Научная статья на тему 'Электронные учебники как средство обучения в эпоху информатизации образования'

Электронные учебники как средство обучения в эпоху информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2459
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ / ELECTRONIC TEXTBOOKS / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е.О.

Обоснована актуальность электронного учебника как средства обучения. Рассмотрены определения термина «электронный учебник» и требования к электронному учебнику. Дана сравнительная характеристика достоинств и недостатков использования электронных учебников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC TEXTBOOKS AS A MEANS OF LEARNING IN THE ERA OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

There has been justified the relevance of the electronic textbook as a means of teaching. The definition of electronic textbook and requirements for the electronic book is determined. The comparative characteristic of the advantages and disadvantages of the use of electronic textbooks is demonstrated. Keywords: electronic textbooks, informatization

Текст научной работы на тему «Электронные учебники как средство обучения в эпоху информатизации образования»

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ЭПОХУ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ELECTRONIC TEXTBOOKS AS A MEANS OF LEARNING IN THE ERA OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

Е. О. Никитина

Обоснована актуальность электронного учебника как средства обучения. Рассмотрены определения термина «электронный учебник» и требования к электронному учебнику. Дана сравнительная характеристика достоинств и недостатков использования электронных учебников.

Ключевые слова: электронные учебники, информатизация образования, электронные образовательные ресурсы.

E. O. Nikitina

There has been justified the relevance of the electronic textbook as a means of teaching. The definition of "electronic textbook" and requirements for the electronic book is determined. The comparative characteristic of the advantages and disadvantages of the use of electronic textbooks is demonstrated.

Keywords: electronic textbooks, informatization of education, electronic educational resources.

Сегодня идет активная информатизация образования. В школы внедряют электронные журналы. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об образовании» в «...организациях, осуществляющих обра-

зовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных,

Таблица 1

Определения термина «электронный учебник»

Фамилия ученого Определение

Л. Х. Зайнут-динова [1] Обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи

И. В. Роберт, Т. А. Лавина [2] Информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств информационно-коммуникационных технологий во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановка познавательной задачи, предъявление содержания учебного материала, организация применения первично полученных знаний (организация деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний), обратная связь, контроль деятельности учащихся, организация подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы)

В. Н. Агеев, Ю. Г. Древс [3] Программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел

Т. Н. Носкова [4] Электронное учебное издание, содержащее совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя

И. Я. Лернер [5] Электронное учебное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентов и учащихся знаниями, умениями и навыками в этой области, отличающееся высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения

Д. Д. Зуев [6] Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания

Б. И. Крук, О. Б. Журавлева [7] Текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов и др.

Таблица 2

Процесс внедрения электронных учебников: мнения за и против

Достоинства Недостатки

1 Возможность наполнения значимыми наглядными средствами. Может помочь в усвоении материала. Учеба станет интереснее Дороговизна. Электронные учебники должны воспроизводиться на нетбук, ноутбук, планшет и т. д. Если приобретение данной техники будет полностью или частично оплачиваться родителями учеников, это может быть для многих дорого

2 Электронный учебник выполняется в формате, допускающем использование гиперссылок, графики, анимации, тестовых интерактивных заданий, других мультимедийных возможностей. Помогает усвоению материала с помощью воздействия на различные виды памяти: эмоциональную, слуховую Опасность для зрения учеников. Неудобство чтения текстов с экрана монитора, хотя любую его часть в любой момент можно распечатать, а современные мониторы и компьютерные программы делают чтение с экрана все более комфортным. Однако чем меньше экран гаджета, тем больше опасность для зрения. Кроме того, очень длительное пребывание у экрана монитора также не принесет пользы зрению учащихся

3 Компактность хранения огромных массивов информации. На одном электронном носителе могут уместиться все учебники по изучаемым дисциплинам и множество другой необходимой информации. Рюкзаки учеников станут легче хотя бы за счет того, что не надо будет носить дополнительную литературу Функция wi-fi и доступ в Интернет. Пользование электронными учебниками, по мнению многих педагогов, даст возможность подсмотреть все ответы в Интернете или будет просто отвлекать от учебного процесса

4 Мобильность. Материал из электронного учебника может быть оперативно разослан по электронной почте, записан на компакт-диск или помещен на образовательный веб-сайт и в Интернете

5 Функция wi-fi и доступ в Интернет. При пользовании электронными учебниками расширяет возможность получения новых знаний в любое время и в любом месте

информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам» [1]. Данные библиотечные фонды должны комплектоваться текстовыми и электронными:

• учебными пособиями;

• учебниками;

• методическими изданиями;

• периодическими изданиями.

Сегодня Министерством образования и науки РФ реализуется Федеральный проект «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения ^-^т^), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями». Основной целью проекта является обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов [2]. Для достижения поставленной цели предполагается активное использование электронных образовательных ресурсов, для наибольшей эффективности их использования необходима переподготовка педагогического состава, предоставление школьникам электронных учебников и устройств для их чтения.

Что же такое электронный учебник? В научной литературе не существует единого определения термина «электронный учебник». Каждый ученый вкладывает в данный термин свою трактовку (табл. 1).

Большое количество толкований данного термина говорит о научной актуальности данной проблематики.

Электронный учебник существенным образом обогащает традиционные формы обучения, так как позволяет включать в него огромное количество учебных и наглядных материалов и способствует развитию качественно новых методик преподавания.

Электронный учебник не должен быть отсканированным вариантом печатного учебника. Электронный учебник обладает рядом отличительных особенностей, которые объясняют целесообразность разработки и использования его, как самостоятельного средства обучения. Рассмотрим их.

1. Гипертекст. Чтобы электронный учебник помог сэкономить время ученику, затрачиваемое на операции по поиску учебного материала либо при повторении неизвестных или забытых понятий, существуют гипертекстовые ссылки и словари.

2. Гипермедиа. Использование иллюстраций эффективно вместе с помощью, обеспечивающей появление надписи рядом с интересующим элементом; дополнительная видеоинформация или анимированные клипы, сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении. Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе.

3. Аудио- или видеолекции преподавателей. При этом изложение учебного материала построено так, что есть возможность увидеть структуру лекции, и обучаемый имеет возможность повторить любой фрагмент лекции, нажав на нужный раздел.

4. Аудиоинформация. Учащийся, изучая текст электронного учебника, может услышать аудиозвучание тех

вопросов, которые освещаются по теме (например, правильное произношение звуков, изучение сердечных шумов и т. д.).

5. Контрольные, практические задания, а также задания для самопроверки знаний по каждому смысловому фрагменту курса.

На сегодняшний день существует множество сторонников и противников процесса внедрения электронных учебников в образовательные учреждения. Для того чтобы понять причину данных споров, необходимо выяснить достоинства и недостатки по использованию электронных учебников в образовательных учреждениях (табл. 2).

Таким образом, можно отметить, что достоинств в использовании электронных учебников больше, чем недостатков. Электронный учебник приводит к улучшению учебного процесса, к положительному влиянию на учащегося, формирует информационную культуру, способствует улучшению усвоения новых знаний, развивает мышление. Электронный учебник помогает решать современные задачи обучения, обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников: моногр. Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. 364 с.

2. Толковый словарь терминов понятийного аппа-

рата информатизации образования / сост.: И. В. Роберт, Т. А. Лавина. М.: ИИО РАО, 2006. 88 с.

3. Агеев В. Н, Древс Ю. Г. Электронные издания учебного назначения. Концепции, создание, использование: учеб. пособие. М.: МГУП, 2003. 236 с.

4. Носкова Т. Н. Аудиовизуальные технологии в образовании. СПб.: СПбГУ-КиТ, 2004. 99 с.

5. Лернер И. Я. Методологические проблемы дидактической теории построения учебника. Каким быть учебнику: Дидактические принципы построения / под ред. И. Я. Лернера, Н. М. Шах-маева. М., 1999. Ч. 1. 197 с.

6. Зуев Д. Д. Школьный учебник. М., 1999. 240 с.

7. Крук Б. И., Журавлева О. Б., Калачев И. В. Электронный учебник как средство субъектно-объ-ектного инфовзаимодействия в процессе обучения: проблемы инфовзаимодействия. Новосибирск. 2000. Вып. 2. 189 с.

8. ст. 18 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; СЗ РФ от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.

9. О проекте «Развитие электронных образовательных ресурсов нового поколения» // Учеб. портал по использованию ЭОР в образоват. деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://eor.it. ru/eor/mod/resource/view.php?id=29 (дата обращения 31.07.2013).

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗЛОЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ1

THE INTERACTIVE MEANS AT THE LESSONS OF HISTORY AS A TOOL OF PRESENTING THE RESULTS OF RESEARCH

О. Н. Уткина

Результаты научных исследований по истории в силу своей специфики не всегда могут быть эффективно использованы в учебном процессе. Одним из способов организации на уроках активного обучения при изложении полученных исторических сведений является применение интерактивных средств. Так, интерактивные карты-изображения, учебные веб-сайты, интерактивные доски - все это будет способствовать повышению интереса учащихся к новому виду информации и предмету.

Ключевые слова: интерактивные средства, информационные технологии, уроки истории.

O. N. Utkina

The results of the historical researchers can't always be used at the lessons effectively because of their features. The way of organizing of the active learning on the lessons is the use of interactive means for the presentation of the historical data. So the interactive maps-images, the educational websites, the interactive boards - all this will improve the interest of pupils to a new kind of information and to the lessons of history.

Keywords: interactive means, information technologies, the lessons of history.

1 Статья выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках научно-исследовательского проекта, регистрационный номер 6.5655.201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.