональной экспертизы электронного

учебника на основе специально разработанной научно-педагогической, медико-психологической, нормативно-правовой и технологической базы оценки педагогико-эргономиче-ского качества электронного учебника. Представим основные позиции экспертизы:

- педагогической целесообразности применения ЭУ (реализация дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий];

- адекватности представляемой в ЭУ предметной области (областей] его учебно-методическому назначению;

- соответствия содержания обучения в ЭУ возрастным особенностям обучающихся;

- возможности вариативности образования с использованием ЭУ;

- методической состоятельности представляемого в ЭУ содержания обучения;

- организации интерактивного диалога в ЭУ и автоматизации контроля уровня усвоения учебного материала;

- управления образовательным процессом с использованием ЭУ;

- соответствия характеристик пространственного размещения информации, визуальной среды, цветовых характеристик установленным санитарно-гигиеническим требованиям;

- соответствия разборчивости изображения на экране, формата текста, параметров знаков, звуковых характеристик санитарно-гигиеническим нормам и правилам;

- соответствия художественного изображения возможностям технологий Мультимедиа, Гипертекст, Гипермедиа;

- соответствия описания контрольных вариантов для демонстрации корректности функционирования ЭУ технологическим характеристикам;

- соответствия процессов установки/удаления, надежности функционирования ЭУ техническим характеристикам.

Вышеизложенное определяет необходимость разработки педагогической продукции, представленной в электронном виде, совершенно иного уровня, на базе которой можно будет имитировать решение человеком достаточно сложных задач в процессе его деятельности, используя такие программно-аппаратные средства, которые позволят осуществлять решение неформализованных творческих задач, в том числе моделировать некоторые аспекты человеческой деятельности,

используя интерактивные модели изучаемых объектов или процессов, обеспечивая интерактивный диалог на языке, близком к естественному (для человека].

В соответствии с этим перечислим основные направления научно-педагогических, медико-социальных и технологических направлений научно-исследовательских работ в области разработки и использования электронного учебника современного периода информатизации образования:

1. Обоснование и формирование научно-педагогической, медико-психологической, нормативно-правовой и технологической базы оценки педагогико-эргономического качества электронного учебника.

2. Разработка инструктивно-методической и технологической базы организации и проведения процедуры экспертизы педагоги-ко-эргономического качества электронного учебника на соответствие техническим регламентам и инструктивно-методическими требованиям с последующей сертификацией.

3. Определение инструктивно-методической базы проектирования электронного учебника, используемого в информационно-образовательной среде образовательного учреждения.

4. Создание учебно-методического обеспечения применения электронного учебника, используемого в информационно-образовательной среде учреждений общего среднего и профессионального образования, и управления его качеством.

5. Совершенствование системы управления качеством электронного учебника на основе использования информационных технологий.

6. Предоставление консультативных услуг разработчикам электронного учебника в виде методических рекомендаций по доработке характеристик до требуемого уровня.

7. Разработка образовательных программ дополнительного образования для подготовки педагогических кадров в области методического сопровождения применения электронного учебника в учебно-воспитательном процессе учреждений среднего общего образования и экспертизы педагогико-эргономи-ческого качества электронной формы учебника.

8. Формирование методической системы подготовки научно-педагогических кадров в области экспертизы педагогико-эргономиче-ского качества электронного учебника.

9. Совершенствование законодательства в области оценки качества электронного учебника в части, касающейся ведения образовательной деятельности с его использованием, в том числе законодательного обеспечения защиты интеллектуальной собственности и информационной безопасности пользователя.

10. Приведение понятийного аппарата законодательства в области использования электронного учебника в учебно-воспитательном процессе с в соответствие отечественными ГОСТами и международными стандартами.

Особо следует остановиться на прикладном значении вышеизложенных подходов к разработке и использованию электронного учебника современного уровня. Так, для администрации образовательного учреждения предлагаются:

- научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогических кадров в области методического сопровождения применения электронного учебника в учебно-воспитательном процессе учреждений общего среднего образования;

- нормативно-инструктивная база управления качеством электронного учебника;

- дополнительные средства обучения, представленные в электронном виде, расширяющие методические возможности использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;

- повышение мотивации и эффективности работы обучающихся и обучающих.

Для педагогов-предметников:

- методическая система подготовки педагогических кадров в области экспертизы педагогико-эргономического качества электронного учебника;

- совершенствование компетентности в области применения информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Для обучающихся:

- повышение мотивации обучения благодаря наглядному представлению на экране объекта или процесса, в том числе скрытого в реальном мире, а также визуализации интерпретаций закономерности изучаемого процесса или явления;

- совершенствование уровня владения информационными и коммуникационными технологиями;

- повышение уровня обученности и качес-

тва знаний, умений, навыков, овладение новыми компетенциями;

- овладение методами компьютерного моделирования изучаемых или исследуемых объектов, их отношений или явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально»;

- использование средств автоматизации в процессе информационно-поисковой деятельности.

Для разработчиков электронного учебника:

- научно-педагогическая, медико-психологическая, нормативно-правовая и технологическая база для разработки электронного учебника;

- консультативные услуги и методические рекомендации по доработке характеристик электронного учебника до требуемого уровня.

Литература

1. Граб В. П. Рекомендации по созданию систем менеджмента качеств в образовательных учреждениях. - М.: ИИО РАО, 2011. -120 с.

2. Мухаметзянов И. Ш. Методические рекомендации по предотвращению негативных медицинских последствий использования ИКТ в образовании. - М.: ИИО РАО, 2012. - 56 с.

3. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты]. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.

4. Роберт И. В. От Электронного учебника до Информационной системы образовательного назначения с элементами искусственного интеллекта // Ученые записки ИИО РАО. - 2014. -№ 53. - С. 5-20.

5. Рягин С. Н. Преемственность общего и профессионального образования в условиях их системных изменений : моногр. - М. : Наука, 2009. - 245 с.

6. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И. В. Роберт, Т. А. Лавина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 69 с. (Информатизация образования].

5. Шихнабиева Т. Ш. Проектирование логической структуры учебного материала на основе семантических моделей (методическое пособие для учителей математики и информатики]. - М.: ИИО РАО, 2011. - 52 с.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.