Научная статья на тему 'Организация и основные результаты апробации электронных учебников в общеобразовательных учреждениях РФ'

Организация и основные результаты апробации электронных учебников в общеобразовательных учреждениях РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC BOOK / ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ / THE INTRODUCTION OF E-BOOKS / АПРОБАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ / TESTING ELECTRONIC TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тармин В.А, Лобанов Юрий Иванович, Шпагина Т.В.

Приведен анализ результатов апробации электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND THE MAIN RESULTS OF TESTING OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN SECONDARY SCHOOLS OF THE RUSSIA

Are showed the results of testing of electronic textbooks in secondary schools of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Организация и основные результаты апробации электронных учебников в общеобразовательных учреждениях РФ»

УДК: 37.01, 371.68; 004.9

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РФ

Тармин В.А., Лобанов Ю.И., Шпагина Т.В. Федеральный институт развития образования. Москва. Россия.

Email: tarmin.v@firo.ru, lbn@list.ru, shpagina.t@firo.ru

Аннотация. Приведен анализ результатов апробации электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации

Ключевые слова: электронный учебник, внедрение электронных учебников, апробация электронных учебников

ORGANIZATION AND THE MAIN RESULTS OF TESTING OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN SECONDARY SCHOOLS OF THE RUSSIA

Tarmin V.A. Lobanov Y.I., Shpagina T.V. Federal institute of a development of education, Moscow, Russia

Email: tarmin.v @ firo.ru, lbn @ lis t.ru, shpagina.t @ firo.ru

Abstract. Are showed the results of testing of electronic textbooks in secondary schools of the Russian Federation

Keywords: electronic book, the introduction of e-books, testing electronic textbooks

Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях РФ проводилась в рамках приоритетного проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-leaming), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13 -р) по направлению «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ЭУ) ряда субъектов Российской Федерации»

Главная цель апробации электронных учебников заключалась в получении ответа на вопрос, может ли мобильное электронное устройство не только заменить весь комплект традиционных бумажных учебников, но и существенно дополнить его средствами интерактивного формирования межпредметных компетенций учащихся, поддерживая в них дух активной самостоятельной познавательной деятельности.

Под электронным учебником понимается учебное электронное издание1, содержащее систематизированное описание предметной области, а также необходимую учебно-методическую и технологическую информацию, обеспечивающих достижение целей образовательных программ и официально утвержденный в качестве электронного учебника для соответствующего уровня образования. [1]

Организация комплекса работ по апробации электронных учебников

Эксперимент по апробации ЭУ проводился в 9 субъектах РФ. Для участия в нем проводился предварительный отбор образовательных учреждений в соответствии со следующими критериями:

• территориальная доступность образовательных учреждений, участвующих в проекте конкретного региона;

• заинтересованность администрации школы и учителей-предметников в участии в апробации;

• готовность к созданию экспериментальных классов;

• достаточный уровень оснащения школы средствами ИКТ (достаточное количество мультимедийных проекторов и/или интерактивных досок, широкополосный канал связи, беспроводная сеть для уроков в классах, участвующих в эксперименте);

• наполняемость классов, участвующих в апробации, 20-25 человек;

• возможность выбора в образовательном учреждении контрольных групп - классов, с характеристиками, близкими к характеристикам экспериментальных классов.

Таким образом, для участия в эксперименте было определено 38 школ. В апробации ЭУ участвовали учителя 6-7 классов, преподающие школьные предметы различных образовательных областей: Филология, Общественно-научные предметы, Математика и информатика, Естественнонаучные предметы, Искусство, Технология, Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности, а также учителя 10-11 классов (в части элективных курсов по профориентации).

В ходе выполнения комплекса работ по апробации ЭУ проведены следующие мероприятия:

1 Электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения (ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения).

1. сформирован экспертный совет с соответствующими экспертными группами;

2. проведен анализ действующей организационной и нормативно- правовой

базы;

3. разработаны методические рекомендации для специалистов ОУ по использованию ЭУ в учебном процессе;

4. разработана система диагностики образовательных достижений учащихся, участвующих в проекте;

5. разработана система организационно-методической документации для пилотных ОУ;

6. проведена адаптация образовательного контента для использования в составе ЭУ;

7. конвертировано более 400 ЭОР;

8. проведены информационно-методические и установочные семинары в Москве и регионах;

9. проведены курсы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров ОУ;

10. создан специализированный интернет-ресурс мониторинга хода апробации;

11. проведено наполнение специализированного интернет-ресурса сетевого взаимодействия и поддержки участников апробации ЭУ;

12. проведен конкурс педагогического мастерства «Применение ИМЭУ в образовательном процессе»;

13. по результатам работ подготовлены отчётные документы.

В эксперименте использовались пять типов мобильных устройств: PocketBook Pro 9XX (927 шт.), Plastic Logic 100 (834 шт.), Ectaco JetBook Color (126 шт.), Intel Classmate PC (127 шт.), enTourage eDGe (35 шт.).

В качестве контента ЭУ использовались электронные копии изначально подготовленных для печати обычных учебников. Копии в формате «PDF» 56 учебников для 6-7 классов из Федерального перечня учебников безвозмездно предоставили ведущие российские издательства: «Просвещение», «Академия», «Дрофа», «БИНОМ. Лаборатория знаний», «Русское слово», «Ассоциация XXI век».

В ходе эксперимента было собрано большое количество данных о ходе учебного процесса с использованием ЭУ, отзывы педагогов, учащихся и их родителей об используемых устройствах. Проводились мониторинговые поездки с посещением

открытых уроков в образовательных учреждениях и обсуждением достоинств и недостатков, выявленных в ходе апробации, беседы с учителями и учащимися, а также совещания, рабочие встречи и семинары с представителями компаний производителей мобильных устройств, издательств, разработчиков электронного контента ЭУ.

На основе собранных данных был проведен анализ:

• сравнительных характеристик различных носителей электронных учебников;

• учебно-методических, дидактических и иных возможностей использования электронных учебников в учебном процессе;

• потребности в дополнительных функциональных возможностях электронных учебников;

• соответствия устройств-носителей электронных учебников гигиеническим требованиям безопасности для здоровья школьников;

• социально-экономического эффекта использования электронных учебников в школьном учебном процессе;

• действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение электронных учебников в образовательные учреждения.

Сравнительный анализ характеристик различных носителей ЭУ

В соответствии с условиями эксперимента при проведении апробации оценивались технические и эксплуатационные характеристики устройств.

В таблицах 1, 2 приведены технические характеристики устройств и функциональные возможности программного обеспечения различных носителей ЭУ.

Сравнительный анализ возможностей мобильных устройств и их программного обеспечения, показал, что Intel Classmate PC обладает более развитыми функциональными возможностями, соответствующими потребностям современного образовательного процесса.

Мобильное устройство EnTourage eDGe обладает рядом уникальных функциональных характеристик. Оно выполнено в виде двух связанных шарниром экранов, управляемых одним центральным процессором. Причем, один из экранов устройства, выполнен по технологии E-Ink (электронные чернила), другой экран выполнен на основе активной матрицы и предназначен для воспроизведения динамической видео-информации, включая учебные видеофильмы.

Тем не менее, следует отметить, что использование устройств на экранах с подсветкой (TFT, LCD мониторы) в качестве основных средств обучения, существенно

ограничивает время непрерывного использования этих устройств. При использовании же ридеров с электронными чернилами (E-Ink) нагрузка на зрение существенно снижается.

Таблица 1. Технические характеристики различных носителей ЭУ

Носители ЭУ Plastic Logic 100 Ectaco JetBook Color Pocket Book Pro 912 Intel Classmate PC EnTourage eDGe

Поддерживаемые форматы PDF, EPUB, TXT, JPG, BMP TXT, HTXT, HTML, PDF, EPUB, DOC, XLS, DJVU, JPG, TIF, BMP, PNG, GIF, WAV,WMA, MP3 FB2, TXT, PDF, DJVU, RTF, EPUB, DOC, JPEG, BMP, PNG, TIFF, MP3 PDF, TXT, RTF, HTML, CHM, ePub, DJVU, DOC, ODF, JPEG, BMP, PNG, TIFF, WAV, WMA, MP3 и др. ePub, PDF, MP3, WAV, 3GPP, MP4, AAC, OGG, M4A, 3GP, MP4, Adobe Flash Lite (H.264)

Размер экрана 10,5" 9.68" 10.1" 10.1" TFT-10.1"; E-Ink-9.7"

Разрешение 1280 x 960, 150 dpi 1600 х 1200, 206 dpi 1200x825, 150 dpi 1366х768 или 1024 x 600 TFT-1024 x 600 E-Ink - 1200 x 600

Технология E-Ink® (отраженны й свет) PVI EPD: E-Ink® Triton (отраженный свет) E-Ink® (отраженны й свет) ТТТ(активная матрица) E-Ink® отраженный свет)

Количество цветов 8 градаций серого 4096 цветов 16 градаций серого True Color (32bit) TFT-color, E-Ink-8 градаций чёрного.

Антиударное исполнение V Антиударное, с чехлом- обложкой V V пластик с тонкими вставками

WiFi - V V V V

Наличие аппаратной клавиатуры - - - V виртуальная и подключаемая USB- клавиатура

Сенсорный экран V V V V сенсорный со стилусов

Web-камера - - - V V

Таблица 2. Функциональные возможности программного обеспечения

различных носителей ЭУ

Функциональные возможности Plastic Logic 100 Ectaco JetBook Color Pocket Book Pro 912 Intel Classmate PC EnTourage eDGe

Читабельность — легкость и удобство чтения текста. V V V V V

Мультиязыковая поддержка. V V V V V

Возможность делать закладки V V V V V

Ввод заметок V V V V V

Свободный рисунок V V - V V

Предустановленные маркеры V V - - -

Доступ к последним прочитанным документам к последней прочтенной странице V V V V V1

Изменение масштаба ± V V V V

Поиск по оглавлению, номеру страницы, по закладкам, по словам, по сделанным комментариям V V V V V

Защита контента программным способом от копирования, удаления, изменения V V V ± V

Воспроизведение ЭОР - - - V V

Воспроизведение видео и интерактивных моделей - - - V V

Возможность установки дополнительного программного обеспечения - - - V V

Анализировались также технологические возможности системы «Азбука» по дистрибуции электронного контента. Система «Азбука» является примером технического решения, обеспечивающего легитимное распространение контента электронных учебников. Данный класс систем может найти широкое применение в образовательных учреждениях, использующих в учебном процессе различные виды электронных учебников.

Результаты использования электронных учебников в реальном учебном процессе

Практически все учителя отмечают простоту использования электронного учебника учениками, повышение у школьников мотивации и интереса к работе с учебным предметом с помощью технического устройства, удовольствие при использовании ЭУ на уроках и дома, активность изучения и использования всех его функций. Отмечают также повышение самостоятельности школьников в учебной работе с электронным учебником.

Сравнивая электронный учебник с бумажным носителем, учителя отмечают такие качества электронного учебника как более легкий вес сравнительно с традиционным бумажным учебником, отсутствие аллергена - бумажной пыли.

Обобщая результаты анализа материалов апробации, можно выделить две группы пожеланий: пожелания к развитию функциональных возможностей устройств и пожелания к качеству информационных и учебно-методических материалов ЭУ.

По результатам анализа общей успеваемости учащихся, можно утверждать, что для контрольных и экспериментальных классов характерна тенденция снижения доли учащихся имеющих только отметки «5» и увеличения доли учащихся с отметками только «4» и «5» и учащихся с отметками «3», см. рисунок 1. При этом доля учащихся имеющих отметки только «4» и «5» выше в экспериментальных классах, чем в

контрольных, а доля учащихся с отметками «3» ниже в экспериментальных классах, чем в контрольных.

Рисунок 1. Сравнение общей успеваемости (по всем предметам)

Сравнение успеваемости учащихся по группам предметов на конец учебного года показывает, что наилучшие результаты учащиеся 6-х классов имеют по тем предметам, где преподавание велось с использованием как электронных, так и бумажных учебников, а учащиеся 7-х классов - по предметам, преподававшимся только с использованием электронных учебников.

□ П ре д меты преподава вши еся только с использован и ем эле и тронных

□ Предметы преподава вши еся с использованием электронных и бумажных

□ П ре д меты преподава вши еся только с использован и ем бумажных учебников

Рисунок 2. Сравнение среднего балла за учебный год по группам учебных предметов.

Анализ соответствия носителей электронных учебников требованиям безопасности для здоровья школьников

В настоящее время гигиенические требования безопасности для здоровья школьников регулируются следующими основными документами:

1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Существующая нормативно-правовая база, устанавливающая гигиенические требования безопасности для здоровья школьников, требует серьезной доработки в части:

• классификации технических устройств, используемых для образовательных целей;

• обеспечения однозначной интерпретации используемых формулировок;

• более полного соответствия различным стадиям и особенностям учебного процесса;

• учета динамических особенностей электронного учебного контента.

Совершенствование СанПиН с учетом потребностей Российского образования

целесообразнее проводить при более тесном сотрудничестве специалистов Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в условиях реализации совместных проектов в области защиты здоровья детей и школьников.

Заключение

Использование электронных учебников в качестве повседневного инструментария учащегося и преподавателя позволяет:

• создать условия для активной познавательной и творческой деятельности учащегося с элементами предметной среды и средствами коммуникации;

• обогатить достоинства классического печатного учебника за счёт динамических мультимедийных компонентов, интерактивных контрольно-измерительных материалов, средств полнотекстового поиска;

• создать комфортные условия для управления учебным процессом и содержанием учебной работы учащихся и преподавателей.

Электронное устройство с установленными образовательными ресурсами (библиотекой электронных учебников) может рассматриваться как наиболее простой вариант реализации электронного портфеля учащегося. Электронные учебники, хотя и имеет ограниченные функциональные возможности, тем не менее, обладает рядом свойств, которые будут востребованы на протяжении длительно периода становления электронных педагогических технологий. Электронный учебник на базе устройств для чтения максимально приближен к бумажному учебнику, что существенно облегчает адаптацию педагогов и учащихся к новым технологиям и, при необходимости,

позволяет проводить урок в классе, когда одни учащиеся пользуются электронными учебниками, а другие традиционными бумажными.

Результаты эксперимента по апробации ЭУ в реальных условиях современных школ могут служить своеобразной «точкой опоры», способствуя формированию стратегии инновационного развития и использования ЭУ в учебном процессе, в том числе:

• повышению результативности учебной работы учащихся образовательных учреждений,

• развитию образовательного контента,

• формированию программ повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

Список литературы

1. Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. - М.:Федеральный институт развития образования, 2012. - 56 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.