Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра
Босова Людмила Леонидовна доцент, д.п.н., главный научный сотрудник,
Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт
развития образования», ул. Черняховского, д.9, стр. 1, г. Москва, 125319, (499) 152-73-41
akum@mail.ru
Зубченок Никита Евгеньевич аспирант,
Университет Российской академии образования 119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д.58,
4zub@mail.ru
Аннотация
Проанализирован российский опыт создания и использования электронного образовательного контента для системы общего образования. Рассмотрены варианты воспроизведения электронного контента на мобильных электронных устройствах. Уточнено понятие электронного учебника, приведены его основные возможности. Охарактеризованы основные структурные компоненты электронного учебника. Представлены требования к мультимедийному и интерактивному контенту электронного учебника. Дана краткая информация о федеральном проекте «Разработка прототипов интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств».
The Russian experience of creating and using e-leaming content for the general education system are analyzed. Options for playback of digital content for mobile electronic devices are considered. The notion of an e-book is defined, the main structural components of the electronic textbook are characterized. The requirements for multimedia and interactive content of the electronic textbook are presented. Brief information on the federal project "Development of rototype interactive multimedia e-books for the new generation of general education based on modern mobile electronic device" is given.
Ключевые слова
средства обучения, электронный образовательный ресурс, электронный учебник, мультмедийность, интерактивность;
learning tools, electronic educational resource, an e-book, multmediynost, interactivity.
Введение
Тенденции развития средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволяют уже в ближайшей перспективе рассматривать в качестве основного клиентского устройства для работы учащегося различные варианты планшетных компьютеров (например, iPad), устройств для чтения электронных книг (так называемых «ридеров»), устройств мобильной связи и т.д.
Спектр принципиально новых возможностей, открываемых использованием подобных устройств в сфере начального и среднего образования, чрезвычайно широк. Так, использование планшетных компьютеров позволяет осуществить переход от классического бумажного учебника к современному электронному учебнику, включающему мультимедийный и интерактивный образовательный контент.
Методология создания электронных учебников
Попытки создания средств обучения, использующих возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), предпринимаются уже более пятидесяти лет. За это время ученые и специалисты неоднократно обращались к теме электронного учебника, предлагая самые разные трактовки этого понятия [1 -
3].
Уже первые компьютерные программы, создаваемые для учебных целей, представлялись специалистам чрезвычайно эффективным средством для организации самостоятельной работы обучающихся за счет возможности использования практически неограниченного количества заданий, автоматического контроля их выполнения, оперативного доступа к информационно-справочным материалам, необходимым для выполнения заданий. Это позволяло разработчикам таких программ говорить о создании электронных учебников и рассуждать о возможности замены «живого» учителя компьютером.
С появлением мультимедиа у разработчиков появились принципиально новые возможности представления информации (гипертекст, графика, анимация, видео и звук). Стали разрабатываться электронные книги: мультимедийные энциклопедии, а также всевозможные «репетиторы» - аналоги печатных учебных изданий, дополняемые системами обучающих и контролирующих заданий и информационно -справочным аппаратом [4]. Их основными потребителями стали частные пользователи; широкое использование компьютерных «репетиторов» в образовательных учреждениях было невозможно как в связи со слабой оснащенностью компьютерной техникой, так и с тем, что использование «репетиторов» было ориентировано на самообучение и не предполагало участия в учебном процессе учителя. Наряду с обучающими компьютерными программами, создававшимися в русле программированного обучения, к концу прошлого века появились и получили признание принципиально иные разработки «конструктивистского» направления, ориентированные на использование компьютера для стимулирования высокого уровня мыслительной деятельности и творческих способностей детей в процессе обучения [5].
До 2001 года в нашей стране электронные учебные материалы разрабатывались по инициативе коммерческих компаний и были ориентированы, преимущественно, на частного потребителя; с 2001 года электронные учебные материалы для системы образования стали разрабатываться в рамках целевых государственных заказов. В период с 2002 по 2010 годы в отечественной системе образования был реализован целый ряд крупномасштабных инициатив по формированию электронного образовательного контента: электронных практикумов, библиотек электронных наглядных пособий, электронных учебных пособий по ряду предметов общего и начального профессионального образования, наборов цифровых образовательных ресурсов к учебникам, информационных источников сложной структуры, инновационных учебно-методических комплексов, электронных учебных модулей и т.д.[6, 7].
Формально, в настоящее время имеется реальная возможность обучения по образовательным программам начального, основного общего и среднего (полного) общего образования с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Фактически, существующие ЭОР и технологии их использования в большей степени ориентированы на учителя; как правило, ЭОР используются при организации фронтальной работы на уроке; для организации индивидуальной работы учащихся с ЭОР в школе требуется оборудование специализированных рабочих мест. Даже при наличии домашних компьютеров школьники чрезвычайно редко используют ЭОР в процессе самоподготовки. Существующие ЭОР, решающие, преимущественно, локальные задачи в рамках традиционного образования или представляющие собой фрагменты новых педагогических практик, не могут в полной мере обеспечить необходимые условия для реализации ФГОС, требующих целостных инновационных педагогических технологий.
Принципиально новые возможности для решения задач, стоящих перед современной школой, связываются сегодня с использованием в учебном процессе различных типов мобильных электронных устройств (интернет-планшетов, нетбуков, ридеров - устройств для чтения электронных книг и т.д.), рассматриваемых в качестве основного клиентского устройства для работы учащегося. Доступность и функциональность мобильных электронных устройств позволяют предпринять реальные шаги для перехода от традиционного бумажного (печатного) учебника к современному электронному учебнику, включающему интерактивный мультимедийный образовательный контент.
В настоящее время и за рубежом, и в нашей стране предпринимаются попытки использования в учебном процессе электронных версий печатных учебников, для воспроизведения которых используются различные модели так называемых ридеров. При этом содержание электронных версий печатных учебников идентично печатным прототипам: сохранена разбивка на смысловые элементы и страницы, сохранено шрифтовое оформление. В зависимости от типа используемого устройства иллюстрации могут быть цветными или черно -белыми. Адаптация электронных версий печатных учебников для их воспроизведения на ридерах предполагает гипертекстовую организацию теоретического материала, что, фактически, обеспечивает новые дидактические возможности таких материалов. Более совершенные модели ридеров после соответствующей доработки электронных версий печатных учебников позволяют осуществлять: быстрый поиск нужной информации; быстрый переход к нужной главе учебника; получение всплывающих толкований слов; формирование заметок на полях учебника; выделение участков текста подчеркиванием; создание кратких аннотаций к параграфам учебника; создание простых тестов для закрепления прочитанного; связь между учеником и учителем: получение индивидуальных материалов и заданий, передача результатов тестирования.
Тем не менее, в традиционном классно-урочном обучении такие средства обучения не могут составить серьёзной конкуренции классическому бумажному учебнику, что связано, в первую очередь, со слабостью их демонстрационной компоненты.
Значительно больший интерес для школьного образования представляет так называемая гибридная модель электронного учебника, реализуемая на устройствах, поддерживающих возможность включения в электронную версию печатного учебника цветных статических и динамических изображений, видеофрагментов, аудиоматериалов, интерактивных моделей и контрольно измерительных материалов. Гибридная модель электронного учебника, фактически, представляет собой объединение на одном устройстве печатного учебника и его электронного приложения, которые на школьном уроке и будут её основными конкурентами.
Современный электронный учебник (ЭУ) - учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, поддерживающее все звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды [8].
ЭУ предназначен для воспроизведения на современных мобильных устройствах, определенных его разработчиком, сертифицированных для использования в образовательных учреждениях. Допускается уменьшение функционала ЭУ при его воспроизведении на устройствах, не входящих в перечень рекомендованных разработчиком ЭУ, но соответствующих иным требованиям, предъявляемым к устройствам, поставляемым в учебные заведения, при условии сохранения соответствия воспроизводимого содержания требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
ЭУ, реализованный на базе современного мобильного устройства, способен полностью заменить печатный (бумажный) учебник. Печатный учебник, представленный в электронной форме, не может рассматриваться в качестве ЭУ. Содержание ЭУ не может быть редуцировано к печатному аналогу без потери дидактических свойств.
Электронное приложение к учебнику - учебное электронное издание, дополняющее учебник (электронный или печатный), представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов (ЭОР), предназначенных для применения в образовательном процессе совместно с учебником [10].
Современный учебно-методический комплекс (УМК) — открытая система взаимосвязанных печатных учебных изданий, электронных учебных изданий и ресурсов. Состав УМК определяется предметными требованиями и методической целесообразностью; обязательными составляющими современного УМК являются учебник и электронное приложение к учебнику. В зависимости от специфики предметной области в состав УМК могут дополнительно входить электронные и/или печатные рабочие тетради, практикумы, задачники, хрестоматии, справочники и др. учебные издания, а также сетевые ресурсы, в т.ч. обеспечивающие методическую и техническую поддержку комплекта. Помимо образовательного контента в состав УМК могут входить инструменты для поддержки профессиональной деятельности учителя, проектной и творческой деятельности учащихся. Центральным компонентом УМК выступает ЭУ, обеспечивающий координацию основного материала и связанных с ним материалов других компонентов УМК.
Информационно-образовательная среда (ИОС) - система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. ИОС включает в свой состав электронный образовательный контент, представленный в ЭУ и иных электронных компонентах УМК (рис. 1).
Рис. 1. ЭУ как компонент информационно-образовательной среды
Можно рекомендовать два способа подготовки текста: использовать
непосредственно этот файл, предварительно переименовав его; изменять свой текст, используя кнопку «Формат по образцу».
Основные возможности электронного учебника:
1) выполняет все функции, присущие классическому печатному учебнику (информационную - как основной источник обязательной для усвоения учащимися информации; систематизирующую; мотивационную; ориентационную - как ориентир для учащихся на способы познавательной деятельности; координационную - для обеспечения внутрипредметных связей всех учебных материалов; воспитывающую и др.);
2) обладает широкими возможностями компьютерной визуализации учебной информации;
3) создает активно-деятельностную познавательную среду для учащегося за счёт возможности осуществления информационно -поисковой и исследовательской деятельности, выполнения разнообразных практических заданий с автоматической проверкой результатов, автоматизации процессов тренировки и контроля знаний, поддержки творческой деятельности с элементами контента, использования встроенных средств коммуникации для организации сетевого взаимодействия ученика и учителя, учеников между собой для формирования навыков учебного сотрудничества, коммуникативной компетентности, решения задач дистанционного обучения;
4) выполняет функцию навигатора по установленным на одном мобильном устройстве электронным материалам УМК;
5) поддерживает возможность реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий - своих потребностей в отношении широты и глубины освоения каждого предмета за счёт наличия дополнительного материала, расширяющего основной; гиперссылок на материалы электронного приложения к учебнику и других электронных компонентов УМК; гиперссылок на сетевые ресурсы региональных и федеральных хранилищ электронных образовательных ресурсов;
6) поддерживает комфортные, интуитивно понятные учащемуся
условия для взаимодействия с образовательным контентом, как на школьных занятиях, так и при самостоятельной работе дома.
ЭУ в составе информационно-образовательной среды:
1) поддерживает технологию загрузки и оперативного обновления образовательного контента по современным каналам связи;
2) обеспечивает возможность управления учебным процессом за счет взаимодействия мобильных устройств учащихся, компьютера или мобильного устройства учителя и других средств обучения на базе ИКТ (например, интерактивная доска, лабораторное оборудование и т.п.) в единое информационное пространство класса (образовательного учреждения);
3) предоставляет возможность коммуникации между участниками образовательного процесса (учащийся, учитель, родитель) посредством взаимодействия мобильных устройств с удаленными системами организованного хранения данных (образовательными порталами).
Основными структурными компонентами электронного учебника являются:
1) основной материал, передающий главное содержание издания и обеспечивающий изложение обязательной для усвоения учащимися информации. Содержание основного учебного материала определяется ФГОС и примерной программой по предмету для данного уровня образования. Основной материал учебника может быть представлен в текстовой / гипертекстовой и аудио-визуальной форме. Визуальный ряд может быть представлен реалистическими и синтезированными объектами статической и динамической графики. Возможны замена / дублирование текстовых описаний изучаемых объектов (предметов, процессов, явлений) соответствующими видеофрагментами, анимациями, моделями, аудиозаписями;
2) пояснительные тексты, сопровождающие ключевые термины основного материала, все графические изображения и важные смысловые фрагменты сложных графических изображений, формулы. Пояснительные тексты могут быть реализованы в форме всплывающих подсказок, появляющихся при активизации соответствующего слова (словосочетания) или изображения (фрагмента изображения);
3) дополнительный материал, связанный с основным материалом четкой системой навигации и служащий для расширения и углубления базовых знаний, полученных при изучении основного материала. Дополнительный материал может представлять собой: текстовый / гипертекстовый контент, содержащий справочную информацию (в т.ч. глоссарий), разнообразный познавательный и научно-популярный материал (в т. ч. фрагменты литературных произведений, фрагменты популярных научных статей и публикаций и др.); аудио-визуальный контент; мультимедийный контент (в т.ч. фрагменты научно-популярных фильмов, анимации скрытых процессов и явлений) для более детального изучения материала предметной области. Дополнительный материал должен соответствовать базовым дидактическим принципам, обеспечивать многообразие индивидуальных траекторий и уровней глубины усвоения, обеспечивать активно-деятельностные формы взаимодействия с контентом. Дополнительный материал в ЭУ может располагаться вместе с основным учебным материалом в виде гипертекстовых врезок или всплывающих окон;
4) навигационный аппарат (оглавление, сигналы-символы, алфавитный, именной и тематический указатели, пользовательские закладки / заметки и т.д.), обеспечивающий быстрый поиск информации, мгновенный переход к нужной главе и параграфу, отражающий связи между основным и дополнительным материалом, а также позволяющий пользователю отслеживать свое положение в образовательном пространстве ЭУ;
5) аппарат организации усвоения, включающий моделирующий,
закрепляющий и контрольный компоненты. В учебнике должны приводиться задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задачи и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи, упражнения для закрепления знаний и навыков, задания и ссылки на ранее изученный материал, а также компоненты, направленные на установление внутри- и межпредметных связей. Важное отличие ЭУ от классического печатного учебника состоит в возможности включения в его состав инструментальной компоненты (виртуальные лаборатории, ленты времени, интерактивные объекты с использованием GPS-координат, интерактивные карты, конструктивные творческие среды), интерактивных объектов для тренировки, самоконтроля и контроля, дидактических игр.
Самоподготовка (тренировка и самоконтроль) и различные виды контроля (вступительный, промежуточный, итоговый) в ЭУ обеспечиваются наличием интерактивных заданий различных типов:
• задания для самоконтроля, позволяющие скорректировать представления о содержании предметных элементов и способах действия при решении простых познавательных задач;
• наборы групповых исследовательских и проектных заданий, отчеты о результатах выполнения которых могут накапливаться в портфолио ученика и быть доступны учителю для анализа и обсуждения;
• самостоятельные и контрольные работы, выполняемые учащимся индивидуально, в том числе в режиме он-лайн, результаты которых должны накапливаться в портфолио ученика и быть доступны учителю для анализа и оценивания.
Задания, предполагающие автоматическую проверку, должны исключать возможность неоднозначного ответа.
Содержащиеся в ЭУ самостоятельные и контрольные работы могут включать задания в тестовой форме на: выбор одного правильного ответа из множества; выбор нескольких правильных ответов из множества; ввод ответа с клавиатуры; установление соответствий; установление последовательностей.
В ЭУ аппарат организации усвоения может быть дополнен инструментарием для осуществления связи между учеником и учителем (получение индивидуальных материалов и заданий, передача результатов тестирования), сбора и хранения статистической информации о результатах выполнения практических заданий и контрольных работ.
Содержание ЭУ может быть представлено в мультимедийной форме, рассматриваемой как синтез различных видов информации — текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео, при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления. Выбор конкретных решений зависит от изучаемой дисциплины и должен быть методически оправдан. При этом рабочее пространство учащегося не должно быть перегружено информацией и декоративными элементами, отвлекающими внимание от изучаемого материала.
Технология создания электронного учебника
Практические шаги по созданию современных электронных учебников ведутся в рамках проекта «Разработка прототипов интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств», целью которого является
разработка: 1) типовых моделей интерактивных мультимедийных электронных
учебников (ИМЭУ) - описаний дидактических возможностей, состава образовательного контента, в том числе его мультимедийных и интерактивных компонент, а также сценариев взаимодействия учащегося с образовательным контентом, учитывающих возрастные психо лого -педагогические особенности обучающихся, а также специфику различных предметных областей; 2) прототипов ИМЭУ - созданных фрагментов ИМЭУ, на основании содержания одного тематического блока демонстрирующих возможности ИМЭУ нового поколения в данной предметной области для данной ступени образования. В рамках проекта разрабатываются 12 прототипов по следующим предметам: математика (3 класс); окружающий мир (3 класс); технология (1 класс), изобразительное искусство (1 класс); русский язык (5 класс); география (9 класс); изобразительное искусство (7 класс); биология (7 класс); технология (8 класс); литература (10 класс); геометрия (10 класс); физика (11 класс).
Медийные составляющие электронного образовательного контента достаточно удачно представлены на схеме (рис.2), содержащейся в работе [9].
Рис.2. Составляющие электронного образовательного контента
Рассмотрим типовые медийные составляющие контента электронного учебника:
1) символьная информация (текст, гипертекст, формулы). Текст ЭУ
разделяется на параграфы, соответствующие одному или нескольким урокам в рамках классно-урочной формы обучения. Текст параграфов структурируется с помощью подзаголовков, списков, таблиц. В математических, естественнонаучных и технических текстах содержатся формулы. Гиперссылки обеспечивают сетевую структуру контента (рис.3, 4). Верстка текста ЭУ должна обеспечивать возможность его комфортного просмотра: необходимо избегать излишнего использования полос прокрутки или перелистывания страниц; желательно обеспечиваться возможность просмотра всего смыслового блока на одном экране без использования полос прокрутки или перелистывания страниц. Оптимальное использование экранного
пространства может достигаться за счет миниатюризации элементов навигации и
медийного контента, использования всплывающих окон и т. д.;__________________
Омонимы (3
Дополнительны* материалы
Причины •(цмлоюммш а »цш омошмм Лмсмчкпм ошнпшы ГрлфичФсяш олютшы Фомстичкпм оютши Грлшятгжша омонимы
Омонимы и их отличие от многозначных
ОИ0»М+1 <от др.-греч. Гютм - ^АК*'(«Й'1 и егктл - .
млгеклмю слом илгр#«р, лмрмеж) ключ и /темой ключ \ омомовв »«гдг ив са«м»«4 не+АЧ собой: Ю0**ру4
СПСЛ4-С+ЮЫ9Ы Т0(ГУК>ТК* ■ р4>Ы> <ТЛ1ЬЧж Э№чв««4 М40ГОЭИв*«*Л( СЛСШ ЖИ) СЖЯМ^ Нагр»»«гр ГОрЯШШЯО горлышко /р#ф**С10#«4 МГГД,
собой по фор*
в СЛОМрв ЖГММ»«1 1-ШО******О СЛОМ В ОДНОЙ СЛОМрИОЙ СТА1М.
Ср**1 а«мгк« амд?л*от лгомки* фсмея»ч*оо«г, грбфмчгоам и гр***«П1ч*оо« смак»**.
Причины возникновения в языке омонимов Рис.3. Текстовые материалы прототипа ЭУ по русскому языку для 5 класса
т когюсмж хмтфм* слоте
ино*ын*чно§ СЛООО
топжоъью сломр* тт*9исгп
ММКЛЮОММИЫ* слом форм# слом елдеоп
Н1УЙЛЫШП форм* слом у0*р*мю
фо^мтшчесяо* *ол**мм ел*снью иук
0»зу0*р*ыц гласный_______
Рис.4. «Страница» прототипа ЭУ по биологии для 7 класса, содержащая гипермедийный контент
2) статический реалистический и синтезированный визуальный
ряд (фотографии, 2Б-фотопанорамы, микрофотографии, макросъемка, схемы, диаграммы, графики, учебные рисунки и др.) - соответствующие примеры приведены на рис. 5. Текст электронного учебника может сопровождаться значительно большим количеством высококачественных изображений, чем текст классического печатного учебника. В целях оптимального использования экранного пространства могут быть использованы такие формы компактного представления
иллюстративного материала как: масштабирование иллюстраций, слайд-шоу,
всплывающие подсказки над фрагментами изображений и формулами, интерактивные карты, ленты времени, а также возможности декомпозиции блок-схем. схем строения (устройства) природных и техногенных объектов и пр.;
Рис.5. «Страницы» прототипа ЭУ по технологии для 1 класса, содержащие объекты статического реалистического и синтезированного видеоряда
3) динамический реалистический и синтезированный визуальный
ряд (видеоопыты, видеоэкскурсии, 3D-фотопанорама с приближением/удалением, 2Б-анимация; наложение и морфинг объектов; анимация, созданная по 3D-объектам, виртуальные трехмерные модели объектов и пр.) - соответствующие примеры приведены на рис. 6, 7, 8. Объекты и процессы, основные свойства которых проявляются в динамике, необходимо иллюстрировать динамическим видеорядом. Погружение учащихся в предмет может быть достигнуто за счет снабженных всплывающими подсказками и масштабируемых объектов виртуальной реальности (сферических фото- и видеопанорам, в т. ч. объединяемых в виртуальные туры, интерактивных трехмерных моделей объектов и т.д.). В математических, естественнонаучных, технических предметных областях при изучении сложных связей между явлениями и процессами целесообразно использовать интерактивные параметрические модели, изменяемые параметры которых отражаются в результатах работы модели, обеспечивая визуализацию явления или процесса. Параметрические модели могут использоваться как основа для виртуальной лабораторной работы. Повышение насыщенности динамических объектов может достигаться за счет реализации возможности выбора режима воспроизведения или начальных параметров явления/процесса и т. п.;
Рис.6. Динамическая трехмерная модель, содержащаяся в прототипе ЭУ по
геометрии для 10 класса
В Не забудьпа написать внутри открытки тёплое гиищрЗРЛСНИСі'
Рис.7. «Страницы» прототипа ЭУ по технологии для 1 класса, содержащие видеофрагменты
Рис.8. Видепанорама, содержащаяся в прототипе ЭУ по окружающему миру для
3 класса
4) звуковой ряд (аудиофрагменты) может включаться в ЭУ для
представления звуковых объектов (звуки природы, технических устройств, музыка, речь).
Мультимедийность - важнейшее качество современного электронного учебника. Контент ЭУ может включать как все представленные выше компоненты, так и их часть. Критерием при отборе медийных составляющих является степень их важности в представлении конкретного учебного материала. Каждая из отбираемых компонент должна вносить качественно новые стороны в изложение материала; если изложение материала без использования этой конкретной компоненты не потеряет ничего существенного - ее не нужно использовать. Первостепенную роль должен играть синтез отобранных материалов. В результате должна получиться не механическая смесь, а единый, хорошо структурированный контент, соответствующий логике изложения материала и обладающий новыми качествами по сравнению с простым набором медийных составляющих.
Материал учебника - это не просто собрание сведений для запоминания и воспроизведения; в отличие от печатного учебника информация в электронном учебнике может не просто предъявляться ученику в готовом виде, но излагаться постепенно, предполагая наличие и учитывая результаты управляющих воздействий со стороны ученика [10]. Процессуальная часть (аппарат организации усвоения) ЭУ должна представлять собой систему, способствующую разностороннему развитию учащихся, и содержать моделирующий, закрепляющий и контрольный компоненты (рис.9, 10, 11). В учебнике должны приводиться задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задачи и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи, упражнения для закрепления знаний и навыков, задания и ссылки на ранее изученный материал, а также компоненты, направленные на установление внутри- и межпредметных связей. Реализация процессуальной части современного электронного учебника основывается на возможности установления различных форм интерактивного взаимодействия пользователя с электронным образовательным контентом: манипулирование экранными объектами; линейная навигация (скроллинг вперед-назад в рамках экрана или переход от одного экрана (слайда) к другому);
иерархическая навигация (выбор подразделов с помощью меню, деревьев); интерактивные справки, вызываемые кнопками на панели навигации (наиболее эффективна контекстно-зависимая справка); обратная связь (ресурс отвечает пользователю, оценивая правильность выполнения им заданий; эти ответы видны на экране; если дальнейшее продвижение по учебным материалам зависит от результатов выполнения задания, то происходит коррекция образовательной траектории); конструктивное взаимодействие (ресурс позволяет создавать и настраивать экранные объекты, а также управлять ими; например, пользователи могут добавить новые узлы и гиперссылки к уже существующим, расширяя имеющуюся структуру мультимедийного приложения); рефлексивное взаимодействие (ресурс учитывает действия пользователя для последующего анализа, например, для того чтобы на основе этой информации рекомендовать оптимальную последовательность изучения материала в рамках занятия); имитационное моделирование (экранные объекты связаны друг с другом и взаимодействуют таким образом, что настройка этих объектов определяет их поведение, имитируя реальное функционирование технических устройств, систем, социальных процессов и т.д.); поверхностная контекстная интерактивность (пользователь вовлекается в различную деятельность, имеющую неявное дидактическое значение; этот тип интерактивности - сценарий - используется в многочисленных развлекательно-обучающих программах и дидактических играх); углубленная контекстная интерактивность (виртуальная реальность, т.е. пользователь погружается в имитируемый компьютером и программой мир) [7]. Высокий уровень интерактивности создает у пользователя не только ощущение способности управлять ходом событий, но и ощущение ответственности за получаемый результат. Это позволяет ученику от пассивного восприятия представленной информации перейти к активному участию в образовательном процессе. Таким образом, интерактивность -еще одно неотъемлемое качество современного электронного учебника.
Рис.9. Пример интерактивного задания из прототипа ЭУ по биологии для 6
класса
Рис.10. Пример интерактивного задания из прототипа ЭУ по окружающему
миру для 3 класса
Рис.11. Пример интерактивного задания из прототипа ЭУ по литературе для 10
класса
С разработанными прототипами можно детально ознакомиться по ссылкам:
• http://edu. 1c.ru/eor24/russian/index.html (русский язык);
• http://college.ru/eor24bio/bio/index.htm (биология);
• http://elearning.academia-moscow.ru/prototip/ (технология);
• http ://oc3. ru/portfolio/proj ects/prototipe/ (окружающий мир);
• http://moodle.oc3.ru/ (математика);
• http://edu.1c.ru/eor24/geom/index.html#section=about (геометрия);
• http://web.irev.ru/litra2/mainmenu.html (литература);
• http://web.irev.ru/izo/mainmenu.html (ИЗО);
• ftp://ftp.competentum.ru/upload/eor24/ (физика).
Заключение
Передовой отечественный и международный опыт показывает, что средства ИКТ обеспечивают не только образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса за счет: компьютерной визуализации образовательного контента; интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ как средства поддержки самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся; возможности сопровождения и поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем; средств организации и поддержки групповой учебной деятельности. В современных условиях вышеперечисленные возможности средств ИКТ наиболее полно могут быть реализованы в электронных учебниках, основные требования к которым представлены в данной статье. Приведенные решения предназначены для разработчиков электронных учебников, электронных приложений к учебникам, электронных учебно-методических комплексов, которые могут использоваться в образовательных учреждениях Российской Федерации для обеспечения условий реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Литература
1. Боброва Л. Н, Никулова Г. А. Программные средства учебного назначения: проявление ролевого стиля преподавания // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». - 2012. V.15. - №2. - С.493-516. - ISSN 1436-4522. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1019157 (дата обращения: 20.03.2013)
2. Кривошеев А.О. Электронный учебник - что это такое? // Университетская книга. 1998.
3. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 2000. № 2. С. 70-77.
4. Ежова Н.М. Общие тенденции в технологических решениях цифровых анатомических изданий учебного справочного назначения// Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» - 2011. - V. 14. - № 1. - С. 276-293.- ISSN 1436 - 4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v14_i1/pdf/4r.pdf (дата обращения: 21.03.2013)
5. Беренфельд Б.С., Бутягина К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недалекого прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. №3. С. 104-144.
6. Авдеева С.М., Барышникова М.Ю., Босова Л.Л. и др. Учебные материалы нового поколения. Опыт проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 127 с.
7. Кулагин В.П., Найханов В.В., Овезов Б.Б., Роберт И.В., Кольцова Г.В., Юрасов В.Г. Информационные технологии в сфере образования. - М.: Янус-К, 2004. -248 с.
8. Электронные учебники: рекомендации по разработке. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 24 с.
9. Основные положения концепции образовательных электронных изданий и ресурсов/Гиглавый А.В., Морозов М.Н., Осин А.В., Руденко-Моргун О.И., Тараскин Ю.М. и др.; Под ред. А.В. Осина. — М.: Республиканский мультимедиа центр, 2003. — 108 с.
10. Современные требования к электронным изданиям образовательного характера: Коллективная монография /Л.Г. Гордон, Т.З. Логинова, С.А. Христочевский, Т.Ю. Шпакова- М. : ИПИ РАН, 2008. - 73 с.